Интегративный подход к обучению студентов направления подготовки «Музыкальное искусство эстрады» (на примере регионального вуза)
Тимофеева Елена Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории искусств, музыкального образования и исполнительства, Чувашский государственный институт культуры и искусств, [email protected]
Нестерова Ольга Сетнеровна,
заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств Чувашии, доцент кафедры теории, истории искусств, музыкального образования и исполнительства, Чувашский государственный институт культуры и искусств, [email protected]
Эстрада, являясь частью музыкальной культуры ХХ1 века, имеет особую популярность среди молодежи, поступающей в музыкальные колледжи и высшие учебные заведения. Интегра-тивный подход является одним из средств повышения качества образования молодежи, а, следовательно, и качества российской музыкальной культуры, поскольку дает возможность объединять полученные студентом знания и навыки в единую систему. Такое восприятие облегчает усвоение нового и открывает широкие возможности для развития природных способностей личности, а также позволяет сохранить национальный музыкальный колорит, в случае, если обучение проходит в региональном высшем учебном заведении. В представленной статье раскрываются основные методики, используемые при реализации интегративного подхода к обучению студентов. Примером служит опыт применения интегративного подхода к работе со студентами Чувашского государственного института культуры и искусства (далее - ЧГИКИ).
Ключевые слова: музыкальное искусство эстрады, интегратив-ный подход к обучению, качество образования, профессиональное музыкальное образование, вокальная школа.
0
(Ч
N
01 г
С изменением основной парадигмы современного образования, направленной на обучение и воспитание креативной, толерантной, коммуникабельной личности, овладевающей ценностями мировой и отечественной культуры, имеющей свою активную жизненную позицию, происходит переход с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. В настоящее время перед системой музыкального образования стоит задача не только сохранения лучших традиций музыкальной педагогики, но и обобщения, внедрения в практику наиболее эффективных современных технологий [2, с. 20].
Интеграционные процессы в обучении студентов ВУЗов любого профиля стали четко проявляться с 50-70-х годов ХХ века. С течением времени эти тенденции набирают все большие обороты. Стремление приблизить друг к другу границы изучаемых предметов прослеживается в работах таких ученых, как В. В. Видгов, М. С. Канага, И. В. Кошмина, Б. М. Неменский. Принципом работы является составление некой общей платформы, сближающей предметные знания [7].
Непосредственно в Чувашском государственном институте культуры и искусств работу по формированию интегративного подхода к обучению ведут многие члены преподавательского состава. В качестве примера, можно привести работы преподавателей кафедры теории, истории искусств, музыкального образования и исполнительства: Бушуевой Л. И. («Гармония», «История чувашской музыки»), Агаковой А. Л. («Фортепиано»), Тимофеевой Е. Н. («История исполнительного искусства», «История эстрадной и джазовой музыки», «История ИЗО», «История искусства»), Нестеровой О. С. («Специальный класс», «Джазовая импровизация», «Джазовое пение», «Вокальный ансамбль») и других научно-педагогических работников ЧГИКИ, чьи материалы, написанные за последние три года, были использованы в ходе работы над данной статьей.
В общем понимании, интеграцией называют общенаучное понятие теории систем, сутью которой является процесс слияния отдельных компонентов в единое целое [4, с. 38]. В образовании этот процесс характеризуется такой организацией учебного процесса, при которой различные предметы формируют единую систему знаний и навыков у обучающегося [4, с. 43]. Как этот процесс проявляется в обучении студентов? Рассмотрим это явление на примере Чувашского государственного института культуры и искусств.
Прежде всего, следует сказать, что специальность «Музыкальное искусство эстрады» является высшим профессиональным образованием. Воплощение интегративного подхода в компонентах учебных предметов дает возможность сформировать прочный фундамент знаний, способствующий дальнейшему творческому развитию обучающегося. Процессы интеграции можно условно разделить на горизонтальные и вертикальные. Интегрирование в горизонтальном направлении приводит к объединению нескольких предметов, изучаемых студенческой группой. Вертикальное интегрирование объединяет в единую систему сходный учебный материал из разных лет обучения. Объединение учебного материала разных предметов приводит к мысленному переносу студентом ранее полученных знаний и навыков в новые ситуации. Конечной целью интегративного подхода является максимальное развитие всех творческих способностей студента [4, с. 47].
Наиболее полно интеграция содержания различных дисциплин и реализация межпредметных связей выражена в форме интегрированных курсов, которые позволяют определить экономные во времени учебные планы, программы, учебники; все это способствует рационализации учебного процесса в целом. Программы таких курсов включают отдельные предметные блоки, изучаемые в разных вариантах:
1. параллельное изучение;
2. параллельное обучение с опорой на пройденный материал другого блока;
3. совместное изучение материала двух блоков;
4. совместное использование основных понятий, алгоритмов, моделей и др., используемых и при решении задач разных блоков [2].
Обучение по направлению подготовки «Музыкальное искусство эстрады» (квалификация -«Концертный исполнитель», «Артист ансамбля», «Преподаватель вокально-инструментального ансамбля») подразумевает энциклопедическую музыкально-теоретическую подготовку бакалавров. В обязанности будущих специалистов входит изучение истории как классической, так и эстрадно-джазовой музыки, а также такие предметы, как «Сольное пение», «Джазовое пение», «Джазовая импровизация», «Вокальный ансамбль». Четко построенный учебный план дает возможность студентам ознакомиться с основами становления и развития эстрадной и джазовой музыки, жанра мюзикла, театральной деятельности и миром кино. Такие предметы, как «История искусств», «Режис-
сура в искусстве музыкальной эстрады», «Основы актерского мастерства», «Сценическая речь», «Сценическое движение» учат использовать в своем творчестве законы эстетики и теории искусства. Практически половину учебного времени занимают мастер-классы по выбранной специальности. Для студентов становится привычным создание собственных постановок, подготовка концертов, частые репетиции и выступления в составе различных ансамблей. Как видим, спектр охватываемых предметов очень широк. Все предметы взаимодействуют между собой.
Вообще, интегративный подход к обучению будущих работников эстрады, как это видно на примере Чувашского государственного института культуры и искусств, формирует систему принципов, методик и приемов такой организации творческого развития студентов, при которой наблюдается их наиболее плотное взаимодействие с миром искусства и музыки. Следуя принципам интеграции в каждом компоненте образовательного процесса, можно обеспечить его целостность и системность. Это, в свою очередь, способствует преобразованию отдельных элементов системы обучения в наиболее эффективные формы [8, с. 195].
В ЧГИКИ используется метод межпредметной интеграции. Сутью данной методики является объединение ряда учебных предметов вокруг главной темы. Таким образом, в Чувашском государственном институте культуры и искусств происходит взаимодействие между такими предметами, как «Теория музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «История эстрадной и джазовой музыки», «Фортепиано» (в репертуар входят не только классические музыкальные произведения, но и произведения джазовых композиторов), «Режиссура в искусстве музыкальной эстрады» и т.д. То есть формируется взаимная связь между предметами музыкально-теоретического и практического характеров. Например, предмет «Музыкальная литература» с первых же занятий устанавливает связи с каждой параллельной дисциплиной, так как содержит в себе опыт творческой работы многих композиторов и развивает навык студентов эстетически воспринимать музыкальные произведения [1, с. 26]. Аналогично, без развития слуховых представлений на занятиях «Сольфеджио» невозможно достичь заметных успехов в игре на инструменте (например, по предмету «Фортепиано»).
Интересной формой интегративного обучения студентов музыкальных ВУЗов является урок-концерт. Такое занятие - это объединение сведений, полученных по теоретическим предметам, с практическими навыками игры на специальных инструментах или вокала.
Используя такие формы занятий, в качестве результата студенты получают весьма широкий спектр знаний по предмету «Вокальный ансамбль»: знание репертуара джазовых коллективов, сцен из мюзиклов по предмету «История эстрадной и джазовой музыки», навык исполнения сольных эстрадных программ исполнителей и композиторов Чувашии [3, с. 447].
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
о
сч
N
SI
Z
Связь различных видов искусства - музыки, живописи и архитектуры известна с древних времен и до сей поры остается самым востребованным видом интеграции. Ведь музыка вызывает слуховые представления, живопись - зрительные, архитектура - пространственные, а их сочетание создает целостную картину бытия. Поэтому в базовой части обучения имеются такие предметы, как «История искусства» (изучение художественного творчества, театрального искусства, кино), «Культурология», «История эстрадной и джазовой музыки». Такая взаимосвязь изучения различных видов искусств приводит к тому, что эмоциональное и образное мышление студентов начинает наделять произведения музыкального искусства чертами произведения изобразительного искусства и так далее. Это обогащает внутренний мир студента и стимулирует наиболее полное раскрытие его творческих способностей [4, с. 121].
В интегративную методику обучения в ЧГИКИ обязательно входит изучение национального музыкального творчества Чувашии. Народная чувашская музыка обладает неповторимой задушевностью, выразительностью, и способна обогатить своими мелодическими переливами любое эстрадное произведение. Использование регионального компонента расширяет и углубляет основные разделы базового содержания учебного плана. Систематическое и целенаправленное включение регионального компонента повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, уровень знаний и познавательную активность студентов [9, с. 75].
С увеличением срока обучения в Чувашском государственном институте культуры и искусств, изменяются и методы обучения. Ставящиеся перед студентами задачи все более усложняются. Вводится теоретический анализ художественного содержания, формы и вокально-исполнительской сложности произведения. Одновременно продолжается выполнение комплекса упражнений, которые способствуют дальнейшему вокально-техническому развитию студентов. Таким образом, вокалист, усвоивший весь комплекс знаний, овладевший необходимыми компетенциями, начинает применять обширные знания для создания полноценного и художественно убедительного музыкально-сценического образа [5, с. 121].
Также на занятиях используются методы эмоционально-выразительного исполнения. Вводятся задания на самостоятельную работу с музыкальными и литературными текстами. Часто используется аудиометод, представляющий собой запись студентом собственного исполнения музыкального произведения с последующим анализом качества прослушанного материала. Также широко применяются методы художественной ассоциации, развивающего обучения, творческого диалога. Отдельное внимание уделяется эскизному прохождению множества музыкальных произведений, развивается навык чтения с листа [6, с. 284].
В ходе использования интегративного метода, взаимодействие учебных дисциплин рассматри-
ваются нами на основании общих научных идей, концепций, дающие студенту целостное представление об окружающем мире, культуре, человеке и его месте в социуме. Для того чтобы интегратив-ный метод приносил существенные плоды, требуется тщательно проанализировать учебные дисциплины, которые будут участвовать в процессе взаимодействия, с учётом содержания и последовательности изучения материала.
Таким образом, используя метод интегративного подхода на практике, мы убеждаемся в его действенности, тем самым ускоряя процесс качественного преобразования отдельных элементов обучения, обеспечивая целостность и системность.
Литература
1. Агакова, А. Л. Использование литературных произведений как способ повышения интеллектуального потенциала в музыкально-образовательном процессе / А. Л. Агакова // Вестник Чуваш. гос. ин-та культуры и искусств. - Чебоксары : Чуваш. гос. ин-т культуры и искусств. -2010. - № 4. - С. 24-27.
2. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования : учебное пособие / Л. А. Безбородова - М. : ФЛИНТА, 2014. - 240 с. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=6075 2 - (дата обращения: 23.01.2019);
3. Бушуева, Л. И., Камаева М. П. Развитие творческих способностей студентов средствами педагогического краеведения / Л. И. Бушуева, М. П. Камаева // Традиции и инновации в современной науке: сб. науч. тр. : материалы XVI Международной научно-практической конференции. - М. : Олимп, 2016 - С. 446-447.
4. Медведева, И. А. Проблема формирования креативности будущего учителя музыки / И. А. Медведева // Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия // Материалы XII Междунар. науч.-практ. конф-ции № 5(12). Ч. 2. - Новосибирск, 2015. - 174 с.
5. Нестерова, О. С. Организация учебной деятельности вокалиста в оперном классе вуза / О. С. Нестерова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - №3 (79). - С. 118-122.
6. Поляков, В. Н. Современные требования к студенту и выпускнику режиссерской дисциплины / В. Н. Поляков // Символ науки. - 2015. - №8. - С. 282-285.
7. Современное музыкальное образование -2013 // Материалы XII Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс] : - Электрон. дан. - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 336 с. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=4999 0 - (дата обращения: 23.01.2019);
8. Тимофеева, Е. Н. Формирование и развитие профессиональных компетенций у студентов творческого вуза через активные формы и методы
обучения [Текст] / Е. Н. Тимофеева // Культура и искусство: традиции и современность : сборник статей IV Международной научно-практической конференции (29 февраля 2016 г., г. Чебоксары). -Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. - С.192-194.
9. Тимофеева, Е. Н., Кустов Ю. Н. Национально-региональная специфика музыкального образования в региональном вузе культуры и искусств / Е. Н. Тимофеева, Ю. Н. Кустов // Искусство, культура, образование: методология, теория, практика : сб. науч. статей / Под ред. В. Ю. Арестовой / БОУ ВО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии. - Чебоксары : Принт Люкс, 2016. -С.73-77.
An integrative approach to the training of students of specialty
"Music art" (regional university) Timofeeva E.N., Nesterova O.S.
Chuvash state Institute of culture and arts, Cheboksary Pop music, being a part of the musical culture of the XXI century, is particularly popular among young people entering music colleges and universities. The integrative approach is one of the means of improving the quality of education of young people, and, consequently, the quality of Russian musical culture, as it makes it possible to combine the student's knowledge and skills in a single system. This perception facilitates the assimilation of new and opens up opportunities for the development of natural abilities of the individual, as well as allows you to preserve the national musical flavor, if the training takes place in a regional higher education institution. The article reveals the basic techniques used in the implementation of an integrative approach to teaching students. An example is the experience of using an in-tegrative approach to working with students of the Chuvash state Institute of culture and art (hereinafter - CHIKI). Key words: musical art of the stage, an integrative approach to learning, quality of education, professional musical education, vocal school.
References
1. Agakova, A. L. Use of literary works as a way to increase the
intellectual potential in the musical educational process / A. L. Agakova // Chuvash Herald. state Inst culture and arts. - Cheboksary: Chuvash. state Institute of Culture and Arts. - 2010. -№ 4. - p. 24-27.
2. Bezborodova, L. А. Theory and methods of music education: study guide / L. A. Bezborodova - M.: FLINTA, 2014. - 240 p. -[Electronic resource] - Access mode: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=60752 - (access date: 01/23/2019);
3. Bushueva, L. I., Kamaeva M. P. The development of creative
abilities of students by means of pedagogical study of local lore / L. I. Bushueva, M. P. Kamaeva // Traditions and innovations in modern science: collection of articles. scientific tr. : Proceedings of the XVI International Scientific Practical Conference. - M.: Olimp, 2016 - p. 446-447.
4. Medvedev, I. A. The problem of the formation of creativity of the
future music teacher / I. A. Medvedev // Scientific perspectives of the 21st century. Achievements and prospects of the new century // Proceedings of the XII International. scientific-practical conference number 5 (12). Part 2. - Novosibirsk, 2015.
- 174 p.
5. Nesterova, O. S. Organization of training activities of the vocalist
in the opera classroom of the university / O. S. Nesterova // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. I. Ya. Yakov-lev. - 2013. - №3 (79). - P. 118-122.
6. Polyakov, V.N. Modern requirements for students and graduates
of the director's discipline / V.N. Polyakov // Symbol of Science.
- 2015. - №8. - p. 282-285.
7. Modern Music Education - 2013 // Proceedings of the XII Interna-
tional Scientific and Practical Conference [Electronic resource]:
- Electron. Dan. - SPb. : RGPU them. A.I. Herzen, 2014. - 336 p. - [Electronic resource] - Access mode: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=49990 - (appeal date: 01/23/2019);
8. Timofeeva, E.N. Formation and development of professional competences of students of a creative high school through active forms and methods of teaching [Text] / E.N. Timofeeva // Culture and Art: Traditions and Modernity: a collection of articles of the IV International Scientific and Practical Conference (February 29, 2016, Cheboksary). - Ufa: OMEGA SAINS, 2016.
- P.192-194.
9. Timofeeva, E.N., Kustov Yu.N. National-regional specifics of music education in the regional university of culture and arts / E.N. Timofeeva, Yu.N. Kustov // Art, culture, education: methodology, theory, practice: sat. scientific articles / ed. V.Yu.Arestova / BOU IN "CHGIKI" of the Ministry of Culture of Chuvashia. - Cheboksary: Print Lux, 2016. -C.73-77.
о
о
и
n
m
5
m
X
X
о
m
m
й
А
-i
О
X
£
m
О
X
О
m
О
01
n
А
ы
О
и
А
X
X
m
115