Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР МЕТОДА CASE-STUDY В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР МЕТОДА CASE-STUDY В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОД CASE-STUDY / TASK-BASED INSTRUCTION / МЕТОД РОЛЕВОЙ ИГРЫ / МЕТОД CLIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лузганова Анастасия Алексеевна

Ключевая задача статьи состоит в обосновании положения об интегративном характере метода Case-study при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку в ВУЗе. Интегративный характер заключается в возможности включения в метод Case-study элементов других интерактивных методов, к которым относятся: метод интегрированного предметно-языкового обучения (Content and language integrated learning - CLIL), метод ролевой игры, метод, основанного на решении задач (Task-based instruction) и метод Case-study. В статье приводится краткая характеристика и основные черты каждого из указанных методов. Описываются профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе обучения профессионально-ориентированному языку, основанном на применении рассматриваемых интерактивных методов. Сделан вывод о возможности применения элементов всех рассмотренных интерактивных методов в практике применения метода Case-study при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку, что подтверждает положение об интегративном характере метода Case-study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лузганова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE NATURE OF CASE-STUDY METHOD AT THE PROCESS OF PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The key objective of the article is to substantiate the position on the integrative nature of Case-study method in teaching a professionally oriented foreign language at University. The integrative nature means the possibility of including the elements of other interactive pedagogical methods in Case-study method, including Content and language integrated learning (CLIL), Role play method, Task-based method, and Case-study method. The article provides a brief description and main features of each of these methods. The professional skills formed in the process of teaching a professionally oriented language based on these methods are described. The conclusion about the possibility of implementation of all considered interactive methods elements in the practice of Case-study method applying in teaching professionally oriented foreign language is made. The conclusion confirms the position on the integrative nature of Case-study method.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР МЕТОДА CASE-STUDY В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Интегративный характер метода Case-study в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку

Лузганова Анастасия Алексеевна,

аспирант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина E-mail: luzganova.aa@mail.ru

Ключевая задача статьи состоит в обосновании положения об интегративном характере метода Case-study при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку в ВУЗе. Интегративный характер заключается в возможности включения в метод Case-study элементов других интерактивных методов, к которым относятся: метод интегрированного предметно-языкового обучения (Content and language integrated learning - CLIL), метод ролевой игры, метод, основанного на решении задач (Task-based instruction) и метод Case-study. В статье приводится краткая характеристика и основные черты каждого из указанных методов. Описываются профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе обучения профессионально-ориентированному языку, основанном на применении рассматриваемых интерактивных методов. Сделан вывод о возможности применения элементов всех рассмотренных интерактивных методов в практике применения метода Case-study при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку, что подтверждает положение об интегративном характере метода Case-study.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, профессионально-ориентированный иностранный язык, метод Case-study, Task-based instruction, метод ролевой игры, метод CLIL

о с

CJ

со см о см

03

Разработка новых методик обучения иностранному языку является основной задачей современной методики преподавания иностранных языков. В условиях глобализации переводчики должны не только владеть иностранным языком на высоком уровне, но и обладать знаниями, навыками и умениями предметной области, что позволит им выполнять профессиональные задачи. Исходя из этого, подготовка специалистов-переводчиков в области иностранного языка имеет профессионально-ориентированный характер, не только знание иностранных языков и предметной области.

На сегодняшний день большинство методик строятся на нескольких подходах, среди которых преимущество отдается коммуникативному подходу. Советский лингвист Е.И. Пассов описал коммуникативный подход как подход, «который направлен на формирование у обучаемых смыслового восприятия и понимания иностранного языка, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний» [1, с.68].

В профессиональные обязанности специалиста-переводчика входит лингвистическое сопровождение встреч, в связи с чем коммуникация как процесс приема и передачи информации становится важным элементом их профессиональной деятельности. Исходя из основных характеристик коммуникативного подхода в основу современных методик преподавания положены интерактивные методы преподавания, предполагающие активное вовлечение студентов в дискуссию, использование изученных языковых единиц и предметной лексики в процессе обсуждения.

К современным интерактивным методам обучения иностранным языкам относят следующие: метод обучения, основанный на решении задач (Task-based instruction), метод ролевой игры, интегрированное предметно-языковое обучение (Content and Language Integrated Learning - CLIL).

Обучение, основанное на решении задач ("Task-Based instruction" - TBI) - метод обучения, в основу которого, как следует из названия, положено решение задач. П. Скехан описывает «задачу» следующим образом: «некоторая коммуникативная проблема, требующая решения; характерно существование некоторой связи с реальной деятельностью, решение задачи имеет приоритетное значение». [4, р.50].

Для реализации данного метода, как утверждает Г.Д. Браун, «исключительную важность играет правильный выбор материала и организация процесса коммуникации. Обучающиеся должны

иметь достаточный уровень владения иностранным языком для включения в процесс обсуждения проблемы, проблема должна быть действительно актуальной и интересной учащимся» [4].

Задача при таком обучении строится, исходя из реального профессионального контекста, что формирует у студентов навыки принятия решений подобных профессиональных ситуациях. Использование аутентичного профессионального материала - текстов предметной области, аудио- и видеоматериалов на иностранном языке направлено на формирование предметной и языковой компетенций студентов.

При использовании метода ролевой игры деятельность студентов направлена на моделирование реальных профессиональных ситуаций, в которых студенты «играют» роль одного из участников коммуникации. А.М. Смолкин отмечает, что «с помощью данного метода развиваются не только языковые навыки, но и навыки принятия решений «в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающими сторонами или расхождения их частных целей» [2, с.68].

Метод ролевой игры является одним из наиболее распространенных интерактивных методов обучения иностранному языку. Г. Ладус подчеркивает, что для данного метода характерно применение имеющихся знаний о реальном мире и развитие своих навыков взаимодействия с другими людьми на иностранном языке. Кроме того, автор утверждает, что «не существует рисков для коммуникации, деятельность студентов наполнена позитивными эмоциями. Данная «игра» позволяет сформировать уверенность при общении на иностранном языке» [5, с. 4]

Метод интегрированного предметно-языкового обучения («Content and Language Integrated Learning-CLIL») является активно развивающимся методом обучения профессионально-ориентированному иностранному языку.

Д. Марш, один из основоположников Интегрированного предметно-языкового обучения, определил данный метод, как «двойственно-направленное обучение, сосредоточенное как на предмете изучения, так и на языке, как средстве обучения. Изучение иностранного языка направлено обучение и изучение предмета более, чем на изучение языка самого по себе» [7, с. 33]. Данный метод направлен на «погружение» в языковую среду, использование аутентичного языка для развития и выражения профессиональных идей средствами иностранного языка.

И. Робинсон также отмечает инновационность данного подхода, которая заключается в интегрировании ресурсов, посредством совместного изучения предмета и языка, а также возможности изучения предмета на языке (learning in language), a через язык (learning through language). Так основной идеей такого обучения является одновременное освоение иностранного языка и осознание профессионально-значимой информации [7].

Реализация данного метода требует высокой квалификации преподавателя иностранного языка, а также знания предметной области. В большинстве случает организация работы осуществляется путем совместной деятельности преподавателя иностранного языка и специалистов предметной области, постоянных консультациях при выборе учебного материала и профессиональной учебной литературы.

Применение данного метода способствует развитию навыков профессиональной иноязычной коммуникации и формированию предметной компетенции студентов-лингвистов.

Метод Сase-study является интерактивным методом изучения иностранного языка, используемый в различных сферах науки. Использование данного метода обучения, по мнению Л. Лин, объясняется необходимостью применения определенных практических навыков обучающихся, их умением планировать, принимать решения и улучшать организаторские навыки [6].

Указанный метод предполагает использование иностранного языка для решения конкретной проблемной ситуации профессиональной сферы -кейса. «Кейс» (от англ. "case" - случай) - реальная ситуация, которая имела место в прошлом, обнаруживает комплексную социальную проблему и необходимость ее выявления и решения [3, с. 7].

Для решения кейса студентам необходимо изучить текст кейса и дополнительный материал,раскрывающий сущностные аспекты описываемой проблемы, предложить варианты решения кейса и обсудить решения проблемы, предлагаемые другими студентами. Заключительным этапом работы над кейсом может быть презентация решения кейса с позиции одного или нескольких участников ситуации.

Применение данного метода развивает следующие необходимые для выполнения профессиональной деятельности навыки: коммуникативные навыки студента, навык принятия решений, навык работы в команде и другие. Более того, для решения кейса студентам необходимо применить знания предметной области, что способствует формированию предметной компетенции.

По нашему мнению, данный метод имеет интегративный характер при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку, так как при работе над кейсом могут быть использованы элементы рассмотренных ранее интерактивных методов обучения иностранному языку.

Так, ключевым элементов любого кейса является проблема, которую необходимо решить в процессе обсуждения кейса. Работа над кейсом предполагает изучение и анализ проблемной профессиональной ситуации, для решения которой необходимо применить знания предметной области. Описанный элемент кейса представляет собой процесс обучения с использованием метода, основанного на решении задач (Task-based instruction).

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Представление решений кейса может быть организовано в форме ролевой игры, в рамках которой студенты представляют решение с позиции одного из ключевых участников описанной в кейсе проблемной профессиональной ситуации, что соответствует организации работы студентов при использовании интерактивного метода ролевой игры.

Подготовка решений проблемной ситуации кейса требует тщательной проработки материала предметной области, изучения подобных реальных ситуаций профессиональной сферы и путей выхода из сложившейся ситуации. Кроме того, необходимым элементов является определение возможных последствий принятого решения, исходя из реалий профессиональной сферы. Все перечисленные элементы соответствует методу интегрированного предметно-языкового обучения (CLIL).

Исходя из рассмотренных нами ключевых элементов метода Case-study, мы приходим к выводу, что в указанный метод входят элементы других интерактивных методов обучения иностранному языку. Данное положение позволяет нам сделать вывод о интегративном характере метода Case-study, который выражается в возможности включения элементов таких интерактивных методов как метода, основанного на решении задач, метода интегративного предметно-языкового обучения (CLIL), а также ролевой игры в процесс реализации метода Case-study. Интегративный характер метода Case-study позволяет считать данный метод эффективным при обучении профессионально-

Литература

1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению /Е.И. Пассов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

2. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч. - метод. пособие. - М.: Высш.шк., 1991176 с.

3. Ситуационный анализ в учебных курсах по государственному управлению и политике: учеб. пособие / Г.Л. Куприяшин и др. М.: Новый учебник, 2004-250 с.

4. Brown, H.D. Principles of Language Learning and Teaching / H.D. Brown. -3rd ed. - Prentice Hall Regents, 1994. [Электронный ресурс].URL: Principles of language learning and teaching: Brown, H. Douglas, 1941-: Free Download, Borrow, and Streaming: Internet Archive (дата обращения: 13.04.2022)

5. Ladousse G.P. Role play. University Press, 1987 [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/ details/roleplay0000lado/page/n15/mode/2up (дата обращения: 25.06.2022)

6. Lynn L.E. Teaching and learning with cases: a guidebook. Chatham House Publishers, N.Y. -1999. [Электронный ресурс]. URL: https://ar-chive.org/details/teachinglearning0000lynn/page/ n5/mode/2up (дата обращения: 15.02.2022)

7. Robinson I.A. Exploring Students' and Teachers' Perceptions about Engaging in a New Law Program Taught in English in an Italian University. Thesis sub.PhD. - The University of Edinburgh, 2015. [Электронный ресурс]. URL: Exploring students' and teachers' perceptions about engaging in a new law programme taught in English in an Italian university (ed.ac.uk) (дата обращения: 15.02.2022)

INTEGRATIVE NATURE OF CASE-STUDY METHOD AT THE PROCESS OF PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Luzganova A.A.

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

The key objective of the article is to substantiate the position on the integrative nature of Case-study method in teaching a professionally oriented foreign language at University. The integrative nature means the possibility of including the elements of other interactive pedagogical methods in Case-study method, including Content and language integrated learning (CLIL), Role play method, Task-based method, and Case-study method. The article provides a brief description and main features of each of these methods. The professional skills formed in the process of teaching a professionally oriented language based on these methods are described. The conclusion about the possibility of implementation of all considered interactive methods elements in the practice of Case-study method applying in teaching professionally oriented foreign language is made. The conclusion confirms the position on the integrative nature of Case-study method.

Keywords: interactive teaching methods, professionally oriented foreign language, Case-study methods, Task-based instruction, Role play method, method CLIL.

References

1. Passov E.I. Comunicative language teaching / E.I. Passov. Moscow: Prosveshenie, 1991. - 223 p. (in Russ.)

2. Smolkin A.M. Active teaching methods: scientific-methodical manuals / A.M. Smolkin. - Moscow: Vysshaya shkola, 1991176 p. (in Russ.)

3. Situational analysis in public administration and politics training courses: training manual / G.L. Kupriyashin and al. - Moscow: Novyj uchebnik, 2004-250 p.

4. Brown, H.D. Principles of Language Learning and Teaching / H.D. Brown. -3rd ed. - Prentice Hall Regents, 1994. URL: Principles of language learning and teaching: Brown, H. Douglas, 1941-: Free Download, Borrow, and Streaming: Internet Archive (accessed: 13.04.2022)

5. Ladousse G.P. Role play. University Press, 1987. URL: https:// archive.org/details/roleplay0000lado/page/n15/mode/2up (accessed: 25.06.2022)

6. Lynn L.E. Teaching and learning with cases: a guidebook. Chatham House Publishers, N.Y. - 1999. URL: https://archive. org/details/teachinglearning0000lynn/page/n5/mode/2up (accessed: 15.02.2022)

7. Robinson I.A. Exploring Students' and Teachers' Perceptions about Engaging in a New Law Program Taught in English in an Italian University. Thesis sub.PhD. - The University of Edinburgh, 2015. URL: Exploring students' and teachers' perceptions about engaging in a new law programme taught in English in an Italian university (ed.ac.uk) (accessed: 15.02.2022)

СЧ 03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.