Научная статья на тему 'Основные направления обеспечения военной безопасности государств-членов ОДКБ (на основе "стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года")'

Основные направления обеспечения военной безопасности государств-членов ОДКБ (на основе "стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года") Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
198
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДКБ / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СТРАТЕГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ОДКБ / CSTO / MILITARY SAFETY / CONCEPT OF FOREIGN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE STRATEGY OF COLLECTIVE SECURITY OF THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION UNTIL 2025 / PARLIAMENTARY ASSEMBLY OF THE CSTO / ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 Г

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Торопыгин Андрей Владимирович

В статье рассмотрены основные направления обеспечения военной безопасности государств-членов ОДКБ в соответствии со «Стратегией коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Directions of Ensuring Military Safety of Member States of the CSTO (Based on "The strategy of Collective Security of the Collective Security Treaty Organization until 2025")

In the article the main directions of ensuring military safety of member states of the CSTO according to “The strategy of collective security of the Collective Security Treaty Organization until 2025” are considered

Текст научной работы на тему «Основные направления обеспечения военной безопасности государств-членов ОДКБ (на основе "стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года")»

< Торопыгин А. В.

^ Основные направления обеспечения военной безопасности х государств-членов ОДКБ (на основе «Стратегии о коллективной безопасности Организации Договора ■= о коллективной безопасности на период до 2025 года»)

Торопыгин Андрей Владимирович

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Северо-Западный институт управления (Санкт-Петербург)

Профессор кафедры международных отношений

Доктор политических наук

toropyginav@mail.ru

РЕФЕРАТ

В статье рассмотрены основные направления обеспечения военной безопасности государств-членов ОДКБ в соответствии со «Стратегией коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ОДКБ, военная безопасность, Концепция внешней политики Российской Федерации, Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 г., Парламентская Ассамблея ОДКБ

Toropygin A. V.

Main Directions of Ensuring Military Safety of Member States of the CSTO (Based on «The strategy of Collective Security of the Collective Security Treaty Organization until 2025»)

Toropygin Andrey Vladimirovich

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration North-West Institute of Management (Saint-Petersburg, Russian Federation) Professor of the Chair of International Relations Doctor of Science (Political Sciences) toropyginav@mail.ru

ABSTRACT

In the article the main directions of ensuring military safety of member states of the CSTO according to "The strategy of collective security of the Collective Security Treaty Organization until 2025" are considered

KEYWORDS

The CSTO, military safety, the Concept of foreign policy of the Russian Federation, the Strategy of collective security of the Collective Security Treaty Organization until 2025, Parliamentary Assembly of the CSTO

Проблема обеспечения национальной безопасности государств во все времена была в центре внимания военного и политического руководства всех без исключения стран. С изменением геополитической ситуации в мире угрозы, как правило, безопасности не исчезают, а лишь трансформируются. При этом одни уступают ведущее место более новым. К сожалению, в настоящее время мир во многом возвращается к силовому противостоянию. Что отчетливо видно по реализации в отношениях Запада с Российской Федерацией политики, трактуемой многими экспертами, как возврат к доктрине сдерживания.

В современных условиях стабильность и безопасность не может быть обеспечена в одиночку, а только лишь на коллективной основе. Это, естественно, справедливо и для постсоветского пространства. Исходя из уровня экономического состояния каждого из государств СНГ, можно сделать вывод, что в условиях конца прошлого начала нынешнего века ни одно из них, включая Россию, не в состоянии решить задачу эффективной защиты от возможной внешней агрессии. Коллективной основой безопасности для стран Содружества стал Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.1 и создание в 2003 г. на его основе эффективной системы коллективной военной

1 Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан Республикой Узбекистан.

безопасности государств-членов — Организации договора о коллективной безопасности1. По про- ^ шествии менее года с момента образования СНГ, полным ходом шло формирование национальных ^ государственностей, неотъемлемой частью которой было и военное строительство. Однако не все ^ вновь созданные вооруженные силы государств могли выполнить защиту в полной мере. В этих о условиях Договор о Коллективной безопасности был жизненно необходим2. Согласно Договору, с участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. При возникновении угрозы международному миру и безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких участников или угрозы международному миру и безопасности, они немедленно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и реагирования на возникшую угрозу. Предусмотрено, также, что в случае совершения акта агрессии против любого из государств, все остальные предоставляют ему необходимую помощь, включая военную. В соответствии с Уставом ОДКБ государства принимают совместные меры к формированию и рамках Организации действенной системы коллективной безопасности и созданию региональных группировок войск, координируют свои усилия в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности, принимают меры по гармонизации законодательства в сфере безопасности.

С самого начала Запад стремится воспрепятствовать созданию единой оборонительной системе ОДКБ, налаживанию и укреплению многосторонних связей внутри этой организации, суть политики евроатлантического сообщества заключалась в следующем:

• в непризнании рабочих органов и координирующих структур Содружества, в отказе сотрудничества с ними как с коллективными органами;

• в навязывании собственного двустороннего сотрудничества с государствами-участниками по формуле «Партнерство во имя мира» — «16+1»;

• в поддержке любых сепаратистских устремлений на постсоветском пространстве, в том числе в плане установления двусторонних и групповых связей по военной линии, в ущерб многосторонним [1, а 22].

Для противодействия этим и другим негативным факторам была разработана система действий направленных на их предотвращение и устранение. В концентрированном виде основные направления этой деятельности были представлены в «Концепции коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности» и «Основных направлениях углубления военного сотрудничества государств-участников Договора о коллективной безопасности» от 10 февраля 1995 года. Безусловно, эти документы, представляющие совокупность взглядов государств-членов ОДКБ на предотвращение и устранения угрозы миру, совместную защиту от возможного военного столкновения, укрепления национальных суверенитетов и нерушимости национальных границ, сыграли свою важную роль.

Однако современный этап мирового развития характеризуется такими проявлениями как:

• обострение политических, социальных, экономических противоречий и роста нестабильности мировой системы в целом;

• наращивание силового потенциала, создание и развертывание новых видов вооружения, подрывающих стратегическую стабильность;

• возрастание рисков втягивания ведущих государств в эскалацию кризисов и региональных конфликтов;

• стремление западных государств удержать свои позиции путем политики сдерживания альтернативных центров силы;

• усиление турбулентности на региональном и глобальном уровне3.

Усиливаются и источники военной опасности, имеющие определенный предел, выход за который создает непосредственную военную угрозу жизненно важным интересам и безопасности государствам СНГ. К ним можно отнести:

• наращивание группировок войск, в прилегающих к внешним границам государств-членов Содружества районах до объемов, нарушающих сложившееся паритетное соотношение сил;

1 В мае 2002 г. с учетом региональной и международной обстановки было принято решение о преобразовании ДКБ в международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ были ратифицированы в 2003 г.

2 В 1993 г. к ДКБ присоединились Азербайджанская Республика, Республика Беларусь и Грузия. Ратификация Договора состоялась в 1994 г. Он был рассчитан на пять лет и предусматривал пролонгацию. Протокол о продлении ДКБ подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан (М., 1999).

3 Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г.

< • развязывание пограничных конфликтов и вооруженных провокаций в отношении государств

СНГ с территории сопредельных государств; х • создание и подготовку на территории других государств вооруженных формирований, ко-§ торые могут быть применены для дестабилизации обстановки на внешних границах госу-

дарств — членов Содружества;

• поставка летального оружия сопредельным государствам, способное нарушить равновесие в конфликтных ситуациях вблизи границ постсоветских государств.

В качестве одного из важнейших элементов системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве Россия рассматривает ОДКБ и выступает за ее качественное развитие, превращение в авторитетную международную организацию, способную противостоять современным вызовам и угрозам в условиях усиливающегося воздействия разноплановых и региональных факторов в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих к ней районах, — записано в Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. (КВП).

Многие из положений КВП Российской Федерации раскрываются в «Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года», которая была утверждена Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности 14 октября 2016 г.

Стратегия — достаточно объемный документ, направленный на развитие системы коллективной безопасности и региональной стабильности. Он включает шесть основных разделов с подразделами, введение и заключение.

Структурно содержание документа выглядит следующим образом:

• Введение и Заключение;

• Общие положения;

• Современные вызовы и угрозы коллективной безопасности ОДКБ;

• Стратегические цели и задачи ОДКБ (в политической области, в сфере военной безопасности, в сфере противодействия трансграничным вызовам и угрозам);

• Развитие системы коллективной безопасности ОДКБ (в сфере внешнеполитического взаимодействия государств-членов ОДКБ, в сфере кризисного реагирования, в сфере миротворческой деятельности, в сфере военной безопасности, в сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам, в области противодействия терроризму и экстремизму, в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, в области противодействия незаконной миграции граждан третьих стран, в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области охраны границ, в области информационной безопасности, в сфере противодействия современным, в том числе, комбинированным формам воздействия на государства — члены ОДКБ).

Стратегия коллективной безопасности представляет собой систему стратегических целей и задач, а также мер, предпринимаемых Организацией в интересах обеспечения коллективной безопасности. Эти меры не только охватывают сегодняшний день, но и направлены на почти десятилетний период в будущее. Кроме того можно говорить и о существенном вкладе в формирование подсистемы регионального международного права. В частности в ней сформулированы, например, понятия: «коллективная безопасность ОДКБ» как состояние защищенности коллективных интересов, обеспечивающее независимость, территориальную целостность, суверенитет и оборону; «система коллективной безопасности» как совокупность органов Организации и национальных органов государственного управления, сил и средств государств-членов, обеспечивающих в соответствии с международным правом и национальным законодательством защиту коллективных интересов.

Важным понятием является «зона ответственности ОДКБ» — территории государств-членов Организации, ограниченные участками государственной границы с другими государствами, не являющимися членами ОДКБ (внешние границами), включая внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, в пределах которых обеспечиваются интересы национальной и коллективной безопасности государств-членов ОДКБ. Таким образом, снимаются возможные спекуляции о якобы не желании ОДКБ участвовать в разрешении некоторых конфликтов на сопредельных территориях.

Одним из главных внешних вызовов Стратегия определяет вероятность вторжения или проникновения на территорию государств-членов ОДКБ вооруженных бандформирований и боевиков международных террористических и экстремистских организаций. А внутренним — деятельность экстремистских и террористических организаций и отдельных лиц, направленная на дестабилизацию внутриполитической ситуации в государствах-членах ОДКБ, пропаганду и финансирование

терроризма, рекрутирование граждан государств-членов ОДКБ в ряды международных террори- < стических и религиозно-экстремистских организаций. Пропагандируемый рост террористической ^ активности за счет возвращающихся на родину граждан государств-членов ОДКБ, прошедших х боевую практику в рядах международных террористических организаций. Это угрозы дня сегод- § няшнего. с

К дню завтрашнему относятся формирование системы информационной безопасности. Противодействие использованию информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно — политическую и социально-экономическую обстановку, а также манипулирования общественным сознанием в государствах — членах ОДКБ, технологиям так называемых «цветных революций» и «гибридных войн».

Стратегия предполагает расширение политического сотрудничества, формирования во взаимодействии с другими международными организациями, третьими странами, неправительственными организациями и представителями гражданского общества, благоприятных условий для стабильного развития государств, обеспечения глобальной и региональной безопасности.

Этому направлению в полной мере отвечает парламентское измерение ОДКБ.

В 2006 г. Совет коллективной безопасности ОДКБ принял решение о необходимости развития парламентского измерения в Организации. Основываясь на этом решении, председатели парламентов государств СНГ — членов ОДКБ приняли постановление о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ).

Ассамблея состоит из парламентских делегаций шести стран членов ОДКБ. В соответствии с Временным положением, ПА полномочна: обсуждать вопросы сотрудничества государств-членов в международной, военно-политической, правовой и иных областях; вырабатывать соответствующие рекомендации и направлять их в Совет коллективной безопасности, другим органам ОДКБ и национальным парламентам; принимать модельные законодательные и иные правовые акты и рекомендации, направленные на регулирование отношений в сфере правосубъектности ОДКБ, включая рекомендации по сближению законодательства государств-членов и приведению его в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках ОДКБ.

Таким образом, одним из основных направлений деятельности, безусловно, является разработка модельного законодательства сфере безопасности и примыкающих к ней сферах общественных отношений. Вместе с этим Ассамблея ведет широкую международную деятельность. Наблюдателями в ПА ОДКБ являются Народная Скупщина Республики Сербия и Волеси джирга Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан. В мероприятиях ПА ОДКБ принимали участия делегации парламентов Пакистана, Ирана, Китая и Кубы1. Более широкому обсуждению проблем безопасности с международными партнерами мешает неурегулированный до конца правовой статус ПА. Пока это фактически часть МПА СНГ. Однако, подобный путь прошла Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества, будучи Межпарламентском Комитетом в составе МПА СНГ.

Основными формами деятельности ПА ОДКБ являются:

• содействие ратификации международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ;

• правотворческая деятельность в интересах сближения и гармонизации национальных законодательств государств — членов ОДКБ в сфере безопасности;

• парламентский мониторинг военно-политической ситуации в регионах коллективной безопасности и наблюдение за учениями Войск ОДКБ с целью выявления потребностей системы коллективной безопасности в правовом обеспечении;

• содействие укреплению союзнического потенциала Организации;

• содействие в поддержании мира и безопасности, укрепление межпарламентских связей и реализация потенциала парламентской дипломатии;

• организация совместных с национальными парламентами слушаний по актуальным проблемам функционирования системы коллективной безопасности;

• участие в наблюдении за парламентскими и президентскими выборами и референдумами в государствах ОДКБ.

Успешная реализация долговременной стратегии будет способствовать развитию военного сотрудничества в рамках ОДКБ в ближайшей перспективе, что создаст возможность эффективно противостоять возможным угрозам различного характера, стабилизации ситуации на всем пространстве СНГ, повысить региональную, да и глобальную безопасность в целом.

1 Материалы заседания Совета ПА ОДКБ от 26 марта 2017 г. СПб.

<

Литература

1. Арутюнян В. В. Основные направления обеспечения военной безопасности государств-членов ОДКБ // Постсоветские государства: 25 лет независимого развития. Сб. ст.: в 2-х т. Т. 1. Западный фланг СНГ. Центральная Азия. М.: ИМЭМО РАН, 2017. С. 21-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.