Научная статья на тему 'Парамаханса Йогананда - миссия любви, мудрости и знания'

Парамаханса Йогананда - миссия любви, мудрости и знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
388
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАМАХАНСА ЙОГАНАНДА / МИССИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМАДХИ / КРИЯ-ЙОГА / МЕДИТАЦИЯ / БОГ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнеенков С.С.

Показана великая миссия любви, мудрости и знания Шри Йогананды. Йогананда показал людям путь самореализации посредством практики крия-йоги, медитации, возможность внутреннего диалога с божественной Матерью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парамаханса Йогананда - миссия любви, мудрости и знания»

ПАРАМАХАНСА ЙОГАНАНДА - МИССИЯ ЛЮБВИ, МУДРОСТИ И ЗНАНИЯ

© Корнеенков С.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Показана великая миссия любви, мудрости и знания Шри Йоганан-ды. Йогананда показал людям путь самореализации посредством практики крия-йоги, медитации, возможность внутреннего диалога с божественной Матерью.

Ключевые слова Парамаханса Йогананда, миссия, самореализация, самадхи, крия-йога, медитация, Бог.

Самореализация означает осознание того, что ваше истинное Я не в вашем эго, но в безграничном океане Духа.

Шри Йогананда

Цель статьи: показать великое значение миссии Свами Парамахансы Йогананды и его учения о самореализации.

Во все исторические времена Бог (Абсолют) посылал на землю своих пророков. Божественная премудрость знает потребности каждой эпохи и посылает необходимого человека, который смог бы преподнести новую весть миру. Одним из таких посланников был Свами Парамаханса Йогананда (ананда - блаженство), которому было суждено выполнять свою дхарму вдали от родины - в Америке, показав людям путь самореализации. Жизнь великих сынов человечества всегда поучительна и интересна. Тысячи людей меняют свой образ жизни, следуя примеру святых, йогов, свами. Шри Йогананда входит в династию великих учителей Индии, передающих эстафету света, мудрости и любви, это: Бабаджи, Лахири Маха-сая, Шри Юктешвар, Парамахамса Йогананда. Этот свет не погас, духовная линия продолжается.

Йогананда родился в Индии близ Гималайских гор (1893-1952) и прожил жизнь с полным осознанием своего Высшего «Я». Социальная личность была трансформирована в ранние годы. Родители Йогананды были учениками великого святого, йога Лахири Махасая. Когда Йогананда был грудным младенцем, его мать встретилась со своим гуру Лахири Махасаем для духовного крещения. Великий йог сказал, что ее сын будет йогом и как духовный учитель поможет множеству душ благополучно достичь Царства Божьего.

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук.

В детстве Йогананда любил медитировать на портрет Л. Махасаи и часто видел, как его фотографический образ выходит из маленькой рамки, принимает живую форму и сидит перед ним [1, с. 23]. В глубоких медитациях он нередко видел Божественную Мать и выслушивал ее наставления. Осознанная связь с Матерью позволила ему раскрыть высшие йогические способности и правильно их использовать. Память Йогананды хранила воспоминания о предыдущих своих жизнях. По этому поводу он говорит, что это не есть что-то уникальное, у многих йогов память не прерывается драматическими переходами от жизни к смерти и обратно.

О своем предназначении Шри Йогананда узнал еще мальчиком, когда находился в глубокой медитации. После окончания средней школы он встретил своего гуру Свами Шри Юктешвара и, достигнув самадхи (космического сознания) всего за шесть месяцев, оставался с гуру еще более десяти лет. За это время гуру готовил его к миссии распространения крия-йоги на Западе, что должно, по словам гуру, придать развитию современной западной цивилизации более мудрое направление. Крия-йога, как отмечает Йогананда, - это единения с Бесконечным через определенный обряд или определенное действие (крия - делать), это психофизиологический метод, благодаря которому человек освобождается от углекислоты и обогащает организм кислородом. Атомы кислорода преобразуются в жизненный ток, что омолаживает мозг и спинальные центры. Развитый йог преобразует свои клетки тела в чистую энергию, благодаря чему возможна материализация и дематериализация [1, с. 255]. Обычный человек совершает эволюцию благодаря питанию, солнечному свету, развитию гармоничного мышления, его по жизни ведет природа, что позволяет достигнуть самореализации через миллион и более лет. Занятия крия-йога помогает в течение одной жизни достичь самореализации.

Став учеником Шри Юктешвара, последний наставлял его: «... по воле Бога тебе предназначено сыграть роль в обучении человечества равновесию между материальной и внутренней, духовной жизнью» [5, с. 142]. Свами Криянанда в аннотации к книге [4] пишет, что Шри Йогананда был послан в Америку с таким напутствием своего учителя: «Материальные достижения Запада очень высоки, но ему недостает духовного понимания. И по Божьей воле твоя миссия заключается в том, чтобы помочь человечеству понять, насколько важно равновесие между внешней, материальной и внутренней, духовной сторонами жизни». В одной из медитаций перед внутренним взором Йогананды прошло панорамное видение западных лиц и будущих своих учеников, все говорило о том, что пришло время отправляться в Америку. Чтобы укрепиться в своем решении, он решил молиться до тех пор, пока не услышит голос Божий. Через определенное время ему явился Бабаджи и сказал: «Отец наш Небесный услышал твои молитвы. Он велел мне сказать тебе: последуй велению гуру и поезжай в Америку. Не бойся, ты будешь под

защитой» [1, с. 367]. Бабаджи сказал Йогананде, что он был избран для распространения крия-йоги на Западе. Крия-йога - научная техника Богосозна-ния, она распространится по всей земле, и будет способствовать согласию народов через личное трансцендентальное восприятие Безграничного Отца человеком. Йогананда должен также распространять толкование учений Христа с целью «продемонстрировать их тождество с йогическими учениями индийского Господа Кришны» [3, с. 364].

О своем жизненном пути и предназначении лучше всего рассказал сам Шри Йогананда в книге «Автобиография йога». Эта книга занимает особое место в его наследии в качестве уникального произведения, раскрывающего не только панораму внутренней, духовной жизни Индии, многих святых, сва-ми и йогов, но и приоткрывает завесу неведения о жизни человека после физической смерти. В «Автобиографии йога» Шри Йогананда рассказывает как его гуру, который уже покинул земной мир, явился к нему в астральном теле и рассказал о жизни в иных мирах после смерти. Йогананда пишет: «... я был выведен из медитации блаженным светом, ... вся комната превратилась в какой-то странный мир, солнечный мир обратился в небесное сияние» [1, с. 425]. Шри Юктешвара на удивление Йогананды сказал: «Это тело из плоти и крови. Хотя я вижу его эфирным, для твоего зрения оно физическое. Из космических атомов я сотворил совершенно новое тело - в точности такое же, как физическое из космической грезы. Я воистину воскрес - не на земле, но на одной астральной планете, и дорогие тебе достойные люди когда-нибудь придете, чтобы быть со мной» [1, с. 426]. Шри Юктешвар пояснил: «Как посылаются на землю пророки помогать людям перерабатывать из физическую карму, так и я направлен Богом служить спасителем на одну астральную планету» [там же].

В 24 года монах Свами Йогананда предпринял первые шаги по внешнему исполнению своей миссии, открыв школу для мальчиков в бенгальской деревне. За первый год количество заявлений о приеме достигло двух тысяч, гораздо более чем могла вместить школа. Директор-йог оказывал серьезное влияние и на других учителей школы. Через три года он был приглашен на Международный конгресс в Бостон (Америка, штат Массачусетс). После конгресса Йогананда остался в Америке, совершая турне по всей стране. Его выступления и лекции имели неизменный колоссальный успех. В 1925 г. он организовал свою штаб-квартиру в поместье Маунт-Вашингтон (Южная Калифорния), где впоследствии были основаны монастырь и Международное Общество Самопознания. Постепенно подобные центры Самопознания стали открываться во многих странах. Число учеников Йогананды, получивших посвящение в крия-йогу, насчитывает десятки тысяч. Распространенный интерес к духовным учениям Индии возник в значительной степени в результате его учения и яркого личного примера. Основанная Йоганандой

система воспитания, названная им «Учение Йогоды», имеет непреходящую ценность для всех, кто стал на путь самореализации [6-12].

Ученик Йогананды, впоследствии получивший имя Криянанда и духовный титул «свами», пишет, что у Йогананды была миссия мирового значения. О его миссии невозможно рассказать в терминах какой-либо внешней структуры. Его дело не ограничивалось словами и делами, основанной им организацией и группами последователей - все это только проявления его миссии. Он был призван на Землю не просто дать освобождение тем, кто стремится к этому, но возвысить все стороны общественной жизни. Его послание адресовано всем искренне ищущим без ограничения и имеет Вселенский масштаб. Шри Йогананда написал много книг, дал толкование Библии и показал ее близость к Бхагавадгите, так как в их основе лежит одно учение. Бхагавадгита (Песнь Духа) - Библия или Евангелие индуизма, на которую ссылаются все духовные учителя как на высший авторитет. Это учение, исходящее от Духа, божественное общение человека с Создателем, где «. не только описан способ практического применения принципов, в которых нуждается искатель духовности, но и суммирован опыт великих йогов» [2, с. 47]. Бхагавадгита повествует не только об историческом сражении, но о космической и внутренней борьбе в человеке добра и зла, противостоянии духа и материи, души и тела, жизни и смерти, самообладания и искушения [2, с. 51].

После написания комментариев к Бхагавадгите Йогананда заметил, что родилось новое Священное Писание [2]. Чтобы быть уверенным, что он никоим образом не записывает собственные суждения, он перед началом диктовки своему ученику настраивался на сознание Вьясы - древнего автора, который письменно зафиксировал свод Писаний индуизма. «На то была Божья воля», - говорил он, чтобы Гита получила полное объяснение только сегодня [5, с. 311]. По словам Йогананды, написание комментариев к Гите было главной частью миссии, которую поручил ему Бабаджи. Йогананда постоянно сравнивает учение Кришны и Христа и не находит в них различий. Он неоднократно имел видение, переживания и единение с Сознанием Христи и Кришны. «Я видел огромную голубую долину. Вокруг молочного цвета вершин плавали сверкающие туманы. Я видел, как из глубины гор выходят рука об руку Иисус и Кришна: тот самый Христос, который молился у реки Иордан, и тот самый Кришна, который играл на флейте на берегах реки Джамуны. Они крестили меня в лучистых водах; душа моя растворялась в безмерных глубинах. Все вокруг испускало астральное пламя. Мое тело и облик Христа и Кришны, переливающиеся радужным сиянием холмы, яркий поток и далекие небеса - все это стало танцующим светом. Не осталось ничего, кроме сладкозвучной светозарности, в которой вибрировало все мироздание» [3, с. 380-381].

По поводу формы исполнения своей миссии он говорил, что его учение представляет собой луч Божественного сознания, возложенного на него Бо-

гом. Йогананда отмечал, что был послан в этот мир в период, когда на земле испытывалась исключительная нужда в духовности.

Йогананда вошел в махасамадхи (окончательный сознательный выход йога из тела) в Лос-Анджелесе 7 марта 1952 г. Несколько недель спустя после его ухода неизменившееся тело йога светилось божественным нетленным светом. Директор Лос-Анджелесского морга отправил нотариально заверенное письмо обществу Самопознания, где говорит об отсутствии каких бы то ни было видимых признаков разложения мертвого тела Йоганан-ды. Признаков распада не было заметно даже через двадцать дней после смерти, внешний вид йога был таким же, как и в день смерти. Этот признак всегда воспринимается как показатель святости жившего человека.

«Универсальная Молитва» Парамахансы Йогананды лучше всего свидетельствует о силе стоящей за его миссией [2, с. 18]: «Божественный Отец, Мать, Друг, Возлюбленный Господь, да святится любовь Твоя навеки в храме моей преданности и да смогу я пробуждать любовь Твою во всех сердцах».

Список литературы:

1. Йогананда Парамахамса. Автобиография йога. - М., 1995. - 512 с.

2. Йогананда Парамаханса. Бхагавадгита: Беседы Бога с Арджуной. Царственная Нуаука Богопознания. Новый перевод и комментарии. 2013. -1232 с.

3. Йогананда Парамаханса. Вечный поиск. - М., 2004. - 608 с.

4. Свами Криянанда. Сущность самореализации. Мудрость Парамхансы Йогананды, записано и отредактировано Свами Криянандой. - М., 2004. -240 с.

5. Уолтерс Дж.Д. (Свами Криянанда). Путь. Автобиография западного йога. - К., 2001. - 480 с.

6. Шри Парамаханса Йогананда. (Учение Йогоды). Первая ступень. Семь ступеней самореализации. - М., 2004. - 396 с.

7. Шри Парамаханса Йогананда. (Учение Йогоды). Вторая ступень. Семь ступеней самореализации. - М., 2004. - 336 с.

8. Шри Парамаханса Йогананда. (Учение Йогоды). Третья ступень. Семь ступеней самореализации. - М., 2004. - 336 с.

9. Шри Парамаханса Йогананда. (Учение Йогоды). Четвертая ступень. Семь ступеней самореализации. - М., 2004. - 336 с.

10. Шри Парамаханса Йогананда. (Учение Йогоды). Пятая ступень. Семь ступеней самореализации. - М., 2004. - 320 с.

11. Шри Парамаханса Йогананда. (Учение Йогоды). Шестая ступень. Семь ступеней самореализации. - М., 2004. - 320 с.

12. Шри Парамаханса Йогананда. (Учение Йогоды). Седьмая ступень. Семь ступеней самореализации. - М., 2004. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.