Научная статья на тему 'Анализ современного состояния внутреннего и выездного туризма в Приднестровье и рекомендации по его развитию'

Анализ современного состояния внутреннего и выездного туризма в Приднестровье и рекомендации по его развитию Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
357
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕКРЕАЦИОННАЯ АТТРАКТИВНОСТЬ / ТУРИСТСКИЕ МИГРАЦИИ / РЕКРЕАНТ / ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL / RECREATIONAL ATTRACTION / TOURIST MIGRATION / RECREATIONAL / TOURISM / RECREATIONAL NATURE MANAGEMENT / GEOPOLITICAL POSITION / TOURISM INFRASTRUCTURE / CROSS-BORDER / REGIONAL TOURIST COOPERATION / TOURIST PROJECT / TOURIST INTEGRATION / ECOLOGICAL AND ECONOMIC IMPERATIVE / TOURIST DESTINATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Палий В. Л., Пашук С. М.

В статье рассматриваются особенности туристско-рекреационного потенциала Приднестровья, современное состояние сферы туризма, а также перспективы развития туризма и рекреации в современных условиях. Показано, что Приднестровский регион, несмотря на его изолированность и непризнанный статус, аттрактивен и обладает богатым природно-ресурсным, историко-культурным и туристско-рекреационным потенциалом. Приводятся статистические данные по миграциям туристов в регионе. Приводятся статистические данные выезда приднестровцев за рубеж с туристическими целями и въезда иностранных граждан в Приднестровье с целью туризма, отдыха и досуга в 2013 и 2014 гг., показан уровень доходов республики от туризма. Обозначается (констатируется) значительное превышение количества эмигрирующих туристов в Приднестровье над иммигрирующими. Обсуждаются проблемы и факторы, тормозящие развитие туризма в Приднестровье, предлагаются меры по оптимизации туристско-рекреационной деятельности в регионе в сотрудничестве с сопредельными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Палий В. Л., Пашук С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF DOMESTIC AND INBOUND TOURISM IN TRANSNISTRIA AND RECOMMENDATIONS FOR ITS DEVELOPMENT

The article deals with the peculiarities of the tourism and recreational potential of Pridnestrovie, the current state of the tourism sector, as well as the prospects for the development of tourism and recreation in modern conditions. It is shown that the Transnistrian region, despite its isolation and unrecognized status, is attractive and has a rich natural-resource, historical-cultural and tourist-recreational potential. Natural and ethno-cultural conditions for the development of recreational nature management and tourism are identified, the most promising tourist destinations for visiting the region are characterized, and the infrastructure state of the Dniester basin is analyzed. The article presents statistical indicators of tourist migration of Pridnestrovians in the period from 2015 to 2017, provides data on the level of material income of the region from tourist activities. Statistics presented out of Transdnestr abroad for tourism purposes and the entry of foreign citizens in Transnistria, with the purpose of tourism, recreation and leisure in 2015 2017, shows the level of revenues of the Republic from tourism. Marked (stated) significant excess of the number of emigrating tourists in Transnistria over immigrants. The preconditions for the joint development of the tourism and recreational sector of Transnistria with neighboring countries, as well as the possibility of integration of Transnistria in the economic, and therefore the tourist area of European countries. The article considers the main priorities of cooperation between Moldova and Transnistria in the tourism and recreation sector. The possibilities of transboundary development of recreation and tourism in Transnistria are outlined. The ways of promotion of a joint tourist product of the Moldo-Transnistrian region are offered, in the conditions of unrecognized and isolation of Transnistria. Recommendations promoting the development of tourism and recreation industry of the two countries, as well as possible directions of such cooperation are presented. The problems and factors hindering the development of tourism in Transnistria are discussed, measures are proposed to optimize tourism and recreational activities in the region in cooperation with neighboring countries. The implemented projects aimed at the development of tourist and recreational complexes on both sides of the Dniester are indicated. The necessity of compliance with the ecological and economic imperative consisting in rational integration of resource-saving and environmental principles of development of the economy of the Republic, consistent with the concept of sustainable development of the region, is proved.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния внутреннего и выездного туризма в Приднестровье и рекомендации по его развитию»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 4 (70). № 2. 2018 г. С. 152-168. УДК 379.85. (075.8)

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ПРИДНЕСТРОВЬЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО

РАЗВИТИЮ

Палий В. Л., Пашук С. М.

ГОУ ВПО «Приднестровский государственный университет им. Т.Г.Шевченко», Молдова (Приднестровье), г. Тирасполь

E-mail: [email protected], [email protected]

В статье рассматриваются особенности туристско-рекреационного потенциала Приднестровья, современное состояние сферы туризма, а также перспективы развития туризма и рекреации в современных условиях. Показано, что Приднестровский регион, несмотря на его изолированность и непризнанный статус, аттрактивен и обладает богатым природно-ресурсным, историко-культурным и туристско-рекреационным потенциалом. Приводятся статистические данные по миграциям туристов в регионе. Приводятся статистические данные выезда приднестровцев за рубеж с туристическими целями и въезда иностранных граждан в Приднестровье с целью туризма, отдыха и досуга в 2013 и 2014 гг., показан уровень доходов республики от туризма. Обозначается (констатируется) значительное превышение количества эмигрирующих туристов в Приднестровье над иммигрирующими. Обсуждаются проблемы и факторы, тормозящие развитие туризма в Приднестровье, предлагаются меры по оптимизации туристско-рекреационной деятельности в регионе в сотрудничестве с сопредельными странами.

Ключевые слова: туристско-рекреационный потенциал, рекреационная аттрактивность, туристские миграции, рекреант, туризм, рекреационное природопользование, геополитическое положение, инфраструктура туризма, эколого-экономический императив, туристские дестинации.

ВВЕДЕНИЕ

Международный туризм в настоящее время в большинстве государств мира является ключевым экономическим фактором, играя ведущую роль в формировании ВВП страны (к примеру в Барбадосе, Доминике, Мальдивах, Мальте, Андорре и др.), становится индикатором социально-экономического развития, источником валютных поступлений, предоставляя населению рабочие места. По данным экспертов UNWTO, каждый рекреант, находясь в туристской дестинации, тратит в среднем около 400-500 долларов, а по прогнозам эти расходы к 2020 году увеличатся на 45 %. Это свидетельствует о росте валютных поступлений от функционирования туриндустрии.

Приднестровская республика, некогда являющаяся частью Молдавской ССР, является аттрактивным регионом для туристского посещения, обладая разнообразными рекреационными ресурсами и внушительным природно-ресурсным и туристско-рекреационным потенциалом. Долгие годы «цветущая Молдавия», обладая мягким и теплым климатом, ароматными винами, коньяками, обилием дешевых овощей и фруктов, привлекала рекреантов со всех регионов бывшего СССР.

В период существования СССР единую Молдавию посещало около 784 тыс. человек, что являлось финансово доходно для небольшой республики. Приднестровский регион принимал в то время более 340 тыс. туристов, что

152

отражает его аттрактивность. В Советской Молдавии тогда функционировало около 40 санаториев и домов отдыха, самыми популярными из которых и в настоящее время являются санатории в городах Днестровск, Дубоссары, Рыбница, Каменка, Вадул луй Водэ, Кагул [1].

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В связи с распадом СССР в 1992 г. в Приднестровском регионе существенно изменилось соотношение между иммигрирующими и эмигрирующими туристами по социально-экономическим и геополитическим причинам. По данным Управления миграционной службы Приднестровья (УМСП), разница между рекреантами выезжающими и въезжающими в Приднестровье составляет 4:1 в пользу выезжающих отдохнуть в зарубежные туристские дестинации.

Вследствие нецентрализованного и неинтегрированного управления в Приднестровье туристско-рекреационной отраслью экономики наблюдается несогласованное функционирование государственных и частных туристских предприятий. В рекреационную отрасль не поступают инвестиции. Вследствие социального и экономического кризиса в Приднестровье статьи финансовых расходов на развитие туристско-рекреационной сферы в 2015-2017 гг. в бюджете республики предусмотрены не были [3].

В регионе функционируют несколько туристских компаний («Владора», «Рич-Тур», «Аврора-тур», «Ниагара», «РИО», «Спектрум»), занимающиеся развитием внутреннего туризма, включающего организацию и проведение экскурсий по туристским дестинациям и объектам показа Молдовы и Приднестровья. Прочие турфирмы Приднестровской республики занимаются реализацией турпутевок в Юго-Восточную Азию, Ближний Восток, страны СНГ и Европы, то есть выездным туризмом. Но в последние годы все меньше граждан выезжают за рубеж с целью отдыха и туризма вследствие сложившегося в регионе экономического кризиса.

По данным социологического исследования, проведенного независимым центром аналитических исследований (НЦАИ) «Новый век» по вопросу посещения приднестровцами (в том числе и с рекреационными целями) республик бывшего СССР сделаны следующие заключения: 66,3 % респондентов за последние пять лет регулярно посещают постсоветские государства, из которых менее 30 % целью посещения называют «выезд на экскурсии и отдых» (табл. 1, рисунок).

Подавляющая часть респондентов (87,6 %) с удовольствием выезжают в города бывшего СССР. Главной причиной, ограничивающей этот выезд для 60,2 % респондентов, являются финансовые трудности. 24,4 % констатировали недостаток свободного времени, 6,6 % указывают на натянутые отношения между страной-донором и страной-реципиентом, 3,3 % - на недостаточное транспортное сообщение, 2,4 % не обладают информацией о других странах, 1,6 % - на недостаточные отношения со стороны жителей посещаемых стран. А 4,1 % опрошенных обозначили, что им «что им ничего не мешает» [2].

153

Таблица 1.

Целевые установки посещения приднестровцами территорий иностранных государств за 2017 г. (составлено автором по данным НЦАИ, 2017 год)

Возможности и цели посещения приднестровцами Количество граждан, посетивших Приднестровье, %

иностранных государств

1 Регулярно посещают территории постсоветского пространства 66,3

Выезжают за территорию ПМР на экскурсию и на отдых 30

Не выезжают за пределы ПМР 3,7

Всего 100

3,70% 0

У и регулярно посещают

т 1 государства

Ч постсоветского

30,00%

пространства

■ выезжают за

66,30% 1 территорию

А Приднестровья на

к. Л экскурсии и на отдых

Рис. 1. Посещение приднестровцами иностранных государств за 2017 г. (составлено автором по данным НЦАИ, 2017 год)

Таким образом, разность между выездным и въездным туризмом в Приднестровском регионе сводится в пользу выездного. Это вызвано как

154

необходимостью посещений заграничных туристских дестинаций, так и поиском работы в странах СНГ и Европы вследствие безработицы и экономического кризиса республики. Но вопреки низкому уровню заработной платы и доходов граждан непризнанной Приднестровской республики (она составляет около 9 тыс. руб. РФ), многие приднестровцы совершают поездки с целью отдыха и рекреации (табл. 2). К примеру в 2017 г. за рубежом отдохнуло 14950 приднестровских туристов, в то время как в Приднестровье отдохнуло около 1350 иностранных гостей, то есть принимает регион туристов на порядок меньше, чем отправляет [1].

Таблица 2.

Факторы, ограничивающие выезд граждан Приднестровья с целью досуга, отдыха и _туризма (по данным НЦАИ, 2017 год)_

Факторы Количество граждан Приднестровья, %

1 Материальные трудности 60,2

2 Отсутствие времени 24,4

3 Семейные обстоятельства 18,8

4 Из-за проблем во

взаимоотношениях между 6,6

нашим регионом и посещаемой

страной

5 Из-за плохого транспортного сообщения 3,3

6 Из-за отсутствия необходимой информации о других странах 2,4

7 Из-за неблагоприятного отношения со стороны жителей других стран 1,6

8 Ничего не мешает выезжать за пределы Приднестровья 4,1

Туризм в большинстве стран мира является весьма прибыльной отраслью экономики и приносит внушительный доход в бюджет государства. Но Приднестровский регион этим похвастаться пока не может. По данным отдела статистики при Министерстве экономического развития Приднестровья доля туристской отрасли в доходах государства составляет около 0,1-0,2 % в год (табл. 3) [2].

При анализе количества и географии посещений приднестровских туристов в зарубежные государства можно сделать вывод, что подавляющее большинство граждан посещают страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Восточной Европы, где невысокая стоимость предлагаемых туристских услуг. На порядок выше стоимость путевок в Германию, Черногорию, Хорватию, Португалию, Испанию и Италию, поэтому эти страны посещают меньше туристов. «Дорогие

155

страны» Европы: Норвегию, Швецию, Великобританию, Швейцарию, Францию посещает небольшое количество рекреантов из Приднестровья. По результатам оценки, проведенной методом Дельфы, а также экспертной оценке авторов за рубежом отдыхает около 20 тыс. приднестровских туристов.

Несмотря на доминирование выездного туризма над въездным в Приднестровском регионе, имеются несколько факторов, ограничивающих развитие в республике выездного туризма. К таковым относятся:

Таблица 3.

Количество и стоимость реализованных турпакетов гражданам ПМР по зарубежным странам за 2015-2017 гг. (по данным Мин. эконом. развития Приднестровья)

2015 г. 2016 г. 2017 г.

Число турпакетов, единиц 263 110 117

Стоимость турпакетов, тыс. руб. ПМР 3135 1018,8 1560,7

- геоэкономическая и геополитическая изоляция республики;

- падение доходов населения по причине экономической нестабильности;

- правовые, языковые, морально-нравственные, поведенческие, религиозные и адаптационные проблемы приезжающих туристов;

- необходимость работы приднестровских турагентов через представителей турбизнеса Молдовы из-за непризнанности Приднестровья;

- непризнанность Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) в мировом сообществе;

- паспортно-визовые ограничения;

- отсутствие современной инфраструктуры выездного туризма;

- вследствие отсутствия международного аэропорта в г. Тирасполе вынужденное использование такового в г. Кишиневе;

- использование для доставки туристов к местам дестинаций транспорта, зарегистрированного в РМ;

- незащищенность приднестровских туристов как потребителей туристского продукта из-за отсутствия финансовой ответственности приднестровских турагентов при предоставлении туристских услуг;

- отсутствие необходимого сотрудничества между субъектами турбизнеса Приднестровья и Молдовы;

- отсутствие единой информационной базы данных, информирующих граждан о предоставлении туристских услуг;

156

- слабая маркетинговая политика, позиционирующая приднестровские и зарубежные туристские дестинации [1; 4].

ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ:

- неразработанная и неутвержденная нормативно-правовая и экономическая базы, регулирующие отношения в сфере туристской индустрии;

- нескоординированная работа муниципальных экскурсионно-туристских организаций, разрушена система туристических организаций (необходимо восстановление лагерей отдыха и турбаз);

- недостаточен уровень подготовки кадров туристической отрасли и сферы обслуживания населения и туристов, отсутствуют знания иностранного языка по специальности;

- отсутствует должное научное обеспечение развития туристской деятельности в Приднестровской Молдавской Республике (работа ведется только несколькими сотрудниками ПГУ им. Т. Г.Шевченко);

- многие объекты туристского показа находятся в аварийном состоянии или не оборудованы, требуют восстановления;

- недостаточен объем номерного фонда гостиниц уровня 2-3* и хостелов, способных удовлетворить потребности в размещении различных социальных групп туристов и гостей республики, а в сельской местности - постоялых дворов и ухоженных частных домовладений, оборудованных всем комплексом удобств и жизнеобеспечения;

- отсутствуют средства размещения в сельской местности, удовлетворяющие запросам экологического и этнографического туризма;

- в республике отсутствуют современные оборудованные пляжи и места массового отдыха в береговой зоне реки Днестр, озер, в лесных урочищах;

- не хватает объектов индустрии развлечения - развлекательных комплексов, тематических парков, системы современных аттракционов (в том числе и для детей); современные кафе, бары, ресторанные комплексы зачастую не по карману приезжим;

- не развита инфраструктура водного туризма (отсутствуют современные речные суда и катамараны, нет современного безопасного водного снаряжения, специализированных стоянок и др.);

- есть проблемы с благоустройством и поддержанием в порядке береговых зон, мест популярных экскурсионных маршрутов, экологических троп, стоянок, различных объектов показа, мест стоянок, ночлега, разбивки кемпингов;

- наличие стихийных свалок по всей территории республики портит первое представление туристов о народе, проживающем на этой земле, а также культуре бережного отношения к общественным материальным ценностям;

- не всегда удовлетворительное состояние дорог и подъездов к объектам показа, отсутствие автостоянок и освещения, места общего пользования на трассах не обеспечивают должный уровень приема отечественных и иностранных туристов

157

(объекты показа не оборудованы пунктами общественного питания, общественными туалетами, освещением);

- отсутствует в республике широкодоступная информация о туристско-рекреационных возможностях, нет наглядной информации, информационных киосков (touch screen) и указателей на дорогах, недостаточно банкоматов с поддержкой международных карточек VISA и Mastercard; не сформирован позитивный туристический имидж и туристический бренд Приднестровья;

- инерционное мышление в сознании жителей сел о перспективах и ресурсах сельского, этнографического и экологического туризма, а также слабая информированность о его экономическом значении;

- ощущается дефицит ярких событийных мероприятий, представляющих потенциальный интерес для туристов (концерты, спортивные, досуговые и развлекательные мероприятия);

- плохое знание иностранных языков в целом по республике и экскурсоводами в частности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения;

- отсутствуют доступные инвесторам долгосрочные кредитные инструменты (например проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в туристско-рекреационные объекты в приемлемые для инвесторов сроки;

- отсутствие гибкой системы стимулирования и налоговых льгот для туристических предприятий, необходимых государственных дотаций для лиц, занимающихся развитием туризма и рекреации в регионе;

- фактор непризнанности Приднестровья;

- сложная социально-экономическая ситуация в республике;

- недостаточная информация о Приднестровье в зарубежных средствах массовой информации (негативная информация о республике в зарубежных СМИ);

- практическое отсутствие учетности туристического потока и фактических доходов от внутреннего туризма, что не способствует повышению уровня жизни населения и экономики республики;

- сложная социально-экономическая ситуация в республике;

- зарубежные средства массовой информации предоставляют отрицательную информацию о Приднестровье как о зоне повышенного риска и наличии отсталой инфраструктуры, что не может не сказаться на выборе места отдыха у иностранных туристов не в нашу пользу;

- слабо развита туристская инфраструктура, транспортное сообщение, моральный и физический износ существующей материальной базы, незначительное количество средств размещения туристов с современным уровнем комфорта, рассчитанных на самого взыскательного путешественника;

- отсутствие необходимого реестра существующих на данный момент и находящихся в разработке туристских объектов, требующих дальнейшего развития;

158

- создано малое количество историко-культурных и природных заповедников в регионе, не ведется целостная внутрирегиональная статистика в данной отрасли;

- низкое качество обслуживания в местах туристских дестинаций в связи с низким уровнем подготовки кадров для работы в современных условиях стремительно развивающего туристического рынка;

- отсутствует финансовая ответственность при проведении туроператорской деятельности, что влечет за собой незащищенность туриста как потребителя туристического продукта.

- несмотря на интенсивную торговлю с странами Европейского Союза, коммерческие банки этих стран не открывают корреспондентские счета для приднестровских банков, что создает определенные сложности для иностранных туристов, которые не могут воспользоваться платежными картами VISA и MASTERCARD, и приводит к дополнительным затратам для приднестровских экономических агентов.

- происходит слабое обеспечение достоверными и своевременными статистическими данными, а также осуществление мониторинга деятельности субъектов рынка туристских услуг Приднестровья.

- туризм в Приднестровье, в отличие от туризма Молдовы, не представлен на выставках; государственной поддержки в этом плане нет, а отдельные туристические предприятия самостоятельно принимать участие в международных выставках не могут по финансовым причинам;

- отсутствие комплексного подхода государства для развития туризма и рекреации как потенциальной и востребованной отрасли;

- отсутствие систематической и эффективной работы по поддержке развития туризма со стороны региональных и местных властей [4; 5].

В 2017 году авторами статьи разработана Программа развития рекреации и туризма в Приднестровье в условиях геоэкономического и геополитического кризиса, при реализации которой туристско-рекреационная сфера региона будет развиваться и модернизироваться.

РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В ПРИДНЕСТРОВЬЕ

Для развития туризма и рекреации в Приднестровье необходимо создать туристско-рекреационный комплекс, способный предложить качественный и недорогой отдых с элементами оздоровительного, экологического, сельского, этнического, водного и экстремального и других видов туризма, представленных в регионе. Республике необходимы исследования рынка туризма, которые должны проводиться наряду с инвентаризацией туристских ресурсов.

Также необходимо выделение отдельной государственной управленческой структуры, ответственной за развитие туристической отрасли в целом, в том числе за разработку и продвижение туристических продуктов, лицензирование, стандартизацию и сертификацию объектов туристической инфраструктуры, защиту прав потребителей и интересов туристов, координацию работы по подготовке и

159

повышению квалификации кадров в области туризма. Данная структура должна обеспечить создание государственной информационной системы, содержащей информацию об организациях (лицах), осуществляющих туристическую деятельность, и о туристическом достоянии Приднестровской Молдавской Республики.

Необходимо разработать приднестровский туристический бренд, а также туристические бренды городов и районов Приднестровской Молдавской Республики как отдельных туристических регионов, обладающих собственной спецификой и инвестиционным потенциалом. Нужно гарантировать государственную поддержку базовых туристических брендов, в том числе путем размещения государственных заказов на оказание туристическо-краеведческих и эколого-рекреационных услуг.

Необходимо повысить инвестиционную привлекательность туристской отрасли через коррекцию законодательной базы туризма, в том числе и посредством разработки законов о туристско-рекреационных особых экономических зонах.

Основной задачей развития туризма в Приднестровье должно стать формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках [1; 6].

При реализации поставленных задач следует руководствоваться «концепцией устойчивого развития туризма» Всемирной туристской организации как экологически безопасной формой использования природных и культурных ресурсов. Экономические, социальные и эстетические потребности туристов должны удовлетворяться с поддержанием культурной и экологической целостности, без нанесения вреда биологическому разнообразию и системам жизнеобеспечения.

В этой связи нами предлагается осуществление следующих мероприятий по развитию туристско-рекреационной сферы Приднестровской Молдавской республики:

1. реставрация и восстановление историко-культурных и туристических объектов и объектов показа в республике. Некоторые объекты находятся в плачевном состоянии и нуждаются в срочном восстановлении;

2. создание имиджа Приднестровья в области туризма;

3. создание туристического бренда Приднестровья;

4. выпуск туристического альманаха, буклетов, плакатов, карт и иной рекрамно-иеформационной продукции, в которых будут отображены визитные карточки Приднестровья;

5. создание туристско-рекреационной инфраструктуры республики;

6. определение форм собственности туристической деятельности и туристических предприятий;

7. разработка комплексных туристических маршрутов и программ приема туристов, в которых, кроме показательных и познавательных компонентов, обустройства туристов, должны присутствовать элементы молдавской кухни, дегустация вино-коньячной продукции, организация различных видов развлечений;

160

8. миграционной службе при МВД ПМР максимально упростить процедуру въезда и выезда за пределы республики граждан, желающих посетить Приднестровье, а также процедуру оформления регистрации;

9. таможенным органам Приднестровья не ограничивать вывоз туристами брендовой продукции за пределы республики;

10. создать инфраструктуру краеведческого и агроэкологического туризма;

11. активизировать деятельность традиционных народных ремесел;

12. обеспечить развитие конфессионального туризма,

13. внедрить финансово-кредитные механизмы государственной поддержки развития внутреннего туризма;

14. содействовать развитию новых высококонкурентных видов туризма;

15. создать дополнительные рабочие места в сфере туризма;

16. создать условия рекламно-информационного обеспечения продвижения турпродукта на внутреннем и внешнем рынках;

17. способствовать подготовке кадров в сфере социально-культурного сервиса и туризма (в настоящее время осуществляется несколькими специалистами Приднестровского государственного университета им. Т. Г.Шевченко);

18. создать условия научного обеспечения туристской деятельности (на данный момент осуществляется кафедрой социально-экономической географии и регионоведения ПГУ им. Т. Г. Шевченко);

19. оказать посильную финансовую поддержку развития сферы туризма (при сложной экономической ситуации в Приднестровье предлагается содействие деятельности предпринимателей, создать благоприятные условия для инвестиций в туристскую индустрию);

20. осуществить передачу в аренду земельных участков в туристско-рекреационных особых экономических зонах под строительство объектов туриндустрии на долгосрочной основе;

21. разработать на (льготных условиях) систему налогового и таможенного регулирования данной отрасли;

22. развитие экологической составляющей рекреации и туризма;

23. развитие бальнеологической рекреации (лечение и оздоровление минеральными водами Приднестровья, отличными по составу от минеральных вод Карпат, Крыма, Кавказа);

24. развитие аграрной (сельской) рекреации;

25. разработка и реализация «Винного пути» в Приднестровье, развитие виноградно-винодельческого и энотуризма;

26. использование санаторно-курортных дестинаций с элементами бальнеологии, ампелотерапии, винотерапии;

27. развитие рекреации в Приднестровье как аспект политического, экономического и социального развития региона;

28. развитие частного туристско-рекреационного малого бизнеса (рестораны, гостиницы, сувениры);

29. разработка комплексных (сухопутных, водных, смешанных) туристических маршрутов на территории Приднестровья и сопредельных и ним государств;

161

30. разработка доступных инвесторам долгосрочных кредитов с низкими процентными ставками, позволяющими развить рекреационную инфраструктуру и объекты дестинации;

31. создание в заповедниках и заказниках Приднестровья специально выделенных и оборудованных мест (участков) для рекреации;

32. преобразование нерентабельных и разрушенных объектов производства в рекреационные;

33. развитие и создание новых религиозных объектов;

34. создание комплекса мини-гостиниц (гостевых домов, хостелов, поятоялых дворов) на территории туристических маршрутов;

35. необходимо создать положительный имидж Приднестровья в области туризма на международной арене;

36. в социальных сетях регулярно размещать информацию о природных и антропогенных достопримечательностях Приднестровского региона, а также аттрактивных туристических, историко-культурных и рекреационных объектах республики;

37. осуществить разработку и реализацию комплексных туристических маршрутов, охватывающих весь спектр мероприятий для туристов, в том числе его сельский, этнографический, экологический, познавательный, историко-культурный, анимационный, бальнеологический, виноградно-винодельческий виды;

38. совместно с сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Приднестровья, природного заповедника «Ягорлык», преподавателями разработать маршруты для осуществления потребностей экологического туризма;

39. преподавателям кафедры социально-экономической географии и регионоведения принять участие в разработке материалов для туристического альманаха Приднестровья и материалов для печатной продукции, служащих рекламой туризма Приднестровья и привлекающих туристов в республику;

40. проводить научно-практические семинары, круглые столы и конференции на университетском, региональном и международном уровнях по развитию туризма в Приднестровье, используя формы докладов и презентаций;

41. совместно с Агентством регионального развития Приднестровья (АРРП) разрабатывать и реализовывать проекты по развитию туристско-рекреационной сферы Приднестровья;

42. составлять фото- и видеопрезентации об аттрактивных природно-географических объектах, туристских достопримечательностях, историко-культурных объектах, объектах показа, а также объектах экологического, этнографического, событийного, лечебно-оздоровмительного, виноградно-винодельческого туризма, энотуризма [1; 7; 8].

Также в данной программе развития рекреационного природопользования и туризма в Приднестровье предлагаются конкретные мероприятия по оптимизации развития экологического, сельского, этнографического, винного туризма, реализация которых будет способствовать привлечению туристов в Приднестровскую республику.

162

В обозримой перспективе для повышения эффективности природопользования и охраны окружающей среды предлагается:

- повсеместное внедрение ресурсосберегающих, энергосберегающих и экологически чистых технологий;

- максимальная утилизация отходов, в том числе бытовых, извлечение из них предельно возможного количества полезных веществ;

- рациональное использование главного природного богатства республики -почв, повышение их плодородия и продуктивности;

- ограничение выбросов в главную водную артерию республики - р. Днестр, исключение засорения берегов реки и их облагораживание;

- рациональное использование водных ресурсов для всех нужд - бытовых, хозяйственных, рекреационных;

- проведение обязательной экологической экспертизы всех проектов социально-экономического развития [9];

- внедрение средств экологического менеджмента в систему управления предприятиями;

- соблюдение эколого-экономического императива для природоохранных целей, сохранения биоразнообразия, рационального природопользования, оптимизации функционирования туристско-рекреационной сферы, а также для внедрения концепции устойчивого развития региона.

Мы полагаем, что это может быть реализовано при строгом соблюдении эколого-экономического императива (ЭЭИ), который состоит в рациональной интеграции ресурсосберегающих и природоохранных принципов развития экономики республики, согласующихся с концепцией устойчивого развития региона. В результате обозначится позитивный эффект в экономике региона: пополнение государственного бюджета как следствие создания новых рабочих мест. Для реализации предложенной Программы развития рекреационного природопользования и туризма в республике необходима и модернизация инфраструктуры региона: объектов питания, развлечения, диверсифицировать дорожную сеть, кемпинги и гостиницы [10].

Взаимодействие в туристско-рекреационной сфере имеет важное значение для культуры и экономики различных стран, особенно трансграничных, и является предпосылкой для их совместного развития. Это сотрудничество выражается в соглашениях в области рекреации и туризма, которые заключают заинтересованные стороны. Это является подтверждением стремления государств к сотрудничеству на принципах взаимной выгоды и равноправия. Существуют разработанные направления данного сотрудничества:

- упрощение таможенных, пограничных и миграционных формальностей;

- увеличение между Молдовой и Приднестровьем туристских поездок (групповых и индивидуальных);

- поддержка руководителей обоих государств сотрудничества в области рекреации и туризма;

- интегрированная подготовка профессиональных кадров для работы в туриндустрии;

163

- обмен различной информацией;

- открытие в других странах туристских рекламно-информационных бюро;

- сотрудничество различных международных туристских организаций с туристскими администрациями в пределах UNWTO [7].

Как правило, контроль за реализацией подобных соглашений возлагается на туристские администрации того или иного государства. При этом необходимы регулярные встречи для мониторинга, подведения итогов и разработки планов на будущее.

МНОГОСТОРОНЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Совместная координация действий по оптимизации развития рекреации и туризма между Россией, Беларусью, Украиной, Молдовой и Приднестровьем является ключевым аспектом сотрудничества ПМР с сопредельными странами в этой отрасли экономики. Международные совещания и форумы, освещающие вопросы развития туристской отрасли, являются формами такого сотрудничества.

Для нормализации сотрудничества Приднестровья с трансграничными странами необходимо деполитизировать двусторонние отношения, редукционировать миграционные формальности рекреантов, въезжающих в регион с туристскими целями, и создать прозрачный таможенный контроль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные меры сотрудничества сопредельных с Приднестровьем стран станут предпосылкой для развития туризма и рекреации как Приднестровской республики, так и Украины, Молдовы, России, Беларуси, Болгарии, Румынии и других государств. Принося доходы странам, туристская отрасль не должна зависеть от политических отношений, а способствовать познанию граждан, их культурному и эстетическому развитию, оздоровлению, повышению коммуникабельности, сближению народов.

Удобное транспортно-географическое положение Приднестровья служит благоприятной предпосылкой для международной интеграции. При оптимизации условий туристского взаимодействия регион может стать ключевым звеном туристского транспортного коридора «Юго-Запад СНГ - Европейский Союз». Сотрудничество приднестровских субъектов туристской сферы с российскими туроператорами и турагентами является еще более перспективным направлением подобного взаимодействия. Но при наличии многочисленных политических и экономических ограничений для функционирования народнохозяйственных субъектов Приднестровья это преимущество сложно реализовать. Через города Приднестровской республики, стран СНГ (особенно Украины), европейские государства необходимо возобновить свободное авто- и железнодорожное движение [8].

В сложившейся геополитической и экономической обстановке и интеграция Приднестровья в туристское в частности и в экономическое в целом пространство европейских государств является весьма перспективной. Несмотря на политические разногласия между непризнанной Приднестровской республикой и республикой Молдовой, представители Приднестровья регулярно принимают участие в

164

совместных с Молдовой проектах - в туристско-рекреационной сфере, в области экономики, экологии, таможенного и транспортного взаимодействия, образования и здравоохранения.

Основой трансграничного развития в туристской отрасли может стать разработка и реализация совместных проектов в области историко-культурного, экологического, этнографического, сельского, гостиничного, религиозного, ремесленного, бальнеологического, ампелотуризма, винного и энотуризма.

Необходимо совместными усилиями сопредельных государств осуществлять оценку состояния качества и модификации окружающей среды посредством научного мониторинга, установить нормативные параметры и их корректировки, которые являются критериями рационального освоения туристско-рекреационного потенциала. Таким образом, первым этапом реализации эколого-экономического императива должно стать создание экологически устойчивых рекреационных резервов. Вторым этапом оптимизации функционирования туристско-рекреационной сферы Приднестровья, по нашему мнению, должен быть сам процесс реализации экономического потенциала республики. Третьим этапом соблюдения эколого-экономического императива в бассейне Днестра будет совместная реализация природоохранных мероприятий в аттрактивных туристско-рекреационных ландшафтных комплексах, детерминирующее продуктивное развитие промышленного производства, социально-экономической, инфраструктурной и финансовой составляющих сферы туризма и рекреации. Необходимо при строгом соблюдении экологического императива рационально использовать имеющиеся в Приднестровье аттрактивные природно-рекреационные ресурсы. Это будет способствовать оптимизации интенсивного развития всех «культивируемых» в Приднестровье видов туризма, особенно экологического, как перспективной деятельности в природоохранном и экономическом смысле.

Необходимым условием для развития туризма и рекреации в Приднестровском регионе является создание разнообразных качественных и недорогих турпродуктов, сохранение и грамотное использование культурно-исторических и природных ресурсов, трансграничное развитие рационального рекреационного природопользования, современные методы реализации разработанной рекламной стратегии и маркетинго-информационной политики, формирование системы качественной профессиональной подготовки кадров [9].

Неотложными мерами, направленными на преодоление кризиса в экономике в целом и в туристско-рекреационной сфере в частности должны стать эффективное использование рекреационного потенциала. Мы рассматриваем туристскую отрасль экономики Приднестровья, находящегося в условиях непризнанности, блокады и экономической изоляции, как фактор позиционирования региона и создания его положительного имиджа на международной арене.

Сохранение природной и историко-культурной составляющей в Приднестровье должно стать основой развития туристской инфраструктуры региона. Для этого необходимо активизировать деятельность по профессиональной подготовке специалистов, квалифицированность которых послужит основой реализации

165

обозначенной выше Программы развития рекреационного природопользования и туризма в республики.

В условиях экономической и политической нестабильности основными критериями сбалансированного развития Приднестровья должны стать активизация государственно-частного предпринимательства, создание стимулов роста сферы гостиничных и туристских услуг, входящих в основу соблюдения комплексного эколого-экономического подхода к анализу современных особенностей социально-экономического развития республики.

Эффективное развитие туристко-рекреационной отрасли, предусматривающее, по нашему мнению, необходимость соблюдения эколого-экономического императива, возможно при конструктивном подходе, оценках экономической эффективности туристских проектов и максимальной деполитизации при функционировании внешнеэкономических связей [11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что основой развития туристско-рекреационной сферы Приднестровья должен стать эколого-экономический императив, предусматривающий совокупное сочетание экономических и природоохранных принципов. Эти принципы, которые представлены в авторской Программе развития рекреационного природопользования и туризма в Приднестровской республике, согласуются с концепцией устойчивого развития региона. В основе разработанной модели посткризисного развития туризма и рекреации в Приднестровском регионе лежит использование совместно с Республикой Молдовой туристских ресурсов и инфраструктуры, функционирование разработанных авторами туристских маршрутов в бассейне Днестра, реализация совместных турпродуктов. Вышесказанные аспекты имеют определенное значение для повышения уровня жизни полиэтнического населения Приднестровья, а, следовательно, и интенсивного социально-экономического развития всей пока непризнанной республики.

Список литературы

1. Палий В. Л. Туристско-рекреационный потенциал Приднестровья и перспективы его использования // Вестник СПбГУ, сер.7. Геология. География, 2016. Вып. 2. С.98-106.

2. Палий В., Пашук С. Геополитическое положение Приднестровья как фактор формирования туристических потоков // Перспективы развития туристического потенциала Приднестровья. Материалы науч.-практич. конф. с международ. участием. Тирасполь, 06.08.2015 г. - С. 71-76.

3. Государственная служба статистики Министерства экономического развития ПМР / Пресс-выпуск «Основные показатели туристической деятельности за 2015 г.». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: mer.gospmr.org/gosudarstvennaya-statistika

4. Бурла М. П. Современное состояние экономики ПМР и антикризисные возможности туризма // Доклад о социально-экономическом развитии ПМР в 2015 г. Уточненный вариант. - Тирасполь: ГСС, 2014. - 90 с.

5. Еделев Д. А. Особенности формирования и развития системы рекреационных услуг. // Современная научная мысль. 2013. № 5. - С.113-122.

166

6. Азар В. И., Биржаков М. Б., Путрик Ю. С. и др. Предложения к концепции развития туризма. // Туристские фирмы. 2000. № 22. - С. 23-38.

7. Туманов О. Н. Перспективы развития туризма в Черноморском и Средиземноморском регионах. // Туристские фирмы. 2001. № 24. - С. 49-51.

8. Цикель М. А. Тенденции развития регионального туризма в современных условиях (на примере Калининградской области). // Туризм: право и экономика. 2003. № 1. - С. 20-27.

9. Арбузова Н. Ю. Региональное развитие туризма. // Туристские фирмы. Вып. 40. - СПб., «Невский фонд», 2006. - С. 20-23.

10. Палий В., Севастьянов Д. Эколого-экономический императив как основа устойчивого развития туристско-рекреационной сферы в Приднестровье // «Общество. Среда. Развитие». Научно-теоретический журнал. № 3(40), 2016г. - С. 102-109.

11. Риш А. М. Роль туризма в устойчивом развитии региональной экономики. // Туристские фирмы. 2000. № 22. - С. 63-71.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF DOMESTIC AND INBOUND

TOURISM IN TRANSNISTRIA AND RECOMMENDATIONS FOR ITS

DEVELOPMENT

Palii V. L., Pashuk S.M.

Pridnestrovian State University Shevchenko, Moldova (Transnistria), Tiraspol, E-mail: [email protected], [email protected]

The article deals with the peculiarities of the tourism and recreational potential of Pridnestrovie, the current state of the tourism sector, as well as the prospects for the development of tourism and recreation in modern conditions. It is shown that the Transnistrian region, despite its isolation and unrecognized status, is attractive and has a rich natural-resource, historical-cultural and tourist-recreational potential. Natural and ethno-cultural conditions for the development of recreational nature management and tourism are identified, the most promising tourist destinations for visiting the region are characterized, and the infrastructure state of the Dniester basin is analyzed. The article presents statistical indicators of tourist migration of Pridnestrovians in the period from 2015 to 2017, provides data on the level of material income of the region from tourist activities.

Statistics presented out of Transdnestr abroad for tourism purposes and the entry of foreign citizens in Transnistria, with the purpose of tourism, recreation and leisure in 2015 - 2017, shows the level of revenues of the Republic from tourism. Marked (stated) significant excess of the number of emigrating tourists in Transnistria over immigrants. The preconditions for the joint development of the tourism and recreational sector of Transnistria with neighboring countries, as well as the possibility of integration of Transnistria in the economic, and therefore the tourist area of European countries. The article considers the main priorities of cooperation between Moldova and Transnistria in the tourism and recreation sector. The possibilities of transboundary development of recreation and tourism in Transnistria are outlined. The ways of promotion of a joint tourist product of the Moldo-Transnistrian region are offered, in the conditions of unrecognized and isolation of Transnistria. Recommendations promoting the development

167

of tourism and recreation industry of the two countries, as well as possible directions of such cooperation are presented.

The problems and factors hindering the development of tourism in Transnistria are discussed, measures are proposed to optimize tourism and recreational activities in the region in cooperation with neighboring countries.

The implemented projects aimed at the development of tourist and recreational complexes on both sides of the Dniester are indicated. The necessity of compliance with the ecological and economic imperative consisting in rational integration of resource-saving and environmental principles of development of the economy of the Republic, consistent with the concept of sustainable development of the region, is proved. Keywords, tourist and recreational potential, recreational attraction, tourist migration, recreational, tourism, recreational nature management, geopolitical position, tourism infrastructure, cross-border, regional tourist cooperation, tourist project, tourist integration, ecological and economic imperative, tourist destinations.

References

1. Mer.gospmr.org/gosudarstvennaya-statistika (State statistics service of the Ministry of economic development of PMR); Press release "Main indicators of tourism activity for 2015".

2. Burla M. p. the Current state of the economy of PMR and anti-crisis tourism opportunities / / report on the socio-economic development of PMR in 2015 Refined version. - Tiraspol: HCC, 2014. - 90 p.

3. Paly V. L. Tourism and recreational potential of Transnistria and prospects of its use // Vestnik SPBU, ser.7, Geology. Geography, 2016, vol.2.- P. 98-106.

4. Paly V., Pashuk S. the Geopolitical position of Pridnestrovie as a factor in the formation of tourist flows // Prospects for the development of the tourism potential of Pridnestrovie. Materials science.-practical. Conf. with internecine. participation. Tiraspol, 06.08.2015 g.- P. 71-76.

5. Paly V., Sevastyanov D. Ecological and economic imperative as a basis for sustainable development of tourism and recreation in Pridnestrovie // "Society. Environment. Development.» Scientific and theoretical journal. №3 (40), 2016- P. 102-109.

6. Edelev D. A. Features of formation and development of recreational services. // Modern scientific thought. 2013. No. 5.- P.113-122.

7. Azar.V. I., Birzhakov M. B. Putrik, Y. S. and others Proposals to the concept of tourism development. // Tourist firm. 2000. No. 22.- P.23 - 38.

8. Tumanov O. N. Tourism development prospects in the black sea and Mediterranean regions. // Tourist firm. 2001. No. 24.- P.49-51.

9. The role of tourism in the sustainable development of the regional economy. // Tourist firm. 2000. No. 22.- P.63-71.

10. Tsikel M. A. Trends in the development of regional tourism in modern conditions (on the example of the Kaliningrad region). // Tourism: law and Economics. 2003. No. 1.- P.20-27.

11. Arbuzova N. Yoo. Regional tourism development. // Tourist firm. Vol. 40.- SPb., "Nevsky Fund", 2006.- P. 20-23.

168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.