Научная статья на тему 'Интеграционные объединения стран в Европе и на постсоветском пространстве как фактор развития конкурентоспособного туризма: ретроспектива образования и перспективы расширения'

Интеграционные объединения стран в Европе и на постсоветском пространстве как фактор развития конкурентоспособного туризма: ретроспектива образования и перспективы расширения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ И ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EUROPEAN AND EURASIAN INTEGRATION / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ / TOURISM SPHERE DEVELOPMENT FACTORS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ЕДИНЫЙ РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / TOURIST SERVICES COMMON SPACE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Косевска Наталия Викторовна

В статье рассматривается ретроспектива образования Евросоюза. Особый акцент сделан на развитии и поддержке туристской сферы на пространстве ЕС. Принимая во внимание важность развития туризма в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), стоит отметить важность данного исследования с точки зрения анализа становления конкурентоспособного туризма в интеграционном блоке стран ЕС применительно к странам ЕАЭС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Косевска Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION IN EUROPE AND IN THE POST-SOVIET STATES AS A FACTOR OF THE COMPETITIVE TOURISM DEVELOPMENT: A RETROSPECTIVE OF FORMATION AND THE PERSPECTIVE OF EXPANSION

The article examines a retrospective of the European Union formation. Special emphasis is placed on the development and support of tourism sector in the EU. Taking into account the importance of tourism development in the countries of the Eurasian Economic Union (EEU) it is worth noting the importance of this study from the point of view of competitive tourism becoming analysis in the EU in relation to the countries of the EEU

Текст научной работы на тему «Интеграционные объединения стран в Европе и на постсоветском пространстве как фактор развития конкурентоспособного туризма: ретроспектива образования и перспективы расширения»

УДК 339.924

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРАН В ЕВРОПЕ И НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ТУРИЗМА: РЕТРОСПЕКТИВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ

Косевска Н.В.

В статье рассматривается ретроспектива образования Евросоюза. Особый акцент сделан на развитии и поддержке туристской сферы на пространстве ЕС. Принимая во внимание важность развития туризма в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), стоит отметить важность данного исследования с точки зрения анализа становления конкурентоспособного туризма в интеграционном блоке стран ЕС применительно к странам ЕАЭС

The article examines a retrospective of the European Union formation. Special emphasis is placed on the development and support of tourism sector in the EU. Taking into account the importance of tourism development in the countries of the Eurasian Economic Union (EEU) it is worth noting the importance of this study from the point of view of competitive tourism becoming analysis in the EU in relation to the countries of the EEU

Ключевые слова: Европейская и Евразийская интеграция; факторы развития туристской сферы; конкурентоспособность; государственное регулирование; единый рынок туристских услуг

Keywords: European and Eurasian integration; tourism sphere development factors; competitiveness; state regulation; tourist services common space

«Соединенные Штаты Объединенной Европы» - впервые озвученное в 1946 году в Цюрихе Уинстоном Черчиллем понятие, которое позже стало отправной точкой в формировании новой единой экономической системы, образованной европейскими государствами. Предшественником ЕС стало Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), состоящее первоначально (рис. 1) из шести стран-основателей: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Далее к ним в разное время присоединились Дания, Греция, Ирландия, Испания, Великобритания и Португалия.

ЕЭС функционировало до подписания в 1993 году Маастрихтского Договора (Договора о Европейском союзе). В данном Договоре ЕЭС был переименован в Европейское сообщество, сформировавшее одну из «трёх опор Европейского союза» (правовой структуры, которая определяла основы функционирования ЕС, рис. 2).

С 2009 года Лиссабонский договор установил единый статус Евросоюза как субъекта международного права. Это означало, что ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырёх случаях: если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС; если того

требует достижение целей, обозначенных в договорах; если того требует юридически обязательный документ ЕС; если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их» (Римский договор).

Рис 1. Первоначальная страновая структура ЕЭС

ЕВРОПЕИСКИИ СОЮЗ

Европейское сообщество Общая внешняя политика и политика безопасности Сотрудничество в области внутренних дел и юстиции

ДОГОВОРЫ

Рис 2. «Три опоры Европейского союза»

В своей эволюции ЕС прошел все стадии интеграции: 1 - зону свободной торговли; 2 - таможенный союз; 3 - общий рынок; 4 - экономический и валютный союз; 5 - полную интеграцию, включающую в себя единый валютный, экономический и политический союз (еще не завершенный в полной мере в ЕС). Развитие проходило вглубь и вширь, при этом неоднократно

изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию. Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня.

Государства, образовавшиеся после распада Советского Союза, пытались найти новые формы и эффективные способы совместного решения многочисленных проблем, связанных со стремлением обеспечить достойную жизнь и будущее для своих граждан. Данные интеграционные процессы набирали обороты с образования Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1991 году. Так же, как и на территории стран ЕС, здесь были пройдены все этапы интеграции (не все еще до конца завершены).

Интеграция на постсоветском пространстве происходит по типу европейской модели: велико влияние политических факторов, примерно одинаков уровень развития стран-членов, высока институционализация, наднациональный формат принятия решений (наднациональный механизм - элемент интеграции), схожая реакция на внешние макроэкономические изменения и сопоставимый путь по лестнице интеграции - от зон свободной торговли через Таможенный союз к общему рынку, экономическому валютному и политическому союзу. Это подтверждается следующими фактами:

1. Единое экономическое пространство (ЕЭП) изначально создавалось с целью перехода на более высокий уровень взаимодействия.

2. Уровни развития стран-членов сопоставимы (показатели ВВП, прогнозируемые темпы роста экономики по большинству стран СНГ, инфляция).

3. Высок уровень институционализации, определяющийся полномочиями Евразийской экономической комиссии.

4. Доминирование политических мотивов интеграции.

За весь период в рамках Содружества Независимых Государств подписывались сотни соглашений и решений с готовностью развиваться и сотрудничать в различных сферах деятельности, в том числе и в туризме. По оценкам Всемирной туристской организации (UNWTO Tourism Highlights (2014 Edition))1, занятость в туризме в 2013 году составила 1 к 11, то есть одно из одиннадцати рабочих мест в разных отраслях приходилось на туристскую сферу. Первым шагом в данном направлении в Европе стала программа «CALYPSO Initiative», подписанная еще в 2009 году и призванная открыть новые горизонты для молодых и пожилых путешественников, инвалидов и малообеспеченных семей, создавая новые рабочие места и возможности развития бизнеса в спокойное время года (низкий сезон).

По данным Всемирной туристской организации, Европа в 2013 году стала самым посещаемым регионом (дестинацией) в мире; здесь доля от числа

1 UNWTO Tourism Highlights, 2014 Edition. URL: http://mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-highlights-2014-edition (дата обращения: 11.10.2014).

всех международных прибытий в мире составила 52 %. В страны Европейского союза (EU-28) в 2013 году было отмечено увеличение числа международных туристских прибытий по сравнению с предыдущим годом на 5 %, что составило 432,7 миллиона человек. В Восточной части Европы (UNWTO относит к Восточной Европе по территориальному признаку Россию, Беларусь и Казахстан) также была выявлена тенденция к увеличению, хотя данные по трем странам сильно отличаются: Беларусь - 15 %, Казахстан - 11 %, Россия - 7 %. К факторам изменения среднегодовой численности туристов нужно относить экономические и политические процессы в мире и в регионах, а также сезонные колебания спроса на туристские продукты.

В развитии туризма прослеживается не только перспектива долгосрочного экономического развития стран, но и повышение жизненного уровня населения за счет решения многих социально-экономических проблем, к которым относится, в частности, занятость. При интеграционном целевом сотрудничестве в рамках нескольких стран создаются более благоприятные условия для взаимодействующих сторон, обеспечивается более широкий доступ к финансовым, материальным ресурсам, новейшим технологиям, обеспечивается защита фирм стран - участниц экономической интеграции от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Все это является прямыми или косвенными факторами развития туризма.

Как показывает опыт развития туризма в разных странах, в том числе в странах ЕС, успех развития туризма напрямую зависит в большей степени от того, как на государственном и на надгосударственном уровне воспринимается эта сфера, насколько она пользуется государственной поддержкой. Именно поэтому туризм активно развивается в странах ЕС, получая значительную поддержку со стороны государств2. К примеру, развитию Европейского туризма в конкурентоспособном и устойчивом направлении способствуют стратегия «Европа 2020» и Лиссабонский Договор, а также разрабатываемые Еврокомиссией меры по укреплению, поддержке и мониторингу Европейского туризма.

Доходы от туризма составляют 5 % ВВП Евросоюза. В связи с этим, туристская сфера находится в центре внимания европейской политики, ведь с ней связаны и другие отрасли, такие как транспорт, строительство, охрана окружающей среды, упорядочение территорий и другие. За основу данного развития туризма принимается NECSTouR или EDEN - система показателей для устойчивого управления дестинацией. Основываясь на данной системе, Еврокомиссия предлагает продвигать туристские дестинации путем разработки узнаваемых брендов данных направлений. Речь идет не столько об объектах туристской инфраструктуры, сколько об объектах культурного

2 Косевска Н.В. Формирование механизмов взаимодействия стран Единого экономического пространства в сфере туризма: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2012. 234 с.

наследия. Помимо имиджа ЕС как дестинации с большим количеством высококачественных всесезонных туристских направлений3, именно памятники архитектуры создают основу для привлечения туристов со всего мира. Это подтверждается высказыванием Еврокомиссара по вопросам образования, культуры и молодежи Андруллы Вассилиу: «Щедрые инвестиции, сделанные прошлыми поколениями европейцев в развитие культуры, продолжают давать плоды: старинные здания, фрески, площади и фонтаны предоставляют людям рабочие места и прямо или опосредованно увеличивают объемы ВВП Европейского союза».

Интеграция как одно из условий конкурентоспособной туристской де-стинации на постсоветском пространстве идет по тому же пути, который уже прошли страны Европейского союза, начиная с образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Таможенного союза стран БЕНИЛЮКС, Европейского экономического сообщества и далее Европейского союза. Вполне вероятно, что в перспективе политика ЕАЭС в области туризма станет тем рычагом, который направит действия правительств стран-членов в русло социально-экономического развития, основой которого в XXI веке становится туризм и активное расширение его границ.

Тенденцию текущего социально-экономического развития стран можно охарактеризовать словами вице-президента Европейской комиссии Антонио Таяни. Он говорит о том, что конкуренция между странами, когда каждый пытается «украсть» туристов у других стран, - устаревшая манера работы, потому что именно сотрудничество в данной сфере способно создать возможности для межнациональной туристской сети.

О том, что туризм развивается повсеместно на пространстве стран ЕС, свидетельствует тот факт, что за время существования ЕС было составлено, принято и ратифицировано немало планов, программ и стратегий по развитию туризма. Ниже приведены некоторые из них: а) План развития туризма в ЕС4; б) Network of European regions for a sustainable and competitive European tourism (Объединение регионов Европы в целях разработки политики устойчивого и конкурентоспособного европейского туризма); в) Политика конкурентоспособности Европейской туристской индустрии, представленная на официальном сайте Еврокомиссии5; г) Стратегия «Европа 2020»; д) Директива 95/57/ЕС от 23 ноября 1995 года о сборе

3 Политика конкурентоспособности Европейской туристской индустрии. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/ index_en.htm?ref=/newsroom/cf/document.cfm?action=display&doc_id=5257&userservice_i.

4 План развития туризма в ЕС, одобрен Еврокомиссией от 30.06.2010 (авторский перевод - Косевска Н.В.) // Communication from The Commission of the European Parliament, The Council, The European Economic and Social Committee and The Committee of the regions «Europe, the World's No.1 tourist destination- a new political framework for tourism in Europe»).

5 Европейская комиссия: [сайт]. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/index_en.htm?ref=/newsroom/cf/document. cfm?action=display&doc_id=5257&userservice_i (дата обращения: 11.10.2014).

статистической информации в области туризма (Директива Европейской Комиссии)6; е) Программа «CALYPSO Initiative» (призвана открыть новые горизонты для молодых и пожилых путешественников, инвалидов и малообеспеченных семей, создавая новые рабочие места и возможности развития бизнеса в спокойное время года) и др.

На сегодняшний день ЕС является одним из ключевых игроков на мировой арене в сфере туризма и обладает большими знаниями и опытом по этому вопросу.

Туризм в странах Таможенного союза регулируется на государственном уровне (Федеральным агентством по туризму Российской Федерации, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Комитетом индустрии туризма Республики Казахстан) путем создания различных концепций и программ. Существенным недостатком данных документов внутри ЕАЭС является тот факт, что они направлены на развитие туризма в каждой из стран по отдельности, а не в целом на всем пространстве Евразийского экономического союза, как это делается в ЕС. Таким образом, на сегодняшний день не существует четкой стратегии развития единого рынка туристских услуг в условиях образования ЕАЭС, целесообразность формирования которой чрезвычайно актуальна.

В диссертационном исследовании автор Н.В. Косевска проводила анализ межстрановых связей России, Беларуси и Казахстана в сфере туризма. Было выявлено, что, начиная с образования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, появилась перспектива более эффективного развития рынка туристских услуг на пространстве данных стран в рамках единой де-стинации, то есть единого рынка туристских услуг. Этому способствует ряд последовательных мероприятий, которые в свое время уже были аналогичным образом прописаны в Договоре о ЕС:

1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории и свободная торговля услугами между странами-участницами;

4) проведение общей аграрной и транспортной политики;

5) создание валютного союза;

6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

6 Implementation of Council Directive 95/57/EC on the collection of statistical information in the field of tourism. URL: http://aei.pitt.edu/5393/.

7) унификация налоговых законодательств;

8) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Рассматривая туристскую сферу в данных странах, нами установлено, что общая численность основных объектов инфраструктуры туризма, включающая гостиницы и аналогичные средства размещения, санаторно-курортные учреждения, туристские фирмы (туроператоры и турагенты), а также предприятия питания составляет более 160 тыс. единиц. Транспортная инфраструктура, также находящаяся в составе туристской инфраструктуры, представляет собой огромную сеть автомобильных и железных дорог, а также судоходных путей в России и Казахстане, составляющую по своей протяженности более миллиона километров.

Несмотря на то, что основа для создания общего рынка туристских услуг стран Единого экономического пространства уже положена и прописана в принципах ЕЭП (четыре свободы), на сегодняшний день говорить о том, что он уже функционирует, еще рано. Это подтверждается статистикой въездных и выездных потоков по каждой из этих стран, так как именно характеристика потоков туристов между ними является одним из основных показателей развития общего рынка туристских услуг.

Философия любого рода интеграционного объединения стран должна заключаться в синхронизировании и подчинении общим законам и целям союза государств, каждое из которых не претендует на роль абсолютного и неоспоримого лидера. Именно по этой причине очевидна необходимость разработки эффективной стратегии единого туристского пространства в интеграционном союзе стран ЕАЭС по типу европейской модели с возможностью сотрудничества с ЕС.

Библиографический список

1. Косевска Н.В. Формирование механизмов взаимодействия стран Единого экономического пространства в сфере туризма: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2012. 234 с.

2. План развития туризма в ЕС, одобрен Еврокомиссией от 30.06.2010 (авторский перевод - Косевска Н.В.) // Communication from The Commission of the European Parliament, The Council, The European Economic and Social Committee and The Committee of the regions «Europe, the World's No.1 tourist destination- a new political framework for tourism in Europe»).

3. Политика конкурентоспособности Европейской туристской индустрии. URL: http:// ec.europa.eu/enterprise/index_en.htm?ref=/newsroom/cf/document.cfm?action=display &doc_id=5257&userservice_i.

4. Implementation of Council Directive 95/57/EC on the collection of statistical information in the field of tourism. URL: http://aei.pitt.edu/5393/.

5. UNWTO Tourism Highlights, 2014 Edition. URL: http://mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-highlights-2014-edition (дата обращения: 11.10.2014).

6. Европейская комиссия: [сайт]. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/index_en.htm?ref=/newsroom/ cf/document.cfm?action=display&doc_id=5257&userservice_i (дата обращения: 11.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.