Научная статья на тему 'Профессиональные аспекты подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов)'

Профессиональные аспекты подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4234
545
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТРАДА / ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА / ЭСТРАДНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ / ЭСТРАДНЫЙ ПЕВЕЦ / ПЕДАГОГ / СТУДЕНТВОКАЛИСТ / VARIETY / MUSIC VARIETY / VARIETY AND JAZZ MUSIC / VARIETY PERFORMER / VARIETY SINGER / TEACHER / STUDENT VOCALIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арутюнова Аревик Борисовна

Обоснована актуальность специального обучения эстрадных исполнителей. Представлены основные направления оптимизации процесса профессиональной подготовки эстрадных певцов в современных музыкальных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is substantiated the urgency of special education of variety performers. There are suggested the main directions of process optimization in professional training of singers in modern music educational institutions.

Текст научной работы на тему «Профессиональные аспекты подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов)»

ствующих повышению качества гендерного образования в вузе, лишенного сексизма, и высшего педагогического образования в целом, отвечающего современным требованиям мирового образовательного пространства.

В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете год от года увеличивается число курсовых, выпускных квалификационных работ специалистов, защищенных магистерских и кандидатских диссертаций по гендерным проблемам дошкольной, школьной и вузовской педагогики, различным аспектам обучения и воспитания, что свидетельствует об интересе студентов, магистрантов и аспирантов к гендерной проблематике и актуальном запросе педагогической практики.

Волгоградский научно-исследовательский Центр гендерных исследований в Волгоградском государственном социальнопедагогическом университете, возглавляемый автором статьи, ориентирован на анализ и поиск путей решения реальных социальнопедагогических проблем, возникающих во взаимоотношениях мужчин и женщин, будущих педагогов-мужчин и педагогов-женщин с обучающимися. В обосновании этих явлений, возможно, остается много спорных вопросов, однако накопленный багаж знаний свидетельствует о плодотворности научных поисков и дает основания и вдохновение для дальнейших изысканий.

литература

1. Александрова Н.В. Гендерные стратегии в европейском образовании: Германия и Франция // Гуманитарное образование и социальный контекст: гендерные проблемы : материалы Междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, 25-28 июня 2007 г. / отв. ред. О.В. Попова. СПб. : Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. С. 48-54.

2. Борытко Н.М. Гуманитарная парадигма образования в контексте гендерных исследований // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. г. Волгоград, 15-18 апр. 2009 г. Волгоград : Перемена, 2009. С. 36-40.

3. Введение в гендерные педагогические исследования : кол. моногр. / под общ. ред. Л.И. Столярчук. Волгоград, 2009.

4. Гендерная экспертиза учебников для высшей школы / под. ред. О.А. Ворониной. М., 2005.

5. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2006.

6. Гендерный подход и вопросы образования : кол. моногр. / Л.И. Столярчук, Е.В. Ануфриева, Д.В. Полежаев [и др.]; под общ. ред. Е.В. Ануфриевой, Д.В. Полежаева. Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2010.

7. Загайнов И.А. Формирование гендерной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2007.

8. Столярчук Л.И., Радзивилова М.А. Формирование гендерной компетенции студентов педагогических вузов // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. Серия «Педагогические науки». 2008. № 1. С. 98-101.

Gender approach to pedagogical education in a higher school

There are considered the issues of gender approach in pedagogical education at a pedagogical higher school, formation of pedagogic theory and practice.

Key words: gender, gender education.

А.Б. АрутюНовА (Белгород)

профессиональные аспекты Подготовки эстрадных

исполнителей (вокалистов)

Обоснована актуальность специального обучения эстрадных исполнителей. Представлены основные направления оптимизации процесса профессиональной подготовки эстрадных певцов в современных музыкальных учебных заведениях.

Ключевые слова: эстрада, музыкальная эстрада, эстрадно-джазовая музыка, эстрадный исполнитель, эстрадный певец, педагог, студент-вокалист.

Музыкальная эстрада занимает сегодня одно из ведущих мест в так называемой массовой культуре. Пропагандируемая практически всеми современными средствами массовой информации (прежде всего радио и телевидением) музыкальная эстрада пользует ся широкой популярностью у слушательской аудитории. Всемерно способствует пропаган-

© Арутюнова А.Б., 2011

де музыкальной эстрады и индустрия звукозаписей (дисков и прочих носителей аудио- и видеопродукции).

Игнорировать влияние, которое оказывает музыкальная эстрада на вкусы широкой публики, ее предпочтения, эстетические критерии и ориентиры, запросы, потребности и т.д., сегодня практически невозможно. Массовое музыкальное искусство (а эстрада и является его частью) выступает «зеркалом культуры нашего времени» [4, с. 7], по выражению Л.М. Кадцына. При известной гиперболизации это утверждение недалеко от истины.

Между тем, указывая на очевидное и устойчивое влияние эстрады, нельзя не отметить, что оно весьма неоднозначно и противоречиво по своим результатам. Есть основания утверждать, что деятельность многих представителей современной эстрады наносит ощутимый урон художественно-эстетическому воспитанию российского общества, в первую очередь молодежи. Специалисты практически единодушно отмечают «дефицит качества нашей музыкальной эстрады, засилье устаревших форм, слабую техническую оснащенность, нехватку профессионализма...» [5, с. 122]. Последнее обстоятельство заслуживает особого внимания. Среди тех, кто представляет современную российскую музыкальную эстраду, чрезмерно велик процент самоучек, дилетантов, иными словами, исполнителей, профессиональный уровень которых откровенно низок. Причин в данном случае несколько. Одна из главных, повторим, - отсутствие необходимой и достаточной специальной подготовки у большинства исполнителей, выходящих сегодня на концертную сцену, встречающихся с широкой публикой, делающих записи в студиях радио и телевидения.

В данной статье представлены некоторые методические аспекты, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов).

Как любой специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец, независимо от манеры исполнения, должен овладеть основами вокального мастерства. Многие педагоги-вокалисты называют этот процесс постановкой голоса, т. е. приспособлением и развитием его для профессионального пения. Другими словами, постановка голоса - это выработка правильных певческих привычек, которые формируются при одновременном и взаимосвязанном развитии слуховых и мышечных навыков певца. При этом

основная задача педагога на начальном этапе обучения - обеспечить молодого вокалиста слуховыми эталонами, на основе которых происходят регулирование работы голосового аппарата и анализ качества исполнения. Вокалисту необходимо заранее отчетливо представлять себе предложенную для исполнения музыкальную фразу, причем не только с точки зрения чистоты интонации, но и обязательно с учетом атаки, характера, динамики, манеры подачи звука и т.д. Так писала по этому поводу Н.М. Малышева: «Каждый певец должен знать: один звук берется - остальные потенциально уже готовы, то есть “лежат” уже в его ухе и мышцах» [7, с. 17].

В отечественной вокальной педагогике под постановкой голоса понимаются совершенствование координации голоса и слуха, овладение певческим дыханием, выработка ровности звучания голоса на всем диапазоне, формирование правильной позиции ре-зонаторных ощущений, отсутствие мышечных зажимов при пении, овладение основными видами атак, выработка четкой дикции, развитие силы и подвижности голоса, расширение звукового и динамического диапазона. Это сложный педагогический процесс, имеющий свои особенности, которые определяются общими требованиями вокальной педагогики и индивидуальными особенностями голоса певца. Профессор Л.Б. Дмитриев отмечает: «Если поставить вопрос, с чего надо начинать занятия - с дыхания, с работы гортани или с укладки языка, то правильным был бы ответ: с того недостатка, который мешает хорошему голосообразованию в наибольшей степени. Этот кардинальный недостаток и должен быть первым взят в работу, на борьбе с ним должно быть сосредоточено все внимание педагога и ученика, при этом, естественно, приходится какое-то время мириться с другими недостатками, оставлять их исправление на более поздние этапы» [3, с. 251].

В процессе грамотной постановки голоса певец приобретает практические умения и теоретические знания, которые позволяют ему постоянно поддерживать голосовой аппарат в здоровом состоянии, а также со временем использовать разножанровые средства музыкально-художественной выразительности в своем творчестве.

В сферу эстрадного искусства входит широкий спектр музыкальных стилей, направлений и жанров. В связи с этим одна из основных проблем подготовки эстрадного певца связана с выбором учебного репертуара, который должен быть направлен не только на развитие го-

лоса, но также на освоение стилевого многообразия эстрадно-джазовой музыки и формирование художественного вкуса. Необходимо отметить, что при подборе репертуара нужно учитывать индивидуальные способности и особенности студента: темперамент, степень вокальной одаренности и общий уровень музыкального развития.

Мы полностью разделяем позицию профессора В.Г. Кузнецова, который предлагает осуществлять выбор эстрадного репертуара на основе следующих принципов: художественной ценности и эстетической значимости музыкальных произведений; доступности для исполнения; педагогической целесообразности; тематического, жанрового и стилевого разнообразия [6, с. 59].

Мы подчеркиваем значимость учебного репертуара в формировании художественного вкуса вокалиста. В современных условиях педагогу необходимо сформировать устойчивую систему ценностных отношений к музыкальному искусству, пробудить желание общаться с лучшими образцами эстрадно-джазовой музыки и развить критическое мышление как умение выделять истинное искусство из музыкального «хаоса». Для решения этих задач мы предлагаем ряд педагогических рекомендаций.

1. Приоритет в выборе учебного репертуара следует отдать музыкальным произведениям, которые являются классикой эстрадноджазового искусства.

2. Необходимо создать условия, при которых студент самостоятельно формирует вокальную программу, утверждаемую в процессе критического анализа совместно с педагогом. Этот метод включает несколько следующих действий:

- педагог рекомендует прослушать альбом конкретного исполнителя или несколько произведений одного стиля;

- на основе рекомендаций педагога студент самостоятельно формирует свой вокальный репертуар;

- педагог и студент проводят анализ учебного репертуара.

такой метод подбора музыкального материала активизирует самостоятельность студента, обогащает музыкально-слуховой опыт и воспитывает художественный вкус вокалиста.

Репертуар эстрадного певца должен быть разнообразен по тематике и стилистике. По нашему мнению, в вокально-учебный репертуар эстрадного вокалиста необходимо включать

технические упражнения, вокализы, блюзовые гаммы, джазовые этюды; песни советских композиторов; песни фольклорной стилизации; песни современной отечественной эстрады; джазовые стандарты (блюзы, спиричуэлы, песни из мюзиклов, баллады, боссановы, самбы); вокальную музыку западноевропейской эстрады (песни на английском, французском, испанском языках).

основу этой методической системы составляет комплекс вокальных упражнений, которые условно можно разделить на две группы: 1) развивающие вокальные возможности голоса и 2) формирующие специфические навыки эстрадно-джазового пения. В течение всего курса обучения очень важно, чтобы студенты-вокалисты освоили ритмику, специфику интонирования, способы звукоизвлече-ния, фразировку, манеру акцентирования разных стилей и направлений эстрадно-джазовой музыки.

В эстрадно-джазовом вокале сочетаются техника академического и народного пения и специфические приемы, характерные для эстрады и джаза. Ю. Чугунов писал, что «эстрадно-джазовый вокал - наиболее сложный материал для объяснения, потому что произошел он от слияния принципов народного и академического» [8, с. 72]. Народную манеру пения обычно называют «открытой», в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере. В эстрадном вокале применяется полуприкрытая манера пения, для которой характерны артикуляция в речевой позиции и приподнятая форма мягкого нёба. Именно такая манера предохраняет голос от переутомления и делает процесс зву-коведения естественным.

При исполнении народных и классических произведений певцу приходится работать в рамках определенного канона, регламентированного звучания. В эстрадно-джазовой музыке приветствуются неповторимость, индивидуальность звучания голоса певца, поэтому основная задача эстрадного исполнителя - поиск собственного звука, оригинальной, легко узнаваемой манеры пения. Конечно, для решения этой задачи вокалисту необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических приемов.

В данной статье мы рассматриваем основные способы и приемы эстрадно-джазового исполнительства.

К специфическим способам звукоизвлече-ния в эстрадно-джазовой манере пения относятся субтон (мягкое, приглушенное пение с

придыханием); граул, или флаттер (гортанное пение; такой прием называют «рычанием»); фальцет (пение «без опоры», позволяющее расширить диапазон в сторону высоких нот); штробас (специфический прием пения очень низких нот); филировка звука (прием, связанный с умением плавно менять динамику).

Для исполнения джазовой и эстрадной музыки вокалисту необходимо овладеть специфическими приемами интонирования - такими, как глиссандо (glissando) - «скольжение» по нотам; бендинг (bend) - «подъезд» к ноте; вибрато - интонационное раскачивание звука с определенной пульсацией; пение блюзового «грязного» (dirty) тона - неточное интонирование ноты, связанное с осознанным повышением или понижением звука.

В арсенал вокального мастерства эстрадноджазового певца входит также умение использовать мелодические украшения: форшлаг -применение вспомогательного звука; смер -повышение или понижение звука с обязательным возвращением к основной ноте; трель -исполнение двух звуков с определенной ритмической и интонационной амплитудой.

Перечисленные выше способы и приемы не должны быть произвольной выдумкой вокалиста - они являются характерной чертой определенного музыкального стиля. Нарушение пропорций в сочетании специфических средств может привести к распаду стилевой целостности и изменить сущность музыкального произведения.

Поскольку эстрадное пение является синтезом вокального и театрального искусства, возникает проблема актерской подготовки вокалиста. Для передачи художественного образа певцу необходимо проникнуть в смысловой и эмоционально-чувственный строй музыкального произведения. В противном случае пение превратится в процесс бездумного «выдувания нот». Следовательно, эстрадный исполнитель обязательно должен овладеть приемами актерского мастерства.

В задачи педагога входит научить эстрадно-джазового вокалиста мыслить образно, по законам театрального искусства, одновременно работая и над вокальной техникой, и над художественным образом. Более того, студенту необходимо овладеть умением переносить в вокал различные элементы речевой интонации. С этой целью рекомендуется декламировать текст без музыки, выделяя отдельные слова и речевые кульминации. М.И. Глинка говорил так: «.в музыке, особенно вокаль-

ной, ресурсы выразительности бесконечны. одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное строгое выражение...» [2, с. 14].

Важным условием в работе над эстрадным репертуаром является понимание того, насколько само текстовое и музыкального содержание произведения терпит привнесение в него приемов актерской выразительности. По мнению И.А. Богданова, «эстрадный вокальный репертуар можно разделить на две части: репертуар, в котором возможно использование игровых приемов, вплоть до создания игровой сценки-песни; репертуар, в котором актерское мастерство исполнителя относится исключительно к внутренним процессам проживания песни, вне ярких внешних средств актерской выразительности» [1, с. 221]. При использовании выразительных средств театрального искусства необходимо учитывать не только жанровые и стилистические особенности музыкального произведения, но и актерские способности самого певца.

Понимание художественного образа произведения выражается также в поведении эстрадного вокалиста на сцене. Здесь внимание педагога должно быть направлено на то, чтобы внешние средства выразительности -жест, мимика, шаг, элементы танцевальных движений - выглядели естественно. Для этого педагогу нужно подвести студента-вокалиста к тому, чтобы все эти внешние проявления не возникали формально, а рождались изнутри в процессе эмоционального проживания музыкального произведения. В работе над сценическим поведением особенно продуктивна ситуация, когда певец самостоятельно подбирает выразительные движения, характерные для определенного персонажа или музыкального жанра, и придумывает несложные танцевальные элементы.

Проблема подготовки эстрадного певца является актуальной, поскольку сегодня, как никогда, остро ощущается дефицит высококвалифицированных специалистов в области музыкальной эстрады. Все это говорит о необходимости целенаправленного профессионального обучения эстрадных певцов. таким образом, задача современных учебных заведений -подготовить таких исполнителей-вокалистов, которые способны противостоять низкопробной музыкальной культуре, повышая уровень отечественной музыкальной эстрады.

литература

1. Богданов И.А. Постановка эстрадного номера : учеб. пособие. СПб. : Чистый лист, 2004. С. 10-239.

2. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализмы - сольфеджио. М. : Кифара, 1997.

3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики: учебник для студентов вузов. М. : Музыка, 2000.

4. Кадцын Л.М. Массовое музыкальное искусство XX столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи) : учеб. пособие. Екатеринбург, 2006.

5. Кузнецов В.Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России : моногр. М., 2005.

6. Кузнецов В.Г. Теория и методика учебнотворческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. М. : Музыка, 2000.

7. Малышева, Н.М. О пении: метод. пособие. М.: Сов. композитор, 1988.

8. Чугунов Ю. Эстрадно-джазовый вокал // Джазовая мозаика. М., 1997. С. 72-78.

Professional aspects of future variety performers (vocalists) training

There is substantiated the urgency of special education of variety performers. There are suggested the main directions of process optimization in professional training of singers in modern music educational institutions.

Key words: variety, music variety, variety and jazz music, variety performer, variety singer, teacher, student vocalist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.