Научная статья на тему 'Интеграционные процессы и их влияние на регулирование цен в Республике Беларусь'

Интеграционные процессы и их влияние на регулирование цен в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Геврасёва Анна Павловна

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования цен в Республике Беларусь в условиях формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) и функционирования Таможенного союза, образованного Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Особое внимание уделяется вопросам государственного регулирования цен на социально-значимые товары, перечень которых постоянно корректируется. Цены на ряд ранее регулируемых государством товаров устанавливаются в соответствии с законами рынка. Изменение и порядок их пересмотра требуют поэтапного подхода и должны быть увязаны с бюджетом прожиточного минимума, уровнем доходов населения, средней заработной платой. Унификация ценового и антимонопольного регулирования потребует определенных временных затрат по гармонизации деятельности стран-участниц интеграционного объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION PROCESSES AND THEIR INFLUENCE ON PRICE REGULATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

In article features of price regulation in the Republic of Belarus in the formation of the Single economic space (SES) and the functioning of the Customs Union formed by the Republic of Belarus, the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Special attention is paid to issues of state regulation of prices for socially significant goods, the list of which is continually adjusted. The prices of a number of previously regulated by the state to socially significant goods are set in accordance with the laws of the market. Change and the procedure for their consideration should be phased approach and should be linked to the minimum subsistence level, income level of the population, the average wage. The unification of the price and Antimonopoly regulation will require certain time expenses for harmonization of the activities of the participating countries integration Association.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы и их влияние на регулирование цен в Республике Беларусь»

Обшие вопросы экономики и управления

45

УДК 339.924:332.135:338.53(476)

А. П. Геврасёва, кандидат экономических наук, доцент (УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»)

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования цен в Республике Беларусь в условиях формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) и функционирования Таможенного союза, образованного Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Особое внимание уделяется вопросам государственного регулирования цен на социально-значимые товары, перечень которых постоянно корректируется. Цены на ряд ранее регулируемых государством товаров устанавливаются в соответствии с законами рынка. Изменение и порядок их пересмотра требуют поэтапного подхода и должны быть увязаны с бюджетом прожиточного минимума, уровнем доходов населения, средней заработной платой. Унификация ценового и антимонопольного регулирования потребует определенных временных затрат по гармонизации деятельности стран-участниц интеграционного объединения.

In article features of price regulation in the Republic of Belarus in the formation of the Single economic space (SES) and the functioning of the Customs Union formed by the Republic of Belarus, the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Special attention is paid to issues of state regulation of prices for socially significant goods, the list of which is continually adjusted. The prices of a number of previously regulated by the state to socially significant goods are set in accordance with the laws of the market. Change and the procedure for their consideration should be phased approach and should be linked to the minimum subsistence level, income level of the population, the average wage. The unification of the price and Antimonopoly regulation will require certain time expenses for harmonization of the activities of the participating countries integration Association.

Введение. В условиях развития интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и Таможенного союза, образованного Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан, особое внимание отводится вопросам гармонизации нормативно-правовой базы по различным направлениям деятельности. Особую значимость приобретают вопросы унификации ценового и антимонопольного законодательства.

В октябре 2013 года главами стран-участниц интеграционного объединения был подписан модельный закон «О конкуренции», определивший единые подходы к основным положениям национального законодательства государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере конкурентной политики. Национальные нормы права Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан имеют существенные расхождения по критериям доминирующего положения, монопольно высоких и монопольно низких цен товаров; правам антимонопольных органов [1].

Основная часть. Государственное регулирование цен в сложившихся условиях должно отвечать целям обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической и социальной сферах, стимулирования развития национальной экономики.

Согласно статье 17 Соглашения о единых правилах и принципах конкуренции от 9 декабря 2010 года, регулирование может осуществляться по следующим позициям:

- природный газ, сжиженный газ для бытовых нужд, электрическая и тепловая энергия, водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28% (минимальная цена, этиловый спирт из пищевого сырья (минимальная цена), лекарственные препараты, топливо твердое, топливо печное и керосин для бытовых нужд, продукция ядерно-энергетического цикла, нефтепродукты;

- в качестве временной меры - на отдельные виды социально значимых товаров на срок более 90 дней в течение одного года;

- на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, - в исключительных случаях, к которым относятся в том числе чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, национальной безопасности, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции;

- в отношении услуг;

- в сфере государственных закупочных и товарных интервенций.

При этом будут использоваться методы и способы ценового регулирования, не сдержи-

вающие развитие конкуренции на отдельных сегментах потребительского рынка (установление предельных минимальных (максимальных) цен, определение порядка формирования цен, применение нормативов рентабельности).

Очевидно, что развитие торговых отношений, во-первых, снижает степень государственного регулирования цен; во-вторых, влечет за собой необходимость существенной корректировки перечня социально-значимых товаров; в-третьи, установление единого перечня продуктов первой необходимости для Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан приведет к росту цен на товары, исключенные из категории социально значимых.

Правовые основы регулирования цен на социально-значимые товары в Российской Федерации предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля

2010 года № 530, закрепляющим порядок, при котором предельные розничные цены на отдельные виды социально-значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством на срок не более 90 календарных дней вслучае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта или нескольких субъектов рост розничных цен на эти продовольственные товары составит 30% и более. В перечень таких товаров входят хлеб, чай, масло, мясо, молоко и ряд других позиций.

Вместе с тем постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля

2011 года № 65 предусматривает установление фиксированных цен на эти товары, что обусловливает возникновение диспаритета цен и влечет за собой негативные тенденции в обществе, проявляющиеся в распространении спекулятивных операций, особенно на приграничных территориях.

Исходя из того, что количество позиций социально-значимых товаров различны в странах-участницах интеграционного объединения, принципы правового регулирования имеют существенные отличия, представляется целесообразной практика планомерного перехода к новым условиям функционирования.

В Республике Беларусь предусмотрена поэтапная процедура перехода к единому перечню социально-значимых товаров в рамках Таможенного союза. Так, 1 ноября 2013 года в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 года № 495 «Об утверждении перечней товаров (ра-

бот, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», «отпущены» цены на некоторые виды мяса и его производные (фарш из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров; пельмени из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров замороженные; и др.); сыры из коровьего молока ферментные твердые и полутвердые со сроком созревания не более 40 дней и жирностью не выше 55 процентов (кроме выработанных с использованием пропионово-кислых бактерий и плесеней) и мягкие (без созревания, без вкусовых добавок и наполнителей); рыбу соленую (семейство сельдевых); кофе, чай; соль поваренную пищевую (кроме соли пищевой морской). Со стороны облисполкомов и Мингорис-полкома изменения произошли и в перечне товаров для детей; отменено регулирование цен на бананы, лимоны, апельсины, а также на чулочно-носочные изделия, мыло хозяйственное и синтетические моющие средства бытового назначения, предназначенные для стирки. Свободным становится ценообразование на услуги по ремонту обуви. В то же время вводится регулирование цен на услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом общего пользования в регулярном сообщении [2].

Следующие существенные изменения в перечне социально-значимых товаров произошли в январе 2014 года. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 года № 35 «Об утверждении перечней социально-значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», из перечня товаров, цены (тарифы) на которые регулирует Минэкономики, исключены сразу 11 позиций: субпродукты говяжьи, свиные и куриные; вареные колбасы, сосиски и сардельки; молоко коровье сливочное без наполнителей; масло подсолнечное и рапсовое; рыба свежая и свежемороженая (семейства карповых, треско-вых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых); сахар-песок белый без добавок весовой и расфасованный в потребительскую упаковку развесом 500 граммов и более; мука пшеничная; рис белый шлифованный, пшено, гречневая, манная, перловая, ячневая, овсяная крупа; хлопья овсяные без вкусовых и иных добавок; сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы. Из перечня исключены группы товаров для новорожденных и де-

Общие вопросы экономики и управления

47

тей ясельного возраста, а также другие товары для детей, включая различные средства гигиены. Постановлением предусмотрено, что при необходимости, исходя из складывающейся ценовой ситуации, Министерство экономики своим решением сможет ввести временное регулирование цен на эти товары на срок до 90 дней и один раз в год. В результате контроль за ценами в республике сохранится только на важнейшие товары первой необходимости [3].

Последующие изменения в перечне социально-значимых товаров произойдут в четвертом квартале 2014 года.

Основным критерием проводимой либерализации цен является создание конкурентной среды в рамках Единого таможенного пространства, которая свидетельствует о том, что уровень цен белорусских товаров должен приблизиться к российскому.

Согласно ежемесячному обзору потребительских цен на продовольственные товары, который представляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, в декабре 2013 года говядина в Брянске в переводе на белорусский рубль стоила 79 тыс. 650 руб. В то время как в на белорусских рынках уже в октябре 2013 года - 83 тыс. 100 руб.

Если же рассматривать цены на другие продукты, то, исходя из курса российского рубля, по состоянию на декабрь (291 бел. руб.) цена на молоко пастеризованное в России / Беларуси -11 тыс. 282 руб. / 5 тыс. 350 руб.; масло сливочное - 9 тыс. 29 руб. / 11 тыс. 200 руб.; сахар - 6 тыс. 693 руб. / 8 тыс. 400 руб.; куры бройлерные - 31 тыс. 131 руб. / 28 тыс. 600 руб., свинина - 62 тыс. 486 руб. / 45 тыс. 750 руб. [4].

Таким образом, цены по некоторым продуктам имеют существенные отличия (молоко, сахар), по другим - разница не значительна. Вместе с тем данные о состоянии бюджета прожиточного минимума в Российской Федерации и Республике Беларусь свидетельствуют о принципиальных различиях в их уровнях (табл. 1).

Таким образом, видна явная диспропорция между бюджетом прожиточного минимума двух стран. Бюджет прожиточного минимума в Российской Федерации по всем критериям почти в 2 раза превышает бюджет прожиточного минимума в Республике Беларусь, с учетом того, что цены на товары такой разницы не имеют. Положительной тенденцией в данном случае является то, что по ряду товаров спрос населения в значительной мере удовлетворяется за счет продукции отечественного производства. Например: яйца - 100%, сахар - 99,8%, сливочное масло - 99,7%, мясо - 99,7%, сыры - 96,3%, сигареты - 96,1%, овсяная крупа - 95,1%, картофель - 94,8%.

Таблица 1

Бюджет прожиточного минимума в Российской Федерации и Республике Беларусь по состоянию на февраль 2014 года

Показатель Российская Федерация Республика Беларусь (бел. руб.)

рос. руб. бел. руб.1

В среднем на душу населения 7429 2035 546 1128 070

Для трудоспособного населения 8014 2195 836 1265 340

Для пенсионеров 6097 1670 578 959 270

Для детей 7105 1 946 770 1245 4902

Соотношение темпов изменения денежных доходов населения, средней заработной платы и потребительских цен в Республике Беларусь за 2011-2013 годы представлено в табл. 2.

Таблица 2

Анализ соотношения темпов изменения денежных доходов населения, средней заработной платы и потребительских цен в Республике Беларусь за 2011-2013 годы

Показатель 2011 год 2012 год 2013 год

Индекс денежных доходов населения, в % к предыдущему году 99,0 122,0 136,6

Индекс средней заработной платы, в % к предыдущему году 101,9 121,5 139,8

Индекс потребительских цен, в % к предыдущему году 208,7 121,8 116,5

Соотношение индекса денежных доходов населения и потребительских цен 0,5 1,0 1,2

Соотношение индекса средней заработной платы и потребительских цен 0,5 0,9 1,2

По данным таблицы видно, что 2011 год характеризуется негативной тенденцией превышения роста цен над ростом денежных доходов населения, средней заработной платы - соотношение показателей составляет 0,5 и 0,5 соответственно. В 2012 году за счет повышения анализируемых показателей на 22% и 19,6% соотношение индекса денежных доходов населения и потребительских цен составило 1 и соотношение индекса средней заработной платы и потребительских цен - 0,9. Это свидетельствует

1 Официальный курс российского рубля (по состоянию на 26 февраля 2014 года) составил 274 бел. руб.

2 Данные приведены для детей в возрасте от 3 до 6 лет.

о повышении уровня жизни населения, о наметившейся тенденции роста денежных доходов населения и оплаты труда. В 2013 году темпы роста денежных доходов населения (136,6%) и средней заработной платы (139,8%) превышают темпы роста потребительских цен в 1,2 раза соответственно [5].

Заключение. Несмотря на многочисленные опасения со стороны потребителей, сегодня стоимость некоторых продуктов со «свободными» ценами либо немного выросла, либо осталась практически неизменной.

Таким образом, к 2015 году список социально - значимых товаров будет максимально гармонизирован в рамках ЕЭП. При этом унификацию перечня социально-значимых товаров необходимо увязывать с бюджетом прожиточного минимума, денежными доходами населения, средней заработной платой, поскольку происходящие изменения негативно отражаются на уровне и качестве жизни населения.

В отношении других сопредельных стран ценовая политика должна основываться на методах тарифного и нетарифного регулирования во внешней торговле, недопущении демпинговых цен на продукцию, аналоги которой производятся на территории Республики Беларусь, защите отечественного производителя.

Литература

1. Панина Е. В. Социально-экономические и законодательные аспекты развития Евразийско-

го экономического союза // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. № 12. С. 15-20.

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 № 495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров РБ // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.01.2014, 8/28255.

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 года № 35 «Об утверждении перечней социально-значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров РБ» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.01.2014, 5/38337.

4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа http://specagro.ru. Дата доступа: 09.01.2014.

5. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/. Дата доступа: 10.03.2014.

Поступила 20.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.