Научная статья на тему 'ТИПЫ ДРЕВНЕРУССКИХ СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ПО ЗАПИСКАМ ИНОСТРАННЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ XVII ВЕКА'

ТИПЫ ДРЕВНЕРУССКИХ СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ПО ЗАПИСКАМ ИНОСТРАННЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ XVII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУДОК / НАРОДНАЯ СКРИПКА / ДРЕВНЕРУССКАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНОСТРАННЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ XVII ВЕКА / GUDOK / FOLK VIOLIN / ANCIENT RUSSIAN INSTRUMENTAL CULTURE / BOW INSTRUMENTS / FOREIGN TRAVELERS OF THE XVII-TH CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Устюгова А.В.

В статье рассматриваются представления иностранных путешественников о древнерусских смычковых инструментах XVII века в сопоставлении с изобразительными материалами этого периода. Заметки А. Олеария и С. Коллинза являются первыми опытами описания гудка, а также зарисовок его и народной скрипки, выполненных с натуры. Методологическую основу работы составляет комплексный подход к изучению проблем древнерусской инструментальной культуры, включающий сравнительно-исторический, структурно-типологический методы и терминологический анализ. В результате проведенного исследования нами выявлено два типа смычковых инструментов, распространенных в музыкальной культуре Руси XVII века, — грушевидный гудок и народная скрипка. В оригинальных текстах западноевропейских путешественников они именовались аналогично названиям западноевропейских смычковых инструментов («Geige», «Bierfidler», «Fiddle»). Воссоздан внешний вид грушевидного гудка и народной скрипки, а также способы их удержания. Вертикальное игровое положение независимо от размера инструмента является основным для древнерусского смычкового исполнительства. Установлен ансамблевый характер музицирования на смычковых инструментах и тесная связь с искусством скоморохов. С отмиранием традиций скоморошества игра на гудке и народной скрипке не исчезла, а преобразовалась и нашла применение в придворной жизни царского двора и в народном исполнительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF ANCIENT BOW INSTRUMENTS BY NOTES OF FOREIGN TRAVELERS OF THE XVII CENTURY

The article discusses the views of foreign travelers about the ancient Russian stringed instruments of the XVII century in comparison with the visual materials of this period. Notes by A. Olearius and S. Collins are the first experiments describing the whistle, as well as its and folk violin sketches made from life. The methodological basis of the work is an integrated approach to the study of the problems of the Old Russian instrumental culture, including comparative historical, structural and typological methods and terminological analysis. As the result of the study, we identified two types of bow instruments wide spread in the musical culture of Russia of the XVII century, the pear-shaped whistle and the folk violin. In the original texts of Western European travelers, they were called similarly to the names of Western European bow instruments (“Geige”, “Bierfidler”, “Fiddle”). The shape of the pear-shaped horn and the folk violin, as well as the manner of their holding were recreated. The vertical playing position, regardless of the size of an instrument, is fundamental for Old Russian bow performance. The ensemble nature of music playing on bow instruments and a close connection with the art of buffoons have been revealed. When the tradition of buffoon art performance died away, the play on the whistle and the folk violin did not disappear but was transformed and found application in the tsar court life and in the folk performance.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ ДРЕВНЕРУССКИХ СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ПО ЗАПИСКАМ ИНОСТРАННЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ XVII ВЕКА»

Проблемы теории и истории исполнительства

DOI: 10.26086/NK.2019.51.1.021 УДК780.6

© Устюгова Александра Викторовна, 2019

Звенигородская детская музыкальная школа им. С. И. Танеева (Звенигород, Россия),

преподаватель, кандидат искусствоведения

E-mail: uav80@mail.ru

ТИПЫ ДРЕВНЕРУССКИХ СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ПО ЗАПИСКАМ ИНОСТРАННЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ XVII ВЕКА

В статье рассматриваются представления иностранных путешественников о древнерусских смычковых инструментах XVII века в сопоставлении с изобразительными материалами этого периода. Заметки А. Олеария и С. Коллинза являются первыми опытами описания гудка, а также зарисовок его и народной скрипки, выполненных с натуры.

Методологическую основу работы составляет комплексный подход к изучению проблем древнерусской инструментальной культуры, включающий сравнительно-исторический, структурно-типологический методы и терминологический анализ.

В результате проведенного исследования нами выявлено два типа смычковых инструментов, распространенных в музыкальной культуре Руси XVII века, — грушевидный гудок и народная скрипка. В оригинальных текстах западноевропейских путешественников они именовались аналогично названиям западноевропейских смычковых инструментов («Geige», «Bierfidler», «Fiddle»). Воссоздан внешний вид грушевидного гудка и народной скрипки, а также способы их удержания. Вертикальное игровое положение независимо от размера инструмента является основным для древнерусского смычкового исполнительства. Установлен ансамблевый характер музицирования на смычковых инструментах и тесная связь с искусством скоморохов. С отмиранием традиций скоморошества игра на гудке и народной скрипке не исчезла, а преобразовалась и нашла применение в придворной жизни царского двора и в народном исполнительстве.

Ключевые слова: гудок, народная скрипка, древнерусская инструментальная культура, смычковые инструменты, иностранные путешественники XVII века

© Ustugova V. Alexandra, 2019

Zvenigorod children's music school named after S. I. Taneyeva (Zvenigorod, Russia), teacher,

PhD in Arts History

E-mail: uav80@mail.ru

TYPES OF ANCIENT BOW INSTRUMENTS BY NOTES OF FOREIGN

TRAVELERS OF THE XVII CENTURY

The article discusses the views of foreign travelers about the ancient Russian stringed instruments of the XVII century in comparison with the visual materials of this period. Notes by A. Olearius and S. Collins are the first experiments describing the whistle, as well as its and folk violin sketches made from life.

The methodological basis of the work is an integrated approach to the study of the problems of the Old Russian instrumental culture, including comparative historical, structural and typological methods and terminological analysis.

As the result ofthe study, we identified two types ofbow instruments wide spread in the musical culture ofRussia of the XVII century, the pear-shaped whistle and the folk violin. In the original texts of Western European travelers, they were called similarly to the names of Western European bow instruments ("Geige", "Bierfidler", "Fiddle"). The shape of the pear-shaped horn and the folk violin, as well as the manner of their holding were recreated. The vertical playing position, regardless ofthe size of an instrument, is fundamental for Old Russian bow performance. The ensemble nature of music playing on bow instruments and a close connection with the art of buffoons have been revealed. When the tradition of buffoon art performance died away, the play on the whistle and the folk violin did not disappear but was transformed and found application in the tsar court life and in the folk performance.

Key words: Gudok, folk violin, ancient Russian instrumental culture, bow instruments, foreign travelers of the XVII-th century

Первые представления об особенностях исполнительства на смычковых инструментах (преимущественно о гудке) изложены в воспоминаниях и записках европейских дипломатов, путешественников и исследователей, побывавших в России в XVII—XVIII веках: А. Олеарий, С. Коллине, Я. Штелин, И. Г. Георги, И. Беллерман, М. Гутри. В них мы находим не только описания древнерусских смычковых инструментов, но и их зарисовки, выполненные с натуры.

Из дошедших до нашего времени документов XVII века особенно ценной является книга А. Олеария «Описание путешествия в Московию» (1647). В ней мы можем увидеть рисунки смычковых инструментов, сделанные автором, и рассказ о них.

Одна из гравюр воссоздает пребывание А. Олеария в северном городке Ладоге, где путешественник на фоне местных окрестностей зарисовал игру двух музыкантов (со струнным щипковым и смычковым инструментами) и увеселительные танцы. Гравюру «Ладога» сопровождает текст: «Здесь мы услыхали первую русскую музыку, а именно: в полдень 23-го с. м. [июля 1634 г. —Примеч. авт.], когда мы сидели за столом, явились двое русских с лютнею и скрипкою [«Geigen».—Примеч. авт.], чтобы позабавить господ. Они пели и играли про великого государя и царя Михаила Федоровича» [5, с. 36] (см. илл. 1).

Иллюстрация 1: Гравюра «Ладога» из книги А. Олеария [13, с. 20]

Изображенный на гравюре смычковый инструмент имеет грушевидный корпус с прямой верхней декой, тонкую шейку, переходящую в головку-улитку (скрипичный завиток). Наличие прямой верхней деки более отчетливо можно увидеть в оригинальном издании книги А. Олеария 1663 г. [13, с. 20]. Количество струн и колков невозможно разобрать, поскольку рисунок инструмента схематичен и лишен деталей. Музыкант играет стоя, держит инструмент на весу вертикально перед собой, не прижимая к телу. В левой руке у музыканта средних размеров луко-образный смычок.

Инструмент в правой руке музыканта, а смычок — в левой. Правостороннее удерживание смычковых инструментов на русских иллюстрациях появляется только с XVII века. До этого миниатюры фиксировали левостороннюю манеру, что соответствует сегодняшней традиции игры на смычковых инструментах. Правосторонний способ игры мы встречаем и в западноевропейском средневековом искусстве (трехструнная виола скульптура Амьенского собора XIII века, трехструнная виола на миниатюре из рукописи XIV века). Сложно сказать, является ли это неточностью художника, или правостороннее расположение инструмента при игре бытовало в народном исполнительстве. В русском фольклоре конца XIX — начала XX веков употреблялись оба способа игры на народной скрипке. К. В. Квитка описывает правостороннее держание инструмента у смоленских скрипачей при игре второй партии. Можно предположить существование двух исполнительских манер: левосторонней и правосторонней, в зависимости от исполняемого произведения.

В оригинале на немецком языке А. Олеарий называет изображенный им смычковый инструмент «Geige». Возможно, путешественник не знал русского наименования инструмента, поэтому использовал немецкий эквивалент. В своей книге А. Олеарий в отношении русского инструментария применял термины аналогичных западноевропейских музыкальных инструментов. Например, «raute» (лютня) — домра, «Psalter» (псалтирь) — гусли, а для обозначения гудка посчитал наиболее подходящим «Geige».

Впоследствии при переводе с немецкого на русский язык термин «Geige» употреблялся в двух значениях: «скрипка» и «гудок». В первом полном русском переводе книги А. Олеария, осуществленном П. Барсовым (1868), «Geige» трактуется как «гудок». В последующих переизданиях книги (1906, 1996, 2003) в переводе А. М. Ло-вягина представлен термин «скрипка».

Б. А. Струве раскрывает значение термина «Geige»: «Другие немецкие названия скрипки (Geige, Violine) далеко не столь показательны в смысле выявления ее народного бытования. Это происходит по той причине, что термин "Geige" долгое время (даже еще в XVIII веке) был собирательным по отношению ко всем смычковым инструментам. Вот почему слово "Geige", ныне сохранившееся лишь применительно к скрипке, избегло судьбы слова "Fiedel" с его доминирующим смыслом народного инструмента» [7, с. 99]. М. Преториус в своем трактате начала XVII века проводит разграничение «Geige» и «Fiedel». Так, для итальянской скрипки он использует «Geige» и добавляет, что простым народом она именуется «Fiedel». В Германии в XVII—XVIII веках народную скрипку и исполнителей на ней связывали с «Fiedel». Возможно, что А. Олеарий намеренно писал «Geige», имея в виду скрипку, а не гудок, который, скорее всего, назвал бы «Fiedel». Но более вероятным представляется толкование термина «Geige» в смысле общего наименования смычковых инструментов.

На гравюре «Увеселения русского народа» из книги А. Олеария тоже изображен смычковый инструмент. На ней сцена с кукольным театром Петрушки и музыкантами. Гравюра иллюстрирует описание А. Олеарием характерных русских забав: игры скоморохов с медведями и кукольный театр. В тексте он не перечисляет все инструменты на гравюре, а только упоминает о трактирном (уличном) скрипаче, используя слово: «Bierfidler» [13, с. 193].

В немецко-русском словаре Н. П. Макарова (1877) приводится перевод «Bierfidler» и слово, от которого оно образовано: «Bierfiedel — гудок, скрипчонка; Bierfiedler — дурной скрипач» [4, с. 134]. Так, «Bierfiedel» образовано путем сложения двух слов: «Bier» — пиво и «Fiedel» — «гудок, скрипка» [11, с. 540]. Переводы «Bierfidler» П. Барсова и А. М. Ловягина различаются. П. Барсов переводит «Bierfidler» — «уличные скрипачи», что наиболее близко к оригинальному немецкому тексту [10, с. 178]. А. М. Ловягин — в более общем плане — «кабацкие музыканты» [5, с. 179].

На гравюре «Увеселения русского народа» смычковый инструмент скрипичного вида с выемками по бокам и длинной шейкой. Музыкант держит его вертикально перед собой, стоя, — точно так же, как А. Олеарий зарисовал манеру игры на грушевидном гудке (гравюра «Ладога»). В правой руке у музыканта лукообразный смычок, который немного длиннее, чем на предыдущей гравюре. Изображенный смычковый инструмент можно было бы с уверенностью назвать скрипкой, если

бы не вертикальное игровое положение. Термин «Bierfidler» переводится как народная скрипка или гудок. На наш взгляд, введение второго термина «Bierfidler» (помимо «Geige»), скорее, обусловлено намерением автора передать атмосферу народных русских увеселений с трактирным скрипачом, а не определением типа смычкового инструмента.

В исследованиях ученых (А. С. Фаминцына, Н. И. Привалова и Н. Ф. Финдейзена, И. М. Ям-польского, Л. С. Гинзбурга, К. А. Верткова и других) изображения смычковых инструментов на гравюрах из книги А. Олеария определяются как гудки. Н. П. Привалов описывает различие форм гудков: «кузов гудка на одном рисунке имеет форму грушевидную (удлиненно-овальную), похожую на индийскую Sanyogi; на другом же с выемками по бокам, как у скрипки или гитары, прием игры такой же, как это мы видели раньше у восточных игроков, т. е. опустив инструмент книзу; смычки луковидные» [6, с. 206]. Л. С. Гинзбург считает их примерами иллюстрации гудка: «Одно из ранних изображений гудка поместил А. Олеарии в названном описании путешествия в Московию в 30-е годы XVII века... Кроме того, изображение гудошника (с гусляром) мы находим во втором издании этой книги (1656)» [2, с. 22]. К. А. Вертков более детально анализирует гравюры, конкретизирует типы гудка, проводя аналогии с псковскими и новгородскими смычковыми инструментами: «Здесь ладожский скоморох играет на гудке, поразительно похожем на гудок псковского скомороха... пляска скоморохов в г. Ладоге — гудок имеет резонаторный корпус овальной формы без талии (перехвата)» [1,с.92].

На наш взгляд, смычковые инструменты на гравюрах А. Олеария являются гудком и народной скрипкой. Различие их сводится к строению корпуса, который у гудка имеет грушевидную форму, а у народной скрипки — восьмеркообразную с талией. Согласно А. Олеарию способ игры и на гудке, и на народной скрипке один и тот же — это вертикальное держание инструмента с согнутой в локте левой рукой, в положении стоя. Следует отметить схожесть полукообразной формы смычка и различие длины его трости: у гудка короче, чем у народной скрипки.

На всех гравюрах из книги А. Олеария смычковые инструменты изображены в ансамбле с домрой и гуслями. Ансамблевая игра является одним из характерных способов исполнительства на гудке и на народной скрипке. Путешественник называет инструментальный ансамбль гудка и домры — «русской музыкой». Административные документы XVII века отражают наиболее частое сочетание с гудком именно домры.

В конце XVII века находим описание гудка в записях англичанина С. Коллинза, придворного врача царя Алексея Михайловича. В своем письме к другу он пишет: «Русские употребляют волынки и небольшие гудки, сходные несколько с лютнею» [9, с. 10]. Подчеркивая сходство гудка и лютни, он имел в виду общие черты внешнего облика инструментов: грушевидный выпуклый корпус, плоская верхняя дека и длинная шейка. Несмотря на то, что С. Коллинз прожил в России более девяти лет и лучше знал Россию, чем иностранные путешественники, он, как и А. Олеарий, использует западноевропейские названия для обозначения русских музыкальных инструментов. В оригинальном тексте на английском языке С. Коллинз употребляет слово «Fiddles» для смычковых инструментов. Кроме того, в письме есть дополнение, которое оказалось упущенным в русском переводе от 1846 года. В нем С. Коллинз приводит данные об исполнительстве на гудке: «small Fiddles with bellies like Lutes, wherewith they play four or five notes [небольшие гудки с корпусом как у лютни, на которых они играют четыре или пять нот. — Перевод авт.]» [12, с. 28].

В английской музыкальной лексике XVII века «Fiddle» относился к народной крестьянской скрипке, в противопоставлении бытовал аристократический термин «Violino». Б. А. Струве приводит пример разграничения сферы применения этих терминов в комедии Бен Джонсона «Bartolomew Fair» (1614): «Для своей нежной и юной племянницы, живущей в деревне, я куплю комплект этих скрипок ("violin"); они друг друга меньше, подобно вашим Фиделям ("fiddlers")» [7, с. 100-101]. Пренебрежительное отношение к народному скрипачу, как это было и в немецком языке, обнаруживают глаголы: «"fiddlefaddle" означает попусту болтать, ротозейничать; существительное "fiddling" объединяет в себе понятия скрипичной игры и ротозейства; "fiddlingbusiness" означает бездельничанье и "fiddlingman" переводится как воришка» [там же, с. 100].

Письменные источники XVII века позволяют нам реконструировать основной, наиболее распространенный в данный период, грушевидный тип гудка, который имел следующие конструктивные признаки:

• грушевидный или округлый корпус;

• плоская верхняя дека;

• гриф с длинной шейкой;

• головка в виде завитка по типу скрипичной;

• смычок небольших размеров (меньше скрипичного) с лукообразным изгибом трости;

• вертикальное игровое положение.

Изображения грушевидного гудка появляются в русском изобразительном искусстве с XVII века (миниатюра из рукописного «Сборника» и рисунки из «Букваря» Кариона Истомина). Наиболее часто грушевидный гудок встречается в XVIII—XIX веках (лубочные картинки, гравюра Делабарт Жерара, рисунок А. Даньштейна и другие).

Смычковые инструменты скрипичного вида, мы определяем их как народную скрипку, запечатлены на иллюстрациях в XVII веке (миниатюра из Самарской рукописи «Житие Варла-ама и Иоасафа», 1628; гравюра из книги А. Оле-ария, 1647; рисунки в «Букваре» К. Истомина, 1691). Мы не находим описаний инструментов этого типа в письменных источниках XVII века, но встречаем упоминания об этих инструментах. Единственная зарисовка с натуры игрока на народной скрипке («Bierfiedler») с текстом, относящимся к ней, содержится в книге А. Олеария.

Народная скрипка как тип смычкового инструмента XVII века еще схожа с гудком и далека от классического западноевропейского воплощения. Возможно, смычковые инструменты скрипичного вида в ряде случаев могли называться и гудком.

Особенности образа народной скрипки сформулированы нами на основании анализа изобразительных памятников русского искусства XVII века:

• восьмеркообразная форма корпуса небольших размеров;

• боковые выемки посередине корпуса;

• длинная шейка;

• головка-завиток;

• три струны;

• трость смычка полулукообразного вида, длиннее и прямее, чем у грушевидного гудка;

• манера держания при игре неустойчива: вертикальная или горизонтальная.

В письменных документах XVII века нет данных об исполнительстве на смычковых инструментах, но сохранившиеся иллюстрации позволяют составить представление об игре на них. Преобладающим игровым положением при игре на гудке и народной скрипке было вертикальное положение инструмента перед собой, при согнутом локте левой руки. Гравюра А. Олеария «Ладога» показывает правостороннее удерживание гудка: в правой руке у музыканта — инструмент, а в левой — смычок. Инструмент мог удерживаться по желанию исполнителя, как в левой, так и в правой руке. На наш взгляд, нельзя говорить о неточности изображения музыканта на гравюре А. Олеария, поскольку это не единственное свидетельство правостороннего

расположения смычкового инструмента при игре. Смычок, как правило, держали «боковым» способом, который заключался в наложении кисти правой руки играющего сбоку или снизу колодки (гравюра А. Олеария, миниатюра из «Сборника» конца XVII века и рисунки из «Букваря» Кариона Истомина). Этот способ игры смычком обусловлен вертикальным положением инструмента.

Основная сфера применения народных смычковых инструментов в XVII веке — скоморошья культура. Гудок и скрипка были распространены у оседлых и у бродячих скоморохов, которые с инструментом за плечами ходили из города в город. Скоморохи на Руси совмещали несколько видов деятельности, при этом основной — была игра на различных музыкальных инструментах, в сущности, они являлись первыми профессиональными музыкантами. Скоморохи непосредственные и постоянные участники игрищ, празднеств, свадеб, кукольных представлений и ярмарочных гуляний, где непременно звучали ансамбли музыкальных инструментов (гудок, народная скрипка, гусли, домра и другие).

Таким образом, сопоставление сведений письменных и изобразительных источников XVII века позволяет выделить два типа смычковых инструментов: грушевидный гудок и народная скрипка. Исследование оригинальных текстов записок иностранных путешественников XVII века показало, что гудок именовался аналогично названиям западноевропейских смычковых инструментов этого времени — «Geige», «Fiddle», а к народной скрипке применялся термин — «Bierfidler». Инструменты каждого типа представлены в материалах последующих XVIII—XIX веков. Очевидно, грушевидный гудок и народная скрипка бытовали на протяжении длительного периода. Эти смычковые инструменты объединяет единство способа игры, заключавшегося в вертикальном расположении инструмента «перед собой», иногда с упором в колено, независимо от размера инструмента и от того сидит или стоит музыкант. Вертикальная манера игры — атрибут древнерусского исполнительства на народных смычковых инструментах. Специфика функционирования гудка и народной скрипки состояла в сопровождении народных песен и танцев, но в ряде случаев инструмент использовался для сольного исполнения. Гудок сочетался в наиболее устойчивом ансамбле с гуслями, домрами, балалайками, бандурами, скрипками, бубнами, волынками и сурнами. Ансамблевый характер музицирования на гудке и народной скрипке, отчасти, обусловлен древнерусской традицией совместного пения, плясок, скоморошьих представлений и игры на музыкальных инструментах.

Литература

1. Верткое К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975. 280 с.

2. Гинзбург Л. С. Народные истоки виолончельного искусства в России II История виолончельного искусства. Кн. 2. Русское виолончельное искусство до 60-х годов XIX века. М.: Музгиз, 1957. С. 9-63.

3. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях / отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 1056 с.

4. Макаров Н. П. Полный немецко-русский словарь / сост. Н. П. Макаров, А. Н. Энгельгардт и В. В. Шеерер. СПб.: изд. В. В. Шеерера, 1877. 808 с.

5. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / пер. с нем. А. М. Ловягина. Смоленск: Русич, 2003. 480 с.

6. Привалов Н. ЖГудок — древнерусский народный, смычковый инструмент в связи со смычковыми инструментами других стран. Историко-этнографическое исследование II Музыкально-этнографические исследования. Избранные труды 1903-1915 гг. / ред., сост. В. А. Брунцев; авт. предисл. В. И. Акулович; авт. предисл. Г. Н. Писняк. СПб.: Союз художников, 2015. С.199-220.

7. Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. М.: Музгиз, 1959. 266 с.

8. Чечулин Н. Д. Города Московского государства в XVI веке. СПб.: Тип. И. Н. Скороходо-ва, 1889. 359 с.

9. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Год первый. № 1. М.: Университетская типография, 1846. 209 с.

10. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1868. Июль-Сентябрь. Книга третья. М.: Университетская типография, 1868. 706 с.

11. Шмидт И. А. Э. Новый карманный русско-немецкий и немецко-русский словарь, сочиненный И. А. Е. Шмидом, профессором русского и ново-греческого языка, при Лейпцигском университете. Лейпциг: Изд. О. Гольце, 1871. 754 с.

12. Collins S. The Present State of Russia. In a Tetter to a Friend at London; Written by an Eminent Person residing at the Great Czars Court at Mosco forthe space of nine years. London, 1671. 66 p.

13. Olearii A. Außführliche Beschreibung Der Kundbaren Reyse Nach Muscow und Persien: So durch gelegenheit einer Holsteinischen

Gesandschafft von Gottorff auß an Michael Fedorowitz den grossen Zaar in Muscow/ und Schach Sefi König in Persien geschehen.../ Adam Olearius. Jetzo zum dritten und letzten mahl correct heraus gegeben [Online-Ausg.]. Schleßwig, Holwein, 1663. 678 S.

Reference

1. Vertkov, K. A. (1975), Russkie narodnye muzykal'nye instrumenty [Russian folk musical instruments], Muzyka, Leningrad, Russia, 280 p.

2. Ginzburg, L. S. (1957), "Narodnye istoki violonchel'nogo iskusstva v Rossii" [Folk origins of cello art in Russia], Istoriya violonchel'nogo iskusstva. Kn. 2. Russkoe violonchel'noe iskusstvo do 60-h godov XIX veka [The history of cello art. Prince 2. Russian cello art until the 1860s.]. Muzgiz, Moscow, Russia, pp. 9-63.

3. Zabelin, I. E. (2014), Domashnij byt russkih carej v XVI i XVII stoletiyah [Home life of the Russian Tsars in the XVI and XVII centuries], Institut russkoj civilizacii, Moscow, Russia, 1056 p.

4. Makarov, N. P. (1877), Polnyj nemecko-russkij slovar' [Complete German-Russian Dictionary], Tipografiya V. V. Sheerera, St. Petersburg, Russia, 808 p.

5. Olearij, A. (2003), Opisanie puteshestviya v Moskoviyu [Description of the trip to Moskoviyu], Rusich, Smolensk, Russia, 480 p.

6. Privalov, N. I. (2015), "Gudokl — drevnerusskij narodnyj, smychkovyj instrument v svyazi so smychkovymi instrumentami drugih stran. Istoriko-ehtnograficheskoe issledovanie" [The Gudok is an old Russian folk, stringed instrument in connection with stringed instruments of other countries. Historical and ethnographic research], Muzykal'no-ehtnograficheskie issledovaniya. Izbrannye trudy 1903-1915 gg. [Musical and ethnographic studies. Selected Works of 1903-1915], Soyuz hudozhnikov, St. Petersburg, Russia, pp. 199-220.

7. Struve, B. A. (1959), Process formirovaniya viol i skripok [The process of forming viols and violins], Muzgiz, Moscow, Russia, 266 p.

8. Chechulin, N. D. (1889), Goroda Moskovskogo gosudarstva v XVI veke [Cities of the Moscow State in the XVI century], Tipografiya I. N. Skorohodova, St. Petersburg, Russia, 359 p.

9. Chteniya v Imperatorskom Obshchestve Istorii i Drevnostej Rossijskih pri Moskovskom Universitete. Godpervyj.№ 1 (1846), [Readings in the Imperial Society of Russian History and Antiquities at the Moscow University. First year № 1], Universitetskaya tipografiya, Moscow, Russia, 209 p.

10. Chteniya v Imperatorskom Obshchestve Istorii i Drevnostej Rossijskih pri Moskovskom Universitete. 1868. Iyul'-Sentyabr'. Kniga tret'ya (1868), [Readings in the Imperial Society of Russian History and Antiquities at the Moscow University. 1868. July-September. Book three], Universitetskaya tipografiya, Moscow, Russia, 706 p.

11. Shmidt, I.A. E.(1871), Novyj karmannyj russko-nemeckij i nemecko-russkij slovar', sochinennyj I. A. E. Shmidom, professorom russkogo i novo-grecheskogo yazyka, pri Lejpcigskom universitete [The new pocket Russian-German and German-Russian dictionary, composed by I. A. E. Schmid, Professor of Russian and New Greek, at the University of Leipzig.], O. Gol'ce Press, Lejpcig, Germany, 754 p.

12. Collins, S. (1671), The Present State of Russia. In a Letter to a Friend at London; Written by an Eminent Person residing at the Great Czars Court at Mosco for the space of nine years, Harvard University Press, London, England, 66 p.

13. Olearii, A. (1663), Außführliche Beschreibung Der Kundbaren Reyse Nach Muscow und Persien: So durch gelegenheit einer Holsteinischen Gesandschafft von Gottorff auß an Michael Fedorowitz den grossen Zaar in Muscow und Schach Sefi König in Persien geschehen, Holwein, Schleßwig, Germany, 678 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.