Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Т. МОФФИТТ'

ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Т. МОФФИТТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ТИПЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сокол Юлия Валерьевна

Раскрываются основные положения теории двойной таксономии Т. Моффитт. Отмечается, что интегративная теория преступности Т. Моффитт отрицает единую (общую) этиологию преступности несовершеннолетних; допускает существование различных причин, траекторий и прогнозов развития преступного поведения у разных типов несовершеннолетних преступников; признает важную роль биопсихологических (нейропсихологических) факторов при объяснении антиобщественного поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

T. MOFFITT'S INTEGRATIVE THEORY OF JUVENILE DELINQUENCY

The main provisions of the theory of dual taxonomy T. Moffitt are disclosed. It is noted that T. Moffitt's integrative theory of crime denies a single (general) etiology of juvenile delinquency; admits the existence of various causes, trajectories and forecasts for the development of criminal behavior of different types of juvenile delinquents; recognizes the important role of biopsychological (neuropsychological) factors in explaining the antisocial behavior of minors.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Т. МОФФИТТ»

Сокол Юлия Валерьевна

Интегративная теория преступности несовершеннолетних Т. Моффитт

Раскрываются основные положения теории двойной таксономии Т. Моффитт. Отмечается, что интегративная теория преступности Т. Моффитт отрицает единую (общую) этиологию преступности несовершеннолетних; допускает существование различных причин, траекторий и прогнозов развития преступного поведения у разных типов несовершеннолетних преступников; признает важную роль биопсихологических (нейропсихологических) факторов при объяснении антиобщественного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: теория преступности несовершеннолетних, типы несовершеннолетних преступников.

T. Moffitt's integrative theory of juvenile delinquency

The main provisions of the theory of dual taxonomy T. Moffitt are disclosed. It is noted that T. Moffitt's integrative theory of crime denies a single (general) etiology of juvenile delinquency; admits the existence of various causes, trajectories and forecasts for the development of criminal behavior of different types of juvenile delinquents; recognizes the important role of biopsychological (neuropsychological) factors in explaining the antisocial behavior of minors.

Keywords: theory of juvenile delinquency, types of juvenile offenders.

В современной зарубежной криминологии усиливается тенденция теоретико-методологической интеграции различных теорий [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Признавая преступность сложным, многомерным явлением, имеющим множество причин, интегративные теории стремятся объединить разнообразные биологические, социальные, психологические, экономические и т.п. факторы в целостную структуру для объяснения преступности, чтобы преодолеть недостатки прежних теорий, страдающих редукционизмом и придающих только одной из причинных переменных значение основной.

Одной из наиболее влиятельных теорий антиобщественного, в том числе и преступного, поведения несовершеннолетних в современной зарубежной криминологии является интегративная теория двойной таксономии Т. Моффитт. Высоко оценивая значение ее теории, М. ДеЛиси даже назвал свою научную статью «Моффиттизация криминологии» [7]. В 2007 г. Т. Моффитт была удостоена престижной Стокгольмской премии в области криминологии, известной как «Нобелевская премия по криминологии». К сожалению, отечественным криминологам крайне мало известно не только о теории двойной таксономии, но и о самой Т. Моффитт [8, а 54], общее число цитирований работ которой по состоянию на 1 апреля 2022 г. составляло 189349 [9].

Особенностью указанной теории является стремление объединить психобиологические и социологические теории для объяснения взаимосвязи между возрастом и преступностью, включая начало преступной деятельности, ее распространенность, частоту, длительность и т.д. Т. Моффитт также исходит из того, что различные причины (механизмы) объясняют преступную деятельность разных типов преступников.

Еще в 1993 г. Т. Моффитт выдвинула идею о существовании двух отчетливых категорий (подтипов) активных несовершеннолетних преступников, имеющих уникальную этиологию, курс и прогноз развития (продолжения и изменения поведения со временем) [10]. По ее мнению, делинквентность несовершеннолетних скрывает две качественно различные категории людей, «каждая из которых нуждается в собственном отчетливом теоретическом объяснении» [10, p. 674].

Для обоснования своей теории Т. Моффитт использовала результаты одного из самых долгосрочных лонгитюдных исследований, начатого в 1972 г. в городе Данидин (Новая Зеландия), в ходе которого проводилось многопрофильное изучение жизни 1037 человек, включая развитие их антисоциального и преступного поведения с возраста 3 лет [10, p. 677].

Каждые два года (в возрасте 3, 5, 7, 9, 11, 13 и 15 лет) дети оценивались по различным

26

параметрам (физическим, психическим, социальным, материальным и т.д.), а также по уровню их антиобщественного поведения, его продолжительности, связи между прошлым антисоциальным поведением детей и их будущей преступной карьерой. В результате обработки полученных данных все участники были разделены на следующие подтипы или, по словам Т. Моффитт, гипотетические прототипы: 1) демонстрирующие стойкое антисоциальное поведение на протяжении всей жизни; 2) осуществляющие антисоциальное поведение, ограниченное только подростковым возрастом; 3) показывающие отсутствие в анамнезе стойкого антисоциального поведения.

Первую группу детей Т. Моффитт назвала «устойчивые на протяжении жизни (life-course persistent, LCP)», подчеркивая непрерывный курс их антиобщественного поведения [10, p. 676]. Эти несовершеннолетние показывали чрезвычайное и часто насильственное антисоциальное поведение, которое начиналось в раннем детстве и продолжалось в течение взрослой жизни. С достижением возраста уголовной ответственности это поведение квалифицировалось как преступное. Стабильность антисоциального поведения этой группы несовершеннолетних Т. Моффитт объясняла наличием комплекса биологических и неблагоприятных экологических (социальных) причин. Другими словами, возникновение и развитие устойчивого антисоциального (и преступного) поведения этой группы несовершеннолетних Т. Моффитт связывала с взаимодействием двух групп причин: детских нейропсихологиче-ских проблем, развивающихся в раннем младенчестве и даже пренатально, с криминогенной окружающей средой [10, p. 680].

Нейропсихологические проблемы Т. Моф-фитт трактовала широко, «до степени, до которой анатомические структуры и физиологические процессы в пределах нервной системы влияют на психологические характеристики, такие как характер, поведенческое развитие, когнитивные способности или на все три» [10, p. 681]. Т. Моффитт даже признавала поведение LCP-несовершеннолетних формой психопатологии [10, p. 685]. Унаследованные или приобретенные нейропсихологические проблемы, первоначально проявляющиеся в виде сложного темперамента, низкого самоконтроля, когнитивных нарушений или гиперактивности, могут значительно усугубляться негативной социальной средой, повышая риски антиобщественного поведения ребенка. К числу негативных социальных факторов отно-

сились разорванные семейные связи, плохие отношения с родителями, неадекватное воспитание детей, жестокое обращение с детьми, бедность, плохие взаимоотношения со сверстниками, наркомания, школьные прогулы, делинквентные сверстники и т.п., препятствующие формированию у несовершеннолетних просоциальных навыков.

Траектория жизни LCP-несовершеннолет-них преступников может быть представлена следующим образом. Как правило, они начинают свою антиобщественную деятельность в возрасте 8-10 лет [11]. При этом уже в первые 3 года их жизни будущие активные (интенсивные, хронические) преступники имеют плохие показатели в нейропсихологических тестах, более импульсивны, гиперактивны и т.д. Максимум их преступной деятельности достигается в позднем подростковом возрасте и поддерживается на высоком уровне в течение двадцатых лет жизни. Только в тридцатые годы жизни их преступная активность начинает снижаться. Преступная траектория характеризуется высоким разнообразием, частотой и тяжестью совершаемых ими преступлений.

Вторую, более многочисленную, группу несовершеннолетних Т. Моффитт назвала «ограниченные подростковым возрастом (adolescence-limited, AL)», подчеркивая кратковременный характер их противоправного поведения. Демонстрируя подобный уровень антисоциального поведения, что и представители первой группы, AL-преступники, достигнув взрослой жизни, чаще всего прекращали свою противоправную деятельность. По мнению Т. Моффитт, индивидуальные нейробиологические или нейропси-хологические проблемы, обуславливающие антисоциальное поведение представителей этой группы, отсутствуют, тогда как действуют преимущественно социальные причины.

Причины преступного поведения AL-не-совершеннолетних Т. Моффитт связывала с механизмом, который она называла «разрыв зрелости (maturity gap)» [10, p. 686]. Будучи биологически зрелыми и способными к сексуальному поведению, подростки не способны приобрести соответствующий статус взрослого человека. Соответственно, «разрыв зрелости» становится для части подростков, недовольных своим детским зависимым статусом, источником неудовлетворенности и потенциальной мотивации для антиобщественных действий. Такие подростки находят делинквентный образ жизни привлекательным для себя в качестве средства достижения статуса зрелости «с его последовательной властью и привилеги-

27

ей» [10, p. 686]. Такое поведение усиливается под влиянием сверстников. По мере того, как разрыв между биологической и социальной зрелостью сокращается и «преступники, ограниченные подростковым возрастом», переходят к статусу взрослой жизни, их преступное поведение снижается и прекращается.

Т. Моффитт особо подчеркивает, что в отличие от этиологии преступного поведения LCP-несовершеннолетних, сосредоточенной на биологических уязвимостях индивидов и усугубляемой другими детскими факторами риска, в основе этиологии AL-несовершенно-летних преступников находится «разрыв зрелости», отражающий противоречия между их половым созреванием и степенью социальной автономности (автономии принятия решений), а не индивидуальные нейробиологические и нейропсихологические проблемы.

Произведенное в 1993 г. Т. Моффитт разделение несовершеннолетних преступников на названные выше категории в дальнейшем получило эмпирическую поддержку в ходе многочисленных исследований [12; 13; 14; 15; 16; 17; 18]. Хотя имеются и критики теории Т. Моффитт [16; 19].

Со временем Т. Моффитт подвергала ревизии первоначальные положения своей теории. В 2018 г. Т. Моффитт рассмотрела 25-летнюю историю своей теории и пришла к заключению о том, что она выдержала испытание временем, получила подтверждение и продолжает оказывать существенное влияния на политику в области предупреждения преступности несовершеннолетних [20]. Она настаивает на необходимости дополнительных исследований того, как ее теория связана с нейробиологией, здоровьем, генетикой и изменениями в современной преступности. Т. Моффитт по-прежнему убеждена в том, что у LCP-преступников типичным является ранний возраст начала антиобщественной деятельности, а также отличительные детские факторы риска, среди которых особое место занимают нейробиологические и нейропсихологические проблемы [20, p. 177].

В качестве доказательств генетического влияния на антисоциальное поведение LCP-пре-ступников Т. Моффитт ссылается на результаты магнитно-резонансной томографии мозга несовершеннолетних преступников. Преступное поведение LCP-преступников связывается с нарушениями психических функций их мозга, особенно вербальных и исполнительных.

В 2020 г. в журнале «Ланцет», одном из наиболее авторитетных изданий в мире по медицине, международная группа ученых опубликовала статью, в которой высказалась в поддержку

теории таксономии Т. Моффитт, определив аномальное развитие мозга в качестве фундаментального аспекта устойчивого на протяжении жизни антисоциального поведения. Исследователи отмечали, что антисоциальное, в том числе и преступное, поведение людей связано с особенностями строения их мозга [21]. Ученые просканировали (МРТ) мозг и исследовали серое вещество у 672 участников Данидинско-го лонгитюдного исследования, которые были разделены на три группы: 1) имеющие устойчивое на протяжении жизни антиобщественное поведение (80 человек, 12%); 2) имеющие антиобщественное поведение, ограниченное подростковым возрастом (151 человек, 22%); 3) не имеющие или имеющие низкий уровень антиобщественного поведения (441 человек, 66%). Было установлено, что разные группы обследованных участников имели различные значения таких характеристик, как площадь поверхности анатомически определенных участков мозга, толщина коры отдельных участков мозга, охватывающих лобные и височные области, связанные с исполнительной функцией, регуляцией аффекта и мотивацией и т.п. [21, p. 250].

Т. Моффитт призывает интегрировать открытия нейробиологии развития в современные социологические теории преступности, а также учитывать особенности, детерминирующие механизмы преступного поведения разных групп несовершеннолетних преступников, в деятельности компетентных органов по предупреждению преступности. Следует отметить, что теория Т. Моффитт оказала существенное влияние на политику ювенальной юстиции в мире, продемонстрировала необходимость своевременного выявления детей с ранним началом антисоциального поведения, а также оказания им необходимого лечения и реабилитационной помощи. Чем раньше они и их семьи получат поддержку специалистов, тем выше шансы того, что удастся скорректировать их антиобщественное поведение и избежать проблем в будущем.

Тестирование в российских условиях интегра-тивной теории преступности Т. Моффитт будет способствовать пересмотру устаревших стереотипов о значении биосоциальных элементов структуры личности преступников, прежде всего несовершеннолетних, а также содействовать интеграции современных биосоциальных, психологических, социологических и т.д. подходов в объяснении причин преступности и поиске эффективных направлений противодействия ей. Требуется объединение совместных усилий криминологов, юристов, психологов, социоло-

28

гов, психиатров, представителей когнитивных и иных наук не только при проведении комплексных криминологических исследований личности преступника, но и для обеспечения баланса

1. Pearson F.S., Weiner N.A. Toward an integration of criminological theories // Journal of Criminal Law and Criminology. 1985. Vol. 76. P. 116-150.

2. Bernard T.J. A theoretical approach to integration / ed. by S.F. Messner, M.D. Krohn, A.E. Liska. Theoretical Integration in the study of deviance and crime: Problems and prospects. Albany, NY: SUNY Press, 1989. P. 137-160.

3. Bernard T.J., Snipes J.B. Theoretical integration in criminology // Crime and Justice. 1996. Vol. 20. P. 301-348.

4. Barak G. Integrative theories // Encyclopedia of crime and punishment / ed. by D. Levinson. Thousand Oaks, Ca.: Sage Publications, 2002. Р. 905-908.

5. Farrington D.P. The integrated cognitive antisocial potential (ICAP) theory // ed. by D.P. Farrington. Integrated developmental and life-course theories of offending. New Brunswick, NY: Transaction, 2005. P. 73-91.

6. Agnew R. Toward a unified criminology. NY: New York University Press, 2011.

7. DeLisi M. The Moffittization of Criminology // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2013. Vol. 57. No. 8. P. 911-912.

8. Комлев Ю.Ю. Теории девиантного поведения: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2014.

9. Terrie E. Moffitt. URL: https://scholar.google. com/citations?user=NR0nMHkAAAAJ&hl=en (дата обращения: 01.04.2022).

10. Moffitt T.E. Adolescence-limited and life-course persistent antisocial behavior: A evelopmental taxonomy //Psychological review. 1993. Vol. 100. No. 4. P. 674-701.

11. Shaw D.S., Shelleby E.C. Early-starting conduct problems: intersection of conduct problems and poverty // Annual review of clinical psychology. 2014. Vol. 10. P. 503-528.

12. Moffitt T., Arseneault L., Jaffee S.R., KimCohen J., Koenen K.C. et al. Research review: DSM-V conduct disorder: research needs for an evidence base // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2008. Vol. 49. Iss. 1. Р. 3-33.

13. Jennings W.G., Reingle J.M. On the number and shape of developmental/life-course violence, aggression, and delinquency trajectories: A state-of-the-art review // Journal of Criminal Justice. 2012. Vol. 40. Iss. 6. P. 472-489.

между достижением целей уголовного наказания лиц, рассматриваемых в качестве «преступников», и оказанием им необходимой медицинской и иной помощи в качестве «пациентов».

1. Pearson F.S., Weiner N.A. Toward an integration of criminological theories // Journal of Criminal Law and Criminology. 1985. Vol. 76. P. 116-150.

2. Bernard T.J. A theoretical approach to integration / ed. by S.F. Messner, M.D. Krohn, A.E. Liska. Theoretical Integration in the study of deviance and crime: Problems and prospects. Albany, NY: SUNY Press, 1989. P. 137-160.

3. Bernard T.J., Snipes J.B. Theoretical integration in criminology // Crime and Justice. 1996. Vol. 20. P. 301-348.

4. Barak G. Integrative theories // Encyclopedia of crime and punishment / ed. by D. Levinson. Thousand Oaks, Ca.: Sage Publications, 2002. P 905-908.

5. Farrington D.P. The integrated cognitive antisocial potential (ICAP) theory // ed. by D.P. Farrington. Integrated developmental and life-course theories of offending. New Brunswick, NJ: Transaction, 2005. P. 73-91.

6. Agnew R. Toward a unified criminology. NY: New York University Press, 2011.

7. DeLisi M. The Moffittization of Criminology // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2013. Vol. 57. No. 8. P. 911-912.

8. Komlev Yu.Yu. Theories of deviant behavior: Study aid. 2nd ed., rev. and augm. St. Petersburg, 2014.

9. Terrie E. Moffitt. URL: https://scholar.google. com/citations?user=NR0nMHkAAAAJ&hl=en (date of access: 01.04.2022).

10. Moffitt T.E. Adolescence-limited and life-course persistent antisocial behavior: A evelopmental taxonomy //Psychological review. 1993. Vol. 100. No. 4. P. 674-701.

11. Shaw D.S., Shelleby E.C. Early-starting conduct problems: intersection of conduct problems and poverty // Annual review of clinical psychology. 2014. Vol. 10. P. 503-528.

12. Moffitt T., Arseneault L., Jaffee S.R., KimCohen J., Koenen K.C. et al. Research review: DSM-V conduct disorder: research needs for an evidence base // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2008. Vol. 49. Iss. 1. P 3-33.

13. Jennings W.G., Reingle J.M. On the number and shape of developmental/life-course violence, aggression, and delinquency trajectories: A state-of-the-art review // Journal of Criminal Justice. 2012. Vol. 40. Iss. 6. P. 472-489.

29

14. Bushway S. Life-course-persistent offenders // Oxford handbook of criminological theory / ed. by F. Cullen, P. Wilcox. NY: Oxford University Press, 2013.

15. Farrington D., Loeber R. Two approaches to developmental life-course theorizing // Oxford handbook of criminological theory / ed. by F. Cullen, P. Wilcox. NY: Oxford University Press, 2013.

16. Fairchild G., Van Goozen S.H., Calder A.J., Goodyer I.M. Research review: evaluating and reformulating the developmental taxonomic theory of antisocial behaviour // Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. 2013. Vol. 54. P. 924-940.

17. Chen F.R., Jaffee S.R. The heterogeneity in the development of homotypic and heterotypic antisocial behavior // Journal of Development and Life Course Criminology. 2015. Vol. 1. Iss. 3. P. 269-288.

18. Le Blanc M. Developmental criminology: Thoughts on the past and insights for the future // The development of criminal and antisocial behaviour: Theory, research and practical applications / ed. by J. Morizot, L. Kazemian. Cham, Switzerland: Springer International Publishing, 2015. P. 507-538.

19. Assink M., Van der Put C.E., Hoeve M., de Vries S.L., Stams G.J. et al. Risk factors for persistent delinquent behavior among juveniles: A meta-analytic review// Clinical psychology review. 2015. Vol. 42. P. 47-61.

20. Moffitt T.E. Male antisocial behaviour in adolescence and beyond // Nature human behaviour. 2018. Vol. 2. P. 177-186.

21. Carlisi C.O., Moffitt T.E., Knodt A.R., Harrington H., Ireland D., Melzer T.R., Poulton R., Ramrakha S., Caspi A., Hariri A.R., Viding E. Associations between life-course-persistent antisocial behaviour and brain structure in a population-representative longitudinal birth cohort // The Lancet Psychiatry. 2020. Vol. 7. Iss. 3. P. 245-253.

14. Bushway S. Life-course-persistent offenders // Oxford handbook of criminological theory / ed. by F. Cullen, P. Wilcox. NY: Oxford University Press, 2013.

15. Farrington D., Loeber R. Two approaches to developmental life-course theorizing // Oxford handbook of criminological theory / ed. by F. Cullen, P. Wilcox. NY: Oxford University Press, 2013.

16. Fairchild G., Van Goozen S.H., Calder A.J., Goodyer I.M. Research review: evaluating and reformulating the developmental taxonomic theory of antisocial behaviour // Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. 2013. Vol. 54. P. 924-940.

17. Chen F.R., Jaffee S.R. The heterogeneity in the development of homotypic and heterotypic antisocial behavior // Journal of Development and Life Course Criminology. 2015. Vol. 1. Iss. 3. P. 269-288.

18. Le Blanc M. Developmental criminology: Thoughts on the past and insights for the future // The development of criminal and antisocial behaviour: Theory, research and practical applications / ed. by J. Morizot, L. Kazemian. Cham, Switzerland: Springer International Publishing, 2015. P. 507-538.

19. Assink M., Van der Put C.E., Hoeve M., de Vries S.L., Stams G.J. et al. Risk factors for persistent delinquent behavior among juveniles: A meta-analytic review// Clinical psychology review. 2015. Vol. 42. P. 47-61.

20. Moffitt T.E. Male antisocial behaviour in adolescence and beyond // Nature human behaviour. 2018. Vol. 2. P. 177-186.

21. Carlisi C.O., Moffitt T.E., Knodt A.R., Harrington H., Ireland D., Melzer T.R., Poulton R., Ramrakha S., Caspi A., Hariri A.R., Viding E. Associations between life-course-persistent antisocial behaviour and brain structure in a population-representative longitudinal birth cohort // The Lancet Psychiatry. 2020. Vol. 7. Iss. 3. P. 245-253.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сокол Юлия Валерьевна, аспирант юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; e-mail: ulya-sokol@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Yu.V. Sokol, Postgraduate at the Faculty of Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: ulya-sokol@mail.ru

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.