Научная статья на тему 'ДОСТИЖЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА: АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ'

ДОСТИЖЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА: АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скрипичное искусство / французская скрипичная школа / педагогическая культура / violin art / French violin school / pedagogical culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Марина Викторовна

Актуальность поиска нового языка и средств адаптации сложившихся традиционных систем обучения к новым ценностям в области скрипичного искусства предполагает рассмотрение механизмов процесса воспитания и образования с позиции культурфилософского анализа, где пересмотр и оценка тра-диционных методик является частью аспекта культуротворчества. В данной статье обобщены результаты исследования традиционных подходов к обучению игре на скрипке в контексте национальной фран-цузской исполнительской школы рубежа XVIII–XIX вв. Доказано, что наполнение процесса обучения игре на струнных инструментах глубоким ценностно-смысловым содержанием, определение приоритетности духовного начала над «механической частью» исполнения, обращение к вокальной природе с целью обогащения культуры звукоизвлечения определили потенциал его использования в качестве устойчивой идеи, актуальной по настоящее время. Определено, что принцип ансамблевой игры при освоении технических приёмов, реализующий коммуникативную сущностную функцию струнно-смычкового искусства, выступает в методической работе П. Роде, П. Бальо, Р. Крейцера проявлением культурно-просветительской, эстетической, антропосозидающей практики. Выявлено, что опора на педагогические принципы освоения скрипичного мастерства французской традиции выводит струнно-смычковое искусство на рубежи экстратерриториального культурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACHIEVEMENTS OF THE FRENCH VIOLIN SCHOOL IN THE PERSPECTIVE OF CULTURAL PHILOSOPHICAL ANALYSIS: UPDATING OF TRADITIONAL APPROACHES

The relevance of the search for a new language and means of adapting the existing traditional teaching systems to new values in the field of violin art suggests considering the mechanisms of the process of upbringing and education from the standpoint of cultural and philosophical analysis, where the revision and evaluation of traditional methods is part of the aspect of cultural creation. This article summarizes the results of a study of traditional approaches to learning to play the violin in the context of the national French performing school at the turn of the 18th–19th centuries. It is proved that filling the process of learning to play the stringed instruments with a deep value-semantic content, prioritizing the spiritual principle over the “mechanical part” of the performance, appealing to the vocal nature in order to enrich the culture of sound production, which were put at the forefront by the authors in the development of the educational and methodological complex of development technical methods of playing the instrument determined its potential for use as a stable idea that is relevant to the present.It has been determined that the principle of /ensemble playing during the development of technical techniques, which implements the communicative essential function of stringed bow art, appears in the methodological work of P. Rode, P. Batllo, R. Kreutzer as a manifestation of cultural, educational, aesthetic, anthropogenic practice. It was revealed that the reliance on the pedagogical principles of mastering the violin skill of the French tradition brings the art of stringed bow to the boundaries of extraterritorial cultural education.

Текст научной работы на тему «ДОСТИЖЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА: АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ»

Литература:

1. Агеева, Л. Сезон паломничества в оперу / Л. Агеева / / 40-й Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина : буклет.- Казань, 2023. - С.18.

2. Кантор, Г. Два экипажа - это совсем неплохо... // Кантор Г.М. Казань музыкальная : статьи, очерки, рецензии. - Казань ; Йошкар-Ола, 1994. - С. 80.

3. Мухаметзянов, Р. Шаляпинский фестиваль изменил «лицо» театра // ХХХ Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина : буклет. - Казань, 2012. - С. 8-9.

4. Потапова, Н. Как во городе было во Казани / Н. Потапова // Музыкальная жизнь. - 2008. - № 5. -С. 5.

5. Сайдашева, З. «Шаляпинские оперы» в юбилейном году / З. Сайдашева // Татарская музыка : история и современность. - Казань : Идель-Пресс, 2008. - С. 172.

6. Сметанников, Л. Фестивалю им. Ф.И. Шаляпина - больших планов и свершений / Л. Сметанников // Музыкальное обозрение. -1998. - май. - С. 5.

7. Тарлецкая, А. «ТОСКАвать» не придется : 40-й Шаляпинский фестиваль открылся римскими страстями на казанской сцене / А. Тарлецкая.- URL : https://realnoevremya.ru/articles/239653-shalyapinskiy-festival-otkrylsya-rimskimi-strastyami-na-kazanskoy-scene (дата обращения : 01.12.2022).-Текст : электронный.

References:

1. Ageeva L. The season of pilgrimage to the opera // 40 International Opera Festival named after F.I. Chalia-pin. - Booklet. - Kazan, 2023. -p.18.

2. Kantor G. Two crews are not bad at all... / / G.M. Kantor. Kazan musical: Articles, essays, reviews. - Kazan -Yoshkar-Ola, 1994. - p. 80.

3. Mukhametzyanov R. Chaliapin Festival changed the "face" of the theater // XXX International Opera Festival named after F.I. Chaliapin -Booklet. - Kazan, 2012. - pp. 8-9.

4. Potapova N. How in the city it was in Kazan // Musical life. -2008. - No. 5. - p. 5.

5. Saydasheva Z. "Chaliapin operas" in the jubilee year // Tatar music: history and modernity. - Kazan: "Idel-Press", 2008. - p. 172.

6. Smetannikov L. To the F.I. Chaliapin Festival - big plans and achievements / / Musical Review. - 1998. - May. - p. 5.

7. Tarletskaya A. "You won't have to miss": the 40th Chaliapin Festival opened with Roman passions on the Kazan stage https://realnoevremya.ru/articles/239653-shalyapinskiy-festival-otkrylsya-rimskimi-strastyami-na-kazanskoy-scene (accessed 01.12.2022).

УДК 787.1.087.1

М.В. Попова

ДОСТИЖЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА: АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ

Актуальность поиска нового языка и средств адаптации сложившихся традиционных систем обучения к новым ценностям в области скрипичного искусства предполагает рассмотрение механизмов процесса воспитания и образования с позиции культурфилософского анализа, где пересмотр и оценка традиционных методик является частью аспекта культуротворчества. В данной статье обобщены результаты исследования традиционных подходов к обучению игре на скрипке в контексте национальной французской исполнительской школы рубежа XVIII-XIX вв.

Доказано, что наполнение процесса обучения игре на струнных инструментах глубоким ценностно-смысловым содержанием, определение приоритетности духовного начала над «механической частью» исполнения, обращение к вокальной природе с целью обогащения культуры звукоизвлечения определили потенциал его использования в качестве устойчивой идеи, актуальной по настоящее время. Определено, что принцип ансамблевой игры при освоении технических приёмов, реализующий коммуникативную сущностную функцию струнно-смычкового искусства, выступает в методической работе П. Роде, П. Бальо, Р. Крейцера проявлением культурно-просветительской, эстетической, антропосозидающей практики. Выявлено, что опора на педагогические принципы освоения скрипичного мастерства французской традиции выводит струнно-смычковое искусство на рубежи экстратерриториального культурного образования.

Ключевые слова: скрипичное искусство, французская скрипичная школа, педагогическая культура

Marina V. Popova ACHIEVEMENTS OF THE FRENCH VIOLIN SCHOOL IN THE PERSPECTIVE OF CULTURAL PHILOSOPHICAL ANALYSIS: UPDATING OF TRADITIONAL APPROACHES

The relevance of the search for a new language and means of adapting the existing traditional teaching systems to new values in the field of violin art suggests considering the mechanisms of the process of upbringing and education from the standpoint of cultural and philosophical analysis, where the revision and evaluation of traditional methods is part of the aspect of cultural creation. This article summarizes the results of a study of traditional approaches to learning to play the violin in the context of the national French performing school at the turn of the 18th-19th centuries.

It is proved that filling the process of learning to play the stringed instruments with a deep value-semantic content, prioritizing the spiritual principle over the "mechanical part" of the performance, appealing to the vocal nature in order to enrich the culture of sound production, which were put at the forefront by the authors in the development of the educational and methodological complex of development technical methods of playing the instrument determined its potential for use as a stable idea that is relevant to the present.It has been determined that the principle of /ensemble playing during the development of technical techniques, which implements the communicative essential function of stringed bow art, appears in the methodological work of P. Rode, P. Batllo, R. Kreutzer as a manifestation of cultural, educational, aesthetic, anthropogenic practice. It was revealed that the reliance on the pedagogical principles of mastering the violin skill of the French tradition brings the art of stringed bow to the boundaries of extraterritorial cultural education.

Key words: violin art, French violin school, pedagogical culture

Введение

Культурологическая составляющая музыкального образования в области классического искусства приобретает сегодня всё большее значение, поскольку в современном глобальном цифровом мире обостряется необходимость адаптации традиционных систем обучения к новым ценностям. Струнно-смычковое искусство, как часть музыкальной культуры, выступает «самодостаточной формой бытия культуры, обладающей огромной смысловой и функциональной значимостью» [4, с. 96]. Сложившаяся исторически популярность и востребованность образовательной практики в области скрипичного искусства диктует необходимость культурфилософской рефлексии её оснований, выявления ценностно-смысловых детерминант данной деятельности. Одна из них - удовлетворение потребности личности в социальном признании и осознании собственной ценности - формирует особое внимание к музыкальному искусству, где скрипичное исполнительство своими ресурсами, по мнению отечественного скрипичного педагога С. О. Мильтоняна, «высвобождая неограниченные потенции» [6, с. 19] человека к творчеству, являет собой способ постижения самого себя. В этом ключе актуальным становится понимание культуры обучения игре на музыкальном инструменте как системного, полифункционального явления, включающего социальные, коммуникативные, социокультурные составляющие. Культура обучения трактуется в данном случае с позиции комплексного подхода к струн-но-смычковой педагогической традиции, включая в себя и культуру обучения, и культуру преподавания, и культуру образования в целом. Концептуально такой подход опирается на позицию Н.Б. Крыловой [5]. Таким обра-

зом, возникает необходимость рассмотрения принципов воспитания и образования, бытующих в струнно-смычковой педагогической традиции, где, по мнению В.Л. Бенина, «в основе конкретных форм и методов профессиональной деятельности субъектов педагогического процесса всегда лежит определенный, исторически сформировавшийся социокультурный комплекс» [2, с. 14].

Скрипичное искусство в этом ракурсе с момента своего становления как феномена культуры (с XVII столетия по настоящее время) представляет синтез эстетических, культурно-просветительских и образовательных практик. Своеобразие этого феномена позволяет нам говорить о наличии творческой парадигмы в контексте национальных исполнительских школ, где, как отмечает Р. Ш. Ахма-диева, функционирует особое «образовательное пространство, своеобразно отражающее особенности и специфику конкретного региона, его традиции, культуру...» [1, с. 12]. В этой связи культурфилософский анализ струнно-смычковой педагогической традиции позволяет полнее раскрыть аспекты культуротвор-чества в отношении актуальности традиционных методик. Целевая составляющая струнно-смычковой педагогической традиции - вывод исполнителя на высокий технический уровень, позволяющий со всей полнотой реализовать художественную сторону сочинения - вызывает потребность в рассмотрении путей совершенствования методической и научно-исследовательской деятельности преподавателей.

Внимание и интерес к культурным составляющим обучения игре на скрипке французских педагогов П. Бальо, П. Роде, Р. Крейцера -профессоров Парижской консерватории вызваны потребностью осмысления опыта со-

здания развёрнутой системы обучения с опорой на «философию новой эпохи» (М. Купер-ман) в обосновании реализации стратегии образовательного процесса приобщения к ценностям искусства. Выводя на первый план способность музыкального искусства «возвышать душу», мировоззренческая позиция представителей французской школы опирается на трактовку этюда не как произведения инструктивного характера, но в первую очередь как сочинения, наполненного разнообразным художественным содержанием, с выявлением которого связан тот или иной технический приём игры на инструменте.

Цель работы - рассмотреть ценностно-смысловые детерминанты струнно-смычковой педагогической традиции на примере достижений французской скрипичной школы. Задачи: исследовать ценностно-смысловой базис достижений французской скрипичной школы; актуализировать роль инструктивного и художественного материала в работе с обучающимися скрипичных классов; определить ведущие принципы и методы французской школы с точки зрения их значимости для культуры музыкального образования в области струнно-смычкового искусства.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составили работы Т. Ю. Гордеевой, раскрывающие роль музыки как средства гармонизации человека и отмечающие возрастание «ответственности музыкантов за духовное здоровье человеческой расы». В рамках осмысления сущности подхода к обучению игре на скрипке как устойчивой идеи, актуальной по настоящее время, особую ценность представляют исследования П. Б. Подмазовой, где фундаментальные принципы скрипичного мастерства рассмотрены в контексте французского скрипичного искусства рубежа XVIII-XIX веков.

Для определения понятия культура обучения игре на музыкальном инструменте как комплексного явления, включающего и культуру обучения, и культуру преподавания, и культуру образования, особую ценность представляют концепции Н.Б. Крыловой.

Не менее значимой для раскрытия культурных смыслов обучения игре на скрипке Ф. Крейцера, П. Роде, П. Бальо в условиях использования их подходов в современной педагогической практике представляется концепция педагогической культуры В. Л. Бенина. Согласно его определению культуры как

нормативных требований «к любой деятельности человека», изучение общих закономерностей педагогического процесса опирается на принцип рассмотрения культурных ценностей как целей образования, что является особой областью гуманитарного знания о формах и методах трансляции социального опыта, в том числе и в области музыкального искусства. В этой связи образование «и есть не что иное, как социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта» [2, с. 17].

Литературный обзор

Французская классическая скрипичная школа представляет собой исполнительскую и композиторскую традицию, которая сложилась на рубеже XVIII - XIX веков в творчестве ведущих скрипачей Франции Дж. Виотти, П. Бальо, П. Роде, Р. Крейцера. Созданные ими инструментальные и педагогические сочинения: «42 Etudes ou Caprices» (1796) Р. Крейце-ра;«24 Caprices» (1813) П. Роде; концерты для скрипки с оркестром Дж. Виотти, П. Роде, Р. Крейцера, «MéthodeduViolon» (1802) П. Бальо, П. Роде, Р. Крейцера - поставили во главу угла принципы обращения к вокальной природе струнно-смычкового искусства и приоритетности духовного начала над «механической частью» исполнения и определили потенциал использования этих сочинений в работе по настоящее время.

Результаты

Общественные потрясения, вызванные Великой французской революцией, поставили во главу угла признание человека «единственным легитимным источником государственной суверенности» (П. Б. Подмазова), что существенно изменило архитектуру культурных мероприятий. Вхождение в жизнь практики публичных концертов и массовых празднеств, где струнно-смычковому искусству было предназначено «трогать сердца» и «возвышать душу», с особой актуальностью поставило вопросы взаимодействия академического музыкального искусства и массовой культуры.

Идеи демократизации концертной жизни составили сущностное ядро культуры струн-но-смычкового искусства, позволили по-новому взглянуть на технологии процесса обучения игре на скрипке. В условиях, когда музыка является способом выражения человеческого духа, культура обучения игре на инструменте неизбежно тяготеет к объединению различных областей гуманитарного знания, что проявляется в работе

«MëthodeduVюlon» (1802) П. Бальо, П. Роде, Р. Крейцера рассмотрением вопросов истории исполнительского искусства, музыкальных стилей, физиологии исполнительского движения, психологии исполнительской деятельности.

В этой связи надо сказать, что в настоящее время такой подход является традиционным. Поэтому можно отметить, что наполнение процесса обучения ценностно-смысловыми детерминантами приоритетности музыкального начала над «механической частью» исполнения, когда «начинает господствовать чувство; здесь именно оно должно одержать верх над искусством, резко выдаваться вперед и заставить слушателя забыть о средствах, к которым он прибегает для того, чтобы трогать» [9, с. 22], говорит нам о серьёзных мировоззренческих сдвигах в понимании образовательных целей в области струнно-смычкового искусства, произошедших во Франции на рубеже XVIII - XIX столетий.

Обсуждение

Обращение мастеров струнно-смычковой педагогической традиции к вокальной природе звукоизвлечения, которая, по мнению Т. В. Гордеевой, обретает «важное здоровьесбе-регающее значение в современной культуре» [3, с. 43], позволяет трактовать практику обучения как путь «восстановления целостности человека посредством певческого голоса, музыкального звука и ритма»[3, с. 40]. Реализуемый таким образом аксиологический потенциал струнно-смычкового искусства, проявленный в стиле, музыкальном языке представителями французской школы Дж. Виотти, Ф. Крейцера и П. Роде, характеризуется связью с оперным искусством (ария). Согласно исследованию П.Б. Подмазовой, «это сказалось как на форме первых и вторых частей концертов, где прослеживается связь с модифицированными формами арий йасаро, так и на трактовке инструмента, который стремился передать тончайшие нюансы человеческого пения» [8, с. 7]. Связанная таким образом с ценностями искусства, французская скрипичная школа как феномен практики обучения игре на струнно-смычковом музыкальном инструменте сформировала свою традицию освоения фундаментальных профессиональных навыков и формирования основ исполнительского мастерства: культуры звука, музыкального мышления, художественного вкуса.

Удовлетворению духовно-эстетических потребностей общества в области скрипичного исполнительства способствовало построе-

ние системы обучения с опорой на следующие педагогические принципы:

- утверждение скрипки как инструмента, имеющего особый выразительный облик, специфику, как «инструмента, созданного природой, чтобы царствовать на концертах»;

- переосмысление художественных возможностей ряда жанров сочинений для скрипки, в первую очередь произведений инструктивного характера. Имея прикладной характер, трактуясь как упражнения для развития инструментального мастерства (в русле учебного материала), эти сочинения (этюды, каприсы, упражнения) по художественному содержанию, образной выразительности выражают, прежде всего, особое мировоззрение педагогов. Нацеленные на подготовку музыкантов-профессионалов, обладающих художественным вкусом и расширяющих границы искусства, эти произведения предъявляют серьёзные профессиональные требования к педагогической культуре учителя как с точки зрения понимания специфики игровых приёмов, так и практики системного подхода к формированию технического мастерства скрипача;

- подход к обучению, основанный на реализации дидактического принципа «от теории к практике», затрагивает все структурные компоненты процесса освоения приёмов игры на инструменте: цели, содержание, методы и приёмы обучения. Школа содержит значительный теоретический раздел, где авторы «рассматривали скрипку со стороны механизма и сообщили существенные правила, способствующие развитию в ученике физических средств, которые ему дала природа» [9, с. 22]. Таким образом, можно говорить об успешном опыте реализации культурологического подхода к процессу обучения игре на скрипке;

- системный характер обучения, декларирующий потребность формирования широкого культурного кругозора исполнителя как аксиологического принципа культуры обучения игре на скрипке. Историческая преемственность стилей струнно-смычкового искусства выступает стратегией образовательной парадигмы, реализующейся в практике обучения по настоящее время. Данный подход максимально объёмно представлен в пособии «MëthodeduViolon» П. Бальо, П. Роде, Р. Крейцера требованиями к начинающему скрипачу изучить произведения предшествующих эпох, когда «только с помощью изучения старого он может дойти до нового. Его следует заста-

вить пройти, так сказать, всю историю скрипки, постепенно знакомя его с сочинениями, начиная с самых древнейших до новейших» [9, с. 22].Таким образом, формируется тенденция системного подхода к данному виду деятельности, основанному на сравнительно-историческом анализе исполнительского искусства, особенно актуальном в современной струнно-смычковой педагогике;

- обоснование культуры обучения скрипача как музыканта-универсала (солист, ансам-блист). Будучи выдающимися концертирующими исполнителями с богатым жизненным и профессиональным опытом, профессора консерватории выступали за развитие у музыканта понимания общественно значимого характера скрипичного исполнительства. Универсальными можно назвать такие качества музыканта, которые позволяют ему быть постоянно востребованным, приспособленным к участию в самых разных исполнительских ситуациях (сольная, ансамблевая, оркестровая практика игры). Подготовка в этом направлении осуществлялась с помощью ансамблевого метода изучения гамм, упражнений, художественного репертуара;

- декларирование духовно-эстетической направленности деятельности музыканта-скрипача как ценности для общественного развития, целью которой является поиск возможностей усиления художественного воздействия на слушателя. Этому подчинены все аспекты фундаментальных структур скрипичного мастерства: воспитание музыкально-эстетического вкуса исполнителя, высочайшая культура звучания инструмента, отточенность штриховой техники, виртуозно-выразительные средства. Поэтому основная задача методики, сформулированная через личностное восприятие духовных ценностей струнно-смычкового искусства — воспитание не только профессионально обученного скрипача и виртуоза-концертанта, но в первую очеред, яркой творческой личности.

Заключение

Интерес к культурным памятникам французской скрипичной школы, реализованный в отечественной струнно-смычковой педагогической традиции, позволяет сделать процесс освоения инструмента более качественным. Так, «42 EtudesouCaprices» (1796) Р. Крейцера, «24 Caprices» П. Роде, их скрипичные концерты до настоящего времени занимают в репертуаре скрипачей исключительное место, как материал решения проблем развития испол-

нительских приёмов игры, нацеленных на максимально художественное воплощение музыкального текста, где техническое мастерство выступает необходимым элементом построения художественного образа.

Итак, культурологический и аксиологический подходы к образованию, концептуальные ориентации процесса обучения на освоение культурных традиций, сложившихся в струнно-смычковом искусстве; осознание предназначения скрипки как инструмента, созданного «для того, чтобы господствовать в концертах» [9 с. 9], изменяют представление о целевых и ценностных установках, способе обучения, расширяют направленность процесса обучения в сторону ансамблевой подготовки, формируют взгляд на место и роль, качество инструктивного материала с точки зрения его художественной значимости. Это в целом и определяет культуру обучения струнно-смычковой педагогической традиции, основанную на лучших образцах прошлого и устремлённую в будущее. Достижения французской скрипичной школы в данной связи позволяют и на сегодняшний день решать задачи обеспечения процесса обучения качественным инструктивным и художественным репертуаром.

Таким образом, педагогическая система освоения инструмента, имевшая в своей основе методические разработки выдающихся европейских исполнителей, выводит струнно-смычковое искусство в рамках скрипичной педагогики на рубежи экстратерриториального культурного образования, основанного на единых социально-функциональных и идеологических принципах, сформулированных в методической и художественной литературе: в трактатах, сборниках этюдов и каприсов, художественных сочинениях.

Подчёркивая преемственность в использовании методов представителей французской школы в мировой скрипичной педагогике, выделим их качественную аксиологическую специфику, обусловленную разделением «техники и музыки» — «механизма скрипки» и «выражения игры» [9, с. 3]. Опора на принцип ансамблевой игры при освоении технических приёмов (упражнения под аккомпанемент второй скрипки) позволяет со всей полнотой реализовать коммуникативную сущность струнно-смычкового искусства - инструмента сотрудничества, где сопричастность способствует приобщению к духовному опыту, объединяя людей.

Литература:

1. Aхмадиева, Р. Ш. Стратегия развития профессионального образования в сфере культуры I Р. Ш. Aх-мадиева 11 Социально-культурная деятельность : векторы исследовательских и практических перспектив : материалы Международной электронной научно-практической конференции, г.Казань, 22 мая 2020 г. - Казань : Казанский государственный университет культуры и искусств, 2020. - С. 12-16. - EDN HCYZYC.

2. Бенин В. Л. Педагогическая культурология или культурологический взгляд на педагогику I В.Л. Бенин II Инновационные проекты и программы в образовании . -2011. - № 3. - С. 13-18.

3. Гордеева, Т. Ю. Здоровьесберегающие возможности певческого голоса, музыкального звука и ритма I Т. Ю. Гордеева II Музыкознание : Искусство. Культура. Образование : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции Института "Aкадемия имени Маймонида" Российского государственного университета им. A.R Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, 22-24 апреля 2021 г. I под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной. - Москва : Рос. гос. ун-т имени A.R Косыгина, 2021. - С. 39-44. - EDN GBEMZY

4. Коломиец, Г. Г. Философско-антропологическая ценность искусства в культуре I Г. Г. Коломиец, Я. В. Парусимова II Вестник Гуманитарного университета. - 2022. - № 2(37). - С. 95-100. - DOI 10.35853/vestnik.gu.2022.2(37).09. - EDN NKOMZN.

5. Крылова, Н.Б. Культура учебной деятельности I Н.Б. Крылова II Школьные технологии. - 2002. - №

1.

6. Мильтонян, С. О. Педагогика гармоничного развития скрипача I С. О. Мильтонян. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Тверь : Триада, 2013. - 247 с.

7. Подмазова, П. Б. Французское скрипичное искусство на рубеже XVIII-XIX веков I П.Б. Подмазова II Исследования молодых музыковедов : сб.статей по материалам X Всероссийской научной конференции аспирантов и студентов 11-12 апреля 2017 года. - Москва : РAM им. Гнесиных, 2017. - С. 180-187.

8. Подмазова, П.Б. Жанр концерта в контексте французского скрипичного искусства на рубеже XVIII -XIX веков : автореф. дис. на ... канд. искусствоведения : 17.00.02 I П.Б. Подмазова. - Москва, 2019. - 26 с.

9. Роде, П. Скрипичный самоучитель, или полная теоретическая и практическая школа для скрипки : учебное пособие I П. Роде, П. Бальо, Р. Крейцер; под ред. М. Куперман. — 3-е изд., испр. — СПб. : Лань : ПЛAHЕТA МУЗЫКИ, 2016. - 88 с.: ноты.

References:.

1. Ahmadieva, R. SH. Strategiya razvitiya professional'nogo obrazovaniya v sfere kul'tury / R. SH. Ah-madieva // Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' : vektory issledovatel'skih i prakticheskih perspektiv : materialy Mezhdu-narodnoj elektronnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g.Kazan', 22 maya 2020 g. - Kazan' : Kazanskij gosu-darstvennyj universitet kul'tury i iskusstv, 2020. - S. 12-16. - EDN HCYZYC.

2. Benin V. L. Pedagogicheskaya kul'turologiya ili kul'turologicheskij vzglyad na pedagogiku / V.L. Be-nin // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii . -2011. - № 3. - S. 13-18.

3. Gordeeva, T. YU. Zdorov'esberegayushchie vozmozhnosti pevcheskogo golosa, muzykal'nogo zvuka i ritma / T. YU. Gordeeva / / Muzykoznanie : Iskusstvo. Kul'tura. Obrazovanie : sbornik statej po materialam Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Instituta "Akademiya imeni Majmonida" Rossij-skogo gosudar-stvennogo universiteta im. A.N. Kosygina (Tekhnologii. Dizajn. Iskusstvo), Moskva, 22-24 aprelya 2021 g. / pod obshch. nauch. red. YA.I. Sushkovoj-Irinoj. - Moskva : Ros. gos. un-t imeni A.N. Kosygina, 2021. - S. 39-44. - EDN GBEMZY

4. Kolomiec, G. G. Filosofsko-antropologicheskaya cennost' iskusstva v kul'ture / G. G. Kolomiec, YA. V. Parus-imova // Vestnik Gumanitarnogo universiteta. - 2022. - № 2(37). - S. 95-100. - DOI 10.35853/vestnik.gu.2022.2(37).09. - EDN NKOMZN.

5. Krylova, N.B. Kul'tura uchebnoj deyatel'nosti / N.B. Krylova // SHkol'nye tekhnologii. - 2002. - № 1.

6. Mil'tonyan, S. O. Pedagogika garmonichnogo razvitiya skripacha / S. O. Mil'tonyan. - Izd. 3-e, pererab. i dop. - Tver' : Triada, 2013. - 247 s.

7. Podmazova, P. B. Francuzskoe skripichnoe iskusstvo na rubezhe XVIII-XIX vekov / P.B. Podmazova // Is-sledovaniya molodyh muzykovedov : sb.statej po materialam X Vserossijskoj nauchnoj konferencii aspirantov i studentov 11-12 aprelya 2017 goda. - Moskva : RAM im. Gnesinyh, 2017. - S. 180-187.

8. Podmazova, P.B. ZHanr koncerta v kontekste francuzskogo skripichnogo iskusstva na rubezhe XVIII - XIX vekov : avtoref. dis. na ... kand. iskusstvovedeniya : 17.00.02 I P.B. Podmazova. - Moskva, 2019. - 26 s.

9. Rode, P. Skripichnyj samouchitel', ili polnaya teoreticheskaya i prakticheskaya shkola dlya skripki : uchebnoe posobie / P. Rode, P. Bal'o, R. Krejcer; pod red. M. Kuperman. — 3-e izd., ispr. — SPb. : Lan' : PLANETA MUZYKI, 2016. - 88 s.: noty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.