Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СРЕДНЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА'

ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СРЕДНЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЯЕМОГО САМООБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хажин Азат Сагитьянович

В статье рассматриваются вопросы развития системы среднего медицинского образования, которое непосредственно связано с требованием современного общества к подготовке специалистов новой формации, получающих интегрированное образование. В данном аспекте исследуются и раскрываются сущностные характеристики интегративно-деятельностного подхода, в рамках которого показателем качества подготовки специалиста является не только заданная стандартами готовность выпускника к будущей профессиональной деятельности, но и его полифункциональность. Являясь посредником между образовательным процессом и рынком труда, интергативно-деятельностный подход в медицинском образовании способствует установлению связующей системы компонентов содержания различных клинических и теоретических дисциплин, взаимодействию активных методов и технологий организации учебного процесса, интеграции различных видов деятельности обучающихся. Представленная в нашем исследовании система обучения и первые результаты ее реализации показывают, что однополярная педагогика с ее учебно-дисциплинарной системой, управляемая доминирующей ролью преподавателя, сегодня обязана заменяться многополярной, обеспечивающей академическое равноправие всех заинтересованных субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хажин Азат Сагитьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE-ACTIVITY APPROACH IN SECONDARY MEDICAL EDUCATION AS A STRATEGY FOR TRAINING A MULTIFUNCTIONAL NURSING SPECIALIST

The article deals with the development of the system of secondary medical education, which is directly related to the requirement of modern society for the training of specialists of a new formation receiving integrated education. In this aspect, the essential characteristics of the integrative-activity approach are investigated and revealed, in which the indicator of the quality of specialist training is not only the graduate’s readiness for future professional activity set by standards, but also its multifunctionality. Being an intermediary between the educational process and the labor market, the intergative-activity approach in medical education contributes to the establishment of a connecting system of components of the content of various clinical and theoretical disciplines, the interaction of active methods and technologies of the organization of the educational process, the integration of various activities of students. Our proposed model shows that unipolar pedagogy with its teaching.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СРЕДНЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»

Интегративно- деятельностный подход в среднем медицинском образовании как стратегия подготовки полифункционального специалиста сестринского дела

Хажин Азат Сагитьянович,

соискатель

E-mail: ya.azat1982@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы развития системы среднего медицинского образования, которое непосредственно связано с требованием современного общества к подготовке специалистов новой формации, получающих интегрированное образование. В данном аспекте исследуются и раскрываются сущностные характеристики интегративно-деятельностного подхода, в рамках которого показателем качества подготовки специалиста является не только заданная стандартами готовность выпускника к будущей профессиональной деятельности, но и его полифункциональность. Являясь посредником между образовательным процессом и рынком труда, интергативно-деятельностный подход в медицинском образовании способствует установлению связующей системы компонентов содержания различных клинических и теоретических дисциплин, взаимодействию активных методов и технологий организации учебного процесса, интеграции различных видов деятельности обучающихся. Представленная в нашем исследовании система обучения и первые результаты ее реализации показывают, что однополярная педагогика с ее учебно-дисциплинарной системой, управляемая доминирующей ролью преподавателя, сегодня обязана заменяться многополярной, обеспечивающей академическое равноправие всех заинтересованных субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: интегративно-деятельностный подход, медицинский колледж, полифункциональный специалист, сестринское дело, компетенция, компоненты системы обучения, технология управляемого самообучения студентов.

о с

U

со см о см

<3

В соответствии с глобальными изменениями, происходящими в обществе и системе здравоохранения Российской Федерации, медицинское образование приблизилось к необходимости глубокой модернизации, перехода на инновационную стратегию развития. Помимо решения текущих задач, связанных с подготовкой компетентных специалистов среднего звена в рамках существующих стандартов, требуется подготовка будущих медицинских сестер к проведению мероприятий в решении вопросов биологической безопасности, компенсации эпидемиологических рисков в условиях новых угроз со стороны разрабатываемых в военно-биологических лабораториях США за пределами их страны инфекционных агентов, которые потенциально можно использовать в качестве биологического оружия.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело от 4 июля 2022 г. № 527 приказ Министерства просвещения прописан срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 1 год 10 месяцев. Много это или мало? За этот короткий срок обучающиеся должны интегрировать в своей компетентностной модели все лучшее, что есть в отечественной и мировой образовательной практике сестринского дела. В связи с этим в разрабатываемую нами систему обучения будущих специалистов сестринского дела на основе интегративно-деятельностного подхода заложена идея полифункциональности. Полифункциональность, согласно трактовки данного понятия в различных словарях, предполагает сочетание разноплановых функций в деятельности одного специалиста. Несмотря на то, что деятельность медицинского работника и так имеет полифункциональный характер, в реальной практике специалистов, способных выполнять широкий круг практических задач мало и решение этого вопроса способствовало бы не только преодолению проблемы дефицита медицинских кадров, но и повышению доступности и качества оказания медицинской помощи. Решая свои профессиональные задачи полифункциональный специалист сестринского дела может осуществить оказание медицинской помощи, в том числе и неотложной, в рамках которой требовалось бы вмешательство разных специалистов. Например, в гастроэнтерологическом отделении пациенту назначена установка же-

лудочного зонда, но вдруг он неожиданно теряет сознание. Медицинская сестра измеряет ему артериальное давление, которое с критического падает и приводит состояние пациента к клинической смерти. Срочно требуется сердечно-легочная реанимация. Таким образом, выполнение привычной терапевтической манипуляции неожиданно привело к необходимости оказания экстренной помощи.

В контексте задач нашей исследовательской работы теоретическую и практическую подготовку будущих сестер мы осуществляем согласно разработанной интегративной программе, объединяющей дисциплины «Сестринская помощь в хирургии», «Основы реаниматологии» и «Медицина катастроф», допускающей применение общей номенклатуры и схожего понятийного аппарата [1]. Перенос такой подготовки в практику оказания медицинской помощи показал, что реализация междисциплинарных связей сестринской помощи в хирургии и реаниматологии способствует согласованности действий и исключает повторение изучаемого материала.

Указанные предпосылки обязывают строить современный образовательный процесс медицинского колледжа на высоком уровне интенсивности образовательного взаимодействия субъектов и интегративности содержания профессиональных дисциплин, в основе которых интегративно-деятельностный подход выступает в качестве одного из важных методологических подходов.

Чапаев Н.К. обращает внимание на важные моменты в процессах интеграции в образовательных системах: появление новых свойств формирующейся структуры, например, такой, как свойство дополняемости. Оно проявляется в комплексе элементов, возможности к взаимодополнению, функциональном соответствии элементов друг другу, единстве процесса и результата интеграции [2]. Необходимо добавить, что применительно к подготовке специалистов сестринского дела это единство достигается исключительно на деятельност-ной основе в соответствующей профессионально ориентированной образовательной среде и практической деятельности.

Полифунциональность медицинской сестры проявляется в результатах интегрированной подготовки также в том, что работая, к примеру, в стационаре они сочетают в себе и выполняют функции палатной, процедурной и перевязочной медсестры. Роль такого специалиста- это ведение пациентов от момента поступления и до момента выписки. При таком взаимодействии пациент больше доверяет персоналу и сохраняет приверженность лечению. К примеру, обучения будущих медицинских сестёр происходит интеграция профессионального модуля «ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» для диагностики (ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса), а также

«ПМ. 04 Младшая медицинская сестра по уходу за больными» (ПК 4.5. Оформление медицин-

ской документации). Студенты получают знания и умения по компетентному заполнению медицинской документации. И далее, каждая характеристика соотносится с ее содержанием по конспектам или соответствующему дидактическому материалу; обучающийся помогает пациенту пройти обследование и оформляет результат в индивидуальную карту пациента. Данное умение, базовое для основополагающего осуществления индивидуальной дальнейшей программы, позволяет выявить уровень теоретической подготовки специалиста. Взглянем на компоненты системы обучения в медицинском колледже на основе интегративно-деятельностного подхода (рисунок 1).

Рис. 1. Компоненты системы обучения в медицинском колледже на основе интегративно-деятельностного подхода

Технологические умения включают два вида деятельности: технологию подготовки и технологию процедуры. Технологические умения проявляются в медицинских манипуляциях медсестры широкого профиля. На этом уровне осуществляется функциональная интеграция всех необходимых видов деятельности в рамках освоения указанных дисциплин «Сестринская помощь в хирургии», «Основа реаниматологии» и «Медицина катастроф».

Проведение процедур представляет определенные требования к уровню квалификации специалиста, развитию его мелкой моторики. Ма-нипулятивные нагрузки в практической деятельности значительны и поэтому необходимы каждодневные тренировки.

>

со

со А

о с

и

см см

Манипулятивные умения - наиболее важная часть профессиональных умений - особенно показательно проявляются во время манипуляций. Нами выделяются два вида практик, связанных с интегрируемыми дисциплинами, в ходе которых обучающиеся осваивают учебные и производственные, профессиональные умения.

За последнее время значительно изменилась динамика развития профессиональных компетенций в деятельности организационной сферы специалистов сестринского дела, так как меняются и задачи, стоящие перед медициной и системой здравоохранения в целом. Наиболее востребованную деятельность медицинских сестер можно распределить по следующим направлениям неотложной первой медицинской помощи: помощь в дневных стационарах, работа, как в доврачебной практике, так и в службе медико-социальной помощи. Медицинских сестёр обязывают, согласно новым профессиональным стандартам деятельности, оказывать помощь в подготовке пациентов к самоконтролю за состоянием своего здоровья, к профилактике заболеваний, правилам выполнения назначений врача, основам диеты и т.д. Как отмечает в своей работе И.Н. Денисов, организация уровня подготовки специалистов сестринского дела и медицинских сестер наиболее взаимодействует с оптимизацией работы первичного (амбулаторного) звена медицинской помощи [3]. А это уже свидетельствует об интеграции деятельности самых разных уровней и служб здравоохранения.

У 3-х курсов очной формы обучения «ФГБОУ ВО БГМУ Медицинский колледж Минздрава России» по специальности 34.02.01 Сестринское дело провели исследование. Сформировали две группы по 20 обучающихся, таблица 1: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ).

Таблица 1. Участники исследования

Группа экспериментальная Академическая группа Количество обучающихся

КГ 311 СД 20

ЭГ СД 321, СД 331 20

Деятельность контрольной группы осуществлялась согласно нормативной учебной программе.

В экспериментальной группе деятельность обучающихся проводилась по стратегии подготовки полифункционального специалиста сестринского дела. Кроме того, на практических занятиях в этой группе нами широко используется технология управляемого самообучения студентов. За основу ее применения и адаптации к условиям инте-гративного обучения в медицинском колледже были использованы наработки кафедры педагогики и психологии БГМУ [4]. В рамках реализации данной технологии был использован комплекс интегрированных задач и заданий [5].

В контрольной и экспериментальной группах определялась профессиональная компетентность будущих специалистов по двум срезам: по окон-

чании теоретического обучения и после производственной практики.

Результаты начального этапа эксперимента по показателям измерений уровня подготовки обучающихся в порядковой шкале представлены в таблице 2: введены количество обучающихся и их доля (в %) в группе с соответствующим баллом.

Таблица 2. Распределение обучающихся по уровням подготовки полифункционального специалиста сестринского дела в контрольной и экспериментальной группах

Груп пы Распределение обучающихся по уровням подготовки полифункционального специалиста сестринского дела

высокий уровень средний уровень низкий уровень

количество % количество % количество %

КГ 3 15 13 65 4 20

ЭГ 2 10 13 65 5 25

Количественное сравнение контрольной и экспериментальной групп представлено в виде диаграмм и парных гистограмм на рис. 2, 3.

Рис. 2. Распределение обучающихся после теоретического обучения в контрольной группе

Рис. 3. Распределение обучающихся после теоретического обучения в экспериментальной группе

Итоговые данные педагогического эксперимента представлены в таблице 3. Количество обучающихся, обладающих высоким уровнем

по уровням подготовки полифункционального специалиста сестринского дела после производственной практики в сравнении с показателями первого этапа возросло в 5 раз, тогда как количество обучающихся, обладающих низким по уровням подготовки полифункционального специалиста сестринского дела, уменьшилось. Количественный анализ парных гистограмм (рис. 4; 5) показал, что уровень подготовки полифункционального специалиста сестринского дела обучающихся экспериментальной группы оказался существенно выше.

Таблица 3. Итоговые данные подготовки полифункционального специалиста сестринского дела в контрольной и экспериментальной группах

Уровни подготовки полифункциональ ного специалиста сестринского дела В начале теоретического обучения В конце производственной практики

КГ ЭГ КГ ЭГ

Высокий 2 6 2 10

Средний 12 11 11 8

Низкий 6 3 7 2

Рис. 4. Уровень подготовки полифункционального

специалиста сестринского дела обучающихся контрольной группы в начале и конце исследования

В начале теоретического обучения

Рис. 5. Уровень подготовки полифункционального специалиста сестринского дела обучающихся экспериментальной группы в начале и конце исследования

Таким образом, различия в характеристиках результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования показывают, что эффект выявленных из-

менений обусловлен применением интегративно-деятельностного подхода в системе обучения будущих специалистов сестринского дела в образовательном процессе медицинского колледжа. Динамика роста уровня подготовки полифункционального специалиста сестринского дела в экспериментальной группе значительно опережает контрольную группу. На основании этого факта можно утверждать, что обучающиеся экспериментальной группы легче адаптируются в профессиональной среде, достойно конкурируя при выборе места работы, и эффективнее осуществляют свою профессиональную деятельность.

Литература

1. Хажин А.С. Педагогические условия реализации интегративно-деятельностного подхода в подготовке специалистов сестринского дела [Текст] / А.С. Хажин // Преподаватель XXI ВЕК. - 2018. № 2 - С. 84-92.

2. Чапаев Н.К. Введение в курс «Философия и история образования» [Текст]: учеб. пособие / Н.К. Чапаев. - Екатеринбург: УГППУ, 1998. - 280 с.

3. Денисов И.Н. Развитие семейной медицины -основа реорганизации первичной медико-санитарной помощи населению Российской Федерации [Текст] / И.Н. Денисов // Альманах практической медицина. - 2004. - С. 3-14.

4. Амиров А.Ф. Использование технологии управляемого самообучения // Вестник Оренбургского государственного университета .-2017. № 10 (210) - С. 9-13

5. Хажин А.С. Использование комплекса интегрированных задач и заданий в медицинском колледже в процессе подготовки медицинских сестер [Текст] / А.С. Хажин, А.Ф. Ами-ров // Современное педагогическое образование. -2018. - № 6 - С. 247-251.

INTEGRATIVE-ACTIVITY APPROACH IN SECONDARY MEDICAL EDUCATION AS A STRATEGY FOR TRAINING A MULTIFUNCTIONAL NURSING SPECIALIST

Hazhin A.S.

The article deals with the development of the system of secondary medical education, which is directly related to the requirement of modern society for the training of specialists of a new formation receiving integrated education. In this aspect, the essential characteristics of the integrative-activity approach are investigated and revealed, in which the indicator of the quality of specialist training is not only the graduate's readiness for future professional activity set by standards, but also its multifunctionality. Being an intermediary between the educational process and the labor market, the intergative-activity approach in medical education contributes to the establishment of a connecting system of components of the content of various clinical and theoretical disciplines, the interaction of active methods and technologies of the organization of the educational process, the integration of various activities of students. Our proposed model shows that unipolar pedagogy with its teaching.

Keywords: Integrative-activity approach, Medical College, multifunctional specialist, nursing, competence, components of the training system technology of controlled self-study of students.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

References

1. Khazhin A.S. Pedagogical conditions for the implementation of an integrative-activity approach in the training of nursing professionals [Text] / A.S. Khazhin // Lecturer XXI CENTURY. - 2018. No. 2 - S. 84-92.

2. Chapaev N.K. Introduction to the course "Philosophy and history of education" [Text]: textbook. allowance / N.K. Chapaev. -Yekaterinburg: UGPPU, 1998. - 280 p.

3. Denisov I.N. The development of family medicine is the basis for the reorganization of primary health care for the population of

the Russian Federation [Text] / I.N. Denisov // Almanac of Practical Medicine. - 2004. - S. 3-14.

4. Amirov A.F. Using the technology of managed self-learning // Bulletin of the Orenburg State University. - 2017. No. 10 (210) -P. 9-13

5. Khazhin A.S. The use of a complex of integrated tasks and tasks in a medical college in the process of preparing nurses [Text] / A.S. Khazhin, A.F. Amirov // Modern Pedagogical Education. - 2018. - No. 6 - S. 247-251.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.