Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОДКБ'

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОДКБ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
68
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕХАНИЗМ / КАТАСТРОФА / АВАРИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Стулов Сергей Владимирович, Заикин Алексей Владимирович

Проблемы обеспечения зависимости военно-экономической безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) от увеличения частоты возникновения крупных природных бедствий и техногенных катастроф привлекают все большее внимание специалистов. Основным направлением развития военно-экономического механизма предупреждения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий должна выступать интеграция взаимодействия всех ветвей власти, вооруженных сил, других войск, воинских формирований ОДКБ. По заключению авторов статьи, такая интеграция позволит скоординировать целевые задачи военно-экономического механизма предупреждения и преодоления последствий чрезвычайных ситуаций на основе методов прогнозирования, механизма их предупреждения и преодоления посредством мероприятий превентивного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Стулов Сергей Владимирович, Заикин Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION MECHANISM OF EMERGENCY PREVENTION AS A DIRECTION OF ENSURING MILITARY AND ECONOMIC SECURITY OF THE CSTO

The problems of ensuring the dependence of the military and economic security of the Collective Security Treaty Organization (CSTO) on the increase in the frequency of major natural and man-made disasters are attracting increasing attention of specialists. The main direction of the development of the military-economic mechanism for preventing emergencies and overcoming their consequences should be the integration of interaction between all branches of government, the armed forces, other troops, and military formations of the CSTO. According to the authors of the article, such integration will allow to coordinate the target tasks of the military-economic mechanism for preventing and overcoming the consequences of emergencies on the basis of forecasting methods, the mechanism for preventing and overcoming them through preventive measures

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОДКБ»

/90 "Civil SecurityTechnology", Vol. 17, 2020, No. 2 (64) УДК 338:245

Civil defense. Local defense

Интеграционный механизм предупреждения чрезвычайных ситуаций как направление обеспечения военно-экономической безопасности ОДКБ

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

С.В. Стулов, А.В. Заикин

Аннотация

Проблемы обеспечения зависимости военно-экономической безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) от увеличения частоты возникновения крупных природных бедствий и техногенных катастроф привлекают все большее внимание специалистов. Основным направлением развития военно-экономического механизма предупреждения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий должна выступать интеграция взаимодействия всех ветвей власти, вооруженных сил, других войск, воинских формирований ОДКБ. По заключению авторов статьи, такая интеграция позволит скоординировать целевые задачи военно-экономического механизма предупреждения и преодоления последствий чрезвычайных ситуаций на основе методов прогнозирования, механизма их предупреждения и преодоления посредством мероприятий превентивного характера.

Ключевые слова: военно-экономическая безопасность; чрезвычайные ситуации; интеграция; механизм; катастрофа; авария.

Integration Mechanism of Emergency Prevention as a Direction of Ensuring Military and Economic Security of the CSTO

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

S. Stulov, A. Zaikin

Abstract

The problems of ensuring the dependence of the military and economic security of the Collective Security Treaty Organization (CSTO) on the increase in the frequency of major natural and man-made disasters are attracting increasing attention of specialists. The main direction of the development of the military-economic mechanism for preventing emergencies and overcoming their consequences should be the integration of interaction between all branches of government, the armed forces, other troops, and military formations of the CSTO. According to the authors of the article, such integration will allow to coordinate the target tasks of the military-economic mechanism for preventing and overcoming the consequences of emergencies on the basis of forecasting methods, the mechanism for preventing and overcoming them through preventive measures.

Key words: military and economic security; emergencies; integration; mechanism; disaster; accident.

10.04.2020

Проблемы обеспечения зависимости военно-экономической безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) от увеличения частоты возникновения крупных природных бедствий и техногенных катастроф привлекают все большее внимание специалистов, работающих в сфере экономики, политики, военного строительства, международных отношений и руководства страны. Этот интерес обусловлен тем, что возникновение крупномасштабных катастроф связано с глобальным изменением климата и усилением сейсмической активности; постоянно растущей эксплуатацией природных ресурсов и повышением интенсивности освоения территории в зонах повышенного природного риска.

Отсутствие методического обеспечения обоснования пороговых значений и критериев оценки военно-экономической безопасности в условиях возникновения и развития чрезвычайных ситуаций может существенным образом повлиять на характер обеспечения системы военно-экономической безопасности ОДКБ в соответствии с уровнем прогнозируемой военной опасности и экономическими возможностями государств-участников ОДКБ.

Указанную взаимосвязь необходимо рассматривать с различных позиций. В качестве одного из направления отдельные исследователи (Пожаров А., Гребенник В., Гордиенко Д.) рассматривают объективный закон (эффект) в области обеспечения экономической и военной безопасности ядерных держав, который объясняет, что с достижением критической военной мощи дальнейшее ее наращивание нецелесообразно. Этот эффект заключается в том, что государство, обладающее ядерным оружием, способно поддерживать определенную критическую военную силу, то есть страны, которые значительно превосходят другие страны по экономической мощи, не смогут обеспечить гарантированного военного превосходства над ними [1].

Следовательно, применение одной условной единицы критической военно-экономической мощи государства, а также двух, трех и более единиц дадут один и тот же эффект — гибель человечества и всего живого на планете Земля. Тенденцией современного развития военного и экономического противоборства становится непосредственное изменение способов воздействия (применение различных видов оружия) и целей осуществления войн и конфликтов.

На смену войнам пятого поколения (ядерный период) придут бесконтактные войны шестого поколения с применением высокоточного ударного принципа и оборонительного оружия, которое основано на новых физических принципах и средствах осуществления радиоэлектронной борьбы [2].

В этом ряду проявляется вероятность внедрения в арсенал вооруженной борьбы и климатического оружия. Так, в США «к 2025 году должны быть созданы инструменты погодной модификации, позволяющие регулировать метеоусловия в ограниченных регионах. Вызов штормов, усиление облачности, сгущение или рассеивание тумана с помощью направленной энергии и разнообразного лучевого оружия должны улучшать

диспозицию собственных войск и ухудшать положение противника» [3].

С позиции Мухина И. В. и его выводов из анализа зарубежного опыта, взаимосвязь обеспечения экономической и военной безопасности государства проявляется через [4]:

оценку параметров финансирования военной организации государства (суммарная величина военных расходов в ВВП страны должна соответствовать определенным требованиям: для развитых стран сегодня около 3%, а для стран с переходной экономикой — 5-7% ВВП);

гарантированное финансирование вооруженных сил и рассмотрение военного бюджета до начала прохождения бюджетного процесса;

целенаправленный сбор информации о завершенных и незавершенных контрактах на поставку ВВТ;

усиление конкуренции, экономии бюджетных средств при заключении контрактов, которые обеспечивают снижение стоимости вооружения на 10-30% и уменьшают количество нестабильных программ (КНР, Япония, США и др.);

проведение военно-экономического анализа определения целесообразной стоимости будущих контрактов (например, как в США);

ограничение использования контрактов с фиксированной стоимостью при проведении НИОКР, поскольку такая форма ограничивает возможности оборонных предприятий по поиску инноваций, что отрицательно влияет на ТТХ ВВТ и сопровождается дополнительными затратами на доработку (США, Япония, Великобритания и др.);

переход от проверки конечного военного продукта к единой системе контроля всего процесса производства в ОПК (Япония, США, Германия);

активное использование новых форм контрактов, которые ориентированы на достижение западных тактико-технических характеристик (приоритет отдается требованиям военного потребителя, а не военных спецификаций и стандартов) (США, Япония, Великобритания, Франция, Германия и др.).

Одновременно расширение спектра современного вооружения и военной техники, смещение от развития ядерных средств к созданию альтернативных вооружений, основанных на новых физических принципах, создают предпосылку военно-технического превосходства блока НАТО над ОДКБ. Поражающие факторы такого оружия свидетельствуют о высокой значимости разработки и совершенствования невоенных форм и методов защиты объектов, территории и населения ОДКБ при ведении современных военных конфликтов [5].

Необходимо отметить, что при изменении тактики и форм ведения военных действий объекты поражения остаются неизменными. Однако воздействие по объектам будет более интенсивным и точечным, но приводящим к менее масштабным поражениям в связи с избирательностью воздействия. Вследствие этого население будет являться не целенаправленным, а косвенным объектом поражения от первичных и вторичных факторов применения средств вооружения.

Таким образом, главной целью становится уничтожение экономического потенциала противника, и такая смена целевой парадигмы ведения войны имеет непосредственное отношение к формированию военно-экономической безопасности (далее — ВЭБ), учитывающей возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций, которые снижают уровень обычных вооруженных сил.

Обеспечение ВЭБ ОДКБ, учитывающей возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций, является одной из сущностных характеристик современных государств-участников ОДКБ. Согласно приведенной схеме национальная экономика является ресурсной, исходным положением и основанием для обеспечения военно-экономической безопасности. В этом случае деятельность ОДКБ, с одной стороны, направлена на регулирование национальных экономик, а с другой, — на нейтрализацию угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, так как их реализация через механизм положительной обратной связи приводит к нарушению устойчивости военной экономики и разрушению самих государств-участников ОДКБ.

Таким образом, деятельность по выявлению, мониторингу, противодействию реализации, устранению последствий угроз чрезвычайных ситуаций является принципиально важной для обеспечения военно-экономической безопасности ОДКБ.

Во-первых, особенностям чрезвычайных ситуаций, как угрозы военно-экономическим процессам, присущи расширение антропогенной и техногенной сфер [6].

Во-вторых, наблюдается прямая взаимосвязь между уровнем социально-экономического развития страны и силой потенциального и реального влияния ЧС на состояние ее военно-экономической безопасности.

В-третьих, требуется уточнение ресурсных затрат на реализацию мероприятий, направленных на противодействие ЧС.

В-четвертых, основные предпосылки возникновения ЧС (рискообразующие факторы) являются непреходящими; их возникновение, состав, структура и направленность воздействия на военно-экономическую безопасность не являются полностью управляемыми, а зависят от случайностей; поэтому они не могут быть полностью нейтрализованы.

Для эффективного противодействия возникновению и развитию ЧС как фактора, влияющего на военно-экономическую безопасность ОДКБ, необходимо рассмотреть влияние чрезвычайных ситуаций на структурные элементы военно-экономической безопасности государств-членов ОДКБ. Проведенный анализ закономерностей в экономических, военно-экономических научных трудах, а также нормативных документах обеспечил проведение сравнительной характеристики основных параметров, методов оценки, подходов и средств обеспечения военно-экономической безопасности государства, учитывающих проявление чрезвычайных ситуаций (см. таблицу).

Рассмотренные факторы и угрозы чрезвычайного характера определяют состояние национальной

и военной экономики и страны в целом. Эти угрозы существенным образом влияют на военно-экономическое обеспечение государства в процессе строительства, содержания и устойчивого развития вооруженных сил, других войск, воинских формирований ОДКБ как в мирное, так и в военное время.

Увеличивающиеся антропогенные воздействия, происходящие техногенные аварии и катастрофы могут приводить не только к человеческим жертвам, но и к материальным потерям, ухудшению процесса военного производства за счет разрушения зданий, сооружений, оборудования и техники, снижению надежности энергообеспечения и ресурсного обеспечения, уничтожению природной среды и ее глобальной деградации.

С развитием научно-технического процесса, созданием новых средств вооруженной борьбы увеличилась опасность снижения уровня военно-экономической безопасности.

Вместе с тем, каждый вид угроз чрезвычайного характера для обеспечения военно-экономической безопасности ОДКБ специфичен, но в совокупности все они взаимосвязаны. Поэтому очень важно правильно выстроить вектор парирования на угрозы и эффективно распределить существующую экономическую мощь и ресурсы государств-членов ОДКБ.

Рассмотренные рискообразующие факторы образовали достаточно сложную организованную систему, а при нарастании мирового экономического кризиса приводят к снижению военно-экономической безопасности ОДКБ вследствие снижения ее возможностей по ресурсному обеспечению, прогнозированию и противодействию различным чрезвычайным ситуациям [7].

В этой связи целесообразно принять определенный комплекс системных мер, которые были бы направлены на всестороннее обеспечение военно-экономической безопасности ОДКБ. Основным направлением развития военно-экономического механизма предупреждения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий должна выступать интеграция взаимодействия всех ветвей власти, вооруженных сил, других войск, воинских формирований ОДКБ.

Такая интеграция позволит скоординировать целевые задачи военно-экономического механизма предупреждения и преодоления последствий чрезвычайных ситуаций на основе методов прогнозирования, механизма их предупреждения и преодоления посредством мероприятий превентивного характера. А выявленный механизм влияния чрезвычайных ситуаций на военно-экономическую безопасность ОДКБ, отличающийся учетом специфики чрезвычайных ситуаций на структурные элементы военно-экономической безопасности, позволит обосновать необходимый уровень ресурсного обеспечения по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Указанные аргументы позволяют определить принципы предотвращения чрезвычайных ситуаций, которые могли бы повлиять на структурные элементы военно-экономической безопасности ОДКБ в среднесрочной перспективе.

Таблица

Влияние чрезвычайных ситуаций на структурные элементы военно-экономической безопасности ОДКБ

Угрозы воен-но-экономиче-ской безопасности Негативные факторы влияния чрезвычайных ситуаций на структурные элементы военно-экономической безопасности ОДКБ

Природные Техногенные Военные Биолого-социальные

Технологическая Снижение технологического потенциала экономики за счет возникновения человеческих жертв, значительных материальных потерь Негативное влияние на разработку новейших технологических решений в ведущих отраслях гражданского и военного производства Материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, реализация не в полной мере технологических воз-можностией экономики Снижение технологического уровеня военного производства за счет нарушения условий жизни и деятельности научно-производственного персонала

Технико-производственная Снижение сырьевой обеспеченности военного производства Нарушение производ-ственного(транспортного) процесса военного производства за счет разрушения зданий, сооружений, оборудования и техники Поражение населения, производственного ОПК в результате разрушения атомных, тепловых, гидроэлектрических станций, складов и хранилищ радиоактивных и токсичных веществ и отходов, нефтепродуктов, взрывчатки и др. Возникновение опасных или широкораспространенных инфекционных болезней людей приводящих к снижению обеспеченности трудовыми ресурсами

Сырьевая Снижение обеспеченности ОПК сырьем в размерах, необходимых для производства ВВТ Снижение качества и экономической доступности природных ресурсов при производстве ВВТ и обеспечения личного состава ВС в мирное и военное время Вероятность необратимой деградации природных ресурсов Вероятность потерь сельскохозяйственных животных и растений

Энергетическая Снижение надежности энергообеспечения военной экономики Разрушение зданий, сооружений, оборудования, снижение возможности энергообеспечения экономики Снижение устойчивости систем энергетики и ТЭК в результате разрушения атомных, тепловых, гидроэлектрических станций, нефте- и газопроводов и др. Вероятность уменьшения восполнения исчерпаемых ресурсов

Продовольственная Снижение физической доступности и стабильности продовольственного обеспечения Нарушение воспроизводственных процессов и автономности в сельскохозяйственном производстве Снижение объема производства, урожайности и продуктивности, уровня запасов и т.д. Вероятность потерь сельскохозяйственных животных и растений

Экологическая Снижение уровня благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения Риск воздействия на здоровье человека и окружающую среду при разрушении и выводе из эксплуатации промышленных и энергетических объектов Экологический ущерб от деятельности ВС РФ, других войск, воинских формирований, в том числе при пусках ракет, проведении испытаний, хранении и уничтожении оружия массового поражения Снижение разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству

Информационная Разрушение инфраструктуры единого информационного пространства Вероятность разрушения производства средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи Вероятность поражения средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически важных производств; дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы Несоблюдение конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею; обеспечения духовного обновления ОДКБ; сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала

Очевидно, что система предупреждения чрезвычайных ситуаций должна быть выстроена с учетом необходимости дифференцированной защиты населения, военных объектов и территорий от конкретных видов опасностей мирного и военного времени с учетом рационального и эффективного создания и задействования сил, расходования материальных и финансовых ресурсов на реализацию защитных мероприятий. При этом критерий «затраты — эффективность» является одним из основных факторов обоснования, выбора средств и способов решения этой проблемы [8].

Поэтому важнейшими направлениями исследований в области предотвращения чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения военно-экономической безопасности ОДКБ следует считать:

адаптацию нормативной правовой, нормативно-методической и нормативно-технической базы к современным подходам в области организации природно-техногенной безопасности жизнедеятельности войск (сил), гражданского населения и ведения защитных мероприятий;

совершенствование организации управления мероприятиями гражданской обороны и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ силами МЧС ОДКБ, ВС ОДКБ, МВД ОДКБ и других силовых структур за счет внедрения автоматизированных систем планирования мероприятий и оперативного управления;

создание и развитие мобильной компоненты сил гражданской обороны, повышение их готовности к действиям по предназначению в зонах военных конфликтов и крупномасштабных чрезвычайных ситуаций;

разработку новых форм и методов защиты населения за счет комплексной интеграции систем и предоставления форм и методов его защиты в ограниченные временные пределы на указанных территориях;

совершенствование системы средств коллективной и индивидуальной защиты войск (сил), населения от различных поражающих факторов и угроз мирного и военного времени.

Таким образом, необходимо выработать концептуальные направления единой политики ОДКБ в области предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными направлениями должны быть:

совершенствование нормативной правовой базы в формировании методов и способов защиты войск (сил), населения, материальных, культурных и гуманитарных ценностей, защищенности критически важных объектов военной инфраструктуры;

развитие методологии совершенствования гражданской обороны как государственной системы;

внедрение принципа перехода от оперативного реагирования к управлению рисками, прогнозированию и предупреждению крупномасштабных чрезвычайных ситуаций;

совершенствование форм, методов и способов защиты военных объектов, включая инженерную защиту, оптимизацию эвакуационных мероприятий;

создание коалиционной группировки сил, способной эффективно выполнять задачи в мирное и военное время.

Литература

1. Гребенник В. В. Концептуальные вопросы формирования новой парадигмы оптимального обеспечения взаимосвязи экономической и военной безопасности России: Моногр. М.: РАНХиГС, 2013. С. 8.

2. Слипченко В. И. Войны шестого поколения // Оружие и военное искусство будущего. М.: Вече, 2002. 384 с.

3. ШенкВ. Стихией — по врагу // Военно-промышленный курьер [Электронный ресурс] — URL: http://vpk-news.ru/articles/5533 / (дата обращения 29.04.2020)

4. Мухин И. В. Разработка методологических основ взаимосвязи обеспечения экономической и военной безопасности государства: Автореф. дис. докт. экон. наук. М, 2009. 37 с.

5. Акимов В. А. Научное обеспечение совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2015. Т. 12. № 4 (46). С. 82-87.

6. Бончуг Г. И. Инструментарий управления деятельностью по предотвращению чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения экономической безопасности страны: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2012. 24 с.

7. Основы государственной политики в области экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Президентом РФ 30.04.2012 // Консультант-Плюс: справ. Прав. Системы [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 29.04.2020)

8. Посохов Н.Н., Киреев Р. В., Сосунов И. В., БрыкД. И. Записки непосторонних о формировании новых подходов к развитию гражданской обороны на современном этапе // Технологии гражданской безопасности. 2014. № 2 (40). С. 16-21.

Сведения об авторах

Стулов Сергей Владимирович: к.э.н., докторант очной (штатной) докторантуры Вольского военного института материального обеспечения (ВВИМО). 412903, Саратовская область, г. Вольск, ул. М. Горького, 3. е-mail: sergei-stulov007@mail.ru SPIN-код — 7797-9920.

Заикин Алексей Владимирович: к.э.н., Вольский военный институт материального обеспечения (ВВИМО), доц. каф. 412903, Саратовская область, г. Вольск, ул. М. Горького, 3. е-mail: aleksei-zaikin@list.ru

Information about authors

Stulov Sergey V.: Candidate of Economic Sciences, Doctoral Student full-time doctoral studies at the Volsky Military Institute of Material Security.

3 st. M. Gorkogo, Volsk, Saratov region, 412903, Russia. e-mail: sergei-stulov007@mail.ru SPIN-scientific — 7797-9920.

Zaikin Alexey V.: Candidate of Economic Sciences, Volsky Military Institute of Material Security, Associate Professor of the Department.

3 st. M. Gorkogo, Volsk, Saratov region, 412903, Russia. e-mail: aleksei-zaikin@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.