num, Medical publishing house, Prague.
9. Spesivtseva, O.I. (2004), "Negative emotions of the individual as reflection of a relative deprivation", Messenger the Chelyabinsk state University. Ser.8. Economy, Sociology, Social work, No. 1 (1), Page 38-40.
10. Stepanova, M.H. (2007), "Prevention of an educational deprivation in the course of teaching culturological disciplines in higher education institution", News of Herzen University, No. 27 (8), pp. 336340.
11. Chistyakov, V.A. (2010), "Magic number seven - result of information exchange of the person with environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (63), pp. 118-122.
Контактная информация: ilvirat@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.12.2015
УДК 37.013.42
МЕЖДУНАРОДНЫЕ МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
Елеонора Львовна Рыбакова, доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой
музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Северо-Западный институт управления, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье рассматривается опыт реализации магистерских образовательных программ и учебных планов в области музыкального менеджмента в зарубежных и отечественных высших учебных заведениях, а именно: в Музыкальном колледже Беркли (Валенсия, Испания), Нью-Йоркском Университете (Стейнхардт) и Санкт-Петербургском государственном институте культуры (СПбГИК). Проведен анализ современных подходов и методов обучения в области музыкального менеджмента в отечественных и зарубежных высших учебных заведениях. Выделены и описаны особенности зарубежных магистерских образовательных программ и учебных планов в сравнении с отечественными магистерскими образовательными программами и учебными планами в области музыкального менеджмента. Показаны специфика и преимущества трех магистерских программ кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства СПбГИК по направлению 53.04.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство».
Ключевые слова: музыкальный менеджмент, музыкальный бизнес, государственные образовательные стандарты, основная образовательная программа, учебный план, дисциплины магистерской программы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p173-177
INTERNATIONAL MASTER'S PROGRAMS FOR MUSIC MANAGEMENT IN THE
WORLD PRACTICE
Eleonora Lvovna Rybakova, the doctor of culturology, professor, musicology and musical applied art Department Chairman, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Northwestern institute, St. Petersburg
Annotation
This article examines the experience of implementation of master's educational programs and curricula in the field of the music management in the foreign and domestic higher educational institutions based on experience of Berkley Music College (Valencia Campus, Spain), New-York University (Steinhardt) and Saint-Petersburg State Institute of Culture. The analysis has been made for the current approaches and teaching methods in the music management in domestic and foreign higher education institutions. The features of the foreign master's degree programs and curricula in comparison with the domestic master's degree programs and curricula in the field of the music management have been distinguished and described. Specifics and benefits of three master programs of the Department of musicology and music applied crafts of St. Petersburg State Institute of culture in the direction 53.04.06 "Musicology and musical
applied art" have been shown.
Keywords: music management, music business, state educational standards, educational program, curriculum, Masters program disciplines.
Цель исследования. Изучение опыта реализации магистерских программ в области музыкального менеджмента в зарубежных и отечественных высших учебных заведениях.
Анализ и сравнение магистерских программ в области музыкального менеджмента Музыкального колледжа Беркли, а именно, филиала в г. Валенсия (Испания), открытого в 2012 году, Нью-Йоркского университета Стейнхардта и Санкт-Петербургского государственного института культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Профессия музыкальный менеджмент/менеджмент шоу-бизнеса в последнее время привлекает огромное количество желающих работать в этой сфере. По данным Государственного бюро статистики США на май 2013 г. около 12 тыс. человек работали в качестве менеджеров и агентов артистов и спортсменов с годовым доходом от $29,320 до $187,199 и выше [8].
В России эта отрасль с каждым годом привлекает все более широкую аудиторию. Рассмотрим опыт таких высших учебных заведений, как Музыкальный колледж Беркли, а именно, филиал в г. Валенсия (Испания), открытый в 2012 году и программы Нью-Йоркского университета Стейнхардта [4].
Музыкальный колледж Беркли представляет 4 магистерские программы: «Производство музыки, технологии и инновации»; «Музыкальное сопровождение фильма, телевизионных передач и видеоигр»; «Современное искусство исполнительства (инструментальное исполнительство и вокал)»; «Глобальная отрасль развлечений и музыкальный бизнес» [5]. Так, например, магистерская программа «Глобальная отрасль развлечений и музыкальный бизнес» имеет 4 области углубленного изучения (так называемая, «концен-трация»/"concentratiorï') [3]: «живое исполнение», «современные бизнес-модели», «музыкальные технологии» и «индустрия звукозаписи». В документе указано, что от того, какой вид деятельности будет выбран, зависит то, каким будет авторский проект и практика студента.
В филиале Колледжа Беркли в Валенсии учебный год магистерской программы длится 3 семестра, включая осенний, весенний и летний. Также предоставляется возможность дополнительно стажироваться в осеннем семестре после основной учебной программы, чтобы добрать кредитные единицы или получить дополнительный практический опыт. Так, например, в первом семестре 2015-2016 уч. года по учебным планам изучаются такие дисциплины, как «Управление контрактами и законодательство в сфере развлечений», «Финансы в музыкальном бизнесе», «Предпринимательство в творческой сфере», семинар по музыкальному бизнесу, а также дисциплины по выбору и факультативы.
В программе семинар по музыкальному бизнесу предполагается получение междисциплинарных навыков, необходимых в данной стремительно развивающейся и изменяющейся сфере. Перед студентами ставятся следующие задачи: изучить глобальные тенденции, составить прогнозы и научиться находить решения проблем.
Во втором семестре (весеннем) изучаются такие дисциплины, как «Практика», «Глобальное лидерство и менеджмент», две дисциплины по выбору и факультатив. А также продолжается семинар по музыкальному бизнесу. Практики соответствуют конкретным областям углубленного изучения магистерской программы: практикум живого исполнения, практикум по бизнес моделям, практикум в сфере музыкальных технологий и практикум по звукозаписи.
В третьем семестре (летнем) студенты осваивают дисциплину «Мировой опыт в сфере развлечений и музыкальный бизнес». Это кульминационная часть всей учебной программы, итоги которой должны быть представлены в виде проекта или исследования.
Целью является завершенная авторская работа на профессиональном уровне под руководством научного руководителя. Также в третьем семестре студенты осваивают дисциплину по выбору и факультатив.
Из дисциплин по выбору студентам предлагается: «Развитие бренда», «Спонсирование и реклама», «Музыкальный маркетинг», «Экономика и творческие индустрии», «Издательство», «Лицензирование и процесс движения товаров от производства к потреблению», «Менеджмент стратегического маркетинга», «Музыка, СМИ и общество», «Управление и организация работы артиста», «Цифровой маркетинг и менеджмент социальных СМИ», «Производство музыкального видео», «Сочинение электронной музыкальной музыки». А также дисциплины факультатива: «Принципы исследовательской работы», «Современный студийный ансамбль» [3]. Отмечается, что в ансамблевом классе студенты продолжают развивать навыки игры в ансамбле, а также формируют свой индивидуальный стиль исполнения. Эти факультативные дисциплины близки предметам, которые включены в основную образовательную программу СПбГИК (кафедра музыкознания и музыкально-прикладного искусства).
На кафедре музыкознания и музыкально-прикладного искусства СПбГИК по направлению 53.04.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» студенты принимаются на три магистерские программы: «Компьютерная музыка и аранжировка», «Детский музыкальный театр» и «Менеджмент музыкального искусства». Учебный план включает в себя общенаучный цикл (базовая и вариативная часть), а также профессиональный цикл, включающий в себя также базовые дисциплины, такие как «Проблемы музыкальной педагогики и психологии», «Современные проблемы музыкального искусства и науки», «Исполнительство на музыкальном инструменте» и обязательные дисциплины, например, «Работа с режиссером в театре-студии мюзикла», «Методы исследования в менеджменте», «Менеджмент в искусстве», «Теория организации и организационное поведение».
Проводится семинар на постоянной основе, в течение трех семестров, основанный на приобретении междисциплинарных навыков, как теоретических, так и практических по следующим темам: «Музыка XX века», «Философия джаза», «Стилистические и гармонические особенности эстрадно-джазовой музыки», «Новейшие формы музыкального театра», «Продюсирование концертных, шоу-программ» [1], «Бизнес-планирование в творческой индустрии» [2].
Группа студентов, обучающихся по программе «Менеджмент музыкального искусства» участвует в разработке и осуществлении кафедральных проектов. Так, например, в 2015-2016 гг. это II международный конкурс «Джазовая карусель» и V международный студенческий фестиваль «Вечнозеленый джаз»; а также другие крупные мероприятия, проводимые кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства в концертных залах Санкт-Петербурга, таких как Малый зал Филармонии им. Д. Д. Шостаковича, студия ЛенДока, Музей театрального и музыкального искусства и других концертных площадках города.
Студенты-магистранты разделяются на несколько рабочих групп в составе от 2-3 человек, и решают различные задачи, например: реклама и РЯ, организация процесса, материально-техническое оснащение, непосредственное участие в творческом процессе. При продвижении мероприятий студенты используют знания и умения, полученные на теоретических занятиях. Таким образом, в СПбГИК семинар по музыкальному бизнесу представляет собой сочетание лекций и практических кейс-заданий. В лекционной части изучается опыт различных стран в сфере музыкального бизнеса, рассматриваются наилучшие и наименее удачные примеры организации и управления в музыкальной сфере, организации концертов, управления проектами и защиты авторских прав. В качестве заданий студенты моделируют «ситуацию», решение которой они должны найти, работая в командах. Наиболее удачное предложение или идея реализуется в рамках вышеназван-
ных проектов.
Другим примером может послужить учебный план магистерской программы «Музыкальный бизнес» Университета Нью-Йорк (New York University, NYU Steinhardt), где, предлагается следующие магистерские программы [6]: магистерская программа с углубленным изучением музыкального бизнеса состоит из базового курса по музыкальному менеджменту, который включает в себя такие дисциплины, как «Менеджмент концертной деятельности», «Продвижение продукта», «Законодательство в сфере заключения контрактов и авторского права», а также такие дисциплины, как «Бухгалтерский учет», «Менеджмент», «Сфера развлечений, СМИ и технологии». В третьей части образовательной программы предусмотрена практика в трех различных организациях/компаниях [7].
Второй профиль - музыкальный бизнес с углубленным изучением музыкальных технологий (прикладная музыка). По этому профилю студенты осваивают основные дисциплины музыкального бизнеса, к которым добавляются прикладные музыкальные дисциплины. Цель этой программы - интегрировать бизнес и технологии для создания нового продукта и инновационных возможностей [6].
ВЫВОДЫ
Изучив магистерские программы на основе двух вышеупомянутых вузов в музыкальной индустрии, нужно отметить, что в магистерских программах особое внимание уделяется бизнес аспектам, таким как развитие продаж, партнерские отношения, практика найма музыкантов, актеров и других работников, а также юридические особенности, защита авторских прав. Большинство американских программ предполагает практику в студиях звукозаписи или на радио.
Спецификой магистерских программ СПбГИК является то, что студенты, параллельно с менеджерскими программами, продолжают осваивать музыкальные дисциплины, не теряя своего исполнительского мастерства, в частности, это «Исполнительство на музыкальном инструменте/эстрадно-джазовое пение», «Игра в ансамбле», участие в музыкальных, театральных постановках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воротной, М.В. Менеджмент музыкального искусства / М.В. Воротной. - Санкт-Петербург : Планета музыки, 2013. - 256 с.
2. Котлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф. - Москва : Классика-XXI, 2004. - 688 с.
3. Официальный сайт Колледжа Беркли, Master of Arts in Global Entertainment and Music Business [Электронный ресурс] // URL: http://valencia.berklee.edu/academic-programs/master-degrees/master-of-arts-in-global-entertainment-music-business/# .tab_courses (дата обращения: 27.12.2015).
4. Официальный сайт Колледжа Беркли. About the Valencia Campus [Электронный ресурс] // URL: http://valencia.berklee.edu/valencia-campus/about-us/ (дата обращения: 27.12.2015).
5. Официальный сайт Колледжа Беркли. Master's degrees [Электронный ресурс] // URL: http://valencia.berklee.edu/academic-programs/master-degrees/ (дата обращения: 27.12.2015).
6. Официальный сайт Нью-Йоркского университета, интервью с др. Кэтрин Мур по магистерской программе. [Электронный ресурс] // URL: http://steinhardt.nyu.edu/music/business/programs/graduate (дата обращения: 27.12.2015).
7. Официальный сайт Нью-Йоркского университета, магистерская учебная программа. [Электронный ресурс] // URL: http://steinhardt.nyu.edu/music/business/curriculum/graduate#musicbusiness (дата обращения: 27.12.2015).
8. Music manager: music management career education overview [Электронный ресурс] // URL: http://study.com/articles/Music_Manager_Music_Management_Career_Education_Overview.html (дата обращения: 27.12.2015).
REFERENCES
1. Vorotnoy, M.V. (2013), Management of musical art, Saint-Petersburg, planet music.
2. Kotler, F. and Sheff, J. (2004), All tickets are sold. Strategies for marketing the performing arts, Classic-XXI, Moscow.
3. Official website of Berkeley College, a master's curriculum, available at: http://valencia.berklee.edu/academic-programs/master-degrees/master-of-arts-in-global-entertainment-music-business/#.tab_courses.
4. Official website of Berkeley College, available at: http://valencia.berklee.edu/valencia-campus/about-us/.
5. Official website of Berkeley College, available at: http://valencia.berklee.edu/academic-programs/master-degrees/.
6. The official website of New York University, interview with Dr. Catherine Moore for the master's program, available at: http://steinhardt.nyu.edu/music/business/programs/graduate.
7. The official website of New York University, a master's curriculum, available at: http://steinhardt.nyu.edu/music/business/curriculum/graduate#musicbusiness.
8. Music manager: music management career education overview, available at: http://study.com/articles/Music_Manager_Music_Management_Career_Education_Overview.html.
Контактная информация: sziu@sziu.ru
Статья поступила в редакцию 29.12.2015
УДК 796.077.5
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА
Елена Олеговна Рыбакова кандидат педагогических наук, доцент,
Чайковский государственный институт физической культуры, Чайковский
Аннотация
Решающее значение в совершенствовании системы подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием имеет разработка новых подходов к содержанию, организации и дифференциации учебного процесса, стимулирующих активность студентов к совершенствованию профессиональных и общекультурных компетенций, повышающих интерес и сферы профессиональной деятельности. Применение фитнес технологий на сегодняшний день актуализировано и в спортивной практике, и в физическом воспитании образовательных учреждений, и в оздоровлении взрослого населения, что предопределило разработку программы подготовки студентов физкультурного вуза с применением средств фитнеса. Программа включает в себя атлетическую гимнастику, аэробику, аквафитнес, функциональный тренинг, детский фитнес, йогу, рекреационный фитнес.
Ключевые слова: профессиональное физкультурное образование, фитнес, фитнес технологии для различных категорий населения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p177-181
IMPROVING OF THE PROFESSIONAL EDUCATION FOR PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY'S STUDENTS BY MEANS OF FITNESS
Elena Olegovna Rybakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture
Annotation
The crucial value in the system of improving the preparation of the specialists with higher education in physical culture education is in creation of the new approaches to the content, organization and differentiation of the educational process, which raises their interest, stimulates students to develop their professional and cultural competences. Nowadays applying of fitness techniques is relevant for sport practice, physical education in the educational institutes and for adults to keep fit, which determines the developing of the program for preparing the students of Physical Culture University with use of the fitness techniques. The program includes gymnastics, aqua-fitness, functional training, children's fitness, yoga, recreation fitness.