Научная статья на тему 'Экономическая стратегия Республики Беларусь: теоретические положения и практическая реализация'

Экономическая стратегия Республики Беларусь: теоретические положения и практическая реализация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая стратегия государства / стратегические ориентиры / предприятия / домашние хозяйства

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. С. Князькова

Рассматривается сущность экономической стратегии государства. Проанализировано экономическое положение и показана динамика основных показателей, характеризующих положение основных экономических агентов – предприятий и домашних хозяйств. В результате проведенного анализа сформулированы рекомендации по стабилизации экономического положения предприятий и домашних хозяйств Республики Беларусь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC STRATEGY OF THE REPUBLIC OF BELARUS: THEORETICAL CONCEPTS AND PRACTICAL REALIZATION

The essence of the state’s economic strategy is investigated. The economic situation and dynamics of basic indicators that characterize state of principal economic agents – enterprises and households – is analyzed. As a result of analyses executed the recommendations on stabilization of economic situation of Belorussian enterprises and households are suggested

Текст научной работы на тему «Экономическая стратегия Республики Беларусь: теоретические положения и практическая реализация»

2005

Доклады БГУИР

октябрь-декабрь

№ 4 (12)

УДК 005.21(476)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

В С. КНЯЗЬКОВА

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники П. Бровки, 6, Минск, 220013, Беларусь

Поступила в редакцию 10 июня 2005

Рассматривается сущность экономической стратегии государства. Проанализировано экономическое положение и показана динамика основных показателей, характеризующих положение основных экономических агентов - предприятий и домашних хозяйств. В результате проведенного анализа сформулированы рекомендации по стабилизации экономического положения предприятий и домашних хозяйств Республики Беларусь.

Ключевые слова: экономическая стратегия государства, стратегические ориентиры, предприятия, домашние хозяйства.

Введение

Сегодня без разработанной стратегии экономического поведения немыслима деятельность любого субъекта экономических отношений, предприятий и организаций всех форм собственности. Куда меньшее внимание в литературе уделяется вопросам разработки стратегии экономического поведения государства, хотя, на наш взгляд, это огромное упущение - ведь методология стратегического менеджмента с таким же успехом, с каким она используется на микроуровне, может быть использована и на макроуровне. Рекомендации о необходимости использования данной методологии на макроуровне дают и эксперты ООН. Так, на XII совещании экспертов, посвященном Программе ООН в области государственного управления и финансирования, было предложено разрабатывать стратегии комплексного долгосрочного планирования общественного развития с временным горизонтом до 50 лет с разбивкой на 5 - 10-летние циклы. "Эксперты предлагают делать акцент именно на долгосрочном планировании, мыслить категориями "крупных стратегий и больших начинаний" [1].

Применение методологии стратегического планирования, разработка стратегических планов и программ их реализации особенно актуально для стран с переходной экономикой, каковой является экономика Республики Беларусь. Дело в том, что количество альтернатив путей развития для этих стран гораздо выше, чем для стран, экономика которых стабильна и не требует коренных изменений. И в данном случае особенно важным является стратегическое целе-полагание и задача стратегии находить способы достижения поставленных целей. Кроме того, сегодня во всем мире скорость изменений во внешней среде увеличивается, нарастает динамизм процессов, происходящих в обществе. И только стратегическое управление способно обеспечить стабильное развитие в долгосрочной перспективе. Так, академик Российской академии наук, директор Института экономики Л. Абалкин считает, что для России, как для страны с переходным типом экономики, весьма важным является "изучить мировой опыт реформ, выбрать из него все лучшее ... Но краткосрочные программы и прогнозы не могут решить эту задачу. Разрабатывая план действий на два-три года, невозможно предвидеть конечные резуль-

79

таты вложения денег в образование, профессиональную подготовку, научное осмысление проблем. Они появятся позже, через четыре-пять, а то и десять лет. Поэтому выбор стратегии имеет принципиальное значение для определения будущего страны" [2].

Концептуальные основы экономической стратегии государства

Что же такое экономическая стратегия государства? Один из ведущих специалистов в области разработки стратегии государства Е.Н. Ведута считает, что "экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода" [3].

Конкретизацией стратегических целей государства в сфере экономики является экономическая тактика или политика. Она осуществляется по таким основным направлениям, как [4]:

- внешнеэкономическая политика (политика в сфере экспорта и импорта товаров, услуг и капитала);

- институциональная политика (организация институциональной структуры экономики);

- структурная политика (направлена на изменение макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, отраслевых структур экономики);

- социальная политика (политика в сфере социальных услуг, перераспределения доходов, поддержки определенной, наименее защищенной части населения);

- инвестиционная политика (направлена на определение необходимых объемов инвестиций и их источников);

- политика ценообразования (направлена на регулирование цен на потребительском рынке и цен производителей);

- финансовая политика (в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета);

- денежно-кредитная политика в области денежного обращения и кредита.

Для реализации экономической политики и достижения стратегических целей страны с развитой рыночной экономикой используют стратегическое планирование. Стратегическое планирование экономики позволяет государству: во-первых, получить представление о состоянии экономики и уровне решения социальных проблем на каждый конкретный момент времени; во-вторых, спроецировать на будущее существующие тенденции в развитии социально-экономических отношений; в-третьих, наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремиться соответствующие субъекты управления; в-четвертых, увязать поставленные цели с объемом и структурой всех видов ресурсов, требующихся для их достижения; в-пятых, обеспечить комплексное, координированное включение бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов в механизм достижения стратегических задач; в-шестых, дает возможность производственным организациям страны получить представление о конъюнктуре на внутреннем и мировых рынках и тенденциях на них [5].

Основные стратегические ориентиры Республики Беларусь

Основным стратегическим ориентиром для нашей страны является построение социально ориентированной рыночной экономики. Согласно Закона Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" № 157-3 от 5.05.1998 г. (принят Палатой представителей 9 апреля 1998 года, одобрен Советом Республики 17 апреля 1998 г.), в Беларуси разрабатывается комплекс стратегических программ государственного уровня управления, представляющий собой систему государственных прогнозов социально-экономического развития нашей страны, которая включает:

на долгосрочную перспективу — национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

на среднесрочную перспективу — программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;

на краткосрочный период — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Основные направления долгосрочного развития Республики Беларусь на 10 лет являются составной частью Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь. В основу разработки Национальной стратегии положены Концепция НСУР, утвержденная Национальной Комиссией по устойчивому развитию республики 13 сентября 1996 г. (протокол № 2), и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., одобренные Всебелорусским народным собранием, состоявшимся 19-20 октября 1996 г., и утвержденные Указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко № 464 от 14 ноября 1996 г.

Основной стратегической целью НСУР является "динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений" [7].

Для реализации стратегии разработаны основные направления работы в социальной сфере, в сфере экологии и экономики.

Как отмечает Президент Национальной академии наук Беларуси М.В. Мясникович, "главной целью экономической стратегии должно стать обеспечение устойчивого экономического роста" [8]. Для реализации поставленной перед экономикой цели необходимо проводить макроэкономическую политику, направленную на "обеспечение сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития, что позволит в конечном счете наиболее рационально использовать имеющиеся в стране ограниченные ресурсы, а также накапливать необходимые финансовые средства для решения экологических, социальных, региональных и инновационных программ. В связи с этим важнейшими задачами макроэкономической политики являются обеспечение соответствия между совокупным предложением и спросом, поддержание оптимального соотношения между потреблением и накоплением, уровнем жизни и внешним заимствованием, между ВВП, финансовыми и денежно-кредитными показателями" [9].

В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. № 445, обоснованы приоритеты и целевые показатели, конкретизированы стратегические цели и задачи, намеченные в Национальной стратегии устойчивого развития и Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. Согласно Основным направлениям, стратегическими целями социально-экономического развития являются оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств [10].

Основные направления содержат ряд мероприятий в области социальной политики (в частности, в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, физической культуры, спорта, туризма, образования и возрождения и развития национальной культуры), прогноз основных макропоказателей, вопросы бюджетно-налогового, денежно-кредитного и валютного, ценового и антимонопольного регулирования, характеристику научно-технического потенциала и инновационной деятельности, политику в области развития топливно-энергетического комплекса, производства потребительских товаров, развития агропромышленного комплекса, развития строительного комплекса, развития транспорта, развития отрасли "связь", торговли, общественного питания, платных услуг и внешнеэкономической деятельности.

В последнее время при упоминании об экономической стратегии Республики Беларусь говорят о необходимости создания системы экономической безопасности (в рамках национальной безопасности) Республики Беларусь. Экономическая безопасность определяется как "состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования (производите-

81

лями и потребителями), индивидами, государственными институтами как в рамках национальной экономики, так и в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации и защищенность жизненно важных экономических интересов от внешних и внутренних угроз через достижение сбалансированности интересов каждого из участников отношений в оптимальном соотношении с интересами других субъектов хозяйствования" [11].

"Под обеспечением экономической безопасности понимается процесс создания условий для стабильного, бескризисного развития государства в соответствии с целями и задачами развития и укрепления экономического суверенитета; устранения и предупреждения угроз, условий и других факторов, способных оказывать негативное, дестабилизирующее воздействие на развитие национальной экономики; устранения противоречий между интересами отдельных социальных групп, общества индивида" [12].

Для отслеживания процессов, происходящих в экономике страны с точки зрения ее экономической безопасности, был установлен ряд индикаторов и их предельно критических значений. Эти индикаторы (всего — 21) были определены в сфере экономических отношений (7 индикаторов), в социальной сфере (4 индикатора), в демографической ситуации (4 индикатора), в экологической сфере (1 индикатор), в девиантном поведении (4 индикатора), в политическом отношении (1 индикатор). В сфере экономических отношений к таким показателям отнесли: уровень падения ВВП, долю импортных продуктов питания, долю в экспорте продукции обрабатывающей промышленности, долю от ВВП государственных ассигнаций на науку, отношение внешнего долга к ВВП, отношение внешнего долга к экспорту, отношение платежей (за год) по внешнему долгу к экспорту. В социальной сфере к таким показателям отнесли: соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения, долю населения, живущего на пороге бедности, соотношение минимальной и средней (реальной) заработной платы, уровень безработицы (с учетом скрытой безработицы) [13].

Кроме вышеуказанных индикаторов, характеризующих экономику страны и ее экономическую защищенность в целом, для характеристики экономической безопасности страны были разработаны макроэкономические критерии в следующих областях: энергетическая, научно-техническая, инновационная, инвестиционная, производственная, внешнеэкономическая и финансовая безопасность [14]. В разделе финансовой безопасности страны особым пунктом выделяется финансовая безопасность домашних хозяйств, которая характеризуется следующими показателями: темп роста реальных доходов населения; уровень реальных доходов населения в ВВП; уровень сбережений населения; доля средств населения в общем объеме инвестиций; доля занятого населения среди экономически активного населения [15].

Из приведенной системы показателей можно увидеть, что в целом при определении экономической безопасности не учитываются такие важные для экономики страны показатели, как показатели динамики доходов и расходов населения. Даже в подпункте непосредственно финансовой безопасности непосредственно домашних хозяйств учтены только лишь абсолютные величины уровня доходов и расходов населения и, как следствие этих значений, доля средств населения в общем объеме инвестиций. По нашему мнению, этой проблеме не уделили достаточного внимания — такого, которого она заслуживает. Дело в том, что положение макроэкономической теории о том, что рост сбережений приводит к увеличению инвестиций, подтверждают данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Проведенный нами анализ корреляции между показателями денежных расходов и сбережений населения и инвестиций в основной капитал за период с 1990 г. по 2002 г. показал следующее:

1) коэффициент корреляции между сбережениями населения и инвестициями в основной капитал равен 0,85;

2) коэффициент корреляции между денежными расходами населения и инвестициями в основной капитал равен 0,997;

3) коэффициент корреляции между денежными расходами и сбережениями населения и инвестициями в основной капитал равен 0,976.

Таким образом, можно утверждать, что между вышеуказанными показателями существует положительная линейная зависимость. Что же касается того факта, что коэффициент корреляции между сбережениями населения и инвестициями в основной капитал оказался меньше 82

коэффициента корреляции между денежными расходами населения и инвестициями в основной капитал, то это, на наш взгляд, свидетельствует, во-первых, о том, что в Республике Беларусь не достаточно четко и подробно сформулирована методология расчета денежных доходов и сбережений населения; она очень сильно укрупнена. Так, Министерство статистики и анализа считает доходы населения как сумму следующих слагаемых: оплата труда рабочих, служащих и колхозников, социальные трансферты и поступления из финансовой системы, доходы от собственности, предпринимательской деятельности и другие. Расходы и сбережения по методологии Министерства статистики и анализа определяются как расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы, а также накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупка валюты. Используемая же европейскими странами методика определения доходов населения предполагает более комплексный подход к оценке рассматриваемых показателей, сочетающий как количественные, так и качественные методы исследования.

Во-вторых, несмотря на увеличение показателя вкладов населения в учреждениях банков в 2001 г. к 1994 г. (когда этот показатель был минимальным) почти в 10 раз (исчислено в долларах США), он все равно не достиг уровня хотя бы 1991 г. По разным экспертным оценкам, в настоящее время на руках у населения Республики Беларусь находится от 3 до 6 млрд USD [16]. Это как раз та целевая сумма, до которой планируется довести объем инвестиций в белорусскую экономику в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. (Программой предусматривается увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет внутренних ресурсов с 8,3 трлн руб. до 11,5-11,9 трлн руб., т.е. почти в полтора раза). Это говорит о том, что рассчитанный Министерством статистики и анализа показатель сбережений населения не полностью отражает реальное положение вещей и таким образом значение коэффициента корреляции может быть увеличено.

Экономическое положение основных акторов - домашних хозяйств и предприятий

Рассмотрим более подробно положение домашних хозяйств в Республике Беларусь. Некоторое представление о нем нам могут дать данные Министерства статистики и анализа, приведенные в табл. 1 и 2 .

Анализ данных, приведенных в табл. 1 и 2, свидетельствует о невысоком уровне жизни населения. Так, в среднем за рассмотренный период более трети населения (точнее, 37,09%) располагали ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума, который в среднем за период составил 42,9 долларов США. Отметим, что в 2003 г. данный показатель приобрел минимальное значение — 27,1%. Тем не менее его пороговое значение для нашей страны с точки зрения ее экономической безопасности составляет 7 % [14]. Таким образом, масштабы бедности в республике велики, хотя, несомненно, прослеживается положительная динамика - в 2003 г. по сравнению с 1999 г. рассматриваемый показатель уменьшился в 1,7 раз.

Средний размер назначенной месячной пенсии начиная с 1997 г. превышает бюджет прожиточного минимума (на 8 700 р. в 2003 г.), но отстает от минимального потребительского бюджета (114 000 р. против 168 300 р. в 2003 г.). На наш взгляд, сумма превышения пенсии над бюджетом прожиточного минимума, составляющая 4,2 долларов США ничтожна что дает основание говорить о том, что наши пенсионеры оказались за чертой бедности.

Существуют определенные проблемы и в сфере оплаты труда. Из табл. 3 явно следует, что рост индекса потребительских цен опережает рост начисленной среднемесячной заработной платы.

Источник для табл. 1-4 — данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, кроме данных о среднем размере назначенной месячной пенсии и бюджете прожиточного минимума в расчете на душу населения в табл. 2 (выделены курсивом), перевод которых в доллары США был осуществлен автором на основании данных о среднегодовом курсе доллара.

Таблица 1. Распределение населения по уровню располагаемых ресурсов на члена семьи в соотношении с бюджетом прожиточного минимума (БПМ)

Показатели по годам 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Все население 100 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе с ресурсами в % к БПМ:

0-50 3,2 3,1 2,3 2,9 5,7 4,7 2,4 2,5 1,8

50,1-60 3,8 4,4 2,6 2,9 5,5 4,7 3 3,0 1,9

60,1-80 14,2 13 11,4 11,3 16,9 14,3 9,8 9,9 8,9

80,1-100 17,2 18,1 15,8 15,9 18,6 18,2 13,7 15,1 14,5

Ниже БПМ — всего 38,4 38,6 32,1 33 46,7 41,9 28,9 30,5 27,1

100,1-120 17,7 18,1 17,3 16,1 15,6 15,9 15,1 14,2 15,4

120,1-140 12,7 14 14,3 13 11,9 11,7 12,6 13,7 13,8

140,1-160 9,1 9 10,3 9,8 7,9 9,2 11,3 10,8 11,3

160,1-180 6,4 6,2 7,7 7,3 5,7 6,6 8,2 8,4 8,7

180,1-200 4,8 4,1 4,9 5,1 4,2 4,4 6,1 5,8 6,9

200,1-220 3,5 3 3,8 4,1 2,3 3 4,3 4,2 4,4

220,1-250 2,8 2,8 3,9 4,1 2 2,8 4,8 4,4 4,3

250,1-300 2,4 2 2,7 3,2 1,8 2,2 4,3 4,1 4,2

300,1-400 1,4 1,2 2 2,9 1,2 1,3 2,9 2,4 2,9

Свыше 400,1 0,8 1 1 1,4 0,7 1 1,5 1,5 1,0

Свыше БПМ —всего 61,6 61,4 67,9 67 53,3 58,1 71,1 69,5 72,9

Положительным моментом, на первый взгляд, кажется низкий уровень безработицы в Республике Беларусь (см. табл. 4). Для нашей страны пороговым значением показателя безработицы является 8-9 %, так что безработицы у нас, можно сказать, нет. Однако, как отмечают специалисты, "уровень скрытой безработицы в экономике значительно превышает данные официальной статистики, если это понятие рассматривать с точки зрения содержания излишней численности работников. Совокупные масштабы избыточной занятости в экономике сегодня оцениваются приблизительно в 15-20%" [17]. Такие образом, по оценкам специалистов, реальный уровень безработицы сегодня превышает предельное значение приблизительно в два раза.

Отметим, что в Республике Беларусь нет основания для проявления социальной напряженности - показатель разрыва между 10% самых выскодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения составил 5,9 раз в 2002 г. при пороговом значении 8 раз [14].

В общей картине экономического состояния белорусских предприятий к одной из самых насущных проблем, требующих неотложного решения, следует отнести проблему инвестирования экономики. Так, в 2003 г. объем инвестиций в основной капитал составлял только 66% к уровню 1990 г. (минимальное значение — в 1995 и 1996 г., когда объем инвестиций в основной капитал составил 48% к уровню 1990 г.). Нехватка инвестиционных ресурсов привела к деградации белорусской промышленности — уровень использования производственных мощностей во многих отраслях промышленности ниже 50% (для сравнения: в 1991 г. он достигал 86,7%) [14]. Коэффициент износа активной части основных фондов промышленности в 2003 г. составил 80% при пороговом значении 40%; в целом по экономике степень износа основных средств предприятий составила 55,2% в 2003 г. По мнению ученых-экономистов, "при износе на 80,0% активной части основных средств в промышленности использование инвестиций на капитальный ремонт неэффективно" [14]. А на обновление основных фондов у отечественных предприятий не хватает средств — среднегодовой коэффициент обновления основных фондов составляет примерно 5%, что в 3 раза меньше рекомендуемого экономической наукой [14].

Таблица 2. Динамика основных социальных стандартов Республики Беларусь за период 1995 - 2003 гг.

Показатели по годам 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Средний размер назначенной месячной пенсии, руб 387165 565641 1204349 2579797 12260196 36423 64987 90000 114000

Средний размер назначенной месячной пенсии, USD 33,59 41,57 48,18 59,18 44,31 45,53 45,77 49,89 54,94

Бюджет прожиточного минимума в расчете на душу населения в месяц, руб. 424100 659200 1101100 2159600 11041500 30100 50000 79000 105300

Бюджет прожиточного минимума в расчете на душу населения в месяц, USD 36,80 48,44 44,05 49,54 39,91 37,63 35,21 43,79 50,75

Таблица 3. Динамика индекса потребительских цен (ИПЦ) и начисленной среднемесячной заработной платы (СрЗП)

Показатели по годам 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

ИПЦ, % к предыдущему периоду 104,7 194,1 1070,8 1290,2 2321 809,3 152,7 163,8 173 393,7 268,6 161,1 142,6 128,4

Начисленная СрЗП, % к предыдущему периоду 113,8 103,6 87,6 93,5 69,1 95 105,1 114,3 118 107,3 112 129,6 107,9 103

Таблица 4. Динамика численности безработных

Показатели по годам 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Численность безработных, % к экономически активному населению — 0,05 0,5 1,4 2,1 2,9 4 2,8 2,3 2,1 2,1 2,3 3 3,1

00 (Л

Логическим следствием рассмотренных проблем является, в частности, следующее:

1) низкая конкурентоспособность продукции, трудности ее сбыта (так, в сфере внешней торговли сальдо было положительным лишь в 1992 г.; после этого оно не пересекало нулевую отметку, приняв максимально отрицательной за период 1991 - 2003 гг. значение в 1 541 млн долларов США со знаком "минус" в 2003 г.);

2) низкий уровень прибыльности и рентабельности экономики.

При рассмотрении данных табл. 5 [14] легко увидеть, что реальное значение прибыли в экономике на протяжении 1999-2003 гг. было ниже роста потребительских цен, т.е. рост прибыли не превышал рост инфляции.

Доля убыточных предприятий постоянно увеличивается, приближаясь в критической отметки в 50%. По состоянию на 1 декабря 2003 г. она составила 33,9% [14]. Достигнутый в 2003 г. уровень рентабельности по народному хозяйству (9,1%) значительно ниже своего порогового значения 12%, ниже которого становится невыгодным развитие производства [14].

Таблица 5. Изменение индексов цен и реальной прибыли, % к предшествующему году

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Всего по экономике

Индекс потребительских цен, % к предыдущему году 393,7 268,6 161,1 142,6 128,4

Индекс реальной прибыли, % к предыдущему году 150,5 103,6 67,3 99,2 111,7

Индекс реальной прибыли выше (+), ниже (-) индекса потребительских цен, % -243,2 -165,0 -93,8 -43,4 -16,7

Выводы и рекомендации

Проведенный анализ экономического положения основных акторов в экономической системе общества позволил выявить главные проблемы, с которыми они сталкиваются. Принимая во внимание важность и необходимость разработки экономической стратегии государства, мы считаем, что существующие стратегические программные документы Республики Беларусь следует дополнить более комплексным, всесторонним подходом к проблемам социально-экономического развития страны, а также включить в них весьма важные для экономики в целом и для экономической безопасности страны такие показатели, как динамика доходов и сбережений домашних хозяйств. В принципе существующая в Беларуси методика определения доходов и расходов населения требует некоторой доработки в плане включения в нее большего количества анализируемых факторов и использование качественных методик исследования наряду с количественными. Далее, разработанная в стране система неотложных мер, направленных на стабилизацию и улучшение экономического положения отечественных предприятий, требует некоторого пересмотра. Анализ показал основные проблемные "поля" производства -нехватка инвестиционных ресурсов, наличие избыточной численности работников, большая степень износа основных фондов, вследствие этого низкое качество продукции и небольшой спрос на нее и, как результат, очень малый уровень рентабельности. Решение вышеуказанных проблем требует, в первую очередь, перевода предприятий на рыночные условия хозяйствования, предоставление им большей экономической свободы. Ведь повысить доход домашних хозяйств Республики Беларусь можно только при условии отлаженной, рентабельной работы промышленного производства, гарантирующего своим работникам достойную заработную плату.

Мы полагаем, что предложенные мероприятия помогут стабилизировать белорусскую экономику и, в конечном счете, приведут к повышению уровня жизни белорусского народа.

ECONOMIC STRATEGY OF THE REPUBLIC OF BELARUS: THEORETICAL CONCEPTS AND PRACTICAL REALIZATION

VS. KNIAZKOVA Abstract

The essence of the state's economic strategy is investigated. The economic situation and dynamics of basic indicators that characterize state of principal economic agents - enterprises and households - is analyzed. As a result of analyses executed the recommendations on stabilization of economic situation of Belorussian enterprises and households are suggested.

Литература

1. Василенко И. // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 6.

2. Абалкин Л. // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 5.

3. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М., 2003. С. 9-10.

4. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М., 2003. С. 14.

5. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. М., 1999. С. 15.

6. Клейнер Г. // Проблемы теории и практики управления, № 2, 2001.

7. Зайченко Н.П., Полоник С. С., Богданович А.В., Александрович Я.М. // Белорусский экономический журнал. № 3, 2004.

8. Мясникович М.В., Пузиков В.В. // Белорусский экономический журнал. 2002. № 3. С. 64.

9. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь // Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь, Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) Министерства экономики Республики Беларусь. Мн., 1997. С. 179-180.

10. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. // Белорусский экономический журнал. 2000. № 2. С. 8.

11. Пузиков В.В., Громович А.И. Экономическая безопасность и экономическая преступность. Мн., 2001. С. 43.

12. Мясникович М.В., Пузиков В.В. // Белорусский экономический журнал. 2002. № 3. С. 59.

13. Национальная безопасность Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы / Мясникович М.В., Никитенко П.Г., Пузиков В.В. и др. Мн., 2003. С. 217-218.

14. Полоник С.С. // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Материалы V междунар. науч. конф. (Минск, 21-22 окт. 2004 г.). В 5 т. Т. 3 / Мн., 2004. С. 47-71.

15. Мясникович М.В. Проблемы экономической безопасности: Учеб. пособие. Мн., 2001. С. 110.

16. Бенко А. // Дело. 2004. № 1.

17. Боровик Л. С. // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Материалы V междунар. науч. конф. (Минск, 21-22 окт. 2004 г.). В 5 т. Т. 3 / Мн., 2004. С. 249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.