Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПАЛЛИАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ МЕДСЕСТЕР'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПАЛЛИАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ МЕДСЕСТЕР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЛИАТИВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПОДГОТОВКА МЕДСЕСТЕР / СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТОМАТОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плотникова Е.В.

В связи с реформированием здравоохранения в нашей стране, открытием новых отраслей медицины - паллиативной медицинской помощи (ПМП), процесс подготовки специалистов среднего звена приобрел качественно новые характеристики. В статье представлен авторский проект по организации интегративного курса «Основы стоматерапии», нацеленный на совершенствование профессиональной подготовки будущих медицинских сестер по оказанию помощи паллиативным больным с колоректальным раком. Проект был осуществлён в Калужском базовом медицинском колледже (при изучении ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Оказание сестринской помощи в хирургии»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Плотникова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL PALLIATIVE COMPETENCIES IN FUTURE NURSES

Due to the health care reform in our country, with the opening of new branches of medicine, namely palliative medical care (PMC), the process of training mid-level professionals has acquired qualitatively new characteristics. The author’s project of integrative course “Stomatherapy Basics” is presented in this article. The article presents the project which is aimed to improve the professional skills of future nurses in palliative care of patients with colorectal cancer. The project was carried out at Kaluga Basic Medical College (during the study of MP 02. MPK 02.01 SECTION 3 “Nursing Care in Surgery”).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПАЛЛИАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ МЕДСЕСТЕР»

a OPEN АССЕ!

Формирование

профессиональных паллиативных компетенций у будущих медсестер

Е. В. Плотникова1

1 Калужский базовый медицинский колледж, Калуга, Россия

Для цитирования Плотникова Е. В. Формирование профессиональных паллиативных компетенций у будущих медсестер // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2. С. 132-138. https://doi.Org/10.52944/PORT.2022.49.2.011

For citation Plotnikova, E. V. (2022). Formation of professional palliative competencies in future nurses. Vocational Education and Labour Market, 2, 132-138. https://doi. org/10.52944/P0RT.2022.49.2.011

Поступила Received 4 апреля 2022 г. April 4, 2022

Copyright © Плотникова Е. В., 2022

Плотникова Елена Викторовна — преподаватель клинических дисциплин Калужского базового медицинского колледжа, ORCID: 0000-0001-5536-0984, e-mail: plotnikova_40@mail.ru

Аннотация

В связи с реформированием здравоохранения в нашей стране, открытием новых отраслей медицины — паллиативной медицинской помощи (ПМП), процесс подготовки специалистов среднего звена приобрел качественно новые характеристики. В статье представлен авторский проект по организации интегративного курса «Основы стоматерапии», нацеленный на совершенствование профессиональной подготовки будущих медицинских сестер по оказанию помощи паллиативным больным с колоректальным раком. Проект был осуществлён в Калужском базовом медицинском колледже (при изучении ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Оказание сестринской помощи в хирургии»).

Ключевые слова.* паллиативная медицинская помощь, подготовка медсестер, сестринское дело, профессиональные компетенции, стоматотерапия

Formation of professional palliative competencies in future nurses

E. V. Plotnikova1

1 Kaluga Basic Medical College, Kaluga, Russian Federation

Elena V. Plotnikova — Clinical Lecturer, Kaluga Basic Medical College, ORCID: 00000001-5536-0984, e-mail: plotnikova_40@mail.ru

Abstract

Due to the health care reform in our country, with the opening of new branches of medicine, namely palliative medical care (PMC), the process of training mid-level professionals has acquired qualitatively new characteristics. The author's project of integrative course "Stomatherapy Basics" is presented in this article. The article presents the project which is aimed to improve the professional skills of future nurses in palliative care of patients with colorectal cancer. The project was carried out at Kaluga Basic Medical College (during the study of MP 02. MPK 02.01 SECTION 3 "Nursing Care in Surgery").

Keywords: palliative care, nurse training, nursing, professional competence, stomatherapy

Введение

Качество оказания паллиативной медицинской помощи (ПМП) связано не только с врачебным, но и сестринским персоналом. Поэтому одним из приоритетных направлений в обучении будущего специалиста специальности 34.02.01 «Сестринское дело» является формирование профессиональной компетенции по направлению паллиативной медицинской деятельности, сформулированной в ФГОС как ПК 2.8 «оказывать паллиативную помощь»1, направленную на улучшение качества жизни людям с тяжелыми прогрессирующими заболеваниями2.

Необходимость совершенствования практических навыков и знаний у будущих специалистов сестринского дела по направлению паллиативной медицинской помощи (ПМП) подтвердилась проведенными в 2012 году результатами опроса по выявлению дефицита функциональной компетенции, связанной с обслуживанием тяжелых онкологических больных после хирургического вмешательства. В опросе приняли участие медицинские сестры Калуги и Калужской области, а также студенты Калужского базового медицинского колледжа, проходившие учебную практику в колопроктологическом отделении Калужской областной клинической больницы, где сотрудниками отделения было отмечено, что у будущих специалистов сестринского дела практически отсутствуют навыки по использованию инновационных технологий реабилитации и ухода за пациентами с колоректальным раком. Кроме того, студенты испытывают трудности в общении с пациентами. Впоследствии актуальность проблемы нашла отражение в принятой в 2019 году региональной программе по развитию системы паллиативной медицинской помощи в Калуге и Калужской области3.

1 ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело». https://ciassinform.ru/fgos/34.02.01-sestrinskoe-deio.htmi

2 Ст. 36 ФЗ № 323 от 21.11.2011 г. «Об охране здоровья граждан в РФ» с изменениями от 31 мая 2019 г. 11йр://1же. garant.ru/12191967

3 Приказ от 30 августа 2019 года №546 Об утверждении региональной программы «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи». https://docs.cntd.ru/document/561537923

Учитывая тот факт, что российской номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием не предусмотрены специальности в области ПМП, стала очевидной потребность в модернизации обучения будущих медицинских сестер по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

Для совершенствования профессиональной подготовки будущих медицинских сестер в Калужском базовом медицинском колледже был запущен проект по разработке факультативного курса «Основы стома-терапии» в рамках ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Оказание сестринской помощи в хирургии», посвященного формированию умений и отработке навыков по уходу за паллиативными пациентами с колоректальным раком.

Участниками проекта стали студенты колледжа, преподаватель МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушении здоровья в хирургии», педагог-психолог, методисты, а также врачи и медицинские сестры колопрок-тологического отделения Калужской областной клинической больницы, сотрудники ООО «Колопласт».

В рамках первого этапа реализации проекта были проанализированы требования к специальности 34.02.01 «Сестринское дело» при изучении ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь при нарушении здоровья в хирургии». В разделе ФГОС СПО «Требования к результатам освоения программы подготовки» среди профессиональных компетенций «ПК 2.8 — оказывать паллиативную помощь» выделена как самостоятельная, однако в стандарте не описано, какими конкретно знаниями, умениями и практическим опытом по оказанию профессиональной помощи паллиативным больным должен обладать будущий специалист.

В связи с чем была проанализирована «Белая книга Европейской ассоциации паллиативной помощи (ЕАПП)»1 — один из основополагающих нормативных документов, отражающих основные компетенции паллиативного ухода. Авторы «Белой книги» выделяют десять компетенций, среди которых особо следует отметить такие как «удовлетворять социальные и психологические потребности пациентов, обеспечивать улучшение физического самочувствия пациента на всех стадиях прохождения болезни, уметь работать в команде, обладать коммуникативными навыками и навыками межличностного общения».

Помимо «Белой книги», были проанализированы документы федерального и отраслевого значения, касающиеся оказания помощи стомированным пациентам: ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов»; Приказ МТСЗ РФ № 86н от 03.02.2018 п. 21. «Классификация технических средств реабилитации»; Приказ Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»2 и Приказ

1 White Paper on standards and norms for hospice and palliative care in Europe. http://www.thewhpca.org/images/ resources/npsg/Radbruch%202009%20EAPC%20White%20~standards%20part1%20EJPC.pdf

2 Приказ Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников». https://rg.ru/2013/03/27/nomenkiatura-dok.htmi

Этапы реализации проекта по созданию учебно-методического обеспечения интегративного факультативного курса «Основы стоматерапии»

Этапы проекта

Сроки реализации

Промежуточный результат

1. Подготовительный этап

2. Проектировочный этап

4. Апробация проекта курса «Основы стоматерапии»

5. Анализ работы, обобщение опыта

2012 / 2013

учебный

год

2013 / 2014

учебный

год

3. Этап реализации проекта курса «Основы стоматерапии»

2014 / 2015

учебный

год

сентябрь-апрель 2015 / 2018 учебные года

сентябрь 2018 года

Анализ нормативных документов по направлению ПМП, ФГОС нового поколения.

Проведение опроса хирургических медсестер с целью выявления дефицита паллиативной компетенции. Диагностика студентов колледжа по выявлению уровня знаний и умений по уходу за пациентами с колоректальным раком. Проведение опроса работодателей.

Разработка и проведение системы внеурочных мероприятий, как средства повышения профессионального развития будущих специалистов «сестринского дела» по направлению паллиативной медицинской помощи при обучении МДК 02.01 Раздела 3 «Сестринская помощь при нарушении здоровья в хирургии».

Оснащение кабинета, оформление стенда студентами по инновационным техническим средствам реабилитации (ТСР) по уходу за пациентами.

Отбор содержания для программы интегративного курса «Основы стоматерапии».

Утверждение КТП программы интегративного курса «Основы стоматерапии».

Разработка учебно-методического пособия для практических и семинарских занятий по теме «Сестринская помощь больным с колоректальным раком по поводу выведения кишечной стомы» в рамках самостоятельной работы студентов, оценочных материалов (тесты, задачи, кейсы.)

Проведение курса «Основы стоматерапии» у студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело». Проведение конференции «Жизнь со стомой». Проведение интегрированного круглого стола «Роль медицинской сестры в комплексной реабилитации пациентов с кишечной стомой в раннем послеоперационном периоде». Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность по теме: «Роль медицинской сестры в повышении качества жизни пациентов с кишечной стомой в раннем послеоперационном периоде».

Проведение мастер-классов с участием работодателей.

Проведение опроса работодателей с целью проверки эффективности проекта по организации интегративного курса «Основы стоматерапии».

Проведение диагностики знаний и умений у студентов колледжа с целью анализа эффективности проекта по организации курса «Основы стоматерапии»

Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».1

1 Приказ Минздрава РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием". http:// zdravaLt.ru/upLoad/ibLock/37d/37d9ebda728315b058528e9962609280.pdf

Результатом анализа перечисленных документов стало определение профессиональной паллиативной компетенции как интегральной характеристики профессиональных и личностных качеств специалиста, глубоко мотивированного, обладающего индивидуальными способностями и духовными ценностями, морально-этическими нормами, владеющего совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих внутреннюю готовность осуществлять профессиональную деятельность по оказанию ПМП, с актуализацией на самореализацию, самосовершенствование в рамках непрерывного медицинского образования.

Для наполнения содержания учебно-методического обеспечения ин-тегративного курса «Основы стоматерапии», выявления его профессиональной значимости на начальном этапе были опрошены медицинские сестры, работающие в профильных отделениях медицинских учреждений Калуги и Калужской области, которым были заданы следующие вопросы:

С какими стомами Вам чаще приходится сталкиваться?

1. Где Вы проходили обучение по уходу за стомированными пациентами?

2. Оцениваете ли Вы тревогу пациента перед операцией?

3. Считаете ли Вы, что у Вас достаточно знаний для работы со стоми-рованными пациентами?

4. Знакомите ли Вы пациентов с современными средствами по уходу за кишечной стомой?

5. Проводите ли Вы самостоятельно обучение пациентов по уходу за кишечной стомой?

6. Что бы хотелось узнать об уходе за пациентами с кишечной стомой?

7. Считаете ли Вы, что нужно специальное обучение по уходу за пациентами с кишечной стомой?

На основании проведенного исследования было выявлено следующее: многим сестрам не хватает знаний по уходу за пациентами с коло-ректальным раком с выведенной стомой на переднюю брюшную стенку (35,8 %) — необходимые знания они в основном получили на рабочем месте (22,8 %) и в процессе повышения квалификации (13,0 %); мало внимания уделяется знакомству пациентов с новыми средствами реабилитации (33,7 %), что объясняется нехваткой времени. В то же время медицинские сестры очень заинтересованы в обучении по уходу за пациентами (48,9 %); считают, что должно быть организовано специальное обучение (58,7 %), которое позволит восполнить недостаток знаний о возможных осложнениях, предоперационной подготовке пациентов (подробнее см.: Плотникова, 2017).

Первичная диагностика исходных знаний, умений и навыков у студентов медколледжа подтвердила предположение, что использование только традиционных методик не позволяет достичь результатов, соответствующих требованиями ФГОС и компетентной модели подготовки будущих медицинских сестер. Очевидно, что у них отсутствует клиническое мышление, готовность использовать знания и умения при решении различных ситуационных задач.

Второй этап реализации проекта был посвящен планированию и определению новых подходов к совершенствованию профессиональной подготовки будущих специалистов «сестринского дела».

Работа со студентами велась во внеаудиторное время. Студенты приняли участие в подготовке ресурсного оснащения кабинета, ими был разработан профессиональный стенд наглядных материалов по современным техническим средствам реабилитации (ТСР), составлены памятки для пациентов по уходу за кишечной стомой в раннем послеоперационном периоде (Манихас и др., 2000; Калашникова, 2015).

На третьем этапе была осуществлена разработка программного обеспечения и учебно-методического пособия по уходу за пациентами с колоректальным раком для студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело» при изучении ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах», МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь при нарушении здоровья в хирургии», специальности «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра» ПМ 04, МДК 04.03. В УМК вошли материалы, помогающие осуществлять подготовку к семинарским и практическим занятиям.

На четвертом этапе состоялась апробация курса «Основы стоматера-пии», которая проходила по специально составленному календарно-те-матическому плану в рамках факультативного кружка «Углубленное изучение хирургии с основами реанимации». Содержание факультативного курса носит интегрированный характер, в рамках которого происходит «погружение» студентов в область профессионального знания, раскрывающего сущность будущей профессиональной деятельности.

В ходе формирования профессиональных компетенций по направлению ПМП были апробированы материалы лекций, мастер-классов, практических рекомендаций. Совместно с преподавателями других специальностей был организован интегрированный круглый стол «Роль медицинской сестры в комплексной реабилитации пациентов с кишечной стомой в раннем послеоперационном периоде». На мероприятии также присутствовали работодатели. В процессе круглого стола студенты в своих докладах и сообщениях продемонстрировали теоретические знания по комплексному уходу за пациентами с кишечной стомой, продемонстрировали практические навыки по замене калоприемника (в рамках учебного мастер-класса), что высоко было оценено представителями медицинских учреждений, присутствовавших на мероприятии.

Результаты опроса работодателей, завершающие проект по созданию курса «Основы стоматерапии», в целом подтвердили его эффективность. 86 % сотрудников колопроктологического отделения удовлетворены работой будущих специалистов «сестринского дела» по уходу за пациентами с колоректальным раком во время прохождения ими учебной практики. Сотрудники отделения отметили у студентов сформированность навыков взаимодействия будущих специалистов с пациентами, умение применять новые технические средства по реабилитации (ТСР) пациентов в раннем послеоперационном периоде.

Заключение

Есть все основания считать проект по созданию интегративного курса «Основы стоматерапии» успешным. Благодаря ему удалось не только сформировать у студентов первичные знания и навыки по уходу за пациентами с колоректальным раком с учетом требований ФГОС к результатам освоения профессиональных компетенций по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», но и развить их творческую активность, наглядно продемонстрировать преимущества командного метода работы, основанного на сотрудничестве.

Следует все же отметить, что проект по организации интегрированного курса для совершенствования профессиональных компетенций по направлению паллиативной деятельности не решает проблему в целом, так как не может охватить всех проблем паллиативных пациентов, но он может послужить примером для разработки подобных проектов на других клинических дисциплинах, а созданная в результате рабочая программа может быть использована при подготовке медицинских сестер по специальности «лечебное дело» и на отделении постдипломного образования.

Литература

1. Калашникова И. А Научное обоснование организации медико-социальной помощи пациентам с кишечной стомой: дис. ... канд. мед. наук. М., 2015. 183 с.

2. Манихас Г. М., Оршанский Р. Н., Фридман М. Х. Основы стоматерапии. СПб.: «Петрополис», 2000. 192 с.

3. Плотникова Е. В. Подход к формированию медико-реабилитационных умений у будущих медицинских сестер по уходу за пациентом с кишечной стомой в «Калужском базовом медицинском колледже» // Вестник Калужского университета. 2017. № 2. С. 105-109.

References

Kalashnikova, I. A. (2015). Nauchnoe obosnovanie organizacii mediko-social-noj pomoshchi pacientam s kishechnoj stomoj [Scientific substantiation of the organization of medical and social care for patients with intestinal stoma]. [PhD thesis]. Moscow. (In Russ.) Manikhas, G. M., Orshansky, R. N., & Friedman, M. H. (2020). Osnovy stoma-

terapii [Fundamentals of stomotherapy]. Petropolis. (In Russ.) Plotnikova, E. V. (2017). Podhod k formirovaniyu mediko-reabilitacionnyh umenij u budushchih medicinskih sestyor po uhodu za pacientom s kishechnoj stomoj v Kaluzhskom bazovom medicinskom kolledzhe [Approach to the formation of medical and rehabilitation skills in future nurses to care for a patient with intestinal stoma in Kaluga Basic Medical College]. Bulletin of Kaluga University, 2. 105-109. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.