Научная статья на тему 'Очэс: потенциал региональной интеграции для Армении'

Очэс: потенциал региональной интеграции для Армении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
804
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЧЭС / ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН / ТУРЦИЯ / ГРЕЦИЯ / АРМЕНИЯ / ГРУЗИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / РОССИЯ / УКРАИНА / МОЛДОВА / БОЛГАРИЯ / РУМЫНИЯ / АЛБАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ЧЕРНОМОРСКОГО РЕГИОНА / ПОСТСОВЕТСКИЙ ХАОС / АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СНГ / ОДКБ / ГУАМ / ЕВРАЗЭС / АБХАЗСКИЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Микаелян Грант

Сегодня Черноморскому региону предстоит сделать выбор: или развивать внутреннюю интеграцию в тесной связи с другими структурами, или сохранить напряженность на своих границах. Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) хорошая перспектива нормализовать обстановку для дальнейших взаимовыгодных хозяйственных связей. Важной особенностью этой структуры является то, что своей деятельностью она способствует, в первую очередь, развитию производства, а не торговли. Сегодня, наряду с Грецией, главную роль в организации играют Россия и Турция, стремящиеся развивать ее как равноправную с ЕС структуру. Армения также заинтересована в реализации программ черноморской интеграции, особенно в строительстве магистрали "Черноморское кольцо". Использование регионального потенциала даст возможность сделать рывок в экономическом развитии, подобный тому, который сделала когда-то Европа, хотя в некоторой степени на этот процесс может повлиять мировой экономический кризис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очэс: потенциал региональной интеграции для Армении»

ОЧЭС: ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЛЯ АРМЕНИИ

Грант МИКАЕЛЯН

научный сотрудник Института Кавказа (Ереван, Армения)

Сегодня Черноморскому региону предстоит сделать выбор: или развивать внутреннюю интеграцию в тесной связи с другими структурами, или сохранить напряженность на своих границах. Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) — хорошая перспектива нормализовать обстановку для дальнейших взаимовыгод-

ных хозяйственных связей. Важной особенностью этой структуры является то, что своей деятельностью она способствует, в первую очередь, развитию производства, а не торговли. Сегодня, наряду с Грецией, главную роль в организации играют Россия и Турция, стремящиеся развивать ее как равноправную с ЕС структуру.

Армения также заинтересована в реализации программ черноморской интеграции, особенно в строительстве магистрали «Черноморское кольцо». Использование регионального потенциала даст возмож-

ность сделать рывок в экономическом развитии, подобный тому, который сделала когда-то Европа, хотя в некоторой степени на этот процесс может повлиять мировой экономический кризис.

1. ОЧЭС и Черноморский регион

1.1. Организация черноморского экономического сотрудничества

ОЧЭС учреждена в мае 1999 года на базе Соглашения о черноморском экономическом сотрудничестве, заключенном в 1992 году. В число учредителей организации входят 11 стран: Турция, Греция, Армения, Грузия, Азербайджан, Россия, Украина, Молдова, Болгария, Румыния и Албания. Позднее к ним присоединилась Сербия. Далее, говоря об этих странах, мы будем употреблять термин «расширенный Черноморский регион».

ОЧЭС включает в себя не только государства, расположенные на побережье Черного моря, но и не имеющие выхода к нему. В Организации существует институт наблюдателей, к ним относятся представители таких стран Европы и Средиземноморья, как Франция, Германия, Австрия, Египет, Израиль, Италия, Польша, США и др.1 К тому же ОЧЭС сама имеет статус наблюдателя в ООН.

Высший рабочий орган организации — Совет министров иностранных дел, который собирается 1 раз в 6 месяцев. Существует также Парламентская ассамблея ОЧЭС, которая представляет национальные парламенты государств-участников и обеспечивает постоянные консультации

Население стран ОЧЭС составляет 330 млн. Этот регион в экономическом отношении относится к наиболее динамично развивающимся в мире. Штаб-квартира организации расположена в Стамбуле, а пролив Босфор — «вход» в Черное море.

1.2. Страны-участницы

Большинство стран — участниц ОЧЭС находятся на переходном этапе и экономически отстают от стран Западной Европы. В отличие от государств Юго-восточной Азии — Японии, Сингапура и Китая — они развиваются хаотично, без четкого плана, рассчитанного на долгосрочную перспективу.

Чтобы яснее представить себе статус стран в Организации, рассмотрим следующую таблицу на с. 144.

Хотя в данной структуре Армения — самая маленькая по численности населения страна, по уровню жизни она опережает Грузию, Албанию и Молдову, приближаясь по этому показателю к Украине, однако в плане общего экономического потенциала превосходит лишь Молдову.

1 Полный список наблюдателей см.: [Ъир:/^еЬ.агсЫуе.о^^еЬ/20070928091304/Ьйр://%гш'%'^ес-

orgaшzatюn.org/mam.aspx?ГО=About_BSEC].

Таблица

^ Числ. населения (млн чел.), 20082 Береговая линия (км) д .) 3 П рд л 00 В лр ол 00 В (м до 20 ППС на душу населения Средний рост ВВП в 2006— 2000 гг. (в %)

Азербайджан 0,10 — 53,26 9 000 21,0

Албания 3,64 — 13,52 6 000 5,9

Армения 2,97 — 12,07 6 400 11,5

Болгария 7,26 354 49,43 12 900 6,2

Греция 10,72 — 373,5 32 000 3,7

Грузия 4,63 310* 13,20 4 700 0,1

Молдова 4,32 — 6,2 2 500 5,0

Россия 140,70 475 1 757 15 000 7,3

Румыния 22,25 225 213,9 12 200 7,2

Сербия 7,30 — 52,10 10 900 6,1

Турция 71,09 1 595 790,9 12 000 4,3

Украина 45,99 2 702 190 6 900 5,7

Из них 210 — абхазский участок. "^JJ

Примечательно, что турецкое побережье Черного моря представляет собой очень неоднородный регион. Западная его часть более развита экономически и по этому уровню примерно соответствует Восточной Европе, а восточная представляет собой депрессивные регионы, население которых сокращается вследствие миграции в западные области страны и за рубеж. Это, можно сказать, модель всего Черноморского региона.

Другой важный фактор — очень быстрый рост экономики стран региона, который считается одним из самых больших в мире. Если среднегодовой подъем мировой экономики составлял в последние годы 4—5%, то в Греции он был равен 3,7%, а в Азербайджане — 21,8%.

1.3. Особенности Черноморского региона: внутриполитические кризисы в Турции, Украине, Молдове, Армении и Грузии

Следует отметить, что практически все страны региона переживают политический кризис. В Турции уже много лет отмечается противостояние между военными и исламистами, которые все последние годы удерживают статус правящей партии.

2 Cm.: The Demographic Status of the World’s Population // Geohive.com [http://www.geohive.com/earth/ world.aspx],

3 Cm.: CIA World Factbook 2009 [https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html].

Политический строй Украины, оформившийся в период «оранжевой революции» 2004 года, сегодня также переживает кризис. Президент страны слаб, и его легитимность в глазах населения минимальна, что отразилось на всех эшелонах власти. К чему это приведет, пока непонятно, а предстоящие в 2010 году выборы могут даже усугубить ситуацию.

В апреле 2009 года в Молдове состоялись парламентские выборы, в результате которых победили коммунисты. Это вызвало внутренний кризис — прошли массовые митинги молодежи, сожжено здание парламента. Власти вскоре взяли ситуацию под контроль, но напряжение сохраняется — осложнились отношения с Румынией.

В Грузии уже два года продолжается противостояние власти и оппозиции, а после поражения в военном конфликте с Россией в августе 2008 года ситуация еще более обострилась.

Напряженность сохраняется и в Армении — после выборов (март 2008 г.) акции протеста привели к беспорядкам и гибели 10 человек. Обстановка в целом нормализовалась, но кризис еще не завершился.

Нестабильность в регионе объясняется неравномерностью, «догоняющим» развитием: нет конкретных планов и возможности их последовательной реализации. Например, в странах Юго-восточной Азии все находится под жестким контролем со стороны их правительств.

В странах расширенного Черноморского региона предпринимаются попытки объединить процесс развития демократии с экономическим ростом, но это лишь усиливает недовольство населения, так как не оправдывает его ожиданий.

1.4. Постсоветский хаос и поиск путей интеграции

Другим отличием Черноморского региона является то, что входящие в него государства не считают его единым и самостоятельным. До недавнего времени большинство стран ориентировалось на сильные державы, лавируя между их интересами. При этом постоянно декларировалась приверженность демократическим ценностям, но это было и остается лишь риторикой.

После развала Советского Союза и крушения всего восточного блока в регионе сложилась новая ситуация: образовавшиеся новые независимые государства начали искать свой путь развития. Но прошло уже почти 20 лет, и можно утверждать, что ни ориентация на сильных акторов, ни лавирование между их интересами не могут обеспечить этим странам движения вперед. Единственный выход — развитие внутрирегиональных связей.

1.5. Пример Грузии

В этом плане весьма показателен пример Грузии. Опираясь на прозападный политический курс, она ожидала поддержки в интеграции как на глобальном, так и на региональном уровнях. И эту поддержку ей оказывали: США, например, призывали другие государства поддержать вступление Грузии в НАТО, предполагалось и ее вхождение в Евросоюз, что до предела осложнило отношения Тбилиси с Москвой. Сейчас, после войны с РФ, перспективы интеграции Грузии в НАТО и ЕС представляются весьма призрачными.

С другой стороны, Грузия до недавнего времени участвовала в интеграционных проектах типа «Восточного партнерства», но формально — лишь для налаживания прямой связи с Западом. Страна пока не оправилась от последствий войны и не определилась с планами на будущее. Но, судя по направлению развития армяно-грузинских отношений, о которых говорил М. Саакашвили в ходе своего визита в Ереван, можно предполагать, что государство пойдет по пути региональной интеграции, в том числе в рамках ОЧЭС.

1.6. Армяно-турецкие отношения в контексте региональной динамики

Следует упомянуть также процесс нормализации армяно-турецких отношений, который имеет большое значение для региона. Разблокирование границы между этими государствами окажет существенное влияние на все страны ОЧЭС: их экономические проекты станут более реальными, эти государства смогут выйти из ситуации политического противостояния.

Кроме того, восстановится сеть наземных коммуникаций, которая не действует уже много лет, как следствие, появятся предпосылки для более стабильного экономического роста.

Все эти мероприятия способны улучшить имидж региона в глазах международного сообщества и будут способствовать развитию более гармоничных отношений, а также мирному урегулированию конфликтов.

1.7. Другие проблемы региона

Проблемы в отношениях с Россией имеются не только у Грузии, но и у Украины, к тому же она несколько разочарована отсутствием конкретных результатов в интеграции с Евросоюзом.

Неясна позиция Молдовы, курс которой постоянно колеблется от прозападного к пророссийскому. Это наглядно иллюстрируется отношением республики к ГУАМ: уже два года президент страны считает эту структуру нежизнеспособной, но государство все еще остается в ее составе.

Говоря о Болгарии и Румынии, важно помнить, что они лишь недавно интегрировались в Евросоюз, но еще весьма отстают в развитии от стран Южной и Западной Европы (не говоря уже о Северной). Так, по паритету покупательной способности, показатель Болгарии составляет лишь 40,1% от средневзвешенного показателя по Европе (27 стран), у Румынии — 45,8%, у Турции — 45,5%. (Для сравнения, в США — 152,4%, в Норвегии — 190%4.) Такая диспропорция будет сохраняться достаточно долго.

Напомним, что значительная часть доходов, пополняющих экономику Болгарии, Румынии и Турции, поступает от туризма и морских курортов. То же можно сказать и о Грузии.

Для России же выход в Черное море важен по другим причинам, о чем свидетельствуют ее попытки строительства подводных трубопроводов, сохранения морского флота в Севастополе и др.

4 Cm.: Eurostat. Table: GDP per Capita in PPS — GDP per Capita in Purchasing Power Standards (PPS) (EU-27 = 100) [http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&mit=1&plugm=1&language=en&pcode= tsieb010].

Что же касается Армении, Азербайджана и Молдовы, то черноморская интеграция выгодна им лишь экономически, исключение их из региона было бы ошибкой.

С ноября 2008 года по апрель 2009-го в ОЧЭС председательствовала Армения (по принципу ротации), а на апрельской встрече министров иностранных дел стран-участниц в Ереване она передала эти функции Азербайджану5 (на период с мая по октябрь 2009 г.). Это важное событие подтвердило, что экономическое сотрудничество в рамках организации способно оттеснять политические разногласия на второй план6.

2. Организации, действующие в регионе

ОЧЭС — не единственная организация, действующая в регионе, входящие в нее страны участвуют и в других структурах и программах.

Ниже приводится список релевантных организаций и программ, а также анализируется их схожесть с ОЧЭС и отличие от нее. Причем эти данные отражают не заявленные ими цели, а роль и направление деятельности. Также интересна активность и дееспособность организации, поскольку она, включая в себя множество государств, может быть неэффективной структурой; на основе анализа этих данных можно будет делать некоторые выводы о ее роли.

Для классификации региональных и глобальных международных структур было бы удобно разделить их на следующие группы: экономические, политические, военные, интеграционные и др. Однако это невозможно.

■ Во-первых, заявленные цели и фактическое функционирование организаций могут не совпадать.

■ Во-вторых, зачастую организации, декларирующие одно из направлений, работают по нескольким, то есть является комбинированными.

Кроме того, в силу колебаний конъюнктуры некоторые из них меняют сферу своей деятельности или вообще прекращают ее.

2.1. СНГ

Содружество Независимых Государств было создано в конце 1991 года по образцу Британского содружества наций с целью «цивилизованного развода» стран — бывших республик СССР. Со временем СНГ постепенно ослабевало, в полной мере в нем участвует лишь девять республик бывшего Советского Союза. На сегодня основные функции Содружества — сохранение и укрепление отношений между бывшими союзными республиками при помощи различных торговых договоров и проведение форумов для обсуждения вопросов.

Со временем географический фактор уменьшает актуальность первой функции, а история и политика сводят на нет второй, поскольку организация ассоциируется глав-

5 См.: Армения передала председательство в ОЧЭС Азербайджану [http://www.regnum.ru/news/ 1152008.html].

6 «...Хороший пример остальным участникам заседания вчера в Ереване показали главы армянской и азербайджанской делегаций» (Воробьев В. Без шторма. Черноморскому региону прописали меньше политики и больше экономики // Российская газета, 17 апреля 2009 [http://www.rg.ru/2009/04/17/vizit.html]).

ным образом с Россией. Из стран расширенного Черноморского региона в СНГ полноправный статус членства имеют Азербайджан, Армения, Молдова и Россия; Грузия в 2009 году завершила процедуру выхода из Содружества, а Украина не ратифицировала устав СНГ и пользуется скорее статусом наблюдателя. Наиболее реальный прогноз будущего организации — ее дальнейшее ослабление.

2.2. ОДКБ

Организация договора о коллективной безопасности учреждена в 2002—2003 годах на базе Договора о коллективной безопасности, заключенного еще в 1992 году. Формально она — военно-политическая структура, призванная координировать усилия стран-участниц по самообороне, а также в борьбе с терроризмом и другими угрозами. Однако она малофункциональна, представляет собой интеграционную организацию пророссий-ской ориентации.

В 2009 году Россия предприняла ряд попыток оживить организацию, был подписан договор о создании Коллективных сил оперативного реагирования. Однако все решения так и остались лишь на бумаге. ОДКБ иногда называют «карманным союзом России», но это утверждение не соответствует действительности, поскольку ее участники обычно не координируют свои позиции. Одна из сфер деятельности организации — торговля оружием.

До недавних пор руководство ОДКБ не оставляло попыток вовлечь в нее Грузию и Азербайджан7. Это указывает на отсутствие идеологии или политического вектора, но подтверждает мнение, что речь идет об интеграционной структуре. Из стран региона ныне в ней участвуют лишь Армения и Россия. Прогнозировать будущее организации сложно, а положение, при котором государства не будут иметь друг с другом отношений, взаимодействуя лишь с Россией, сохранится.

2.3. ГУАМ

В эту организацию, созданную в 1997—2001 годах, сегодня входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Наблюдателем является Турция. Все они вовлечены в ОЧЭС и в некоторые другие региональные и глобальные структуры. Фактически ГУАМ можно назвать политическим блоком, который предпринял попытку интеграции на постсоветском пространстве (альтернативной России). Да и возникла она как оппозиция России, активизировалась она после «цветных революций» в Грузии и Украине, а основой сотрудничества стран-членов стало коллективное голосование по вопросам «замороженных конфликтов».

После выхода Узбекистана из ГУАМ (2005 г.) ГУАМ постепенно слабеет, в результате чего может быть полностью поглощена «Восточным партнерством» и ОЧЭС.

2.4. НАТО

Организация Североатлантического договора — не новичок в регионе. Турция и Греция являются членами НАТО с 1952 года, Болгария и Румыния — с 2004-го, Алба-

7 См., например: Николай Бордюжа: ОДКБ приветствовала бы взаимодействие с Азербайджаном по вопросам безопасности // ИА. Ноян-Тапан, Армения, 23 марта 2009 [http://www.noyan-tapan.am/news.php?p= 0&c=0&t=0&r=0&year=2009&month=03&day=23&shownews=1013235&LangID=7].

ния — с апреля 2009-го. Что касается разговоров о вступлении в НАТО Грузии, то после войны 2008 года с Россией они утратили свою актуальность. Вступление в НАТО Украины также пока откладывается.

В регионе действует программа «Партнерство ради мира», в которой (наряду с Грузией и Украиной) участвуют Сербия, Азербайджан, Армения и Молдова. Таким образом, в той или иной форме в сотрудничество с данной организацией вовлечен весь Черноморский регион.

Впрочем, участие России формально: она воспринимает НАТО как пережиток «холодной войны» и крайне негативно относится ко многим его инициативам8, особенно к «расширению на восток».

Отношения России и НАТО сохраняют свою остроту, а с увеличением числа новых членов Североатлантический блок теряет мобильность, однако он все еще динамичная и эффективно действующая военно-политическая структура и, по-видимому, будет оставаться таковой в ближайшие годы.

2.5. ЕС

Сильным игроком на причерноморском пространстве выступает Евросоюз. Среди стран расширенного Черноморского региона членами ЕС являются лишь три: Греция (с 1981 г.), Болгария и Румыния (обе с 2007 г.). Турция уже много лет добивается полноправного членства в Евросоюзе, остальные страны региона также проявляют заинтересованность в этом сотрудничестве и участвуют в различных специальных программах, например в «Восточном партнерстве».

ЕС — крупнейшая экономическая организация, суммарный ВВП всех ее членов составляет 18,85 трлн долл., то есть порядка 30,3% мировой экономики9. Это динамично формирующаяся структура, вовлекающая все новые страны и регионы, предоставляет им значительные льготы и субсидии. ЕС — крупнейший в мире рынок сбыта.

Программа «Восточное партнерство» предусматривает некоторые виды льгот для постсоветских стран. В ней участвуют Украина, Беларусь, Молдова, Армения, Азербайджан и Грузия. Хотя сегодня в Европе бытует точка зрения, что принятие в Евросоюз Румынии и Болгарии было ошибкой10, его расширение продолжается и не исключено включение в него других стран черноморского бассейна. Количество и качество экономических и общественных контактов региона с Европой в ближайшие годы будет расти.

2.6. ЕврАзЭС

Евразийское экономическое сообщество — еще одна организация, действующая в регионе. Созданная в 2000—2001 годах, она так и не стала активным игроком на черноморском пространстве: к сфере ее деятельности относится преимущественно Централь-

8 Россия выступала против военных учений НАТО в Грузии в мае 2009 года, выражала недовольство по поводу участия различных стран в учениях. В итоге ряд государств, в том числе Армения, Швейцария, Казахстан, Латвия, Эстония, Молдова и Сербия, отказались от участия в них (см.: Рогозин: Отказ семи стран от учений НАТО в Грузии — заслуга российской дипломатии [http://www.apsny.ge/2009/mil/ 1244578558.php]).

9 См.: CIA World Factbook. GDP (Official Exchange Rate) 2008 [https://www.cia.gov/library/publications/ the-world-factbook/fields/2195.html].

10 См.: Принятие Румынии и Болгарии в ЕС оказалось большой ошибкой: интервью Вернера Вайден-фельда [http://www.regnum.ru/news/1137772.html].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ная Азия. Крупнейшими участниками сообщества являются Россия и Казахстан; Армения, Молдова и Украина имеют статус наблюдателей, при этом Армения участвует и в некоторых других программах11. 10-миллиардный резервный фонд сообщества в случае его реализации будет эффективным шагом к активизации организации. ЕврАзЭС (как и СНГ, ГУАМ, ОДКБ) до сих пор лишь пассивно участвует в происходящих в причерноморье процессах.

2.7. Другие региональные организации

Кроме того, в регионе действуют и другие организации: «Пакт стабильности ЮгоВосточной Европы», «Центральноевропейская инициатива», «Сообщество за демократический выбор», «Форум черноморского партнерства и диалога», Организация Исламская конференция и др.

2.8 Особенности ОЧЭС и ее перспективы

Первое отличие ОЧЭС от других организаций, действующих в регионе, состоит в том, что нет необходимости обладать экономическим или политическим цензом для участия в ней (как, скажем, в НАТО или ЕС), а также декларировать политическое направление (НАТО, ОДКБ, ГУАМ). Согласно одной из статей Устава ОЧЭС, вступить в организацию может любая страна, если государства-члены не будут выступать против.

Согласно четвертой статье Устава, основными сферами экономического сотрудничества являются торговля, финансы, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, здравоохранение и туризм. К тому же ОЧЭС декларирует важность сотрудничества между пограничными пунктами, контактов между людьми, борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, терроризмом, нелегальной миграцией12.

Несмотря на некоторые политические разногласия, в организацию вовлечены все страны региона. Отличием ОЧЭС также является ее действенность и относительная эффективность. На сегодня она единственная относительно эффективная организация, расширяющая внутренние контакты стран, в то время как другие перечисленные структуры привязывают регион к другим территориям: Центральной Азии, Западной Европе, Восточной Европе, Ближнему Востоку или Североатлантическому пространству.

ОЧЭС представляет собой удобную трибуну для диалога, своеобразный форум, где обсуждаются различные проекты. На практике любая страна региона, вне зависимости от размера своей территории и ВВП, может активно участвовать в ней.

Предположительно существуют два пути будущего развития организации.

1. Пессимистический сценарий. Постепенное поглощение программами Евросоюза (такими, как «Восточное партнерство»), а также другими интеграционными организациями. Одним из факторов реализации такого сценария может стать невозможность для стран региона преодолеть разногласия, в первую очередь те, что связаны с грузино-абхазской и армяно-турецкой проблемами.

11 См.: Договор об учреждении антикризисного фонда ЕврАзЭС будет подписан при участии Армении 9 июня 2009 года [http://www.armtown.com/news/ru/noa/20090609/42087206/].

12 См.: Устав ОЧЭС [http://www.mintrans.ru/Pressa/BSEC/BSEC_Ustav.htm].

2. Оптимистический сценарий. Преодоление политических разногласий, урегулирование конфликтов, либо разделение политических и экономических вопросов. Самостоятельное развитие организации и региона, вплоть до создания структуры, напоминающей ЕС. Формирование пространства свободной торговли, передвижения людей и капиталов.

Сейчас нельзя с уверенностью говорить о том, какой из этих сценариев в конечном счете будет реализован, поскольку оба считаются довольно вероятными, а страны региона все еще не пересмотрели свои позиции по многим вопросам (из-за кризиса и российско-грузинской войны). Россия, Болгария и Румыния, как экономически более развитые страны, опасались, что «Восточное партнерство» будет торпедировать черноморское экономическое сотрудничество. Это еще раз подтверждает их заинтересованность в ОЧЭС, не говоря уже о других странах.

3. «Черноморское кольцо» и другие проекты — взгляд из Армении

Наиболее серьезной инициативой ОЧЭС сегодня является проект координации развития автомобильных дорог для создания магистрали «Черноморское кольцо» вдоль побережья Черного моря. Эта идея впервые была озвучена на 15-м саммите ОЧЭС в Стамбуле в июне 2007 года. Инициатором строительства выступила Россия, с ее же подачи в сентябре 2008-го в Сочи был подписан меморандум о взаимопонимании относительно скоординированного развития дорожного проекта13.

Проект вызвал заинтересованность всех участников ОЧЭС. Как сказано в 9-й статье меморандума, срок его действия — 5 лет и по истечении этого срока он автоматически продлевается, если какая-либо из сторон не высказала возражений против него не позже чем за год до окончания срока. Пока подобных заявлений не поступало.

Строительство, эксплуатацию и реконструкцию магистрали будут финансировать из бюджетов и инвестиционных фондов государств — участников ОЧЭС, а также за счет частного сектора.

По мнению Генерального секретаря организации Л. Хризантопулоса, осуществление проекта будет способствовать развитию торговли и туризма в странах региона, а также объединит автомобильные сети Европы и Азии14.

3.1. Характеристики «Черноморского кольца»

«Черноморское кольцо» (HWBSR) — как минимум четырехполосная автомагистраль с высокой пропускной способностью. Протяженность HWSBR составляет около 7 140 км, а ее маршрут должен пройти через Стамбул (Турция) — Самсун (Турция) —

13 Министерство транспорта России. Меморандум о взаимопонимании по скоординированному развитию кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. Полный текст проекта см. по адресу: mintrans.ru/pressa/BSEC/mem_rus.htm].

14 См.: Два крупнейших проекта ОЧЭС получили развитие в период председательства России // Коммерсантъ, 17 января 2008 [http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=842696].

Трабзон (Турция) (турецкая часть магистрали совпадает с трассой ТРАСЕКА) — Батуми (Грузия) — Поти (Грузия) — Новороссийск (Россия) — Ростов-на-Дону (Россия) — Таганрог (Россия) — Мариуполь (Украина) — Мелитополь (Украина) — Одесса (Украина) — Кишинев (Молдова) — Бухарест (Румыния) — Хасково (Болгария) — Эдирне (Турция) — Стамбул (Турция) — Комотини (Греция) — Александруполис (Греция) — Стамбул (Турция).

3.2. Абхазский фактор

Для Армении здесь к наиболее важным относятся несколько вопросов. Судя по маршруту, понятно, что юго-восточные пункты магистрали являются портами и сообщение между ними будет проходить по побережью Черного моря. Что касается северо-западных, то они уходят несколько вглубь европейского континента, отходя от Одессы в Кишинев, далее, через Бухарест возвращаются к Стамбулу. Еще не решен вопрос о связи участков Батуми — Поти и Новороссийск — Ростов-на-Дону.

Учитывая проблемы сецессионистской Абхазии, а также российско-грузинский конфликт, этот вопрос еще открыто не обсуждался. До недавних пор все сухопутные связи между Россией и Грузией были прерваны. Решение об открытии КПП «Верхний Ларс» Тбилиси принял недавно, его озвучил президент страны М. Саакашвили во время визита в Ереван в конце июня 2009 года15.

Однако этот маршрут вряд ли может быть подходящим: дорога становится труднопроходимой в зимнее время, она экономически нерентабельна с точки зрения включения ее в «Черноморское кольцо», поскольку в этом случае длина магистрали увеличивается более чем на 500 км. А возможность ее сухопутного продолжения по территории Абхазии вряд ли устроит Грузию.

Обозначившиеся проблемы надо решать не затягивая, путем переговоров. Подобная ситуация может также возникнуть в отношении Приднестровья и Молдовы. А как будут развиваться события вокруг грузино-абхазского конфликта после событий в августе 2008 года, пока неизвестно: Грузия еще не пришла в себя и не определила свою новую позицию. Однако разговоры о магистрали продолжаются, и это означает, что вопрос не снят с повестки дня.

Эта ситуация отражается и на Армении, поскольку нарушенная на протяжении почти 20 лет связь с Россией невольно приводит к продолжению блокады, то есть республика стала заложником грузино-абхазского и грузино-российского конфликтов.

3.3. Дополнительные соединения для стран, не выходящих к Черному морю

В вопросе строительства автомагистрали есть еще один важный для Армении фактор. Не имеющие выхода к Черному морю государства — участники ОЧЭС, через которые новая дорога не пройдет, могут примкнуть к ней путем дополнительных соедине-ний16. Заинтересованность в подобном присоединении к магистрали выразили как Ереван, так и Баку.

15 См.: Грузия готова вести переговоры с Россией об открытии КПП «Верхний Ларс» — Саакашвили [http://www.arka.am/rus/economy/2009/06/24/15472.html].

16 См.: Приложение 1 к Меморандуму [http://www.mintrans.ru/pressa/BSEC/mem_app_rus.htm].

Три из восьми дополнительных соединений связаны с территорией Армении (два напрямую, одно — касательно). Маршрут одного из них представляет собой грузино-турецкую трассу (реконструкцию существующей) Хопа (Турция) — Артвин (Турция) — Вале (Грузия) — Ахалцихе (Грузия) — Хашури (Грузия).

Другая трасса, которая ведет уже непосредственно в республику, будет как бы ее юго-восточным продолжением: Ахалцихе (Грузия) — Гюмри (Армения) — Ереван (Армения) — Раздан (Армения) — Тбилиси (Грузия). Ее протяженность составит 525 км. Вторая магистраль системы «Черноморского кольца», проходящая через Армению, будет охватывать северные регионы страны — Гюмри — Ванадзор, а также Тбилиси (Грузия); ее длина — 210 км.

Для Армении осуществление этого проекта (включая само строительство) представляется крайне важным. Гюмри, второй по величине город республики, сегодня находится в упадке. За последние четыре года численность его населения сократилась почти на 2%. Если в 2004-м здесь проживало 149,5 тыс. чел., то в 2008-м — 147 тыс., то есть ежегодное уменьшение этого показателя приближается к 0,45%17.

Подобная ситуация — следствие разрушительного землетрясения 1988 года, неблагоприятное положение в провинциях Армении, а также близость турецкой (не функционирующей) и грузинской (неполно функционирующей) границ.

Лишь немногим лучше положение другого города, расположенного на севере республики, — Ванадзора. Включение в систему автомагистрали положительно скажется на его социально-экономической сфере.

3.4. Трансграничное сотрудничество как путь к развитию южных областей Грузии и северных областей Армении

Строительство дороги через Ахалкалаки и Ниноцминда, населенные преимущественно этническими армянами районы, благоприятно отразится на трудовой занятости в этой области Грузии и последующей ее интеграции с Черноморским регионом.

Джавахетия, например, на протяжении всего периода существования СССР была изолирована. Подобное положение сохраняется до сих пор, что вызывает постоянную миграцию и отток рабочей силы в Армению и Россию.

Таким образом, строительство новой дороги (или восстановление старой) между Грузией и Арменией через Джавахетию и Гюмри укладывается в концепцию будущей региональной транспортной структуры. Решение уже принято, несмотря на то что этот проект довольно дорогой — для его реализации требуется около 170 млн долл.18 Осуществление этого плана займет примерно два года, экспорт и импорт в Армению через Грузию станет гораздо дешевле, так как дорога Ахалцихе — Гюмри сможет сократить путь и транспортные издержки примерно на 20%.

Что касается Азербайджана, то он будет участвовать в данном проекте напрямую посредством автодороги Поти — Тбилиси — Баку, а косвенно — по маршруту Ростов-на-Дону — Волгоград — Астрахань — Баку.

17 См.: Демографический сборник Армении, 2008. Ч. 2. Население. С. 23 [http://www.armstat.am/file/article/ demos_08_2.pdf].

18 См.: Грузия и Армения создадут консорциум по строительству автомобильной магистрали между двумя странами [http://www.intermost.ru/news/117693/].

3.5. Некоторые итоги

Сама по себе магистраль в условиях экономической отсталости стран региона — смелый вызов существующему в них порядку. Пока же ситуация складывается не лучшим образом: закрыта армяно-турецкая граница, не урегулированы конфликты между Арменией и Азербайджаном, Грузией и Абхазией, Молдовой и Приднестровьем, закрыта грузино-российская граница. Отношения между Турцией и Грецией также оставляют желать лучшего.

Некоторые сложности в Джавахетии многие годы затрудняли строительство магистрали в Армении и Грузии. В случае осуществления проекта «Черноморское кольцо» и строительства дополнительных соединений мы будем иметь дело с новой реальностью в регионе.

3.6. Черноморский банк торговли и развития

Среди структур, действующих в рамках ОЧЭС, особого внимания заслуживает Черноморский банк торговли и развития. Соглашение по его учреждению было подписано в 1997 году, а функционировать он начал в 1999-м19. Его штаб-квартира расположена в Греции. Формальная цель — содействие частному предпринимательству, для чего используется финансирование программ, кредитование банков и компаний в этих странах20. Инвестиционный сервис «Moody’s» оценил рейтинг банка как BAA1 в конце 2007 года21.

Наибольшую активность в деятельности банка проявляет Греция как самая развитая с экономической точки зрения страна региона. Создана новая финансовая структура — Греческий фонд развития. ОЧЭС, включенная в программы официальной помощи развитию Организации экономического сотрудничества и развития, с помощью новой структуры получила возможность финансировать в регионе соответствующие программы.

3.7. Другие инициативы ОЧЭС

В 2007 году в рамках Программы развития ООН была предложена «Программа поощрения торговли и инвестиций» направленная на развитие торговых связей и инвестиционной политики между странами ОЧЭС. Она дает возможность действующим в регионе компаниям пользоваться преимуществами проводимых здесь торговых и инвестиционных проектов. Это еще один шаг к созданию положительной бизнес-среды в регионе.

Кроме того, в рамках ОЧЭС действует фонд развития проектов, портфель кредитов которого составляет 660 млн долл. Он был создан в целях облегчения разработки и реализации проектов, направленных на региональное сотрудничество организации и экономическое развитие, оказывает им финансовое содействие.

Действует принцип добровольных пожертвований со стороны государств ОЧЭС, ряда организаций, наблюдателей и третьих сторон. Размер вклада составляет 30 тыс. долл. Приоритетное право пользования фондом имеют организации стран, внесших эту сумму.

19 BSTDC. Key facts [http://www.bstdb.gr/keyfacts.htm].

20 В последние годы банк вложил 2,1 млн евро в ООО «Ереванское пиво», 23 млн долл. в ООО «RusAl Armenia» и 3 млн долл. в банк ACBA.

21 См.: [http://www.forbes.com/feeds/afx/2007/12/12/afx4429562.html].

4. ОЧЭС и Армения: ожидания и возможности

Армения входит в число соучредителей ОЧЭС и имеет представительство в Стамбуле, а также участвует в других структурах и подразделениях организации. Это поможет преодолеть экономическую блокаду, длящуюся уже свыше 15 лет, а также позволит всем странам региона окончательно выйти из кризиса, вызванного развалом советской экономики.

Однако при перечислении всего того, что республика может получить от организации, возникает вопрос: «А что Армения может сама дать ОЧЭС?». Наряду с формальным участием во всех структурах организации страна во время своего председательства в ней выдвинула ряд инициатив.

По мнению министра транспорта республики, председательство Армении в ОЧЭС было очень эффективным22. В марте 2009 года состоялась встреча министров государств — членов ОЧЭС, в результате которой была принята Ереванская декларация о перспективах сотрудничества в сфере транспорта. Один из основных ее пунктов — вопрос о строительстве черноморской кольцевой автомагистрали и упрощении визового режима для профессиональных водителей. Кроме того, проведена стандартизация дорожного законодательства стран региона.

С положительной оценкой председательства Армении согласен и Генсек ОЧЭС, он указывает и на другие ее успехи за этот период. Это, в первую очередь, посредничество в контактах организации с Ираном — ему был предоставлен партнерский статус в органи-зации23. Государство может также выступать посредником между ОЧЭС и некоторыми странами Ближнего и Среднего Востока, с которыми поддерживает традиционно дружественные отношения.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что ОЧЭС — лишь рабочая форма для организации сотрудничества между странами черноморского бассейна. Как она станет функционировать, зависит только от их готовности к взаимопониманию. Основа для смелых проектов уже есть, формальная их реализация уже началась, но в конечном счете все будет зависеть от способности участников преодолевать трудности, которых окажется немало.

Кроме того, организация — хороший форум для обсуждения различных вопросов, она предоставляет реальные возможности для налаживания прочных связей в регионе.

22 См.: Председательство Армении в ОЧЭС было очень эффективным, — министр транспорта и связи республики [http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/serbia/economy/1162092.html].

23 См.: [http://www.regnum.ru/news/1152008.html].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.