Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективности исследовательской деятельности студентов на основе системно-деятельностного подхода к формированию предметных компетенций в вузе'

Педагогические условия эффективности исследовательской деятельности студентов на основе системно-деятельностного подхода к формированию предметных компетенций в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СТУДЕНТ / STUDENT / СИСТЕМА / SYSTEM / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY APPROACH / ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SUBJECT COMPETENCIES / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / INTEGRATIVE MODEL / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недвецкая Марина Николаевна, Миронова Дина Александровна

Система высшего образования, реализующая важнейшую задачу выработки у студентов навыков творческой, преобразующей работы с научными текстами, тесно связана с понятием компетенции, под которым понимается готовность учащегося творчески осмыслять полученные знания и трансформировать их в инструмент достижения практически значимых профессиональных целей. В статье рассматривается интегративная модель исследовательской деятельности студентов в процессе обучения в вузе на основе идей и принципов системно-деятельностного и компетентностного подходов. Проведенный анализ научной литературы и профессиональный опыт авторов позволили выявить и описать общепедагогические условия реализации процесса формирования предметных компетенций студентов. Определение компетентности как готовности и способности субъекта выполнять различные виды деятельности для эффективной самореализации позволило сформулировать понятие предметной компетенции как обобщенного результата организации исследовательской деятельности студентов в процессе обучения. Этим результатом и являются предметные компетенции, то есть демонстрируемые на практике действия и операции с конкретным научным материалом, свидетельствующие о высоком уровне практической подготовки обучающегося. Данные предметные компетенции формируются в ходе четырех технологических этапов: мотивационном, когнитивном, деятельностном и оценочно-результативном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недвецкая Марина Николаевна, Миронова Дина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENCY OF STUDENTS’ RESEARCH ACTIVITY BASED ON SYSTEM-ACTIVITY APPROACH TO FORMATION OF SUBJECT COMPETENCES IN HIGHER EDUCATION

Higher education system implementing the essential task of developing students' skills of creative, transformative work with scientific text sis closely connected with the notion of competence, which means students’ readiness to creatively comprehend and transform the acquired knowledge into an instrument for achieving practically meaningful professional goals. The article deals with the integrative model of students' research activity in the learning process at university based on ideas and principles of system-activity and competence approaches. Scientific literature analysis and the authors’ professional experience resulted in identifying and describing general pedagogical conditions for the realization of the process of forming students’ subject competences. The definition of competence as a readiness and ability of an individual to perform various types of activities for an effective self-realization, made it possible to formulate the concept of subject competence as a generalized result of the organization of students’ research activities in the learning process. This result is the subject competence that is, demonstrated in practice actions and operations with specific scientific material, indicating a high level of a student’s practical training. These subject competencies are formed in the course of four technological stages: motivational, cognitive, actionable and evaluative-resultative.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективности исследовательской деятельности студентов на основе системно-деятельностного подхода к формированию предметных компетенций в вузе»

педагогические науки

Недвецкая Марина Николаевна, Миронова Дина Александровна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ...

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВУЗЕ

© 2017

Недвецкая Марина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики Московский городской педагогический университет (142300, Россия, Чехов, ул. Чехова, д.79, корп.3, кв.37, e-mail: nedmarina@yandex.ru) Миронова Дина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков №1

РЭУ им. Г.В. Плеханова (109117, Россия, Москва, Волгоградский пр-кт, д.99, к.4, кв.85, e-mail: dina_mironova@mail.ru)

Аннотация. Система высшего образования, реализующая важнейшую задачу выработки у студентов навыков творческой, преобразующей работы с научными текстами, тесно связана с понятием компетенции, под которым понимается готовность учащегося творчески осмыслять полученные знания и трансформировать их в инструмент достижения практически значимых профессиональных целей. В статье рассматривается интегративная модель исследовательской деятельности студентов в процессе обучения в вузе на основе идей и принципов системно-де-ятельностного и компетентностного подходов. Проведенный анализ научной литературы и профессиональный опыт авторов позволили выявить и описать общепедагогические условия реализации процесса формирования предметных компетенций студентов. Определение компетентности как готовности и способности субъекта выполнять различные виды деятельности для эффективной самореализации позволило сформулировать понятие предметной компетенции как обобщенного результата организации исследовательской деятельности студентов в процессе обучения. Этим результатом и являются предметные компетенции, то есть демонстрируемые на практике действия и операции с конкретным научным материалом, свидетельствующие о высоком уровне практической подготовки обучающегося. Данные предметные компетенции формируются в ходе четырех технологических этапов: мотиваци-онном, когнитивном, деятельностном и оценочно-результативном.

Ключевые слова: высшее образование, студент, система, системный подход, деятельностный подход, предметные компетенции, компетентность, процесс обучения, технология, интегративная модель, готовность, исследовательская деятельность

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENCY OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY BASED ON SYSTEM-ACTIVITY APPROACH TO FORMATION OF SUBJECT COMPETENCES IN HIGHER EDUCATION

© 2017

Nedvetskaya Marina Nikolaevna, doctor of Pedagogy, Professor of Department of Pedagogy

Moscow city Pedagogical University (142300, Russia, Chekhov, Chekhov street, 79-3- 37, e-mail: nedmarina@yandex.ru) Mironova Dina Alexandrovna, PhD in Pedagogics, associate professor of the foreign languages department №1

Plekhanov Russian University of Economics (109117, Russia, Moscow, Volgogradsky prospect, 99, building 4, app.85, e-mail:dina_mironova@mail.ru)

Abstract. Higher education system implementing the essential task of developing students' skills of creative, transformative work with scientific text sis closely connected with the notion of competence, which means students' readiness to creatively comprehend and transform the acquired knowledge into an instrument for achieving practically meaningful professional goals. The article deals with the integrative model of students' research activity in the learning process at university based on ideas and principles of system-activity and competence approaches. Scientific literature analysis and the authors' professional experience resulted in identifying and describing general pedagogical conditions for the realization of the process of forming students' subject competences. The definition of competence as a readiness and ability of an individual to perform various types of activities for an effective self-realization, made it possible to formulate the concept of subject competence as a generalized result of the organization of students' research activities in the learning process. This result is the subject competence that is, demonstrated in practice actions and operations with specific scientific material, indicating a high level of a student's practical training. These subject competencies are formed in the course of four technological stages: motivational, cognitive, actionable and evaluative-resultative.

Keywords: higher education, student, system, system approach, activity approach, subject competencies, competence, learning process, technology, integrative model, readiness, research activity

В работах западного исследователя Дж. Равена говорится о том, что перед современным человеком, жителем XXI века, стоят задачи иного, чем ранее, масштаба, решить которые привычными способами уже невозможно. Следовательно, необходимо менять подход к формированию образцов как профессиональной, так и иных видов человеческой деятельности [1]. Это можно сделать только в рамках компетентностного подхода. Развивая свою концепцию, Равен утверждает [2, 3, 4], что знания, умения и навыки, составляющие содержательную основу образования, ставятся актуальными только в том случае, когда учащийся осознаёт их важное значения для общества и имеет готовность творчески преобразовывать эти знания с учётом специфики собственной деятельности.

В определении исследователя А.И. Субетто ком-петентностный подход предстает системой, объединяющей компоненты (компетенции) и их свойства. Структурно каждая из входящих в систему компетенций вносит собственный вклад в формирование личности

[5, с.11]. При этом Субетто подчёркивает, что компе-тентностный подход не может быть основополагающим для российского образования, поскольку не претендует на полноту охвата процесса обучения. Такие особенности, как нравственное воспитание, ценностное освоение окружающей действительности не могут быть уложены в ограниченный ряд ключевых компетенций.

В целях избегания тотального отрыва студентов от русского культурного генома и отчуждения их от ценностных корней русской ментальности, компетентност-ный подход, применённый к системе отечественного высшего образования, может стать дополнительным критерием формирования содержания образования, но не основой реформирования сложившейся вузовской системы подготовки будущих специалистов. Используемый как один из форматов описания студента современного российского вуза и его социально и профессионально значимых качеств, компетентностный подход вносит свой важный вклад в гармоничное развитие личности будущего профессионала и достойное

Nedvetskaya Marina Nikolaevna, Mironova Dina Alexandrovna pedagogical

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENCY OF STUDENTS' RESEARCH ... sciences

проживание студенческого периода его жизни.

Соединяя понятия компетенция и компетентность, можно сделать промежуточный вывод о том, что компетентность относится к способности осуществлять определённые действия, к знаниям и умениям, применяемым для решения поставленных перед субъектом задач, а компетенция - скорее структурно организованное понятие, выдвигающее на первый план совокупность составляющих её компонентов. Так, И.А. Зимняя, считая данные понятия близкими, всё же разграничивает их: компетенция относится к процессу формирования и является его структурное единицей, в то время как компетентность выступает его результатом [6, с.36].

Педагог и исследователь Г.К. Селевко делает акцент на суффиксе «-ность», который означает «степень овладения определенным качеством», отсюда понимание компетентности как степени овладения определёнными качествами [7, с.30]. В.П. Симонов убедительно доказывает важность компетентности для современного человека: она придаёт авторитетности суждениям и высказываниям человека, обладающим знаниями в определённой области. Рассмотрение компетентности не только как категории познания, но и как личностной категории отличает концепцию В.П. Симонова [8].

Компетентность является продуктом, объединяющим приобретённые знания, а также познавательную деятельность и личную активность субъекта. Кроме того, компетентность - это осознание своей роли в преобразовании действительности. Объединяя рассмотренные точки зрения, выделим в структуре компетентности следующие компоненты:

- наличие компетенции как соответствия выполняемой деятельности;

- свойства личности, которая способна выполнять интеллектуальную, творческую деятельность;

- овладение арсеналом знаний, умений и навыков.

Исследование понятия образовательной компетентности несёт огромный научно-педагогический потенциал, поскольку выступает в качестве системного основания для изменения существующих образовательных стандартов высшего образования, в качестве его интегративной основы, предусматривающей выявление чётких критериев проверки успешности освоения каждой из выдвинутых компетенций студентами в процессе обучения в вузе. Именно системно-деятельностный подход в образовании может стать основой, обусловливающей необходимость внедрения образовательных компетенций как результата обучения в высшей школе. Компетенции затрагивают исключительно деятельност-ную сферу студентов, а значит, проявляются в характере выполнения ими различных видов деятельности, в том числе учебной.

Цель конструирования модели исследовательской деятельности студентов в процессе формирования предметных компетенций на основе системно-деятель-ностного подхода отражает данный процесс с точки зрении необходимости его системной организации. Социальный заказ государства в области высшего профессионального образования диктует глубокое понимание и самое серьёзное отношение к процессу обучения в вузе. Достижение этой цели требует решения следующих задач:

- формирование познавательного интереса и положительной мотивации студентов к исследовательской деятельности, проявляющееся в потребности личности не только обладать значительным объёмом информации относительно изучаемого предмета, но и овладеть навыками научного анализа;

- разработка программы исследовательской деятельности, формирующей предметные компетенции студентов применительно к различным предметам и курсам;

- использование комплекса форм и методов обучения, альтернативных традиционным, которые способствуют активизации познавательной деятельности об-352

учающихся.

Представление о деятельности как о целенаправленной системе близко современному пониманию образовательного процесса. По сути, это смена видов деятельности, направленных на достижение учебных целей. Посвящённые закономерностям процесса обучения труды отечественных ученых, предметом которых является система образовательного процесса, выстроенного с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся убедительно доказывают: идеи системно-деятельностного подхода, вписанные в процесс исследовательской деятельности студентов в ходе образовательной деятельности в вузе, формируют важнейшие модели их ценностного поведения.

Интеграция различных видов образовательной деятельности, включённых в учебное пространство, а также представление об объектах окружающего мира как о системах разного порядка, исследованные в трудах А.Г.Асмолова[9], В.Г. Афанасьева[10], В.П. Беспалько[11], Н.В. Кузьминой[12], В.П. Симонова^], и другие исследования смежной направленности, позволяют говорить о реализации педагогической технологии, ориентированной на конструирование учебного процесса в вузе с учетом системно-деятельностно-го и компетентностного подходов.

Педагогический процесс любого уровня нуждается в принципах, выполняющих конструктивно-техническую функцию. Организуя процесс формирования предметных компетенций студентов вуза при помощи исследовательской деятельности, преподаватель ориентируется на соблюдение следующих важнейших принципов:

1) управление образовательным процессом, основанное на постоянной диагностике уровня предметных компетенций;

2) опора на текущий уровень компетенций студента;

3) систематическая работа преподавателя над обеспечением благоприятной образовательной среды, оказывающей мотивирующее влияние на исследование, творческий поиск и личностное развитие каждого студента.

На уровень сформированности предметных компетенций также влияет степень погруженности обучающегося в предмет. Соблюдение выделенных требований в ходе организации исследовательской деятельности студентов будет способствовать созданию благоприятной обстановки и эффективной работе всех уровней системы педагогического процесса в вузе.

Важным компонентом системной модели организации исследовательской деятельности студентов являются эффективные приёмы и методы, способствующие формированию предметных компетенций. В рамках описываемой модели выделяются следующие методы и формы, используемые на лекциях и практических занятиях:

• беседа, активизирующая научный исследовательский поиск;

• творческое задание - целенаправленная работа, направленная не на репродуктивное воспроизведение текста, а на преобразование и переработку учебного и научного материала;

• использование игровых технологий, например ролевые игры-инсценировки, передача содержания научной статьи с другой точки зрения и др.)[13];

• дискуссия - это организованный преподавателем обмен позициями и идеями, имеющий цель дать выход проблеме, отраженной в тексте;

• метод создания проектов (подготовка и презентация материала) - самостоятельная постановка цели, поиск материала и представление практического продукта.

Применение указанных методов организации исследовательской деятельности способствует, повышению познавательной активности студента и доли его личной вовлеченности в образовательный процесс. Каждый изучаемый научный или учебный текст при таком подходе становится не навязанным мнением, а точкой личного Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Недвецкая Марина Николаевна, Миронова Дина Александровна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ...

роста.

Среди продуктивных форм, запланированных в ходе организации учебного процесса в вузе, стоит назвать следующие разновидности урока:

• семинар-мастерская в рамках отдельно взятого предмета - такое занятие может включать создание собственных научных исследований по заданным параметрам;

• собственно семинар - наиболее традиционная форма, при которой предметные компетенции формируются в ходе беседы и обсуждения на учебном материале;

• семинар-диспут - преподаватель обозначает рамки и правила ведения диалога, в ходе которого каждый студент формулирует и подтверждает научным текстом собственную позицию;

• семинар-интеллектуальное шоу - между студентами заранее распределены роли, каждая из которых несет смысл в освоении научного материала;

• семинар-научно-практическая конференция - представление и обсуждение результатов научных проектов, рефлексия и подведение итогов исследования.

В рамках таких альтернативных форм обучения студенты не просто взаимодействуют с научным произведением, транслируя готовое знание и чужую позицию, но и формулируют и представляют собственное мнение, основанное на анализе предложенного материала. Такая разносторонняя исследовательская деятельность является мощным фактором формирования речевой и коммуникативной деятельности будущих специалистов, совершенствования их исследовательских навыков.

Результатом организации исследовательской деятельности студентов являются предметные компетенции, т.е. демонстрируемые на практике действия и операция с конкретным научным или учебным материалом, свидетельствующие о высоком уровне их практической подготовки. Организационно процесс формирования предметных компетенций может быть представлен в виде последовательности мотивационного, когнитивного, деятельностного и оценочно-результативного этапов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Мотивационный этап. Психология понимает мотив как особое состояние, побуждающее субъекта к активности разного рода. Побуждающей силой мотива служат ценностные установки и влечения. Силу действия мотива стоит рационально использовать в процессе преподавания различных дисциплин в вузе [14]. Сильнейшим стимулом умственной активности становится осознание студентом особого смысла учебной деятельности, наполнение ее персональным смыслом и значением для его будущей профессиональной деятельности и самореализации в обществе.

Являясь важным условием формирования гармоничной личности студента, мотивация к изучению предмета определяет жизненно важные цели личности обучающегося, выполняют функцию ее самомобилизации и побуждения к познанию новых явлений действительности. Поняв и определив ведущий мотив каждого студента, преподаватель раскрывает субъективную сторону его деятельности и направляет к познанию той истины, в которой обучающийся нуждается на данный момент более всего.

Использование различных педагогических технологий, методик направлено не только на развитие предметных компетенций, но и настраивает студента на деятельность особого характера, деятельность преобразующую, результатом которой является совершенно новый продукт. В структуре вузовского образования таким мотивационным этапом может быть предварительная беседа, поясняющая содержание творческого исследовательского задания. Задав нужный вектор мотивации, преподаватель переходит к формированию познавательной активности студента. В технологическом процессе формирования предметных компетенций в ходе исследовательской деятельности студентов вузе - это

когнитивный этап. Любая учебная деятельность - это, прежде всего, передача знаний, используемых для формирования предметных компетенций. Знания в самом общем виде отражают наиболее важные закономерности окружающего мира, представленные в виде теорий, концепций, правил[15]. Существенное отличие когнитивного компонента - он отражает глубину, качество знаний студентов. Именно знания становятся основой отбора форм и средств для построения индивидуальной программы работы с научным или учебным материалом. Среди когнитивных качеств, присущих студентам, выделяют умение обозначить границы понимания рассматриваемого вопроса, выявлять причины и следствия непонимания, предметно ставить необходимый вопрос и др.

Интегративной основой процесса формирования предметных компетенций в ходе исследовательской деятельности студентов является деятельностный этап. Данный этап напрямую связан не только с получением в процессе обучения объективных знаний о мире и его законах, но и экстраполяцией этих знаний в те сферы жизни, которые являются для студента приоритетными.

Оценочно-результативный этап подводит итог процессу формирования предметных компетенций и комплексно оценивает полученный результат.

Важнейшим элементом модели формирования предметных компетенций в ходе исследовательской деятельности студентов являются показатели уровня сформиро-ванности данных компетенций:

- практикориентированность - критерий применимости знаний и умений;

- продуктивность - творческое применение приобретенных знаний в незнакомых ситуациях;

- осознанность - осмысленное восприятие материала;

- информированность - эрудиция и наличие общих теоретических представлений.

Оценка уровня сформированности предметных компетенций и навыков исследовательской деятельности, которые проявляют студенты, основывается на специально выделенных критериях - субъектных качествах обучающихся и образцах их деятельности, позволяющих говорить о высоком уровне освоения и демонстрации учебного материала.

1. Умение видеть проблемность поставленного вопроса или учебной ситуации - отражает эрудицию студента, его понимание того, что поставленный в рамках темы вопрос может иметь не одно решение.

2. Понимание плюрализма существующих в науке и практике подходов к решению проблемы - доказывает, что объективная истина в науке постигается сложением субъективных точек зрения на рассматриваемый вопрос.

3. Сформулированная позиция в выборе главного (доминантного) метода исследования.

4. Умение планировать цель, результат и траекторию действий, направленных на его достижение.

5. Осознаваемая как личная потребность постоянная мотивация к саморазвитию (в области профессионального образования трудно говорить о конечной достигаемой цели). Постоянное самообразование, знакомство с научной литературой современных авторов, расширение читательского опыта за счет чтения книг, не вошедших в программу по изучаемой дисциплине - все это продолжается после окончания вуза, но основы мотивации к саморазвитию закладываются именно в ходе изучения учебных и научных текстов в период обучения.

6. Творческая трансформация умений и теоретических знаний, выделенная в качестве шестого показателя, - качество, характеризующее студента как исследователя. Преобразование полученных научных знаний, трансформация их в другой интеллектуальный продукт - процесс высокого умственного уровня, требующий сформированности не только знаний, но и умений и навыков работы с материалом.

Nedvetskaya Marina Nikolaevna, Mironova Dina Alexandrovna

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENCY OF STUDENTS' RESEARCH .

pedagogical sciences

Важнейший фактор подтверждения эффективности организации исследовательской деятельности студентов в процессе формирования предметных компетенций - условия, сопровождающие организацию целостного процесса обучения в вузе. Применительно к педагогике условия подразумевают состояние организации образовательного процесса, в рамках которого происходит овладение формами поведения, знаниями или компетенциями [16,с.354]. Качество организации исследовательской деятельности студентов детерминировано важнейшими общепедагогическими условиями:

1) Работа преподавателя по конструированию методической среды, являющейся мотиватором исследовательской деятельности студентов. Педагогика понимает среду как созданный сообразно с педагогической целью комплекс условий, организующих деятельность обучающихся, их отношение к себе и обществу [17, с.142]. Специфика обучения в вузе требует от преподавателя создания такой среды в группе. Безусловно, она способствует личностно-ориентированному характеру взаимодействия в ходе занятия, а не формальному обучению предмету. Эффективность обучения в современном вузе во многом определяется тем, насколько комфортной кажется студенту созданная образовательная и исследовательская среда.

Инициативность, уверенность в собственных силах и желание самореализоваться - проявление этих качеств напрямую связано с умением преподавателя творчески преподнести учебный материал, сделав его доступным для каждого, со способностью организовать студенческий коллектив, с педагогическим тактом при оценке творческой исследовательской деятельности.

2) Работа преподавателя по отбору учебного или научного материала. Задача педагога лежит в области обеспечения соответствия между тем, что предлагается для изучения, и индивидуальными особенностями развития каждого студента.

3) Систематический мониторинг динамики уровня сформированности навыков исследовательской деятельности студентов. Погружая обучающегося в тонкости освоения учебной дисциплина, преподаватель должен систематически отслеживать промежуточный результат и уметь прогнозировать будущие перспективы работы.

Выделенные педагогические условия были внедрены в практику организации образовательного процесса в ряде российских вузов. Вышеизложенные характеристики представленной модели формирования предметных компетенций и навыков исследовательской деятельности студентов на основе системно-деятельностного подхода позволяют сделать вывод о положительной и стабильной динамике результатов, выраженных количественными и качественными показателями в работе обучающихся с научным и учебным материалом (логические операции, умозаключения, осознанность и применимость полученных знаний, гибкость мышления и творческое преобразование информации, самостоятельное пополнение сведений).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

2. Равен Д. Кризис? какой кризис? (продолжение -часть III) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 87-101.

3. Равен Д. Компетентность, образование, профессиональное развитие, психология и социокибернетика // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 2. С. 170-204.

4. Равен Д. Наше некомпетентное общество: часть II (с обсуждением некоторых компетентностей, необходимых для его преобразования) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 198-205.

5. Субетто А.И. Онтология и эпистемология ком-петентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 73 с.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

7. Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. № 3. 2004. С. 29-32.

8. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании. М.: Высшее образование, 2006. 357 с.

9. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. № 2. 2008. С. 17-18.

10. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.

11. Беспалько В.П. Теория учебника: дидактический аспект. М .: Педагогика, 1988. 160 с.

12. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Ленинградский университет, 1961. 98 с.

13. Коробова Е.В., Кардович И.К., Дубова О.Б. Игровые технологии в преподавании иностранного языка как одно из средств выработки профессиональной иноязычной компетенции //Материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции. В 2 томах. 2017. С. 176-183.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 164 с.

15. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. 224 с.

16. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. 528 с.

17. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. 608 с.

Статья поступила в редакцию 30.09.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

354

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.