полнительность в учебном процессе, то это будет способствовать в целом улучшению показателей учебной деятельности и повышению учебной мотивации.
Очень важно учитывать постоянную потребность подростков в деятельности. Опираясь на эту потребность, можно из замкнутого, пассивного подростка вырастить активного, деятельного, увлеченного интересным делом человека [3].
Библиографические ссылки
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера пси-
хологии» - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
2. Денискина И.М. Школьное ученическое научное общество - Ленинград, 1971.
3. Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1991. - 126 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ
к»
И БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В КАЗАХСТАНЕ
Ташмухамбетова Женета Халиловна.,
к.х.н., доцент,
Оспанова Алья Капановна,
д.х.н., профессор,
Аубакиров Ермек Айтказынович,
д.х.н., профессор
Казахский национальный университет им. аль-Фараби, г.Алматы
АННОТАЦИЯ
Одной из актуальных задач вузовской подготовки в Казахстане является интеграция образования, науки и бизнеса. Специалисты, прежде всего, должны быть подготовлены к решению практических профессиональных задач. Именно образование рассматривается как ключевое звено влияния на процесс интеграции на государственном уровне. Поэтому центральным звеном интеграционных процессов в сфере науки, образования и производства должны выступать университеты.
ABSTRACT
One of the actual tasks of high school preparation in KazakMan is the integration of education, science and business. Speciales have to be prepared for the solution of practical professional problems. Only education is seen as a key element of influencing to the integration process at the Sate level. Therefore, as central to the integration processes in the sphere of science, education and indu^ry should act universities.
Ключевые слова: интеграция, наука, образование, производство, бизнес, компетенции
Keywords:integration, science, education, production, business, competences.
Важнейшей составляющей образовательной политики Казахского национального университета им. аль-Фараби на сегодняшний день является создание оптимальных условий для интеграции науки, образования и производства. Бурное развитие науки и техники, быстрая смена одних технологий другими, рост инновационных процессов в сфере производства и бизнеса приводят к необходимости постоянного обновления знаний выпускников и систематического повышения качества их подготовки. Образование стало ведущим фактором прогресса человечества.
Процессы перестройки в образовательной подготовке происходят в контексте присоединения университетов Республики Казахстан к Болонскому процессу, политики государства по индустриально-инновационному развитию и стратегии КазНУ им. аль-Фараби по построению исследовательского университета.
Построение исследовательского университета ставит задачу подготовки специалистов, ориентированных на сферу практической деятельности, которые способны не только генерировать идеи, но и развивать их и внедрять в виде новых технологий в производство. В этой связи высшее вузовское и послевузовское образование требуют соответствующей
перестройки. Приоритетными в формировании компетент-ностной модели выпускников - будущих специалистов должны стать, как получение глубоких теоретических знаний, так и выработка практических умений и навыков в сфере профессиональной деятельности.
В этой связи одной из главных задач, стоящих перед университетом, является совершенствование практической подготовки выпускников, создание необходимой для выполнения научных исследований базы путем интеграции науки и бизнеса. Причем, выполнять поставленную задачу должны как структурные подразделения университета - кафедры, нацеленные на удовлетворение спроса в специалистах и осуществляющие широкие связи с потребителями и заказчиками образовательных услуг, так и сами работодатели -представители бизнес структур.
С одной стороны - ключевой фигурой процесса получения знаний должен быть преподаватель и от его готовности к организации обучения будет зависеть качество подготовки специалиста. С другой стороны - формирование практических умений и навыков в сфере трудовой деятельности в соответствии с запросами и задачами общества и государства должны обеспечивать организации - работодатели, а имен-
но, специалисты в определенных областях деятельности. Вместе они призваны обеспечить реализацию компетент-ностного подхода в подготовке будущих специалистов.
В настоящее время проблема установления тесной взаимосвязи с производственной сферой является одной из острых и актуальных. Это подчеркивается во многих нормативных документах, определяющих образовательную политику государства в данной сфере. Так, в Законе Республики Казахстан «Об образовании» кооперативное обучение рассматривается как одна из форм организации подготовки кадров, основанная на ответственности государства, работодателей и учебных заведений, рассматриваются вопросы социального партнерства в области профессионального образования, в которых определены основные направления взаимодействия работодателей в подготовке специалистов, организации профессиональных практик, трудоустройстве выпускников, привлечении работодателей к процессу обучения специалистов, оценке профессиональной подготовленности выпускников. Все эти законодательные документы в области профессионального образования моделируют задачи и в сфере вузовского образования, поскольку отражают необходимые направления деятельности для интеграции системы образования и науки с производством.
Преподаватель вуза, который практикует обучение в отрыве от производства и не опирается при передаче знаний обучаемым на современные технологии и научные внедрения, не может в полной мере обеспечить оптимальный уровень компетенций будущего специалиста. Поэтому с учетом быстро меняющегося научно-технического прогресса, данная форма обмена опытом должна быть постоянной и непрерывной, что может быть достигнуто посредством заключения соответствующих договоров с предприятиями работодателями.
Качество подготовки выпускников и их соответствие современным квалификационным требованиям зависит, как известно, от многих факторов: качества образовательной (учебной) программы; профессионализма кадрового и научного потенциалов, участвующих непосредственно в учебном процессе; уровня подготовки абитуриентов, далее студентов; материально-технической, экспериментальной оснащенности учебных аудиторий, лабораторий; учебно-методического обеспечения учебного процесса; качества образовательных технологий [1, с. 32; 2, с. 19; 3, с.13]. С учетом всех этих требований ППС химического факультета КазНУ им.аль-Фараби провела большую учебно-методическую деятельность по разработке компетенций для подготовки специалистов с учетом международного рынка труда. В частности, были внесены такие компетенции как:
- способность к своевременному восприятию, анализу и интерпретации научной информации в рамках не только учебного материала химических дисциплин, но и смежных с ней предметов, научных направлений, а также способность принимать решения или решать проблемы посредством выявления и обоснования аргументов, использования неординарных подходов и методов;
- демонстрировать индивидуальные, творческие, креативные способности, позволяющие адаптироваться в условиях научно-технических преобразований;
- способность выявлять наиболее актуальные теоретические и прикладные задачи и проблемы химической отрасли, осуществлять сбор, критический анализ и интерпретацию новой информации для выработки обобщений и выводов с
учетом социальных, этических, научных и экологических факторов;
- демонстрировать знание путей коммерциализации научных результатов, нахождение наиболее актуальных, экономически выгодных химических процессов и инновационных технологий;
- готовность использовать современные знания в области теоретической химии для решения прикладных и инновационных задач в научно-исследовательской деятельности, для решения различных проблем химической отрасли, мониторинга экологии окружающей среды, а также для адаптации к новым технологическим условиям и требованиям, заинтересованность в коммерциализации научных разработок и предпринимательской деятельности;
- способность к генерированию и реализации новых идей и инноваций, актуальных для создания экономически и экологически эффективных разработок в области химии.
Это неполный перечень квалификационных требований подготовки специалистов в области химии и химической технологии, но уже по их содержанию можно видеть, что они являются основой для интеграции образования, науки и производства.
Приоритетным направлением в этой области также становится совершенствование методик организации выполнения различных видов заданий, решение которых нацелено на приобретение обучаемыми глубоких знаний и выработку умений и навыков в изучаемой предметной области. Ситуация требует от преподавателя более глубокого и тщательного подхода к формированию заданий по самостоятельным видам работы, которые должны быть тесно взаимосвязаны с теоретическими и практическими знаниями, входящими в содержание обучения по предмету. Также они должны быть достаточно сложными для решения студентами, а результаты порой неожиданными даже для преподавателя. Именно такой подход к формированию самостоятельных заданий опирается на инновационную методику, основанную на выработке навыков к самообразованию и потребности в поиске новых и интересных решений. Немаловажную роль в этом вопросе призвано сыграть привлечение к процессу обучения специалистов - работников предприятий и производств, способных поделиться реальным опытом работы в соответствующих направлениях специальности и специализаций, а также дать критическую оценку образовательной подготовки по этим направлениям специальности и специализации.
При формировании заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход с учетом уровня подготовленности обучаемых. Задания должны отличаться по степени сложности и не исключать возможность быть решенными, хотя бы частично. Должны быть строго выдержаны нормативы загруженности студентов видами самостоятельной работы, учтены возможности свободного доступа их к источникам получения информации в короткие временные сроки. Данный подход может быть в полной мере реализован путем применения таких активных методов, как деловые игры, методы проектов, решение ситуационных задач, составление и решение студентами различных видов задач, а также тестовых заданий по рассматриваемым темам. Перечисленные виды организации выполнения студентами самостоятельной работы наиболее полно отвечают требованиям к формированию заданий и призваны способствовать выработке необходимой мотивации к их решению.
Реализация на практике метода групповых проектов, рассчитанных на малочисленные группы студентов, позволит стимулировать интерес студентов к обучению. Привлечение же специалистов из соответствующих отраслей к организации и проведению практических занятий даст возможность перенести отдельные виды обучения из виртуальной плоскости в реальную, что более важно при формировании компетенций будущего специалиста.
Выполнение группового проекта будет способствовать созданию атмосферы непринужденности, открытости обсуждения, диалоговой форме общения, где методом проб и ошибок студенты смогут ближе подойти к пониманию поставленной перед ними проблемной задачи, приобрести дополнительные теоретические знания, а также практические умения и навыки. Как показала практика, метод проектов оказался приемлемым для студентов-естественников, обучающихся по химическим специальностям. Несомненно, то, что метод группового проектирования, будучи, по сути, личностно-ориентированным, будет способствовать выработке коммуникативных навыков взаимодействия студентов в процессе обучения и выполнения различных видов творческих заданий. Метод проектов хорошо зарекомендовал себя как вид самостоятельной работы, рассчитанный на длительный период времени и реализуемый поэтапно в рамках текущего и итогового рубежного контроля знаний студентов. При кажущейся максимальной индивидуализации задач, включаемых в проект, метод позволит привлечь студентов к совместным творческим контактам, научит их спорить, выдвигать новые идеи, понимать и воспринимать те задачи, которые преподаватель ставит перед ними, планируя самостоятельное задание. В качестве итоговой формы контроля должны быть представлены готовые проекты, с соответствующими выводами и рекомендациями, озвученными разработчиками в форме защиты.
Метод позволит достаточно полно переложить теоретический материал на рельсы практического использования. Наиболее эффективные результаты будут получены, если в реализации обучения с использованием метода проектов примут участие представители сферы производства и бизнеса в качестве руководителей и экспертов.
Интересный эффект можно получить и при планировании в качестве самостоятельной и практической работы разработку тестовых заданий. Важным моментом является планирование заданий различной степени сложности и дифференцированный подход к их оцениванию. При контроле выполнения заданий каждый студент имеет возможность озвучить их и записать формульные, графические и схематические материалы у доски. Оценивается не только качество сформулированных студентами тестов, но и полнота ответов, обоснование ими достоверности, либо недостоверности ответов участников разбора тестовых заданий. Важно также осуществление возможности выработки при помощи тестов профессиональных практических умений и навыков. Несмотря на то, что тестовая форма контроля, по сути, не является наиболее приемлемой для выявления полноты знаний обучающихся, а также практических умений и навыков, использование ее для текущего контроля оправданно. Несомненно, данная форма организации самостоятельной работы полезна и способствует не только закреплению и углублению знаний, путем чтения, созерцания, повторения, запоминания, воспроизводства понятий, но и позволяет задействовать внутренние механизмы активизации обуча-
ющихся, создать необходимые мотивы к участию в обсуждении, вовлечь в дискуссию и направить на поиск верного решения проблемы. В этом смысле данная форма самостоятельного обучения имеет преимущества. По свидетельствам самих обучающихся наибольшее предпочтение отдается ими тестовой форме контроля по сравнению с написанием рефератов, эссе и других видов самостоятельных заданий.
Помимо того, что необходимо творчески подходить к разработке и формированию различных видов заданий, важно ужесточить систему оценивания результативности их выполнения. Важно не только содержание и качество, но и своевременность сдачи заданий для самостоятельного контроля знаний. Воспитательный характер организации самостоятельного обучения является на сегодня одним из важнейших рычагов обеспечения мобильности, творческой активности и соответственно качества процесса обучения в целом. Ужесточение дисциплины призвано мобилизовать все усилия студента и, прежде всего, стать мощной мотивацией к успешному обучению.
Наиболее значимым мотивом к саморазвитию и самообразованию призвано стать понимание сферы профессионального предназначения, овладение теоретическими знаниями и умение их практической реализации. Специалисты с дипломом бакалавра и магистра, прежде всего, должны быть подготовлены к решению практических профессиональных задач. В этом заключается основное отличие специалистов новой формации, внедряемой в сфере вузовского и послевузовского образования.
В настоящее время уделяется очень большое внимание статусу специалиста со степенями магистра и доктора философии по направлениям специальностей. Именно им будут отдаваться приоритеты в сфере профессиональной деятельности, так как на их плечи будут возложены задачи построения и реализации программ индустриально-инновационного развития. Им будут предоставлены привилегии преимущественного трудоустройства на конкурсной основе по сравнению со специалистами других формаций. Данные меры, действительно, позволят поднять престиж и предназначение таких ступеней образовательной подготовки, как магистратура и докторантура.
Для того чтобы повысить статус специалистов магистров, необходимо, прежде всего, ужесточить правила отбора претендентов на данные ступени обучения, а также ввести систему тестового отбора претендентов при их приеме на работу. Отсутствие порогового уровня для поступления на элитную ступень послевузовского образования расходится с принципами качественной подготовки специалистов, соответствующей мировым стандартам. В этой связи необходимо разработать жесткую систему проверки качества «новоиспеченных» специалистов магистров и докторов философии, подтверждающую их высокий статус и компетентность. Ни для кого не секрет, что многие выпускники с результатами своих диссертаций знакомы лишь поверхностно, не всегда усердствуют в процессе их выполнения.
Необходимо разработать систему аналогичную промежуточному государственному контролю знаний, принимать выпускников - специалистов на работу с испытательным сроком, с обязательной сдачей минимума знаний по специальности, разработанного конкурсной комиссией от организации-работодателя. Все это должно способствовать выявлению действительно компетентных, способных и отвечающих основным требованиям профессии специали-
стов. Повсеместно привлекать производственников к участию в итоговой аттестации выпускников вузов.
Одним из важных этапов подготовки специалистов должна стать правильная организация практической подготовки, обеспечение возможности прохождения производственной практики на предприятиях соответствующей отрасли, что призвано выработать необходимые умения и навыки профессиональной деятельности, наряду с приобретением глубоких теоретических знаний. Известно, что многие предприятия не берут студентов для прохождения производственных практик, однако эти вопросы должны решаться на государственном уровне, хотя бы внесением каких-то льгот для этих учреждений.
Ранее в рамках традиционного подхода управление образовательным процессом проводилось, по оценке конечного результата. На сегодняшний день надо совершенствовать механизм подготовки специалистов, и современные тенденции в области управления образовательным процессом должны
базироваться на создании комплексной системы управления качеством подготовки специалистов. И в этом отношении интеграция образования с наукой и производством - создание инновационного образования является фундаментальным условием достижения целей, направленных на получение современных компетентных специалистов.
Список литературы
1. Глущенко Л.Ф., Глущенко Н.А., Лебедев А.С. Основы интеграции науки, образования и производства // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 5 - С. 32-33.
2. Сулейменов Е.З., Васильева Н.В. Интеграция образования и науки. - Алматы: Национальный центр научно-технической информации РК, 2006. - 19 с.
3. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - С. 13.
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
Украинцева Ольга Викторовна,
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», аспирант, г.Шадринск
АННОТАЦИЯ
В данной статье описывается структурно-функциональная модель организации процесса успешности в обучении учащихся общеобразовательной организации на основе технологических карт, которая построена на синтезе системного и личностно-деятельностного подходов.
ABSTRACT
This article describes the Sructural and functional organization of the process model of success in teaching pupils of the Organization on the basis of technological cards, which is built on the synthesis of sy&em and Sudent-activity approaches.
Ключевые слова: Структурно-функциональная модель, успешность, технологическая карта, системный подход, педагогические условия.
Keywords:Structural-functional model, success, technological map, sy^em approach, pedagogical conditions.
В педагогических исследованиях по мере повышения теоретического уровня науки все большее применение получает метод построения модели (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский). Мы считаем, что процесс успешности учащихся в обучении на основе технологических карт будет целенаправленным, если будет создана модель, в которой нашли бы отражение не только характеристика данного процесса, но были бы раскрыты условия, средства, методы, обеспечивающие процесс его целереализации.
На наш взгляд, процесс построения модели успешности на основе технологических карт можно разделить на два этапа: создание качественной модели рассматриваемого объекта и построение его количественной модели. На первом этапе следует определить объект исследования, накопить достаточные знания о нем, обосновать необходимость применения метода построения модели, выбрать наиболее существенные переменные и постулаты. Результатом этого изучения должно быть построение идеализированной модели рассматриваемого явления или процесса. Большая сложность, взаимосвязанность, многофакторность, измен-
чивость педагогических объектов затрудняет построение моделей педагогических явлений [3].
Проанализировав типы моделей, мы пришли к выводу, что наиболее адекватной нашему исследованию, является структурно-функциональный тип модели. Под структурно-функциональной моделью мы будем понимать модель, которая имитирует внутреннюю структурную организацию оригинала.
Структурно наша модель включает в себя: субъект и объект; цель и задачи; этапы и формы организации моделируемого процесса; его содержание; описание деятельности педагогов; критерии и показатели функционирования модели, то есть результативность применения технологических карт как средства успешности в обучении.
Исходными для нашего исследования являются базисные положения общенаучного системного подхода, а также современ-ные аспекты личностно-деятельностного подходов.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте пред-полагает, как отмечает И.А. Зимняя, что в центре обучения находится сам обу-чающийся - его мо-