ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ
Ю.Н. Гостева
Кафедра русского языка Медицинский институт Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена постановке проблемы формирования положительной мотивации студентов-медиков при обучении русскому языку и культуре речи на основе дифференцированного подхода, обеспечивающего учет разного уровня подготовки обучающихся.
Ключевые слова: мотив, мотивация, интерес, дифференцированный подход, интегративный подход, мотивы учебной деятельности.
Важность проблемы формирования мотивации в процессе обучения русскому языку всегда осознавалась отечественными учеными-лингводидактами, психолингвистами, методистами (Н.М. Шанский, А.Д. Дейкина, С.И. Львова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, О.В. Канарская, В.Б. Куриленко, Т.В. Напольнова и др.), предлагались разнообразные пути решения этой проблемы. Однако в настоящее время необходимы новые подходы в связи с теми существенными изменениями, которые были внесены в содержание обучения и в сам процесс организации образовательного процесса в начале XXI в. в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов. Ориентация стандартов на актуализацию аксиологического аспекта обучения, планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные), обновление содержания курса русского языка и культуры речи, расширение профессионально ориентированного компонента и усиление деятельностной составляющей курса требуют интенсивного поиска современных методических подходов, аккумулирующих необходимые для преподавателя знания из области смежных с методикой наук, что позволит обеспечить современное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, результативность обучения за счет создания оптимальных условий для формирования профессионально значимых умений студентов-медиков разного уровня подготовки, разных способностей. Один из ключевых подходов при проектировании дифференцированного обучения русскому языку и культуре речи связан, на наш взгляд, с реализацией принципа опоры на внешнюю и внутреннюю учебные мотивации учащихся.
Несомненно, роль психологии в поисках современных методов развития мотивации значительна. Доктор психологических наук М. Акимова [1] пишет о некоторых результатах современных исследований в области мотивации обучающихся на разных ступенях обучения: «Психологи выяснили, что среди мотивов учебной
деятельности на первом месте у большинства детей стоит социальная мотивация. То есть дети учатся для того, чтобы быть включенными в коллектив, чтобы не ощущать себя изгоями в классе. Конечно, есть дети, которые учатся потому, что им интересно или они хотят что-то лучше узнать. Существует и мотивация достижения, которая означает, что если ребенок что-то делает, то он должен обязательно добиться успеха. Как бы трудно ни было, он преодолеет эти трудности. Ну и наконец, есть так называемая престижная мотивация. Ребенок учится для того, чтобы быть лучше других. Быть особо любимым и ценимым учителем, чтобы его всегда ставили на первое место и приводили в качестве примера. Очень важно, чтобы хотя бы один из видов мотивации к учебе присутствовал у ребенка». Психологи установили, что в начальной школе ведущая деятельность — учебная, ученик ориентирован на требования учителя, мотивация обусловлена во многом тем, как оценивает учитель действия ученика. В основной школе для учеников значимо общение со сверстниками, коммуникация становится определяющим мотивирующим фактором в обучении. Для ученика важно, чтобы учебные достижения были оценены одноклассниками, есть потребность участвовать в различных видах коммуникации. В старшей школе и на этапе получения высшего образования социальная мотивация обусловлена прежде всего выбором профессии, самоопределением в жизни. Таким образом, мотивация обусловлена возрастом, этапом получения образования, содержанием учебной деятельности, приемами и методами обучения, спецификой организации оценочной, рефлексивной деятельности.
Как сформировать положительную мотивацию студента-медика, какие ключи должны быть в руках преподавателя? На многие вопросы еще предстоит дать ответ. Для этого сначала надо разобраться с понятиями «мотивация», «мотив», «интерес», «мотивационная сфера личности» и др. Особенности личности обучающегося, его познавательные способности и возможности — составляющие мотива-ционной сферы. В исследования ученых-психологов описаны, например, основные когнитивные типы обучающихся, их проявление в процессе обучения, методы обучения, соответствующие этим когнитивным типам. Изучению вопроса о соотношении мотива и мотивации, роли мотивации в деятельности человека, в его познавательных процессах посвящены многочисленные исследования психологов на разных этапах развития психологии, психодидактики (Э. Толмен, К. Халл, Г. Маррей, А. Маслоу, Л. Фестингер, Д. Аткинсон, Ю. Роттер, В. Вроом и др.). Интересный и глубокий обзор состояния вопроса дан, с нашей точки зрения, ученым-психологом Р.С. Немовым [2]. Особое внимание в своем исследовании Р.С. Немов уделяет исследованиям отечественных психологов. Так, ученый пишет о том, что в отечественной психологии после революции 1917 г. предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Вплоть до середины 1960-х гг. психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Одной из продуманных и доведенных до определенного уровня завершенности концепций мотивации Р.С. Немов считает теорию деятель-ностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н. Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и последователей. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, как трактует ее Р.С. Немов, мотивационная сфера чело-
века, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Между структурой деятельности и строением мо-тивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия. Эта идея была осознана во второй половине ХХ столетия, и учеными-психологами была подчеркнута существенная роль сознания человека в детерминации его поведения, роль когнитивных факторов. Несмотря на многочисленные теории, связанные с выяснением структуры мотивации, у ученых есть понимание этого важнейшего феномена, и об этом пишет в своем обзоре Р.С. Немов: «только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них содержится, способна дать нам более или менее полную картину детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследования, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека» [2. С. 478]. И все же главное, как нам кажется, психологами было установлено: побуждение к действию может возникать у человека только в действии, рождающем в конечном итоге разноообразные ситуации успеха (Т. Ахутина), под влиянием эмоций, под воздействием знаний (когниций), которые позволяют человеку преодолевать затруднения, или знаний, которые являются для человека новыми, «ставящими в тупик», вызывающими острое ощущение новизны (теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.). Как известно из исследований психолингвистов, мышление развивается само по себе при решении сложных мыслительных задач и проектирование ситуаций когнитивного диссонанса может способствовать не только развитию мотивации, но и будет являться ключом при проектировании познавательной деятельности студентов-медиков разного уровня подготовки. Так, когнитивный диссонанс может возникнуть в процессе обучения русскому языку и культуре речи при предъявлении языковых фактов, не укладывающихся в уже осознанную студентами-медиками теорию, систему, и тогда при специально смоделированной ситуации, позволяющей достичь ситуации успеха, студент будет стремиться снять или уменьшить диссонанс, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения в процессе обучения. Учет психологических подходов к развитию мотивационной сферы студентов-медиков при обучении русскому языку и культуре речи нам представляется особенно важным в условиях организации дифференцированного обучения, когда важно совершенствовать коммуникативные умения и подготовленного, и мало подготовленного студента. Часто уровень подготовки обучающихся во многом обусловлен именно уровнем развития мотивации. На наш взгляд, учебный процесс, позволяющий учитывать способности, возможности студентов разного уровня подготовки, должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса обучающихся к предмету и процессу учения, развития потребности этот интерес удовлетворить, фактором, способствующим активизации мотивационной сферы обучающихся. Для успешного достижения планируемых
результатов обучения необходимо учитывать закономерности повышения мотивации, создавать условия для ее успешного формирования и умело управлять этим процессом.
Безусловно, процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен развивать личность студента-медика (познавательные интересы, активность, самостоятельность) и — главное — создавать ситуацию успеха для каждого. Очевидно, это возможно при специфическом проектировании содержания обучения, которое соотносится с личностными и профессиональными интересами студентов-медиков, отражает современную информационную среду, учитывает современные средства и методы обучения, позволяющие пробуждать познавательный интерес и поддерживать его на протяжении всего периода обучения.
Какие же методические подходы, позволяющие повысить мотивацию студентов-медиков в процессе обучения русскому языку, можно считать наиболее перспективными? Конечно, это должны быть подходы, в основе которых лежит учет интересов студентов-медиков, что может быть выявлено в процессе стартовой диагностики, проектирование профессионально ориентированных видов деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов обучения, оптимальное сочетание аудиторной и внеаудиторной нагрузки студента, сочетание новизны и доступности изучаемого материала, активное вовлечение в разнообразную речевую творческую деятельность, «позволяющую осознать родной язык как важнейший механизм реализации познавательной деятельности, обеспечивающей формирование общенаучной картины мира» [3], организация условий для различных речевых практик, прежде всего профессионально ориентированных, например, накопление опыта публичного выступления на конференции, посвященной культуре научного и делового общения, предоставление возможности для реализации познавательных интересов в проектной деятельности, когда тема проекта формулируется студентом самостоятельно, и, конечно, отбор специфического, профессионально ориентированного текстового материала.
Проектирование самостоятельной работы студентов-медиков при обучении русскому языку и культуре речи в рамках аудиторной и внеаудиторной работы тоже должно быть специфическим. Формы самостоятельной работы студентов-медиков, проектируемые преподавателем, должны быть разноообразными. Например, преподавателями кафедры русского языка медицинского факультета РУДН накоплен опыт по использованию в практике преподавания русского языка разнообразных форм организации занятий [4]. Так, практические занятия предполагают самостоятельную эвристическую деятельность обучающихся и проводятся с использованием мультимедийных презентаций и других средств аудиовизуальной наглядности. Практические занятия могут включать самостоятельную работу в следующих формах: ролевые игры, работа в группах, круглый стол, мастер-класс, тренинг, презентация, обсуждение-дискуссия, занятие в компьютерном классе; защита проектной работы. Внеаудиторная самостоятельная работа студента может быть представлена в следующих формах: подготовка проектных проблемно ори-
ентированных самостоятельных работ в рамках модуля (реализация мини-проектов групповых и индивидуальных), подготовка сообщения / информационного выступления с мультимедийной презентацией на практическом занятии, работа в малых группах сотрудничества: проведение опросов, анкетирования с последующим обсуждением их результатов, подготовка к опросу / тестированию, подготовка к контрольной работе в аудитории, выполнение домашних заданий. Проектная проблемно ориентированная самостоятельная работа направлена на развитие комплекса интеллектуальных универсальных (общекультурных) и профессиональных умений, повышение творческого потенциала студентов. Работа включает подготовку устного публичного выступления; поиск и изучение информации по заданной проблеме, анализ научных публикаций по заданной теме; поиск и анализ данных по заданной теме.
Информационные технологии также представляют новые, более широкие возможности в повышении мотивации студентов-медиков при изучении русского языка и культуры речи. Как подтверждают исследования многих лингводидактов, эти технологии привлекательны для студентов-медиков и широкой наглядностью, интерактивностью, диалогичностью, доступностью, специфическим путем подачи учебного материала на основе гипертекста — системы ссылок, что упрощает нахождение и использование необходимой информации каждым в индивидуальном режиме.
Работа с информационным пространством Интернет тоже повышает мотивацию студентов-медиков при изучении русского языка и культуры речи. Интерес могут представлять такие ресурсы Интернета, как специализированные электронные библиотеки, поисковые системы, предоставляющие возможности поиска по тематической и предметной области, по типу заданий (проекты, систематизированные ссылки, интерактивные задания) и профессиональной специфике обучающихся, порталы, ресурс которых позволяет участвовать в дискуссиях, дает возможность включиться в научное и профессионально-деловое общение. Однако вопрос об управлении образовательной деятельностью студентов в пространстве Интернет требует осмысления, поиска оптимальных инновационных методов управления образовательным процессом.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Акимова М. «Почему одни не могут, а другие не хотят». — URL: http://psy.1september.ru
[2] Немов Р.С. Психология. Книга 1. С. 462—483. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks /Psihol/nemov1/08.php
[3] Львова С.И. Коммуникативно-деятельностный подход — главное достижение современной методики русского языка // Материалы Международной заочной научно-практической конференции (к 85-летию В.И. Капинос). — М., 2013. — С. 8.
[4] Куриленко В.Б., Булавина М.А., Гостева Ю.Н., Арзуманова Р.А., Гузина О.С., Маслова И.Б. Учебно-методический комплекс «Межличностное общение и коммуникации». Специальность: «Ландшафтная архитектура» (250700): Методическое пособие. — М.: Изд-во ЭКОН-ИНФОРМ, 2012. — 50 с.
LITERATURA
[1] Akimova M. «Pochemu odni ne mogut, a drugie ne hotyat». — URL: http://psy.1september.ru
[2] Nemov R.S. Psihologiya. Kniga 1. S. 462—483. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/P sihol/nemov 1/08.php
[3] L'vova S.I. Kommunikativno-deyatel'nostnyj podhod — glavnoe dostizhenie sovremennoj metodiki russkogo yazyka // Materialy Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii (k 85-letiyu V.I. Kapinos). — M., 2013. — S. 8.
[4] Kurilenko V.B., Bulavina M.A., Gosteva YU.N., Arzumanova R.A., Guzina O.S., Maslova I.B. Uchebno-metodicheskij kompleks «Mezhlichnostnoe obshchenie i kommunikacii». Special'nost': «Landshaftnaya arhitektura» (250700): Metodicheskoe posobie. — M.: Izd-vo EHKON-INFORM, 2012. — 50 s.
INTEGRATIVE APPROACH TO THE EDUCATIONAL MOTIVATION SHAPING IN THE CONTEXT OF DIFFERENTIATED TEACHING RUSSIAN LANGUAGE TO FUTURE DOCTORS
Yu.N. Gosteva
Russian Language Department Medical Institute Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
This article is dedicated to the statement of the problem of positive motivation shaping in the system of teaching Russian language and speech culture on the basis of differentiated approach, which provides the reliance on different educational levels of students.
Key words: motive, motivation, interest, differentiated approach, integrative approach, motives of educational activity.