Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СКРИПИЧНОМ ИСКУССТВЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СКРИПИЧНОМ ИСКУССТВЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / СКРИПИЧНОЕ ИСКУССТВО / VANITAS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ НА СКРИПКАХ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Будагян Регина Робертовна

В данной статье автором исследования выявлено, что скрипичное искусство и визуальная культура, в частности живопись, фотография, идут в неразрывной взаимосвязи. Доказано, что художники настолько часто и под различным ракурсом обращаются к скрипке в своих произведениях, что в современном искусствоведении, на наш взгляд, необходимо выделить такое понятие, как скрипичная визуализация или скрипковизуализация. Более того, корпус скрипок сам становится объектом художественной росписи, как мы смогли это заметить в творческой деятельности Арнольда Гонзалеса и Джулии Борден. В настоящей работе определено, что благодаря творчеству проанализированных мастеров можно говорить не только о синтезе различных видов искусств, но и областей наук. Неслучайно множество мастеров обращаются в своих произведениях к скрипке. Изображение этого струнно-смычкового инструмента способствует воплощению на полотнах как лирического сюжета и реализации взаимосвязи с мифологией, так и философских идей, в частности в натюрмортах жанра vanitas, и смены символики инструмента в зависимости от замысла художника и общего содержания картины, что проявляется в триптихе И. Босха. Таким образом, благодаря творчеству проанализированных в настоящем исследовании мастеров речь уже идет о взаимовлиянии философии, искусства (в широком понимании слова), мифологии и даже религии. Доказано, что в результате данного синтеза образуются новые виды искусства, которые основаны на стирании границ современного миропонимания. Данные виды, становясь специфической деятельностью, ведут к трансформации культурных практик и стандартов. Выявлено, что творчество отдельных художников и фотографов основано лишь на демонстрации индивиду зон пограничья искусства, его креативного пространства, открывая при этом новые возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF ARTISTIC CULTURE IN VIOLIN ART: TRADITION AND MODERNITY

In this article, the author of the study revealed that violin art and visual culture, in particular, painting, photography, are inextricably linked. It has been proven that artists so often and from different angles turn to the violin in their works that in modern art history, in our opinion, it is necessary to single out such a concept as violin visualization or violin picturing. Moreover, the body of the violins itself becomes an object of artistic painting, as we could see in the creative work of Arnold Gonzales and Julia Borden. In this work, R.R. Budagyan determined that thanks to the creativity of the analyzed masters, one can speak not only about the synthesis of various types of arts, but also about the fields of sciences. It is no coincidence that many masters turn to this bowed string instrument in their works. The violin is able to embody in canvases from a lyrical plot and the realization of the relationship with mythology to the depiction of philosophical ideas, in particular, in still lives of the Vanitas genre and the change in the symbolism of the instrument, depending on the artist’s intention and the general content of the picture, which is manifested in the triptych by I. Bosch. Thus, thanks to the work of the masters analyzed in this study, we are already talking about the mutual influence of philosophy, art (in the broad sense of the word), mythology and even religion. It is proved that as a result of this synthesis, new types of art are formed, which are based on erasing the boundaries of the modern worldview. These types, becoming a specific activity, lead to the transformation of cultural practices and standards. It was revealed that the work of individual artists, photographers is based only on demonstrating the individual border zones of art, its creative space, while opening up new opportunities.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СКРИПИЧНОМ ИСКУССТВЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Литература

1. Аракелова А. О. Отечественное образование в области музыкального искусства: исторический опыт, проблемы и пути развития: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: дис. ... д-ра искусствоведения. -Магнитогорск, 2012. - 589 с.

2. Белова Е. Н., Воронцова Л. М., Лыткина Т. А., Филиппова М. А. Реализация программно-целевого подхода к управлению инновационной деятельностью детской школы искусств // Инновации в непрерывном образовании. - 2016. - № 1 (11). - С. 5-14.

3. Взлетка [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kraskompas.ru/doma-i-ulitsy/orientiry-krasnoyarska/item/ 907-zhiloj-rajon-vzletka.html (дата обращения: 15.12.2021).

4. Годовые отчеты о работе ДМШ, ДШИ, ДХШ. Т. 1. - Ф. Р-1202. - Оп. 1. - Д. 454. - С. 16-35.

5. Красноярск: от прошлого к будущему: Очерки истории города / ред. коллегия Г. Ф. Быконя, В. В. Куимов, П. И. Пимашков, В. И. Федорова. - Красноярск: РАСТР, 2013. - 640 с.

6. Милейко Ю. Н. Е. Б. Лисянская и ее учебная программа по дисциплине «Музыкальная литература» // Вестник музыкальной науки. - 2020. - Т. 8, № 3. - С. 163-170.

7. Музыкальная культура Красноярска. - Т. 3. 1978-2012. - Красноярск, 2012. - 432 с.

8. Об институте [Электронный ресурс]. - URL: https://kgii.ru/main/institut-about (дата обращения: 19.01.2022).

References

1. Arakelova A.O. Otechestvennoe obrazovanie v oblasti muzykal'nogo iskusstva: istoricheskiy opyt, problemy i puti razvitiya: spetsial'nost' 17.00.02 «Muzykal'noe iskusstvo»: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [Russian education in the field of musical art: historical experience, problems and ways of development: specialty 17.00.02 "Musical art". Diss. of Dr of Art History]. Magnitogorsk, 2012. 589 p. (In Russ.).

2. Belova E.N., Vorontsova L.M., Lytkina T.A., Filippova M.A. Realizatsiya programmno-tselevogo podkhoda k upravleniyu innovatsionnoy deyatel'nost'yu detskoy shkoly iskusstv [Implementation of a program-oriented approach to the management of innovative activities of the children's art school]. Innovatsii v nepreryvnom obrazova-nii [Innovations in continuing education], 2016, no. 1 (11), pp. 5-14. (In Russ.).

3. Vzletka. (In Russ.). Available at: https://www.kraskompas.ru/doma-i-ulitsy/orientiry-krasnoyarska/item/907-zhiloj-rajon-vzletka.html (accessed 15.12.2021).

4. Godovye otchety o rabote DMSh, DShI, DKhSh. T. 1 [Annual reports on the work of children's music schools, children's art schools, children's artistic schools. Vol. 1], F. R-1202, Op. 1, D. 454, pp. 16-35. (In Russ.).

5. Krasnoyarsk: ot proshlogo k budushchemu: Ocherki istorii goroda [Krasnoyarsk: from the past to the future: Essays on the history of the city]. Ed. by G.F. Bykonya, V.V. Kuimov, P.I. Pimashkov, V.I. Fedorova. Krasnoyarsk, RASTR Publ., 2013. 640 p. (In Russ.).

6. Mileyko Yu.N. E.B. Lisyanskaya i ee uchebnaya programma po distsipline «Muzykal'naya literatura» [Lisyanskaya and her curriculum in the discipline «Musical literature»]. Vestnik muzykal'noy nauki [Bulletin of Musical Science], 2020, vol. 8, no. 3, pp. 163-170. (In Russ.).

7. Muzykal'naya kul'tura Krasnoyarska. T. 3. 1978-2012 [Musical culture of Krasnoyarsk. Vol. 3. 1978-2012]. Krasnoyarsk, 2012. 432 p.

8. Ob institute [About the institute]. (In Russ.). Available at: https://kgii.ru/main/institut-about (accessed 19.01.2022).

УДК 786/789

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-61-105-113

ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СКРИПИЧНОМ ИСКУССТВЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Будагян Регина Робертовна, кандидат искусствоведения, доцент, Институт «Академия имени Маймонида», Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]

В данной статье автором исследования выявлено, что скрипичное искусство и визуальная культура, в частности живопись, фотография, идут в неразрывной взаимосвязи. Доказано, что художни-

ки настолько часто и под различным ракурсом обращаются к скрипке в своих произведениях, что в современном искусствоведении, на наш взгляд, необходимо выделить такое понятие, как скрипичная визуализация или скрипковизуализация. Более того, корпус скрипок сам становится объектом художественной росписи, как мы смогли это заметить в творческой деятельности Арнольда Гонзалеса и Джулии Борден.

В настоящей работе определено, что благодаря творчеству проанализированных мастеров можно говорить не только о синтезе различных видов искусств, но и областей наук. Неслучайно множество мастеров обращаются в своих произведениях к скрипке. Изображение этого струнно-смычкового инструмента способствует воплощению на полотнах как лирического сюжета и реализации взаимосвязи с мифологией, так и философских идей, в частности в натюрмортах жанра vanitas, и смены символики инструмента в зависимости от замысла художника и общего содержания картины, что проявляется в триптихе И. Босха. Таким образом, благодаря творчеству проанализированных в настоящем исследовании мастеров речь уже идет о взаимовлиянии философии, искусства (в широком понимании слова), мифологии и даже религии. Доказано, что в результате данного синтеза образуются новые виды искусства, которые основаны на стирании границ современного миропонимания. Данные виды, становясь специфической деятельностью, ведут к трансформации культурных практик и стандартов. Выявлено, что творчество отдельных художников и фотографов основано лишь на демонстрации индивиду зон пограничья искусства, его креативного пространства, открывая при этом новые возможности.

Ключевые слова: живопись, скрипичное искусство, Vanitas, художественная роспись на скрипках.

ELEMENTS OF ARTISTIC CULTURE IN VIOLIN ART: TRADITION AND MODERNITY

Budagyan Regina Robertovna, PhD of Art History, Associate Professor, Maimonides Academy Institute, Kosygin State University of Russia (Technology. Design. Art) (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]

In this article, the author of the study revealed that violin art and visual culture, in particular, painting, photography, are inextricably linked. It has been proven that artists so often and from different angles turn to the violin in their works that in modern art history, in our opinion, it is necessary to single out such a concept as violin visualization or violin picturing. Moreover, the body of the violins itself becomes an object of artistic painting, as we could see in the creative work of Arnold Gonzales and Julia Borden.

In this work, R.R. Budagyan determined that thanks to the creativity of the analyzed masters, one can speak not only about the synthesis of various types of arts, but also about the fields of sciences. It is no coincidence that many masters turn to this bowed string instrument in their works. The violin is able to embody in canvases from a lyrical plot and the realization of the relationship with mythology to the depiction of philosophical ideas, in particular, in still lives of the Vanitas genre and the change in the symbolism of the instrument, depending on the artist's intention and the general content of the picture, which is manifested in the triptych by I. Bosch. Thus, thanks to the work of the masters analyzed in this study, we are already talking about the mutual influence of philosophy, art (in the broad sense of the word), mythology and even religion. It is proved that as a result of this synthesis, new types of art are formed, which are based on erasing the boundaries of the modern worldview. These types, becoming a specific activity, lead to the transformation of cultural practices and standards. It was revealed that the work of individual artists, photographers is based only on demonstrating the individual border zones of art, its creative space, while opening up new opportunities.

Keywords: painting, violin art, Vanitas, art painting on violins.

Для того чтобы проанализировать, каким образом визуальная культура проявляется в скрипичном искусстве, необходимо дать ряд определений этому феномену и исследовать историю его появления в отечественной и зарубежной науке. Стоит также отметить, что термин «скрипичное искусство» автором понимается достаточно широко, подразумевая проявление скрипки, ее конструкции, особенностей исполнительства в художественной культуре.

Впервые о предпосылках визуальной культуры в своей статье «Произведение искусства в эпоху механического воспроизводства» написал Вальтер Беньямин, ссылаясь на то, что зарождающийся в то время технический прогресс трансформирует всю систему искусств: «Удивительный рост наших технических возможностей, приобретенные ими гибкость и точность позволяют утверждать, что в скором будущем в древней индустрии прекрасного произойдут глубочайшие изменения. Нужно быть готовым к тому, что столь значительные новшества преобразят всю технику искусств, оказывая тем самым влияние на сам процесс творчества и, возможно, даже изменят чудесным образом само понятие искусства» [3]. В XX веке к данному феномену также обращались В. Бенджамин, М. Маклюэн, Д. Бергер и многие другие. Американский писатель, киновед Рудольф Арнхейм в своей монографии «Искусство и визуальное восприятие» связывает визу-альность с особыми способностями физиологии человека: «Силы, с которыми мы имеем дело в процессе визуального изучения предметов, могут рассматриваться психологическим двойником или эквивалентом физиологических сил, действующих в зрительной области головного мозга. Несмотря на то, что эти процессы носят физиологический характер, психологически они ощущаются как свойства самих воспринимаемых объектов» [2, с. 135].

Анализ феномена визуальной культуры проявлялся и в работах российских исследователей. Так, Борис Арватов в своей работе «Искусство и производство» пишет следующее: «Совершившаяся техническая революция не только создала новые формы знания и художественные жанры, например кино или фотографию, но и под-

разумевала совершенно новую роль и функции искусства в структуре социальных отношений» [1, с. 54]. В своей статье «Визуальная культура современного общества (опыт типологии)» М. В. Габова связывает нарастающую актуальность визуальной культуры с происходящим в настоящее время социокультурным, научным и техническим прогрессом: «Человек вынужден существовать в обширном поле визуально-сти, воспринимая зрительные образы в процессе своей профессиональной и повседневной жизни как сознательно, так и неосознанно. В условиях современной действительности, все более ускоряющегося темпа развития, научного прогресса, а также социокультурных практик и процессов мы можем наблюдать все более стремительный темп возникновения и усиления визуальных практик» [9, с. 32]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что отечественные и зарубежные исследователи связывают визуальную культуру с происходящим на рубеже XX-XXI веков техническим прогрессом. Однако следует, на наш взгляд, отметить немаловажный факт: синтез элементов визуальной культуры и скрипичного искусства стал проявляться еще в конце XVI -начале XVII века, в частности, в живописи. Так, на картине «Святая Цецилия» (St. Cecilia) итальянского художника Гвидо Рени (Guido Reni, 1575-1642) древнеримская святая, покровительница музыкантов и музыки изображена со скрипкой в руках (см. Приложение, рис. 1).

На картине нидерландской художницы Юдит Лейстер (Judit Leyster, 1609-1660) «Мальчик, играющий на скрипке» изображен юный скрипач (см. Приложение, рис. 2).

Другой нидерландский художник - Ян Ли-венс (Jan Lievens, 1607-1674) также связывал свое творчество со скрипичным искусством. Одним из известных его творений является полотно под названием «Скрипач» (см. Приложение, рис. 3).

Констатируем тот факт, что целый ряд зарубежных художников различных веков активно обращались к скрипичному искусству и всячески пропагандировали его в рамках своего творчества. Среди живописцев отметим следующих: Адриан ван Остаде (Adriaen van Ostade, 1610-1685), Ян Стен (Jan Havickszoon Steen, ок. 1626-1679),

Габриель Метсю (Gabriel Metsu, 1629-1667), Ян Купецкий (Jan Kupecky, 1667-1740), Мишель Бойер (Michel Воуег, 1668-1724) и др.

Отечественные художники также изображали в своих картинах этот струнно-смычковый инструмент. В частности, И. С. Куликов (1875-1941) и его полотно «Натюрморт со скрипкой» (см. Приложение, рис. 4), К. С. Петров-Водкин (1878-1938) «Скрипка» (см. Приложение, рис. 5), А. М. Шилов (р. 1943) «Портрет Юлии Волченко-вой» (см. Приложение, рис. 6) и многие другие. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что огромное количество художников так или иначе рисовали скрипку в своих картинах. Это можно объяснить тем, что музыка на протяжении всего своего пути находится в тесной взаимосвязи с живописью, и музыкальный инструмент, изображенный на полотне, способствует не только созданию представления у зрителя об определенной культурной жизни соответствующей эпохи, развитию понимания о музыкальном инструментарии того времени, когда был создан шедевр, но и воплощению определенного символического смысла. Издавна струнный инструмент ассоциировался с любовной тематикой. Так, одна из голландских поговорок XVII века гласит: «Учись играть на лютне и спинете, ибо струны обладают силой похищать сердца» [4]. Помимо этого, зачастую музыкальный инструмент в полотнах различных художников изображался в сопровождении каких-либо мифологических персонажей. Так, рисуя Терпсихору, покровительницу танца и песни, живописцы дополняли ее образ виолой, лирой или любым другим струнным инструментом. Атрибутом практически всех покровительниц являлся инструмент. В Античности стихи исполнялись нараспев и включали в себя какой-либо музыкальный элемент. Именно по этой причине каждая из муз поэтических жанров имела свой музыкальный инструмент.

В триптихе И. Босха «Сад земных наслаждений» изображен человек, распятый на струнах арфы. Несмотря на то, что скрипка не является объектом полотна, основной замысел художника, на наш взгляд, можно ориентировать и на ее специфику. Так, автор картины, вероятно, хотел связать человека, его эмоции, испытываемые на протяжении всей земной жизни и выражаю-

щиеся в любви и одновременном напряжении, страданиях и потрясениях, с натяжением струн (см. Приложение, рис. 7).

Религиозная тематика, в особенности в эпоху Возрождения, сопровождает изображение на полотнах музыкальных инструментов, в частности, скрипки. Так, распространение христианства и его священных книг способствовало запечатле-нию ангелов в сопровождении инструментов. Живописцы зачастую изображают в своих произведениях сцены, прославляющие Бога и демонстрирующие «ангельские» концерты, анализируя которые можно изучать музыкальную культуру XIV-XVI веков. Помимо органа, лютни, флейты, арфы и множества других инструментов ангелы играют и на скрипках.

В противовес вышесказанному, не менее любопытным, на наш взгляд, является воплощение скрипки в одном из жанров изобразительного искусства, поджанров натюрморта - ванитас (от лат. vanitas - «суета, тщеславие»). Отметим, что центром любого полотна, изображенного в ванитас, является череп человека. Исходя из истории, разъясним, что жанр был популярен в Нидерландах, а также в графстве Фландрия с середины XVI до XVII века. Основной смысл картин, созданных в vanitas, заключается в реализации символики хрупкости человеческой жизни, тщетности любых удовольствий и неизбежности наступления смерти. Помимо изобразительного искусства, в данном конкретном случае можно говорить и о синтезе скрипичного исполнительства с философией. Так, ванитас представляет собой жанр с ярко выраженным философским и, безусловно, религиозным началом. Сам термин vanitas был заимствован из Ветхого Завета Библии. В частности, в «Книге Екклезиаста, или Проповедника», авторство которой приписывают царю Шломо (Соломону), посвященной поискам смысла жизни, написано следующее выражение: Vanitas vanitatum omnia vanitas - «суета сует - все суета» [8]. Картины, изображенные в жанре ванитас, тесно связаны с аллегорией. Каждый предмет в полотне несет в себе символическое значение, подчеркивая бренность человеческой жизни зрителя. Зачастую для усиления эмоциональной и философской направленности полотен художники выписывали ряд фраз на ла-

тыни: memento mori - «помни о смерти»; tempus fugit - «время быстротечно»; ubi sunt - «где они»; sic transit gloria mundi - «так проходит земная слава». Данный жанр активным образом применяется не только в живописи. Так, в скульптуре, гравюре и даже в ювелирном деле авторы нередко обращаются к ванитас.

Среди основных символов жанра выделим череп как знак неизбежности смерти; гнилые фрукты - символ увядания жизни, а также неизбежного наступления старости; улитки как знак наглядного изображения человеческой лени -одного из семи смертных грехов; карты, кости и шахматы - воплощение страсти к азартным играм; музыкальные инструменты - предмет скоротечной веселой и разгульной жизни человека.

Символическое изображение черепа применяли в своих произведениях выдающиеся художники Ренессанса - Эль Греко (El Greco) и Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer). Питер Клас (Pieter Claesz, 1597-1661) - нидерландский художник, один из основателей известной харлемской школы (Haarlem) натюрморта - выстраивал свое творчество на принципах создания обычных натюрмортов и натюрмортов в жанре ванитас. Одним из известных его полотен, на котором изображена скрипка, можно назвать «Натюрморт со скрипкой и стеклянным шаром». Вдохновение данным шедевром привело к созданию несколькими годами позже другой картины - «Натюрморт со скрипкой и стеклянной посудой». В настоящий момент доподлинно не известно, кто же является автором этой работы. Исследователи сходятся лишь в одном мнении, что в картине ощущается влияние нескольких живописцев, в частности парижского художника Меффрена Конта, который специализировался на изображении серебряных и золотых сосудов, а также Мишеля Гобэн и Д. Лиу, создававших копии с произведений М. Конта. Тем не менее серебряная и золотая посуда часто изображалась и в натюрмортах французского мастера Жака Юпена. Более того, Ж. Юпен нередко обращался в своем творчестве к жанру ванитас. По этой причине имя истинного автора «Натюрморта со скрипкой и стеклянной посудой» в данный момент остается неизвестным.

В Новой Зеландии свое творчество активно развивает современный австралийский на-

тюрмортный фотограф Кевин Бест (Kevin Best, р. 1960). Деятельность Беста заключается в переносе в фотографию принципов классической голландской натюрмортной живописи. Кевин не стал в точности копировать полотна Рембрандта, Бакхейзена, Троста, Вермеера, а также других художников. Фотограф решил творчески переосмыслить бессмертное наследие живописцев и отобразить на своих фотографиях доподлинный антиквариат золотого века. Если же фотографу не удается найти точный аналог каких-либо предметов, изображенных на картинах художников XVII века, он своими руками создает детальную копию необходимого для него атрибута, становясь, таким образом, плотником, сценографом и ювелиром. В его коллекции существует несколько экспонатов-фотографий в жанре ванитас, на которых также изображена скрипка.

Размышляя о музыкальной, в частности скрипичной, составляющей множества картин как зарубежных, так и отечественных художников, можно сделать вывод, что живописцы обращались к скрипке для реализации следующих целей:

- воплощения и усиления лирического сюжета полотна;

- реализации взаимосвязи с мифологией;

- олицетворения наиболее возвышенных идей и образов и сопровождения кульминационных разделов библейской истории;

- осуществления представления об инструментальных ансамблях и формах музицирования определенных эпох;

- изображения философских идей, в частности, в натюрмортах жанра vanitas;

- смены символики инструмента в зависимости от замысла художника и общего содержания картины, что проявляется в триптихе И. Босха.

Проанализированные выше произведения, безусловно, основаны на синтезе визуальной составляющей, в частности, художественного искусства и скрипичного исполнительства. Тем не менее хотелось бы отметить тот факт, что картины и полотна российских и зарубежных художников были непосредственно запечатлены на традиционных материалах, в частности, холстах. Однако в искусстве известны случаи, когда мастера изображали скрипку, применяя другое сырье, более

того, сам инструмент стал своего рода полотном в руках некоторых деятелей, но этот аспект современного искусства проанализируем позднее. Для начала рассмотрим тот случай, когда один из известных художников XIX-XX столетий -Марк Захарович Шагал (Моисей Хацкелевич) рисовал свои творения на обыкновенных скатертях, простынях и даже ночных рубашках по той причине, что ему попросту не хватало денег на приобретение необходимых материалов. Так, его известная работа «Скрипач» (1912) была запечатлена на домашней скатерти, что является открытием множества исследователей, которые на протяжении нескольких лет изучали творчество художника.

Играющий на крыше скрипач является лейтмотивом деятельности Шагала, что, безусловно, связано с особенностями традиционной культуры еврейского народа. Критиков всегда интересовал вопрос: почему же скрипач на картинах художника зачастую изображен именно на крыше. Шагалу не раз приходилось лично отвечать на данный вопрос, утверждая, что это не аллегория. После того, как «дядя художника "ел компот", он забирался на крышу, дабы его никто не мог побеспокоить» [10]. Искусствоведы трактуют изображенного на картине скрипача с зеленым лицом как символ перерождения человека через искусство.

Помимо того, что скрипка становится одним из основных объектов картин как зарубежных, так и отечественных художников, сам инструмент в руках одного из американских мастеров современного искусства преображается в полотно. Так, в городе Корпус Кристи (Corpus Christi) юга штата Техас появилась коллекция произведений искусства. Ее уникальность заключается в том, что художник изображает портреты наиболее выдающихся деятелей культуры штата на старых скрипках, которые уже не поддаются какой-либо реставрации. Арнольд Гонзалес, бывший политик и конгрессмен штата, ставший художником, отметил в одном из своих интервью: «Я решил написать портреты на этих скрипках, так как я очень горжусь тем, что сделали эти люди» [11]. Данную идею ему предложила директор местного симфонического оркестра Вероника Салиназ Лопес: «Я посоветовала ему запечатлеть

лица людей искусства, связанных с нашим городом и вообще югом Техаса» [11]. Данные экземпляры художественно-музыкального искусства изначально демонстрировались в местном музее, а впоследствии были выставлены на аукцион. Вырученные деньги организаторы направили на благотворительные цели. Безусловно, впечатление от просмотра подобных произведений довольно двоякое. Часть зрителей и критиков негативно отнеслись к экспозиции, утверждая, что рисование на корпусе какого-либо инструмента не представляет собой уникальный вид высокого искусства. Тем не менее, на наш взгляд, следует отметить, что А. Гонзалес стремился возродить интерес к инструментам, играть на которых уже, к сожалению, не представлялось возможным. Таким образом, живописец создал одну из мировых коллекций произведений, основанных на синтезе музыкального и художественного искусств. Отметим, что художник является не единственным мастером в области создания каких-либо изображений на корпусе скрипки. В настоящее время существует огромное количество подобных экспонатов, которые, по нашему мнению, следует выделить в отдельное направление современного искусства - визуальная культура, изображенная на корпусе скрипок. В частности, скрипки украшают стразами, бусинами, светодиодными лампами, рисуют на корпусе всевозможные цветы, деревья и многое другое.

Творчество американской художницы Джулии Борден (Julie Borden) характеризуется тем, что на протяжении нескольких лет она занимается росписью скрипок и виолончелей. В свое время Джулия стала выпускницей Рочестерского технологического института и получила степень бакалавра изобразительных искусств. В настоящее время она является, пожалуй, самым известным художником в росписи музыкальных инструментов. Как верно подмечено на одной из интернет-страниц, посвященной творчеству Бор-ден, «смотреть на мир другими глазами и видеть в предметах то, чего не замечают другие, - разве это не те качества, которыми должны обладать настоящие художники? Взять, к примеру, скрипки. Большинство людей видит в них лишь струнный инструмент - не более. А вот Джулия Борден (Julie Borden) подошла к делу творчески

и увидела в них холсты для своих картин» [12]. Художница больше известна под псевдонимом Juleez и называет себя настоящим ценителем музыки, хотя при этом сама играть на инструментах не умеет. По утверждениям самой Джулии, «скрипки и виолончели просто притягивают ее к себе» [12]. В одном из своих интервью Борден сообщила, что роспись скрипок основана на довольно длительной и скрупулезной подготовке. Изначально мастер снимает все струны с инструмента, затем зачищает и грунтует поверхность скрипки, а уже после данных процедур наносит на корпус рисунок. При этом Джулия отмечает, что каждый ее рисунок уникальный, повторяющихся изображений в ее деятельности нет. Хочется отметить комментарии ценителей творчества и таланта Джулии Борден: «Причудливые, живые, выходящие за рамки современного мира, уникальные, восхитительные, очаровательные и захватывающие. В своих изображениях художница комбинирует яркие цвета, композиции, текстуры и темы, добиваясь таким образом поистине потрясающего результата» [12]. Мастерство Джулии также подтверждается и тем фактом, что художница зачастую расписывает скрипки в своей галерее на глазах у зрителей, которые с большим удовольствием и любопытством наблюдают за процессом, а через несколько дней возвращаются, чтобы увидеть итоговый результат произведения искусства. В данный момент существует некий бизнес-проект, основанный на художественной росписи музыкальных инструментов, в частности, гавайских гитар, бубнов, барабанов.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что скрипичное исполнительство и визуальная культура, в частности живопись, фотография, идут в неразрывной взаимосвязи. Художники настолько часто и под различным ракурсом обращаются к скрипке в своих произведениях, что в современном искусствоведении, на наш взгляд, необходимо выделить такое понятие, как скрипичная визуализация или скрипковизуали-зация. Более того, корпус скрипок сам становится объектом художественной росписи, как мы смогли это заметить в творческой деятельности Арнольда Гонзалеса и Джулии Борден. Таким образом, помимо музыкальной составляющей, данные скрипки начинают обладать и осо-

бой визуальной энергией, что, безусловно, подтверждает фразу «искусство не имеет границ», а также «процесс расширения традиционных рамок искусства» [5, с. 25].

В данном конкретном случае можно смело говорить не только о синтезе различных видов искусств, но и областей наук. Неслучайно множество мастеров обращаются в своих произведениях к этому струнно-смычковому инструменту. Изображение скрипки способствует воплощению в полотнах как лирического сюжета и реализации взаимосвязи с мифологией, так и философских идей, в частности в натюрмортах жанра vanitas, и смены символики инструмента в зависимости от замысла художника и общего содержания картины, что проявляется в триптихе И. Босха. Таким образом, благодаря творчеству проанализированных в настоящем исследовании мастеров речь уже идет о взаимовлиянии философии, искусства (в широком понимании слова), мифологии и даже религии. Слова В. В. Бычкова «искусство - это своего рода философия, а философия - это своего рода искусство» [7, с. 145] как нельзя кстати обрисовывают всю происходящую в искусстве ситуацию. Хотелось бы отметить, что благодаря данному синтезу действительно образуются новые виды искусства, которые основаны на стирании границ современного миропонимания. Данные виды, становясь специфической деятельностью, ведут к трансформации культурных практик и стандартов. Однако в этом случае не стоит, на наш взгляд, говорить о радикальном изменении систем эстетических и этических ценностей современного искусства, устоявшихся на протяжении нескольких столетий в его различных видах. Творчество отдельных художников, фотографов основано лишь на демонстрации индивиду зон пограничья искусства, его креативного пространства, открывая при этом новые возможности. Данная проблематика недостаточным образом поднималась и анализировалась в научных работах, что «побуждает к активизации исследовательского интереса к реалиям современного искусства» [6, с. 127]. Тема синтеза визуального и скрипичного искусств, на наш взгляд, отличается особой актуальностью, что впоследствии может найти отражение в ряде научных работ как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Литература

1. Арватов Б. Искусство и производство. - М.: Пролеткульт, 1926. - 132 с.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 384 с.

3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху механического воспроизводства. - М.: Медиум, 1996. - 121 с.

4. Брехова Н. Музыкальные инструменты в шедеврах мирового искусства [Электронный ресурс]. - URL: https://li-ga2014.livejournal.com/459499.html (дата обращения: 25.01.2022).

5. Будагян Р. Р. Цифровизация в пространстве медиаискусства (на примере компьютерного искусства, нет-арта, цифровой фотографии и цифровой живописи) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. - 2021. - № 1 (11). - С. 22-29.

6. Будагян Р. Р. Цифровые технологии в современном изобразительном искусстве // Дизайн и технологии. -2020. - № 78 (120). - С. 119-128.

7. Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог. Разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. - М.: ИФРАН, 2013. - 240 с.

8. Ванитас - жанр искусства, заставляющий зрителя задуматься о неизбежности смерти [Электронный ресурс]. - URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/zhanr-vanitas (дата обращения: 29.01.2022).

9. Габова М. В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) // Человек. Культура. Образование. - 2017. - Вып. 2 (24). - С. 31-40.

10. Культурология. РФ. Почему Марк Шагал написал своего знаменитого «Скрипача» на скатерти: И почему скрипач - зеленый [Электронный ресурс]. - URL: https://kulturologia.ru/blogs/310120/45341 (дата обращения: 29.01.2022).

11. Портрет на скрипке [Электронный ресурс]. - URL: https://yandex.ru/video/preview/14431995905154716602 (дата обращения: 27.01.2022).

12. Современное искусство. Расписанные скрипки от Джулии Борден [Электронный ресурс]. - URL: https:// kulturologia.ru/blogs/061109/11672 (дата обращения: 25.01.2022).

References

1. Arvatov B. Iskusstvo i proizvodstvo [Art and production]. Moscow, Proletkul't Publ., 1926. 132 p. (In Russ.).

2. Arnkheym R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie [Art and visual perception]. Moscow, Progress Publ., 1974. 384 p. (In Russ.).

3. Benyamin B. Proizvedenie iskusstva v epokhu mekhanicheskogo vosproizvodstva [Work of art in the era of mechanical reproduction]. Moscow, Medium Publ., 1996. 121 p. (In Russ.).

4. Brekhova N. Muzykal'nye instrumenty v shedevrakh mirovogo iskusstva [Musical instruments in the masterpieces of world art]. (In Russ.). Available at: https://li-ga2014.livejournal.com/459499.html (accessed 25.01.2022).

5. Budagyan R.R. Tsifrovizatsiya v prostranstve mediaiskusstva (na primere komp'yuternogo iskusstva, net-arta, tsifro-voy fotografii i tsifrovoy zhivopisi) [Digitalization in the space of media art (on the example of computer art, netart, digital photography and digital painting)]. Vestnik Saratovskoy konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Bulletin of the Saratov Conservatory. Questions of art history], 2021, no. 1 (11), pp. 22-29. (In Russ.).

6. Budagyan R.R. Tsifrovye tekhnologii v sovremennom izobrazitel'nom iskusstve [Digital technologies in contemporary fine arts]. Dizayn i tekhnologii [Design and technology], 2020, no. 78 (120), pp. 119-128. (In Russ.).

7. Bychkov V.V., Mankovskaya, N.B., Ivanov, V.V. Trialog. Razgovor Pervyy ob estetike, sovremennom iskusstve i krizise kul 'tury [Trialogue. The First Conversation on Aesthetics, Contemporary Art and the Crisis of Culture]. Moscow, IFRAN Publ., 2013. 240 p. (In Russ.).

8. Vanitas - zhanr iskusstva, zastavlyayushchiy zritelya zadumat'sya o neizbezhnosti smerti [Vanitas is a genre of art that makes the viewer think about the inevitability of death]. (In Russ.). Available at: https://veryimportantlot.com/ru/ news/blog/zhanr-vanitas (accessed 01.29.2022).

9. Gabova M.V. Vizual'naya kul'tura sovremennogo obshchestva (opyt tipologii) [Visual culture of modern society (typology experience)]. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie [Person. Culture. Education], 2017, iss. 2 (24), pp. 31-40. (In Russ.).

10. Kul'turologiya. RF. Pochemu Mark Shagal napisal svoego znamenitogo "Skripacha" na skaterti: Ipochemu skri-pach - zelenyy [Why Marc Chagall wrote his famous "Violinist" on the tablecloth: And why the violinist is green]. (In Russ.). Available at: https://kulturologia.ru/blogs/310120/45341 (accessed 01.29.2022).

11. Portret na skripke [Portrait on the violin]. (In Russ.). Available at: https://yandex.ru/video/preview/1443199590515 4716602 (accessed 01.27.2022).

12. Sovremennoe iskusstvo. Raspisannye skripki ot Dzhulii Borden [Painted violins by Julia Borden]. (In Russ.). Available at: https://kulturologia.ru/blogs/061109/11672 (accessed 01.25.2022).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Гвидо Рени. Святая Цецилия

Рисунок 5. К. С. Петров-Водкин. Скрипка

Рисунок 2. Юдит Лейстер. Мальчик, играющий на скрипке.

Рисунок 3. Ян Ливенс. Скрипач

Рисунок 6. А. М. Шилов. Портрет Юлии Волченковой

Рисунок 4. И. С. Куликов. Натюрморт со скрипкой

Рисунок 7. И. Босх. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» («Музыкальный Ад»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.