МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА УГРОЗ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Кондратенко С.А., к.э.н, доц., зав. сектором Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси
Введение. Республика Беларусь смогла значительно укрепить безопасность в продовольственной сфере со времени принятия Концепции национальной продовольственной безопасности (одобрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 г. № 252), Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, а также Государственной программы устойчивого развития села на 2011-2015 годы. Указанные документы предусматривали значительный рост объемов производства сельскохозяйственного сырья и конкретные меры по его достижению. Уровень физической доступности продовольствия для населения повысился на 60%, потребления продуктов питания - на 12%, качество рациона - на 13% [1, 2, 3].
Современная стратегия развития АПК Беларуси ориентирована на сохранение достигнутого уровня продовольственной безопасности, а также реализацию экспортного потенциала конкурентоспособной отечественной продукции, используя преимущества, которые обеспечивает участие республики в международном интеграционном формировании Евразийский экономический союз.
Сбалансированная автономность и открытость национальной продовольственной системы, интегрированной в мировой рынок, определяют необходимость устойчивого функционирования в условиях динамичности внешней среды, характеризующейся следующими тенденциями:
нарастание дефицита ресурсов на мировом рынке продовольствия при ограниченных резервах увеличения производства без ущерба экологической безопасности, долгосрочный рост цен и волатильность конъюнктуры рынков;
формирование интегрированной конкурентной среды аграрного рынка Евразийского экономического союза, предполагающей сближение и слияние региональных, национальных и межнациональных рынков;
сложность конкуренции белорусских товаропроизводителей на мировом рынке товаров, производимых в лучших природно-климатических условиях или имеющих высокий уровень экспортной поддержки;
проявление кризисных ситуаций в отдельных странах и регионах, воздействующее на состояние национальной экономики и качество жизни населения.
В этой связи актуальным становится своевременное выявление, оценка потенциала внешних и внутренних угроз продовольственной безопасности и разработка адекватных механизмов их упреждения.
Методы исследования. Механизм выявления и упреждения угроз в продовольственной сфере предусматривает индикативные значения социально-экономических показателей, алгоритм мониторинга и прогнозирования угроз, систему организационно-экономических и правовых мер по упреждению.
Алгоритм выявления и оценки потенциала угроз продовольственной безопасности включает следующие этапы:
1. Определение основных областей зарождения рисков продовольственного обеспечения, выявление деструктивных факторов.
2. Выявление и классификация потенциальных угроз.
3. Определение базовых критериев, индикаторов и пороговых значений, отклонение от которых свидетельствует о формировании или наличии угроз физической и экономической доступности продовольствия для населения.
4. Организация комплексного мониторинга и квантификация угроз продовольственной безопасности на основе базовых индикаторов.
5. Прогнозирование условий возникновения и степени влияния угроз на уровень питания и качество жизни населения в стране и регионах.
6. Разработка и реализация комплекса мер по упреждению угроз или ликвидации последствий их воздействия на качество жизни населения, включая адаптивность стратегии развития АПК, совершенствование методов оценки и мониторинга безопасности, создание информационной инфраструктуры и др.
Система индикаторов наличия угроз безопасности соответствует рекомендациям Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и, вместе с тем, учитывает социально-экономические особенности Беларуси:
I. Индикаторы потенциальной физической доступности продуктов питания населению: темп роста сельскохозяйственного производства (не менее 105-107% в год), доля рентабельно функционирующих организаций
(не менее 60%), уровень рентабельности деятельности не менее (30-40%), соотношение кредиторской и дебиторской задолженности (допустимо 1,0:1,0), производство зерна на душу населения (не менее 700 кг), удельный вес инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме (не менее 10%).
Самообеспеченность продовольствием оценивается по уровням:
оптимальный - достаточный для обеспечения потребности внутреннего рынка (в энергетической оценке 3500 ккал на 1 чел. в сутки) за счет собственного производства на 80-85%, экспорта - 15-20, импорта - 15-20% (приближенно соответствует балансу ресурсов, достигнутому республикой в 2014 г.);
критический - уровень производства, ниже которого наступает ослабление экономической безопасности. При этом потребление продуктов питания может снизиться до 23002800 ккал в сутки на человека [1].
II. Индикаторы экономической доступности продовольствия: доля затрат на продовольствие в расходах, (не более 35%), темп роста покупательной способности реальных денежных доходов (не менее 101%), доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (не более 8% в городской и 10% в сельской местности), уровень безработицы (не более 4,0%), удельный вес импорта в объеме внутреннего потребления (не более 20%), сальдо внешней торговли.
III. Индикаторы уровня питания населения: энергетическая ценность рациона на 1 чел. в сутки (не менее 3000 ккал), потребление основных продуктов на 1 чел в год (90-110% медицинской нормы), удельный вес в рационе белков животного происхождения (не менее 55%).
Методология оценки потребления предполагает использование двух подходов: балансовые расчеты (оценивается достаточность собственного производства) и анализ результатов выборочного обследования домашних хозяйств (характеризуется экономическая доступность продуктов питания для различных социальных групп населения, включая жителей городской и в сельской местности, малообеспеченные, домашние хозяйства с детьми; пенсионеров).
IV. Индикаторы состояния здоровья населения: естественный прирост населения, ожидаемая продолжительность жизни, распространенность заболеваний, характерных для низкого статуса питания и др.
V. Индикаторы уровня образования: удельный вес грамотного населения, ожидаемая продолжительность образования по ступеням и
др.
Результаты исследования. Мониторинг национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь, который выполняется посредством указанных индикаторов ежегодно, позволяет достаточно объективно оценивать потенциал угроз по направлениям проявления.
Устойчивый рост собственного производства основных видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья позволяет обеспечить рацион питания в энергетической оценке из расчета 3400 ккал в среднем на 1 чел. в сутки. Объемы производства сельскохозяйственной продукции на душу населения соответствуют уровню развитых стран и по многим позициям превышают показатели, достигнутые в государствах-участниках ЕАЭС. Объем производства зерна на душу населения в 2014 г. в Беларуси составил 1010,1 кг (774 кг в ЕАЭС), овощей - 183,1 (121 кг), картофеля - 663,3 (242 кг), мяса - 113 (77 кг), молока - 708,2 (248 кг), яиц 417 млн шт (290).
В оценке балансовым методом в Беларуси достигнуты нормативы потребления практически по всем продуктам (в 2014 г. уровень потребления мяса и мясопродуктов на 1 чел. в год составил 90 кг, молока и молокопродуктов -280, рыбы и рыбопродуктов - 18, овощей - 148, плодов и ягод - 64 кг, яиц - 318 шт).
Констатируя положительную динамику, следует отметить, что результаты мониторинга указывают и на наличие определенного потенциала угроз (табл. 1):
физическая доступность продовольствия. Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства (6,2% в 2014 г.) недостаточен для расширенного воспроизводства даже с учетом значительной государственной поддержки;
уровень импорта некоторых видов продовольственных товаров (рыба, масло растительное, крупы) в розничной торговле увеличивается, приближаясь к верхней границе допустимого уровня (25 %). Ситуация требует мер по оптимизации импорта и стимулированию продаж товаров «Сделано в Беларуси»;
экономическая доступность. Расходы на продукты питания в общей структуре расходов домашних хозяйств возросли с 39,9 % в 2013 г. до 41,6 % в 2014 г. Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения снизилась вследствие роста потребительских цен на 18,1 %;
уровень питания. В наименее обеспеченных домашних хозяйствах (семьи с детьми, с детьми и одним взрослым) отмечаются энергетическая недостаточность рациона и дефи-
цит потребления отдельных продуктов, включая молоко и молокопродукты - 42,6 %, мясо и мясопродукты - 19, рыбу - 7,7, яйца - 42,9, овощи и бахчевые - 48,7, фрукты - 15,4 % (табл. 2);
структура рациона улучшается незначительно и сдерживающим фактором является покупательная способность денежных доходов населения, которая не
позволяет увеличить потребление продуктов с высокой стоимостью (табл. 3).
качество жизни. Большинство населения - 64,5% в 2013 г. (по данным выборочного обследования) оценивают состояние своего здоровья как удовлетворительное, 27,8 - как хорошее, 7,7 % - как плохое. В 2014 г. 22,8 % городских жителей страдало избыточным весом, сельских - 28,6 % [1].
Таблица 1- Потенциал угроз продовольственной безопасности Республики Беларусь, 2014 г.
Индикаторы Пороговое значение Фактическое значение Отклонение в 2014 г., %
2000 2005 2010 2012 2013 2014 (оценка)
Уровень и качество рациона питания населения
Энергетическая ценность рациона домашних хозяйств, ккал: всего Не менее 3000 ккал 2774 2713 2429 2564 2567 2650 88,0
в сельской местности 3097 3094 2705 2771 2785 2790 93,0
малообеспеченные 2217 2035 1775 1806 1820 1825 60,8
Экономическая доступность продовольствия
Темп роста реальных денежных доходов населения, % Не менее 101,0 113,8 118,1 115,1 121,5 116,3 100,1 -0,9 п. п.
Доля затрат домашних хозяйств на питание, % Не более 35,0 58,0 42,4 39,0 43,0 39,9 41,6 -6,6 п. п.
Доля малообеспеченного населения, % Не более 8,0 41,9 12,7 5,2 4,6 4,0 3,4 4,6 п. п.
Удельный вес импорта в объеме потребления, % Не более 25,0 18,5 15,5 14,0 13,6 14,5 15,0 10 п.п.
Сальдо внешней торговли с.-х. сырьем и продовольствием, млн долл. США - -614,6 -388,9 626,2 1393,0 1600,0 775,4 Положительное сальдо
Физическая доступность продовольствия
Темпы роста с.-х. производства, % Не менее 105,0107,0 109,3 101,7 102,5 106,6 95,8 103,1 -3,9 п. п.
Рентабельность ведения с.-х. деятельности, % Не менее 40,0 3,0 - -0,5 14,7 7,9 6,2 -33,8 п. п.
Примечание. Таблицы 1-3 составлены по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Таблица 2 -Оценка уровня питания населения в домашних хозяйствах с различным соста-_вом, 2014 гг._
Индикатор Отношение к нормативу потребления (2014 г.), %
состоящие из 1 чел. семьи пенсионеров с детьми с одним взрослым
Хлеб и хлебопродукты 112 104 65,1 67,4
Молоко и молокопродукты 103,2 95,6 57,4 60,2
Мясо и мясопродукты 94,5 108 81 79,5
Рыба и рыбопродукты 98,9 131,9 92,3 79,1
Масло растительное 90,9 100 63,6 72,7
Яйца, шт. 85,7 77,6 57,1 61,2
Картофель 44,5 44,5 31,1 28,2
Овощи и бахчевые 90 84,2 51,3 49,4
Фрукты и ягоды 110,8 107,7 84,6 90,8
Сахар 101,8 94,5 69,1 76,4
Таблица 3 - Оценка качественной структуры рациона питания, 2014 г.
Продукция Объем потребления в 2014 г., кг Прирост потребления, 2010-2014 гг., кг Изменение удельного веса в рационе, 2010-2014 гг., п. п.
Мясо и мясопродукты с высокой стоимостью (выше средней)
Говядина и телятина 1,9 0,00 -0,10
Свинина и поросятина 15,8 1,70 0,28
Баранина и козлятина 0,02 0,00 0,00
Колбасы сырокопченые 3,7 0,95 0,25
с более низкой стоимостью (ниже средней)
Мясо птицы 22,5 -1,70 -2,21
Суповые наборы 9,7 1,14 0,43
Колбасы вареные I и II сортов 5,4 -0,30 -0,39
Молоко и молокопродукты с высокой стоимостью (выше средней)
Творог жирный 7,7 2,97 0,31
Творог нежирный 6,8 6,27 1,16
Сыры твердые 7,6 0,00 -1,11
с более низкой стоимостью (ниже средней)
Молоко пастеризованное 112,7 -5,2 -3,14
Кефир 44,0 1,90 -0,92
Сметана 25,1 5,51 -1,20
Заключение. 1. Уровень продовольственной обеспеченности домашних хозяйств в 2013-2014 гг. в незначительной степени отреагировал на ухудшение экономических условий (инфляционные процессы, снижение покупательной способности доходов) ввиду неэластичности спроса и формирующейся высокой культурой питания. Вместе с тем, оценка влияния угроз продовольственной безопасности на уровень питания и качество жизни населения должна являться неотъемлемой частью ежегодного мониторинга.
2. Долгосрочная стратегия развития АПК Республики Беларусь предусматривает дальнейшее наращивание производства до уровня, достаточного, для насыщения внутреннего рынка качественными и доступными для всех социальных групп продуктами, а также реализацию экспортного потенциала. Удельный вес продукции, произведенной на экспорт к 2020 г. может составить 30,0% при условии повышения конкурентоспособности.
Необходимо совершить закономерный переход на новый этап развития национальной продовольственной системы «От продовольственной безопасности - к безопасному питанию», ориентированной на высокий уровень жизни населения, при котором питание позволяет улучшать здоровье и потенциал.
3. Должны совершенствоваться методы и
инструменты оценки угроз продовольственной безопасности в следующих направлениях:
разработка многоуровневой аналитической модели и управляющих индикаторов для оценки и прогнозирования влияния внешних факторов и угроз;
обоснование индикаторов оценки качества и экологической безопасности рациона питания населения, а также инструментов упреждения влияния угроз на наиболее уязвимые социальные группы.
Источники
1. Продовольственная безопасность Республики Беларусь. Мониторинг-2014: в контексте сбалансированности развития продуктовых рынков/ В.Г. Гусаков [и др.] - Минск Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2015.
- 229 с.
2. Продовольственная безопасность Республики Беларусь. Мониторинг-2013: в контексте глобальных проблем в сфере продовольствия / З.М. Ильина [и др.]; под ред. З.М. Ильиной. - Минск Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2014. - 206 с.
3. Государственная программа устойчивого развития села на 2011 - 2015 годы / Сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2011.
- Режим доступа: http://mshp.minsk.by/programms. - Дата доступа: 22.01.2015.