Humanity space International almanac VOL. 2, No 4, 2013: 546-550
Специфика формирования музыкального вкуса эстрадного вокалиста в музыкально-образовательной среде вуза
Н.Н. Илларионова
Российский Государственный Социальный Университет 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4 Russian State Social University Vilgelma Pika str., 4, Moscow 129226 Russian
Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, эстрадное искусство, исполнительство, эстрадный певец, музыкальный вкус. Key words: professional music education, pop art, performing art, singer, music taste.
Резюме: в статье рассмотрена проблема формирования музыкального вкуса у будущего профессионального эстрадного вокалиста в музыкально-образовательной среде высшей школы.
Abstract: the article considered is the problem of formation of musical taste of the future professional pop singer in the musical-educational environment of a higher school.
[Illarionova N.N. Specifics of formation of musical taste pop singer in the musical-educational environment of the University]
Сегодня эстрада как одна из самых общедоступных форм массовой музыкальной культуры играет большую роль в общественной, духовной жизни и является одним из наиболее социально отзывчивых и мобильных ее видов. Однако художественная неравноценность не только отдельных произведений, исполняемых на эстраде, но и целых стилей, направлений, требует от профессионального эстрадного исполнителя ценностного осмысления не только всего многообразия эстрадных вокальных жанров, их содержания, но и наличия высокого уровня художественно-эстетических критериев, тонкого музыкального вкуса. Поэтому проблема подготовки эстрадных исполнителей, в области инструментальных и вокальных жанров, обладающих системой ценностных критериев к отбору репертуара, высоким уровнем музыкального вкуса, выступает своеобразным заказом общества и требует от профессиональных учебных заведений среднего и высшего звена ориентации на подготовку специалиста, обладающего сформированными компетенциями, необходимых
Н.Н. Илларионова / Шагюпоуа
и достаточных для выполнения на высоком уровне профессиональных видов деятельности (исполнительской, педагогической, культурно-просветительской,
исследовательской и др.).
Процесс профессионального обучения эстрадного исполнителя в силу своей специфики - это область, предоставляющая студенту возможности и условия для включения в музыкально-творческую жизнь, обретения музыкально-культурной компетентности, расширения эмоционально-ценностной ориентации, углубляющей познание мира. В данном контексте музыкально-образовательная среда высшей школы позволяет расширить потенциал студентов за счет более полного использования их личностных ресурсов посредством реализации различных форм освоения социального опыта в познавательной, исполнительской и творческой деятельности.
Рассматривая категорию «вкус» как сумму представлений человека о красоте, его способность и умение отличить красивое от безобразного, музыкальный вкус в узком, линейном понимании можно представить в виде способности человека адекватно воспринимать и оценивать произведения музыкального искусства. В широком, пространственном понимании, музыкальный вкус - система музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, включающая взаимодействие эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала и формирующаяся на протяжении всей жизни человека. Понятие музыкального вкуса многомерно, оно объединяет разнообразные способы постижения своей сущности. Являясь модификацией вкуса художественного, оно формируется под воздействием музыкального искусства, частотой взаимодействия человека с музыкальными произведениями, литературным творчеством, изобразительным искусством, хореографией, искусством театра.
Проблему развития музыкального вкуса исследовали многие российские ученые. Так, В.Н. Шацкая, считала, что глубинное воздействие произведений музыкального искусства может иметь место только при осознанно-эмоциональном его
Н.Н. Илларионова / ^^ Шarionova
восприятии, подготовленном соответствующей
целенаправленной работой, включающей и овладение определенными навыками и знаниями. М.П. Блинова, изучая проблемы развития музыкального вкуса, придавала значение физиологическим основам музыкальных эмоций, музыкальных представлений, индивидуальных различий в отношении к музыке. Н.Л. Гродзенская развитие музыкального вкуса напрямую связывала с развитием широкого музыкального кругозора, пониманием музыкального искусства.
Особенности формирования музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования, связанные с проблемами вокальной подготовки будущих специалистов эстрады, получили свое отражение в исследованиях О.Я. Клиппа, Д.О. Карамолдаевой, И.В. Сахновой, С.С. Басюка и др.
Используя современную терминологию, жизненный цикл песенных жанров в эстрадном искусстве определяется культурной потребностью слушателей, плодотворностью, долговременностью воздействия музыкального произведения на общество, реальной ролью в духовном воздействии на личность. Бытует глубоко ошибочное мнение о том, что потребление эстрадной песни - дело личного вкуса. Преимущества современной эстрадной песни заключаются в том, что через художественно-образную сущность ее языка, исполнитель выражает различные грани жизни, новые идеи, взгляды и чувства. Слова песни не могут передать всей сложной гаммы чувств человека, но мастерство исполнителя, его художественная «чуткость», тонкое чувство меры, высокая вокальная культура, музыкальный вкус, позволяют ему выбрать верный стиль исполнения, раскрыть многогранный сложный мир чувств человека.
Анализируя эстрадную песню, можно отметить сопутствующие факторы, вытекающие из её массового характера, - мощная индустриальная оснащенность, широкая доступность по языку, по способу доставки слушателю и зрителю, мастерство деятелей эстрады. Парадокс эстрадного произведения, исполняемого вокалистом, заключается в том, что при наличии, зачастую, некоторой банальности содержания
Н.Н. Илларионова / Д1аг1опоуа
музыкального произведения, оно, как правило, имеет определенный уровень эмоциональной открытости, общительности высказывания и простоты чувств. Искусство без простоты и искренности теряет нечто очень важное, национальное, самобытное. Следовательно, от исполнителя эстрадной песни требуется полное и безупречное владение вокальной техникой, непринужденное, артистичное воплощение художественного образа произведения, выстроенный на основе высокого художественно-эстетического (музыкального) вкуса репертуар.
История отечественной школы эстрадного вокального исполнительства служит ярким подтверждением того, что личность певца определяет масштаб его творчества и достижений. Оригинальный тембр, изюминка звучания, тонкий вкус - это одни из главных требований эстрады, благодаря чему исполнитель становится мгновенно узнаваем и отличим от других. К примеру, высочайший уровень трудолюбия, неутолимая жажда творчества, способность оценки литературных и нотных текстов песен с точки зрения их эстетических качеств, позволили Клавдии Шульженко, Александру Вертинскому, Леониду Утесову, уже впервые годы сценической карьеры, стать настоящими народными артистами, звездами эстрады, достигнуть профессионального совершенства и популярности.
Проблемы воспитания такого типа исполнителя весьма разносторонни, актуальны и требуют своего анализа. Путь каждого состоявшего в профессиональном плане эстрадного вокалиста в его восхождении на эстрадный Олимп сложен и нелегок: от первых робких шагов в новом, незнакомом мире, через познание тайн музыки, театрального искусства, сценических воплощений разнообразных образов, в условиях жесткой конкуренции в шоу-бизнесе до успешной концертной карьеры и признания публики. Поэтому эстрадный исполнитель должен быть высокообразованным, инициативным специалистом, обладающим широким кругозором, безошибочно разбирающимся в вопросах выбора репертуара, интерпретации произведений, творческого использования опыта своих предшественников, оттачивания собственной творческой
Н.Н. Илларионова / N.N. Illarionova
манеры исполнения, всех тех качеств (компетенций), которые необходимы ему для достижения высоких творческих результатов. Он обязан владеть не только словесным и музыкальным текстом сочинения, но и обладать высоким уровнем интеллекта, потребностью к разносторонней ценностному анализу произведения.
Личностная ориентация образовательной среды вуза на воспитание специалиста, обладающего высоким уровнем компетентности, художественно-эстетического вкуса требует поиска оснований для проектирования учебного процесса, который будет способен обеспечить полноценный процесс профессионального обучения будущего эстрадного вокалиста как самоценного и социально значимого периода жизненного утверждения студента-музыканта.
ЛИТЕРАТУРА
Кузнецов В.Г. 2005. Эстрадно-джазовое образование в России: история,
теория, проф. подготовка: дис. ... доктора пед. наук. Москва. Савченко Б.А. 1998. Кумиры российской эстрады. М.: Панорама. 430 с. Суханцева В.К. 2000. Музыка как мир человека. От идеи вселенной - к
философии музыки. Киев. Щербакова А.И. 2011. Музыка и Человек в создании пространства культуры:
культурологическое исследование: Монография. М.: Изд-во РГСУ. Эстрада в России. XX век: лексикон / Под ред. Е.Д. Уваровой. М.: РОССПЭН, 2000. 782 с.
Получена / Received: 15.05.2013 Принята/Accepted: 26.05.2013