Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛЬНОЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ МИКРОКЛИМАТА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ'

ИНТЕГРАЛЬНОЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ МИКРОКЛИМАТА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛЬНОЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ МИКРОКЛИМАТА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ»

необходимых профилактических мероприятий, ¡программа включает количественное определение остаточных количеств сим-триазинов в воздухе, питьевой воде и пищевых продуктах, изучение влияния сим-триазинов в комплексе с азотсодержащими удобрениями на качество продуктов урожая, токсикологические исследования влияния малых количеств триазинов на' организм млекопитающих.

Литература

1. Gabrio Т., Ennet D. — Pharmazie, 1982, Bd 37, S. 375— 377.

2. The Triazine Herbicides (Residue Rev., vol. 32) / Eds F. A. Gunther, J. D. Gunther. New York, 1970.

3. Paulenz H. et al.— Pflanzenscutz DDR, 1984, Bd 38, S. 208—211.

4. Pilanzenschutzmittelverzeichnis der Deutschen Demokratischen Republik 1984/85. Berlin, 1984.

Поступила 29.10.85

Из практики

УДК 613.692:656.21-074

Е. П. Сергеев, Т. А. Филиппова, Ю. Н. Недомерков

ИНТЕГРАЛЬНОЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ МИКРОКЛИМАТА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ

ВАГОНОВ

| ВНИИ железнодорожной гигиены Министерства путей сообщения СССР, Москва

В гигиенических нормативах комфортного микроклимата обязателен учет всех его 4 компонентов: температуры, влажности, скорости движения воздуха и тепловой радиации в связи с их комплексным воздействием на организм человека. Исключение хотя бы одного из компонентов, например, тепловой радиации, обусловливает неточность нормирования, поскольку между организмом и внешней средой существует постоянное тепловое взаимодействие, которое в значительной мере зависит как от физических свойств воздушной среды, так и от температуры ограждающих поверхностей.

В состоянии покоя и теплового комфорта теп-лопотери человека путем радиации равны 50— 55%, конвекцией—15—20%, испарением вла-^•и — 15—30 %, кондукцией — около 2—5 % [1].

Доказано, что инфракрасное излучение, имеющее электромагнитную природу, влияет на глу-боколежащие ткани, вызывает их нагрев, реакцию со стороны сосудистой системы и газообмена, что в конечном счете может отрицательно сказываться на общем состоянии организма [4].

Из литературы известно, что система теплоре-гуляции более чувствительна к лучистому тепловому воздействию, чем к конвекционному [5], что придает ему значимость и требует учета радиационного фактора при нормировании теплового режима в помещениях вагона. Однако действующие в настоящее время нормативы микроклиматических параметров для пассажирских вагонов (ГОСТ 12406—79 «Вагоны пассажирские магистральных железных дорог колеи 1524 мм. Технические условия») не учитывают важного параметра микроклимата в купе пассажирских вагонов — радиационной температуры.

4

Из существующих способов интегрального нормирования микроклимата наиболее приемлемым для помещений вагонов является метод результирующих температур (РТ). Преимущества его в том, что он суммарно учитывает тепловой эффект различных комбинаций температуры, влажности, скорости движения воздуха и теплового излучения от ограждений [2].

При этом каждый из указанных параметров микроклимата не должен выходить за допустимые пределы. Например, некоторые авторы отмечают, что разница между температурой воздуха и температурой ограждений не должна превышать 2—4°С, относительная влажность должна быть в пределах от 40 до 70 %, подвижность воздуха — от 0,2 до 0,5 м/с [2, 6].

Результаты исследований, проведенных в последние годы коммунальным отделом ВНИИ железнодорожной гигиены, показали, что температура внутренних поверхностей наружных стен вагонов в служебном отделении и пассажирских купе ниже температуры воздуха в этих помещениях в среднем на 6,4 °С, в большом коридоре — на 7,2 °С, а на поверхности стекол окон — даже на 16,9 °С. Наблюдения убеждают в том, что внутренние поверхности наружных стен вагона и стекла окон являются значительным источником отрицательной радиации, создающим дискомфортные тепловые условия в вагоне [3].

На настоятельную потребность пересмотра нормативов микроклимата в пассажирских вагонах, в том числе в градусах РТ, указывали Е. М. Рат-нер и Д. М. Демина [6]. Опыт такого нормирования микроклимата в комплексных (интегральных) величинах РТ уже имеется в гигиене отечественного водного транспорта [8]. Например,

- 49 -

Таблица 1

Сочетания параметров микроклимата для нормативных величин РТ при разнице (¿М) между температурой воздуха и средней радиационной температурой ограждений 2,3 и 4 °С в пассажирских помещениях судов

Температура воздуха, °С

Д1, °С V, м/с ф. % в холодный в теплый пе-

период года риод года

при 18,1° РТ при 20,3° РТ

+ 4 0,15 50 20,5

+ 3 0,15 50 21

+ 2 0,15 50 21,5

— 4 0,15 50 22

— 3 0,15 50 21,5

— 2 0,15 50 21

Примечание Здесь и в табл. 2 V — подвижность воздуха; <р — относительная влажность воздуха.

для пассажиров речного флота в умеренных широтах для теплового периода года установлен норматив 20,3°РТ, а для холодного—18,1 °РТ. Эти комплексные величины норм микроклимата состоят из различных вариантов комбинаций отдельных факторов в пределах их оптимальных значений (табл. 1) [7].

Из табл. 1 следует, что в сочетании факторов микроклимата существенное значение имеет тепловая радиация от ограждений. Например, в холодный период при —4°С температура воздуха в комфортном сочетании должна быть + 22 °С, а в теплый период года при Д1=+4°С она составляет всего +20,5°С, поскольку происходит значительный лучистый обогрев человека от нагретых ограждений. А комплексные (интегральные) значения микроклимата за счет сезонной акклиматизации людей ниже в холодный период года (18,1 °РТ) и выше в теплый (20,3°РТ).

Выполненные нами в холодный период года исследования с целью разработки норматива микроклимата для пассажиров в железнодорожных вагонах дали для умеренных широт в качестве комфортной величины 18,3°РТ. Эта величина, полученная по уравнению регрессии, соответствует среднему баллу теплоощущения пассажиров, характеризующемуся оценками «хорошо», «комфортно».

Как видно из табл. 2, когда средняя радиационная температура ограждений ниже температуры воздуха в вагоне на 4°С, для комфортного

Таблица 2

Варианты сочетаний параметров микроклимата, составляющих интегральную нормативную величину 18,3 °РТ в пассажирских вагонах

Л1, °с V, м/с Ф, % Температура воздуха (в °С) в холод-рый период года при 18,3° РТ

— 4 0,15 50 22,8

— 3 0,15 50 22,3

— 1 0,15 50 21,8

сочетания (18,3°Р'Г) температура воздуха должна быть 22,8 °С.

Из табл. 2 также следует, что чем меньше Д1:, т. е. чем лучше теплоизоляция вагона, тем меньшая нужна коррекция микроклимата за счет повышения температуры воздуха, т. е. наглядно демонстрируется технологическая возможность экономии энергии при работе системы кондиционирования воздуха.

Одной из особенностей исследований по гигиеническому нормированию микроклимата для пассажиров железнодорожных вагонов, в том числе изучения физиологических реакций теплообмена и терморегуляции организма (интенсивности потоотделения, температуры кожи и тела, тепло-ощущения) и реакций сердечно-сосудистой системы (пульс, кровяное давление), явилась необходимость подбора обследуемых по принципу «усредненного пассажира». По этому принципу в число обследуемых включались одетые нормально по сезону, практически здоровые люди обоего пола, различного возраста (дети школьного возраста, взрослые молодого, среднего и пожилого возраста), проживающие в разных климатиче-4 ских районах страны. Принцип «усредненного пассажира» расширяет диапазон физиологических показателей влияния микроклимата на организм, однако его применение необходимо для охвата того состава пассажиров, для которого разрабатываются нормативы комфортного микроклимата.

Примененный принцип усредненного отбора контингентов испытуемых с включением стариков и детей в определенной степени обеспечивает нормирование микроклимата, приемлемого и для этого контенгента пассажиров, характеризующихся недостаточностью механизмов терморегуляции. Обоснованность норматива подтверждается тем, что его величина устанавливается в пределах зоны комфорта, в которой подавляющее большинство пассажиров оценивают свои тепло-ощущения как хорошие, комфортные. 1

Выводы. 1. Необходимо совершенствование действующих нормативов микроклимата для пассажиров железнодорожных вагонов путем дополнительного регламентирования тепловой радиации.

2. Существующий опыт гигиенического нормирования микроклимата в судовых помещениях указывает на целесообразность нормирования микроклимата в вагонах в интегральных величинах — градусах результирующей температуры, учитывающих не только суммарную температуру, но и влажность, подвижность воздуха, а также среднерадиационную температуру ограждений.

3. Установлено, что комфортным микроклиматом в железнодорожном вагоне для пассажиров в холодный период года является 18,3° РТ.

4. Приближение микроклимата в вагонах к оптимальным его показателям должно осущест-

вляться по двум направлениям технических ре-лшеннй в вагоностроении: путем широкого внедрения системы кондиционирования воздуха (создание оптимальных параметров температуры, влажности и скорости движения воздуха) и улучшения теплоизоляции ограждающих поверхностей (борьба с радиационным перегревом или переохлаждением).

Литература

1. Ажаев А. Н. Фнзнолого-гигиеннческне аспекты действия высоких и низких температур. М., 1979.

2. Лакшин А. М„ Минаев А. А., Оглезнев В. В., Новоселов В. П. — В кн.: Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. М., 1976, вып. 54, с. 25-26.

3. Лакшин А. М., Минаев А. А., Новоселов В. П. и др.— В кн.: Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. М., 1976, вып. 56, с. 41—43.

4. Малышева А. Е. Гигиенические вопросы радиационного теплообмена человека с окружающей средой. М., 1963.

5. Мелесова Л. М. — Гиг. и сан., 1974, № 6, с. 18.

6. Ратнер Е. М., Демина Д. М. — В кн.: Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте. М., 1976, № 54, с. 26—37.

7. Санитарные нормы микроклимата для жилых и общественных помещений судов внутреннего и смешанного плавания при оборудовании их системами кондиционирования воздуха и методы расчета компонентов микроклимата. М., 1975.

8. Сергеев Е. П., Просецкий П. А., Воробьев А. А. и др.— В кн.: Вопросы гигиены и дезинфекционного дела на водном транспорте. Баку, 1973, с. 163—164.

Поступила 22.08.85

УДК 614.73-07:658.52.01 1.562:31

В. Г. Зарх, С. В. Остроглядов

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ РАДИАЦИОННОГО $ КОНТРОЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Московское научно-производственное объединение «Радон»

В работе И. А. Соболева и соавт. [3] описаны аппаратные и программные средства автоматизированной системы, предназначенной для сбора, обработки и накопления радиометрической информации на базе мини-ЭВМ, М-6000. Результаты анализа проб радиационного „контроля за объектами окружающей ' среды накапливаются на магнитной ленте или дисках. В настоящей работе конкретизируются способы статистической обработки применительно к накопленным данным радиационного контроля и приводятся некоторые полученные результаты.

В практической деятельности служб радиационной безопасности статистическая обработка в основном заключается в расчете средних значений контролируемых величин, их дисперсий и иногда доверительных интервалов. Применение такой ограниченной и упрощенной математической обработки результатов контроля может быть объяснено вычислительными трудностями и потерей оперативности в получении результатов, возникающими при попытке вручную использовать более сложные способы математической статистики, например корреляционный анализ.

Вычислительные трудности устраняются в автоматизированной системе радиационного контроля окружающей среды за счет использования средств вычислительной техники, позволяющих проводить самую разнообразную обработку значительных массивов информации за короткое время.

Опыт практического использования методов математической статистики для обработки результатов радиационного контроля позволил раз-§

работать конкретный алгоритм статистической обработки, реализованный на мини^ЭВА!М-6000.

Предлагаемый алгоритм по содержанию разделен на 3 части: параметрическую обработку данных и проверку гипотез, парный и множественный корреляционный анализ. Программы статистической обработки работают в диалоговом режиме, что позволяет оператору вызывать для обработки различные ряды А,- радиационного контроля. При этом могут обрабатываться данные, относящиеся к какой-либо одной точке контроля или же к ряду точек, объединенных общим признаком, например данные по зонам. Работа программ начинается с поиска на магнитной ленте нужного ряда и вызова его на обработку. Далее вычисляются среднее или средневзвешенное значение величины активности (А), дисперсия (а) и проверяется, попадают ли фоновые значения активности (Аф) в интервал А + ш, где /=1, 2, 3 задаются оператором и соответствуют вероятностям 0,68, 0,95 и 0,997. Если фоновые значения не попадают в этот интервал, то строится гистограмма и проверяется соответствие А нормальному закону распределения. Оператор имеет возможность проверять соответствие распределения активностей логарифмически нормальному, биномиальному, экспоненциальному законам распределения и закону Пуассона. Для нормально и логарифмически нормально распределенных величин строятся с заданной вероятностью доверительные интервалы. Далее по требованию оператора определяется значимость различий средних А; и А;, относящихся к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.