Научная статья на тему 'Использование комплекса интегрированных задач и заданий в медицинском колледже в процессе подготовки медицинских сестер'

Использование комплекса интегрированных задач и заданий в медицинском колледже в процессе подготовки медицинских сестер Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиров А.Ф., Хажин А.С.

Решение задач по подготовке компетентных медицинских сестер, отвечающих требованиям времени, становится возможным на основе использования интегративно-деятельностного подхода в образовательном процессе медицинского колледжа. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностями педагогической науки в обновляющейся сфере подготовки специалистов медицинского профиля, необходимости интеграции научных, технических и сугубо профессиональных медицинских знаний в подготовке компетентного специалиста. Двуединая цель медицинского образования заключается в направленности будущих медицинских сестер на усвоение ими необходимого содержания медицинского образования, с одной стороны, развитие их профессиональных значимых личностных качеств с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование комплекса интегрированных задач и заданий в медицинском колледже в процессе подготовки медицинских сестер»

Использование комплекса интегрированных задач и заданий в медицинском колледже в процессе подготовки медицинских сестер

Амиров Артур Фердсович

доктор пед. наук, профессор Башкирского государственного медицинского университета

Хажин Азат Сагитьянович

аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, ya.azat1982@yandex.ru

Решение задач по подготовке компетентных медицинских сестер, отвечающих требованиям времени, становится возможным на основе использования интегративно-деятельностного подхода в образовательном процессе медицинского колледжа. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностями педагогической науки в обновляющейся сфере подготовки специалистов медицинского профиля, необходимости интеграции научных, технических и сугубо профессиональных медицинских знаний в подготовке компетентного специалиста. Двуединая цель медицинского образования заключается в направленности будущих медицинских сестер на усвоение ими необходимого содержания медицинского образования, с одной стороны, развитие их профессиональных значимых личностных качеств с другой.

Ключевые слова: Интеграция, интегративно-деятельностный подход, компетентный специалист, эксперимент, медицинская сестра.

Проблема реализации различных подходов и моделей интеграции в образовательных системах сложилась давно, однако в русле компетентност-ного подхода она приобретает новое значение, поскольку развитие элементов, составляющих структуру различных компетенций, осуществляется на основе интеграции содержания профессионального образования и деятельности субъектов образовательного процесса по его усвоению обучающимися.

В последние годы одной из наиболее острых проблем мирового масштаба становится дефицит медицинских кадров. В докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «A Universal Truth: No health without a workforce», сделанном на Третьем глобальном форуме по кадровым ресурсам здравоохранения ещё в ноябре 2013 года, отмечено, что при сохранении кадровых тенденций в 2035 году в мире будет не хватать 12,9 миллионов работников здравоохранения; на сегодняшний (2018 год) день нехватка исчисляется в 7,2 миллиона человек [1]. Отмечается также, что проблема дефицита компетентных медицинских кадров является актуальной как для всего мира, так и для нашей страны [2]. Причем речь идет не о специалистах, имеющих традиционную подготовку, а о специалистах новой фармации, получивших интегрированное образование. Так, в Приказе Министерства России от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» указывается на необходимость и социальной значимости подготовки именно таких специалистов сестринского дела. Эта идея красной нитью проходит в региональных концепциях, отражающих требования к работникам со средним и фармацевтическим образованием.

В этой связи мы поставили задачу - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия реализации системы обучения специалистов сестринского дела в образовательном процессе медицинского колледжа на основе интегративно-деятельностного подхода [3].

Основным педагогическим условием в её реализации было использование интегрированных задач и заданий, в которых раскрывается содер-

о О го -о m

т

m х х О m

П

m Д А

х m

о т; О m

О го -о А ы О ГО А X

m

о

с ^

00

о сч

<0

О!

жание деятельности и функции специалистов различных направлений сестринского процесса.

Сам интегративно-деятельностный подход рассматривается нами прежде всего, как способ активизации личностного ресурса педагогов и обучающихся, которому присущи открытость самостоятельности, способность к предвосхищению субъектами учебного процесса результатов своей деятельности. При этом мы учитывали, что интеграция в педагогике и образовании имеет своей целью качественную трансформацию всех сфер личности [4]. Это и готовность к совместным действиям специалистов в проблемных ситуациях медицинской практики.

Такое обучение ориентировано на развитие готовности личности к быстро осуществляющимся переменам в профессиональной среде, готовности к новым условиям деятельности за счет развития способностей к самостоятельному решению познавательных (а впоследствии и профессиональных) проблем, к разнообразным формам проявления клинического мышления, к сотрудничеству с врачебным персоналом и другими специалистами в сфере здравоохранения.

Принципиальное отличие такого обучения от традиционного состоит в переориентации смысла и порядка организации всего учебного процесса, а именно предоставление ведущей роли на всех этапах учения самостоятельным продуктивным задачам с интегрированным содержанием, опережающим решение репродуктивных учебно-познавательных задач. Решение нестандартных учебных задач при активном взаимодействии и самостоятельности студентов меняет психологическую структуру образовательной ситуации в целом, так как создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий отношений, общения как между преподавателями и студентами, так и между самими обучающимися.

Организуя занятия по междисциплинарному циклу включающему материал дисциплин «Сестринское дело в хирургии», «Основы реаниматологии» и «Медицины катастроф» мы максимально активизировали личностный потенциал обучающихся с целью снизить зависимость результата обучения с использованием интегрированных заданий от уровня общей подготовленности и успеваемости конкретного студента. Это особенно важно в связи с тем, что основной специфической особенностью образовательного процесса по вновь внедряемым стандартам является, во-первых, некая неопределенность результатов обучения (компетенций), во-вторых, неоднозначность их оценки. Управление же деятельностью студентов в единстве всех ее сторон осуществляется через комплексное воздействие на основные ее компоненты: мотивационно-мобилизующий, ориентировочный, содержательно-

технологический, рефлексивный.

Основными методологическими составляющими интегративно-деятельностного обучения будущих сестер мы рассматривали принцип инте-

гративности, принцип активности, принцип профессиональной направленности, а также принцип приоритетности самостоятельного обучения.

Указанные принципы нашли отражение в создании отмеченных интегрированных курсов, суть и схема проведения которых заключалась в следующем: изучив теорию с аспектов различных дисциплин и получив интегрированные практические навыки на занятиях (учебная практика в доклинических кабинетах, производственная практика в учреждениях здравоохранения) вышесказанных дисциплин, обучающийся реализует навыки компетентного специалиста сестринского де-ла[5,6].

Основная задача эксперимента заключалась в определении эффективности разработанной ин-тегративно-деятельностной модели формирования профессиональной компетентности медицинских сестер.

Опытно-экспериментальная работа проходила в два этапа:

первый - теоретическая и практическая подготовка будущих сестер согласно разработанной интегративной программе, объединяющей дисциплины «Сестринское дело в хирургии», «Основы реаниматологии», «Медицина катастроф» и в медицинской практике студентов на базе ГАПОУ РБ «Уфимский медицинский колледж» и ГБУЗ РБ Городская клиническая больница № 21 г. Уфы;

второй - проведение учебной и производственной практики на базе ГАПОУ РБ «Уфимский медицинский колледж» и ГБУЗ РБ Городская клиническая больница №21 г. Уфы, где интегрировались содержание этих дисциплин и деятельность будущих специалистов сестринского дела в практической деятельности.

Формирующий этап опытно-

экспериментальной работы осуществлялся в течение 2015-2018 года. Всего в исследованием было охвачено 260 обучающихся 2-3 курсов очной форме обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» ФГБОУ ВО БГМУ Медицинский колледж. Для решения заявленных задач эксперимента были сформированы две группы обучающихся: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). Состав групп представляли обучающиеся по специальности «Сестринское дело» (КГ - 2015-2018 года обучения; ЭГ - 2015-2018 года обучения). Объем выборки студентов в экспериментальной группе составил 45 человек, в контрольной группе - 45 человек.

В контрольной группе процесс обучения осуществлялся согласно традиционной учебной программе: занятия проходили в установленные сроки согласно утвержденному учебному плану по семестрам. В экспериментальной группе был создан элективный курс «Территория неотложной помощи», где обучающиеся проходили занятия с помощью интегративно-деятельностного подхода.

Опираясь на отмеченные теоретические положения, в целях проверки значимости, выявленных в ходе теоретического анализа факторов и условий разработки и реализации системы обучения

будущих специалистов сестринского дела мы провели практическую часть исследования [7], задачами которые являлись:

- выявление уровня мотивации и заинтересованности к сестринской деятельности;

- апробирование педагогической системы в рамках обоснованных модельных представлений об эффектном образовательном процессе;

- проведение формирующего эксперимента, в целях проверки выявленных педагогических условий, направленных на реализацию системы обучения будущих специалистов сестринского дела.

Одна из задач опытно-экспериментальной работы заключалась в определение и апробации интегративного содержания и проверки заявленных характеристик структурных компонентов разработанной модели.

Формирующему эксперименту (интегрированная подготовка медицинских сестер в среднем профессиональном образовании) предшествовал констатирующий эксперимент. При проведении констатирующего эксперимента устанавливалось реальное состояние дел, изучалось начальное состояние исследуемого объекта, констатировалось наличие или отсутствие исследуемых качеств личности будущей медицинской сестры, ее готовность к работе в учреждениях здравоохранения.

Профессиональная готовность будущих специалистов в контрольной и экспериментальной группах определялась по трем срезам. Перед проведением опытно-экспериментальной работы, после завершения теоретического обучения, после проведения учебной практики и производственной практики.

Итоговым этапом опытно-поисковой работы по формированию профессиональных компетенций, обучающихся явилось внедрение интегративно-деятельностного подхода во время производственной практики. Результаты третьего этапа педагогического эксперимента представлены в табл.1.

Таблица 1

Распределение обучающихся по уровням подготовки после производственной практики в контрольной и эксперимен-

Распределение обучающихся по уровням профессио-

нальной готовности

Груп Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

пы подготовки подготовки подготовки

Количество % Количество % Количество %

КГ 10 22 27 60 8 18

ЭГ 25 56 18 40 2 4

Эмпирическое значение критерия хи-квадрат для этого этапа попало в зону значимости (рис. 2), иными словами, принимаем альтернативную гипотезу о наличии различий между двумя распределениями. Таким образом, уровень профессиональной подготовленности в КГ и ЭГ оказался разным.

Итоговые данные педагогического эксперимента представлены в табл. 2. Количество обучаю-

щихся обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки после производственной практики по сравнению с показателями первого этапа возрос в 5 раз, а количество обучающихся обладающих низким уровнем профессиональной готовности уменьшился почти в 6 раз. Количественный анализ парных гистограмм (рис. 3, 4) показал, что уровень профессиональных компетенций студентов экспериментальной группы существенно выше [8,9].

Рис. 2. Эмпирическое значение на оси значимости в конце педагогического эксперимента

Таблица 2

Итоговые данные профессиональной готовности в кон-

Уровни профессиональной подготовки В начале теоретического обучения (КГ/ЭГ) В конце производственной практики (КГ/ЭГ)

Высокий 6/5 10/25

Средний 30/29 27/18

Низкий 9/11 8/2

Бысоетш 1 Средний ■ Нгокпн

В начале теоретического обучения

В конце Про пчводс т венной практики

Рис. 3. Уровни профессиональной готовности обучающихся контрольной группы в начале и конце педагогического эксперимента

Таким образом, различия характеристик начального и конечного состояния эксперимента для контрольной и экспериментальной групп показывают, что эффект изменений обусловлен применением интегративно-деятельностного подхода.

Динамика роста уровня подготовки обучающихся в экспериментальной группе значимо опережает контрольную группу по высокому уровню, что позволяет нам утверждать об эффективности разработанной системы обучения будущих специалистов сестринского дела на основе интегра-тивно-деятельностного подхода.

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т

о т; О т

О го

-о А

ы О

го А

X

^

т

Высокий ■ Средний I Hiпкnil

В начале В конце

теоретического производственной обучения практики

Рис. 4. Уровни профессиональной готовности обучающихся экспериментальной группы в начале и конце педагогического эксперимента

Литература

1.Сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/.

2. Туркина Н.В. Образование в мире в историческом аспекте и медицинское образование в России и за рубежом сегодня // Медицинская сестра. 2013. №4. С. 3-8

3. Амиров А.Ф., Хажин А.С. Опыт реализации интегративно-деятельностного подхода к обучению студентов медицинского колледжа // Педагогический журнал. 2016. № 4. С. 270-281.

4.Чапаев, Н. К. Основные позиции интегратив-но-целостного подхода [Текст] / Н.К. Чапаев // Образование и наука. Известия Урал, науч.-образ. центра РАО. - 1999. - № 2. - с. 134-142.

5. Глухов А.А., А. А. Андреев., В. И. Болотских, С. Н. Боев Основы ухода за хирургическими больными // ГЭОТАР - Медиа - 2015.

6. А. В. Вязьмитина., А. Б. Кабарухин Сестринский уход в хирургии. Учебное пособие // Феникс -2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Алексеева О.Д., Соловьева А.В. Роль руководителя сестринской службы в создании «моти-вационной» среды учреждения // Медицинская сестра. - 2008. - № 4

8. Новиков Д.А. «Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи)». Москва: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

9. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов Учебник / О.Ю. Ермолаев 2 е изд. Исп - Москва Московский психолого- социальный институт Флинта 2003 - 336 с.

Using integrated tasks and assignments during the nursing

students' training at medical college Amirov A.F. Hazhin A.S.

Bashkir State Medical University

Accomplishing the task of training competent nurses that can stand up to the challenges of our time, is becoming possible on the basis of integrative-pragmatic approach to the educational process of medical college. Relevance of this problem is caused by the needs of pedagogical science in the renewing field of specialist training, necessity of integration of scientific, technical and professional medical knowledge into the training of competent specialist. The dual goal of the medical education is to focus medical nurses on the learning of the necessary content of medical education, on one hand, and development of their significant professional personal qualities, on the other. Key words: Integration, integrative-pragmatic approach,

competent specialist, experiment, nurse. References

1. World Health Organization website [Electronic resource]. -Access mode: http://www.who.int/.

2. Turkina N.V. Education in the world in the historical aspect and

medical education in Russia and abroad today // Medical sister. 2013. №4. Pp. 3-8

3. Amirov A.F., Khazhin A.S. Experience in implementing an integrative activity approach to teaching students at a medical college. Pedagogical Journal. 2016. No. 4. P. 270-281.

4. Chapaev, N. K. The main positions of the integrative-holistic

approach [Text] / N.K. Chapaev // Education and Science. News Ural, nauch.-image. center of radioactive waste. - 1999. -№ 2. - p. 134-142.

5. Glukhov A.A., A.A. Andreev., V.I. Bolotskikh, S.N. Boev. Basics

of nursing surgical patients // GEOTAR - Media - 2015.

6. A.V. Vyazmitina., A. B. Kabarukhin Nursing care in surgery.

Study Guide // Phoenix - 2018.

7. Alekseeva, OD, Solovyov, A.V. The role of the head of the

nursing service in creating the "motivational" environment of the institution // Nurse. - 2008. - № 4

8. Novikov D.A. "Statistical methods in pedagogical research (typical cases)". Moscow: MZ-Press, 2004. - 67 p.

9. Ermolaev O. Yu. Mathematical statistics for psychologists Textbook / O.Yu. Ermolaev 2nd ed. Isp - Moscow Moscow Psychological and Social Institute Flint 2003 - 336 p.

о

с

^

00

0 сч

<0

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.