УДК 338:91
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В БОЛЬШОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ КАК ФАКТОР МЕТРОПОЛИЗАЦИИ В ПРИМОРСКИХ РЕГИОНАХ ЮГА РОССИИ1
Рассмотрены основные факторы и аспекты социально-экономической интеграции в Большом Причерноморье, идентифицировано воздействие трансграничной и трансакваториальной хозяйственной активности на развитие приморских метрополий Юга России.
Ключевые слова: метрополизация, Большое Причерноморье, Юг России, регионализация, глобализация, региональное развитие.
The main factors and dimensions of social economic integration in the Wider Black Sea region are considered, the impact of the cross-border and transaquatorial economic activity on the development of coastal areas of the Russia South is identified.
Keywords: metropolization, the Wider Black Sea region, the Russia South, regionalization, globalization, regional development.
1 Печатается в порядке дискуссии
© 2010 г. А.Г. Дружинин, А.В. Шмыткова
Северо-Кавказский научно-исследовательский институт экономических и социальных проблем Южного федерального университета, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, [email protected]
North Caucasian Research Institute of Economics and Social Problems of Southern Federal University, Pushkinskaya St., 169, Rostov on Don, 344006,
Глобализация активизирует центростремительные процессы и ведёт к регионализации, в том числе и к формированию метаструктур транстерриториального (и трансакваториального) типа. В качестве одного из проявлений трансакваториальной регионализации выступает Большое Причерноморье - устойчивая, полицентрическая, асимметричная по характеру сис-темоформирующих связей и уровню социально-экономического развития группировка разномасштабных территориально-акваториальных социально-экономических систем.
В своей ретроспективе Большое Причерноморье -это последовательность вновь и вновь воспроизводимых целостных историко-культурных пространств, чьё взаимодействие продуцировало не только военные конфликты, но и позволяло генерировать опыт транснациональной интеграции, комплиментарного полиэтнического развития на рубежах цивилизаций.
«Турецкая составляющая» населения Болгарии превышает 746,7 тыс. чел. (9,4 %). Болгарские турки юго-востока страны - потомки турецких переселенцев и отуреченных болгар на Балканах периода Османской империи; на северо-востоке страны - потомки кочевых тюркских племён. Симптоматично, что доля турок в этническом составе населения Бургасской области составляет 14, Добричской области - 13, Варненской области - 8 %.
Представители всех титульных этносов государств Причерноморья проживают и на территории Российской Федерации, причём наиболее «насыщены» этническими диаспорами (армянская, греческая, турецкая и др.) непосредственно причерноморские регионы Юга
Как это констатировал Ф. Бродель [1], цельность Средиземноморья обеспечивается не морем, а населяющими его народами, и этот вывод безусловно корректен и по отношению к причерноморскому метарегио-ну, где одним из значимых интеграционных факторов выступает зримый итог этногенеза - старые и новые этнические диаспоры с ареалами своей преимущественной концентрации.
Практически все страны Причерноморья отличаются гетерогенным составом населения (табл. 1).
Например, на территории Украины проживает 8,3 млн русских, что составляет 17,2 % населения страны, при этом значительна доля русских в этнической структуре непосредственно причерноморских регионов: Автономной Республики Крым - 58,3; Донецкой области - 38,2; Запорожской области - 25; Одесской области - 21; Николаевской и Херсонской областях -по 14 %.
России. Существование значительных диаспор в Черноморском регионе создает предпосылки для многосторонних контактов с исторической родиной, приоритетного участия в торговых кооперациях, организации совместного бизнеса, внутрисемейных трансфертов.
Страны Большого Причерноморья концентрируют достаточно весомую часть экономического потенциала современного мира (около 4,5 трлн ВВП, что составляет 6,5 % от общемирового показателя [3]), выстраивая между собой многовекторные селективно-асимметричные (по направлению, структуре, объёму товарных и иных потоков) торговые, инвестиционные и иного рода хозяйственные отношения.
Таблица 1
Расселение некоторых «причерноморских этносов» в государствах Большого Причерноморья*
Страна Народы, тыс. чел.
Албанцы Армяне Азербайджанцы Болгары Греки Грузины Молдаване Румыны Русские Сербы Турки Украинцы
Албания 2637 - - - 102 - - - - 39 - -
Азербайджан - 154 7700 - - 5 2,2 1,4 166 - 22 33
Армения - 2925 20 - 4,6 1,3 0,6 0,6 8,8 - - 6,8
Болгария 2,9 10,8 - 6655 3,4 - - 1,1 15,6 0,7 746,7 2,5
Греция 223 21 - 38 9219 - - 24 13 32 157 -
Грузия - 249 285 - 15 3661 - - 68 - - 7
Молдова - 2,5 2,3 71 0,5 1 2698 82 220 - 11 310
Россия - 1131 622 32 98 198 172 5 115889 4 92 2943
Румыния - 1,8 - 8 6,5 - 22 19399 36 23 32 61
Сербия 106 - - 25 0,7 - - 15 2,9 5962 38 6,5
Турция - 77 549 332 3,7 153 - 2,2 6,9 4,6 53484 -
Украина 3 100 45 205 92 34 259 151 8334 0,6 - 37542
Всего в регионе 2972 4671 9223 7366 9545 4054 3154 19682 124760 6066 54583 40912
На собственной государственной территории, % 88,7 62,6 83,5 90,4 96,6 90,3 85,6 98,6 92,9 98,3 98,0 91,8
За пределами собственной государственной территории, % 11,3 37,4 16,5 9,6 3,4 9,7 14,4 1,4 7,1 1,7 2,0 8,2
* - составлено по [2].
Удельный вес Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в экспорте каж-
* - составлено по [2, 4 -12].
Динамика потоков экспорта в 2003-2008 гг. свидетельствует об интенсификации и диверсификации товарообмена между странами ОЧЭС.
Наибольший рост ориентированного на страны Причерноморья экспорта характерен для Армении (90,3 %), Турции (66,3) и Болгарии (41 %). Существенное уменьшение значения трансакваториального экспорта во внешней торговле в этот период произошло лишь в Азербайджане (ещё в 2007 г. удельный вес ОЧЭС в экспорте Азербайджана составлял 36 %), что обусловлено переориентацией торговли этой страны на европейские рынки. Наивысший же уро-
*- составлено по [2, 4 -12].
Наиболее зависимыми от импорта из стран ОЧЭС являются Молдова и Грузия (почти половина всего их импорта), а также Болгария, Азербайджан и Армения.
дой из входящих в нее стран в 2008 г. составил от 5,2 (Азербайджан) до 59 % (Грузия) (табл. 2).
Таблица 2
вень причерноморской локализации экспорта имеют Грузия и Молдова.
Доля России в экспорте государств Черноморского региона остается достаточно весомой. Россия представляет собой традиционный рынок для товаров Украины (23,5 % всего украинского экспорта ориентировано на Россию), Армении (19,7 %), Молдовы (19,7 %).
Удельный вес ОЧЭС в импорте каждой из входящих в нее стран в 2008 г. составил от 9,7 (Россия) до 49,2 % (Молдова) (табл. 3). Наибольший рост ориентированного на страны ОЧЭС импорта характерен для Турции (69,3 %) и Азербайджана (44,1 %).
3
Доля России значительна в импорте большинства стран Причерноморья, чему в значительной мере благоприятствует ситуация на рынке энергоносителей.
Удельный вес ОЧЭС в экспорте стран в 2008 г., %*
Страна Албания Азербайджан Армения Болгария Греция Грузия Молдова Россия Румыния Сербия Турция Украина ОЧЭС Динамика 2003-2008 гг., %
Албания - 0,7 8,8 1,1 0,2 3,9 1,9 0,01 16,6 1
Азербайджан 0,02 - - 0,4 0,6 1,0 0,0 1,2 0,3 - 1,3 0,4 5,2 -71
Армения - 0 - 5,6 0,03 7,7 0,2 19,7 0,02 0,03 0,2 2,1 35,6 90
Болгария 0,5 - 9,9 0,9 2,7 7,3 4,4 8,8 1,2 35,7 41
Грузия 0,08 13,7 8,2 7,2 0,4 - 0,04 2,0 0,9 0,0 17,6 9,0 59,1 9
Молдова 0,05 0,4 0,2 1,4 0,6 0,4 - 19,7 21,1 0,7 2,1 9,0 55,7 -8
Россия 0,4 0,1 1,0 0,9 0,1 0,2 - 0,9 5,9 5,0 14,5 19
Сербия 0,7 2,3 1,9 5,0 3,6 - 0,4 1,9 15,8 17
Турция 0,2 1,3 0 1,6 1,8 0,8 0,2 4,9 3,0 0,3 - 1,7 15,8 66
Украина 0,1 1,4 0,4 1,7 0,5 1,0 1,8 23,5 1,0 0,8 6,9 - 39,1 29
Таблица
Удельный вес ОЧЭС в импорте стран в 2008 г., %*
Страна Албания Азербайджан Армения Болгария Греция Грузия Молдова Россия Румыния Сербия Турция Украина ОЧЭС Динамика 2003-2008 гг., %
Албания - 1,9 14,6 4,4 0,5 4,2 6,0 1,5 33,1 -7
Азербайджан - 0,2 0,1 0,7 0,1 18,8 0,6 0,07 11,3 7,9 39,8 44
Армения - 0 - 2,7 0,9 1,1 0,03 19,2 2,3 0,02 6,1 7,1 39,5 35
Болгария 0,03 - 5,3 1,3 14,4 5,6 0,7 5,6 7,3 40,2 27
Грузия 0,0 9,6 1,1 2,0 0,9 - 0,07 6,8 1,5 0,03 14,9 10,4 47,3 8
Молдова 0,0 0,01 0,01 0,9 0,6 0,01 - 13,6 12,1 0,17 4,7 17,1 49,2 1
Россия 0,2 0,08 0,2 0,2 0,02 0,2 - 0,4 2,3 6,1 9,7 -12
Сербия 3,3 1,3 15,3 2,8 - 1,9 2,9 27,5 24
Турция 0,02 0,5 0,0 0,9 0,6 0,3 0,03 15,5 1,8 0,03 - 3,0 22,7 69
Украина 0,0 0,1 0,03 0,3 0,2 0,2 0,2 22,7 1,4 0,1 2,3 - 27,5 -32
Российская Федерация является крупнейшим производителем и экспортёром углеводородов в регионе-Большого Причерноморья и крайне заинтересована в
обеспечении и развитии трансграничного (в том числе и трансакваториального) транзита энергоносителей (рис. 1).
Гданьс1
¡рзурум
"V -
нефти (тыс. барр./день) и газа (млрд м3) нефти (тыс. барр./день) и газа (млрд. куб. м) 2900
500-700 400-500 300-400 1200-300 1100-200 < 100
Щ добыча ] импорт
1: 23 000 000
Джейхан
-Существующие нефтепроводы
1. "Дружба"
2. Нефтепровод КТК
3. Баку-Новороссийск
4. Баку-Супса
5. Баку-Тбилиси-Джейхан
6. Одесса - Броды
■■■■ Планируемые нефтепроводы
7. Самсун-Джейхан
8. Бургас-Александрополис
9. Бургас-Влоре
Существующие газопроводы 10 Южно-кавказский газопровод
11. "Голубой поток"
■ ■■■ Планируемые газопроводы
12. "Южный поток"
13. "Набукко" Потребление энергии на душу населения, тнэ
I I 0-1,5 О 3-4,5 I I 1,5-3 ■ 4,5-6
Рис. 1. Производство, потребление и транспортировка нефти и газа в Большом Причерноморье, составлено по [13]
Государства Причерноморья напрямую зависят от импорта российского газа, равно как и Россия (обеспечивая 100 % импорта природного газа Армении, Болгарии, Молдовы и Сербии; свыше 70 % - Украины, Греции, Румынии, Турции), от рынков энергоносителей стран - своих внешнеторговых партнёров.
В последние годы акцент во внешнеэкономических взаимодействиях всё больше смещается в инвестиционную сферу.
Крупными инвесторами в масштабе ОЧЭС являются Россия, Турция и Греция. Российские инвестиции в регионе ОЧЭС сосредоточены в основном в энергетическом секторе. Россия формирует 54 % накопления инвестиций в Армении; 20,1 - в Молдове; 5,3 - в Украине; 2,6 - в Болгарии и Турции; 1,7 - в Грузии; 1,2 % - в Азербайджане.
Турецкие компании являются значимыми инвесторами в Азербайджане (12,3 % накопленных прямых инвестиций), Грузии (10,5), Румынии (1,2), Молдове (1 %). Турция - самый крупный инвестор в нефтяном секторе, включая производственные, строительные, транспортные и торговые компании.
Греция обеспечила 8,3 % объема накопления прямых иностранных инвестиции в Болгарии; 6,5 - в Румынии, 6 - в Турции; 1,2 - в Молдове; 1 % - в Украине.
Греческие инвестиции в балканских государствах связаны с торговыми услугами, пищевой промышленностью, сельским хозяйством и банковским сектором и существенно представлены в области связи в Армении и Молдове.
Причерноморский метарегион обладает существенным рекреационным потенциалом и характеризуется многообразием туристических потоков. Доля государств ОЧЭС в туристических потоках варьирует от 6,9 (Россия) до 58,3 % (Молдова). Крупнейшими туристическими дестинациями региона являются Турция, Греция, Болгария (табл. 4).
В структуре въездного туризма Турции 28,8 % приходится на прибытия из других стран ОЧЭС; в 2008 г. Турцию посетило 7,6 млн туристов из России, Грузии, Болгарии, Украины и Греции и других стран региона. Почти половина туристического потока в Болгарию в 2008 г. была направлена из государств Причерноморья, в частности из Румынии, Греции и России. Характерно, что въездной поток в Грецию также формируется во многом за счет туристов из балканских государств - Албании, Болгарии, Румынии, Сербии, в то время как туристические потоки кавказских государств ориентированы друг на друга.
Таблица 4
Удельный вес стран ОЧЭС в прибытии с целью туризма, %
Страна Албания Азербайджан Армения Болгария Греция Грузия Молдова Россия Румыния Сербия Турция Украина ОЧЭС
Азербайджан 0,01 - - 0,06 0,04 32,0 0,4 0,2 0,05 - 0,7 0,04 33,5
Болгария - - - - 16,0 - - 5,1 19,6 3,3 0,6 1,5 46,1
Греция* 10,3 - - 6,3 - - - 1,5 3,0 1,7 0,9 - 23,7
Грузия 0,01 7,3 5,7 0,5 1,3 - 0,5 4,5 0,7 0,02 14,4 5,9 40,8
Молдова - 0,4 0,3 0,5 1,0 0,2 - 20,6 12,3 - 5,3 17,7 58,3
Россия - - - - 1,0 - - - - - 2,4 3,5 6,9
Румыния* - - - 10,6 - - 14,4 - - - 3,7 9,3 38,0
Сербия - - - 3,6 3,7 - - 2,5 3,3 - 1,9 - 15,0
Турция 0,2 1,7 0,2 4,8 2,2 3,2 0,5 10,9 1,7 0,6 - 2,8 28,8
Украина 0,005 0,3 0,2 0,1 0,3 0,2 0,8 39,2 0,2 0,03 1,4 - 42,7
* - данные за 2007 г. Составлено по [2, 4-12, 14, 15].
Приоритетным аспектом социально-экономической интеграции в Большом Причерноморье является транспортирующая способность черноморской акватории в сочетании с «окольцовывающей» её портовой и иной транспортной инфраструктурой (чьими узловыми элементами выступают более 30 портов, контейнерные и паромные линии и др.)
Значительные объемы перевалки грузов обеспечивают российские порты Черноморского побережья, прежде всего Новороссийск, крупнейший российский порт по грузообороту (около 113 млн т в 2008 г.) и шестой в Европе по объему обработки грузов. Возможности Новороссийского порта в перевалке грузов в Азо-во-Черноморском бассейне дополняют Туапсинский (19,4 млн т), Ейский (3,8 млн), Таганрогский (2,6 млн) портовые комплексы и Таманский транспортный узел, включающий в себя порты Кавказ (4,6 млн т), Темрюк (2,3 млн) и Тамань. Второе место в регионе по грузообороту занимают портовые комплексы Румынии: Констанца (68 млн т) с портами-сателлитами Мидией и Мангалией. Констанца является лидером Черноморского региона по переработке контейнерных грузов (1,381 млн ТЕи в 2008 г.).
На Черноморском и Азовском побережье действуют 17 украинских государственных морских торговых портов, которые в целом обеспечивают перевалку более 40 % грузов Причерноморского региона. Наиболее значительными являются Одесский, Ильичев-ский и Южный порты. На их долю приходится 57 % всего грузооборота украинских морских портов.
Крупнейшими контейнерными «воротами» Болгарии является порт Варна, на который выходит ряд важнейших действующих интермодальных линий, в том числе паромная переправа Варна - Ильичевск -Поти/Батуми (одна из основных ветвей ТЯАСЕСА).В период с 2000 по 2008 г. объем переработки контейнерных грузов в Варне вырос в 4,2 раза и составил 155326 ТЕи. В развитии транспортных связей метаре-гиона все более значимую роль играют интенсивно развивающиеся порты Турции (только непосредственно на Черноморском побережье Турции располо-
жены 27 портовых комплекса, в том числе Дериндже, Эрегли, Самсун, Трабзон, Зонгулдак, Хопа, Уние, Ги-ресун, Ризе, Орду).
Многовекторность и неравнозначность межстра-новых и межрегиональных связей в метарегионе Большого Причерноморья наглядно отражает сложившая география прямого авиасообщения между столицами государств и приморскими городами (в том числе и выступающими в качестве региональных и страновых метрополий) (рис. 2).
Фокусом транспортной системы Большого Причерноморья является Стамбул, по направлению к которому происходит стягивание и концентрация всех авиапотоков. Аэропорты Стамбула Ататюрк и Сабиха осуществляют авиасообщение со всеми странами ОЧЭС (294 рейса в неделю), при этом почти половина этого потока ориентирована на Россию (27 %) и Украину (20 %).
Преимущественно на Россию ориентированы аэропорты столиц Украины, Армении, Азербайджана, Турции, Молдовы. Симптоматично, что авиасообщение между странами не ограничено авиасообщением между столицами. Прямые рейсы связывают аэропорт Еревана с 17 городами России, аэропорты Баку - с 12 российскими городами, аэропорты Стамбула - с 11 российскими городами, в том числе и причерноморскими.
Прямое воздушное сообщение с Грецией имеют все страны ОЧЭС, за исключением Азербайджана. Авиационные рейсы соединяют города Причерноморья не только со столичным центром Греции, но и туристическими центрами страны: Салониками, Ираклионом, Керкирой, Родосом, Закинтосом. Воздушное сообщение с Грецией - экономически наиболее развитым соседом значимо в первую очередь для государств Балкан - Албании, Болгарии, Сербии, Румынии. В свою очередь Афины имеют диверсифицированные трансрегиональные связи, среди которых приоритет принадлежит балканским государствам и России.
Наращивание черноморского вектора включения России в глобальную экономику, расширение транса-кваториального взаимодействия инициировало уско-
ренное формирование в южно-российском макрорегионе производственных, транспортно-логистических,
рекреационных и селитебных зон трансграничного приморского типа (рис. 3).
Рис. 2. Наличие и интенсивность прямого авиасообщения между столицами и приморскими городами Большого Причерноморья (летнее расписание 2009 г.), рассчитано по официальным сайтам аэропортов городов ОЧЭС
Плотность населения в 2008 г. (чел/кв.км.) менее 15
Q 19500 I ■ | 113000
Изолинии удаленности от моря
- 50 км-
-100 км-
-200 км-
Туристско-рекреационные комплексы
г Зоны опережающего социально-экономического развития
Рис. 3. Ареалы приоритетной хозяйственной и селитебной активности в российском Причерноморье
В настоящее время российское Причерноморье (с Азовским морем это почти 1100 км побережья, в том числе собственно на Чёрное море приходится почти 450 км берега) - это в целом зона опережающего социально-экономического развития, притягательная для населения и инвестиций. За последние 20 лет численность населения непосредственно в приморской зоне (до 50 км от моря) возросла на 9 %. В Краснодарском крае в приморской зоне проживает 44,6 % всего населения, в Ростовской области - 44,9. На расстоянии до 100 км от морских побережий в Краснодарском крае сконцентрировано 69 % всех жителей, в Ростовской области - 64,9. В целом на долю двух «причерноморских» регионов (Краснодарского края и Ростовской области) приходится 41 % всего населения Юга России, 55 - объема строительства, 55 - инвестиций в основной капитал, 71 % - иностранных инвестиций.
Динамично развивающаяся приморская зона российского Юга представляет собой и значимый рынок товаров, услуг и рабочей силы. Не менее важным для инфраструктурного обустройства южно-российских территорий, их дальнейшей реиндустриализации и терциаризации является наращивание через Причерноморье транзитных товарных потоков. Дополнительный динамизм российскому Причерноморью обеспечивает реализация инвестиционных программ, связанных с подготовкой и проведением в 2014 г. в г. Сочи XXII Зимних олимпийских игр. Только за счёт
«фактора олимпиады» объём инвестиционной активности на территории Краснодарского края возрастёт вдвое, а его доля в инвестициях в основной капитал по Югу России увеличится с современных 35 до 50 %. Это придаст ещё больший импульс социально-экономическому развитию Краснодарского края, повысит его значимость как «локомотива роста» всего южнороссийского макрорегиона.
Анализ территориальной организации хозяйственной активности и расселения в российском Причерноморье позволяет рассматривать трансакваториаль-ную интеграцию в качестве приоритетного фактора регионального развития, включая и процесс метропо-лизации, понимаемый как конструирование и воспроизводство в социально и политически детерминированной пространственной матрице особой практики экономического доминирования ведущего пространственного ареала, прежде всего городского центра (через рентный, ценовой и бюджетный механизмы, системы внутрикорпоративного перераспределения прибыли и др.) [16]. Корреспондирующая с расширением хозяйственной, культурной и политической интеграции в метарегионе Большого Причерноморья реализация фактора приморского положения Краснодарским краем и Ростовской областью инициирует притяжение к морскому побережью социально-экономической активности и населения, благоприятствует опережающему формированию на их территории производственных, транспортно-логистических рекреационных и селитебных зон (Ростовская, Сочин-ско-Туапсинская, Новороссийско-Краснодарская агломерации и др.), обретающих выраженные черты региональных метрополий.
Проведённое исследование позволяет также идентифицировать основные присущие Причерноморскому метарегиону детерминанты активизации интеграционных процессов в начале XXI в. К последним, в частности, отнесены:
- характерная для метарегиона «историческая колея», понимаемая как ретроспектива единых «причерноморских» историко-культурных пространств и их современная результирующая - старые и новые этнические диаспоры с ареалами своей преимущественной концентрации;
- наличие трансграничного (трансакваториального и транстерриториального) всё более вовлекаемого в хозяйственное использование эколого-ресурсного пространства, приоритетным аспектом которого является транспортирующая способность черноморской акватории в сочетании с «окольцовывающей» её портовой и иной увязанной с ней транспортной инфраструктурой;
- возрастающие товарные (в первую очередь ресурсно-сырьевые) потоки, прочерчиваемые трансак-ваториальными трубопроводами, морскими маршрутами транспортировки нефти, зерна, угля, овощей и цитрусовых, стройматериалов и т.п.;
- рост причерноморской активности глобальных и метарегиональных геополитических и геоэкономических «центров силы»: расширяющаяся «еврозона», для которой причерноморская интеграция - дополни-
Поступила в редакцию_
тельные фактор периферийной экспансии, «съёживающийся» и одновременно активизировавший свою диффузию вовне «русский мир», становящийся всё более реальным (и демографически, и экономически) проект «Великого Турана» и др.;
- формирование иерархического архипелага селективно взаимодействующих между собой урбанистических центров - метрополий, включая Стамбул, приближающийся к модели глобального города, другие «метарегиональные города» (Одесса, Ростов, Сочи).
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект 10-06-00012-а.
Литература
1. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский
мир в эпоху Филиппа II: в 3 ч. Ч. 1: Роль среды / пер. с фр. М.А. Юсима. М., 2002. 496 с.
2. Joshua Project [Электронный ресурс]. URL: http:
//www.joshuaproject.net /countries.php (дата обращения: 01.04.2010).
3. Дружинин А.Г. Глобальное позиционирование Юга Рос-
сии: факторы, особенности, стратегии:. Ростов н/Д, 2009. 288 с.
4. Государственный комитет статистики Азербайджана.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.azstat.org (дата обращения: 01.04.2010).
5. Государственный департамент по статистике министер-
ства экономики Грузии URL: http://www.statistics.ge (дата обращения: 01.04.2010).
6. Государственный институт статистики Турции [Элек-
тронный ресурс] URL: http://www.tuik.gov.tr (дата обращения: 01.04.2010).
7. Государственный комитет статистики Украины [Элек-
тронный ресурс]. URL: http://www.ukrstat.gov.ua (дата обращения: 01.04.2010).
8. Институт статистики Албании [Электронный ресурс].
URL: http://www.instat.gov.al (дата обращения: 01.04.2010).
9. Национальная статистическая служба Армении. [Элек-
тронный ресурс]. URL: http://www.armstat.am/ru (дата обращения: 01.04.2010).
10. Национальный институт статистики Болгарии [Элек-
тронный ресурс]. URL: http://www.nsi.bg (дата обращения: 01.04.2010).
11. Национальное бюро статистики Республики Молдовы
[Электронный ресурс]. URL: http://www.statistica.md (дата обращения: 01.04.2010).
12. Федеральная служба государственной статистики России
[Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/portal (дата обращения: 01.04.2010).
13. CIA. The World Factbook [Электронный ресурс]. Спра-
вочник по странам мира ЦРУ. URL: http://www.cia.gov (дата обращения: 01.04.2010).
14. Национальная статистика Греции [Электронный ре-
сурс]. URL: http://www. statistics.gr (дата обращения: 01.04.2010).
15. Национальный институт статистики Румынии [Элек-
тронный ресурс]. URL: http://www.insse.ro (дата обращения: 01.04.2010).
16. Дружинин А.Г. Метрополизация как доминантная тен-
денция территориальной организации общества в постсоветский период: универсальные проявления и южнороссийская специфика // Географический вестн. 2009. № 3. С. 38 - 43.
_6 апреля 2010 г