ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИНТЕГРАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ваганова Наталья Октревна
Канд. пед. наук, заместитель директора по учебной работе Новосибирского техникума железнодорожного транспорта, г. Новосибирск
АННОТАЦИЯ
Цель работы: выявление закономерностей внедрения интеграции в российское образование на основе анализа законодательной базы.
Методы: сбор информации; анализ отечественных нормативно-законодательных документов; сравнение, сопоставление.
Результаты: установлен хронологический порядок принятия федеральных законов о развитии образования, интеграции образования и науки; конкретизировано значение интеграции в объединении образовательных, научных организаций и производства.
Выводы: вопрос интеграции в образовании не во всех документах конкретизирован, содержание понятия «интеграция», его виды в законодательно-нормативных документах раскрываются недостаточно.
ABSTRACT
Objective: to identify patterns of implementation of integration of Russian education on the basis of the analysis of the legislative framework.
Methods: information gathering; analysis of Russian normative legal documents; comparison of, comparison.
Results: installed the chronological order of adoption of Federal laws on the development of education, integration of education and science; the specified value of the integration in the Association of educational, scientific organizations and production.
Conclusions: the issue of integration in education has no concreteness, the concept of "integration" and its views in legislative and regulatory documents disclosed is not enough.
Ключевые слова: интеграция, федеральный закон, модернизация образования, кадровый потенциал.
Keywords: integration, Federal law, modernization of education, human resources.
Интеграция в образовании обусловлена внедрением инноваций в производственно-экономические процессы государства и высокими требованиями к кадровым структурам организаций, стремящихся к эффективному развитию и успешной адаптации в открытом мировом пространстве. [4].
Законодательные акты, нормативные документы РФ по вопросам развития государства устанавливают приоритет, стратегию и основные направления развития интеграции в образовании.
Одним из первых программных документов явилась «Доктрина развития российской науки» (Одобрена Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 884.), которая провозгласила принцип интеграции образования и науки одним из важнейших для развития образования.
Федеральный закон «О вузовском и послевузовском профессиональном образовании» (22 августа 1996 года N 125-ФЗ.), принятый также в 1996 году, сохранил интеграцию системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования как принцип, но уже государственной политики.
В следующем документе (статья Федерального Закона «Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки» (редакция Федерального закона от 03.12.2011 № 385-Ф3) уточнены цели и формы интеграции, конкретизирующие роль интеграции в подготовке кадрового потенциала, необходимого для развития научных исследований и системы образования.
1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обе-
спечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования.
2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе:
1) проведения ... научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов;
2) привлечения .работников научных организаций и . высших учебных заведений на договорной основе;
3) осуществления . совместных научно-образовательных проектов, .исследований и . разработок, а также иных совместных мероприятий;
5) создания .лабораторий;
6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр.
Важно отметить, что в Федеральном Законе «Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки» впервые были перечислены возможности для проведения структурной интеграции и установления взаимодействия между субъектами объединения, что было затем реализовано Постановлением Правительства РФ «Об университетских комплексах». (2001г.)
В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» (№ 127-ФЗ от 23.08.1996 г.) в статье 11 «Основные цели и принципы государственной научно-технической политики» были уточнены пути интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности: образование учебно-научных комплексов для взаимодействия работников образовательной организации с представителями научных организаций, государственных структур и производства. Важно, что данным Законом в объ-
единение образовательных и научных организаций включены представители производства. [1].
Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 г.» так же, как и следующая Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования в России на 2002 - 2006 г.» подтвердила важную роль интеграции в приведение в соответствие научно-технического и кадрового потенциала страны требованиям рынка труда. (См. Федеральный Закон «Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки.)
В основополагающем государственном документе, устанавливающем приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва) интеграция упоминается в нескольких частях Доктрины.
В начале отмечена одна из стратегических целей образования - кадровое обеспечение рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью (подтверждает назначение интеграции в Федеральных целевых программах «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 г.»; Интеграция науки и высшего образования в России на 2002 - 2006 г.»).
Далее в Доктрине в перечне задач государства в сфере образования - интеграция образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством; и впервые на законодательном уровне - интеграция российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций.
В данном документе появляется на законодательном уровне понятие «социальное партнерство», расширяется спектр нововведений, среди которых - необходимость создания образовательных учреждений различных типов и видов, что означает движение в направлении структурной интеграции.
В 2006г. была утверждена «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.», в которой содействие интеграции науки и образования является одним из основных мероприятий для достижения цели обеспечения технологической модернизации экономики и повышение ее конкурентоспособности.
Несмотря на фактическое объединение образовательных и иных организаций и создание комплексов с целью реализации ранее принятых документов, в Приложении 6 к указанной Стратегии отмечено, что в сегодняшних условиях в России формы интеграции научных организаций не соответствуют потребностям современной рыночной экономики...
В связи с этим меры государственной поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования должны быть сосредоточены на институциональном развитии научно-образовательных структур, в том числе создании сети научно-образовательных объединений. [3].
Таким образом, законодательно были определены субъекты процессов интеграции, которыми преимущественно стали образовательные и научные организации.
Федеральные Законы: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам деятельности федеральных университетов» (№ 18-ФЗ от 10.02.2009 г.); № 260-ФЗ от 10.11.2009 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» обозначили существование университетов, которые способны решить задачу интеграции образования, науки и производства. Одним из признаков федерального университета явилась интеграция в мировую образовательную систему, провозглашенная в ранее принятых документах.
Эффективная интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности как ожидаемый результат реализации Государственной программы отражена в распоряжении Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 2333-р., утвердившем государственную программу Российской Федерации «Развитие науки и технологий».
В разделе 2.1 Приоритеты Государственной политики в сфере реализации Государственной программы упоминается «интеграция образовательной и научной деятельности, . интеграция вузовского и академического секторов науки»; а также «интеграция национальной науки в мировые процессы научно-технологического развития».
Документом перспективного развития является утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития на 2016-2000 годы».
Программа ставит глобальные цели модернизации: стимулирование взаимодействия организаций науки и профессионального образования; интеграция требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов; создание единой информационной системы образования; интеграция результатов государственной и общественной оценки качества деятельности образовательных организаций.
В итоге, интеграция вопросов образования, науки и производства должна способствовать решению задач, обеспечивающих успех намеченных преобразований:
- установить соответствие рынка труда содержанию и результатам процесса подготовки специалистов, что будет способствовать социально-экономическому развитию государства;
- войти в мировую экономическую и социальную систему;
-повысить конкурентоспособности государства с помощью интеграции образования, науки и производства.
Однако, по мнению авторов, вопрос интеграции в образовании не имеет конкретности, содержание понятия «интеграция», его виды в законодательно-нормативных документах не раскрываются:
- интеграция в законодательно-нормативных документах трактуется широко как «объединение каких-либо объектов» (среднего профессионального и организаций высшего образования, высшего и послевузовского образования и др., объединение видов деятельности, содержания образования и т.д.);
- конкретизируется только управленческий механизм интеграции как механизм объединения каких-либо объектов;
- определяются только конечные результаты интеграции как появление нового объекта.
- не раскрывается содержание интеграции как понятия, не конкретизируются виды интеграции, а также не упоминается педагогическая интеграция несмотря на то, что речь идет об образовании в интеграции. [2].
-содержание документов, определяющих направления развития образования, объединяет требование интеграции - интеграция образования и производства, т.е. объединение усилий в планировании и осуществлении процесса подготовки специалистов.
Предлагаем направления дальнейшего развития интеграции.
1. Расширение сети научно-образовательно-производственных объединений.
2. Формирование инфраструктуры, способствующей возникновению и проведению интеграционных процессов.
3. Объединение ресурсов субъектов объединений.
Курс на поддержку интеграции является реальным шансом для российского государства преодолеть многолетнюю стагнацию отечественной науки и образования и добиться того, что так необходимо для их развития, - взаимопонимания и сотрудничества. [3].
Список литературы:
1.Ваганова Н.О. Сетевое взаимодействие образовательной организации с производством// Образование и общество. -2015.- № 3.
2.Ваганова Н.О., Силкина Н.В. Педагогическая интеграция в условиях университетского комплекса //Мир науки, культуры, образования.- 2015. -№ 6 (55). -С.15-17.
3.Гохберг Л.М., Китова Г.В., Кузнецова Т.А. Стратегия интеграционных процессов в сфере образования и науки// Экономика образования. 2009.№1.С. 67-78.
4. Лопаткин В.М. Преодоление кризиса образовательных систем на пути интеграции// Вестник ТГПУ 2004. Выпуск 6 ( №). С. 135-140.
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Глухова Ольга Юрьевна
Канд. пед наук, доцент кафедры фундаментальной математики, г. Кемерово
АННОТАЦИЯ
Формирование системы лабораторных и практических занятий на основе активизации учебной деятельности позволяет включить обучающихся в процесс учения. Метод проектов в игровых методах дает положительный результат.
ABSTRACT
Forming of the system of laboratory and practical employments on the basis of activation of educational activity allows to plug student in the process of studies. The method of projects in playing methods gives a positive result.
Ключевые слова: активные методы обучения, система занятий.
Keywords: active methods of educating, system of employments.
Профессиональный стандарт педагога ставит перед учреждениями высшего образования новые проблемы. Подготовка учителя математики является одной из ключевых проблем. В Кемеровской области уже сегодня остро не хватает учителей математики и информатики. Подготовку учителя с двумя профилями Математика и информатика Кемеровский государственный университет начал реализовывать в 2015 году. В рамках подготовки специалистов математиков, бакалавров по направлению 02.03.01 Математика и компьютерные науки велась подготовка учителей по дополнительной квалификации «Преподаватель математики и информатики». Выпускники, получившие диплом дополнительной квалификации «Преподаватель» не могут, в полной мере, обеспечить потребности региона в учителях математики и информатики.
Подготовка учителя ставит перед высшей школой решения многих задач одна из них - готовность учителя вести занятия на высоком уровне активности обучающихся.
Активность личности предполагает сознательное планирование обучающимся результатов, направленных на достижение цели. На этапе профессиональной подготовки цель выполняет две главные функции - побудительную (к началу и продолжению деятельности) и направляющую, регулирующую.
Цели и задачи профессиональной деятельности будущего выпускника позволяют активизировать учебную и познавательную деятельность. Активизация учебной деятельности - это эффективное усвоение знаний; предполагает такую организацию познавательной деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных действий каждого обучаемого [1, с.73].
Психолого - дидактические условия, составляющие основу активизации учебной деятельности в профессиональной подготовке студентов, следующие: обеспечение единства задач процесса обучения; дидактически оправданное использование принципов обучения; создание атмосферы интенсификации и эмоциональности в обучении; использование различных приемов, методов, средств обучения; ориентация студентов на систематическую, самостоятельную работу; стимулирование студентов для проявления ими творческой активности.
Сочетание компетентностного подхода и психолого-дидактических принципов в обучении дают возможность активизировать учебную и познавательную деятельность студентов. Обучение строится на основе: преемственности различных систем (школа - вуз - профессиональная деятельность); преодоления стереотипов учения; реализации принципа активности в учении; совершенствования учеб-