ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
А.М. КОРОТКОВ, Н.К. СЕРГЕЕВ (Волгоград)
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
в современном российском образовании*
В контексте идей непрерывного образования раскрываются сущность, состояние и перспективы реализации принципа интеграции как современной тенденции развития российского образования. Рассмотрены основные характеристики понятия «интеграция» в образовании, описаны направления и формы ее проявления в современном российском профессиональном образовании, перспективы дальнейшего развития в свете приоритетов национального проекта «Образование».
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, интеграция, система образования, педагогический комплекс, личностная ориентация образования, цифровизация образования.
Существуют, как известно, две основные тенденции человеческого познания и конструирования бытия: первая - представлять мир как единое целое, вторая - глубже постигать своеобразие и закономерности развития отдельных систем [4]. В связи с этим наряду с процессами дифференциации в образовании (регионализации, автономизации, индивидуализации, профилизации и т. д.), о которых шла речь в наших предыдущих публикациях, важнейшее значение в сфере образования приобретают преобразования и взаимоотношения иной направленности - сближения, объединения, дополнения друг друга в единой системе, интеграции образовательно-воспитательных систем и организаций.
Категория «интеграция», прочно вошедшая в обиход в педагогической науке, изучающей проблемы образования, - это реакция
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
на насущную необходимость координации целей деятельности образовательных организаций с учетом всех педагогически значимых факторов: задач личностного развития субъектов образовательной деятельности, потребностей реального рынка труда, возможностей современных образовательных технологий и средств осуществления образовательной деятельности, кадрового потенциала и др. Для достижения такого рода целей необходимы адекватные средства, которые должны обеспечить построение личностно-развивающего образовательного пространства. Выделяют несколько сложившихся уровней интеграции в российском образовании:
• интеграция предметного содержания, методических подходов и образовательных технологий;
• интеграция различных участников образовательного процесса, уровней образовательной деятельности, видов образовательных институтов (школ, организаций СПО, высшего и дополнительного образования, организаций образования и других сфер (производственной, социальной, культурной) и др.) в единую целостную систему;
• интеграция отечественного образования в мировое образовательное пространство [4].
кратко раскроем их сущность.
Первый уровень интеграции реализуется через широкий спектр методических поисков - от реализации идеи на уровне деятельности конкретного учителя, преподавателя (например, активное использование межпредметных связей, планирование и реализация так называемых интегрированных уроков и т. д.) до интеграции предметного знания, производственной и образовательной практики, обеспечения в образовательном процессе единства обучения и воспитания. В истории российского образования можно выделить разные этапы развития представлений о целях и путях осуществления такого рода интеграционных процессов.
Так, в 20-е гг. XX в. активно внедрялась методика комплексного обучения, под которым подразумевались взаимосвязь, объединение разнообразных, в том числе разнопред-метных, знаний вокруг конкретной практиче-
О Коротков А.М., Сергеев Н.К., 2019
ской проблемы. Такое обучение было альтернативой традиционному предметному обучению, опыт активно пропагандировался в научной и методической литературе. Однако вполне очевидными были и недостатки такого подхода, прежде всего - фрагментарность знаний и опыта учащихся, недостаточная их системность.
Путь, который был противопоставлен этому, - возрождение ценностей систематического предметного обучения и активная разработка и внедрение в образовательный процесс межпредметных связей (50-80-е гг. XX в.). Принцип реализации межпредметных связей стал одним из ведущих в современной отечественной дидактике и имел целью повысить системность формируемых у школьников знаний, логичность построения всего содержания как общего, так и профессионального образования. Ему посвящены многочисленные фундаментальные работы, методические разработки (И.Д. Зверев, В.П. Максимова, Е.Е. Минченков, Г.В. Воробьев, Г.И. Батурина и др.). в этот же период активно разрабатывались тесно связанные с ним принципы политехнического образования, соединения обучения с производительным трудом (М.Н. Скат-кин, П.Р. Атутов, В.С. Ильин, П.И. Ставский, В.В. Сериков и др.), что также отражало подход к организации обучения учащихся с позиции принципа интеграции.
новый этап реализации принципа интеграции в содержании и образовательных технологиях, методах и формах обучения проходит с начала 1980-х гг. и продолжается в настоящее время. Анализ используемых вариантов содержания понятия «интеграция» как в теории, так и на практике показал, что чаще всего его трактовка связана с внешними проявлениями -направленностью на достижение общего требуемого результата, схожестью оргструктур, использованием интегрированных форм организации учебного процесса и т. д. все это вполне правомерно, но недостаточно полно соответствует ее сущностному смыслу. в этот период развиваются представления о данном феномене через категории единства, целостности, системы, процесса, гармонии, связи. Наиболее существенные характеристики интеграции заключаются в том, что она есть:
• объединение каких-либо элементов в единство со всеми присущими ему чертами -нераздельностью составляющих, относительной их автономностью, взаимосвязью, целостностью системы взаимодействия, обеспечивающей внутреннюю устойчивость в изменениях (И.З. Цехмистро);
кие науки -
• единство многообразного, в котором автономность и дифференцированность сохраняются на уровне составляющих его частей, но диалектически снимаются на уровне системы, в том числе благодаря реализации принципа дополнительности, компенсаторных возможностей элементов в их целостной системе (М.С. Анисимов, А. Турсунов, Г.Ф. Федо-рец и др.);
• путь достижения целостности любых, в том числе педагогических, систем, которые могут иметь качественно различные состояния, уровни и типы целостности
нам импонирует позиция, что интеграция элементов в единую систему - это подчинение их целостным, стержневым свойствам системы (которые в педагогической деятельности могут проектироваться и целенаправленно достигаться), скоординированность, «сцемен-тированность» (В.С. Ильин) их вокруг стержневых, являющихся «проводниками» главных функций системы, их практической реализации. Этим определяется и логика проектирования - от осознания функций, которые должна выполнять проектируемая система, к ее структуре, обеспечивающей их реализацию.
• Наконец, представляется правомерным рассматривать в качестве «максимально интегрального показателя» высокого развития педагогической системы ее гармоничность. Если интеграция - это единство многообразного, то гармония - единство многообразия (Г.П. Фе-дорец), для которого характерна согласованность целого и входящих в него компонентов, когда каждый участник взаимодействия внутри системы полностью реализует свои возможности.
Эти обобщенные характеристики современных интеграционных процессов и определяют главные направления научно-методических поисков путей обновления содержания, методов и технологий образовательно-воспитательной деятельности в российском образовании.
Активно проявляются в образовательной практике интеграционные тенденции другого уровня - объединение на различных правовых основаниях участников образовательного процесса, типов и уровней образовательной деятельности, образовательных институтов (школ, организаций СПО, высшего и дополнительного образования, организаций образования и производства и др.) в единые образовательно-воспитательные структуры, единое образовательное пространство. Наиболее
ярко это проявляется в практике создания, функционирования и развития педагогических комплексов разного рода и назначения.
Изучение российского опыта создания и функционирования таких комплексов дает основания для выделения исходных теоретических положений, характеризующих их сущность. Так, чаще всего педагогический комплекс представляет собой систему образовательно-воспитательных учреждений, которые функционируют на основе договорных или иных отношений педагогического, юридического, финансового свойства. Целью организации таких комплексов является, как правило, обеспечение:
- целостности образования, предусматривающей ориентацию всех подсистем образования на достижение конечной цели - формирование личности, отвечающей потребностям современной жизни;
- преемственности образования, всех его звеньев и подсистем;
- непрерывности образования, которая обеспечивается «вертикальной» интеграцией, имеющей целью поступательное развитие личности, преемственную связь ее общего и профессионального образования, и «горизонтальной» интеграцией, определяемой единством и координацией деятельности всех структур, реализующих различные уровни образования;
- возможности свободного «входа» в систему, «выхода» из нее, построения индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся.
В многочисленных публикациях описаны основные виды комплексов: учебные комплексы, объединяющие учебные заведения одного профиля разного уровня образования в многообразных комбинациях; объединяющие в своем составе учебные заведения разных уровней и базовые учреждения, предприятия; учебно-научно-педагогические комплексы, включающие в свой состав, наряду с учебными заведениями и предприятиями, научные подразделения (например, вузы, структуры академических институтов (РАН, РАО и др.)). Последние, как показывает анализ, являются одной из наиболее эффективных форм организации систем непрерывного образования, которая способна обеспечить соединение сферы практики и инновационной теории непрерывного образования.
отличие педагогических комплексов как образовательных систем от традиционных учреждений образования обусловливается их дополнительными формирующими личность
возможностями. Анализ научно-методической литературы, периодической печати, практики функционирования различных педагогических комплексов, ориентированных, например, на профессиональную подготовку учителя, позволяет выделить ряд таких возможностей, которые были описаны в наших предыдущих публикациях [9-11 и др.].
особенно актуальным вышеизложенное является для практики высшего профессионального образования. Поэтому важны моделирование процесса создания и функционирования вузовских комплексов, организация экспериментальной проверки моделей разных комплексов. Такие поиски были предприняты по инициативе Минобрнауки РФ с начала 2000-х гг., когда в Федеральной программе развития образования было выделено направление «Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов и исследовательских университетов, включая разработку сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня» (приказ минобразования России от 15 февраля 2001 г. № 515), в развитие чего было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 676 «Об университетских комплексах». Утвержденное положение предусматривало различные типы интеграции образовательных организаций в комплексы - через создание комплекса как единого юридического лица, как объединение в образовательные округа, как добровольные ассоциации самостоятельных юридических лиц и др.
в число участников эксперимента по реализации модели университетского комплекса вошел, например, волгоградский государственный социально-педагогический университет (ВГСПУ), который в своей опытно-экспериментальной работе с 80-х гг. XX в. апробировал модель университетского педагогического комплекса в виде ассоциации юридических лиц.
Особенностями этого опыта является то, что как региональная система непрерывного педагогического образования он реализует все последовательные фазы становления учителя: от профильного допрофессионального обучения в школах и гимназиях педагогического профиля (через деятельность волгоградского мужского педагогического лицея, классы педагогического профиля в городах и сельских районах), профессионально-педагогического образования в педагогических колледжах области до высшего педагогического образования в университете (бакалавриат, специалитет,
магистратура, аспирантура ВГСПУ) и последипломного дополнительного педагогического образования (Волгоградская государственная академия последипломного образования, Институт дополнительного образования ВГСПу). Согласование (сопряжение) учебных планов различных ступеней и уровней (колледжа и университета) осуществлено не только по традиционным для колледжей специальностям и профилям (учитель начальных классов, труд, дошкольное воспитание, физкультура), но и по ряду других - по подготовке учителя русского языка и литературы, иностранных языков, математики, что позволяет оптимизировать профессиональную подготовку специалистов по более широкому спектру специальностей. В данном опыте комплекс представляет собой способ интеграции образовательных учреждений, программ их научной и научно-методической деятельности, интеллектуальных потенциалов, информационных и материальных ресурсов входящих в него образовательных структур различных уровней, сопряжения реализуемых в них образовательных программ. Благодаря этому создана система с качественно новыми возможностями подготовки специалистов, обеспечивающая непрерывное многоуровневое образование, вариативные образовательные маршруты, эффективное внедрение результатов коллективные научных исследований в практику и воспроизводство научно-педагогических кадров на основе интегрированных целевых программ развития, создание комфортной среды для профессиональной социализации будущих учителей, подготовки их к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования. Главным условием эффективной реализации этих возможностей выступает достижение единства в концептуально-теоретических взглядах педагогических коллективов, входящих в состав комплекса, на цели, особенности содержания и технологий профессиональной подготовки специалиста, которые в волгоградском опыте УНПК основывается на принципах целостности, личностно-развивающей направленности, технологичности педагогического образования, ориентации на лучшие мировые образцы педагогической деятельности [9-11].
Важными новациями функционирования университетского комплекса в последние годы стало его активное многоаспектное сотрудничество с системами образования муниципалитетов Волгоградской области, в рамках которого успешно решаются задачи ориентации молодежи на педагогическую про-
фессию (через различные формы профориен-тационной работы, организацию сети муниципальных профильных педагогических классов, предметно-педагогические и социокультурные конкурсы и олимпиады и т. д.), организации целевого приема и целевого обучения в соответствии с запросами регионального рынка педагогического труда, повышения в различных современных формах квалификации педагогов региона и их переподготовки и др. Такого рода опыт деятельности университетского комплекса непрерывного педагогического образования представляется весьма эффективным.
Последний из перечисленных нами выше уровней интеграционных процессов в российском образовании - интеграция отечественного образования в единое мировое образовательное пространство. он получил активное развитие с 2003 г. в ходе широкого общественного обсуждения проблем совершенствования российской системы высшего образования. Последняя активно сравнивалась с системами профессионального (прежде всего, университетского) образования других стран. Это необходимо для обеспечения большей привлекательности, доступности и конкурентоспособности российского высшего образования, более глубокого осознания и прогнозирования проблем образования, которые могут возникнуть в российской системе образования, путей их разрешения в ходе ее включения в процессы интернационализации образования и рынков квалифицированного труда. особое внимание в это время обращалось на проблемы присоединения России к Болонской декларации 1999 г. «Зона европейского высшего образования».
к этому времени в стране уже сформировались предпосылки для присоединения системы высшего профессионального образования РФ к Болонскому процессу [8]. Так, действующее законодательство предусматривало, а на практике во многих вузах в опытно-экспериментальном режиме начала все активнее реализовываться многоуровневая структура подготовки кадров. В этот же период расширяется практика организации образовательного процесса на основе использования в качестве единицы измерения трудоемкости освоения образовательных программ и их составных частей так называемых зачетных единиц. Во многих вузах создаются или совершенствуются с учетом необходимости обеспечения открытости образования и ее соответствия лучшим мировым образцам внутривузовские системы управления качеством образования.
Все страны, присоединяющиеся к Болон-скому процессу на добровольной основе, должны принять на себя определенные обязательства. Подписание Российской Федерацией документов Болонского процесса в 2003 г. возложило и на нашу страну обязательства воплощать в дальнейшем в жизнь, в том числе в сжатые сроки, его принципы. Основные направления и мероприятия реформ, последовательно реализуемые практически во всех образовательных организациях, в том числе вузах РФ по настоящее время, и имеющие целью активную интеграцию российского образования в единое мировое образовательное пространство, предполагают следующее:
• для эффективной подготовки учащихся к обучению в вузе в старшей школе внедряется профильное обучение;
• разрабатываются, совершенствуются и внедряются новые базисные учебные планы и стандарты, учитывающие особенности профильной школы;
• система высшего образования РФ строится в соответствии с документами Болонско-го процесса (модульным построением образовательных программ, системой перезачета освоенных в рамках новых образовательных технологий их составных частей, модулей, использованием «кредитной» системы определения объемов усвоенного содержания и т. д.);
• активно развивается система дистанционного образования (в том числе заочного обучения, сетевого взаимодействия образовательных организаций и онлайн-обучения с использованием возможностей Интернета и др.);
• расширяется практика оформления и выдачи единого, отвечающего международным стандартам приложения к диплому;
• в системе профессионального образования создаются учебные заведения «смешанного типа» - университеты, реализующие программы среднего и высшего профессионального образования;
• внедрение единого государственного экзамена как основного критерия для поступления в вуз, совершенствование этой практики на основе анализа ее эффективности.
Этими главными направлениями интеграции образовательной системы РФ в мировое образовательное пространство определяются векторы ее изменений на ближнюю и отдаленную перспективу. А цели, которые должны быть достигнуты в данном направлении, определены в национальном проекте «Образование» [7]:
• обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхож-
дение РФ к 2024 г. по качеству общего образования в десятку ведущих стран мира;
• вхождение к 2024 г. не менее 5 российских университетов в топ-100 лучших университетов мира;
• увеличение в этот же период не менее чем вдвое числа граждан других государств, обучающихся в вузах РФ;
• реализация исчерпывающих мер для их трудоустройства в РФ;
• создание к 2024 г. не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, которые действуют в реальном секторе экономики.
Бурное внедрение цифровых технологий во все сферы и отрасли жизнедеятельности человека, общества, производства, информатизация образования открывают новые перспективы реализации интеграционных тенденций в развитии современного российского образования. Существенным образом меняется характер отношений всех участников образовательного процесса, функции педагогической деятельности, образовательные технологии, способы и средства оценки качества образования, управления им. Повышаются возможности интегрирования содержания образования, конструирования в единстве его предметности и межпредметности [2], что положительно влияет на целостность и практикопримени-мость научной картины мира, которой овладевают обучающиеся. Ведь реализация межпредметных связей в традиционном обучении, о чем говорилось выше, на протяжении всего времени их использования в образовательном процессе, вызывала у педагогов значительные, вполне объяснимые затруднения.
Решение этой дидактической задачи более успешно осуществляется благодаря возможностям современных цифровых технологий. Основной формой организации содержания образования начинают выступать цифровые интегративные образовательные модули как «электронные организационно-методические блоки учебных программ, включающие в себя тематически определенное и методически организованное предметное содержание образования, а также соответствующую ему систему межпредметных связей... раскрывающую изучаемую тему средствами других учебных предметов, практик, видов деятельности» [Там же, с. 127].
Все активнее реализуются в российском образовании иные, интегрирующие сферу об-
разования в единое образовательное пространство достоинства цифровизации образования: сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса и образовательных организаций; развитие практики онлайн-обучения, расширяющей возможности личности в построении индивидуальных образовательных маршрутов, приобщения к лучшим образцам обучающей деятельности; создание и использование в образовательном процессе различных платформ онлайн-обучения; доступ к международным и отечественным информационным базам и др.
Показатели такого рода образовательной деятельности сегодня введены в систему оценивания эффективности деятельности российских образовательных организаций различных уровней: для оценивания условий общего образования; для лицензирования, аккредитации, мониторинга деятельности и формирования рейтингов организаций среднего и высшего профессионального образования, организаций дополнительного и последипломного образования, что стимулирует усилия образовательных организаций по внедрению новых образовательных технологий в реальный образовательный процесс.
Цифровизация образования создает дополнительные возможности для интеграции российского образования в мировое образовательное пространство. Ведь по оценкам специалистов, до 70% содержания общего образования и почти столько же в системе профессионального образования (конечно, по сходным профилям) в разных странах совпадают или очень близки. другая причина - сходство современных цифровых технологий образования, сближение модульно-интегративной методологии и практики построения образовательных программ общего и профессионального образования, а следовательно - увеличивающиеся возможности сопоставления их содержания, уровней и результатов усвоения. как следствие, это создает условия для анализа и использования лучшего мирового опыта образовательной деятельности, в том числе презентации лучших отечественных образовательных практик, с последующим расширением экспорта российского образования - задачи, поставленной национальным проектом «Образование» [7], важнейшего фактора повышения статуса и авторитета России в мировом пространстве.
Таковы, на наш взгляд, состояние и перспективы дальнейшей интеграции как тенденции развития российского отечественного образования.
Список литературы
1. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д., 2000.
2. Данилюк А.Я., Факторович А.А. Цифровое общее образование. М.: Изд-во «Авторская мастерская», 2019.
3. Зверев И.Д., Максимова В.П. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981.
4. Наумов C.B. Регионализация образования и стратегии управления его развитием [Электронный ресурс] // Интеграция образования. 2004. № 4(37). URL: https://cyberlemnka.ra/article/n/regionalizatsi ya-obrazovaniya-i-strategii-upravleniya-ego-razvitiem (дата обращения: 23.06.2019).
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Рос. Федерации от 4 февр. 2010 г. № Пр-271 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/6744437/ (дата обращения: 21.06.2019).
6. Непрерывное образование: методология, технологии, управление: кол. моногр. / под ред. Н.А. Лобанова, Л.Г. Титовой, B.B. Юдина. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018.
7. о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. URL: https://www.prlib.ru/item/1155783 (дата обращения: 23.06.2019).
8. Россия и Болонский процесс [Электронный ресурс]. URL: http://mirznanii.com/a/180846/rossiya-i-bolonskiy-protsess (дата обращения: 20.06.2019).
9. Сергеев Н.К. Университетское педагогическое образование в современных условиях // Педагогика. 2012. № 10. С. 47-56.
10. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): моногр. СПб. - Волгоград: Перемена, 1997.
11. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: моногр. М.: Логос, 2013.
12. Современное понимание проблем интеграции в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/method_article/1092 (дата обращения: 20.06.2019).
* * *
1. Danilyuk A.Ya. Teoriya integracii obrazova-niya. Rostov n/D., 2000.
2. Danilyuk A.Ya., Faktorovich A.A. Cifrovoe obshchee obrazovanie. M.: Izd-vo «Avtorskaya masterskaya», 2019.
3. Zverev I.D., Maksimova V.P. Mezhpredmetnye svyazi v sovremennoj shkole. M.: Pedagogika, 1981.
4. Naumov S.V. Regionalizaciya obrazovaniya i strategii upravleniya ego razvitiem [Elektronnyj resurs] // Integraciya obrazovaniya. 2004. № 4(37).
известия вгпу
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsi ya-obrazovaniya-i-strategii-upravleniya-ego-razvitiem (data obrashcheniya: 23.06.2019).
5. Nacional'naya obrazovatel'naya iniciativa «Na-sha novaya shkola»: utv. Prezidentom Ros. Federacii ot 4 fevr. 2010 g. № Pr-271 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/6744437/ (data obrashcheniya: 21.06.2019).
6. Nepreryvnoe obrazovanie: metodologiya, tekh-nologii, upravlenie: kol. monogr. / pod red. N.A. Lo-banova, L.G. Titovoj, V.V. Yudina. Yaroslavl': RIO YAGPU, 2018.
7. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.prlib. ru/item/1155783 (data obrashcheniya: 23.06.2019).
8. Rossiya i Bolonskij process [Elektronnyj resurs]. URL: http://mirznanii.com/a/180846/rossiya-i-bolonskiy-protsess (data obrashcheniya: 20.06.2019).
9. Sergeev N.K. Universitetskoe pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennyh usloviyah // Pedagogika. 2012. № 10. S. 47-56.
10. Sergeev N.K. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: koncepciya i tekhnologii uchebno-na-uchno-pedagogicheskih kompleksov (Voprosy teorii): monogr. SPb. - Volgograd: Peremena, 1997.
11. Sergeev N.K., Serikov V.V. Pedagogicheskaya deyatel'nost' i pedagogicheskoe obrazovanie v inno-vacionnom obshchestve: monogr. M.: Logos, 2013.
12. Sovremennoe ponimanie problem integra-cii v obrazovanii [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.ug.ru/method_article/1092 (data obrashcheniya: 20.06.2019).
Integration trends in modern Russian education
The article reveals the essence, present-day situation of education and prospects of implementing the principle of integration as a modern development trend of Russian education in the context of the ideas of lifelong education. The author considers the main characteristics of the concept of 'integration' in education. The directions and forms of its manifestation in modern Russian professional education, as well as the prospects for its further development in the light of the priorities of the national project "Education", are described.
Key words: continuous pedagogical education, integration, education system, pedagogical complex, personal orientation of education, digitalization of education.
(Статья поступила в редакцию 01.08.2019)
с.и. берил, л.и. васильева
(тирасполь)
преемственность и сопряженность программ среднего и высшего педагогического образования в структуре непрерывного образования в пгу им. т.г. шевченко в контексте деятельности учебно-научного комплекса «педагогическое образование»*
Обсуждается система непрерывного педагогического образования в Приднестровье, реализующая подготовку педагогов поэтапно, на принципах преемственности и последовательности в рамках деятельности учебно-научного комплекса «Педагогическое образова-
Ключевые слова: непрерывное образование, взаимодействие СПО и ВПО, преемственность, сопряженность программ, сокращенная (ускоренная) форма подготовки педагогов.
В основе подготовки педагогов в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко (ПГУ) в качестве важнейших методологических принципов лежат положения о непрерывности становления и развития личности и профессионального мастерства специалиста, а также гуманитаризации педагогического образования.
непрерывность реализуется в процессе сетевого взаимодействия профессионального образования, а именно взаимодействия среднего и высшего профессионального образования и включения работодателя в учебный процесс. Результатом такого взаимодействия является деятельность в университете учебно-научного комплекса «Педагогическое образование» как единого интеграционного образовательного пространства «колледж - вуз». Комплекс (УНК «ПО») был создан в 2003 г. на базе факультета педагогики и психологии (ФПП)
* Статья публикуется в рамках 1-го международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
О Берил С.и., Васильева Л.И., 2019