Научная статья на тему 'Миссия - путь души в единстве внешней и внутренней жизни человека'

Миссия - путь души в единстве внешней и внутренней жизни человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1549
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / ДУША / САКРАЛЬНЫЙ / ДУХОВНЫЕ СИЛЫ / ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / УНИВЕРСАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнеенков С.С.

Представлено психологическое и духовное обоснование миссии человека на земле. Она для каждого человека абсолютно индивидуальна и отражает замысел Творца. Миссия это эволюция души в материальном мире и в теле человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссия - путь души в единстве внешней и внутренней жизни человека»

2. Джугал Кишор Мукерджи. Шри Ауробиндо, или Судьба тела. - М.: Ганга, 2008. - 472 с.

3. Мать. Собрание сочинений. Т. 1. Из жизни матери - I. 2012. - СПб., -568 с.

4. Молитва и мантра. Из работ Шри Ауробиндо и Матери. - СПб., 2003. -88 с.

5. Сатпрем. Мать. Т. 1. Мать, или Божественный материализм. - СПб., 1996. - 346 с.

6. Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий. - СПб., 1998. - 571 с.

7. Шри Ауробиндо. Мать. - М., 2005. - 510 с.

МИССИЯ - ПУТЬ ДУШИ В ЕДИНСТВЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

© Корнеенков С.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Представлено психологическое и духовное обоснование миссии человека на земле. Она для каждого человека абсолютно индивидуальна и отражает замысел Творца. Миссия - это эволюция души в материальном мире и в теле человека.

Ключевые слова: миссия, душа, сакральный, духовные силы, эволюция человека, универсальное сознание.

Бог становится человеком, чтобы человек мог стать Богом.

Св. Фома Аквинский

Цель статьи: обратить внимание, что главные результаты жизни человека определяются не внешней деятельностью, но тем, насколько осознанно он выполнял свою миссию.

Часто можно слышать, что человек на земле играет определенную роль, которая ему предназначена свыше. В индуизме считается, что в каждом воплощении человек выполняет новую миссию, играет другую роль. В. Шекспир это выразил словами: «Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины -все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль». Но какую бы роль не исполнял человек, он не должен забывать, что он - вечный дух, атма, универсальное сознание. У высшего сознания нет истории, биографии, личного дела, ролей, психических процессов, свойств, состояний, потребностей и мотивов и всего того многообразия качеств, которыми обладает человека. У атмы нет миссии и кармы, рождения, начала или окон-

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук.

чания жизненного пути. При осознании этого феномена ум невольно охватывает трепет и сомнение, так как нелегко принять свою бесконечность, бескачественность и вечность. Великие учителя, несмотря на то, что полностью осознали себя, были свободны и понимали свою бесконечность, продолжали играть в драме земной жизни свои человеческие роли. У них были свои слабости, своя борьба, свои искушения. Побеждая, они тем самым показывают всем людям, что каждый может одержать духовную победу над силами, которые удерживают его от самоосознания и единства с Абсолютом. Великие когда-то были такими же смертными, как и остальные люди, они прошли через все человеческие страдания и преодолели свое неведение. Никто из обычных людей не знает, какая судьба ему уготовлена в этой жизни, что будет после смерти, и есть ли последующая жизнь. Но на Земле всегда были люди, которые полностью осознавали не только свою миссию, но и судьбы других людей. Миллиарды человеческих существ многообразной деятельностью, волей, словами и мыслями творят себя и вносят постоянный вклад в эволюцию Вселенной. Все, что делается на Земле (и не только на Земле), делается с помощью сознания людей. Для понимания бытия и смысла жизни необходимо стремиться к осознанию своего предназначения на Земле.

Биографию каждого человека можно рассматривать в двух плоскостях или двух частях - профанной (внешняя, видимая для всех, жизненный путь личности), и сакральной (внутренняя, скрытая от внешнего взгляда, путь души), которые тесно взаимосвязаны. Описание внешней жизни во множестве представлено в художественной литературе, в биографиях и автобиографиях, но это не полная история жизни того или иного человека даже если сделан психологический анализ его жизненного пути. Примером всестороннего психологического анализа профанной биографии может служить работа М. Спивака, где приводятся жизненные пути Э. Багрицкого, А. Белого и В. Маяковского [9], или анализ жизненного пути и развития личности З. Фрейда, проведенный Э. Фроммом, где он с помощью всестороннего анализа показывает, что целью (миссией) деятельности З. Фрейда было «основание движения за этическое освобождение человека, создание новой светской и научной религии для элиты, призванной вести за собой человечество» [11, с. 110]. Фрейд З. также в своих многочисленных произведениях односторонне коснулся сакральной природы человека - мира души, ибо мир бессознательного, которому он уделил столько внимания, не есть высшее «Я». Психоанализ полностью построен на интерпретациях ума, это его игра в объективность видения. В то время как внутренняя суть эволюции человека остается тайной. Невозможно только по характеру и результатам внешней деятельности, переживаниям, словам и поступкам, сыгранным ролям составить объективное представление о целостной жизни человека. Для этого необходимо знать путь души приобретающей опыт самопознания в плотном мире. Развитие души связано с познанием истины. Сакральная биография

человека представлена его кармой, миссией и жизненной программой, эволюцией души в данном воплощении.

Можно привести множество интереснейших и поучительных биографий неосознанного и полуосознанного выполнения своей миссии. Осознанная жизнь-миссия с самого момента рождения свойственна редкостным людям и относительно немного тех, кто в разные периоды жизни приходят к полному пониманию своего предназначения. Известная нам история человечества - это пути движения индивидов в борьбе за выживание, зафиксированные умом внешних личностей. Но истинная эволюция индивидуального сознания человека проходит для каждого из нас совершенно незаметно.

Невозможно понять истинный смысл жизни, если мы не знаем миссии человечества и своей миссии в частности. Понятие «миссия» почти не исследовано в научной, философской и духовной литературе, но оно имеет свое глубокое самостоятельное значение. Миссия (лат. тББЮ, от шШеге посылать) понимается как: 1) ответственное задание, роль, поручение; 2) представительство во главе с посланником; 3) дипломатическая делегация специального назначения; 4) миссионерская организация. Человек на Земле является посланником, он наделен определенными полномочиями и силами, чтобы выполнить ответственное задание, сыграв при этом определенную роль.

Миссия человечества или отдельного народа нередко открывается пророкам в откровениях, и, как отмечает А. Мень, они становятся первыми, «кому открывается направление и смысл истории» [6, с. 25]. «Миссия человека отражает первоначальный замысел Творца, разворачивающийся во времени, которому ничто не может помешать» [5, с. 230]. Человек не может нарушить, изменить или не выполнить закон жизни, т.е. остановить свое развитие. Христианская антропология ясно указывает, что у каждого человека своя миссия, свои цели и задачи, но далеко не все это осознают. Максим Исповедник показывает, что важнейшая миссия человека - исполнить завет Творца, соединить с Богом все мироздание. В человеке вся совокупность тварного мира должна соединиться и достичь обожения, ради которого и был создан мир [7, с. 113]. Поучительны в этом плане слова Иоанна Кронштадтского, когда он пишет: Господь знает каждого из нас прежде, нежели мы зачаты во чреве матери и прежде, нежели вышли из утробы матери... Мы определены Творцом каждый на свое место служения [2]. Согласно учению святых отцов христианства, на человека (человечество) возложена величайшая миссия, - завершить созданный мир и привести его к полной Божественной благодати.

«Особенность миссии в том, что она абсолютно индивидуальна для каждого человека, обязательно выполняется и является сутью движения Универсального Сознания. Характер миссии определяется степенью включенности индивидуального сознания в Универсальное Сознание» [5, с. 231]. Чем полнее включение, тем более масштабна миссия.

Миссия человека - это его роль, функции, совокупность действий и поступков, которые ему предстоит совершить (или не совершить) на Земле. Это в первую очередь обязанности, соблюдение которых приводит к автоматическому выполнению прав. Миссия всегда преследует благие намерения, даже если направлена на разрушение.

Миссия человека определяется и зависит от взаимодействия множества структур, формирующих нацию, страну, социум. Она взаимосвязана с законами, существующими на разных уровнях бытия. В большинстве случаев человек совсем не знает своей миссии, но, тем не менее, не зная ее, выполняет. Миссия дается человеку с таким расчетом, чтобы он выполнил ее в любом случае, в ней нет ничего случайного. Для этого он обеспечивается всеми необходимыми внутренними ресурсами, в том числе пространством и временем.

Земная служба человека во имя Единого понимается как миссия. При ее выполнении человек постоянно творит себя и участвует в сотворении мира. Миссия - это процесс внутреннего роста человека, раскрытие его интеллектуальных и духовных сил. Каждая душа стремится передать своей земной личности такие качества, которые способствуют реализации задач, поставленных перед ней высшим «Я» (Универсальным Сознанием). Миссия имеет смысл, когда она рассматривается в рамках целого в неразрывной связи с Единой Матрицей. «Миссия любого человека - это часть грандиозной миссии Матери, выражающей себя в проявлении Её творческих сил» [5, с. 233].

Тайное и великое значение миссии состоит в том, что она обязательно выполняется, и при этом - в строго назначенное время. Миссия -это обязательное условие появления человеческой души на Земле. Индивидуальному сознанию (душе) необходимы раскрытие, опыт, конкретные действия, практические навыки, для этого она воплощается в материи такое количество раз, сколько ей необходимо. Человеческая жизнь очень коротка, невозможно за одну жизнь усвоить весь объем теоретических и практических умений и навыков, многочисленные науки, овладеть всеми языками, развить все способности, освоить все внешние и внутренние коммуникации. «Миссия человека - это предначертание Истинной Матрицы (Матери, Универсального Сознания) для рабочей матрицы (души) в материальном и социальном поле деятельности, где физическое тело служит материальным воплощением индивидуального сознания» [5, с. 237].

Каждая душа имеет свою миссию, которая передается личности в форме целевых установок. «Наше существование исполнено сокровенного смысла; наше рождение, наши тяжкие муки и даже наша смерть преследуют особую цель... Ничто во вселенной не является бесполезным; ничто в нашей жизни не бывает напрасным», - пишет Шри Ауробиндо [1, с. 98]. «Миссия человека - очищение и преобразование материи», - говорит Мать [8, с. 180]. Она

показывает, что у каждого человека есть особая цель, «особая миссия, особая реализация, которая принадлежит только вам, и вы несете в себе все препятствия, необходимые для того, чтобы ваша реализация была совершенной».

Выполнение миссии происходит в разнообразных видах внешней деятельности, хотя это не является обязательным, но внутренняя деятельность необходима, при этом включаются в действие определенные силы. Между миссией и профессиональной деятельностью существует определенная внутренняя связь. Она заключается в том, что выполнение миссии требует нахождения человека в обществе, например врачи, преподаватели, менеджеры, педагоги и другие специалисты не могут существовать сами для себя. Для того чтобы творить, человек должен иметь творческую профессию, а для того чтобы действовать - конкретную физическую работу.

Связь миссии и деятельности может быть различной, все зависит от того, какая миссия предусмотрена для человека. Может быть так, что внешняя деятельность подготавливает человека к выполнению миссии, или, наоборот, деятельность будет являться миссией. Возможно также, что деятельность вообще не будет связана с миссией. Все индивидуально, здесь не может быть определенных закономерностей. С внутренним преобразованием человека миссия уже связана более тесно, и это является самым важным. Выполнение миссии подразумевает какое-либо внутреннее изменение независимо от того, важная эта миссия или нет, большая она или маленькая. В миссию и программу жизни может входить, например, научная работа, открытие новых законов в какой-либо деятельности, написание новых песен, стихотворений, книг, занятие спортивной деятельностью.

Жизненный путь и миссия духовно реализованных людей имеет множество аспектов: создание новой религии, реорганизация общественного порядка, чтобы народ стал более свободным, освобождение его от предрассудков, принесение новых знаний. Особенно высока и поучительна миссия тех людей, которых в народе называют святыми, мудрецами, учителями, сидд-хами, аватарами. Парамаханса Йогананда отмечает, что перед «... аватаром (божественной инкарнацией) стоят две задачи: количественная и качественная» [4, с. 29]. Он призван поднять общий моральный уровень человечества, утвердить добродетель и превосходство добра над злом. «Но главной целью аватара является выявление новых познавших Бога душ и всяческое содействие им в достижении освобождения» [4, с. 29-30].

В книге Дж.Д. Уолтерса «Путь» говориться, что йог Йогананда утверждал, что «. согласно божьему замыслу Иисус Христос был ответственным за эволюцию Запада, а Кришна - за эволюцию Востока. Было предопределено, что Запад будет специализироваться на развитии объективности через логику и рассудок, а Восток - на внутреннем, интуитивном развитии» [10, с. 91]. Миссия Кришны, например, состояла в том, чтобы способствовать духовному пробуждению Индии. Миссия Моисея состояла в том, чтобы после сорока

лет скитаний по пустыне вывести сынов Израилевых до Земли Обетованной, но уже с новым уровнем сознания. Миссия Бабаджи - помогать пророкам в выполнении особого отведенного им предназначения [3, с. 320], ему же предназначена особая миссия на Земле. Веды миссию человека связывают с преданным служением Верховной Личности Бога. Главное содержание Вед, как в теории, так и на практике, связано с неустанным поиском Брахмана т.к. он основа творения. В древних санскритских текстах, в частности в «Шримад-Бха-гаватам», указывается, что «миссия каждого человека состоит в том, чтобы достичь совершенства в преданном служении Господу» [12, с. 414]. «В современную эпоху миссия движения сознания Кришны состоит в том, чтобы убедить каждого в необходимости признать верховную власть Господа Кришны», -пишет Шрила Прабхупада [12, с. 424]. Все, кто является членом данной духовной организации, принимают на себя обязанность в преданном служении.

Миссия людей божественного сознания является величайшим примером для всего человечества.

Список литературы:

1. Джордж ван Фрекем. За пределы человека. Жизнь и деятельность Шри Ауробиндо и Матери. - СПб., 1999. - 626 с.

2. Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. - СПб., 1999. - 855 с.

3. Йогананда Парамахамса. Автобиография йога. - М., 1995. - 512 с.

4. Йогананда Парамаханса. Бхагавадгита: Беседы Бога с Арджуной. Царственная Нуаука Богопознания. Новый перевод и комментарии. - Изд-во «София». 2013. - 1232 с.

5. Корнеенков С.С. Универсальное сознание человека. Психофизика и психология йоги. Монография. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. - 324 с.

6. Мень А. Сын человеческий. - М., 1991. - 464 с.

7. Начала христианской психологии: учеб. пособие для вузов / Б.С. Бра-тусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. - М., 1995. - 234 с.

8. Сатпрем. Мать. Т. 1. Мать, или Божественный материализм. - СПб., 1996. - 346 с.

9. Спивак М. Посмертная диагностика гениальности: Эдуард Багрицкий, Андрей Белый, Владимир Маяковский в коллекции Института мозга. -М., 2001. - 496 с.

10. Уолтерс Дж.Д. (Свами Криянанда). Путь. Автобиография западного йога. - К., 2001. - 480 с.

11. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния. - М., 1996. - 144 с.

12. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад-Бха-гаватам. Третья песнь - часть первая. «Бхактиведанта Бук Траст». 1992. -631 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.