УДК 37.0
Л. Г. Антонова
Методика преподавания риторики будущим педагогам
Статья выполнена при поддержке Гранта ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»
2012-1.1 -12-000-3004-5336
Статья посвящена описанию первых опытов преподавания «риторики» как учебной дисциплины для студентов направления «педагогическое образование» в рамках нового образовательного стандарта. Автор рассуждает о концептуальных и методико-инструментальных основах новой дисциплины, анализирует способы и приемы формирования коммуникативной компетентности будущего учителя - предметника.
Ключевые слова: риторические традиции; риторический канон, коммуникативная компетентность, риторические задачи; аналитические опыты с коммуникативно и профессионально ориентированными текстами.
L. G. Antonova
Method of Teaching Rhetoric to Future Teachers
The article is devoted to the description of the first experiences in teaching "rhetoric" as a subject to students of the direction «pedagogical education» due to a new educational standard. The author speaks about conceptual and methodical-instrumental bases of a new discipline; analyzes ways and methods to form a communicative competence of the future teacher - a teacher of a subject.
Key words: rhetorical traditions; a rhetorical canon, a communicative competence, rhetorical tasks; analytical experiences with communicatively and professionally focused texts.
Развитие профессионального мастерства и формирование коммуникативно значимых педагогических умений в классической парадигме образования всегда опиралось на знания риторической основы будущей профессии. Как известно, для учителя, профессия которого, как принято сейчас говорить, «находится в зоне повышенной речевой ответственности», творческие способности и ум находят свое признание, прежде всего, в режиме эффективного общения со своими коллегами и своими подопечными.
«Говорить, как учитель» и «писать, как учитель» для учителя одновременно обозначает утвердить себя как личность в данной социальной среде, а, самое главное, на наш взгляд, обеспечить себе как в профессиональных, так и в межличностных отношениях заинтересованный диалог. Действительно, если учесть, что язык и речь в социально-психологическом плане выступают не только как средство общения, но и как мощный «фактор профессиональной интеграции», то учителю необходимо овладеть «языком профессионального общения» - научиться свободному незатрудненному, мотивированному и целенаправленному оперированию смысловой инфор-
© Антонова Л. Г., 2012
мацией в рамках профессионально-значимой тематики.
Обеспечить эту перспективную идею профессионального обучения возможно, если учитель освоит опыт коммуникативно-творческой деятельности, на что и ориентирован курс педагогической риторики, рекомендованный новым образовательным стандартом.
Следует признать, что профессия педагога требует от человека определенной самоотдачи, постоянного творческого энтузиазма, и, подчеркнем, сохранения собственной индивидуальности, что прежде всего, необходимо для профессиональной жизнеспособности учителя. И, безусловно, эти неординарные качества - счастливая возможность добиться профессионального успеха, чтобы педагогическое слово было оценено в условиях грамотного, интеллектуального и эмоционального диалога с воспитанниками.
В опыте обучения педагогической риторике формируется именно эта профессионально и коммуникативно значимая парадигма компетенций: владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию, логически верно, ясно и аргументированно выражать мысли в устной и письменной форме, что позволяет
формировать основные профессиональные компетенции, обеспечивающие грамотное ведение педагогического диалога: правильно и логично оформлять свои мысли в устной и письменной форме; обрабатывать информацию и редактировать профессиональные тексты; организовывать речевое взаимодействие в условиях публичной презентации и дискуссии; владеть профессиональным мастерством публичной речи: стратегиями и тактиками аргументации, риторическими техниками ведения дискуссии, приемами эффективной аргументации в рамках профессионально значимых жанров.
«Педагогическая риторика» входит в вариативную часть базового цикла подготовки бакалавра педагогического профиля; изучение ее является необходимой основой для освоения в дальнейшем дисциплин профессионального блока, имеющих коммуникативную направленность; в рамках данной дисциплины закладываются основы знаний и умений из области профессиональной коммуникации и культуры речи, которые будут востребованы в дальнейшем в профессионально значимых курсах по подготовке будущего педагога-предметника.
Как обязательный компонент занятий - упражнения по освоению норм литературного языка: работа по орфоэпии и грамотному интонированию с целью выразительности устной речи (просодии); устранение грамматических и речевых ошибок; исправление лексических недочетов; работа с текстовыми ошибками, позволяющая закрепить умения логично и последовательно излагать информацию.
Приведем пример подобного типа заданий.
1. Исправьте ошибки в следующих словосочетаниях:
Свободная вакансия; рекомендовать джинсОвую ткань; обнаружить в катАлоге; командировочный прибыл на место; поступить по окончанию курсов; играть значение при выборе результата; решающее пенальти; отзыв на работу; характеристика на сотрудника; около триста участников; более двести договорОв; преодолеть языкОвый барьер; подготовить Экспертное заключение; ходатАйствовать о принятии поправок.
2. Объясните лексическое значение выделенного слова и составьте возможные словосочетания:
- Амбиция - обоснованная, политическая, нравственная, поступать ради, выйти из, выпячивать.
- Альянс - политический, вялый, фрагментарный, кавалерии и пехоты, выгодный, тройственный.
- Диаспора - создать, армянская, цыганская, возвращаться из.
- Коллизия - надуманная, напряженная, запутанная, жалкая, забавная.
- Коррупция - обсудить, бороться с, открыть дорогу, предприятий, экономическая, охватившая все, тотальная, обвинить в.
- Визуальный - осмотр, рассматривание, исследование, информация, приближение, ряд.
- Тариф - таможенный, дорожный, оплата без, завышенный.
Согласимся, что для будущего учителя нормативный строй речи - непреложное условие оформления устных и письменных высказываний в различных ситуациях педагогического общения, что подтверждает и новый образовательный стандарт подготовки бакалавра педагогического образования.
В рамках данной дисциплины оправданно пристальное внимание уделяется опытам работы с текстовой информацией: предлагается алгоритм работы, определяются критерии оценки эффективности
Например, студенты получают возможность комплексно переработать информацию и предложить свой жанровый вариант ее переработки. Эти задания сопровождаются специальными памятками, определяющими алгоритм работы с текстом; в задание, в соответствии с риторическими правилами обучения, включен образец выполнения, что помогает обеспечить студентам самоконтроль при выполнении задания.
Приведем пример одного из таких заданий.
Задание для практической работы с текстом
1. Выполнить комплексный анализ одного из представленных текстов (вариант по выбору студента)
Комплексный анализ предполагает:
- определение контекстных особенностей функционирования данного высказывания;
- определение общей характеристики данного текста;
- характеристику коммуникативных особенностей и характера презентации информации;
- особенностей отношений «Автор» - «Адресат» в рамках данного высказывания;
- описание репрезентативного ряда и используемых знаков.
Текст для анализа
Сегодня наше общество переживает небывалый подъем духовной и общественно-политической жизни. Миллионы трудящихся не на словах, а на деле включаются в управление государством, учатся жить в условиях демократии и гласности. Создаются предпосылки для полного развития инициативы людей, открывается широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок.
На страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения, в трудовых коллективах, на предприятиях, в вузах и школах ведутся жаркие дискуссии и полемика, организуются диспуты. Привычными стали телемосты, брифинги, пресс-конференции.
Многообразие точек зрения, отражающих интересы и настроения разных социальных групп и общественных формирований, особенности восприятия ими происходящих событий, помогает осмысливать трудные проблемы, находить правильные решения, приблизиться к истине.
В период демократических перемен огромное политическое значение приобретает вопрос о позиции молодого поколения. Ведь именно от нас, молодых, от уровня нашей политической активности зависит судьба перестройки, будущее страны. Наше общество нуждается в гражданине образованном, честном, принципиальном.
Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, то есть владение культурой товарищеских дискуссий и демократической полемики, должно стать обязательным качеством каждого современного молодого человека.
Овладение полемическим мастерством - задача сложная. Решение ее требует упорного труда, терпения и настойчивости, определенных усилий над собой, а также большого желания. Но, как поется в песне, кто хочет, тот добьется (По В. В. Введенской и Л. Г. Павловой «Спор. Полемика. Дискуссия).
2. Проверьте себя: сопоставьте проведенный Вами комплексный анализ особенностей предложенного текста с предлагаемым образцом выполнения задания.
Образец выполнения задания
- Автор рассуждает о важном коммуникативном умении высказываться публично, вести обсуждение общественно значимой и социальной проблемы.
- Автор начинает с рассуждения об актуальности публичных споров, дает варианты социальной практики организации спора в реальном или телевизионном режиме. Доказывает перспективность спора как публичного диалога в оформлении коллективного мнения и решении сложных вопросов социальной практики. Особое внимание автор уделяет размышлениям о позиции молодого поколения и роли социальной активности молодого гражданина: умение доказывать свое мнение, грамотно вести переговоры -обязательное качество каждого молодого человека, формирование культуры дискутирования помогает молодому человеку быть активным участникам многих социальных практик, выборов, научных дискуссий. Автор не отрицает, что обучение спору требует упорного труда, настойчивости и большого желания быть интересной личностью в современном социуме.
- Автор защищает позицию человека, активно включенного в социальную и общественно-культурную практику. Текст адресован тем молодым людям, которые готовятся по окончании школы активно заявить о себе в общественной деятельности и работе на благо государственной политики.
- Текст может быть озаглавлен: «Почему так важно научиться вести спор», «Искусство и культура публичного спора - залог жизненного успеха молодого гражданина».
- Текст рассуждения, построенный по традиционной схеме: тезис, доказательства, вывод. Предложения в тексте связаны и параллельной, и цепной связью с использованием повторов, слов близкой тематической группы, местоимений. Четкое абзацное членение помогает выдержать структуру рассуждения.
- Репрезентация вербального кода.
Текст относится к публицистическому стилю. Многие известные статистические приемы публицистики здесь использованы: употребление слов в переносном значении, эпитеты, оценочные конструкции, ряды однородных членов, приемы сопоставления и противопоставления, приемы диалоговых пристроек к читателю, обращение к авторитетному мнению, использование цитации и прецедентных текстов, утверждение, восклицание и др.
- Репрезентация визуального кода.
При представлении информации возможно использовать визуальные образы: человек, говорящий публично; ситуация публичного дискутиро-вания; видеоматериалы, воспроизводящие инте-
рактивные формы обсуждения (телемост; интернет-конференция; форум в чате).
3. Контрольное задание по анализу текста
Внимательно прочитайте представленный для анализа текст.
Выберите текст для аналитической работы.
Разработайте ситуацию репрезентации данной информации:
- Подумайте, может ли данный материал стать основой этической беседы со старшеклассниками; можно ли данный материал использовать для публикации в молодежной прессе?
- Как данная информация может быть интерпретирована (видоизменена), чтобы вызвать интерес у школьников этого возраста?
- Предложите жанровую интерпретацию данного материала и предложите свой контекст оформления (новое пространство для данной информации). (Используйте возможности интернет-коммуникации, теле- или радиовещания, специализированных (профильных) изданий).
- Подготовьте новый информационный продукт для презентации.
Исходный текст для анализа и репрезентации
Каждому человеку совершенно необходимо уметь нравиться, но искусством этим овладеть нелегко. Вряд ли его можно свести к определенным правилам, и твой собственный здравый смысл и наблюдательность подскажут тебе больше, нежели мои советы.
Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе, - вот самый верный способ нравиться людям, какой только я знаю. Внимательно подмечай, какие черты тебе нравятся в людях, и очень может быть, что то же самое в тебе понравится и другим. Если тебе приятно, когда люди внимательны и чутки к твоему настроению, вкусам и слабостям, можешь быть уверен, что внимательность и чуткость, которые ты в подобных же случаях выкажешь другим, будут им также приятны.
Сообразуйся с тоном, господствующим в обществе, и не старайся задать ему свой. Будь серьезен, весел, даже легкомыслен, шути - в зависимости от того, какое будет в эту минуту настроение у всей компании. Именно так каждый отдельный человек должен вести себя по отношению к обществу, окружающему его. Не надо докучать собравшимся, рассказывая какие-нибудь истории, это - самое нудное и неприятное, что только может быть. Если ты случайно знаешь какой-нибудь очень коротенький рассказ, имеющий прямое отношение к предмету, о кото-
ром в данную минуту идет речь, расскажи его как можно короче.
Прежде всего, избавься от привычки говорить о себе и не вздумай занимать своих собеседников собственными волнениями или какими-либо личными делами; как они ни интересны тебе, всем остальным слушать о них утомительно и скучно. Кроме того, надо уметь молчать вообще обо всем, что имеет значение лишь для тебя одного. Какого бы ты сам ни был мнения о своих достоинствах, не выставляй их напоказ в обществе... Если это подлинные достоинства, люди о них неминуемо узнают и без тебя.
Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте и твердо знаешь, что иначе и быть не может. Выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить. Если же тебе не удается это сделать, попытайся попросту перевести разговор на другую тему (по Ф. Честерфильду).
Много внимания на занятиях по педагогической риторике уделяется анализу конкретных ситуаций педагогического общения, где студент, вчерашний школьник, ставится перед необходимостью выбора коммуникативно и этически грамотного профессионального поведения, учится использовать риторические фигуры как контак-тоустанавливающие средства, как средства педагогического воздействия.
Приведем примеры подобных коммуникативно-ориентированных заданий:
1. Прокомментируйте известные высказывания Аристотеля и докажите их востребованность в педагогическом общении: «Говори не им, а с ними....», «Заговори, чтобы я тебя узнал...», «Слушают ...глазами... ».
2. Как понимать известное изречение Аристотеля: «Главное качество хорошего оратора -умение управлять вниманием аудитории». Докажите, что это актуально для педагогической деятельности.
3. Какие педагогические жанры обслуживают практику:
- учителя - предметника,
- классного руководителя.
Назовите основные жанры и приведите примеры ситуаций их использования в практике учителя.
4. Внимательно прочитайте представленную информацию - описание педагогической ситуации. Представьте, что Вы как молодой педагог стали участником события: выразите свою позицию, используя грамотно выбранный педагоги-
ческий жанр. Предложите примеры высказываний - диалогов с разными участниками этой ситуации.
СИТУАЦИЯ 1. Генка Шестопал считает себя защитником «слабых духом»: он сжигает сочинения «О счастье» своих одноклассников, поскольку не верит учителю литературы, который может, по его мнению, грубо посмеяться над откровениями ребят или использовать их размышления в корыстных целях.
СИТУАЦИЯ 2. Лена Бессольцева - «типичная белая ворона» в своем классе: она не может согласиться с грубыми шутками и насмешками над молодым учителем математики и считает это «бесстыдным» и «оскорбительным». А весь класс считает ее «предателем» и готовит ей «бойкот».
СИТУАЦИЯ 3. Татьяна Ларина - ученица 8 класса - современная «пушкинская Татьяна»: она влюблена в Сергея. А всем ученикам в классе известно, что Сергей предлагает мальчишкам «переслать ради смеха» ее электронные письма, адресованные ему.
Подобные задания отвечают требованиям профессиональной адаптации первокурсника как будущего педагога в возможных конфликтных ситуациях педагогического общения; в комплексе с заданиями курса «Введение в специальность» такие ситуативные «педагогические этюды» позволяют первокурсникам понять коммуникативные и этические задачи будущей профессии; осознать ответственность за соблюдение риторических правил педагогического диалога.
Контролируя самостоятельную работу студентов в ходе изучения курса, следует, на наш взгляд, исходить из того, что будущий педагог может использовать подобные формы контролируемой самостоятельной работы в дальнейшем в собственной профессиональной деятельности.
Так, например, мы предлагаем студентам тематику индивидуальных заданий, обеспечивающих профессионально значимый сбор материала по научно-популярной и справочной литературе, адресованной педагогу (или учителю-предметнику).
Возможные темы выступления:
- Требования к «хорошей речи» и эффективной речи в современной культуре речи.
- Стилистическое редактирование и правка и их использование в коммуникативной деятельности педагога.
- Требования к языковой личности учителя в системе современной риторики.
- Система требований к моделированию устного педагогического монолога.
- Использование разных коммуникативных знаков при подготовке дидактических материалов на основе презентационных требований.
- Функции «языка внешнего вида» в профессиональной речи учителя.
Работа с дополнительной литературой, овладение навыками конспектирования и реферирования входит в число коммуникативно значимых умений, которые обеспечивают учителю активную позицию в современном профессиональном информационном пространстве, а желание и умение «поделиться профессиональными новостями» помогают будущему учителю в формировании качеств коммуникативного лидера.
Безусловно, обучение риторике как дисциплине коммуникативного плана требует особого методического сопровождения образовательного диалога: преподаватель - студент, грамотное осуществление которого - потенциальный «методический образец» для будущей коммуникативной практики начинающего учителя. Вот почему столь тщательно в рамках рабочей программы были представлены «памятки» и «рекомендации» для работы студентов в рамках данного курса.
Приведем примеры некоторых из них:
«Советы начинающему оратору»
1. Говори только о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя лично, что тебе лично интересно.
2. Уважай своих слушателей, не думай, что они глупее тебя.
3. Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса.
4. Не стремись сказать сразу о многом. Будь кратким, но убедительным и логичным.
5. Говори проще.
6. Обращайся не только к разуму, но и к сердцу слушателей.
7. Следи за правильностью своей речи. Если не уверен, что произнесешь слово с правильным ударением или неточно знаешь значение слова или выражения - замени его другим.
8. Употребляй пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они - твои друзья и помогут сделать твою речь более образной и выразительной.
9. Помни, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.
Рекомендации к выступлению с презентацией:
1. Следует помнить, что презентационные слайды готовятся после завершения работы над текстом выступления и являются сопровождением для основного содержания устного сообщения.
2. Количество слайдов зависит от объема сообщаемой информации, но рекомендуется ограничиться 10-12 слайдами, которые смогут отразить основные положения рассматриваемой темы.
3. При выборе содержательных координат для каждого слайда следует воспользоваться практикой концептуального членения информации: выделения в тексте, подготовленном для устного выступления, концептуальных положений, которые станут основанием для оформления содержания на слайде. (Но объем вербальной записи не должен превышать 40-50 слов.)
4. Вербальная информация должна излагаться тезисно и сжато, рекомендуют использовать при распределении информации на слайде приемы абзацного маркирования и шрифтового и цветового выделения. (Но следует выбрать единую стилистику выделения и оформления, что не будет отвлекать от содержания.)
5. Показ слайдов должен быть рассчитан по времени. (Следует выбрать оптимальное время - от 3 до 5 минут, что позволит слушателям удерживать в памяти и визуальную, и вербальную информацию.)
6. Вербальная информация на слайде может быть дополнена символическими рисунками. (Но следует выбрать единую стилистику для оформления рисунка, чтобы запись в целом соответствовала задачам сообщения.)
7. Презентационные материалы должны удачно дополнять и иллюстрировать текст сообщения. (Не следует читать текст с экрана или, наоборот, игнорировать демонстируемую визуальную информацию.)
8. Оформление текста и его компонентов должно соответствовать стандартам восприятия. (Рекомендуется выбирать шрифт без засечек, 12-14 кегль через 2 интервала; маркировка текстовой информации осуществлять синим или красным цветом.)
Соблюдая правила информационного диалога, нужно подготовить показ слайдов, чтобы он не нарушал процесс говорения, обеспечивал поликодовый режим.
На занятиях курса «Педагогическая риторика» мы предлагаем будущим учителям необходимый методический инструментарий для будущей успешной коммуникативной практики. Использование приведенных выше рекомендаций имеет принципиальную ценность, поскольку сама концепция курса - профессионально и практикоориентированная - направлена на то, чтобы определять верный алгоритм эффективного коммуникативного поведения будущего педагога, который будет востребован в самостоятельной педагогической практике.
Подводя итоги, еще раз подчеркнем конструктивный и позитивный характер нового курса «Педагогическая риторика», в условиях которого формируются и совершенствуются речевые и коммуникативные компетенции будущего учителя и воспитателя, определяются основы общей культуры личности педагога, обеспечивается его готовность к жизненному и профессиональному самоопределению.