Научная статья на тему 'Массовая Культура и музыкальное профессиональное образование: пути интеграции'

Массовая Культура и музыкальное профессиональное образование: пути интеграции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
145
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКОЗНАНИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыбакова Елеонора Львовна

Статья посвящена вопросам современного профессионального образования в области музыкознания и музыкально-прикладного искусства. Внимание уделено профилям, связанным с музыкально-прикладным искусством и современными мультимедийными и креативными технологиями в обучении, при сохранении акцента на особой важности базового, общепрофессионального музыкального образования, а именно музыкально-теоретических дисциплин. Связь с творческими объединениями, такими как продюсерские центры, профессиональные театры и концертные площадки, детские общеобразовательные и музыкальные школы дает возможность проецировать работу студента на дальнейшую профессиональную деятельность в области музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовая Культура и музыкальное профессиональное образование: пути интеграции»

№ 4 (71), 2018

"Культура и образование" ^^

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ УДК 378

Е.Л. РЫБАКОВА

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ

Элеонора Львовна Рыбакова, профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Санкт-Петербургского государственного института культуры (Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2-4), releonora2014@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена вопросам современного профессионального образования в области музыкознания и музыкально-прикладного искусства. Внимание уделено профилям, связанным с музыкально-прикладным искусством и современными мультимедийными и креативными технологиями в обучении, при сохранении акцента на особой важности базового, общепрофессионального музыкального образования, а именно музыкально-теоретических дисциплин. Связь с творческими объединениями, такими как продюсерские центры, профессиональные театры и концертные площадки, детские общеобразовательные и музыкальные школы, дает возможность проецировать работу студента на дальнейшую профессиональную деятельность в области музыкального искусства. Ключевые слова: музыкознание и музыкально-прикладное искусство, детский музыкальный театр, музыкальное образование в современной России.

UDC 378

E.L. RYBAKOVA

MASS CULTURE AND MUSIC PROFESSIONAL EDUCATION: THE PATH OF INTEGRATION

Eleonora Lvovna Rybakova, professor of the cathedra of musicology and music applied art of St. Petersburg state institute of culture (2-4, Dvortsovaya emb., Saint Petersburg), releonora2014@gmail.com

Abstract. This article is devoted to issues of modern professional education in the field of musicology and music applied arts. Attention is paid to the profiles related to music and applied art and modern multimedia and creative technologies in education, at the same time maintaining the emphasis on the special importance of basic, general professional music education, namely, the music-theoretical disciplines. The connection with creative associations, such as production centers, professional theaters and concert venues, children's general education and music schools, makes it possible to project the work of a student into further professional activities in the field of musical art. Keywords, musicology and music and applied art, children's musical theater, musical education in modern Russia

Художественная картина России в связи со сложившимися кардинальными изменениями в экономической, социальной и политической жизни общества, происходившими на протяжении всего XX века, нашла отражение в глобальных изменениях в музыкальной культуре. Рубеж XIX-XX вв. дал толчок новым направлениям в музыкальном искусстве, а именно появлению джаза в мировой музыкальной культуре как нового вида, «третьего направления» по В.Д. Конен [1], течения, стиля, ознаменовавшего собой эпоху джазовой музыки, музыкальной культуры всего XX и начала XXI века. В России, помимо проникающих в самом начале XX века элементов джазовой и новой танцевальной музыки, существовали исконные для России жанры, характеризующие движение к дальнейшему в XX веке развитию уникального вида музыкального искусства, свойственного только для художественной культуры России - эстрадной музыки, в дальнейшем -эстрадно-джазовой.

Потенциал возникающих на рубеже XIX-XX и затем XX-XXI вв. различных стилей и течений в театральном искусстве, хореографии, музыке, архитектуре, живописи был настолько велик, что, обладая огромным спектром красок, возможностей и инструментов, дал импульс к формированию новых стилей и течений в художественной культуре, а также в традиционных видах искусства театрального, музыкального и визуального, что способствовало развитию синкретичных форм и жанров музыкальной культуры.

Появившиеся в начале XX века такие жанры танцевальной музыки, как танго, кекуок, фокстрот и традиционные для России городской романс, цыганская песня, многочисленные народные мотивы и мелодии, берущие свое начало в праздничной культуре скоморохов, явились той почвой, на которой в дальнейшем и возникло направление эстрадно-джазовой музыки в России. Привнесенное в 1922 году Валентином Парнахом новое направление в музыкальной культуре Советского Союза - России, такое как джаз, было восторженно воспринято художественной элитой страны как театральное искусство, и затем в течение первых двух десятилетий советской власти отношение к этому виду музыкального искусства неоднократно пересматривалось. Как было уже сказано выше, от восторженного приятия к полному отторжению и неприятию к концу 30-х гг.

1918 год явился знаковым годом для художественного образования в России. Были сформированы две комиссии при содействии А.В. Луначарского - одна из них для разработки программ для музыкальных школ под руководством А. Глазунова, в которую входили лучшие профессора Московской и Ленинградской консерваторий, другая - программы для общеобразовательных школ, куда входили Е.Э. Линева, Н.Я. Брюсова, Б.Л. Яворский. В 1918 году Н.И. Сац, будучи 15-летней девочкой, явилась инициатором создания детского театра (Детский театр Моссовета).

Художественная картина советской России формировалась под влиянием художников, музыкантов, архитекторов разных стилей и направлений. Образование, образовательный процесс явился важной составляющей формирования той новой художественной культуры, которая начала свое движение в эти годы. В музыкальном образовании, как уже было сказано выше, в 1918 году произошли перемены и утвердилась «трехступенчатая система образования русской музыкальной школы», как она называется сегодня. В первой половине XX века образования в области джаза, эстрадной музыки в нашем сегодняшнем понимании не существовало: это направление первоначально воспринималось как синкретическое искусство, объединявшее в себе театральное действо, музыку и танец. Известные музыковеды, исполнители, дирижеры, хореографы, режиссеры пытались вникнуть в мир нового художественного направления, и в связи с этим в разных журналах и газетах появлялись статьи, посвященные глубокому осмыслению нового направления [2, с. 59-60, 243-244].

Это были первые попытки осмысления и вхождения в огромный мир эстрадно-джазовой музыки, который к середине XX столетия включал в себя такие жанры и виды музыкальной культуры, как массовая песня, инструментальные произведения для джазовых оркестров А. Цфасмана, рапсодии на основе популярных народных и советских песен И. Дунаевского, музыка к музыкальным спектаклям и программам «Теа-джаза» Л. Утесова, а также постановкам В. Мейерхольда. К этому моменту песни из кинофильмов «Веселые ребята», «Волга-Волга» и других популярных кинолент становятся основой в развитии жанра разнохарактерной эстрадной песни. Что касается форм, то это в 1920-е гг. созданные В. Парнахом, Л. Утесовым, Л. Теплицким Б. Крупышевым и другими музыкантами джаз-банды по аналогии с американскими джаз-бандами; малые составы в 1930-40-е гг. - джазовые ансамбли и переход ко второй половине 1930-х гг. к большим оркестрам и профессиональному джазовому оркестру А. Цфасмана и других выдающихся музыкантов того времени.

Военное время внесло свои коррективы. Практически к музыкальному образованию в области эстрадной музыки в Советском Союзе обратились лишь в 1960-е гг., спустя более чем полвека, когда Министерство культуры РСФСР издает ряд законода-

№ 4 (71), 2018

и образование ^ ^

тельных актов по организации на базе ученых заведений Министерства подготовки артистов и режиссеров для эстрады. Только к концу 80-х гг. можно констатировать становление профессионального музыкального образования в области эстрадной музыки в связи с открытием трех кафедр в вузах России: Ростовской государственной консерватории, ГМПИ им. Гнесиных, Ленинградском государственном институте культуры.

Переходный период 1990-х гг. и начала XXI века, так же как и аналогичный период рубежа предыдущих веков, вносит свои коррективы в связи с экономическими, политическими и глобальными социальными изменениями, произошедшими в жизни советского общества и России. В области музыкальной и художественной культуры в целом сложно охарактеризовать сегодня этот период как время подъема и больших достижений в области культуры и искусства. С другой стороны, именно время перемен, эпоха слома понимания традиционных ценностей, накопленного опыта дали свои положительные результаты в поисках новых форм и путей к наполнению художественной жизни современной России.

В 1994 году была утверждена «новая» для того времени специальность - «музыкальное искусство эстрады», и в середине 1990-х гг. был утвержден первый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «музыкальное искусство эстрады».

Разработчики стандарта выделили два вида, наиболее ярко характеризующих этот вид искусства: эстрадно-джазовое пение и инструменты эстрадного оркестра. В дальнейшем этот стандарт дорабатывался и усовершенствовался1. Новое прочтение и понимание направления музыкального искусства эстрады мы находим в стандарте третьего поколения, который вышел в 2011 году. Стандарт третьего поколения предполагал возникновение профилей подготовки. Здесь мы видим три профиля: «эстрадно-джазовое пение», «инструменты эстрадного оркестра» и «мюзикл и шоу-программы».

В XX веке по специальности «музыковедение» в основном готовили историков и теоретиков музыки. Принятие стандартов третьего поколения: 073000 музыкознание и музыкально-прикладное искусство (магистратура и бакалавриат) 2010 и 2011 гг. соответственно явилось ответом на вызовы времени и дало возможность осуществлять подготовку профессионалов по широкому спектру деятельности, а именно в области научно-исследовательской, культурно-просветительской, музыкально-журналистской, редакционной, творческой, педагогической и организационно-управленческой (менеджерской) деятельности. Таким образом, после принятия стандартов третьего поколения2 область применения профессионалов по данному направлению существенно расширилась.

В ФГОС третьего поколения «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (уровень подготовки бакалавриат) вышеназванные виды деятельности приобретают конкретные очертания в виде профилей, отражающих традиционное понимание специальности: «музыковедение», «музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ», появляются такие профили подготовки, как «музыкальная педагогика», «компьютерная музыка и аранжировка», «менеджмент музыкального искусства» и другие. Таким образом, широкий спектр профилей и квалификаций, присуждаемых обучающимся по данному направлению, дает право говорить об особом значении музыкознания в группе специальностей «музыкальное искусство». Студенты, обучающиеся по образовательным программам направления «музыкознание и музыкально-прикладное искусство» на факультете музыкального искусства эстрады, получают возможность специализироваться не только в области академической музыки, но и в стилистике эстрадно-джазовой музыки.

1 Непосредственное участие в разработке некоторых положений стандарта второго поколения и третьего принимала автор данной статьи.

2 В 2016 году были приняты изменения.

В 2013 году была организована кафедра музыкознания и музыкально-прикладного искусства. Учебный процесс на этой кафедре был разработан на основе вышеназванного стандарта, были избраны три профиля, как нам казалось, наиболее актуально отражающие инновационную направленность современного российского образования. В связи с вышеупомянутыми сложными условиями 1990-х гг. начальное музыкальное образование, как и среднее, не было столь широко востребовано, как в 1950-80-е гг. Можно сказать, что образовательные учреждения начального, дополнительного и среднего профессионального музыкального образования ощутили острую нехватку преподавательских кадров. А в связи со сформировавшимися к этому времени новыми стилями и жанрами музыкального искусства - джаз, рок, поп-музыка, электронная музыка, авангард в академической музыке и другими, появилась необходимость в подготовке специалистов, способных разбираться и обучать в новых условиях. Было принято решение обратиться к современным музыкальным технологиям в области музыкального искусства, в связи с чем и были избраны эти профили для подготовки бакалавров и в дальнейшем на их основе, как продолжение, три магистерские программы: «детский музыкальный театр», «менеджмент музыкального искусства», «компьютерная музыка и аранжировка».

Необходимо отметить, что художественное пространство, сама атмосфера в данном случае Санкт-Петербурга в последние десятилетия была наполнена всевозможными джазовыми клубами, арт-кафе, салонами, и даже солидные театры проводили свои вечерние спектакли, концерты и шоу в стилистике эстрадно-джазовой музыки. Можно с уверенностью утверждать, что во всем, что происходило по вечерам в Петербурге в 2008-2010 гг., участвовали выпускники, преподаватели или студенты факультета музыкального искусства эстрады СПбГИК. В этой связи подготовка профессиональных аранжировщиков, менеджеров и музыкальных педагогов оказалась крайне актуальной.

Введение обучения по данному направлению дало новый импульс в развитии самого факультета музыкального искусства эстрады и, в частности, кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства. Для работы в профиле «компьютерная музыка и аранжировка» был приглашен заслуженный деятель искусств, композитор А.В. Каль-варский, который организовал своеобразную мастерскую для начинающих аранжировщиков. Помимо традиционных курсов, характеризующих специфику профиля, были разработаны специальные курсы, такие как «основы синтеза звука», «виртуальные синтезаторы» и другие. В профиле «менеджмент музыкального искусства» была создана учебно-практическая мастерская музыкального менеджмента, где студенты принимали участие в организации концертов в Малом и Большом залах Санкт-Петербургской государственной филармонии, а также осуществляли организационную и практическую деятельность по приему гостей и исполнителей четырех конкурсов «Джазовая карусель», проводимых ежегодно кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства совместно с ДШИ СПбГИК начиная с 2015 г.

Квалификация «преподаватель», которую студенты по окончании получают по профилю «музыкальная педагогика», предполагает работу преподавателя в учреждениях как предпрофессионального, так и дополнительного образования. Поэтому здесь тоже внесены некоторые коррективы, так как во многих детских музыкальных школах, школах искусств открыты театральные отделения, где, как правило, преподают драматические актеры.

Поиск образовательных программ, где бы отражалась специфика обучения, связанная с детским музыкальным театром, практически не дал результата. Поэтому студенты уровня подготовки бакалавриата, обучающиеся на этой кафедре, получили возможность познакомиться с общими принципами подготовки праздничного (шоу) выступления, отрывка или небольшой постановки детского спектакля на таких дисциплинах, как «работа с режиссером», «сценическое движение». Необходимо акцентировать внимание на том, что это носит характер знакомства на уровне бакалавриата с основами подобной работы. Для осуществления же дальнейшей подготовки профессионалов в области

№ 4 (71), 2018

"Культура и образование"

музыкальной педагогики и более углубленного изучения специфики работы с детскими коллективами была открыта магистерская программа «детский музыкальный театр».

Были приглашены ведущие специалисты: главный режиссер С.А. Морозов, известный актер театра и кино А.А. Носков и хореографы-постановщики, имеющие опыт работы с детскими музыкальными спектаклями. Студенты всех профилей изучают такие дисциплины, как «музыкальные компьютерные программы», «организация творческого процесса», «вокальный, инструментальный ансамбли» и другие. Практически студенты всех профилей кафедры составляют единое целое: музыкальные педагоги ставят спектакли с участием детей, аранжировщики осуществляют подготовку-аранжировку музыкального материала и сами ансамблем поддерживают выступления, а менеджеры также участвуют в творческом процессе и осуществляют продюсерскую деятельность по продвижению созданных проектов.

Литература

1. Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М., 1994. 160 с.

2. Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы, исследования. СПб., 2006 г. 280 с.

References

1. Konen V.D. Tretiy plast. Novye massovye zhanry v muzyke XX veka [Third layer. New mass genres in music of the XX century]. Moscow, 1994. 160 p.

2. Rybakova E.L. Razvitie muzykalnogo iskusstva estrady v sovremennoy Rossii: traditsii, perspektivy, issledovaniya [The development of pop music art in modern Russia: traditions, perspectives, researches]. Saint Petersburg, 2006. 280 p.

УДК 02:37

Н.Г. МАГОМЕДОВА

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Магомедова Наида Ганапиевна, кандидат педагогических наук, доцент Волгоградского государственного института искусств и культуры (Волгоград, ул. Циолковского, 4), magomedova_n_g@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения преемственности профессионального образования в подготовке библиотечных специалистов. Рассматривая среднее профессиональное и высшее образование, автор подчеркивает значимость реализуемых вузом образовательных стандартов третьего поколения, а также обращает внимание на важность получения специализации или профиля подготовки обучающихся.

Ключевые слова: преемственность, среднее профессиональное образование, высшее образование, библиотечное образование, библиотечные специалисты.

UDC 02:37

N.G. MAGOMEDOVA

THE PROBLEM OF CONTINUITY OF SECONDARY AND HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN THE TRAINING OF LIBRARY SPECIALISTS

Magomedova Naida Ganapievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Volgograd state institute of arts and culture (4, Tsiolkovskogo St., Volgograd), magomedova_n_g@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.