Высшее образование
ИНТЕГРАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» В ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ
И. А. Потанина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственных и иностранных языков
Среди наиболее типичных недочетов студентов на уровне речевой культуры можно в первую очередь назвать недочеты в построении связной речи: неумение строить межфразовую связь (использовать в качестве средств МФС существительные, одно-коренные слова, местоимения, синонимы, наречия, единство видовремен-ных форм глаголов-сказуемых); неумение строить смысловую часть высказывания по законам абзаца (когда поясняющая часть комментирует первую) или сложного синтаксического целого (когда микротема обозначается в начале, раскрывается в середине и завершается в конце); неумение строить высказывание как логическое суждение (где есть объясняемое и объяснение, поясняемое и пояснение и т. д.) или фрагмент (где есть вступление, основная часть и заключение).
Между тем все обозначенные моменты построения связного высказывания являются основными навыками, которыми должен обладать будущий специалист, основными требованиями, которые предъявляются к письменной и устной речи в профессиональной деятельности, навыками, обеспечивающими полноценный процесс коммуникации.
Исследование речевых недочетов студентов позволило поставить вопрос о содержательном наполнении проектной модели формирования речевой культуры студентов на занятиях
по курсу «Русский язык и культура речи».
В наши дни в широких кругах ученых-филологов возрос интерес к культуре речи и риторике, и этот интерес отнюдь не случаен.
Филологическая наука начиналась от риторики, от мастерства речи.
Риторика в качестве филологической дисциплины имеет немалые возможности и перспективы включения в учебный процесс в высших учебных заведениях. Но многие авторы учебных пособий по русскому языку и культуре речи до сих пор уделяют недостаточное внимание вопросам теории речи. Между тем именно теорию речи интересуют все условия «проявления личности говорящего человека» (Л.Ю.Максимов) и важнейшим из этих условий является овладение одним или несколькими языками (В.Ф. Габдулхаков и др.).
Л. В. Щерба, например, включает в понятие «язык» 3 компонента:
а) структуру языка;
б) механизмы функционирования языка, т. е. речь;
в) тексты на данном языке.
По мнению многих лингвистов, умение строить тексты (устные и письменные) - одно из основополагающих для носителей языка.
Опора на текст в процессе обучения позволит объединить процессы формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенции, обеспечит органическое единство познания
Казанский педагогический журнал
7'2006
систем и структур языка, всех его уровней (фонетико-стилистического, лексико-стилистического, грамматико-стилистического, синтаксико-стили-стического, стилистического уровня сверхфразового единства, стилистического уровня интонационного контура). Опыт показывает, что все уровни взаимосвязаны в устной и письменной профессиональной речи, реализуются полно только в тексте и ошибки, допускаемые на одном уровне, автоматически сопровождаются ошибками на других.
Таким образом, говоря о формировании речевой культуры студентов гуманитарного вуза, необходимо учитывать интеграцию двух дисциплин, неразрывно связанных между собой и взаимообусловливающих друг друга,- культуре речи и риторике.
Риторика и культура речи, хотя и могут быть соотнесены друг с другом, но не совпадают по области знания.
Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления. От точности мышления зависит выбор средств выражения, неточность же выражения ведет к фактическим ошибкам.
Культура речи понимается, как правило, в одном смысле: научить грамотно, правильно писать, читать и говорить.
Наряду с такой установкой в состав учебного курса «Русский язык и культура речи» должны входить факты языка и риторической практики (собственно риторические произведения) и знания о литературе. Знать художественные произведения (их сюжет, конфликт, композицию и т. д.) - зада-
ча не самая важная. Главное - приобщить студентов к риторическим и художественным ценностям, помочь им овладеть нравственно-эстетическим содержанием текстов. Знания о риторике и литературе (исторического и теоретико-литературного характера) - необходимый вспомогательный компонент предлагаемого курса, способствующий более глубокому постижению и многосторонней оценке творения искусства.
Риторика, согласно ее пяти традиционным и ведущим канонам, содержит пять составных частей: 1) инвенция (изобретение речи); 2) диспозиция (организация и расположение речевого материала); 3) элокуция (стилистическое оформление, ее выражение); 4) память; 5) произнесение. При этом риторика предполагает репрезентацию (переработку) материала не только в устной, но и в письменной форме.
В риторике с давних времен различаются роды и виды красноречия: духовное (церковно-богословское), академическое, деловое, дипломатическое, военное, общественно-политическое, парламентское, социально-бытовое, судебное, торговое, учебное и др.
Работа над публичной речью студентов гуманитарного вуза предполагает несколько аспектов:
1. Этический аспект. Слово само по себе обладает огромной силой, к тому же «слово есть поступок» (Л.Н. Толстой).
2. Психологический аспект. Убеждение (а тем более переубеждение) как психологическое состояние слу-
74
Высшее образование
шателей есть конечная цель любой публичной речи.
3. Риторический аспект. Арсенал оратора включает в себя звуковую эвфонию, тропы, стилистические фигуры, сравнения, образность, динамику, экспрессивность речи; в синтаксисе -речевые такты, паузы, интонацию, темп речи и т. д.
4. Логический аспект. Избежать логических ошибок позволяет опора на формально-логические законы (способы аргументации).
Основное внимание в риторике наших дней обращено на сферы публичного общения: разрабатываются риторические концепции устного публичного монолога, исследуются различные жанры полемики. Для современной вузовской практики необходимо утвердить понятие риторики повседневности, обозначив таким образом речевую практику создания текстов высокого коммуникативного, этического и эстетического качества в сфере непринужденного неофициального общения студентов, соединив тем самым два неразделимых аспекта: культуру речи и риторику.
Выразительность речи - одно из основных, стержневых понятий риторики и культуры речи.
В вузе понятие выразительности речи надо рассматривать с позиций эффективного речевого общения как показатель речевого мастерства говорящего или пишущего. Выразительностью речь характеризуется только тогда, когда автору есть что выразить, когда у него есть свои чувства, мысли, отношение к предмету речи. Выразительность отражает индивидуаль-
ность автора речи, олицетворяет личностное начало в ней.
Текстовая организация публичного выступления отражает речевую культуру студента, докладчика, преподавателя, лектора. При подготовке к публичному выступлению говорящий обычно заранее определяет его как структуру, планирует его как целое, составляет план, готовит фрагменты, подбирает средства языка, отрабатывает внутренние связи и композицию. В правильном выступлении обнаруживаются жанровые различия (описание, повествование и др.) и стилистические особенности. Высказывание, не обладающее признаками организации, не может быть примером культуры публичного выступления: обычно оно производит впечатление аморфной, не имеющей коммуникативной установки, речи. Мы исходим из того, что текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, раскрывающее определенную тему, основную мысль или и то и другое вместе и состоящее из ряда особых (текстовых) единиц, объединенных разными типами лек-сико-грамматической, структурно-смысловой, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку. Под стилем мы понимаем конструкт, систему координат или систему возможностей, открываемых языком для целенаправленного отбора их в той или иной сфере общения.
Тексты выступлений могут быть однородными в стилистическом отношении, но могут быть и со стилевой
Казанский педагогический журнал
7'2006
доминантой. В последних, как правило, бывают представлены средства разных стилей. Иначе говоря, между стилем языка и текстом всегда стоит определенный типизированный речевой жанр.
В ходе отработки навыков речевого мастерства в условиях социально-юридического вуза мы использовали приемы, вытекающие из текстовых характеристик публичного выступления: когерентности (целостности, завершенности) связного высказывания, которая формируется при помощи приемов членения высказывания на сложные синтаксические целые, определения мик-ротем с целью последующего моделирования высказывания; делимитации (определенности границ текстовых единиц), формируемой при помощи приемов смыслового конструирования высказываний; прагматической заданности (установки на воздействие) и интегративности (внутренней организации), связанных с приемами моделирования тема-рематической и ритмической структуры высказываний; когезии (лексической и грамматической связи между предложениями высказывания), формируемой при помощи анализа и синтеза межфразовой связи; коммуникативной целостности высказывания, связанной с приемами развертывания в публичном выступлении коммуникативного ядра; предметно-смысловой исчерпанности, формируемой при помощи приемов логического соотношения текстовых суждений и предикатов; речевой воли говорящего и типической компози-
ционно-жанровой формы завершения, связанных с приемами стилистического конструирования будущего выступления.
Сегодня в системе вузовского образования нельзя рассматривать и оценивать культуру речи студентов только с позиций знания-незнания языковой нормы, необходимо также учитывать и другие важнейшие условия и требования: «личностные качества общающихся, ситуативный выбор языковых средств, умение строить тексты, «техника речи», роль интонации, мимики, телодвижений и др.» (М.Р. Львов).
Изучение курса «Русский язык и культура речи» в вузе способствует решению комплекса задач, обеспечивающих общегуманитарную подготовку студентов. Цель этой подготовки - сформировать у студентов индивидуальный образ речевого поведения. Задачи - освоение закономерностей построения связной речи; ознакомление с историей ораторского искусства, с видами ораторской речи; изучение методики подготовки и произнесения речи; формирование навыков творческой речевой деятельности.
Методическая система разработанных нами учебных материалов, вытекая из основных положений современной теории речевой деятельности, строится на «цепочках» преодоления страха перед незнанием, текстом и своим высказыванием. Центральным компонентом в этой системе является образ-стимул, связанный с формированием у студентов многообразных ассоциативных связей текста и внешнего мира (социального,
76
■ мм
п
ш
экономического, политического, юридического и т. д.). Методика реализации центрального компонента позволяет эффективно отрабатывать упреждающий синтез механизмов связной речи.
Литература:
1. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.- Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974.- С. 319-344.
2. Максимов Л.Ю. Русский язык и культура речи.- Москва. 2000.- 411 с.
Высшее образование
3. Габдулхаков В.Ф., Гараева Н.Г., Мухаметзянова-Овсянникова Л.Ю., Тал-манова Т.М. Педагогическая риторика. -Казань.- 2002.- 204 с.
4. Львов М.Р. Культура речи // Русский язык в школе.- 2007.
5. Потанина И. А. Русский язык и культура речи. Справочник-практикум для студентов юридического факультета: Методическое пособие.- Казань: АСО (КСЮИ), 2007.- 146 с.
6. Потанина И. А. Основы культуры речи. Учебно-методическое пособие для студентов-нефилологов.- Казань: ЮЛАКС, 2008.- 71 с.