Научная статья на тему 'Интегральная психология – наука о свойствах и проявлениях универсального сознания человека'

Интегральная психология – наука о свойствах и проявлениях универсального сознания человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
528
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнеенков С. С.

В статье рассматривается концепция построения интегральной психологии на основе универсального сознания человека. Универсальное сознание есть творческое начало и сила, приводящее в движение весь материальный мир. Природа и человек являются проявлением силы универсального сознания в материальном мире. Развивая силы универсального сознания в физическом теле человек постепенно одухотворяет весь материальный мир. Цель интегральной психологии – исследование универсального сознания на всех его уровнях и во всех проявлениях, эффективный поиск истинной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральная психология – наука о свойствах и проявлениях универсального сознания человека»

Список литературы:

1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.

4. Изард К.Г. Психология эмоций: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. -464 с.

5. Линчевский Э.Э. Как быть с ревностью. - Л.: «Знание», 1978. - 36 с.

6. Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. - Рос-тов-н/Д:«Феникс», 2010. - 374 с.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - НАУКА О СВОЙСТВАХ И ПРОЯВЛЕНИЯХ УНИВЕРСАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

© Корнеенков С.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В статье рассматривается концепция построения интегральной психологии на основе универсального сознания человека. Универсальное сознание есть творческое начало и сила, приводящее в движение весь материальный мир. Природа и человек являются проявлением силы универсального сознания в материальном мире. Развивая силы универсального сознания в физическом теле человек постепенно одухотворяет весь материальный мир. Цель интегральной психологии - исследование универсального сознания на всех его уровнях и во всех проявлениях, эффективный поиск истинной самореализации.

Психология как наука на современном этапе развития остро нуждается в расширенном и более глубоком видении своего объекта - внутреннего мира человека. Человек - многогранный феномен единения природы и духа. Наш образ самого себя и мира зависит от уровня развития сознания, воображения и ума, он обусловлен многочисленными социальными и психологическими установками. Без истинного знания своей природы, своих истоков, души, своих возможностей знания материального мира бессмысленны.

Наука самопознания человеком самого себя всегда привлекала внимание крупнейших мыслителей всех времен и народов, наработаны огромные знания и соответствующие практики. Самопознание должно включать в себя беспристрастный анализ всего происходящего, умение отличать истину от лжи, добро от зла. Св. Антоний, прозванный еще при жизни Великим, советовал: «Пусть каждый ежедневно дает себе отчет в дневных и ночных сво-

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.

их поступках». Климент Александрийский утверждает: «Кто познает самого себя, тот познает Бога». Познание самого себя - есть путь духовной эволюции, этот процесс бесконечный и лишь предел земной жизни ограничивает его во времени. Самопознание немыслимо без интеллектуального развития, но главное - это духовная настройка и связь с высшим Я. Самопознание -процесс индивидуальный, и каждый человек по отношению к самому себе одновременно является и учителем и учеником. Но это не означает, что человек развивается в одиночестве. Наоборот, человек и человечество есть единый саморазвивающейся организм. Св. Григорий Богослов пишет: «На последней стадии своего самопознания человек отвлекается от всего эмпирического и условного и приходит к познанию себя как духа, возвышающегося над условиями пространства и времени».

Цель статьи: рассмотреть концепцию развития интегральной психологии на основе учения об универсальном сознании человека. Для изучения человека как биологического, социального и духовного существа необходимо владеть методами глубокого самопознания и умело ими пользоваться. Все методы самопознания связаны с интроспекцией, рефлексией и начинаются с приставки «само» - самонаблюдение, самопогружение, самовоспоминание, самовосприятие, самооценка и т.д. Эти методы, как правило, способствуют осознанию только внешней, фрагментарной личности, ее физического, витального и ментального существа. Внешняя личность надежной маской закрывает внутреннее существо - истинную личность. Если самопознание ограничивается только внешней личностью, то говорить об объективных знаниях самого себя не приходиться. Вместе с тем, сила сознания индивида может проникать значительно глубже, в истинную личность, индивидуальность (душа) и универсальное сознание (дух). Для познания себя, других людей и мира как целостной системы необходим интегральный подход, когда человек своим объективным сознанием может «путешествовать» во всех слоях своей психики, во всем мире бытия и выходить в небытие. Такое восприятие мира возможно в случае реализации универсального сознания в уме и физическом теле.

В структуре психологии имеется множество самостоятельных направлений. Идея объединить все направления в единую интегральную психологию давно высказывается в среде специалистов. Проблема интеграции психологии и науки особенно актуальна для отечественного профессионального сообщества, пишет А.И. Мироненко, что выражается в самых противоречивых взглядах о пути интеграции, но главное - какой должна стать интегральная психология. Результатом интеграции психологических знаний должна стать некая единая психологическая теория, которая сможет вобрать в себя все лучшее, что накоплено в рамках психологических школ [7, с. 153].

По мнению В.М. Аллахвердова к концу XX столетия психология распалась на множество никак не связанных друг с другом отдельных дисци-

плин. Им предпринята попытка «... объединить разрозненные психологические знания в единую теорию, сконструированную в соответствии с достаточно жесткими методологическими требованиями к естественным наукам» [1, с. 13]. Разрабатываемую концепцию психологических знаний он назвал психологикой, показывая, что данная наука рассматривает психику в целом как логическую систему.

Современная психология, как отмечает А. Б. Орлов, ориентирована на знания и на этой основе строит свой методологический аппарат. Этот подход, по его мнению, является бесперспективным в плане построения «психологии как подлинной науки» [8, с. 11]. Поэтому А.Б. Орлов предлагает ориентировать психологию не на знания, а на гуманистический идеал, достижение которого может стать всеобщей целью человеческого развития. Развивая далее мысль, что психология должна стать объективной наукой, отметим, что ни знания, ни мораль, ни идеал не отражают объективного бытия и не могут представлять объединяющего центра человеческой мысли. Совокупность знаний не есть сознание, как иногда считают, и ориентация на знания и идеал не является целью развития ни человека, ни природы. Создатель творит природу и человека, наделяет их сознанием не с целью накопления знаний или с целью достижения придуманного кем-то гуманистического идеала. Природа, человек, сознание находятся в постоянном самодвижении и этот процесс бесконечен.

Теоретическое осуществление интеграции научных знаний о человеке заложено еще в работах античных философов, психологов, педагогов, представителей точных наук разного времени. Многие из них в развитии науки и развитии своего сознания смогли совместить и научность, и духовность, не находя в этом ни малейшего противоречия. Интегральный подход к природе человека свойствен всем основным религиозным конфессиям и йогическим учениям. Религиозные откровения Востока, Священные Писания православного христианства во всех деталях рассматривают материальную, психическую и духовную природу человека как единое целое.

Восприятие внешнего мира мы осуществляем благодаря сенсорной системе, понимание принадлежит уму, который принимает, обрабатывает и интегрирует информацию. За тысячи лет природа отточила работу мозга, он работает инстинктивно, этому искусству человека обучать не надо. Образ внешнего мира отражается в коре головного мозга индивида в форме психических процессов и приобретает субъективные характеристики. «Мозг человека, как и мозг животных, собирает внешний мир с определенной долей достоверности. Но мозг человека эту работу выполняет с большим совершенством, к тому же, человек может воспринимать не только мир бытия, но и мир небытия, что недоступно никакому животному» [2, с. 4]. У человека имеются функциональные субсенсорные системы, пробужденные нервные клетки способны воспринимать очень слабые сигналы. Декодирование

этих сигналов спокойным умом может отразить объективную картину мира. Для правильного понимания внешнего и внутреннего миров в их единстве необходимо реализовать объективное сознание в обыденном уме личности. Объективному сознанию доступна истина, поэтому человек постоянно учится и повышает свой уровень сознания, овладевая при этом теорией и практикой. Объективное восприятие мира доступно только объективному сознанию. Объективации сознания необходимо обучать, она не наступает сама собой. Достижение личностью объективного сознания - процесс времени. Но во все времена были и есть люди, которые смогли реализовать свое истинное сознание. Их называют по-разному: святые, пробужденные, просветленные, йоги.

Внешняя, детерминированная личность, видит не объективный мир, но свою собственную модель мира, уникального и неповторимого. Ум создает свою парадигму о чем угодно: о законах Вселенной и природы, о личности, ее ценностях, психических явлениях и может доказать объективность своего видения самой себе и другим фрагментарным существам. Современные психологические концепции природы человека и личности представляют набор психологических гипотез, рассматривающих проявления внешнего человека в социально-экономическом поле деятельности. При этом онтогенез человека прочно связывается с генотипом и средой и совершенно не учитывается решающее влияние индивидуального и универсального сознания. Но не внешняя личность является хозяином физического тела и психики, не она устанавливает законы развития природы, социума и психики. Автор исходит из позиции, что под структурой, обозначаемой «личность» с его психикой и сознанием есть более высокие уровни сознания, в частности: внутренняя личность, душа (индивидуальное сознание) и дух (универсальное сознание).

Для своей эволюции во внешнем мире душа человека образует вокруг себя внутреннюю личность, которая, в свою очередь, образует внешнюю личность в социальном мире. Центром внешней личности является эго. Внутренняя личность образована душой и не нуждается в стороннем вмешательстве в свою эволюцию со стороны других фрагментарных личностей, общества, существ видимого и невидимого мира. Истинная личность является представителем объективного сознания (души и духа), постоянно развивается до тех пор, пока не овладеет им полностью. Но проблема состоит в том, что у абсолютного большинства людей сознание центрировано во внешней личности, в эго, главной особенностью которой являются заблуждение и иллюзии, стремление к различным формам власти, поэтому такой человек усиленно ищет опору, детерминанты. В конечном итоге, человек как вселенское существо обучает, воспитывает и развивает сам себя по непредсказуемому для физического ума сценарию. Для природы нет ненужных или лишних людей, каждый индивид одновременно своеобразный прообраз и строитель Единого Человека, Единой Личности.

Если смотреть более широко, то психология как наука о душе должна охватывать своим вниманием всю жизнедеятельность человека - от физического тела до души и духа. Поэтому отправная точка построения интегральной психологии должна начинаться не с социума и внешней личности, но с уровня универсального сознания - творческого начала и силы, приводящей в движение весь материальный мир. Именно из глубин универсального сознания проистекают те силы, которые управляют всей Вселенной, материальной, биологической, общественной и психической активностью человека и каждого живого существа, каким бы малым оно ни было, вплоть до атомов и субатомов. Эволюция человека - это эволюция внутреннего существа, где фрагментарная личность и ее способность отражать есть лишь необходимый инструмент в грубом материальном и социальном мире. Поэтому необходимо изучать не только инструмент и наполнять его знаниями и способностями, но изучать само сознание. Психологию можно понимать не только как науку о закономерностях и особенностях развития психической материи биологического вида по имени Homo sapiens, но и как науку о сознании. Понимание того, что эволюция человека связана с движением универсального сознания открывает новые перспективы не только для психологии, но и для всей науки в целом.

Интегральная психология не означает простого синтеза достижений различных научных школ на основе гуманизации, это принципиально новый подход, «где сознание понимается не как высший продукт развития психики, но как основополагающее и творческое начало всего материального мира, в том числе человека и его психики» [2, с. 6]. «Эволюция человека связана с одухотворением материи, для этого он облекает себя частицей грубой материи в форме физического тела. Одухотворяя свое физическое тело, человек постепенно одухотворяет весь материальный мир» [2, с. 6]. Таким образом, психология - это интегральная дисциплина, исследующая сознание человека на всех уровнях и во всех проявлениях.

Психика человека не идеальна, она представляет вполне материальный продукт и вызвана движением универсального сознания в целях преобразования костной материи в материю животворящую, наделенную самодостаточным сознанием. Для интегральной психологии необходим прочный и объективный фундамент, с которого начинается человек как самосознающее, саморазвивающееся, самонастраивающееся существо. В мировой научной, философской и духовной литературе накоплен колоссальный объем знаний по эволюции материи, происхождении жизни и человека. Понимание и принятие законов развития общества во многом определяются средой, в которой происходят развитие и воспитание человека, той научной парадигмой, которой пользуется исследователь в своих работах. Одна и та же реальность, воспринятая с разных уровней сознания, может привести к противоположному видению и соответствующим выводам. Понимание роли

внешней личности в жизни человеческого общества во многом надуманно, хорошо обоснованно желанием материального ума и не отражает настоящей природы человека и его сознания. Психология, как и любая научная дисциплина, строиться не только на эмпирическом опыте, но и на интуитивных суждениях, которые возникают на базе практической работы и духовного развития. В связи с этим необходимо найти такую точку опоры, с которой можно одинаково хорошо рассмотреть все грани изучаемого объекта, его внешнюю и внутреннюю жизнь.

Научные основания интегральной психологии в обилии можно найти в работах различных мыслителей Запада и Востока. Европейцы на протяжении веков с успехом практиковали духовные дисциплины похожие на восточную йогу. Термин «интегральная психология» произошел от интегральной йоги, его ввел в обиход ученик Шри Ауробиндо Индра Мен в 1940-е гг. Но книга на английском языке с соответствующим названием «Интегральная психология: психологическая система Шри Ауробиндо» вышла в свет только в 1986 г. Учение интегральной йоги, полученное и выверенное опытным путем, служит надежным основанием для построения интегральной психологии. В учении Шри Ауробиндо йога понимается как система деятельности самосовершенствования при помощи потенций, скрытых в существе, соединение индивидуума с универсальным и трансцендентальным бытием [12, с. 5].

Объектом йогического познания является Единый во всех аспектах («Я», Божество, Высшая Реальность, Всё, Бог, Трансцендентное, Универсальное Сознание и т.п.). Обычные объекты, явления жизни, психические процессы могут быть частью этого познания, поскольку они являются частью проявления Единого [12, с. 259]. Познание, ради которого прилагают усилия йоги, отличается от того, что под этим словом понимается в науке и социальной жизни. Интеллектуальное определение слова «познание» связано с фактами жизни, поведением, мышлением и управляющими этими явлениями законами. Данное познание основано на чувственном восприятии и мышлении, оно используется для удовлетворения интеллекта, в практической деятельности, для увеличения силы, даваемой знаниями, для использования явных и скрытых сил природы, помощи или вреда людям [12, с. 259]. Познание, которое приносят чувства и интеллектуальные рассуждения, не являются истинным познанием - это наука о явлениях. Необходимо познание первичной действительности, реального «Я». «Когда это понято, могут быть познаны в их истинном значении все другие вещи, но не более, чем в их явлении», - пишет Шри Ауробиндо [12, с. 269]. Мы можем анализировать физические явления и чувственное восприятие, но таким способом невозможно овладеть познанием «Я» или самих себя. Должен существовать другой способ, кроме физической науки, он должен быть обнаружен и познан.

Шри Ауробиндо отмечает, что «йогические методы также созданы на основе знания, развитого и подтвержденного правильно поставленным экспериментом, анализом практики и повторяющимися результатами» [12, с. 5]. И далее: «Все методы, собранные под общим именем йога, представляют собой особые психологические процессы, в основе которых лежит извечная истина Природы; они происходят от обычных жизненных функций и способностей, результаты которых всегда существовали в скрытом состоянии, и которые при обычных природных процессах обнаруживаются не без большого труда и совсем не часто» [12, с. 5].

Интегральная психология стремится объединить в себе теорию и практику различных психологических направлений, так как ни одно из них не может претендовать на истину. Цель интегральной психологии - исследование универсального сознания, истинного, единого, объективного на всех его уровнях и во всех проявлениях, эффективный поиск истинной самореализации. Для этого нужно развить высшие человеческие качества: любовь, искренность, веру, доверие, преданность, благодарность, мужество, стремление, самоотдачу, выдержку, настойчивость. Эти качества достигаются полной отдачей себя Божественному, другого пути, как показывает Шри Ауро-биндо, нет.

В связи с этим стоит отметить определенные трудности, связанные, во-первых, с тем, что вся восточная психология, в частности интегральная йога Шри Ауробиндо, трудно переводима на русский язык (как и на все другие европейские языки). Во-вторых, в отечественной и западной научной психологии работы Шри Ауробиндо еще не получили достаточного распространения и признания. Восточный, точнее, йогический стиль мышления, где бытие, психика и сознание человека описываются на основе мистического восприятия (на основе интуиции, измененных и медитативных состояний сознания, в откровениях, озарения и т.д.) радикально отличается от логического и эмпирического мышления западного человека.

В последнее время целенаправленные и практические усилия в создании интегральной психологии продел американский психолог Кен Уилбер [9, 10, 11]. Подлинная интегральная психология должна включать в себя религиозные и духовные измерения человечества [9, с. 81]. Свой подход к природе человека К. Уилбер скромно называет «... одной из разновидностей интегральной психологии» и цель своей работы видит в том, чтобы начать дискуссию, а не завершить ее. В предисловии одной из своих книг он оптимистично пишет: «лично я считаю, что интегральная психология . будет приобретать все большее значение в последующие десятилетия» [9, с. 12]. Уилбер К. под интегральным подходом понимает, во-первых, синтез до-современных, современных и пост-современных философских, мистических, психологических, религиозных знаний, которые могут научить чему-то важному. Во-вторых, интегральный подход позволяет исследовать все множе-

ство уровней Вселенной и психики человека не сводя одно к другому. В-третьих, так как невозможно увидеть во внешнем мире какие бы то ни было чувства, состояния сознания, процессы, ибо они существуют в пространстве понятий, то он вводит их корреляты в физическом мире, хотя и не сводит психическое к ним. Например, индивидуальное сознание (волны, энергия, информация) имеют корреляты в электрической активности мозга, что поддается регистрации приборами [9, с. 102]. При изучении медитативных состояний сознания можно исследовать последствия, которые оказывает медитация на биоэлектрическую активность мозга, химию крови, иммунные функции [9, с. 107]. Уилбер К. отмечает, что все чувства, ментальные идеи, духовное озарение имеют физические корреляты, которые можно измерить. Он поставил задачу найти такие корреляты и этому посвятил свою исследовательскую деятельность. Таким образом, интегральная психология объединяет, вбирает, дополняет другие ветви психологических знаний, философские, мистические и духовные откровения и включает в себя все самые лучшие достижения в области познания природы человека.

Развитие понимания интегральной психологии на основе универсального сознания складывалось у автора данной статьи в результате двадцатилетней теоретической и практической работы в области исследования поведения, переживаний и мышления в измененных состояниях сознания. Результаты теоретических и эмпирических исследований изложены в монографиях автора [2, 4, 5] и статьях [3, 6]. «Универсальное сознание - творческое начало и сила, приводящее в движение весь материальный мир. Именно из глубин высшего сознания проистекают те силы, которые управляют всей материальной, биологической, общественной и психической активностью каждого человека, каждого живого существа, каким бы малым оно ни было, вплоть до атомов и субатомов» [2, с. 7].

Изучение, познание и овладение силой универсального сознания приводят к реализации искры Творца в материи. Такой подход к пониманию эволюции человека как сотворца открывает новые перспективы не только для психологии, но и для всей науки в целом. Психология полностью оправдает свое название как наука о душе, когда перейдет от изучения особенностей раздробленного сознания личности, к познанию законов, лежащих в основе универсального, целостного сознания. Интегральная психология выводит нашу мысль на более высокий (глубокий) уровень познания, на уровень истинного сознания, что делает психологию объективной наукой.

Для поиска универсальной силы нет необходимости отправляться в дальние внешние путешествия, эта сила находится в каждом из нас, как и в каждом существе, в каждой молекуле и атоме. Для познания ежемгновен-ных преобразующих действий силы универсального сознания необходим соответствующий уровень индивидуальной сонастройки сознания, доверие к проявлениям своего внутреннего существа. Познание Вселенной и позна-

ние себя при кажущейся противоположности данного процесса приводят к одним и тем же результатам. В первом случае наши глаза и ум обращены наружу и для усиления их познавательной способности необходимы все более совершенные механические приборы. Во втором случае все внимание обращено вовнутрь, для усиления познавательной способности необходимо научиться совершать переход с одного уровня сознания на другой - более высокий или более низкий. Для такого способа познания человеку не нужны механические усилители его природных способностей. Сознание человека есть универсальный инструмент не только для познания всей Вселенной, но и для ее преобразования.

Список литературы:

1. Аллахвердов В.М. Экспериментальная психология познания. Когнитивная логика сознательного и бессознательного. - СПб.: Изд-во С.-Петер. ун-та, 2006. - 325 с.

2. Корнеенков С.С. Интегральная психология и педагогика самопознания: монография. - Владивосток, Изд-во ТГЭУ, 2007. - 412 с.

3. Корнеенков С.С. Некоторые особенности восприятия, переживаний и мышления в измененных состояниях сознания // В мире научных открытий. - Красноярск: Изд-во «Научно-инновационный центр», 2011. - № 5.1. (17). - С. 545-563.

4. Корнеенков С.С. Универсальное сознание личности: интегральная психология и психотерапия. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2005. - 384 с.

5. Корнеенков С.С. Универсальное сознание человека. Психофизика и психология йоги: монография. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. - 324 с.

6. Корнеенков С.С. Интегральная технология обучения и саморазвития в бодрствующем и измененном состояниях сознания // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). - Рига; М, 2011. -№ 9 (12). - С. 83-92.

7. Мироненко А.И. Об интеграции психологических знаний // Вопросы психологии. - 2004. - № 3. - С. 153-155.

8. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики: пособие для студентов психол. фак. вузов. - М., 2002. -272 с.

9. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. - М.: ООО «Изд-во АСИ», 2004. - 412 с.

10. Уилбер К. Никаких границ: восточные и западные пути личностного роста. - М.: АСТ, 2003. - 176 с.

11. Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. - 314 с.

12. Шри Ауробиндо Гхош. Синтез йоги. - СПб., 1992. - 666 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.