Научная статья на тему 'Интегративный подход в образовательном процессе: проблемы и перспективы'

Интегративный подход в образовательном процессе: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ СТИЛЬ ПОЗНАНИЯ / СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ И ПОСТДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ / ЦЕЛОСТНОЕ ЗНАНИЕ / INTEGRATIVE APPROACH / THE INFORMATIVE ASPECT OF AN INTEGRATIVE APPROACH / THE PROCEDURAL ASPECT OF AN INTEGRATIVE APPROACH / AN INTEGRATIVE STYLE KNOWLEDGE AND SYNTHETIC KNOWLEDGE / INTERDISCIPLINARY AND POST-DISCIPLINARY ANALYSIS AND SYNTHESIS / HOLISTIC KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Табашникова Ольга Львовна

Статья посвящена обоснованию необходимости применения интегративного подхода в образовательном процессе высшей школы по таким направлениям подготовки, как «Менеджмент», «Маркетинг», и др. Выпускники этих направлений должны быть подготовлены к принятию нетривиальных решений в условиях ограниченной информации, высокой степени неопределенности и постоянно возрастающей динамики внешней и внутренней среды социальных организаций (в том числе, предприятий бизнес-среды, административных учреждений, общественных организаций и т. д.) как объектов управления. Проанализированы причины, сдерживающие инновационные тенденции в образовательном процессе. Предлагается авторский алгоритм трансформации существующих подходов к организации образовательного процесса, с целью формирования у обучаемых результата дуалистического характера, а именно: с одной стороны наличие у выпускников целостного знания, основанного на междисциплинарном и постдисциплинарном анализе и синтезе, т. е. полного комплексного представления о соответствующей сфере деятельности; а с другой владение интегративным стилем познания. Новизна авторского подхода заключается в том, что в образовательном процессе должно быть обеспечено единство содержательных и процессуальных аспектов интегративного подхода, причем как на уровне образовательной программы в целом, так и на уровне отдельной изучаемой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Табашникова Ольга Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative Approach in the Educational Process: Problems and Prospects

The article is devoted to justifying the need to use an integrative approach in the educational process of higher education in such areas of training as “Management”, “Marketing”, etc. Graduates of these areas should be prepared to make non-trivial decisions in conditions of limited information, a high degree of uncertainty and the ever-increasing dynamics of the external and internal environment of social organizations (including enterprises of the business environment, administrative institutions, public organizations, etc.) as objects of management. The reasons constraining innovative tendencies in educational process are analyzed. The author’s algorithm of transformation of existing approaches to the organization of educational process is offered. As a result of this transformation, students, on the one hand, will receive a holistic knowledge in the relevant field of activity, based on interdisciplinary and post-disciplinary analysis and synthesis, and on the other hand, will master the integrative style of knowledge. The novelty of the author’s approach lies in the fact that in the educational process should be ensured the unity of substantive and procedural aspects of the integrative approach, both at the level of the educational program as a whole and at the level of a separate discipline.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход в образовательном процессе: проблемы и перспективы»

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Табашникова Ольга Львовна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и бизнес-технологий, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова; 650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39 tabashnikova.ol@kemerovorea.ru

Статья посвящена обоснованию необходимости применения интегративного подхода в образовательном процессе высшей школы по таким направлениям подготовки, как «Менеджмент», «Маркетинг», и др. Выпускники этих направлений должны быть подготовлены к принятию нетривиальных решений в условиях ограниченной информации, высокой степени неопределенности и постоянно возрастающей динамики внешней и внутренней среды социальных организаций (в том числе, предприятий бизнес-среды, административных учреждений, общественных организаций и т. д.) как объектов управления. Проанализированы причины, сдерживающие инновационные тенденции в образовательном процессе. Предлагается авторский алгоритм трансформации существующих подходов к организации образовательного процесса, с целью формирования у обучаемых результата дуалистического характера, а именно: с одной стороны - наличие у выпускников целостного знания, основанного на междисциплинарном и постдисциплинарном анализе и синтезе, т. е. полного комплексного представления о соответствующей сфере деятельности; а с другой - владение интегративным стилем познания. Новизна авторского подхода заключается в том, что в образовательном процессе должно быть обеспечено единство содержательных и процессуальных аспектов интегративного подхода, причем как на уровне образовательной программы в целом, так и на уровне отдельной изучаемой дисциплины.

Ключевые слова: интегративный подход; содержательный аспект интегративного подхода; процессуальный аспект интегративного подхода; интегративный стиль познания; синтетическое знание; междисциплинарный и постдисциплинарный анализ и синтез; целостное знание.

Доминантной тенденцией сегодняшнего дня является усиление глобализации всех сфер социальной реальности, а также возникновение в них проблем, решение которых невозможно без применения знаний, основанных на междисциплинарном и постдисциплинарном [1]анализе и синтезе. Однако овладение такого рода «целостным», синтетическим знанием предполагает использование в образовательном процессе адекватных инструментов. Подобным инструментом,на наш взгляд, является интегратив-ный подход.

Однако, как отмечают многие исследователи, в настоящее время имеет место несоответствие между «поступательным нарастанием инновационных процессов в экономике и промышленности и замедленным переходом ... образовательного процесса, на инновационный путь развития» [2]. В этих условиях именно инте-

гративному подходу отводится роль «модернизатора учебного процесса в вузах» [3].

Особую актуальность приобретает применение интегративного подхода к обучению по таким направлениям подготовки, как «Менеджмент», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Экономика и управление» и др., выпускники которых должны быть подготовлены к принятию нетривиальных решений в условиях ограниченности информации, высокой степени неопределенности и постоянно возрастающей динамики внешней и внутренней среды социальных организаций (в том числе, предприятий бизнес-среды, административных учреждений, общественных организаций и т. д.) как объектов управления.

Однако (и это уже отмечалось автором в ранее опубликованных статьях), несмотря на расширение масштабов и углубление научных познаний, что отражается в со-

временных учебных программах, на практике можно наблюдать усиление разобщенности и ослабление связей между дисциплинами, предназначенными для изучения [4]. Это неизбежно приводит к снижению эффективности образовательного процесса в целом и, соответственно, к снижению качества подготовки обучающихся.

С точки зрения подготовки будущих специалистов и руководителей любого уровня отсутствие у них целостного представления о предстоящей деятельности потенциально значительно снижает эффективность их интеллектуального труда по принятию управленческих решений. Заметим, что целостность представления предполагает не только наличие комплекса знаний в сфере экономики, социологии, производственных, финансовых,торговых и других процессов, но и понимание сути процессов управления, а также

осознание необходимости систематизации и интегрированности этих знаний.

Среди причин, препятствующих формированию требуемого комплекса знаний, умений и навыков, отметим следующее:

♦ отсутствие единства, а порой и противоречивость отдельных элементов знаний (в трактовке различных дисциплин) по отношению к конкретному вопросу. В подобном случае велик риск возникновения отрицательного синергического эффекта;

♦ проблема поиска необходимой информации в памяти, поскольку она наполнена избыточными ассоциативными связями;

♦ сложность определения целесообразности использования имеющейся информации для какой-либо конкретной ситуации и т. д.

В данном случае, на наш взгляд, трудно сформировать у обучающихся целостное научное представление, поскольку обучение в высшей школе в первую очередь ориентировано на предметное изучение и блочное построение дисциплин.

Однако следует отметить, что уже на сегодняшний день имеют место инновационные тенденции развития высшего образования, которые в большей или меньшей степени основываются на интегра-тивных процессах. Наиболее очевидна реализация такого рода процессов в российских вузах университетского типа, в которых сформированы серьезные научные школы на базе как физико-математических, так и гуманитарных факультетов.

Содержательный аспект инте-гративного подхода диктует необходимость включения в учебный процесс такого перечня дисциплин, изучение которых направле-

но на создание у обучающегося целостного представления о науке и искусстве управления, а также об управлении как особом виде профессиональной деятельности в современном обществе.

Под интеграцией принято понимать процесс и результат формирования некоей целостности из разнородных и разобщенных элементов. При этом интеграция проявляется в единстве с противоположным ей процессом расчленения, разделения целого на части, то есть с дифференциацией [4].

В качестве методологической базы интеграции образования оправданно выделить философскую идею о целостности самого человека, а также целесообразность применения интегративного подхода для изучения ее становления.

Важным элементом содержательного аспекта интегративного подхода в образовательном процессе является комплекс соответствующих тестов, ситуационных задач, практических заданий, деловых игр, упражнений, выполнение которых потребует от обучаемых «применения системных знаний, обобщенных навыков, а также комплексного типа мышления» [4].

Стоит отметить, что проблема использования интегративного подхода в образовательном процессе будущих менеджеров, маркетологов, Лг-ов актуальна не только в содержательном аспекте, но и в процессуальном. Это обусловлено тем, что деятельность руководителя любого уровня априори имеет сложный характер, а по мере карьерного роста предполагает качественное усложнение обязанностей, что, собственно, и определяет необходимость их адекватной профессиональной подготовки, периодической переподготовки и повышения квалификации.

При реализации процессуального аспекта необходимо использование форм организации учебного процесса, способствующих формированию интегративного типа познания. Важно отметить, что формирование у обучающегося интегративного стиля познания происходит на основе сочетания жизненного опыта, системного мышления, интуиции и нетривиального подхода к решению поставленной задачи.

Результатом освоения интегративного курса, в котором органично объединены содержательный и процессуальный аспекты, должно стать формирование целостного знания, представляющего из себя нечто большее, чем любая изучаемая теория в отдельности. Это достигается посредством формирования у обучающихся системного мышления на основе осознанного усвоения новых и актуализации полученных ранее знаний, диалектического осмысления комплексных связей между ними и сегментированного хранения знаний в памяти. Наряду с этим, при изучении интегративных курсов студенты приобретают способность мыслить системно, диалектически осмысливать и анализировать полученные знания по образцу известных структур научных теорий, развивают когнитивные навыки.

Кроме того, итогом организованного подобным образом обучения будущих руководителей станет приобретение ими соответствующих знаний и практических навыков, необходимых для руководства организацией, как с точки зрения общего менеджмента (в частности: целеполагание, планирование, осуществление процедуры мониторинга на стратегическом и на операционном уровнях, принятие управленческих решений и т. д.),

так и в соответствующих функциональных областях управления.

Именно поэтому обеспечение единства содержательных и процессуальных аспектов в программе подготовки менеджеров, маркетологов, экономистов на основе ин-тегративного подхода является условием достижения ее целей.

В первую очередь необходимо обеспечить выполнение ряда требований к содержательному аспекту программы подготовки, т. е. к составлению перечня изучаемых дисциплин,а именно:

♦ изучение дисциплин, связанных с основными функциональными сферами менеджмента;

♦ обеспечение высокой степени интеграции отдельных дисциплин с точки зрения общего управления организацией;

♦ включение в программу так называемых «интегративных» дисциплин, то есть дисциплин междисциплинарного и постдисциплинарного характера [4], например: «Анализ и синтез управленческих решений в инновационной экономике», «Теория организации и организационное поведение», «Деловые и научные коммуникации в условиях информатизации», «Управление офисом» и др.

Кроме того, в программе должно быть предусмотрено применение интегративных форм организации учебной работы (процессуальный аспект), в частности:

♦ работа студентов над прикладными проектами, осуществляемая как индивидуально, так и в группах;

♦ проведение научных консультаций ведущими преподавателями, академическими руководителями образовательных про-

грамм, а также представителями бизнес-среды;

♦ практика на профильных предприятиях, в том числе зарубежных;

♦ участие в работе базовых кафедр на производственных и торговых предприятиях;

♦ деловые игры, анализ деловых ситуаций, тренинговые упражнения, решение задач, предполагающее использования комплекса знаний, творческие лаборатории и др.

Одним из примеров применения в образовательном процессе ин-тегративного подхода можно считать программу «Мастер делового администрирования — Master of business administration (MBA)» по направлению «Стратегический менеджмент», успешно реализуемую Центром дополнительного профессионального образования Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В.Плеханова для подготовки и переподготовки руководителей высшего и среднего уровня (top- и middle-management).

Цель Программы МВА «Стратегический менеджмент» состоит в формировании профессиональных управляющих на основе*:

♦ получения комплекса знаний об организациях, действующих в современной деловой среде, на принципиально новом уровне обобщения и интерпретации социального опыта; усиления и развития уже приобретенного ими ранее практического опыта в бизнесе и управлении;

♦ усиления и развития уже приобретенного ими ранее практического опыта в бизнесе и управлении;

♦ выработки навыков по использованию имеющихся и приоб-

ретаемых (развиваемых) знаний и умений в нетипичных ситуациях;

♦ формирования способности к управлению в условиях постоянных изменений и нарастающей неопределенности. Принимая во внимание тот факт,

что профессиональной сферой деятельности обладателей квалификации MBA является управление организациями или их структурными подразделениями,причем в любых отраслях бизнеса, наличие навыков принятия самостоятельных управленческих решений в рамках выполнения комплексных и межфункциональных стратегических задач организации выступает в качестве одной из наиболее важных компетенций, формируемых (развиваемых) в процессе обучения. Поэтому в результате изучения программы МВА по направлению «Стратегический менеджмент» обучающийся приобретает такой комплекс знаний, умений и практических навыков, который необходим и достаточен для организации общего управления предприятием. Следует уточнить, что в данный комплекс включены дисциплины, обеспечивающие формирование и развитие компетенций как по общему менеджменту, так и по управлению функциональными сферами организационной деятельности, его дополняющими, в том числе по маркетингу, управлению персоналом, управлению изменениями и др.

Для достижения перечисленных выше целей комплекс включенных в данную программу дисциплин должен отвечать следующим требованиям:

♦ наличие дисциплин, охватывающих базовые функциональные сферы менеджмента;

* Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 февраля 2008 г. № 40 «О государственных требованиях к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)».

♦ наличие дисциплин, обеспечивающих высокую степень интеграции отдельных изучаемых предметов с точки зрения управления организацией в целом;

♦ наличие в комплексе интегра-тивных дисциплин, особенно в сфере политики и стратегии бизнеса, инноваций и т. д. Основной особенностью данной

методики обучения является наличие четко сформулированных результатов, которые получают обучающиеся по окончании прохождения курса. Особенно важным является то, что ожидаемые результаты представлены по каждой дисциплине в увязке с освоенными знаниями и практическими навыками. Именно таким образом все полученные теоретические и практические знания, в конечном счете, должны приводить обучающегося к формированию у него необходимых компетенций менеджера, маркетолога, hr-а и др.

Следуя логике интегративного подхода, все дисциплины, изучаемые по программе МВА для направления «Стратегический менеджмент», объединены в четыре блока (цикла), которые содержат научно-практический материал по каждой дисциплине в согласовании с освоенными знаниями и практическими навыками.

Первый блок в соответствии с Государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования»* носит название «Научные основы бизнеса и менеджмента». В него включены такие учебные курсы, как «Экономика и право», «Финансы и статистика», «Информатика и информационные технологии», «Теория организации и организационное поведение» и т.д. Их назначение — сформиро-

* Там же.

вать базовые представления о сущности бизнеса и его взаимодействии с внешней средой.

Второй блок «Базовые профессиональные дисциплины воб-ласти менеджмента» ориентирован на стратегическое развитие организации и формирование профессиональной основы для решения проблем, возникающих при этом в управлении организацией, и включает дисциплины, обеспечивающие формирование необходимых для этого навыков, например: «Производственный и операционный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление изменениями», «Управление человеческими ресурсами», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» и др. Изучение учебных курсов, включенных в данный блок программы МВА по направлению «Стратегический менеджмент», обеспечивает создание основы профессионального подхода к решению проблем управления организацией с позиций как функционального, так и общего менеджмента с учетом стратегической перспективы.

В третий блок «Специальные дисциплины» (обязательные и по выбору) включены дисциплины функциональной, отраслевой и иной специализации, например: «Информационные технологии в менеджменте», «Эконометрика и моделирование в менеджменте», «Управление конкурентоспособностью организаций» и др. В рамках специфики программы данные дисциплины предполагают более глубокое исследование наиболее значимых аспектов менеджмента и бизнеса в целом. Кроме того, в этом цикле реализуется возможность учесть индивидуальные предпочтения

обучающихся с точки зрения как организационных, так и личностных (в том числе карьерных) интересов.

Четвертый блок «Профессиональные навыки руководителя» содержит дисциплины, направленные на создание фундамента для личностного развития, например: «Персональный менеджмент», «Моделирование делового имиджа», «Планирование карьеры», «Риторика лидера» и др.

На наш взгляд, именно такое формирование комплекса дисциплин, как в приведенном выше примере, позволяет реализовать содержательный аспект интегратив-ного подхода к подготовке руководителей, обеспечивающий приобретение в процессе обучения соответствующих знаний и практических навыков, необходимых для руководства организацией.

Процессуальный аспект инте-гративного подхода, реализованный в программе МВА по направлению «Стратегический менеджмент», предусматривает широкое использование различного рода интерактивных форм проведения обучающих занятий, в частности, интерактивные лекции, семинары в режиме диалога, трансформацию деловых ситуаций из практической деятельности слушателей программы в кейсы для группового анализа и обсуждения, а также дискуссии, ролевые и деловые игры, психологические тренинги и т. д.

Особо стоит отметить, что структура программы МВА по направлению «Стратегический менеджмент» помимо тематических блоков общепринятой концепции подготовки менеджеров-дженералистов, включает специфический блок «Интегративы». Под интегративами принято

понимать такие формы обучения действием, которые имеют выраженную межфункциональную и междисциплинарную направленность и являются важным инструментом реализации процессуального аспекта интегративного подхода. Подчеркнем, что именно интегративы обеспечивают формирование междисциплинарного и постдисциплинарного знания, чем вносят существенный вклад в достижение целей разных блоков дисциплин и образовательной программы в целом.

На наш взгляд [4], прогнозируемый результат применения инте-гративных форм обучения ориентирован на получение следующих навыков:

♦ выработка комплексных межфункциональных решений;

♦ формирование способности интегрировать отдельные аспекты менеджмента и бизнеса в процессе разработки политики и стратегии общего развития организации;

♦ принятие управленческих решений в нестандартных ситуациях.

К числу интегративных форм обучения относятся:

♦ прикладные проекты, предполагающие в процессе разработки и выполнения использование знаний и навыков, полученных при изучении двух, трех и более дисциплин;

♦ бизнес-консультирование: в рамках образовательного процесса данная форма интег-ративного взаимодействия может быть реализована в виде симуляции или ролевой игры;

♦ деловые игры, построенные на использовании знаний междисциплинарного и постдисциплинарного уровня и др.

Кроме того, такие формы учеб-

ной работы, как практика, стажировка, выпускная квалификационная работа (аттестационный проект), априори являются интеграти-вами.

Выполнение прикладных проектов в рамках программы МВА по направлению «Стратегический менеджмент» формирует целый ряд компетенций, необходимых руководителю, а именно:

♦ способность проанализировать ситуацию, структурировать ее, выявить проблему и представить ее в виде проекта, предполагающего дальнейшую реализацию;

♦ умение использовать различные инструменты и методы управления проектами, в том числе программное обеспечение;

♦ знание и умение применять на практике формы управления проектами, адекватные сложившейся ситуации, а также готовность инициировать и осуществлять руководство практическим применением проекта;

♦ владение базовыми теоретическими и практическими знаниями в сфере финансирования, материально-технического, а также кадрового обеспечения проектов, начиная с планирования и заканчивая их реализацией. Включение в образовательный

процесс профессиональных консультаций в формате семинаров научной и профессиональной направленности позволило, с одной стороны, сформировать у обучающихся понимание целесообразности использования консалтинга для решения управленческих задач и умение взаимодействовать с квалифицированными консультантами, а с другой — овладеть базовыми приемами консалтинга, чтобы в дальнейшем использовать их для повышения эффективности своей работы.

Применение такой интерактивной формы обучения, как междисциплинарные деловые игры позволяет сформировать следующие способности:

♦ понимание роли деловой игры, как комплексного инструмента изучения и решения проблем бизнеса и управления;

♦ выработка навыков участия в деловых играх, в частности на базе компьютерных симуляци-онных программ;

♦ эффективное использование деловых игр для собственного развития и для решения управленческих проблем и задач. Зарубежная стажировка, которая стала частью программы МВА по направлению «Стратегический менеджмент», позволила сформировать основы понимания кросс-культурных различий и взаимоотношений, а также осознание культурного разнообразия управленческой среды, проблем, в ней возникающих, а также умение проявлять гибкость и адаптационные навыки по отношению к специфике данных аспектов; обеспечила формирование способности обучаться в международной среде.

Аттестация по итогам образовательного курса предполагает публичную защиту выпускной квалификационной работы (проекта).

В результате работы над выпускной квалификационной работой у обучающихся формируются следующие компетенция

♦ способность формулирования и анализа серьезной организационной проблемы стратегического характера;

♦ обладание теоретическими познаниями в области концептуальных методов проведения исследования, навыками работы с научной литературой, применение статистических методов исследования и баз, знание

и умение использовать методы сбора релевантной информации, ее анализа и синтеза для разработки обоснованных вариантов решения проблем управления, а также использования их в конкретной ситуации; ♦ умение подготовить письменную работу, а также ее презентация в рамках итоговой квалификационной работы по результатам обучения по программе МВА. Таким образом, применение в рамках программы МВА по направлению «Стратегический менеджмент» интегративного подхода позволило обеспечить подготовку слушателей к роли лидеров,

готовых использовать в своей деятельности разнообразные управленческие инструменты. Кроме того, интегративный подход обеспечивает развитие у обучающихся стратегического образа мышления, навыков предпринимательской деятельности, способности генерировать и применять инновационные идеи, умение использовать свои знания применительно к конкретным проблемам менеджмента в неоднозначных ситуациях, а также умение работать в группе, способность осуществлять самоменеджмент, готовность к непрерывному обучению, которое способствует личностному росту.

На наш взгляд, опыт реализации интегративного подхода подготовки руководителей в рамках программы МВА по направлению «Стратегический менеджмент», может быть использован в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистров по различным направлениям, в том числе «Менеджмент», «Маркетинг», «Управление персоналом» и др. При этом важно обеспечить единство содержательных и процессуальных аспектов интегративного подхода, как на уровне образовательной программы в целом, так и на уровне каждой изучаемой дисциплины.

ИСТОЧНИКИ

1. ПригожинА.И. Современная социология организаций. — М., 1995. — 296 с.

2. ГурьеЛ.И., КирсановА.А., КондратьевВ.В., ЯрмакеевИ.Э. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе: монография под редакцией В.В.Кондратьева. — М.: ВИНИТИ, 2006. - 288 с. - С. 3.

3. ЕрмаковаЛ.А Интегративный подход к обучению: прошлое и настоящее // Современная педагогика. — 2016. — № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5815 (дата обращения: 07.06.2018).

4. Табашникова О.Л., Матвиенко В.А. Программа MBA: интегративный подход к обучению менеджеров высшего звена. // Профессиональное образование в России и за рубежом/2014 — КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/ article/n/programma-mba-integrativnyy-podhod-k-obucheniyu-menedzherov-vysshego-zvena. (дата обращения: 26.09.2018).

Integrative Approach in the Educational Process: Problems and Prospects Tabashnikova Olga Lvovna,

Candidate in Economics, Associate Professor of the Department of Management and Business Technologies, Kemerovo Institute (branch) of the Plekhanov Russian Economic University; Kuznetsky Ave 39, Kemerovo, 650992, Russian Federation (tabashnikova.ol@kemerovorea.ru)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to justifying the need to use an integrative approach in the educational process of higher education in such areas of training as "Management", "Marketing", etc. Graduates of these areas should be prepared to make non-trivial decisions in conditions of limited information, a high degree of uncertainty and the ever-increasing dynamics of the external and internal environment of social organizations (including enterprises of the business environment, administrative institutions, public organizations, etc.) as objects of management. The reasons constraining innovative tendencies in educational process are analyzed. The author's algorithm of transformation of existing approaches to the organization of educational process is offered. As a result of this transformation, students, on the one hand, will receive a holistic knowledge in the relevant field of activity, based on interdisciplinary and post-disciplinary analysis and synthesis, and on the other hand, will master the integrative style of knowledge. The novelty of the author's approach lies in the fact that in the educational process should be ensured the unity of substantive and procedural aspects of the integrative approach, both at the level of the educational program as a whole and at the level of a separate discipline.

Keywords: integrative approach; the informative aspect of an integrative approach; the procedural aspect of an integrative approach; an integrative style knowledge and synthetic knowledge; interdisciplinary and post-disciplinary analysis and synthesis; holistic knowledge.

REFERENCES

1. Prigozhin, A.I. (1995) Modern sociology of organizations. Moscow, 1995, 296 p.

2. Gurie, L.I.; Kirsanov, A.A.; Kondratiev, V.V.; Yarmakeev, I.E. (2006) Integrative foundations of the innovative educational process in higher vocational school: a monograph edited by V.V. Kondratyev. Moscow, VINITI Publ., 2006, 288 p.

3. Ermakova, L.A. (2016) Integrative approach to learning: past and present. Sovremennayapedagogika[Modern pedagogy], 2016, No 7. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5815 (accessed: 2018.06.07).

4. Tabashnikova, O.L.; Matvienko, V.A. (2014) MBA program: an integrative approach to training senior managers. Professionalnoe obrazovanie v Rossiii za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2014. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/programma-mba-integrativnyy-podhod-k-obucheniyu-menedzherov-vysshego-zvena. (accessed: 2018.09.26).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.