Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ'

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МОРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРИЧЕРНОМОРЬЕ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дружинин Александр Георгиевич, Вольхин Денис Антонович

В статье охарактеризован интеграционный потенциал морехозяйственной активности в современном Причерноморье, показаны факторы и особенности взаимодействия локализованных на побережьях Черного и Азовского морей государств (и их регионов) в «морской» сфере. Обосновано представление о Причерноморье как формирующейся, асимметричной, фрагментированной акватерриториальной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION POTENTIAL OF MARINE ECONOMIC ACTIVITY IN THE MODERN BLACK SEA REGION: FACTORS OF FORMATION, FEATURES AND PRIORITIES OF IMPLEMENTATION

The "turn" of Russia and its economy towards the Sea, characteristic of the last two decades, is largely associated with the processes of cross-border integration and regionalization (economic as well as geopolitical) in the sea basins "encircling" the country, including the Azov-Black Sea. The article attempts to assess the integration potential of marine economic activity in the modern Black Sea region, to highlight the factors and features of interaction of states (and their regions) localized on the coasts of the Black and Azov Seas in the "maritime" sphere. The idea of the Black Sea region as an emerging, asymmetric, fragmented aqua-territorial system is substantiated. The key elements of its supporting framework (the most important seaports and interport logistics lines) have been identified. The role of the Crimea (its marine economy) in trans-equatorial integration processes in the economic sphere is shown. It is emphasized that the architecture of transpontine integration processes in the marine sector directly depends on the interaction between Russia and Turkey, as well as on the latter's building relations with other states in the region.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН В БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ: ИСТОРИОГРАФИЯ, ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

CAUCASUS REGION IN GREATER EURASIA: HISTORY, GEOPOLITICAL AND GEOECONOMIC PROCESSES

УДК 911.375

DOI 10.18522/2072-0181-2021-108-4-5-16

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

А.Г. Дружинин, Д.А. Вольхин

INTEGRATION POTENTIAL OF MARINE ECONOMIC ACTIVITY IN THE MODERN BLACK SEA REGION: FACTORS OF FORMATION, FEATURES AND PRIORITIES OF IMPLEMENTATION

A.G. Druzhinin, D.A. Volkhin

Введение. Геополитические и геоэкономические метаморфозы современной Евразии и меняющиеся позиции России в пределах евразийского пространства создают дополнительную мотивацию для «морской ориентации» страны [1], повышают значимость для нее морского порубежья, превращают последнее в ареал ак-

Дружинин Александр Георгиевич - доктор географических наук, профессор, главный научный сотрудник, директор Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета, ведущий научный сотрудник Института географии Российской академии наук, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: alexdru9@mail.ru, т.: 8(863)2560849;

Вольхин Денис Антонович - кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры экономической и социальной географии и территориального управления Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, 295007, Республика Крым, г. Симферополь, пр-т Академика Вернадского, 4 «А», e-mail: lomden@mail.ru, т.: 8(3652) 6085-44.

тивной трансграничной (трансакваториальной) регионализации. Значимое место в архитектуре опоясывающих Российскую Федерацию «морских» трансграничных регионов принадлежит Причерноморью, все чаще осмысливаемому исследовательским сообществом как особая акватерриториальная целостность, ареал сложных, разновекторных интеграционно-дезин-

Alexander Druzhinin - Southern Federal University, 160, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: alexdru9@mail.ru , tel.: 8(863)2560849;

Denis Volkhin - V.I. Vernadsky Crimean Federal University, 4 "А" Akademik Vernadsky Avenue, Simferopol, Republic of Crimea, e-mail: lomden@mail.ru, tel.: 8(3652) 60-85-44.

теграционных процессов как в хозяйственной, так и в геополитической сфере [2-7]. Цель статьи - оценить степень и потенциал влияния меорехозяйственной активности на регионоформирующие, интеграционные процессы в Причерноморье, показать роль и место в них Российской Федерации.

Современное Причерноморье как формирующаяся, асимметричная, фрагментиро-ванная акватерриториальная система. Основополагающим фактором обособления Причерноморья в особый мезорегион Евразии выступает его центрированное на относительно обособленной морской акватории порубежное местоположение и связанная с последним ключевая геополитическая роль в установлении режимов стабильности/нестабильности на континенте [8-10]. В Причерноморье проходят восточные фронтиры Европейского союза и военно-стратегического влияния НАТО, северные рубежи исламского геокультурного влияния, юго-западные пределы России и ее союзников по ОДКБ. Существенны здесь и позиции перманентно усиливающей свое влияние Турецкой Республики. В этом сложном сплетении интересов стран мезорегиона, вовлекающем глобальных акторов, регионоформирующие процессы протекают по особой траектории, существенно отличающейся от других замкнутых морских бассейнов Евразии (например, Средиземноморья, Балтики, Каспия). С точки зрения межгосударственного взаимодействия Причерноморский регион имеет двоякую сущность: как геоэкономически значимое коммуникационное пространство с его экономическими и военно-политическими интеграционными группировками (ОДКБ, НАТО, ЕС, ОЧЭС, TRACECA, ГУАМ, ЕАЭС и др.); как арена геополитического соперничества (в том числе при участии стран Западной Европы, США и других государств, топологически не относящихся к Причерноморью) и размежевания с последующим появлением барьерных границ [11]. В результате в структуре нарождающейся Большой Евразии данный макрорегион не только проявляет себя в качестве ее неотъемлемой составляющей, но и фрагментируется на страны и их приморские регионы с разными геополитическими и геоэкономическими ори-ентациями. Партнеры России по интеграционным процессам в Азово-Черноморском регионе являются при этом одновременно участниками альтернативных экономических и по-

литических группировок, зачастую проводящих по отношению к нашей стране конкурентную (или недружественную) политику.

Страны Причерноморья с точки зрения их экономического, демографического и морехозяйственного потенциалов выглядят асимметрично [12-14]. Разница максимального и минимального значения номинального ВВП среди стран Причерноморья в 2019 г. составила более 1,6 трлн долл. США*. В России, лидирующей по данному показателю в Азово-Черно-морском мезорегионе, он более чем в 140 раз превышает показатель Молдовы - аутсайдера в мезорегионе. Душевой показатель ВВП в Румынии и России в 2,5-3,8 раза выше, чем в отстающих Грузии, Молдове и Украине. Из 74 приморских городов Причерноморья (с учетом Абхазии) с суммарной численностью населения более 24 млн человек в российском и турецком секторах расположены 36 городов, концентрирующих 84% населения рассматриваемых типов городов (из них 70% -городское приморское население Турции). В приморской системе городского расселения Азово-Черноморского бассейна особую роль играет Стамбул. Локализация этого глобального города в турецком секторе Черного моря делает его наиболее заметным в демографическом и экономическом пространстве Причерноморья, поскольку города Турции на южных черноморских берегах от Карасу на западе до Хопа на востоке (кроме Самсуна и Ризе) своим демографо-экономическим потенциалом существенно уступают крупным приморским городам России и Украины [12].

Благодаря глобализационным процессам в любого рода регионогенезе наибольший вес имеют внешние, планетарного масштаба акторы и процессы. В Причерноморье эта тенденция проявляется следующим образом: чем выше показатели масштабов и уровня экономического развития страны (ВВП в абсолютном и подушевом выражении), тем менее существенна доля государств Причерноморья во внешней торговле данной страны. Крупные экономики региона, прежде всего Россия и Турция, во внешнеэкономических связях в большей степени ориентированы на глобальных геоэкономических лидеров - Китай, Европейский союз, США, Индию и др. Ранжированный список стран Причерноморья по объему ВВП за 2019 г.

* По данным МВФ (Report for Selected Countries and Subjects. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/ weo-database/2020/0ctober).

выглядит следующим образом (от большего к меньшему): Россия, Турция, Румыния, Украина, Болгария, Грузия, Молдова (и, разумеется, «признанно-непризнанная» Абхазия, сопоставимые корректные данные по которой, к сожалению, отсутствуют). Ранжированный ряд стран региона по доле торгового оборота

с государствами Причерноморья в общем объеме торговли данной страны (табл. 1) выглядит фактически в зеркальном порядке (от большего к меньшему): Молдова (58,9%), Грузия (45,0%), Болгария (21,7%), Украина (16,4%), Турция (10,5%), Румыния (10,4%), Россия (6,5%).

Таблица 1.

Взаимная торговля стран Причерноморья (2019 г.)

Экспорт, млн долл. США Импорт, млн долл. США Доля стран Причерноморья в экспорте страны, %

Болгария Грузия Молдова Россия Румыния Турция Украина Всего экспорт

Болгария - 169,4 63,3 588,1 2908,9 2410,9 381,7 6522,3 19,6

Грузия 281,8 - 7,2 462,8 177,6 193,7 165,3 1006,6 37,3

Молдова 63,0 21,0 - 249,9 765,4 175,5 80,2 1291,9 46,5

Россия 2691,0 1157,3 1257,2 - 3196,2 21063,3 6619,4 33293,4 7,9

Румыния 2716,5 216,1 1386,3 1143,0 - 2504,2 690,7 5940,4 7,7

Турция 2668,8 1578,1 343,4 4153,2 4073,8 - 2156,9 12305,4 6,8

Украина 479,5 392,0 726,2 3242,8 1005,6 2617,1 - 7983,8 16,0

Всего импорт 8900,5 3534,0 3783,7 9839,8 12127,4 28964,6 10094,1 - -

Доля стран Причерноморья в импорте страны, % 23,6 47,8 64,8 4,0 12,5 13,8 16,6

Доля стран Причерноморья в торговом обороте страны, % 21,7 45,0 58,9 6,5 10,4 10,5 16,4

Примечание: сост. по данным The International Trade Centre (https://www.trademap.org).

Во внутрирегиональное внешнеторговое партнерство, судя по относительным показателям, в большей степени вовлечены наименее экономически развитые страны Причерноморья. Данное обстоятельство служит сдерживающим фактором процессов регио-ногенеза в рассматриваемом бассейне. В этом контексте Грузию и Молдову можно определить как страны сильно зависящие, а Болгарию и Украины как ощутимо зависящие от внешнеторгового взаимодействия непосредственно со странами Причерноморья.

Геополитический фактор, который с конца XX в. усиливается в Причерноморье и приобретает деструктивный характер, отодвигает на второй план обстоятельства экономической целесообразности и выгоды

стран данного мезорегиона от всестороннего сотрудничества и экономической интеграции. В отличие от Балтийского международного региона, сформировавшегося под влиянием процессов евроинтеграции [8], Причерноморье сложно назвать макрорегионом активной трансграничной акватерриториальной регионализации.

Дезинтеграционные процессы в Причерноморье (очаги замороженных и активных военно-политических внутригосударственных и межгосударственных конфликтов, территориальные и акваториальные споры между странами-соседями, незавершенность процесса делимитации и демаркации государственных границ, в том числе территориальных вод, отсутствие согласованного всеми странами

региона режима природопользования в акваториях Черного и Азовского морей, проблема внешней легитимации российского Крыма и операции по дестабилизации безопасности в территориальных водах и в непосредственной близости к государственной границе России со стороны Украины и стран НАТО [10, 16-18]) и относительно низкая интенсивность циркумпонтийского межгосударственного

взаимодействия превращают акватории и приморские зоны Причерноморья лишь в потенциальный ареал трансграничной регионализации. Российские азово-причерномор-ские регионы (Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область, город федерального значения Севастополь) оказались инкорпорированными в систему замкнутого морского бассейна, участники которого формируют не единое, а фрагментированное, асимметричное геоэкономическое пространство с хитросплетением контактных и барьерных границ, а также буферных территорий с неразрешенной проблемой их правового статуса. В связи с этим морскую экономику стран Причерноморья и ее роль в регионоге-незе следуют рассматривать в трехмерном пространстве с его геоэкономической, геополитической и морехозяйственной осями.

Морехозяйственная активность в акваториях Черного и Азовского морей и ее регионоформирующий, интеграционный потенциал в меняющемся геополитическом и геоэкономическом контексте. Потенциал и форматы сотрудничества в сфере «морской» экономики во многом зависят от ее масштабов в каждой из стран региона. Для оценки значимости (веса) государства в морском хозяйстве Причерноморья рассчитан интегральный показатель - общий индекс размера морского хозяйства страны (ОИРМХ). Данный показатель учитывает три основные (и в наибольшей мере доступные анализу) характеристики морехозяйственной деятельности: объем морских грузоперевозок, валовой тоннаж торгового флота и добычу морских биологических ресурсов. Каждый из трех показателей нормируется таким образом, что максимальное значение любого признака становится равным 1, а минимальное - 0. Нормирование выполняется по формуле:

O - O

max min

~ j

где: Oi - нормированный показатель j для страны i (изменяется в пределах от 0 до 1),

oi - значение показателя j для страны i,

' j

0max/min - максимальное и минимальное значения показателя j среди всех стран.

Все три нормированных показателя, рассчитанные для каждой страны, суммируются в один интегральный показатель. В результате значение ОИРМХ может изменяться в пределах от 0 до 3.

Как свидетельствует статистика, по валовому тоннажу торгового флота (по флагу регистрации судна) в 2019 г. среди семи причерноморских стран лидируют Россия (9,3 млн т) и Турция (7,6 млн т). Далее с существенным отставанием следуют Украина (около 353 тыс. т) и Молдова (512 тыс. т), причем последняя используется другими странами как «государство удобного флага». В Болгарии, Грузии и Румынии данный показатель не превышает 150 тыс. т в каждой*.

Ключевой компонент морехозяйственной деятельности - грузоперевалка в морских портах. Совокупный объем грузовых морских перевозок стран Причерноморья во всех бассейнах в 2019 г. составил около 1,5 млрд т, а только портами на Черном и Азовском морях - порядка 560 млн т**. Более 258,1 млн т грузов (около 50% от обработанных грузов всеми портами стран бассейна) приходится на азово-черноморские порты России, более 160 млн т грузов генерируют порты Украины (около 25%). Портовые хозяйства остальных стран обрабатывают грузов в данном бассейне не более 50 млн т грузов в год каждое. К текущему году соотношение рассматриваемых стран по грузоперевозкам морским транспортом существенно не изменилось. Примечательно, что собственно черноморские порты Турции отличаются малыми масштабами грузоперевозок. Крупнейшие порты этой страны расположены в акваториях Мраморного, Эгейского и Средиземного морей, на западе и юге страны.

Что касается объема вылова рыбы и прочих морских биоресурсов, то, согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в Азово-

* По данным UNCTAD (URL: https://unctadstat. unctad.org).

** Рассчитано по статистическим данным [Электронный ресурс]: https://atlantis.uab.gov.tr/istatistik/istatistik_ yuk.aspx; https://www.morport.com; http://www.uspa.gov.ua/ pokazniki-roboti/pokazniki-roboti-2018.

Черноморском бассейне резко выделяется именно Турция [19]. В 2018 г. на эту страну приходилось почти 66% общего объема вылова рыбы в Азово-Черноморском регионе. Таких результатов турецкие рыболовы добились благодаря деятельности не только в территориальных водах Турции, но и в акватории исключительных экономических зон других стран бассейна. По сравнению с этой страной-лидером Россия и Украина вылавливают рыбы в данном бассейне в четыре раза меньше, удельный вес иных государств в рыбодобыче в Причерноморье - еще менее существенен.

Поскольку все страны региона (с различной интенсивностью) осуществляют обновление морской транспортной инфраструктуры, перспективным направлением сотрудничества причерноморских государств (наряду с портово-логистической сферой) выступает судостроение и судоремонт. Основная форма сотрудничества в этом секторе морского хозяйства - торговля судами и оказание услуг по их ремонту. Кооперационные связи и производственные цепочки в формате трансграничных кластеров пока, тем не менее, широкого распространения в регионе не получили. В 2019 г. по объему судостроительных работ (в валовом тоннаже судов) страны Причерноморья распределились следующим образом: на первом месте - Турция (около 147 тыс. т), за ней следуют Россия (около 100 тыс. т), Румыния (почти 35 тыс. т), намного ниже показатели Болгарии (2,1 тыс. т) и Украины (менее 1 тыс. т)*. Постсоветские и новейшие негативные трансформации в машиностроительном комплексе Украины существенно снизили масштабы и место ее судостроения в Причерноморье. На этом фоне судостроение России с 2014 г. увеличило объемы производства вдвое, Румыния - сократила почти в 10 раз, остальные страны демонстрировали колеблющуюся динамику производства судов.

Обобщение основных показателей морского хозяйства в интегральный ОИРМХ позволило выявить значимость стран в морском хозяйстве Причерноморья. Значения индекса, как сказано выше, может изменяться в пределах от 0 до 3. Близким к максимальному значению данный индекс оказался у Турции (2,26) и России (2,21). Значимость российского морского хозяйстванесколькоуступалапоказателюТурции из-за отставания по показателям рыболовства в Черном и Азовском морях. Для остальных стран

* По данным UNCTAD (URL: https://unctadstat. unctad.org).

мезорегиона ОИРМХ был менее 1: Украина -0,4, Румыния - 0,06, Болгария - 0,05, Грузия -0,04, Молдова - 0,04. Таким образом, даже принимая во внимание, что и в российской, и в турецкой ситуации морехозяйственная активность рассредоточена по нескольким относительно обособленным акваториям (а Причерноморье -лишь одна из них), главная архитектура азово-черноморских интеграционных процессов в морехозяйственном секторе будет зависеть непосредственно от взаимодействия России и Турции, равно как и от выстраивания последними отношений с другими государствами региона.

Опорный каркас трансакваториаль-ного трансграничного взаимодействия в Причерноморье: основные компоненты и их российская составляющая. Регионогенез в трансграничных морских бассейнах, подобных Причерноморью, невозможен без тесной транспортной связности узловых элементов морской активности стран по морю и по суше. Опорный каркас трансакваториального взаимодействия в морских бассейнах формируют порты и маршруты транспортировки грузов, а также перевозки пассажиров.

Странам - участницам Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) за всю ее историю существования не удалось создать циркумпонтийскую (опоясывающую акваторию) систему транспортных магистралей; в настоящее время работают лишь отдельные ее звенья. Еще в 2009 г. был разработан, а в 2010 г. ратифицирован российской стороной «Меморандум о взаимопонимании по скоординированному развитию кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря (КАЧМ)»* . КАЧМ рассматривалась как высокопропускная автомагистраль с преференциальным режимом пересечения государственных границ. Основным маршрутом и примыкающими трассами планировалось соединить ключевые города региона: Стамбул, Самсун, Трабзон, Батуми, Поти, Ереван, Баку, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Мариуполь, Одессу, Кишинев, Констанцу, Софию - с последующим ответвлением на Балканы. События 2014 г., связанные с воссоединением России и Крыма, изменили повестку обсуждения данного проекта. Российская сторона выступила с предложением включить в про-

* Меморандум о взаимопонимании по скоординированному развитию кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. Министерство транспорта РФ (URL: https://mintrans.gov.ru/documents/7/807).

ект Крым, что нашло негативный отклик у ее партнеров по ОЧЭС и категорическое непринятие украинской стороной. К текущему моменту у подписантов данного документа разногласий накопилось больше, чем согласованных решений, и проект оказался заморожен.

Альтернативой и единственным наиболее надежным вариантом трансграничного транспортного сообщения между странами Причерноморья на многосторонней основе пока является морское транспортное сообщение. На протяжении многих лет основу тер-

риториальной структуры морских грузовых перевозок в Азово-Черноморском бассейне составляют меридиональные потоки в сторону пролива Босфор (рис. 1). Главные морские пути двух морей веерообразно сходятся к турецким проливам и далее перераспределяются по Средиземноморью с последующим выходом в Атлантический океан либо через Суэцкий канал в Индийский океан (и в обратном направлении). Главными генераторами этих морских транспортных потоков являются хинтерланды портов России и Украины.

Рис. 1. Плотность морских путей в Азово-Черноморском бассейне, 2019 г. (сост. по данным https://www.marinetraffic.com)

Государства Причерноморья характеризуются низкой интенсивностью межстра-новой транспортной связности по морю, о чем свидетельствует значение индекса двусторонней связи линейных перевозок (см. табл. 2). Данный индекс представляет собой агрегированный нормированный показатель пяти индикаторов для пары стран А и В и рассчитывается по методике UNCTAD:

1) количество перегрузок, необходимых для доставки из страны А в страну В;

2) количество общих прямых сообщений для стран А и В;

3) количество общих морских сообщений по странам в паре с одной перевалкой;

4) уровень конкуренции компаний, обслуживающих морское соединение страны А со страной В;

5) размер самого большого судна на наименее загруженном маршруте, соединяющем страну А со страной В.

Анализируемый индекс изменяется в пределах от 0 до 1. В целом данный индекс для стран Причерноморья относительно низкий, для большинства пар стран он не превышает значение 0,2. Наиболее тесные морские транспортные связи сформировались в парах стран Украина - Турция (0,325), Румыния - Турция (0,314), Румыния - Украина (0,303). Лидером по среднему показателю является Турция, затем следуют Украина и Румыния. Хуже всего со странами региона коммуницирует Грузия. Россия при ее экспортном портово-логистическом потенциале в группе рассматриваемых стран занимает срединное положение. Наиболее тесные транспортно-географические связи у России сформировались с Турцией и Украиной.

В итоге по своей транспортно-гео-графической архитектуре Азово-Черномор-ский бассейн может быть отнесен к типу бассейнов с преобладанием транзитной функции и не является пространством активных межгосударственных грузовых и пассажирских коммуникаций. При этом для современной России именно Причерноморье выступает одним из ключевых регионов по географической диверсификации рынков сбыта и прокладке новых маршрутов экспорта углеводородов в Европу и Турцию. Рост объема транзитных грузов морским и трубопроводным транспортом через акваторию Азовского и Черного морей усиливает значимость положения бассейна как одного из ключевых в Евразии. Российские экспортные позиции в ее причерноморско-каспийском секторе Евразии существенно укрепились в результате строительства газопроводов «Голубой поток», «Турецкий поток», ветки нефтепровода в обход

Украины на Новороссийск «Суходольная -Родионовская» и некоторых других. К 2020 г. экспорт углеводородов черноморскими маршрутами стал сопоставим с аналогичными показателями балтийских маршрутов [20]. В российском Причерноморье главным узлом в системе морского нефтегазового экспорта является Новороссийск, к которому сходится ряд крупных нефте- и газопроводов, в том числе идущих из Каспийского региона. Опыт российско-турецкого сотрудничества по транзиту газа по трубопроводам, проложенным по дну Черного моря, пока не удается внедрить в партнерские отношения с другими странами региона.

Ключевым элементом опорного каркаса трансакваториального трансграничного взаимодействия в Причерноморье выступает локализованная здесь система морских портов, характеризуемая геополитической страти-фицированностью, полицентричностью и асимметричностью (включая сопутствующие последней эффекты концентрации и агломерации).

В портовом хозяйстве выделяются следующие территориальные сочетания:

- России в Краснодарском крае от порта «Кавказ» до Сочи с явным доминированием портовых мощностей Новороссийска (свыше 140 млн т грузов в год, крупнейший порт в стране и всем Причерноморье) и Ростовской области (порты Ростова-на-Дону, Азова и Таганрога);

- Украины в Николаевской и Одесской области (Николаев, Южный, Одесса, Черноморск и др.);

- румынского порта Констанца с его спутниками Мидия и Мангалия;

Таблица 2

Индекс двусторонней связности морских линейных перевозок между странами

Причерноморья, 2019 г.

Страны-партнеры Болгария Грузия Румыния Россия Турция Украина Среднее

Болгария - 0,173 0,170 0,167 0,181 0,175 0,173

Грузия 0,173 - 0,141 0,168 0,181 0,173 0,167

Румыния 0,170 0,141 - 0,190 0,314 0,303 0,224

Россия 0,167 0,168 0,190 - 0,276 0,233 0,207

Турция 0,181 0,181 0,314 0,276 - 0,325 0,255

Украина 0,175 0,173 0,303 0,233 0,325 - 0,242

Примечание: сост. по данным UNCTAD (URL: https://unctadstat.unctad.org).

- турецких портов Карасу, Эрегли, Зонгулдак, Бартын и Амасра;

- портов Грузии (Батуми, Поти, Супса).

Прочие порты в Черном и Азовском морях - отдельно локализованные узлы и пункты: Варна и Бургас в Болгарии, турецкие порты Самсун (самый крупный порт на черномор-

ском берегу Турции), Трабзон и ряд других, объем грузоперевозок которых не превышает 1-5 млн т в год. Крупнейшие порты Причерноморья (Новороссийск и Южный) по объемам своей работы сопоставимы с объемами морских грузоперевозок отдельных стран региона (рис. 2).

Рис. 2. Грузоперевозки портов стран Причерноморья, 2019 г. (сост. по данным: https://atlantis.uab.gov.tr/istatistik/istatistik_yuk.aspx; https://www. morport.com; http://www. uspa.gov. ua/pokazniki-roboti/pokazniki-roboti-2018)

В разрезе основных товарных групп каждая из выделенных групп портов имеет свою специфику*:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- российские порты Краснодарского края отличаются существенным преобладанием нефтеналивных грузов, которые дополняют зерно, контейнерные грузы и металлы;

- главная специализация украинских портов - руда, другие минеральные грузы, металлы и зерно;

- в портах Румынии главную роль играют нефтеналивные грузы, зерно и контейнеры;

- в болгарские портах - насыпные грузы;

* По данным официальных сайтов портов и Ассоциации морских портов России (URL: https://www. morport.com).

- грузинские порты специализируются на сухогрузах (Поти) и нефтеналивных грузах (Батуми);

- турецкие черноморские грузы в целом больше ориентированы на сельскохозяйственную продукцию, нефтеналивные грузы и контейнеры.

Выраженная специализация морских портов создает предпосылки для их взаимозависимости (в рамках складывающихся товарно-логистических цепочек).

Абсолютные показатели работы портовых городов Причерноморья следует дополнить оценкой баланса их селитебной и транспортной функций. Для этого рассчитан адаптированный коэффициент локализации в виде соотношения доли города-порта в объеме морских грузоперевозок страны и его доли в численности населения. Соответственно,

если данный коэффициент больше единицы, то портовая функция города достаточно четко выражена. Характерно, что из 43 анализируемых причерноморских городов-портов (без учета Стамбула и портов Абхазии) для 37 портов коэффициент локализации выше единицы, и только для нескольких портов он ниже этой отметки - российских портов Евпатория, Севастополь, Феодосия, Ялта и турецких портов Трабзон и Фатса. Наибольшие значения коэффициента локализации получены для портов Украины - Южный (585,6) и Черноморск (124,9), России - Тамань (259,3), Новороссийск (109,2) и Туапсе (71,4).

Также высокая степень превалирования портовой функции характерна для портов Констанца, Поти, Азов и Николаев. Близкие к значению 1,0 коэффициенты получены для мелких портов Турции и Украины.

Таким образом, в реалиях функционалом опорного каркаса морехозяйственного транс-акваториального взаимодействия стран Причерноморья обладают лишь немногие приморские центры. Наибольшим потенциалом трансграничной регионализации в портовом секторе обладает его меридиональное направление (порты России (Новороссийск, Кавказ, Туапсе, Ростов-на-Дону) - порты Турции (Самсун, Зонгулдак), порты Украины (Южный, Николаев, Черноморск, Одесса) - порты Турции) и в несколько меньшей степени -широтное направление (порт Новороссийск -порт Констанца) по транспортировке и обработке интермодальных (в том числе «река -море») и проектных грузов из Азии в Европу, из Каспийского региона в Европу и в обратном направлении.

Элементы акватерриториальной интеграции в Причерноморье имеют место и в сфере туризма, прежде всего - в формате организации круизного отдыха [21]. Тем не менее, сравнивая Причерноморский регион с соседним Средиземноморьем, устойчивой и емкой эту форму международных отношений назвать нельзя. Страны Причерноморья фактически не связывают также и крупные трансграничные производственные цепочки специализированныхпредприятийсудостроения, иных направлений машиностроения и переработки морских биоресурсов, которые организуются в виде кластеров на Балтике и в Юго-Восточной Азии [22].

Стратегическая конкурентоспособность российских морских «опорных баз» [23] в

данном контексте во многом будет определяться балансом в их общероссийских и локальных приоритетах и функциях. Для Севас-топольско-Крымской и Сочинско-Туапсинской морских баз характерен сдвиг в сторону преобладания государственного управления в регулировании их динамики, что связано с реализацией федеральных программ развития их территории [24], в том числе в морехозяйственном секторе. В отношении Ростовской и Новороссийской баз, напротив, фокус смещается в сторону самоорганизующихся кластерных инициатив, участия негосударственных инвесторов или близок к ситуации баланса рассматриваемых приоритетов.

По осям интровертная/экстравертная составляющая морской активности наиболее интровертной (замыкающейся на внутрирегиональных потребностях) является Се-вастопольско-Крымская база, что связано с действием санкций и транспортных блокад в отношении полуострова. Наибольший эффект экстравертной составляющей морской активности (ориентированность на экспортные и трансграничные связи) дает Новороссийская база как самый крупный экспортный порт России.

Для большей части опорных баз России в Причерноморье характерно доминирование гражданской морской активности над военной. Последняя наибольшее значение имеет для Севастопольско-Крымской и Новороссийской баз. В российских причерноморских опорных базах морской активности, таким образом, редко присутствует баланс их приоритетов и функций, что, как правило, негативно отражается на их резистентности в период детерминированных геополитической и геоэкономической турбулентностью кризисных ситуаций.

«Морской фактор» инкорпорирования Крыма в интеграционные процессы в Причерноморье: внутрироссийские и транснациональные аспекты. Крым после его возвращения в состав России в 2014 г. стал тем приморским регионом страны, в котором происходят противоречивые (часто антагонистические) процессы внешней изоляции и инкорпорирования в российский морехозяйственный комплекс.

Морское хозяйство Крыма локализуется главным образом в пяти портовых городах -Евпатории, Керчи, Севастополе, Феодосии и Ялте, где сосредоточены портовые,

судостроительные, судоремонтные и рыбоперерабатывающие предприятия. В динамике работы этих пяти центров в последнем десятилетии были два переломных момента: 2014 г. - воссоединение Крыма с Россией и введение против него санкций; 2018 г. - ввод в эксплуатацию Крымского моста.

В 2014 г. после транспортной блокады со стороны Украины и запрета заходов международных судов в порты Крыма произошло сильное территориальное сжатие хинтерланда и форланда всех крымских портов. После открытия в 2018 г. автомобильной и в 2019 г. железнодорожной частей Крымского моста существенная часть транспортных потоков в Крым и из него переориентировалась на сухопутные виды транспорта.

Крымские порты, кроме Керченского, находятся в арьергарде рейтинга портов Причерноморья. В 2018 г. портовые организации Крыма суммарно перевезли 8,7 млн т грузов, что составило 1,5% от общего объема морских грузоперевозок в Азово-Черноморском бассейне. К 2019 г. показатель стал еще меньше -4,3 млн т, из них более 80% приходилось на Керчь. Негативное влияние пандемии ускорило падение грузовой работы крымских портов (в 2020 г. - более чем на 50%*). Из сорока восьми анализируемых портов стран Причерноморья по объему грузоперевозок крымские занимают следующие позиции: Керчь - 16-е место, Севастополь - 35-е, Феодосия - 40-е, Ялта - 45-е, Евпатория - 46-е (см. рис. 2). Только 4% грузовой работы крымских портов ориентировано на экспортные перевозки, реализуя свой потенциал лишь на 5-15% [25]. Для Крыма характерно доминирование вдольберегового межпортового сообщения в пределах территориальных вод Республики Крым и г. Севастополя, а также коммуникация с портами Краснодарского края и Ростовской области (каботажные перевозки). Учитывая тупиковое, изолированное положение портов Крыма, их существенное инфраструктурное отставание и конкуренцию среди портов Юга России, можно заключить, что пор-тово-логистическая функция Севастопольско-Крымской морской базы (возможно, за исключением Керчи) в ближайшие годы не будет играть заметной роли в структуре российской и причерноморской морехозяйственных систем. У Крыма есть пока еще не реализованная

* По данным официальных сайтов портов и Ассоциации морских портов России (URL: https://www. morport.com).

международная транспортная функция по взаимодействию с Ираном (возможность организации транспортного сообщения между Ираном и Крымом по маршруту «порты Крыма - Азовское море - р. Дон - Волго-Донской канал - р. Волга - Каспийское море - порты Ирана») и Сирией.

Крымский потенциал более существенен в других секторах морской экономики. Вес Крыма в отрасли рыболовства заметнее, чем в сфере морского транспорта. На регион приходится 38,7% российских уловов рыбы и добычи других водных биоресурсов в Азовском и Черном морях и 5,8% суммарного показателя отрасли стран Причерноморья в бассейне двух морей. Отрасль рыболовства и рыбоводства Крыма последние семь лет демонстрировала позитивную динамику и била рекорды по некоторым показателям. С 2014 по 2019 г. предприятия аквакультуры Крыма удвоили объемы воспроизводства моллюсков (устриц и мидий) и ракообразных (креветок) с 0,7 тыс. т до 1,3 тыс. т* . По объемам разведения морских устриц и мидий Крым - в числе лидеров среди приморских регионов России.

Судостроительный потенциал Крыма был активирован крупными государственными заказами по перевооружению гражданского и военного флотов России. Полифункциональные судостроительные центры в Севастополе, Керчи и Феодосии, способные производить военные корабли нескольких категорий, крупные подъемно-транспортные и ремонтно-строительные суда, установки для морской разведки и добычи углеводородов, сервисные и пассажирские суда разной категории, представляют собой уникальное для Причерноморья территориальное сочетание припортовой индустрии. Крымские судостроительные заводы достаточно успешно интегрировались в систему производственных цепочек российского судостроительного комплекса и за последние семь лет реализовали и продолжают выполнять ряд крупных и уникальных для России проектов. Именно судостроение имеет наибольший потенциал интегрирования Крыма во внутрироссийские и транснациональные морехозяйственные связи, что обусловлено усилением процессов «маринизации» экономики, переоснащением флота России и все возрастающим спросом на продукцию судостроения, в том числе в

* По данным Федерального агентства по рыболовству (URL: http://www.fish.gov.ru).

странах Причерноморья. Именно судостроение и судоремонт смогут адаптироваться к пролонгированной на длительное время тенденции доминирования военно-стратегической функции Крыма над его внешнеэкономическими функциями.

Таким образом, современный этап глобализации (чьи проявления еще четче высвечиваются в условиях спонтанного роста геополитической турбулентности и множественных экстерналий короновирусной пандемии) вмещает в себя не только кардинальную перебалансировку между доминантными центрами силы (сопровождаемую фрагментацией экономического пространства, ростом регионализма), но и дальнейший сдвиг Человечества к Морю, активизацию морехо-зяйственной активности, эскалацию явной и латентной борьбы между государствами и их объединениями за освоение (передел) ресурсного потенциала океанических акваторий. В фокусе данных доминантных процессов оказываются прежде всего относительно обособленные (внутриконтинентальные, средиземные) моря и их побережья, включая в том числе и Причерноморье, представляющее собой особого рода акватерриториальную систему, формирующуюся в противоречивом сочетании присущих ей интеграционно-дезин-теграционных процессов. Морехозяйственная активность в данном макрорегионе (как показал проведенный анализ) лишь отчасти, отдельными своими аспектами (прежде всего -морской логистикой) благоприятствует меж-страновым транспонтийским интеграционным процессам, чья архитектура сохраняет неустойчивость, испытывает существенное влияние общей евразийской геостратегической конъюнктуры и при этом напрямую зависит от взаимодействия России и Турции, равно как и от выстраивания последними отношений с другими государствами региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Дружинин А.Г. Идеи классического евразийства и современность: общественно-географический анализ. Ростов н/Д; Таганрог, Изд-во ЮФУ, 2021. 270 с.

2. Добрански С. Формирование Черноморского сообщества // Полис. 2013. № 1. С. 177-181.

3. Ciutä F. Region? Why region? Security, hermeneu-tics, and the making of the Black Sea Region // Geopolitics. 2008. Vol. 13 (1). Р. 120-147.

4. Tsantoulis Y. Geopolitics, (sub)regionalism, discourse and a troubled 'power triangle' in the Black

Sea // Journal of Southeast European and Black Sea. 2009. Vol. 9 (3). Р. 243-258.

5. Асмус Р. Евро-атлантическое Причерноморье // Россия в глобальной политике. 2007. Т. 5. № 3. С. 66-77.

6. Язькова А.А. Большой Черноморский регион: проблемы и перспективы развития // Большое Причерноморье: противоречия и стратегические решения для России. М.: Ин-т Европы РАН, 2016. С. 7-19.

7. Aliboni R. Globalization and the Wider Black sea area: Interaction with the European Union, eastern Mediterranean and the Middle east // Southeast European and Black Sea Studies. 2006. Vol. 6. Р. 157-168.

8. Дружинин А.Г. Российское Причерноморье в современной Евразии: геополитические и морехо-зяйственные факторы региональной динамики // Научная мысль Кавказа. 2020. № 3 (103). С. 5-15.

9. Киселев С.Н. Крымская идея. Симферополь: Антиква, 2019. 208 с.

10. Швец А.Б. Геополитическая стабильность и вызовы Причерноморья // Геополитика и экогео-динамика регионов. 2018. Т. 4. № 2. С. 19-29.

11. Российское пограничье: вызовы соседства / В.А. Колосов [и др.]. М.: ИП Матушкина И.И., 2018. 562 с.

12. Дружинин А.Г. Геоэкономические и геополитические аспекты современного развития городов Причерноморья // Научная мысль Кавказа.

2018. № 1. С. 61-69.

13. Вольхин Д.А. Сопряженность развития «опорных баз» морской активности России в Причерноморье с трендами акватерриториальной регионализации // Черноморско-Средиземноморский регион в системе национальных интересов России: история и современность: к 80-летию начала Великой Отечественной войны: материалы Международной науч.-практ. конференции. Краснодар: КубГУ 2021. С. 493-498.

14. Manoli P. The dynamics of Black Sea subregiona-lism. Farnham: Ashgate, 2012. 454 p.

15. Федоров Г.М., Кузнецова Т.Ю. Территориальные особенности развития прибрежных микрорайонов Балтийского региона // Экономика региона.

2019. Т. 15. № 1. С. 137-150.

16. Баранов А.В. Геополитическая конкуренция в Черноморско-Средиземноморском регионе: новые проявления // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. 2018. № 1-2. С. 89-93.

17. Вольхин Д.А. Морское хозяйство Крыма в интеграционно-дезинтеграционных процессах в Причерноморье // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2020. Т. 6. № 4. С. 5-21.

18. O'Loughlin J., Kolossov V., Gearoid Tuathail G.T. Inside Abkhazia: Survey of attitudes in a de Facto state // Post-Soviet Affairs. 2011. Vol. 27 (1). Р. 1-36.

19. FAO. 2018. The State of Mediterranean and Black Sea Fisheries. General Fisheries Commission for the Mediterranean. Rome, 2018. 172 p.

20. Потоцкая Т.И. География «газопроводного противостояния» на постсоветском пространстве в контексте взаимодействия с Европой // Социаль-

но-экономическая география // Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2020. № 1. С. 18-24.

21. Яковенко И.М., Лазицкая Н.Ф. Географические тенденции развития морского круизного туризма // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Сер. География. 2014. Т. 27. № 2. С. 238-248.

22. Трансграничное кластерообразование в приморских зонах европейской части России: факторы, модели, экономические и экистические эффекты. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2017. 421 с.

23. Дружинин А.Г. «Опорные базы» морского по-рубежья России: экономическая динамика в условиях геополитической турбулентности // Балтийский регион. 2020. Т. 12. № 3. С. 89-104.

24. Кузнецова О.В. Стратегия пространственного развития Российской Федерации: иллюзия решений и реальность проблем // Пространственная экономика. 2019. Т. 15. № 4. С. 107-125.

25. Василенко В. Гавани Крыма: в поиске новых грузопотоков (2020). URL: http://business-crimea. com/2018/11/20/gavani-kryma-v-poiske-novyx-gru-zopotokov.

REFERENCES

1. Druzhinin A.G. Idei klassicheskogo evraziystva i sovremennost: obshchestvenno-geograficheskiy analiz [The ideas of classical Eurasianism and modernity: socio-geographical analysis]. Rostov-on-Don, Taganrog, Publishing house of SFedU, 2021, 270 p.

2. Dobranski S. Polis, 2013, no. 1, pp. 177-181.

3. Ciuta F. Geopolitics, 2008, vol. 13 (1), pp. 120-147.

4. Tsantoulis Y. Journal of Southeast European and Black Sea, 2009, vol. 9 (3), p. 243-258.

5. Asmus R. Rossiya v globalnoypolitike, 2007, vol. 5, no. 3, p. 66-77.

6. Yazkova A.A. Bolshoy Chernomorskiy region: problemy i perspektivy razvitiya [Wider Black Sea Region: problems and prospects]. In: Bolshoye Prichernomor'ye: protivorechiya i strategicheskiye resheniya dlya Rossii [The Greater Black Sea Region: Contradictions and Strategic Decisions for Russia]. Moscow, Institute of EUROPE of the Russian Academy of Sciences, 2016, p. 7-19.

7. Aliboni R. Southeast European and Black Sea Studies,, 2006, vol. 6, p. 157-168.

8. Druzhinin A.G. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2020, no. 3, p. 5-15.

9. Kiselev S.N. Krymskaya ideya [Crimean idea]. Simferopol, Antikva, 2019. 208 p.

10. Shvets A.B. Geopolitika i ekogeodinamika regionov, 2018, vol. 4, no. 2, p. 19-29.

11. Rossiyskoye pogranichie: vyzovy sosedstva [Russian borderland: challenges of the neighborhood] /

VA. Kolosov et al. Moscow, Matushkina I.I., 2018, 562 p.

12. Druzhinin A.G. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2018, no. 1, p. 61-69.

13. Volkhin D.A. Sopryazhennost razvitiya "opornykh baz" morskoy aktivnosti Rossii v Prichernomorie s trendami akvaterritorialnoy regionalizatsii [The con-jugacy of the development of the "support bases" of Russia's maritime activity in the Black Sea region with the trends of aquaterritorial regionalization]. In: Chernomorsko-sredizemnomorskiy region v sisteme natsionalnykh interesov Rossii: istoriya i sovremennost: k 80-letiyu nachala Velikoy Otechestven-noy voyny: materialy Mezhdunarodnoy nauch.-prak. konf. [The Black Sea - Mediterranean Region in the system of Russia's national interests: Past and present: towards the 80th Anniversary of the beginning of the Great Patriotic War: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Krasnodar, Kuban State University, 2021, p. 493-498.

14. Manoli P. The Dynamics of Black Sea Subregional-ism. Farnham, Ashgate, 2012, 454 p.

15. Fedorov G.M., Kuznetsova T.Yu. Ekonomika regio-na, 2019, vol. 15, no. 1, p. 137-150.

16. Baranov A.V Golos minuvshego. Kubanskiy is-toricheskiy zhurnal, 2018, no. 1-2, p. 89-93.

17. Volkhin D.A. Geopolitika i ekogeodinamika regionov, 2020, vol. 6, no. 4, p. 5-21.

18. O'Loughlin J., Kolossov V, Post-Soviet Affairs, vol. 27 (1), p. 1-36.

19. FAO. 2018. The State of Mediterranean and Black Sea Fisheries. General Fisheries Commission for the Mediterranean. Rome, 2018, 172 p.

20. Pototskaya T.I. Vestnik Assotsiatsii rossiyskikh geo-grafov-obshchestvovedov, 2020, no. 1, p. 18-24.

21. Yakovenko I.M., Lazitskaya N.F. Uchenyye zapiski Tavricheskogo natsionalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Ser. Geografiya, 2014, vol. 27, no. 2, p. 238-248.

22. Transgranichnoye klasteroobrazovaniye v primor-skikh zonakh Yevropeyskoy chasti Rossii: faktory, modeli, ekonomicheskiye i ekisticheskiye effekty [Cross-border cluster formation in the coastal zones of the European part of Russia: factors, models, economic and economic effects]. Rostov-on-Don, Publishing house of SFedU, 2017, 421 p.

23. Druzhinin A.G. Baltiyskiy region, 2020, vol. 12, no. 3, p. 89-104.

24. Kuznetsova O.V. Prostranstvennaya ekonomika, 2019, vol. 15, no. 4, p. 107-125.

25. Vasilenko V Gavani Kryma: v poiske novykh gruzo-potokov (2020) [Harbors of Crimea: in search of new cargo flows (2020)]. Available at: http://business-crimea.com/2018/11/20/gavani-kryma-v-poiske-novyx-gruzopotokov.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ) 19-18-00005 «Евразийские векторы морехозяйственной активности России: региональные экономические проекции».

Поступила в редакцию 1 октября 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.