Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА'

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / МОДЕЛЬ / MODEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хажин Азат Сагитьянович

Профессиональная подготовка будущих медицинских сестер в процессе освоения основной образовательной программы осуществляется с ориентацией на модель подготовки таких кадров, которые способны компетентно и самостоятельно осуществлять деятельность в различных изменяющихся организационных, информационных и социально-психологических условиях функционирования системы здравоохранения, оказывая действенную помощь пациентам. Подготовка предполагает специально организуемое сотрудничество между субъектами образовательного пространства медицинского колледжа и базовых медицинских организаций, благодаря которому осуществляется моделирование и формирование дидактической системы интеграционных связей и процессов, способствующих развитию у обучающихся когнитивных способностей, совершенствованию общих и профессиональных компетенций, освоению опыта коллективного взаимодействия и формированию у них чувства ответственности за результаты труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хажин Азат Сагитьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE INTEGRATION-ACTIVITY MODEL FORMATION OF THE COMPETENCIES OF THE NURSE

Professional development of future nurses in the process of mastering the basic educational program is oriented on the model of training of personnel capable of competently and independently carry out activities in a variety of changing organizational, informational and socio-psychological conditions for the functioning of the health system, providing effective care to patients. This training involves a specially organized cooperation between the subjects of educational space of medical College and basic medical organizations, in which the modeling and the formation of a didactic system integration and processes contributing to the development of their students cognitive abilities, the improvement of General and professional competences, the development of the experience of collective interaction and formation of their sense of responsibility for the results of labor.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»

А.С. Хажин

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Ключевые слова: интеграция, деятельность, компетентность, модель, профессиональная деятельность, образовательный процесс.

Аннотация: Профессиональная подготовка будущих медицинских сестер в процессе освоения основной образовательной программы осуществляется с ориентацией на модель подготовки таких кадров, которые способны компетентно и самостоятельно осуществлять деятельность в различных изменяющихся организационных, информационных и социально-психологических условиях функционирования системы здравоохранения, оказывая действенную помощь пациентам. Подготовка предполагает специально организуемое сотрудничество между субъектами образовательного пространства медицинского колледжа и базовых медицинских организаций, благодаря которому осуществляется моделирование и формирование дидактической системы интеграционных связей и процессов, способствующих развитию у обучающихся когнитивных способностей, совершенствованию общих и профессиональных компетенций, освоению опыта коллективного взаимодействия и формированию у них чувства ответственности за результаты труда.

с1о|: 10.21510/1817-3292-2017-2-112-118

Значительная часть ответственности за обеспечение здоровья населения нашей страны лежит на среднем медицинском персонале - одной из многочисленных составляющих кадрового ресурса здравоохранения. Одна из проблем связана с компетентностью медицинских сестер в системе здравоохранения. В первую очередь эта проблема касается вчерашних выпускников, не приступивших к работе по полученной профессии [7]. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять системе подготовки мобильных и умеющих интегрировать свои знания специалистов медицинского профиля. Профессиональное медицинское образование сегодня ориентировано на формирование интегрированной, гармонично развитой личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, обладающей профессиональным творческим мышлением и способной применить полученные компетенций на практике. Все это связанно с мыслительной деятельностью, приближенной к уровню творчества, и, в то же время, с изменяющимися требованиями профессии [1; 8; 10]. Необходимость научного обращения к разработке такой интегративной дидактической системы обусловлена отсутствием теоретического описания специфики реализации компетентностной модели специалиста сестринского дела в условиях интеграции всех составляющих образовательного процесса с целью успешного становления компетентного специалиста в области здравоохранения с высоким уровнем личностно-профессиональных возможностей.

Методологической основой для организации образовательного процесса нами определен интегративно-деятельностный подход. Потому в контексте предлагаемой нами модели цель организации деятельности обучающихся состоит в том, чтобы максимально актуализировать возможности интеграции содержания, процессов и форм подготовки специалистов сестринского дела, одновременно развивая у них способности к самообразованию, профессиональному становлению, обеспечивая развитие личностно-значимых качеств [5], формируя потребность к исследовательской деятельности.

Исходя из положения о том, что моделирование представляет собой метод познания, основанный на обобщении и наглядном отображении реальности или исследуемого объекта, поставлена задача проанализировать объект исследования, конкретизировать научные представления, дополняя модель новыми, недостаточно исследованными элементами, свойствами, характеристиками.

Являясь отправной точкой, в сравнении с которой оценивается изучаемый объект, моделирование представляет собой определенную процедуру проектирования результатов исследования. Выстраивание же самой модели дает возможность сопоставить выводы различных исследователей, систематизировать направления научных исследований, предста-

112

пеппгогический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 2(69). Я 017

вить итоги собственного диагностического и формируемого эксперимента, прогнозировать возможные тенденции изменения динамики состояния образовательной системы, что, в свою очередь, поможет разрабатывать адекватные технологии и подходы для совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста сестринского дела. Безусловно, модель образовательной системы не может абсолютно соответствовать реальности, однако она позволяет зримо охватить наиболее значимые составляющие непрерывной подготовки медицинских сестер, представить их целость и развитие, упорядочить и сопоставить концептуальные подходы и основания к образовательному процессу и предвидеть результаты.

В нашей работе построение модели выступает значимым этапом и направлено на достижение общей цели исследования. Теоретическое обоснование модели и ее разработка призваны осуществить перенос перспективного содержания методов, форм и технологий образовательного процесса, опирающегося на интегративно-деятельностный подход. При разработке теоретической интегративно-деятельностной блочной модели реализации формирования общих и профессиональных компетенций в интегративной системе «образование - сестринский процесс» мы исходили из общепринятых условий моделирования (Е.С. Заир-Бек, В.Э. Штейнберг, В.А. Штофф), [4; 13; 14] которые позволяют отображать сложную многомерную систему образовательного пространства как определенное структурное явление, состоящее из более простых составных частей.

В процессе моделирования нашей системы мы осуществили попытку воссоздания объекта исследования (образовательный процесс в медицинском колледже) максимально приближенного к действительности, отражающего основные связи, тенденции, свойства, особенности, что позволило спрогнозировать результаты и получить новые знания о предмете исследования (это предназначение модели в нашем исследовании является наиболее существенным). В.А. Штофф считал, что построить модель - значит провести материальное или мысленное имитирование реально существующей системы [14]. Вместе с тем, проектируемая нами модель предполагает реализацию следующих сугубо педагогических функций, таких как целеполагающая, информативная, прогностическая, обучающая, компенсаторная. Последняя направлена на компенсацию недостатков подготовки медицинских сестер, которые обусловлены известными противоречиями между образовательным процессом и практикой. Именно компенсаторная функция модели позволяет отследить пути сближения учебной деятельности с реальными ситуациями сестринского процесса [6]. Безусловно, модель также выполняет иллюстративную функцию, также немаловажную, однако в нашем исследовании - не основную.

Можно согласиться с мнением Е.Н. Степанова о том, что моделирование позволяет адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты системы, получить информацию о ее прошлом, настоящем и будущем состоянии, возможностях, а также условиях построения, функционирования и развития [9]. Однако, как уже отмечалось, мы наделили свою модель прогностическим свойством, позволяющим ориентировать деятельность на ее основе на ближайшую перспективу. Предложенная нами модель учитывает возможности и способы реализации целого комплекса педагогических условий и позволяет спроектировать в образе методическое обеспечение, контролирующий и результативный аспекты организации учебной деятельности обучающихся в медицинском колледже и на базах практики. Все это позволяет нам отнести предлагаемую модель как к теоретическому, так и практическому инструменту достижения поставленной цели в условиях инновационного развития образовательной системы.

На основе модельных представлений об образовательном процессе в медицинском колледже определены организационные и содержательные характеристики интегративно-деятельностного подхода к процессу формирования общих и профессиональных компетенций в области профессиональной деятельности медицинской сестры [3], как основы про-

пелпгогичесний ЖЧРНПЛ БПШКОРТОСТПНП N 2(69), Я017 аё®5®вь

фессиональной компетентности, а также сам процесс формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов сестринского дела. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502, среди требований к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена указывает на то, что образовательная организация «обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей» [11].

Современная система среднего медицинского, функционирующая в режиме опережающего развития, может уже сегодня эффективно осуществлять деятельность, но только при предельно ясной формулировке поставленных целей. Их постановку и реализацию целесообразно производить, также опираясь на интегративно-деятельностный подход. Наш опыт подтвердил, что исследование будет более эффективным, если процесс формирования общих и профессиональных компетенций представлен в виде модели их формирования на основе интегративно-деятельностного подхода к самому образовательному процессу. При этом цель самого моделирования и проектирования деятельности заключается в достижении соответствующего уровня и качества обновленного образования в результате сложного взаимодействия всех ресурсов как цели педагогического коллектива. Мы установили, что эффективность реализации компетентностного подхода к обучению основывается на выделении критериев, имеющих принципиальное значение для эффективной реализации модельных представлений:

- постановка четко заданных, диагностичных, то есть согласуемых с ожидаемыми результатами, ясно сформулированных целей в виде сформированности конкретных общих и профессиональных компетенций, которые разработаны с учетом дидактических, учебно-методических, ресурсных (информационных, материально-технических, кадровых) и других потенциальных возможностей медицинского колледжа, доклинических кабинетов, а также базы практик;

- наличие коммуникативной системы (прямой и обратной связи со структурными подразделениями колледжа и больниц) обеспечения образовательного процесса;

- технологическое обеспечение деятельности педагогов и обучающихся за счет предоставления свободы выбора организационных форм, методов, технологии учебной деятельности, стимулирования исследовательской работы;

- установление четкой логики опытно-экспериментальных процессов, указание их сроков и этапов, персональной ответственности за ход и результаты, оптимальных способов достижения поставленных целей и решение задач совершенствования учебной деятельности;

- расширение сферы деятельности научных и методических структур колледжа в плане содействия реализации поставленных целей и задач;

- широкое использование информационно-инструментального потенциала в развитии инновационного процесса, особенно в аспектах автоматизации документооборота и электронного методического обеспечения, совершенствования учебного процесса, применения разнообразных средств обучения как для освоения студентами новых компетенций, так и для освоения новых предметных областей в проблемном поле сестринского дела, управления образовательным процессом, повышения квалификации преподавательского состава, коммуникации.

Разработка модели (рис. 1) первоначально требует определения принципов ее построения и реализации [2]. В качестве ведущих принципов реализации интегративно-деятельностной модели формирования профессиональной компетентности и входящих в ее структуру общих и профессиональных компетенций у будущих медицинских сестер выступают:

- принцип интегративности - важный специфический принцип, которым руководствуются при отборе и структурировании учебного содержания, при реализации организационно-управленческих и методических функций преподавателя и учебно-познавательной деятельности студента;

- принцип активности - проявляющийся в рассмотрении процесса освоения содержания интегрируемых дисциплин в активной деятельности субъектов образовательного процесса, где системообразующим фактором являются общие фундаментальные законы педагогики, психологии, преломляющиеся в освоении содержания сестринского дела; данный принцип позволяет представить интенсивное изучение указанных дисциплин в единстве и разнообразии форм интеграции - содержательной, процессуальной, институциональной и т. д.;

- принцип профессиональной направленности - предполагающий нацеленность обучения на профессиональную подготовку и специфическую направленность содержания отдельных блоков, на изучение определенных вопросов, дисциплин, междисциплинарных курсов входящих в профессиональный модуль медицинских циклов;

- принцип приоритетности самостоятельного обучения, ориентация учебного процесса на развитие познавательной самостоятельности обучающихся позволяет повысить как качество учебного процесса, так и качество подготавливаемого специалиста сестринского дела;

- на практическом уровне, главным образом, наблюдается интеграция компонентов содержания образования, сопровождающаяся развитии системности и уплотненности компетенций обучаемых; свою реализацию это находит в создании, например, интегрированных курсов» [12] (сестринская помощь в хирургии, основы реаниматологии, медицина катастроф): изучив теорию и получив практические навыки на занятиях (учебная практика в доклинических кабинетах, производственная практика в учреждениях здравоохранения) вышесказанных дисциплин, обучающийся реализует навыки компетентного специалиста сестринского дела.

Содержательный компонент базируется на информационной основе, интегрирующей дисциплины указанных циклов, блочно-модульном построении изучаемого материала с учетом специфики обучения дисциплинам учебного плана.

Процессуальный компонент модели развития профессиональной компетентности студентов включает организационные условия, формы организации занятий, методы и технологии, средства.

Контрольно-оценочный компонент обеспечивает установление оперативной обратной связи преподавателя со студентами, своевременное получение информации и устранение недостатков процесса развития общего уровня профессиональной компетентности, способствует развитию рефлексивного компонента деятельности студентов. В процессе педагогической оценки используются качественные и количественные, пролонгированные и экспресс-методы (тестовые методики), в том числе устный опрос, выполнение манипуляций на учебных фантомах.

Контрольно-оценочный компонент модели реализуется также при организации и осуществлении учебного процесса и предполагает систематическое и целенаправленное выявление наличного уровня компетентностного развития обучающихся, в частности, через разработку вариативной, последовательно усложняющейся системы интегрированных заданий, соответствующей определенному уровню развития профессиональных компетенции; распределение каждой группе обучающихся заданий, способов действий и профессиональных ролей с учетом их подготовленности.

Цель: формирование общих и профессиональных компетенций специалистов сестринского дела

1 г

Целевые ориентиры:

подготовка компетентного специалиста сестринского дела

Концептуальная основа

Подходы:

интегративный, деятельностный, компе-тентностный

Принципы:

интегративности, активности, профессиональной направленности

Педагогические условия:

обогащение содержания сестринского образования поэтапно усложняющимися интегрированными

заданиями; разработка и реализация комплексного учебно-методического обеспечения интегрированного курса МДК 02.01. Тема 3. Сестринская помощь в хирургии, МДК 03.01. Основы реаниматологии, МДК 03.02. Медицина катастроф; создание электронной образовательной среды для обеспечения внеадиторной деятельности обучающихся.

Содержательная интеграция дисциплин

- МДК 02.01. Тема 3. Сестринская помощь в хирургии

- МДК 03.01. Основы реаниматологии

- МДК 03.02. Медицина катастроф

Содержательный компонент

Содержательная интеграция практик Блочно-модульное построение материала Организация самостоятельной работы

Формы организации занятий:

лекции, практические занятия, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, учебные практики производственные практики

\L

Процессуальный компонент

Методы и технологии:

практико-ориентированные методы и технологии образовательного процесса в медицинском колледже, доклинических кабинетах, поликлиниках и стационарах

Средства:

традиционные и электронные обучающие комплексы

Контрольно-оценочный компонент

Критерии:

- знаниевый

- деятельностный

- мотивационный

Уровни:

- низкий

- средний

- высокий

Формы и методы оценки:

- использование ФОСсов

- наблюдение

- анкетирование

Результат:

компетентный специалист сестринского дела

Рис. 1. Интегративно-деятельностная модель формирования компетенций специалиста сестринского дела

инновационные технологии овппзоппнип

В то же время практика внедрения ФГОС в профессиональное сестринское образование показывает, что провозглашение приоритета самостоятельной работы и увеличение ее доли в учебных планах не может само по себе решить проблемы ее организации. Нерешенной остается проблема индивидуализации и дифференциации обучения и развития творческих способностей будущих медицинских работников. Мы считаем, что, только совершенствуя формы традиционной работы, используя возможности вариативного обучения, можно эффективно решить эту задачу. Включение будущего медицинского работника в учебно-исследовательскую деятельность целесообразно рассматривать как одно из условий совершенствования не только сестринского образования, но и сестринского дела в целом. В ходе выполнения различных исследовательских заданий, в том числе дипломных работ, студенты осуществляют вхождение в реальную профессиональную ситуацию. За счет построения (в объеме интегрируемого содержания учебных дисциплин) системы проблемных и исследовательских заданий развиваются такие компетенции, которые включают в свою структуру умения планировать и выполнять эксперимент в соответствии с поставленными задачами, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, проверять убедительность полученных результатов и сделанных выводов. В плане деятельности медицинской сестры эти компетенции на практике будут способствовать точной постановке сестринского диагноза как точной оценки состояния здоровья пациента в реальном и прогнозируемом аспектах, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства сестры. И обследование и исследование подчиняются схожим требованиям и предполагают рефлексию собственной деятельности.

Еще одно важное условие, нашедшее отражение в предложенной теоретической модели, - создание специализированной электронной образовательной среды - является первостепенной задачей при организации прежде всего самостоятельной работы студентов. Такая электронно-образовательная среда предполагает использование телекоммуникационных технологий и интернет-ресурсов, создание обширных информационных баз по различным предметам обучения с учетом соотношения аудиторных и самостоятельных занятий; отвечает требованиям обновленной нормативно-правовой базы образовательной организации.

Таким образом, предложенная интегративно-деятельностная модель формирования компетенций специалиста сестринского дела позволяет осуществить подготовку компетентной медицинской сестры путем прогнозируемого изменения определенного ряда организационно-педагогических и методических позиций образовательного процесса.

1. Амиров, А.Ф., Назифуллин, В.Л., Хабибуллина, А.А. Активное обучение как эффективное средство развития познавательной деятельности студента // Сестринское дело и высшее сестринское образование в 21-м веке. Проблемы и перспективы: Труды Междунар. науч.-практич. конф. - Санкт-Петербург, 2005.

2. Гаязов, А.С., Баязитов, С.Б., Амиров, А.Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования: монография [Текст]. - Уфа : БГУ, 2000.

3. Глухих, С.И. Интегративно-деятельностный подход в подготовке медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании [Текст] : автореф. ... дис. - Екатеринбург, 2011.

4. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования : монография [Текст]. - Санкт-Петербург : РГПУ, 1995.

5. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст]. - Москва : Академия, 2009.

6. Островская, И.В., Широкова, Н.В. Основы сестринского дела [Текст] : учебник. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008.

7. Папырин, А. Модернизация в медицине начинается с образования // Медицинская газета. № 88 от 19 ноября 2010.

8. Стародубов, В.И., Гончаренко, В.Л., Черепов, В.М. и др. Концептуальные основы государственной политики здравоохранения на современном этапе // Актуальные вопросы организации здравоохранения и обязательного медицинского страхования : сб. / под ред. В.И. Стародубова, А.М. Таранова, В.Л. Гончаренко и др. - Москва : Федеральный фонд ОМС, 1999. Разд. 1, гл. 4.

9. Степанов, Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н.Степанов // Педагогика. - 2001. - №4. - С.14-19.

10.Учебное пособие по основам сестринского дела / Под. ред. А.И. Шпирина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.

пелпгогичесний ЖЧРНПЛ БПШКОРТОСТПНП N 2(69), Я017 аё®5®вь

11.ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502.

12.Чапаев, Н. К. Основные позиции интегративно-целостного подхода [Текст] // Образование и наука. Известия Урал, науч.-образ. центра РАО. - 1999. — № 2.

13.Штейнберг, В.Э. Теория и практика инструментальной дидактики / В.Э. Штейнберг // Образование и наука. - 2009. - №7.

14.Штофф, В.А. Гносеологические проблемы моделирования : автореф. дис. ... д-ра философ. наук. - Ленинград, 19о4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.