УДК 339.187 (476)
К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ БЕЛАРУСИ
А. М. ТЕТЁРКИНА, кандидат экономических наук, доцент Л. А. ПАШКЕВИЧ, научный сотрудник О. А. ТРУНИНА, ведущий экономист Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»
THE BALANCE PROVISION OF THE DEMAND AND OFFER ON THE AGRIFOOD MARKET OF REPUBLIC BELARUS
А.М. TSIATSIORKINA, Candidate of Economics, associate professor L.A. PASHKEVICH, researcher А.А. TRUNINA, lead economist The State Enterprise «The Institute of System Researches in Agroindustrial implex of NAS of Belarus»
В статье отражены основные причины несбалансированности агропродо-вольственного рынка Беларуси по спросу и предложению. Раскрыт механизм формирования цен на продукты питания по всей цепочке товародвижения, начиная от сельскохозяйственного производства и заканчивая розничной торговлей. Рассмотрены меры государства по поддержке доходов населения. Предложен механизм стимулирования спроса на отечественное продовольствие путем оказания продовольственной помощи малообеспеченным гражданам.
In the article are described the main reasons of the agrifood market imbalance of Belarus on the demand and offer. The price making mechanism of the food in the all merchandising system, that sets in the agriculture production and ends the retail, is presented. The measures of the state concerning the population income assistance are given. The mechanism of the domestic food demand promotion by the food assistance to low-income citizens is offered.
Введение. Агропродовольственный рынок Республики Беларусь характеризуется устойчивым неравновесием. С одной стороны, имеет место наращивание объемов реализации сельскохозяйственной продукции на фоне существенной волатильности цен и ослабления их связи с долларом США, с другой, - рост розничных цен на продукты питания и усиление их чувствительности по отношению к падению курса
национальной валюты при более сдержанных изменениях среднедушевых располагаемых денежных доходах. Результатом стали заниженные цены реализации для аграриев и завышенная стоимость продовольствия - для потребителей. В качестве одного из направлений решения данной проблемы может выступать стимулирование спроса на продукты питания путем оказания продовольственной помощи населению.
Основная часть. Одной из основных причин разбалансированно-сти агропродовольственного рынка Беларуси является низкоэффективная политика его регулирования. В республике система ценообразования в продовольственной сфере ориентирована в первую очередь на формирование доступных цен в розничной сети, в результате чего вся цепочка движения продукции выступает объектом преимущественно прямого государственного вмешательства.
Наибольший объем сельскохозяйственного сырья реализуется в рамках, определяемых прогнозом социально-экономического развития страны. Основой для расчетов выступают закупочные цены, которые устанавливаются и периодически пересматриваются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. В животноводстве они определяются на некоторый срок календарного периода, а в растениеводстве - под урожай текущего года [2, 6].
В настоящее время в соответствии с постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь «Об установлении предельных максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию (растениеводства) урожая 2014 года, закупаемую для государственных нужд» от 19.03.2014 г. № 6 (в ред. от 23.07.2014 г. № 36) определен дифференцированный, в зависимости от назначения и классности продукции, ценовой максимум на все зерновые культуры, возделываемые в республике, горох, маслосемена рапса и сахарную свеклу. Для двух последних видов продукции этим же постановлением предусмотрены надбавки к цене с учетом качества (для маслосемян) и сроков реализации (для сахарной свеклы) [8].
В отношении крупнорогатого скота и молока распространены фиксированные цены (постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь «Об установлении фиксированных цен на сельскохозяйственную продукцию (животноводства), закупаемую для государственных нужд» от 12.04.2012 г. № 21 (в ред. от 11.12.2013 г. № 68). К тому же на молоко действуют надбавки (письмо
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Комитетам по сельскому хозяйству, облисполкомам и Областным организациям мясной и молочной промышленности от 24.12.2013 г. № 03-4-14-3409). На продукцию свиноводства установлен ценовой максимум (постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь «Об установлении предельных максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию (свиней и свинину), закупаемую для государственных нужд, и внесении изменений в постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 3 апреля 2012 г. № 21» от 24.05.2013 г. № 16) [9, 10].
Применение предельных закупочных цен имеет место и со стороны облисполкомов и Минского горисполкома. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О создании в Республике Беларусь стабилизационных фондов продовольственных товаров, реализуемых на территории республики» от 24.03.2008 г. № 449 (ред. от 29.03.2012 г. № 288) указанные органы государственного управления ежегодно до 15 сентября утверждают предельные закупочные цены на картофель и плодоовощную продукцию, которые поставляются для создания стабилизационных запасов [4].
В сфере переработки многие предприятия пищевой промышленности подлежат ценовому регулированию как юридические лица, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Согласно постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 г. № 121 (ред. от 29.06.2011 г. № 96) «Об утверждении Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий» Министерством экономики, а также управлениями ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома ежегодно формируется круг предприятий, на которые распространяется действие указанного законодательного акта. На сегодняшний день в их число входят ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» (производство консервов мясных для детского питания), ОАО «Белсолод» (солод пивоваренный), РУПП «Могилевхлебпром» (хлеб и хлебобулочные изделия), ОАО «Быхов-ский консервно-овощесушильный завод» (консервы овощные и плодо-
во-ягодные), ОАО «Полоцкий молочный комбинат» (цельномолочная продукция) и т. д. Конкретный способ регулирования цен для рассматриваемых субъектов хозяйствования определяется органами государственного управления. Может быть применено установление фиксированных или предельных цен (тарифов), либо их декларирование [11].
Для данной категории юридических лиц и индивидуальных предприятий также предусмотрено использование предельных нормативов рентабельности. Их параметры следующие: хлеб, хлебобулочные изделия, мука, детское питание, молоко и молочные товары - 15 %; мясо и мясные товары - 10; пищевая соль - 40 %. Следует отметить, что приведенные показатели могут быть дифференцированы в разрезе отдельных наименований товарных позиций с условием соблюдения установленного предельного норматива рентабельности в целом.
В целях поддержания экономической доступности продовольствия для населения ведется практика регулирования цен на социально значимые товары. На протяжении последних лет здесь постоянно отмечаются изменения в перечне продукции и ее классификации с позиций государственных полномочий контроля над ценами, однако суть регулирования остается неизменной.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 г. № 35 (ред. от 18.08.2014 г. № 797) «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» определено следующее [12]:
- перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики: хлеб ржаной и ржано-пшеничный, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14 %; говядина, свинина, мясо кур и цыплят-бройлеров, яйцо куриное свежее; молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог, реализуемых молокоперерабатывающими организациями Моги-левской области в период проведения эксперимента по отработке схемы с применением свободных цен; сухие смеси и каши, мясные, мясо-растительные, рыбные и рыбо-растительные консервы, а также овощные, фруктово-ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания;
- перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом:
свежие картофель, свекла столовая, морковь столовая (за исключением указанных картофеля, свеклы, моркови откалиброванных, мытых, расфасованных в перфорированные пакеты), капуста белокочанная, лук репчатый, огурцы, помидоры, яблоки;
- перечень социально значимых товаров (услуг), цены на которые регулируются Министерством экономики не более 90 дней в течение одного года: рыба свежая (семейство карповых) и свежемороженая в тушках (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых); масло сливочное; мука пшеничная; масло подсолнечное и рапсовое; сахар-песок; соль поваренная пищевая; хлопья овсяные без вкусовых и иных добавок; сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы; рис белый шлифованный, крупа гречневая.
В свою очередь Министерство экономики Республики Беларусь руководствуется постановлением от 26.04.2012 г. № 35 (ред. от 26.06.2014 г. № 49) «О ценах на социально значимые товары и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь», которым утверждена Инструкция «Об установлении и применении цен на отдельные социально значимые продовольственные товары». Согласно инструкции, ценовое регулирование в сфере переработки сельскохозяйственного сырья осуществляется путем установления предельных максимальных отпускных цен без налога на добавленную стоимость на условиях франко-назначения, а в торговле - предельных максимальных торговых надбавок (с учетом оптовой надбавки) [7].
Регулируя таким образом цены предложения, государство одновременно оказывает существенное влияние на параметры функционирования агропродовольственного рынка путем поддержания определенного уровня жизни населения в стране, что в конечном итоге формирует спрос на продукты питания. В этих целях в республике используются два социальных норматива:
- бюджет прожиточного минимума, правовая основа определения и использования которого установлена Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» от 06.01.1999 г. № 239-3 (ред. от 07.05.2014 г. № 148-З). Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населе-
ния и по основным социально-демографическим группам. В соответствии с последней редакцией закона данный показатель ежеквартально утверждается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала [3].
Как социальный норматив он используется для: анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий. Структура бюджета прожиточного минимума включает расходы:
- на продукты питания; жилищно-коммунальные услуги; предметы гардероба; бытовые и транспортные услуги; товары бытового и хозяйственного назначения; взносы и платежи; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства. Основой его расчета выступает стоимость минимального набора продуктов питания для семьи из четырех человек (мужчины трудоспособного возраста, женщины трудоспособного возраста, мальчика в возрасте 13 лет и девочки в возрасте 7 лет);
- минимальный потребительский бюджет, нормативно-правовой основой которого выступает Закон Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджете» от 09.01.1992 г. № 1383-XII (ред. от 24.12.2007 г. № 299-З). В его структуру, в отличие от бюджета прожиточного минимума, включены культурно-просветительные мероприятия и отдых, а также более широкий ассортимент продуктов питания: конфеты, пирожные, варенье, грибы, баранина и т. д. Порядок формирования минимального потребительского бюджета регламентируется постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об утверждении инструкции о порядке формирования потребительских корзин и исчисления минимальных потребительских бюджетов» от 31.12.2009 г. № 163 [5].
Необходимо отметить, что более 50 % обоих нормативов занимает продовольствие. Тем не менее, несмотря на социальную направленность государственного регулирования, проведенные ранее исследования показали существенный разрыв между спросом и предложением. Среди многих причин сложившейся ситуации является низкий уровень доходов малообеспеченного населения. К этой категории граждан относятся те, чей располагаемый среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. В отношении их применяется адресная социальная помощь. Указом Президента Республики Беларусь «О госу-
дарственной адресной социальной помощи» от 19.01.2012 г. № 41 (в ред. от 04.09.2014 г. № 435) предусмотрены четыре вида социальных пособий. Непосредственное отношение к продовольствию имеют [1]:
- пособия на обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, которое предоставляется семьям, где по объективным причинам среднедушевой доход ниже критерия нуждаемости, а также семьям при рождении двойни или более детей независимо от величины среднедушевого дохода;
- ежемесячные и (или) единовременные выплаты, в числе которых, наряду с удовлетворением потребностей в лекарственных средствах, одежде, обуви, школьных принадлежностях и других нужд для обеспечения нормальной жизнедеятельности, учитывается продовольственная составляющая.
Ежемесячное социальное пособие предоставляется в случае, если доход по объективным причинам ниже наибольшей величины среднедушевого бюджета прожиточного минимума за два последних квартала и определяется как положительная разница между этими величинами.
Единовременное социальное пособие выделяется семьям (гражданам), оказавшимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 1,5 величины критерия нуждаемости. Сумма данного пособия не должна превышать 10-кратный размер среднедушевого бюджета прожиточного минимума, действующего на дату принятия решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи.
Анализируя в целом ситуацию в стране относительно количества малообеспеченного населения можно констатировать, что удельный вес этой категории граждан постоянно снижается. Если в 2000 г. он составлял 41,9 %, то в 2013 г. - 5,5 %. С 2010 г. уменьшается количество человек, получающих ежемесячные, а с 2011 г. и единовременные выплаты, но на фоне инфляционных процессов увеличивается размер самой поддержки (табл. 1).
Т а б л и ц а 1. Численность получателей и средний размер государственной адресной социальной помощи, 2005-2013 гг.
Показатель Год
2005 2010 2011 2012 2013
Численность граждан, которым предоставлена государственная адресная социальная помощь, тыс. человек 57,0 165,4 220,2 281,9 200,7
из них: ежемесячное социальное пособие 55,3 122,1 118,6 136,4 70,3
единовременное социальное пособие 1,7 28,1 86,1 39,1 28,7
Средний размер ежемесячного социального пособия, тыс. рублей 26,5 51,2 88,5 184,9 181,0
Средний размер единовременного социального пособия, тыс. рублей 52,3 176,1 189,5 484,4 644,3
Данные меры, безусловно, являются положительным аспектом государственной политики. С одной стороны, имеет место улучшение благосостояния общества, а с другой, - поддерживается спрос на рынке продовольствия. Однако в действующей системе выделения адресной социальной помощи отмечается ряд недостатков. В первую очередь это относится к целевой направленности и обоснованности ее размера. Закладывая в расчет ежемесячного или единовременного социального пособия потребность в продуктах питания, государство не может контролировать его использование. В реальной ситуации социальные выплаты могут быть направлены не по назначению или для приобретения импортных товаров. В результате поддержка отечественного производства, как сельскохозяйственного сырья, так и продовольствия, сводится к нулю. А та категория граждан, которой они предназначены, по-прежнему остается за чертой рационального питания (табл. 2).
Например, в 2013 г. потребление хлеба на одного члена домашнего хозяйства из категории малообеспеченных составило 72 кг в год, это 87 % среднереспубликанского уровня. Существенный разрыв характерен и по молокопродуктам, и по мясопродуктам. По энергетической ценности рациона разница в сравнении со средним показателем по республике составила 30 %, а с пороговыми параметрами - 40 %. Принимая данные факты во внимание и исключая возможность снижения цен, можно предложить осуществлять стимулирование спроса путем
оказания продовольственной помощи, и в первую очередь малообеспеченному населению.
Т а б л и ц а 2. Оценка уровня и качества рациона питания в малообеспеченных домашних хозяйствах Республики Беларусь в 2013 г., кг на душу населения в год
Продукты Пороговое значение Потребление продуктов питания
в среднем по реапуб-лике в малообеспеченных домашних хозяйствах
Хлеб и хлебопродукты 105 83 72
Молоко и молокопродукты 393 286 163
Мясо и мясопродукты 80 73 43
Рыба и рыбопродукты 18,2 16 9
Картофель и картофелепродукты 170 60 53
Овощи и бахчевые культуры 124 82 48
Фрукты и ягоды 78 65 28
Яйца и яйцепродукты, шт. 294 187 126
Сахар 33 27 18
Масло растительное, маргарин и другие жиры 13,2 9 6
Энергетическая ценность рациона, ккал/сутки не менее 3000 ккал 2567 1803
Следует констатировать, что порядка 520 тыс. граждан республики находятся на нижней границе критического уровня продовольственного обеспечения. Целесообразным представляется расчет недостатка калорийности их питания по сравнению с некоторым эталонным уровнем. При этом предлагается учитывать и разницу между фактической стоимостью килокалорий и эталонной, предполагая, что более высокая цена обеспечивает лучшее качество питания, следовательно позволяет при приобретении одного и того же количества продукта получить большую энергетическую ценность.
Анализ сложившейся ситуации в республике позволяет констатировать, что в современных условиях экономического развития целесообразным представляется достижение малообеспеченным населением как минимум нижней границы второго уровня продовольственного обеспечения - 2300 ккал/сутки. В то же время в среднем по Беларуси энергетическая ценность рациона питания находится в диапазоне 2300-2800 ккал/сутки, то есть соответствует второму уровню продо-
вольственного обеспечения, поэтому обоснованным представляется использование и среднереспубликанских показателей.
С учетом этого эталонный уровень стоимости рациона питания малообеспеченного населения должен быть ориентирован на планируемое значение калорийности, сложившиеся параметры потребления продуктов питания, поступающих из ЛПХ, и республиканскую цену килокалории (табл. 3).
Т а б л и ц а 3. Расчет эталонного уровня расходов на продовольствие малообеспеченного населения в Республике Беларусь, 2013 г.
Показатель Эталонный уровень
порядок определения значение
Суточная калорийность рациона питания, ккал/сутки планируемое значение 2300
Суточное потребление калорий за счет ЛПХ, ккал/сутки сложившийся уровень в малообеспеченной группе населения 268
Суточная покупка калорий, ккал/сутки планируемая калорийность рациона - потребление калорий за счет ЛПХ 2032
Цена 1 ккал, руб. среднее значение по РБ 11,0
Потребительские расходы на покупку продуктов питания, руб ./сутки суточная покупка калорий х цену 22352
Расчеты показали, что недостаток стоимости суточного рациона малообеспеченного населения в 2013 г. составил 7229 руб., дополнительные ежемесячные выплаты - порядка 25 долл. США на человека, годовой объем государственной поддержки спроса - 155 млн долл. США (табл. 4).
Т а б л и ц а 4. Расчет дополнительной поддержки малообеспеченного населения в Республике Беларусь
Показатель Значение
Недостаток стоимости рациона малообеспеченного населения в сутки из расчета на 1 человека, руб. 7229
Недостаток стоимости рациона в месяц из расчета на 1 человека, руб. 219882
Недостаток стоимости рациона в год из расчета на 1 человека, руб. 2638585
Годовой объем дополнительной государственной поддержки спроса на продовольствие: трлн. руб. млн. долл. США 1,37 155
Дополнительные ежемесячные выплаты малообеспеченному населению из расчета на 1 человека, долл. США 25
В этом случае наращивание объемов спроса может осуществляться в рамках сложившихся параметров предложения, о чем свидетельствуют данные относительно конечных запасов продовольствия (табл. 5).
Т а б л и ц а 5. Оценка изменения спроса на продовольствие в Республике Беларусь по группе малообеспеченного населения
Продукты Потребление продуктов питания по группе малообеспеченного населения Дополнительный объем покупок, тыс. тонн в год Сложившийся уровень конечных запасов, тыс. тонн
фактический уровень расчетный уровень
Хлеб и хлебопродукты1 72 74 1,04 84
Молоко и молокопродукты 163 256 48,36 136,7
Мясо и мясопродукты 43 65 11,44 68,9
Рыба и рыбопродукты 9 14 2,6 24,3
Картофель и картофелепро-дукты 53 54 0,52 3904
Овощи и бахчевые культуры 48 73 13 976,1
Фрукты и ягоды 28 58 15,6 246,9
Сахар2 18 24 3,12 307,8
Масло растительное, марга- 3 рин и другие жиры 6 8 1,04 15,7
Примечание: 1- запасы по муке; 2 - запасы сахара; 3 - запасы растительного масла.
Для того что бы помощь имела целевое использование, вариантом может быть применение дебетовых карт. В свою очередь окупаемость государственных расходов будет возможна за счет увеличения товарооборота, в результате чего часть вложенных денежных средств поступит в бюджет в виде налоговых платежей и погашения долгов (рисунок).
I_______ста_
Рис. Оборот средств, выделяемых государством в целях оказания продовольственной помощи
Заключение. Таким образом, проведенные исследования позволяют утверждать, что в Республике Беларусь требуется принятие мер по устранению разбалансированности агропродовольственного рынка по спросу и предложению. Для улучшения ситуации целесообразным представляется рассмотрение в качестве одного из вариантов оказание продовольственной помощи. Ее выплата должна быть адресной и носить целевой характер. Выполнение первого условия предполагает организацию поддержки малообеспеченного населения, а второго -использование дебитовых карт.
Применительно к условиям 2013 г. в республике имелась возможность оказать дополнительную продовольственную помощь нуждающимся гражданам в сумме 155 млн. долл. США. При правильной организации данного процесса эти денежные средства позволили бы увеличить товарооборот и стимулировали бы дополнительные налоговые поступления в бюджет, а также погашение долговых обязательств со стороны производителей продовольствия и розничной торговли.
Список литературы
1. О государственной адресной социальной помощи: Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 г. № 41 (в ред. от 04.09.2014 г. № 435) //. Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2012. - № 1/13263.
2. О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 25.02.2011 г. № 72 (ред. от 05.12.2013 г. № 550 с изм. и доп. от 27.02.2014 г.) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2011. - № 1/12374.
3. О прожиточном минимуме в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь № 239-3 от 06.01.1999 г. (ред. от 07.05.2014 г. № 148-З) //. Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999.- № 2/14.
4. О создании в Республике Беларусь стабилизационных фондов продовольственных товаров, реализуемых на территории республики: постановление Совета Министров Республики Беларусь № 449 от 24.03.2008 г. (ред. от 29.03.2012 г. № 288) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. - № 5/27399.
5. О формировании и использовании минимального потребительского бюджета: Закон Республики Беларусь № 1383-ХП от 09.01.1992 г. (ред. от 24.12.2007 г. № 299-3). //. Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001 - № 2/322.
6. О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нуждов: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.06.1994 г. № 437 (ред. от 20.12.2012 г. с изм. и доп. от 01.01.2013 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001. - № 5/8021.
7. О ценах на социально значимые товары и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь: постановление Министерства экономики Республики Беларусь № 35 от 26.04.2012 г. (ред. от 26.06.2014 г. № 49) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2012. - № 8/25384.
8. Об установлении предельных максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию (растениеводства) урожая 2014 года, закупаемую для государственных нужд: постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 19.03.2014 г. № 6 (в ред. от 23.07.2014 г. № 36) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2014. - № 8/28504.
9. Об установлении предельных максимальных цен на сельскохозяйственную продукцию (свиней и свинину), закупаемую для государственных нужд и внесении изменений в постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 3 апреля 2012 г. № 21: постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 24.05.2013 г. № 16 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2013. - № 8/2757.
10. Об установлении фиксированных цен на сельскохозяйственную продукцию (животноводства), закупаемую для государственных нужд: постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 12.04.2012 г. № 21 (в ред. от 11.12.2013 г. № 68) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2012. - № 8/25304.
11. Об утверждении Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий: постановление Министерства экономики Республики Беларусь № 121 от 28.06.2007 г. (ред. от 29.06.2011 г. № 96) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2007. - № 8/16991.
12. Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь № 35 от 17.01.2014 г. (ред. от 18.08.2014 г. № 797) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2014. - № 5/38337.
Информация об авторах
Тетёркина Алла Михайловна - зав. сектором ценообразования, кандидат экономических наук, доцент Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-01-16. E-mail: [email protected]
Трунина Олеся Анатольевна - ведущий экономист сектора ценообразования Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-01-16. E-mail [email protected]
Пашкевич Людмила Адамовна - научный сотрудник сектора ценообразования Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-01-16. E-mail [email protected]
Материал поступил в редакцию 10.10.2014 г.