Научная статья на тему 'Программа MBA: интегративный подход к обучению менеджеров высшего звена'

Программа MBA: интегративный подход к обучению менеджеров высшего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗНАНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРИКЛАДНЫЕ ПРОЕКТЫ / БИЗ НЕС-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СТАЖИРОВКИ / МЕЖФУНК ЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / АТТЕСТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / AN INTEGRATIVE APPROACH / INTERNSHIPS / CROSS-FUNCTIONAL BUSINESS GAMES / CERTIFICATION PROJECT / INTEGRATED KNOWLEDGE / INTEGRATIVE LEARNING / APPLIED PROJECTS / BUSINESS CONSULTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Табашникова Ольга Львовна, Матвиенко Валентина Андреевна

Статья посвящена теоретическим и прак тическим аспектам обучения менеджеров высшего звена в системе дополнительного профессионального образования по програм ме МВА на основе интегративного подхода. Авторами приведены примеры использова ния интегративных форм обучения магистров делового администрирования, применяемых в Центре дополнительного профессионально го образования Кемеровского института (фи лиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MBA programme: an integrative approach to training senior managers

The article is devoted to theoretical and practical aspects of training senior managers in the MBA program based on integrative approach in the system of continuing professional education. The authors cite examples of the use of integrative forms of education masters business administration, applied in the Center for continuing professional education of the Kemerovo Institute (branch) of the «Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov (REU by Plekhanov)».

Текст научной работы на тему «Программа MBA: интегративный подход к обучению менеджеров высшего звена»

ратуры для организации дистанционного обучения, а также на командировочные расходы. Ведь ежегодно, как минимум два-три раза, представители вуза ездят на различные семинары и совещания, проводимые федеральным ресурсным центром или же комиссией по организации подготовки управленческих кадров.

Странной также является ситуация, при которой методика расчета стоимости подготовки специалиста не учитывает ни инфляции, ни территориальных различий, то есть районного коэффициента. Хотя вполне очевидно, что затраты даже по официально включенным в смету статьям ежегодно возрастают, как минимум, на процент роста инфляции.

Вызывает определенное недоумение и то обстоятельство, что ежегодно изменяется формат заочного мониторинга образовательных программ, а также и организаций, которые проводят общественную экспертизу. Так, в 2013 г мониторинг проводился путем заполнения обширной анкеты Московским государственным техническим университетом радиотехники, электроники и автоматики, а в 2014 г. мониторинг проводится некоммерческой организацией «Национальный аккредитационный совет делового образования» на основе объемного отчета по самообследованию каждой программы. При этом информация о проводимом с 1 по 13 октября 2014 г. мониторинге в КемГУ поступила 1 октября, а до исполнителей дошла только 2 октября.

Важнейшим фактором внутреннего (регионального) значения является неоднородность состава слушателей по возрасту, стажу работы, образованию и сфере деятельности, что безусловно осложняет учебный процесс и затрудняет возможность освоения комплекса компетенций. Так, например, в наборе 2014 г. на практико-ориентированную программу «Менеджмент» 8 представителей промышленности, 7 — здравоохранения, 6 — торговли, 5 — образования, 4 — органов управления и т. д.

Другой проблемой является нежелание слушателей делиться личным опытом и четко обозначать существующие проблемы организации, направившей их на обучение. Безусловно, имеет место и определенная пассивность со стороны руководителей предприятий и организаций, направивших слушателей на учебу, с точки зрения их участия в аттестационных мероприятиях.

1. Методические рекомендации по организации обучения специалистов в российских образовательных учреждениях и разработке образовательных программ для реализации в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2014/15 учебных годах. — М., 2012.

2. Методические рекомендации по документационному обеспечению программ, реализуемых образовательными учреждениями в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. — М., 2012.

УДК/UDC 378.046.4

О. Л. Табашникова, В. А. Матвиенко O. Tabashnikova, V. Matvienko

ПРОГРАММА MBA: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МЕНЕДЖЕРОВ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

MBA PROGRAMME: AN INTEGRATIVE APPROACH TO TRAINING SENIOR MANAGERS

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам обучения менеджеров высшего звена в системе дополнительного профессионального образования по программе МВА на основе интегративного подхода. Авторами приведены примеры использования интегративных форм обучения магистров

делового администрирования, применяемых в Центре дополнительного профессионального образования Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г В. Плеханова.

The article is devoted to theoretical and practical aspects of training senior managers in the MBA program based

on integrative approach in the system of continuing professional education. The authors cite examples of the use of integrative forms of education masters business administration, applied in the Center for continuing professional education of the Kemerovo Institute (branch) of the «Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov (REU by Plekhanov)».

Ключевые слова: интегративный подход, интегрированное знание, интегративные формы обучения, прикладные проекты, бизнес-консультирование, стажировки, межфункциональные деловые игры, аттестационный проект.

Keywords: an integrative approach, integrated knowledge, integrative learning, applied projects, business consulting; internships, cross-functional business games, certification project.

В условиях постоянно возрастающей динамики внешней среды, усиливающейся глобализации, экономических и социальных трансформаций общества перед системой дополнительного профессионального образования стоит задача модификации подходов к подготовке и переподготовке менеджеров высшего звена. Современный руководитель должен быть способен не только на высоком профессиональном уровне управлять предприятием, создавать и эффективно вести собственное дело, но и результативно мыслить и действовать в постоянно изменяющихся обстоятельствах, находить оптимальные решения, обладать навыками комплексного анализа экономических процессов. Это возможно, если руководитель владеет способностью получать интегрированное знание об объекте управления, что, в свою очередь, обусловлено его умением преодолевать дисциплинарные границы в процессе управленческого анализа, обладает такими значимыми для руководителя интеграционно-целостными качествами, как симультанность — способность к синхронному использованию в один временной промежуток разнообразных, порой разнокачественных знаний, умений, действий, операций;толерантность — терпимость к «чужим» ценностям, позициям, взглядам, верованиям и др.

В то же время расширение масштабов и углубление научного познания, находящие отражение в современных учебных программах как высшего, так и дополнительного профессионального образования, сопровождают-

ся усилением разобщенности и ослаблением связей между изучаемыми дисциплинами, что приводит к снижению эффективности качества подготовки специалистов в сфере управления.

По мнению специалистов, эффективность управленческих решений существенно снижается из-за отсутствия упорядоченности и ин-тегрированности знаний, что, в свою очередь, обусловлено целым рядом причин, а именно:

— противоречивостью отдельных элементов знаний по конкретным вопросам;

— проблематичностью отыскания в памяти нужной информации из-за избыточных ассоциативных связей;

— сложностью определения возможности или невозможности применения имеющейся информации для конкретного случая и т. д. [1].

Решению перечисленных проблем, на наш взгляд, способствует интегративный подход к подготовке менеджеров высшего звена. Под интеграцией понимают процесс и результат формирования целостности из ранее разобщенных разнородных компонентов, проявляющийся через единство с противоположным ему процессом расчленения — дифференциацией [4, с. 5].

Интегративный подход в образовании предполагает разработку заданий и учебных проблем, с одной стороны, требующих применения систематизированных сведений, обобщенных умений, комплексного стиля мышления на основе синтеза разных областей знания, а с другой — моделирующих многофункциональность коллективной деятельности участников.

Идея реализации интегративного подхода в подготовке менеджеров высшего звена нашла свое воплощение в Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования — Master of business administration (MBA)». Цель Программы МВА — формирование профессиональных управляющих, менеджеров высшего звена. Одним из ключевых требований к поступающим на Программу МВА является наличие опыта работы в бизнесе и менеджменте, чтобы на его основе обеспечить «приобретение на продвинутом уровне новых знаний об организациях, действующих в современной деловой среде, выработку компетенций по их применению в различных, в том числе нетипичных, деловых ситуациях, фор-

мирование способности к управлению в условиях перманентных изменений и неопределенности» [1, с. 2].

Сферой профессиональной деятельности обладателей квалификации «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA)» является управление организациями или их структурными подразделениями в любых отраслях бизнеса, предусматривающее самостоятельное решение стратегических управленческих задач комплексного, межфункционального характера. Поэтому в процессе обучения слушатель Программы МВА не только должен приобрести теоретические знания, но и умения и практические навыки, необходимые для общего руководства организацией. В том числе набор компетенций по общему менеджменту (це-леполагание, принятие решений, планирование и контроль на операционном и стратегическом уровнях), а также в дополняющих его функциональных областях организационной деятельности.

Достижение целей Программы МВА возможно лишь на основе интегративного подхода, для реализации которого необходимо соблюдение следующих требований:

— обеспечение основных функциональных областей менеджмента и высокой степени интеграции отдельных дисциплин с позиций общего управления организацией;

— включение в Программу дисциплин ин-тегративного характера в области стратегии и политики бизнеса, организационной реструктуризации, инноваций, международного бизнеса и т. д.;

— создание условий для работы слушателей над прикладными проектами, их участия в деловых играх и тренингах, предполагающих комплексные решения.

Особенностью методики обучения по Программе МВА, обеспечивающей ее интегра-тивность, является наличие четко сформулированных конечных результатов обучения по каждой дисциплине в органическом сочетании с осваиваемыми знаниями, умениями и навыками, приводящими к получению слушателями необходимых компетенций менеджера.

Программа «Мастер делового администрирования — Master of business administration (MBA)», разработанная в Кемеровском институте (филиале) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г В. Плеханова», отвечает всем перечисленным требованиям.

Дисциплины Программы группируются по циклам, что отражает взаимосвязанные стороны освоения научно-практического материала и обеспечивает выработку необходимых умений и навыков.

Первый цикл «Научные основы бизнеса и менеджмента» объединяет дисциплины, дающие основу для понимания сущности бизнеса и его внешней среды (экономика, право, социальная психология, финансы, количественные методы и статистика и др.).

Второй цикл «Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента» включает дисциплины по менеджменту и стратегиям развития организации, которые составляют основу профессионального подхода к решению проблем менеджмента организаций в стратегической перспективе.

Цикл 3 — «Специальные дисциплины» (обязательные и по выбору) — содержит дисциплины функциональной, отраслевой специализации и предусматривает углубленное рассмотрение наиболее важных аспектов бизнеса и менеджмента, исходя из специфики программы МВА и целевой группы слушателей. Данный цикл дает возможность учесть индивидуальные предпочтения слушателей с позиций их организационных и карьерных интересов.

Структура Программы МВА вместе с тематическими блоками, циклами дисциплин по уровням научной, профессиональной и специальной подготовки, формами и методами личностного и профессионального развития включает в себя так называемые интеграти-вы, под которыми понимают формы обучения действием, имеющие выраженный межфункциональный характер. Следует отметить, что формы обучения интегративного характера занимают в Программе МВА большое место (более 80 часов аудиторной работы и 20 — внеаудиторной), имеют множественные образовательные результаты и вносят вклад в достижение целей различных блоков дисциплин. В целом образовательный результат использования интегративных форм обучения направлен на развитие навыков выработки комплексных межфункциональных решений, приобретение способности интегрировать различные аспекты бизнеса и менеджмента в процессе выработки политики и стратегии развития бизнеса и организации в целом.

В состав интегративных форм подготовки менеджеров высшего звена включены прикладные проекты, бизнес-консультирование,

стажировки, межфункциональные деловые игры, аттестационный проект и др.

Назначение выполнения прикладных проектов — сформировать у слушателей способности (в команде или индивидуально) структурировать и формально представить проблему в виде проекта, предназначенного для реализации; освоить и уметь применять (на начальном уровне) разнообразные инструменты и методы (включая программное обеспечение) управления проектами; ознакомиться с формами организации управления проектами, инициировать и возглавлять их практическое применение; овладеть на теоретико-методическом и практическом уровнях основами финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения проектов (от планирования до реализации).

Так, выполнение проекта «Диагностика и изменение организационной культуры» направлено на формирование у слушателей профессиональных навыков управления организационной культурой. Цель проекта — формирование стратегического профиля организационной культуры на основе диагностики ее ключевых измерений. Моделирование включает 20 этапов исследования организационной культуры конкретного предприятия с использованием индивидуальных и групповых опросников, построением стратегических профилей моделируемой организационной культуры (в виде графиков), заполнением необходимых анкет и опросников, позволяющих провести сравнительный анализ организационной культуры по ее важнейшим характеристикам. В результате выполнения данного проекта обучаемые приобретают целый ряд профессиональных навыков, а именно: навыки диагностики существующей организационной культуры, проектирования желаемого стратегического профиля организационной культуры, разработки мероприятий по изменению организационной культуры. Кроме того, получают развитие такие социальные компетенции, как деловые коммуникации, работа в команде, лидерство, принятие решений и др.

Для выполнения прикладного проекта «Формирование собственного транспортного парка предприятия» слушатели должны изучить характеристики различных видов и типов транспорта; определить область использования транспортного парка предприятия, условия транспортировки, проанализировать основные технико-экономические показатели

выбранного вида транспорта; разработать алгоритм принятия решения; проанализировать возможные варианты по составу и количеству транспортных средств; сформировать организационную структуру транспортного отдела; разработать систему управления и взаимодействия транспортного отдела с другими отделами предприятия. Работа над проектом формирует способности учитывать многофакторность при принятии решений, анализировать технико-экономические показатели работы формируемого транспортного парка; разрабатывать таблицы загрузки транспортных средств с учетом особенностей поставки; определять взаимодействие транспортного отдела с другими функциональными подразделениями предприятия, использовать бенч-маркинг при принятии решений и др.

Консультирование как интегративная форма обучения направлено, с одной стороны, на формирование у слушателей понимания значения консультирования для управления и умения работать с квалифицированными консультантами, а с другой — на овладение основами и приемами управленческого консультирования с целью повышения эффективности своей работы. Тематика консультаций имеет широкий спектр: от вопросов, связанных с изучением слушателями того или иного курса, выполнения курсовых или аттестационных проектов до проблем развития профессионального мастерства руководителя.

Образовательный результат зарубежной стажировки состоит в развитии у слушателей понимания культурного разнообразия управленческой среды и управленческих проблем, кросс-культурных различий и взаимоотношений, умения приспосабливаться к их специфике, а также способности к обучению в международной среде.

Межфункциональные деловые игры, например: «Выбор логистического канала при закупке товаров», «Финансовое обеспечение инвестиционного проекта», «Формирование этического менеджмента организации с целью повышения уровня ее культуры» и др. — имитируют производственные ситуации и направлены на развитие деловых качеств слушателей на основе игровых имитаций, понимание ими значения деловых игр как комплексного инструмента анализа и решения проблем бизнеса и управления, выработку навыка участия в них, в том числе на основе компьютерных симуляций, а также на их продуктивное использование участниками как

для личностного роста, так и для решения управленческих задач.

В результате выполнения аттестационного проекта слушатели Программы МВА должны быть способны сформулировать и исследовать крупную организационную проблему стратегического характера, обладать знанием концепций и методов проведения исследований, навыками работы с научной литературой, использования статистики и баз данных, методов сбора релевантной информации, ее анализа и синтеза для выработки обоснованных решений проблем управления и применять их в конкретных ситуациях; обладать умением подготовки письменной работы и ее презентации как итога обучения по Программе МВА.

Таким образом, интегративные формы обучения по Программе МВА Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г В. Плеханова направлены на подготовку слушателей к роли лидера и реформатора в организации; развитие у них стратегического мышления, предпринимательских навыков, способностей к инновациям; умения применять знания в области бизнеса и менеджмента к комплексным деловым проблемам в разных ситуациях; приобретение и развитие межличностных навыков работы в группах; способности к самоменеджменту, непрерывному обучению и личностному развитию [3, с. 198].

В то же время, подчеркнем, личностное и профессиональное развитие менеджеров

высшего звена, обучающихся по Программе МВА, обеспечивается интегративным подходом к процессу обучения в целом, а не только (и не столько) специальными занятиями, деловыми играми, дискуссиями, тренингами по указанной тематике. Результатом такого обучения являются качественные преобразования в человеке, связанные с развитием, становлением и формированием у него значимых для руководителя интеграционно-целостных качеств.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования — Master of business administration (MBA)» (новая редакция) : утв. Министерством образования и науки РФ от 29.12.2007. Рег. номер Минобрнауки РФ ГТ ППК 72/03.

Кондаков А. Методология интеграции знаний [Электронный ресурс]. — URL: www.holos.spb.ru/texts/know _int. htm#p1#p1.

Табашникова О. Л. Интегративный подход как инновационный инструмент обучения менеджеров по программе «Мастер делового администрирования — Master of business administration (MBA)» [Текст] // Высшее профессиональное образование: традиции и инновации: труды II Международ. науч.-метод. конф. (25 ноября 2009 г.). — Кемерово : Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ»), 2009. — С. 196-198. Трофимец Е. Н. Наглядное моделирование экономических явлений и процессов как средство интеграции математических знаний в процессе обучения математике студентов экономических специальностей вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. — Ярославль, 2004. — 193 с.

УДК/UDC 378.046.4(571.17)

Н. И. Брагин N. Bragin

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АПК КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

THE CONDITION AND PROBLEMS OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN AGRO-INDUSTRY COMPLEX OF KEMEROVO REGION

В статье рассматриваются актуальные вопросы состояния и развития региональной системы дополнительного профессионального образования в сфере АПК. При общей тенденции увеличения количества слушателей, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку по разным

направлениям обучения, отмечается заметное снижение слушателей сферы АПК, что связано с доминированием в системе АПК мелких товаропроизводителей, дефицит их финансовых средств и снижение федеральной и региональной бюджетной поддержки образовательных учреждений дополнительного профессиональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.