ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ЗАПАДА И ВОСТОКА: СОЗНАНИЕ, ДУХ, ДУША, ЛИЧНОСТЬ
© Корнеенков С.С.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
В статье кратко обосновывается актуальность создания интегральной психологии на базе существующих учений Запада и Востока о природе человека. Человек как индивидуальное сознание и биологическое тело есть единый континуум, где один полюс есть вечное и бесконечное небытие, другой - динамическое, вечно меняющее свою форму бытие.
Обыденный человек, как правило, совершенно не задумывается о своем духовном происхождении, о смысле жизни, строении и наполнении личности, о проявлениях души и духа, о своей миссии на Земле. Он не ищет ответа на вопрос «Кто Я?». Не задумывается он и о том, в какой части самого себя фокусируется его сознание при выполнении различных видов деятельности, когда он находится в разных состояниях сознания, каким образом он воспринимает, кодирует и декодирует мир, как достигается взаимопонимание и согласованность между людьми, что дат человеку жизнь. В то же время эти вопросы интересуют человечество с древнейших времен, а также все то, что связанно с феноменами проявления психики и сознания.
Цель статьи заключается в том, что бы показать многообразие парадигм о природе человека и возможность создания интегральной психологии как науки о сознании: духе, душе и личности.
Западная психология как наука о внутреннем мире индивида очень молодая и делает только первые шаги в познании сущности человека. Она заинтересована в том, чтобы узнать, как функционирует ум, почему он отличается таким разнообразием, как развиваются умственные способности и как ими управлять. По сути дела, современная психология - это наука об изучении взаимосвязи мозга и психических процессов, интеллекта, ума, она стремиться открыть тайну происхождения сознания. Утверждение «Я мыслю - значит, я существую» означает тот факт, что человек связывает свою жизнь в первую очередь с умственными проявлениями, а не только с телесным бытием. Человек - это ум, именно с умом отождествляет себя человек разумный. Принятие данной гипотезы за неоспоримый факт породило множество умозаключений и предположений, главное из которых состоит в том, что если удастся разгадать загадку ума, то будет разгадана и тайна человека и можно будет создать искусственный интеллект по подобию естественного.
* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.
Современная психология выросла на базе физиологии, которая изучает функции человеческого тела, в частности мозга. С открытием рефлекторной деятельности работы мозга, казалось бы, исчезают загадки в его работе. Психология, построенная на основе рефлекторной деятельности мозга, утверждает, что материя первична, а сознание - производное от работы мозга, потому что когда умирает мозг, исчезает и сознание. Казалось бы что этот неопровержимый факт подтверждается самой жизнью и утонченными экспериментальными исследованиями. Изучение деятельности ума как субстрата мозга и породило науку с названием «психология».
Современное понимание термина «психология» значительно отличается от того, что известно под этим именем. Точный перевод слова «психология» (греч. рБусИе - дыхание, душа и logos - наука) означает наука о душе, о дыхании жизни и явлениях (проявлениях) души. Душа и ум - это два совершенно разных понятия, наполненных разным смысловым содержанием. Таким образом, психология призвана изучать жизненные проявления, эволюцию души в физическом теле человека и во внешнем мире. Душа -это жизнь, сознание, поэтому объектом изучения психологии является жизнь, развитие и проявление сознания в человеке. Науки о душе, в истинном ее понимании, на западном полушарии еще не существует.
Очевидно, что душа индивида не возникла случайно, она имеет своего родителя, того, кто порождает жизнь, проявленное и непроявленное сознание. Земными родителями человека являются биологические отец и мать, они дают человеку индивидуальное физическое тело. Индивидуальное сознание (душу) биологическому телу дают «небесные» родители: Отец (Небытие) и Мать (Бытие). «Человек как индивидуальное сознание и биологическое тело есть единый континуум, где один полюс есть вечное и бесконечное небытие, другой - динамическое, вечно меняющее свою форму бытие» [4, с. 150].
В современном представлении психология понимается как наука, изучающая процессы отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики [7]. Из данного определения следует, что психология изучает не саму душу, не саму реальность, сознание, а отражение, виды проявленной реальности. Отсюда постоянные смены парадигм познания, гипотез о проявленной реальности, бесконечный поиск истины. Человек в поисках истины, в поисках самого себя реального, увлекается изучением своих жизненных следов, отражений, телесных и психических проявлений и забывает о цели поиска. Любое отражение есть иллюзия реального объекта, как солнечный зайчик не является солнцем, как карта не является реальной местностью, так и психические отражения не есть душа или объективное сознание.
С одной стороны, психология как наука очень молодая, с другой - это древнейшие знания, потому что душевная жизнь человека во все века вы-
зывала самый пристальный интерес и накопленные знания о душе необъятны. Все философские, религиозные и йогические течения от древности до наших дней интересуют особенности проявления именно души.
Западная психология, по сути дела, отвергает все те наработки, которые были накоплены тысячелетиями человеческих исканий на Востоке и тот опыт, который поистине бесценен и уникален. Изучая психическое отражение, мы изучаем иллюзию, и самым значимым иллюзорным отражением души является внешняя личность с ее бесконечными ролями, масками и архетипами. Отражение всегда причинно обусловлено, детерминируемо. Поэтому внешняя личность - существо обусловленное, как солнечный зайчик, как тень, и она не может претендовать на изначальную самостоятельность и независимость. «Индивидуальное сознание, т.е. душа - существо не обусловленное, не детерминируемое, не подверженное влиянию материальных и социальных законов развития» [4, с. 150-151]. В этом отношении очень точно о предмете психологии высказывание П.Д. Успенского. Он пишет, что психология изучает человека таким, каким она его предполагает, представляет со стороны его возможной эволюции, но не таким, каким он является в действительности [8, с. 17]. Если объектом психологии является душа человека, о нужно изучать эволюцию души в теле человека и во внешних условиях, а не только развитие психики личности в онтогенезе и филогенезе.
Еще в 60-е гг. можно было провести достаточно четкую границу между двумя видами психологических воззрений - западным и восточным -на природу человека. На Западе интеллектуальная мощь концентрируется на изучении и познании материального мира, на массовом образовании и мало места уделяется индивидуальности. Происходит игнорирование надличностных, трансцендентальных уровней человека, ценности располагаются вокруг и внутри личности, объективно существующим признается только внешний мир. Западное образование направлено на развитие социальной личности, интеллекта, памяти, восприятия, характера физически и социально полноценного человека, способного покорять природу и способного заботиться о себе. Усилие наук в основном направлено на изучение внешнего мира, гуманитарные науки обеспокоены адаптацией человека к внешнему миру и очень мало внимания уделяется изучению глубинных сил человека. Восточной ориентации свойственно стремление к самосовершенствованию на основе внутренних сил. Объединение представлений Востока и Запада о природе человеке, создание интегрального видения, интегральной психологии способствуют целостному подходу и раскрывают новые возможности в области человекознания [3, 4, 5]. О синтезе научных, философских и религиозных знаний, об объединении мировоззрений восточного и западного человека постоянно говорят многие ученые разных стран.
Основная разница между Востоком и Западом, по мнению индийского йога Йогананды, заключается в том, что на Востоке страдают главным обра-
зом в материальном отношении, на Западе - в умственном и духовном развитии [3, с. 496]. Восток может получить большую пользу перенимая практические умения и способности эффективного ведения материальной деятельности. Западу требуются более глубокое понимание духовной основы жизни, развитие научных методов развития осознанного общения человека с высшим сознанием. Индия, например, тысячелетиями была землей духовного богатства, и индийские писания учат, что человек приходит на землю, чтобы полнее изучить бесконечные способы, которыми дух может проявить себя в материальных условиях. То, что человек неправильно пользуется свободной волей и забывает о ресурсах души, и есть коренная причина неведения и всех форм страдания. Запад и Восток должны найти золотую середину, путь соединения активности с духовностью. Как отмечал К.Г. Юнг, цель восточных духовных практик та же, что и у западной мистики: растворение эго в Боге. И на Востоке, и на Западе найдется немало людей, которые достигли данной цели, трансформировали эго.
Как отмечает Шри Ауробиндо [10, с. 68], «... европейцы на протяжении веков с успехом применяли духовные дисциплины, очень похожие на восточную йогу» и следовали принципам внутренней жизни, пришедшим к ним с Востока. Методы и переживания Плотина, европейских мистиков ничем не отличались от методов и переживаний, свойственных индийским йогам. После установления христианства мистические дисциплины, которым следовали европейцы, были, по сути, идентичны дисциплинам, практиковавшимся в Азии. Между духовной жизнью Востока и Запада нет никакого принципиального различия, «хотя между ними и могли существовать различия в формах, названиях и символах» [10, с. 69]. В настоящее время все большее количество людей на Западе используют буддийские и индуистские духовные дисциплины. С точки зрения науки и йоги между восточными людьми и западными нет никакой разницы, строение человека везде одинаково. Есть разница в мировоззрении, философии, идеологии, мышлении, языке и т.д., но не в строении. Внимание западного человека больше поглощено внешним миром, они склонны вести активную внешнюю жизнь. Восточный человек более обращен к своему внутреннему бытию.
Широкое знакомство Запада с индийской философией, психологией и йогой началось с работы М. Мюллера «Священные книги Востока». Несколько позже стали появляться лекции С. Вивекананды, многочисленные публикации Е.П. Блаватской, А. Безанд, Р. Штайнера и их последователей. С одной стороны, это были религиозно-философские работы о Вселенной и человеке, с другой - научные. Особенно глубоко всем научным критериям отвечает учение йоги, очевидно, поэтому йога становится все более популярной на Западе. Практическое применение йогических методик в области психотерапии наиболее полно представлено в работах Э. Куэ, Э. Джекобсо-на, И.Г. Шульца. Все виды йоги стремятся вывести сознание человека в бессознательное и сверхсознание, трансформировать эго. Европейское видение
природы бессознательного, близкое к йоге, пронизывает все творчество основателя психоанализа З. Фрейда. Но особенно это заметно в аналитической психологии К.Г. Юнга, психосинтезе Р. Ассаджоли, которые подробно изучали восточные йогические учения. Юнг К.Г. указывает, что именно йога (кундалини-йога, тантра-йога, ламаизм, даоская йога Китая) давали ему бесценный материал для развития концепции коллективного бессознательного. В то же время он относится к йоге с некоторой долей критицизма в смысле ее применения западным человеком [11]. Фрейд З. в своей психотерапии в основном использует анализ, Юнг К.Г. вводит синтез, и оба включают элементы христианской исповеди.
В 30-е гг. началась новая волна проникновения восточных знаний о природе человека на Запад. Она связана с приездом в Америку из Индии йога Парамахамса Йогананды [2]. Его приезд был частью его миссии по распространению крийя-йоги, сближению христианской религии и сознания Кришны. В 60-70 гг. в Америке и Европе началось массовое увлечение восточными психологическими и психотерапевтическими практиками по раскрытию сознания и трансформации личности. В 1959 г. в Америку, а затем в Европу приезжает Махариши Махеш Йоги и организовывает массовое обучение трансцендентальной медитации (ТМ). В это же время в Америке набирает силу духовное течение Сознания Кришны, организованное Шри Шриманд Свами Прабхупадой. Огромное значение в распространении восточной культуры в области психотерапии, психологии и духовного развития имеют работы Шри Ауробиндо, Ошо, Шри Чинмоя, Дж. Кришна-мурти, практическая деятельность и учение Сатьи Саи Бабы.
Йогические методики находят широкое применение в Америке, Европе, России. В СССР аутогенную тренировку, построенную на основании йоги, систематически стали изучать и применять с середины 50-х г. XX века. Постепенно сформировались многочисленные модификации АТ. Самовнушение, медитация, концентрация, мантры прочно вошли в современный арсенал психотерапии.
К западным ученым, глубоко усвоившим восточный стиль мышления, относятся П.Д. Успенский, Р. Ассаджоли, Э. Фромм, Э. Берн, А. Маслоу, С. Гроф, О. Хаксли, Ф. Перлс, К. Уилберг, А. Уотс, Р.А. Уисон, В. Джеймс, К.Г. Юнг, Дж. Уолтерс, Рам Дасс, Д. Корнфилд, Дж. Лилли, Ф. Мерелл-Вольф и многие другие. В России также многие психологи глубоко изучают восточную психологию и на ее основе создают свои концепции. Благодаря синтезу различных религиозных, философских и научных знаний возникают многочисленные формы психологической коррекции и психотерапии. После многолетнего опыта восточной практики на Западе и России становиться очевидным, что не стоит пренебрегать духовным развитием в личной жизни. В свою очередь, западная психология и психотерапия оказывают мощное влияние на восточное мировоззрение. Западные терапевтические техники концентрируют свое внимание на людях с нарушенным психосоматическим здо-
ровьем, восточные подходы в терапии касаются улучшения судьбы человека. В своем объединении они способствуют интеграции сознания.
Составные части человека и его сознания в различных направлениях человеческой мысли имеют свои названия. Отметим некоторые терминологические особенности в описании проявления сознания, когда мир воспринимается с разных уровней бытия: уровня личности, души и духа. Религиозная философия Востока и Запада, йога, теософия, суфизм, оккультизм, магия и многочисленные другие направления человеческой мысли отмечают, что человек есть дух, душа и тело и что каждая из его составляющих имеет бесконечно сложное строение и свой уровень сознания. В йоге человек представлен Божественным Я, Высшим Я и низшим я. В отечественной психологии человек рассматривается в виде модусов реальности: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум [7]. Значительно менее известна даже специалистам в области психологии концепция уровней сознания человека по Шри Ауробиндо. Строение сознания человека он рассматривает более широко, это: внешнее физическое сознание, внутреннее физическое сознание, внешнее витальное сознание, внутреннее витальное сознание, внешнее ментальное сознание, внутреннее ментальное сознание, поверхностная душа-желание, истинное существо, Дух космический, Дух трансцендентальный, Дух имманентный [9]. В отечественной и западной психологии совершенно отсутствует теория о центрах сознания человека или чакрах, что является основой восточной психологии. Эти центры расположены в разных частях тела: в ногах, позвоночнике, голове, в области над головой. Широко представлены в основном семь центров сознания: Му-ладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата, Вишудха, Аджна, Сахасрара.
В духовной литературе говорится, что вначале Великий источник создал множество отдельных частичек самого себя, которые, будучи индивидуальными, в то же время не отличаются от самого источника - это монады или духовные искры. Все монады были созданы в один и тот же момент. «Душа - есть искра Божья, заключающая в себе все возможности и знания Господа» [1, с. 33]. Дух - это ядро каждого живого существа, его божественное Я. Человек рождается на Земле, потому что Дух, обладая свободной волей, решил получить опыт бытия в более плотном мире. Силой своего сознания Дух создает души. Душа - это Высшее Я человека, его сверхсознательный разум. Каждая душа, желая приобрести опыт в еще более плотной материи, создает личности или расширения души. Личность является расширением души, как душа - расширение Духа, а Дух - расширение Бога.
Данные сопоставления помогут в дальнейшем более правильно ориентироваться в понимании применяемой терминологии, существующей в западном и восточном мышлении о природе человека. Западное и восточное мировоззрение, дополняя друг друга, не может в дальнейшем развиваться в отдельности, необходимо постепенно приводить в соответствие не только разнообразие лингвистических понятий, но и теоретические и практические
наработки этих направлений. Объединение лучших мыслей Востока и Запада позволяет иметь сбалансированное учение о природе и составе человека, о целях и смысле его существования.
Список литературы:
1. Айванхов О.М. Свобода, победа духа. - М.: Изд-во Всемирное Белое Братство, 1993. - 153 с.
2. Йогананда Парамахамса. Автобиография йога. - М.: «Сфера» Российского Теософского Общества, 1995. - 512 с.
3. Корнеенков С.С. Интегральная психология и педагогика самопознания: монография. - Владивосток, Изд-во ТГЭУ, 2007. - 412 с.
4. Корнеенков С.С. Универсальное сознание личности: интегральная психология и психотерапия. - Владивосток, Изд-во ТГЭУ, 2005. - 384 с.
5. Корнеенков С.С. Универсальное сознание человека. Психофизика и психология йоги: монография. - Владивосток, Изд-во ТГЭУ, 2007. - 324 с.
6. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.А. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
8. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека. - СПб.: ИД «Весь», 2001. - 192 с.
9. Шри Ауробиндо Гхош. Синтез йоги. - СПб.: «Комплект», 1992. -666 с.
10. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 22. Письма о йоге III. -СПб.: Адити, 2006. - 372 с.
11. Юнг К.Г. Йога и запад: Сборник. - Львов: Инициатива, 1994. - 230 с.
ОБУЧЕНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ В ИЗМЕНЕННОМ СОСТОЯНИИ СОЗНАНИЯ: ЗНАЧЕНИЕ МЕДИТАЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
© Корнеенков С.С.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
В статье поставлена проблема (и намечены пути ее решения) использования измененных состояний сознания в учебном процессе с целью получения новых знаний и самопознания. Приводятся эмпирические данные о том, какую роль играет медитация в жизни человека.
* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.