Научная статья на тему 'Новые формы и подходы в отечественном художественном образовании'

Новые формы и подходы в отечественном художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ И КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / COMMUNICATIVE AND COMPLEX APPROACH IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / CULTURAL INDUSTRIES / PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыбакова Е. Л.

Тесная взаимосвязь экономических, политических и культурных основ современного российского культурного общества становится причиной радикальных изменений в художественной культуре, а в связи с этим, и высшем образовании. Появление массовых музыкальных стилей и жанров меняет не только художественную среду современной России, но и подходы и формы в современном музыкальном профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New forms and approaches in Russian artistic education

Today, economic, political and cultural basics are integrated. This article investigates the changes, happening in the modern society, artistic culture of Russia, and in this regard, the place of the higher professional education in modern Russian society is under question. The appearance of mass music styles and genres changes not only the artistic culture of modern Russia, but also the approaches and forms of the modern music professional education.

Текст научной работы на тему «Новые формы и подходы в отечественном художественном образовании»

УДК 78

НОВЫЕ ФОРМЫ И ПОДХОДЫ

В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е. Л. Рыбакова1

1 Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Дворцовая наб. 2, Санкт-Петербург, 191186, Россия.

Тесная взаимосвязь экономических, политических и культурных основ современного российского культурного общества становится причиной радикальных изменений в художественной культуре, а в связи с этим, и высшем образовании. Появление массовых музыкальных стилей и жанров меняет не только художественную среду современной России, но и подходы и формы в современном музыкальном профессиональном образовании.

Ключевые слова: коммуникативный и комплексный подход в высшем образовании, культурные индустрии, профессиональное музыкальное образование в России

NEW FORMS AND APPROACHES

IN RUSSIAN ARTISTIC EDUCATION

Eleonora L. Rybakova1

1 Saint Petersburg State Institute of Culture, 2, Dvortsovaya nab. (embankment), Saint Petersburg, 191186, Russian Federation

Today, economic, political and cultural basics are integrated. This article investigates the changes, happening in the modern society, artistic culture of Russia, and in this regard, the place of the higher professional education in modern Russian society is under question. The appearance of mass music styles and genres changes not only the artistic culture of modern Russia, but also the approaches and forms of the modern music professional education.

Keywords: communicative and complex approach in the system of higher education, cultural industries, professional music education in Russia

Экономические, политические и культурные изменения в современной России вызывают вопрос о месте высшего образования в российском обществе. Музыкальная культура и российская национальная музыкальная школа за сто пятьдесят лет претерпела кардинальные изменения. Появление массовых музыкальных стилей и жанров меняет не только художественную картину современной России, но и подходы к современному музыкальному профессиональному образованию. Если во главу угла с момента основания первой русской консерватории

ставилась задача подготовки высокопрофессиональных исполнителей-музыкантов, и А. Г. Рубинштейном даже было предложено в первые годы существования консерватории выдавать диплом только выдающимся, подающим надежды на концертную деятельность музыкантам, то через двадцать пять лет после открытия консерватории он писал, что «нас могут упрекнуть в том, что из консерватории редко выходят великие гении, но из консерватории выходят хорошие профессиональные музыканты, которые так нужны в нашем отечестве» [1, с. 145]. В данном случае речь шла о музыкальной педагогике, об идее несения музыки в народ, чем так славилось прогрессивное российское дворянство и интеллигенция. Неслучайно авторы исследования «Культура и культурные индустрии в РФ» отмечают, что «если в середине XIX века приобщение к работам мастеров живописи, исполнениям профессиональных актеров и музыкантов было доступно лишь нескольким миллионам представителей элит, то в XXI веке эту возможность имеют 90% населения Земли, выросшего за это время впятеро» [2, с. 3].

Появление в начале XX века фигуры Сергея Дягилева ознаменовывает новую эпоху в пропаганде, менеджменте и продвижении российского музыкального и художественного наследия в мировом масштабе. Однако надо отметить, что, начиная с 60-х годов XIX века деятельность предшественников С. Дягилева, меценатов и покровителей искусств, стремительное развитие технических средств массовой коммуникации сформировали основу различных направлений новых видов художественного творчества. Российская, советская массовая музыкальная культура совместно с академической музыкальной школой также формируется в этот период. Российский романс, народные песни и напевы, танцы, исполняемые как городскими, так и деревенскими музыкантами, одновременно с появлением всевозможных пред-эстрадных форм (ревю, кабаре, водевиль), особенно в первые десятилетия XX века, подготовили основу для развития эстрадно-джазовой музыки в Советском Союзе и России.

Профессиональное образование в этом виде музыкальной культуры начинает формироваться в России в 60-е годы XX века и приобретает современные очертания к концу XX века. Авторы федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по различным направлениям в области музыкального искусства, динамично развивающихся за последние двадцать лет, пытаются отразить и ответить на стремительно возникающие новые вызовы времени. Принятый в 2011 году ФГОС ВО по направлению подготовки «музы-

кознание и музыкально-прикладное искусство» лишь подчеркивает необходимость в современном обществе подготовки кадров, как владеющих музыкальными профессиональными знаниями и умениями, так и умеющих применять многофункциональные и многосторонние современные технологии и методы музыкально-прикладного искусства в работе с широкими массами общества. Открытие в 2013 году образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «музыкознание и музыкально-прикладное искусство» по трем профилям («компьютерная музыка и аранжировка», «менеджмент музыкального искусства», «музыкальная педагогика») потребовало нахождения новых форм и путей для подготовки профессионалов по данному направлению. Как показывает практика, конкурс на эти профили очень высокий, возможно, это связано с тем, что новые формы и даже «рабочие специальности» нашли отражение в традиционном академическом образовательном направлении «музыкознание», который включает в себя и новые образовательные формы музыкально-прикладного искусства для работы в креативных индустриях сегодняшнего дня. В документах Правительства Российской Федерации за последние годы и, в частности, в Распоряжении Правительства РФ от 29.02.2016 года об утверждении «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», наряду с сохранением традиционных культурных ценностей, акцентируется внимание на создании «виртуальных концертных залов», развитии и модернизации концертных площадок, творческих объединений и учебных художественных заведений [3, с. 6-7]. В этих условиях роль менеджмента в художественной культуре и музыкальном искусстве приобретает особую остроту.

Сегодня основная масса музыкантов в области эстрадно-джазовой музыки, певцов, инструменталистов находятся в поиске сцены и места в искусстве. Возможно, выбор абитуриентами таких профилей, как «менеджмент музыкального искусства», «музыкальная педагогика» и даже «компьютерная музыка и аранжировка» (хотя этот профиль необходимо рассматривать отдельно) связан с реалиями сегодняшнего дня. Предполагается, что учебный план по этим трем профилям должен быть синтезирующим, объединяющим1. Профиль «компьютерная музыка и аранжировка» можно назвать «элитарным» в силу особого спроса в современном профессиональном и любительском музыкальном сообществе, так как аранжировки (как нотные, так и цифровые) необычайно широко востребованы в музыкальной среде — от детских солистов

1 Опыт такой работы был проведен на кафедре музыкознания и музыкально-прикладного искусства в СПбГИК.

и коллективов до высокопрофессиональных концертирующих музыкантов. Однако когда речь идет о приеме по данному профилю даже на бакалавриат, требуется серьезное музыкальное образование, желательно среднее специальное и предрасположенность абитуриента к этой деятельности. К сожалению, многие абитуриенты, не имеющие музыкального образования, но достаточно хорошо владеющие компьютерными технологиями и имеющие музыкальные способности, считают себя уже аранжировщиками. Поэтому, предпрофессиональное и среднее профессиональное образование так необходимы для поступающих на этот профиль.

Здесь возникает то, что мы называем «целостностью» и коммуникативностью в образовательной среде [4]. Предполагается, что на организуемых на кафедрах творческих мероприятиях и конкурсах2 студенты профиля «менеджмент музыкального искусства» участвуют в разработке положения о конкурсе, рассылают и принимают заявки на участие в конкурсе, принимают гостей, готовят логистику, отвечают за печатную продукцию и призы-награждения, а студенты профиля «компьютерная музыка и аранжировка» выпускного курса вместе с преподавателем выпускного курса являются членами жюри первого отборочного тура конкурса.

Коммуникативность и целостность образовательного процесса может быть также выражена в работе, которая осуществляется в профиле «музыкальная педагогика» (бакалавриат). Практически во всех школах искусств Санкт-Петербурга мы находим театральные отделения, однако, педагогическую деятельность ведут, как правило, драматические актеры. Специфика детского музыкального театра, которая соответствует именно музыкальной направленности, не всегда вы-держивается3. Поиск учебных программ, связанных с образованием в области детского музыкального театра не был успешным. Однако, при дальнейшей профессиональной деятельности в школах искусств, в общеобразовательных школах, педагоги дисциплины «музыка» сталкиваются с необходимостью постановки в школе праздничного концерта к той или иной дате, или просто шоу, праздника. По-видимому, если преподаватель будет способен осуществить постановку небольшого отрывка или музыкального детского спектакля по мотивам мультфильмов или популярных мюзиклов, мы считаем, что руководством

2 В СПбГИК таким объединяющим мероприятием является Международный эстрадно-джазовый конкурс для детей и юношества «Джазовая карусель» (от 6 до 18 лет), который проводится уже в пятый раз.

3 В связи с чем на кафедре музыкознания и музыкально-прикладного искусства СПбГИК была открыта магистерская программа «детский музыкальный театр».

школы это будет приветствоваться4. Необходимо приглашение для преподавания этих дисциплин профессиональных режиссеров, актеров, хореографов, обладающих большим опытом работы с детскими музыкальными коллективами.

В магистерской программе «детский музыкальный театр» должно осуществляться ведение серьезной научно-исследовательской работы в этой области, а также практическая подготовка небольших отрывков или музыкальных детских спектаклей под руководством ведущих специалистов в области музыкального и театрального искусства. Предполагается, что студенты, обучающиеся в профиле «компьютерная музыка и аранжировка», не только полностью обеспечивают музыкальное оформление спектакля, как аранжировками, так и собственным ансамблевым «живым» исполнением. Таким образом, мы видим осуществление комплексного подхода в образовательном процессе в соединении трех профилей направления «музыкознание и музыкально-прикладное искусство» и в продвижении вновь создаваемого студентами продукта на сцены и концертные площадки Санкт-Петербурга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рыбакова Е. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: Традиции, перспективы, исследования. СПб.: СПбГУКИ, 2006. 280 с.

2. Культура и культурные индустрии в РФ. Результаты комплексного исследования. Информационное агентство InterMedia. Совет по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ. М., 2018. 27 с.

3. Востряков Л. Е., Тургаев А. С. Новая модель государственной культурной политики России // Вестник СПбГИК. 2018. № 3 (36). С. 6-16.

4. Козьменко О. П. Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики: Автореф. дис. ... доктора культурологии: 24.00.01. М., 2004.

REFERENCES

1. Rybakova E. L. Razvitie muzykal'nogo iskusstva estrady v sovre-mennoj Rossii: Traditsii, perspektivy, issledovaniya. SPb.: SPbGU-KI, 2006. 280 s.

4 Некоторые выпускники профиля «музыкальная педагогика», а также магистерской программы «детский музыкальный театр» уже представили опыт такой успешной работы в общеобразовательных школах.

2. Kul'tura i kul'turnye industrii v RF. Rezul'taty kompleksnogo issle-dovaniya. Informatsionnoe agentstvo InterMedia. Sovet po intellektual'noj sobstvennosti Torgovo-promyshlennoj palaty RF. M., 2018. 27 s.

3. Vostryakov L. E., Turgaev A. S. Novaya model' gosudarstvennoj kul'turnoj politiki Rossii // Vestnik SPbGIK. 2018. № 3 (36). S. 6-16.

4. Koz'menko O. P. Muzykal'noe obrazovanie kak strukturoobrazuy-uschij komponent sovremennoj kul'turnoj politiki: Avtoref. dis. ... doktora kul'turologii: 24.00.01. M., 2004.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Е. Л. Рыбакова — д-р культурологии, проф.; [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Eleonora L. Rybakova — Dr. Sci. (Cultural Studies), Prof.; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.