Научная статья на тему 'Интеграционный потенциал струнно-смычкового искусства в проекции культурфилософского анализа эпохи Средневековья'

Интеграционный потенциал струнно-смычкового искусства в проекции культурфилософского анализа эпохи Средневековья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / струнно-смычковое искусство / интеграция / эпоха Средне­вековья / culture / string art / integration / Middle Ages

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Марина Викторовна

Статья посвящена исследованию интегративных возможностей струнно-смычкового искусства, которое на сегодняшний день становится способом интенсивного культурного обмена, международного сотрудничества. Культурфилософский анализ даёт основание выявить многообразие смыслов этого феномена в социальной жизни. Роль струнно-смычкового искусства в процессах культурной интеграции показана на примере эпохи Средневековья, где его достижения являются результатом масштабных интегративных практик культурного взаимодействия международного характера. Струнно-смычковое искусство, становясь неотъемлемым элементом массовой и элитарной человеческой культуры, преодолевая границы государств, оказывало воздействие на чувства и эмоции человека в процессе его светской и духовной жизни. Вхождение в религиозные практики позволило струнно-смычковому искусству обрести статус носителя высших ценностей, способствующего объединению гражданского общества. Смысл интеграционной функции струнно-смычкового искусства — формирование единого музыкального пространства, направленного на реализацию интересов человека, независимо от его социальной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration Potential of String and Bow Art in the Projection of Cultural and Philosophical Analysis of the Middle Ages

The article is devoted to the study of the integrative possibilities of string and bow art, which today is becoming a way of intensive cultural exchange and international cooperation. Cultural and philosophical analysis makes it possible to identify the diversity of meanings of this phenomenon in social life. The role of string and bow art in the processes of cultural integration is shown on the example of the Middle Ages, where its achievements are the result of large-scale integrative practices of cultural interaction of an international nature. String and bow art, becoming an integral element of mass and elite human culture, overcoming the borders of states, had an impact on the feelings and emotions of a person in the process of his secular and spiritual life. Entry into religious practices allowed the art of strings to acquire the status of a bearer of the highest values, contributing to the unification of civil society. The meaning of the integration function of string and bow art is the formation of a single musical space aimed at realizing the interests of a person, regardless of his social affiliation.

Текст научной работы на тему «Интеграционный потенциал струнно-смычкового искусства в проекции культурфилософского анализа эпохи Средневековья»

УДК 785"653":008

Марина Викторовна Попова

кандидат педагогических наук, заместитель директора Института педагогики, психологии и философии образования

Московская академия профессиональных компетенций, Москва, Россия

E-mail: mvip07@mail.ru

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРУННО-СМЫЧКОВОГО ИСКУССТВА В ПРОЕКЦИИ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Статья посвящена исследованию интегративных возможностей струнно-смычкового искусства, которое на сегодняшний день становится способом интенсивного культурного обмена, международного сотрудничества. Культурфилософский анализ даёт основание выявить многообразие смыслов этого феномена в социальной жизни. Роль струнно-смычкового искусства в процессах культурной интеграции показана на примере эпохи Средневековья, где его достижения являются результатом масштабных интегративных практик культурного взаимодействия международного характера. Струнно-смычковое искусство, становясь неотъемлемым элементом массовой и элитарной человеческой культуры, преодолевая границы государств, оказывало воздействие на чувства и эмоции человека в процессе его светской и духовной жизни. Вхождение в религиозные практики позволило струнно-смычковому искусству обрести статус носителя высших ценностей, способствующего объединению гражданского общества. Смысл интеграционной функции струнно-смычкового искусства — формирование единого музыкального пространства, направленного на реализацию интересов человека, независимо от его социальной принадлежности.

Ключевые слова: культура, струнно-смычковое искусство, интеграция, эпоха Средневековья

Для цитирования: Попова, М. В. Интеграционный потенциал струнно-смычкового искусства в проекции культурфилософского анализа эпохи Средневековья / М. В. Попова // Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 1 (77). — С. 85-92.

Введение человека» [13, с. 150], но и, «высвобождая неМногогранность современной культуры, ограниченные потенции» (С. О. Мильтонян) где академическое музыкальное искусство но- человека к творчеству — способу постиже-сит транснациональный характер, обеспечена ния мира и самого себя, становится сегодня масштабными интеграционными процесса- способом интенсивного культурного обмена, ми, стремлением к сотрудничеству, освоению международного сотрудничества. нового опыта, новых форм художественной Являясь отражением «единства чувствен-коммуникации. Роль струнно-смычкового ис- ного и интеллектуального начал» (Аврелий Ав-кусства в этом случае — обращение к челове- густин), музыкальное искусство на протяжении честву на языке, не нуждающемся в переводе. всей истории человечества выступает одним из «Стремясь к постижению сущности бытия», важнейших факторов, обеспечивающих фор-струнно-смычковое искусство как одна из зна- мирование общественного сознания, на прак-чимых частей мировой музыкальной культуры тике, влияя на процессы интеграции в обще-не только хранит «особое знание о сущности стве. Особо важно отметить, что современная

85

трактовка термина «интеграция» предполагает понимание его как одной из основ развития человека, охватывающую практическую сторону деятельности. Струнно-смычковое искусство в этой связи способствует интеграционным процессам, обеспечивая механизмы межкультурных коммуникаций, культурного обмена и трансляции культурных ценностей (инте-гративный смысл). Сегодня, когда проблемы осмысления социокультурной реальности побуждают исследователей сконцентрироваться на взаимоотношениях искусства и социума, игнорировать ценностное значение струн-но-смычкового искусства невозможно. Русский философ Н. А. Бердяев считал, что «лишь творчески-активное отношение человека к стихийно совершающемуся процессу может порождать новую жизнь и новую красоту» [2, с. 14]. Е. В. Дуков, изучая концерт как феномен культуры, обращает наше внимание на то, что форма существования искусства, в том числе и струнно-смычкового, «обладает не только эстетической спецификой, но и комплексом социально-коммуникативных особенностей» [5, с. 21]. Как отмечает Д. А. Журкова, академическое классическое искусство, попадая «в орбиту массовой культуры», «примиряет технический прогресс с закономерностями развития культуры, обеспечивая их пространственный синтез» [6, с. 25].

Такая антропологическая направленность струнно-смычкового искусства делает его неотъемлемой частью социального и культурного пространств и вызывает достаточно устойчивый интерес к изучению его различных аспектов и проявлений: от исполнительских принципов, педагогической культуры до смыслов его функций в культуре.

На наш взгляд, осмысление струнно-смыч-кового искусства, ограниченное какими-либо рамками, в том числе истории, искусствоведения и педагогики, является дискуссионным, поскольку не позволяет сформировать целостное представление о значении данного феномена в жизни общества. Сущность струнно-смычко-вого искусства невозможно раскрыть, опираясь лишь на какой-то один аспект. С развитием человеческой цивилизации, характеризующимся особым вниманием к эстетическим ценно-

стям — гармонии, красоте — интеграционные возможности музыкально-исполнительского искусства получают максимальную востребованность. Потребность исследования влияния музыкального творчества на жизнь общества постепенно возрастает. В этом процессе выходит на первый план способность струнно-смыч-кового искусства консолидировать сообщество, его интегративный потенциал, изучение которого возможно лишь с помощью средств системного культурологического анализа.

Цель настоящего исследования — ответить на вопрос о роли струнно-смычкового искусства в процессах культурной интеграции.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составили работы П. Сорокина, раскрывающие интегральную модель общества и культуры, где «всякая великая культура есть <...> единство, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность» [11, с. 429]. В рамках осмысления сущности смыслов интеграционной функции струнно-смычкового искусства особую ценность представляют исследования М. А. Сапонова, где фундаментальные принципы музыкальной культуры раскрыты в контексте культуры западного Средневековья. Работы Б. А. Струве, Л. М. Гинзбурга, В. Ю. Григорьева раскрывают вопросы истории отечественного струнно-смычкового искусства в синтезе генезиса и истории развития инструментов, исполнительского искусства и социальных, эстетических условий и стимулов этого развития.

Для определения смысла интегратив-ной функции струнно-смычкового искусства особую ценность представляет концепция Е. В. Дукова, рассмотревшего концерт как феномен культуры, обладающий «собственной историей, собственной структурой и поэтикой» [5, с. 3].

Нельзя не согласиться с мнением Н. А. Князева: «От того, насколько глубоко раскрыты теоретические основы процессов интеграции, зависит эффективность и оперативность решения научно-технических и социальных актуальных проблем современности» [8, с. 218].

86

Результаты. Обсуждение

В философском понимании интеграция (от лат. integer — полный, цельный, ненарушенный) рассматривается как процесс или действие, имеющее своим результатом целостность, объединение, соединение, восстановление единства [14]. Обращение к проблеме интеграции в контексте музыкального искусства, а именно струнно-смычкового, позволяет выработать новый взгляд на смыслы его инте-гративной функции в решении ряда социокультурных задач:

— поиск эффективных технологий социокультурной организации и коммуникации;

— развитие средств и расширение масштабов социального взаимодействия.

Интеграционные процессы в культуре связаны с освоением разнообразного опыта, интенсивным культурным обменом, где струн-но-смычковое искусство является «выходом за границу имманентной действительности» (Н. А. Бердяев). В то же время стремление к тождеству с социокультурным пространством, выраженное в социальной включённости в культурные практики, позволяет струн-но-смычковому искусству становиться одним из средств обеспечения интеграционных процессов в обществе. Коммуникационные аспекты, представленные в струнно-смычковом искусстве ансамблево-оркестровыми исполнительскими практиками, являются интегрирующим началом разных элементов социальных систем: элиты и среднего класса, этнических, цивилизационных групп, где развлекательная функция музыки — важнейший элемент формирования общего коммуникативного пространства.

Рамки данной статьи не позволяют дать в ней достаточно полную историческую панораму влияния струнно-смычкового искусства на интегративные процессы общественной жизни. Поэтому в качестве примера остановимся на наиболее показательном периоде истории, где струнно-смычковое искусство как одно из ярчайших явлений музыкальной культуры стало способом преображения жизни. Речь идёт о периоде Средневековья, где музыка и музыканты есть, по словам Е. Е. Володиной, «ору-

дия божественной благодати», а музыкальное пространство, как отмечает М. А. Сапонов, — «всегда сложнее, противоречивее, хотя бы уже из-за множества оформляемых с помощью музыки событий, вынуждавших размещать инструменталистов не столько по художественным, сколько по социальным, обрядовым или религиозным критериям» [10, с. 185].

Анализ исторического развития струн-но-смычкового искусства в странах Европы и России в период Средневековья позволяет утверждать, что его генезис тесно связан с социокультурными процессами. Осмысляя их с позиции философии, Н. А. Бердяев подчеркивает: «Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их» [3, с. 101]. «Внутреннее духовное сосредоточение» (Н. А. Бердяев), скупость внешних проявлений нашли непосредственное отражение в тихом благородном звучании фиделей. Яркий и резкий звук ребека в массовой развлекательной культуре выражал протест людей «интеллектуально-моральным», фундаментальным принципам религии и христианства (П. Сорокин).

Несмотря на то что сдержанность лич-ностно-ценностного начала, определяющая основной вектор художественной мысли эпохи, ограничила струнно-смычковые инструменты в их конструктивном развитии, популярность и востребованность струнно-смычкового искусства в обществе говорит о его высокой степени включенности в социокультурную среду.

Говоря об инструментарии Европы периода Средневековья, можно выделить два типа струнных инструментов с различными характеристиками звучания, влияющими на социальные условия их использования: фидели и ребеки. Качество звука — пение — позволило фиделю занять место в аристократических кругах, резкий звук ребека использовался в народной музыкальной практике. Важно отметить, что культурным смыслом струнно-смычкового искусства в данный период является объединение людей различных социальных классов и сословий для отдыха и развлечений. Звучание инструментов скрипичного типа, как отмечает Н. Арнонкур, ассоциировалось «с язычески-распутной чувственностью и мирскими

87

наслаждениями» [1, с. 27], которые всегда привлекали человека. Поэтому струнно-смычковое искусство можно трактовать как популярнейший продукт массовой культуры, фольклора того времени. Данный тезис не теряет актуальности и сегодня.

Как отмечает М. А. Сапонов, «средневековый человек был не менее музыкален, чем мы» [10, с. 9], и струнно-смычковые инструменты, преодолевая тенденцию, «ограничивать распространение искусства, порождённого одной социальной средой в других слоях населения» [5, с. 113], — являлись непременным атрибутом музыкальной практики как единого коммуникативного пространства всего общества. В этой связи особое значение приобретает исполнительская традиция как процесс трансляции смыслов и ценностей общества. Интегративную функцию при этом выполняет музыкальный репертуар, благодаря которому осуществляется соприкосновение куртуазной культуры аристократов, городской культуры и фольклора, формируется целостный характер музыкального бытия. Приобщение всех слоев общества к единому репертуару способствует его консолидации.

Как отмечается в одном из первых научных трудов «О музыке», созданном в XIII столетии французом Иоанном Грокейо, музыкальное пространство благодаря распространению струнно-смычкового инструментального исполнительства отличается панорамной целостностью, где органично сосуществует «бытовая», «популярная», «связанная с народной речью» музыка. Л. С. Гинзбург и В. Ю. Григорьев обращают внимание на то, что «традиции в смычковом инструментарии к середине XIV в. в разных странах Европы оказались чем-то схожими» [7, с. 10]. Продолжая эту мысль, можно отметить, что в этой области струнно-смычко-вое искусство проявило себя как инструмент транснационального культурного обмена ценностно-смысловыми установками.

Многочисленные документы сохранили свидетельства о том, что струнно-смыч-ковые музыкальные инструменты получили широкое распространение в жизни человека, сопровождая бытовые и общественные события, а также являлись предметом культурного

обмена. Источниками, благодаря которым мы можем увидеть панораму музыкальной жизни людей эпохи Средневековья, являются многочисленные артефакты словесности: романы и поэмы. Описания сцен музицирования с участием струнных инструментов содержатся в романах и стихах англичанина Джефри Чосера («Троиль и Криезида», «Кентерберийские рассказы»), французов Кретьена де Труа («Эрек и Энеида», «Ивейн»), Жана Фруассара («Мелиа-дор»), хрониках Жана Молине. Немецкую словесность ХП-ХШ вв., представленную творчеством Энея Хайнриха фон Фельдеке, Гартмана фон Ауэ и др. «пронизывают многочисленные упоминания и описания певческого искусства, игры на струнных [курсив наш — М. П.] и духовых инструментах» [10, с. 11].

Интересный материал для исследования фактов использования струнно-смычко-вых инструментов в жизненном обиходе в России XШ-XVП столетий обнаруживается в различных письменных артефактах, содержащих рисунки. В ряде рукописей учебного, просветительского характера, например в так называемых «Азбуковниках», сохранившихся с XIII в., содержатся изображения струн-но-смычковых инструментов, таких как гусли, скрипица и гудок.

Сюжеты, где встречаются струнно-смыч-ковые музыкальные инструменты, как правило, восходят к произведениям фольклора, связанного с языческими праздниками и обрядами. Интересно описание звука и тембра струнного инструмента в былине «Вавило и скоморохи»: «Заиграл Вавило во гудочек, А во звончатый да переладец» [7, с. 247]. Игра «в гусли, в домры, в смыки» упоминается в «Поучении митрополита Даниила», 1530 г. [7, с. 246].

Самая обширная практика бытования струнно-смычковых инструментов в России, как и в европейских странах, была связана с искусством профессиональных артистов, называемых в нашей стране «скоморохи». Скоморохами на Руси считали участников праздничных событий, владеющих игрой на музыкальных инструментах, умением петь, танцевать, лицедействовать и т. п. Конечно, петь и танцевать могли многие, но для скоморохов (не случайно их называли умельцами) это являлось источ-

88

ником дохода, профессией, предполагающей демонстрацию навыка сценического ремесла с использованием специального реквизита — костюма, маски, музыкального инструмента.

Их представления были популярны и востребованы в социуме, поэтому не случайно, что упоминания о культуре скоморохов в литературных памятниках начиная с XI в. — это довольно распространённое явление. Скоморошья культура является непременным атрибутом быта самых высоких социальных слоёв российского общества, о чём свидетельствует факт основания в 1571 году (царствование Ивана Грозного) Государевой Потешной палаты (потешного чулана), где были отобраны лучшие скоморохи. Палата занималась оформлением придворных праздничных и развлекательных событий, сопровождаемых инструментальной музыкой. Известно также, что, начиная с царствования Ивана III, ко двору выписывались иностранные музыканты, играющие на струнно-смычковых инструментах, а отечественные музыканты-скоморохи появлялись даже в Италии.

Скоморошество на Руси, жонглёры и шпильманы в Европе образуют единое направление — культуру странствующего музыканта-профессионала. Непосредственным образом связанная со струнно-смычковым искусством она стала средством интенсификации международного сотрудничества, формирования общего коммуникативного пространства в странах Европы и России, где зачастую струн-но-смычковые инструменты сопровождали досуг представителей аристократических кругов.

Важно отметить и то, что русские народные струнно-смычковые инструменты имели сходство с западноевропейскими. Разнообразные по строю (низкие и высокие), квинтовая настройка струн, внешние признаки (луко-образные смычки), практика опоры на верхнюю часть груди (при игре стоя), скрипки с тремя струнами, использование нижних струн в качестве бурдонов, они, становясь неотъемлемой частью исполнительской инструментальной культуры, способствуют формированию единой культурной традиции в области струнно-смычкового исполнительства на основе следующих компонентов:

— профессиональный характер занятий музыкальной деятельностью — скоморошья и менестрельная традиции, основанные на устном характере творчества;

— универсализм музыканта, являющегося в одном лице композитором и исполнителем;

— массовый характер бытования искусства, широкий социальный охват;

— содержательный элемент — развлечение, увеселение слушателей.

Особой сферой исполнительства на струн-но-смычковых музыкальных инструментах выступает ансамблевое музицирование, рождающее форму объединения людей актом творчества. По данным знаменитого парижского музыканта-теоретика XIII — начала XIV вв. Иоанна де Грокейо не было такой музыки, которая не исполнялась бы инструментально. «Среди музыкальных инструментов первое место занимают струнные» [цит. по 12, с. 51]. Исполнение вокального репертуара на струн-но-смычковых инструментах явилось традицией и русского струнно-смычкового искусства, развитие которого, как отмечают Л. С. Гинзбург и В. Ю. Григорьев, «не проходило изолированно, а было одним из важных звеньев в формировании мировой смычковой культуры в широком взаимодействии традиций и достижений разных народов, каждый из которых вносил свою долю в общий процесс» [7, с. 246].

В XIII столетии инструменты струнно-смычкового типа (фидель, виела) активно используются в Европе в церковной практике, сопровождая религиозный церемониал — престольные праздники, дни поминовения святых, процессии и т. п., что говорит о культурной селекции, интеграции струнно-смычковых инструментов в сферу приложения творческих сил для «создания Царства Божия» «в величайшей красоте, какую только видел мир» [3, с. 100]. Таким образом, струнно-смычковое искусство как часть музыкальной культуры являлось специфической формой выражения ценностей общества. Эта доминирующая функция позволила ему получить новый социальный статус — носителя высших ценностей, инструмента обращения к Богу. Духовность,

89

красота, гармония — ценности, которые стали связываться в сознании людей со струн-но-смычковым исполнительством. Данные смыслы, транслируемые струнно-смычковым искусством, позволяют ему стать проводником в процессе интеграции высших духовных ценностей и общественного сознания.

Таким образом, феномен струнно-смычко-вого искусства периода Средневековья выступает как «исторический компромисс между христианством и язычеством» (В. Н. Соловьев) [цит. по 10, с. 14], интегрируя в исполнительстве различные смыслы средневекового мировоззрения.

Заключение

Достижения струнно-смычкового искусства являются результатом масштабных ин-тегративных практик культурного взаимодействия международного характера, которое способствовало формированию его доминирующих черт: красота, духовность, соучастие, содружество.

Вовлечение во все составляющие жизнедеятельности человека позволило струнно-смычковому искусству стать ресурсом консолидации гражданского общества вокруг норм этики и морали.

Благодаря огромному арсеналу выразительных средств, проникновению во все сферы культурной жизни общества, профессиональной оснащённости исполнителей в куртуазной культуре струнно-смычковое искусство эпохи Средневековья отражает ведущую тенденцию развития культуры — «интеграционные процессы, стремление освоить разнообразный опыт, выйти, таким образом, на новый уровень развития социума» [4, с. 13].

Эпоха Средневековья стала мощнейшим фундаментом для обретения струнно-смыч-

ковым искусством статуса носителя высших ценностей, способствующих преодолению мировоззренческих стереотипов, социокультурных границ государств, объединяющих человечество в попытках постижения «тех божественных тайн жизни, из которых исходит, как из своих истоков, вся человеческая культура и жизнь всех народов земли» [3, с. 7].

Смысл интеграционной функции струн-но-смычкового искусства как феномена культуры заключается в положительном воздействии на чувства и эмоции человека в процессе его светской и духовной жизни. Струнно-смычко-вое исполнительство становится неотъемлемым элементом массовой и элитарной человеческой культуры, демонстрируя масштабный потенциал к международному сотрудничеству и интенсивному культурному обмену. Расширение ценностно-смыслового и коммуникативного потенциала струнно-смычкового искусства посредством его проникновения в церковную музыку связано с поисками механизмов адаптации и регулирования социального взаимодействия, направленного на реализацию интересов человека независимо от его социальной принадлежности.

Способность к формированию нового поля социально-культурных отношений, заложенная в струнно-смычковом искусстве, позволяет рассматривать его как один из механизмов сохранения и обновления ценностных систем человечества в исторической ретроспективе и в современном прочтении. В связи с этим струнно-смычковое искусство выступает не только инструментом формирования музыкальной культуры, но и полноценной частью культуры общества, мощным социальным институтом, интегрированным во все сферы его жизнедеятельности.

Список литературы

1. Арнонкур, Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди / Н. Арнонкур ; [пер. с нем. С. В. Грохотов]. — Москва : Классика-ХХ1, 2005. — 277 с.

2. Бердяев, Н. А. Кризис искусства/ Н. А. Бердяев — Москва : Изд. Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1918. — 47 с.; Москва : СП Интерпринт, 1990. — 48 с. (репринтное издание).

3. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. — Москва : Мысль, 1990. — 176 с.

4. Демченко, Ю. А. Интеграционные процессы в современной культуре: на примере библиотек и музеев / Ю. А. Демченко // Вестник Челябинского государственного уни-

90

верситета, Философия. Социология. Культурология. Вып. 12. — 2009. — № 18 (156). С.13-19.

5. Дуков, Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры / Е. В. Дуков. — Москва : Классика-XXI, 2003. — 254 с.

6. Журкова, Д. А. Искушение прекрасным. Классическая музыка в современной массовой культуре / Д. А. Журкова. — Москва : Новое литературное обозрение, 2016. — 320 с.

7. История скрипичного искусства : учеб. для муз. вузов : в 3 вып. Вып. 1 / под. ред. Л. С. Гинзбург, В. Ю. Григорьев. — Москва : Музыка, 1990. — 282 с.

8. Князев, Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки : монография / Н. А. Князев. — Красноярск : Сиб. гос. аэрокосмический ун-т им. акад. М. Ф. Решет-нева, 2008. — 269 с.

9. Мильтонян, С. О. Педагогика гармоничного развития скрипача / С. О. Мильтонян. — Тверь : Триада, 2013. — 247 с.

10. Сапонов, М. А. Менестрели: книга о музыке средневековой Европы / М. А. Сапонов. — Москва : Классика-XXI, 2004. — 398 с.

11. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин — Москва : Политиздат, 1992. — 543 с.

12. Струве, Б. А. Процесс формирования виол и скрипок / Б. А. Струве. — Ленинград : Музгиз, 1959. — 266 с.

13. Щербакова, А. И. Основные направления социально-философского анализа музыки как феномена в пространстве культуры / А. И. Щербакова // Система ценностей современного общества. — 2009. — № 5-2. — С. 150-154.

14. Философский энциклопедический словарь. — URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/ philosophy/fc/slovar-200-2.htm#zag-1179 (дата обращения: 13.09.2023).

Получено 04.12.2023

Marina V. Popova

Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director

of Institute of Pedagogy, Psychology and Philosophy of Education

Moscow Academy of Professional Competencies, Moscow, Russia

E-mail: mvip07@mail.ru

Integration Potential of String and Bow Art in the Projection of Cultural and Philosophical Analysis of the Middle Ages

The article is devoted to the study of the integrative possibilities of string and bow art, which today is becoming a way of intensive cultural exchange and international cooperation. Cultural and philosophical analysis makes it possible to identify the diversity of meanings of this phenomenon in social life. The role of string and bow art in the processes of cultural integration is shown on the example of the Middle Ages, where its achievements are the result of large-scale integrative practices of cultural interaction of an international nature. String and bow art, becoming an integral element of mass and elite human culture, overcoming the borders of states, had an impact on the feelings and emotions of a person in the process of his secular and spiritual life. Entry into religious practices allowed the art of strings to acquire the status of a bearer of the highest values, contributing to the unification of civil society. The meaning of the

91

integration function of string and bow art is the formation of a single musical space aimed at realizing the interests of a person, regardless of his social affiliation.

Keywords: culture, string art, integration, Middle Ages

For citing: Popova M. V. 2024. Integration Potential of String and Bow art in the Projection of Cultural and Philosophical Analysis of the Middle Ages. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 1 (77): 85-92. (In Russ.).

References

1. Arnonkur N. 2005. Moi sovremenniki: Bakh, Motsart, Monteverdi [My contemporaries: Bach, Mozart, Monteverdi]. Moscow: Klassika-XXI. 277 p. (In Russ.).

2. Berdyaev N. A. 1918, 1990. Krizis iskusstva [The crisis of art]. Moscow : Izdanie G. A. Lemana i S. I. Sakharova. 47 p., Moscow: SP Interprin. 48 p. (In Russ.).

3. Berdyaev N. A. 1990. Smyslistorii [The meaning of history]. Moscow: Mysl'. 176 p. (In Russ.).

4. Demchenko Yu. A. 2009. Integration processes in modern culture: on the example of libraries and museums. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Kul'turologiya [Bulletin of Chelyabinsk State University. Philosophy. Sociology. Cultural studies]. No 18 (156), iss. 12: 13-19. (In Russ.).

5. Dukov E. V. 2003. Kontsert v istorii zapadno-evropeiskoi kul'tury [Concert in the history of Western European cultu]. Moscow: Klassika-XXI. 254 p. (In Russ.).

6. Zhurkova D. A. 2016. Iskushenie prekrasnym. Klassicheskaya muzyka v sovremennoi massovoi kul'ture [The temptation is beautiful. Classical music in modern popular culture]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. 320 p. (In Russ.).

7. Istoriya skripichnogo iskusstva [The history of violin art]. 1990. In 3 iss. Iss. 1. Moscow: Muzyka. 282 p. (In Russ.).

8. Knyazev N. A. 2008. Filosofskie problemy sushchnosti i sushchestvovaniya nauk [Philosophical problems of the essence and existence of science]. Krasnoyarsk: Siberian State Aerospace University named after M. F. Reshetnev. 269 p. (In Russ.).

9. Mil'tonyan S. O. 2013. Pedagogika garmonichnogo razvitiya skripacha [Pedagogy of the harmonious development of the violinist]. Tver': Triada. 247 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Saponov M. A. 2004. Menestreli: kniga o muzyke srednevekovoi Evropy [Minstrels: a book about the music of medieval Europe]. Moscow: Klassika-XXI. 398 p. (In Russ.).

11. Sorokin P. A. 1992. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Man. Civilization. Society]. Moscow: Politizdat. 543 p. (In Russ.).

12. Struve B. A. 1959. Protsess formirovaniya viol i skripok [The process of formation of violas and violins]. Leningrad: Muzgiz. 266 p. (In Russ.).

13. Shcherbakova A. I. 2009. The main directions of the socio-philosophical analysis of music as a phenomenon in the space of culture. Sistema tsennostei sovremennogo obshchestva [The value system of modern society]. No 5-2: 150-154. (In Russ.).

14. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. 2010. Available from: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophy/fc/slovar-200-2.htm#zag-1179 (accessed: 13.09.2023). (In Russ.).

Received 04.12.2023

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.