Научная статья на тему 'Шри Ауробиндо - миссия любви и низведения высшего сознания и истины в обычный разум, жизнь и тело'

Шри Ауробиндо - миссия любви и низведения высшего сознания и истины в обычный разум, жизнь и тело Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШРИ АУРОБИНДО / ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ / МИССИЯ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА / БРАХМАН / АВАТАР / САДХАНА / САМООТДАЧА / ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнеенков С.С.

Показаны характерные особенности миссии Шри Ауробиндо, его этапы духовного восхождения к Божественной реализации, а так же главные принципы, положения, цели и направления интегральной йоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шри Ауробиндо - миссия любви и низведения высшего сознания и истины в обычный разум, жизнь и тело»

ШРИ АУРОБИНДО - МИССИЯ ЛЮБВИ И НИЗВЕДЕНИЯ ВЫСШЕГО СОЗНАНИЯ И ИСТИНЫ В ОБЫЧНЫЙ РАЗУМ, ЖИЗНЬ И ТЕЛО

© Корнеенков С.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Показаны характерные особенности миссии Шри Ауробиндо, его этапы духовного восхождения к Божественной реализации, а так же главные принципы, положения, цели и направления интегральной йоги.

Ключевые слова: Шри Ауробиндо, Высшее Сознание, миссия, интегральная йога, Брахман, Аватар, садхана, самоотдача, трансформация.

Единую и единственную цель мы имеем перед собой -опустить Сверхразумное Сознание и Сверхразумную Истину в мир; Истина и ничего, кроме Истины, - наша цель, и если мы не можем воплотить эту Истину, сотни воплощений не имеют значения. Моя миссия - спустить сверхсознание в обычный разум, жизнь и тело.

Шри Ауробиндо

Цель статьи: показать значение миссии Шри Ауробиндо для эволюции сознания всего человечества.

Пример яркой жизни, когда характер миссии открывается человеку еще в ранние годы, служит жизнь Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) йога, поэта, политического деятеля, великого мыслителя Индии. Его труды (составленные учениками) составляют 35 томов, где описан многогранный духовный опыт, полученный в результате практики йоги, переписки с учениками, множество стихов и эпическая поэма «Савитри».

Шри Ауробиндо Гхош имел огромный личный практический опыт внутреннего самопознания и с безупречной логикой описал его. «Возможно, до настоящего времени это самый трезвый естествоиспытатель в высшем смысле этого слова, поэтому его видение эволюции природы и человека находит все больше единомышленников» [2, с. 127]. Учение Шри Ауробиндо, пишет Мать, «... самое полное, и оно дает самые исчерпывающие и самые удовлетворительные ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у человека» [3, с. 519]. В интегральной йоге представлен подробнейший и тончайший анализ эволюции сознания человека. Ничего подобного в старых системах йоги не было, его йога - духовное открытие [1, с. 256]. Шри Ауробиндо назвал свою йогу интегральной, или совершенной йогой потому, что она охватывает собой не только статический аспект Божества, но и динамический, который понять намного труднее. Динамическая сторона Выс-

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук.

шего Сознания - это энергия творения, она принадлежит Маха Шакти или Божественной Матери. Его йога учит поднятию сознания и опусканию света более высоких миров в низшие сферы сознания и объединения обоих -высшего и низшего. Значение слова «йога» в истинном его смысле есть «единение» - объединение обыденного (внешнего) сознания с истинным «Я» -Божеством внутри нас.

С семилетнего возраста Шри Ауробиндо воспитывался и учился в Англии вместе с двумя старшими братьями [1, с. 12], куда его привез отец доктор Гхош, и в 21 год вернулся в Индию. С детства обладал устойчивой духовной восприимчивостью и уже тогда осознавал «... что в мире наступает время великих революционных перемен и что мне предначертана судьбой сыграть в них особую роль», - писал он о себе [1, с. 24]. Он очень рано осознал, что перед ним стоит задача освобождения своей страны. Уже значительно позже, раздумывая о своей миссии, он узнал, что для этого нужны огромные силы, и эти силы можно приобрести в занятиях йогой. Что бы приобрести высшую духовную силу и использовать ее для освобождения страны Шри Ауробиндо обратился к духовным исканиям. В эти годы (19041905) он не верил в Бога, но однажды зашел в храм богини Кали и стал смотреть на ее образ, при этом вдруг почувствовал ее живое присутствие. Так впервые он поверил в Божественное Присутствие. Это и подобные другие ощущения окончательно подтолкнули заняться йогой. По этому поводу он писал: «Эта идея пришла откуда-то извне; разум оказался лишь сторонним наблюдателем» [1, с. 78]. Таким образом, заниматься йогой он начал исключительно с целью освобождения своей страны от оков иностранного правления - англичан. Со временем, как он стал понимать, его задачей стало освобождение всего человечества, создание возможностей перевода сознания людей на более высокий супраментальный уровень. Что бы выполнить эту задачу необходимо, прежде всего, самому достичь непосредственной Божественной реализации. Если Бог есть, значит нужно найти способ почувствовать его существование, постичь его присутствие, как бы не был тяжел избранный путь. Индуистская дхарма утверждает, что этот путь надо искать в самом себе, в своем сознании и этот путь дарован каждому человеку.

Став на путь достижения Божественной реализации Шри Ауробиндо полностью отдает свою волю Всевышнему, что видно в многочисленных его высказываниях и письмах. В одном из писем жене он говорит о своем предназначении: «Я знаю, что у меня хватит сил, чтобы поднять, возвысить поникшую нацию; но это не физическая сила, . мое оружие - это сила знаний. . Я с ним родился, и проникнут им до самого мозга костей. Бог послал меня на Землю, чтобы исполнить его великое предначертание. . Еще в четырнадцать лет я почувствовал в себе первые ростки этого знания, а к восемнадцати они полностью окрепли и укоренились [1, с. 83]. В другом письме он пишет, что не мог к ней приехать по той причине, что должен был быть там,

куда его посылает Всевышний. «В этот раз я не смог следовать своим желаниям - я исполнял Его волю. Отныне и впредь я себе не принадлежу; мне придётся послушно следовать туда, куда укажет мне Всевышний, и послушно исполнять то, что он прикажет» [1, с. 85]. И далее: «... ты должна помнить, что мои поступки зависят не от моего желания, и совершаются по указанию Свыше» [1, с. 86]. Он пишет: «Коротко я могу сказать, что мне отведена религиозная и философская миссия заново истолковать Веду и Веданту (Упа-нишады) в древнем их значении, которое открылось мне благодаря подлинному опыту йоги, а также популяризировать новую систему йоги (новую как по своему методу, та и по цели), которая открылась мне и которой, по мере продвижения, я делился с молодыми учениками, бывшими рядом со мной, а также с другими жителями Пондичери. Мне приходится также разъяснять определенные идеи о Боге и жизни в литературных работах, речах и на практике, имея целью вызвать определенные социальные перемены и, наконец, предстоит проделать значительную работу для моей страны в особенности, как только в моих руках окажутся необходимые средства. Все это возможно только с помощью Бога и начнет осуществляться не раньше, чем обстоятельства и я сам окажемся к этому подготовлены».

Шри Ауробиндо стал заниматься йогой по четыре-шесть часов в день без учителя. Постепенно он почувствовал, что необходима помощь того, кто уже прошел по духовной тропе. В это время он встретил йога Вишну Бха-скара Леле. С первой же встречи он полностью доверился своему духовному учителю, которого раньше не видел и не знал. После трех дней непрерывных занятий он увидел мир «за которым стоял безличный универсальный Абсолютный Брахман. С этого момента моё ментальное существо ... слившись с Универсальным Разумом. стало поглощать знания из бесчисленных сфер бытия, свободно отбирая то, что ему требуется в этой безграничной империи образов и мыслей» [1, с. 120]. С тех пор Божественное, открывшееся в самом Шри Ауробиндо, которому он полностью подчинился, вело его через все лабиринты йоги, не ограничивая отдельными правилами, стилями и догмами. Это было первое переживание состояния Нирваны. «Оно пришло непрошено и неожиданно, хотя и было очень желанным. До этого у меня не было ни малейшего представления о нем и никакого стремления к нему... Это случилось просто и естественно» [1, с. 120-121].

Как следует понимать состояние сознания называемое «Нирвана»? По словам Шри Ауробиндо, нирвана - всего лишь эпизод на пути обретения истинной индивидуальности, безграничной и бесконечной, которая может вместить в себя весь мир. Это не маленькое, узкое ограниченное человеческое «я» в природе. Когда человек обретает эту истинную индивидуальность, он можете оставаться в мире, и все же будете возвышаться над ним, нирвана - очень сильное переживание. После него вы можете продолжать осознание себя как Одного во всем и Одного, который есть все [1, с. 122].

Находясь в тюрьме, Шри Ауробиндо испытал Божественную благодать, этот опыт явился его второй основной реализацией, первую он получил с помощью Леле. Ауробиндо так говорил о второй реализации: «... это был Мир и Безмолвие, и свобода Бесконечности, пребывавшая извечно в мире... Именно из безмолвия ... я вынес важные для себя уроки. Бог дал мне слово, чтобы говорить пока это слово не будет услышано, и никакая человеческая сила не заставит меня молчать пока не будет исполнена моя работа». После этой реализации ему полностью открылась его цель прохода в мир людей, он полностью осознал, что каждый эпизод его жизни даже самый незначительный направлял его к Божественному и неумолимо вел к этой высшей реализации, к познанию Бога. На этом этапе уже нет обратного пути и ему необходимо оставить занятия политикой и всецело посвятить себя духовной жизни.

Во время пребывания в тюремном заточении Шри Ауробиндо неоднократно слушал Его голос: «. Я уготовил тебе иную миссию и именно ради неё привел тебя сюда: дабы научить тому, чему ты сам научиться не сможешь, и подготовить тебя для исполнения Моей воли» [1, с. 157]. Для выполнения своей миссии он стремился исполнить Его волю: «... стать свободным от ненависти и желания, служить Ему, не требуя наград, отказаться от своей воли и стать послушным и преданным инструментом в Его руках, одинаково ровно относиться к возвышенному и низкому, друзьям и врагам, успеху и неудачам и в то же время с усердием следовать Его указаниям» [1, с. 157]. Пребывая в тюрьме, и особенно перед судом, слышал голос, исходивший изнутри: «Я руковожу всем, так что не бойся. Займись своей работой, ради которой Я привел тебя в тюрьму, а когда выйдешь из неё, помни: никогда ничего не бойся. Помни: Я все решаю, не ты и ни кто другой. То, что вознамерюсь сделать я, никакая человеческая сила не может остановить».

Еще раньше в тюрьме Шри Ауробиндо обратился к Нему с просьбой: «Яви мне свою Волю. Наставь меня. Я не знаю, что мне делать и как. Укажи мне». В ответ он получил наставления: «Я дал тебе дело, и дело это - помочь твоему народу подняться. Я призвал тебя исполнить Мою волю - это и есть твое предназначение. Я показал тебе, что Я существую во всем, в каждом человеке и в каждой вещи. и что бы ни думал и ни делал человек, он не в силах помешать Мне, не в силах осуществить то, что не соответствовало бы Моим целям. Чем бы вы ни занимались, знайте, что вы идете вперед, хотя и не ведаете, куда. Вы думаете, что делаете одно, а делаете совсем другое» [1, с. 161-162].

Каковы же главные положения, цели и направления супраментальной йоги, которую так тщательно претворял в жизнь Шри Ауробиндо? В 1919 году в своем наставлении к брату Шри Ауробиндо пишет, что все теоретические знания, составляющие интегральную йогу, дал ему Верховный Гуру, который пребывает внутри каждого из нас. Десять лет этот гуру заставляет

его совершенствовать йогу на опыте. «Брахман, Дух, Бог - вездесущ. Бог хочет от человека, чтобы тот воплотил Его в личности и в обществе, раскрыл Бога в жизни» [1, с. 222]. «Пять уровней духа - это физическое тело, жизнь, разум и интеллект, Сверхразум и Ананда. Чем выше мы поднимаемся, тем ближе оказываемся к состоянию высшего совершенства духовной эволюции Человека» [1, с. 222-223]. Брахман не только вне времени, он присутствует и в теле, и в жизни, и в проявленном мире. Бытие, сознание и ананда во всей своей полноте раскрывают и обретают форму в жизни. «Вот ключевой момент моей йоги, ее основа основ. Мне потребовалось пятнадцать лет, чтобы подняться на низший из трех уровней Сверхразума, и теперь я пытаюсь поднять до него всю свою низшую природу. Но когда я достигну сиддхи этого уровня сознания, то я абсолютно уверен, что тогда Бог через меня ниспошлет другим сиддхи Супраментального уровня сознания с минимальными для них трудностями. Мы должны поддерживать жизнь, а жизнь без формы невозможна. Воплощение бесплотного в материальной жизни, принятие на себя имени и формы - это не каприз Майи. Это необходимость. Никто не может назвать себя Богом, но Бог есть в каждом человеке, и цель Божественной жизни - способствовать его проявлению [1, с. 224].

Садхана Шри Ауробиндо предполагает двойное движение - одновременное восхождение и нисхождение. Он ставит себе задачи привнести суп-раментальную силу в физическое тело и таким образом трансформировать его. Дух должен снизойти в материю и принести Истину. Ключевым термином йоги Шри Ауробиндо является трансформация, под которой он понимает радикальное и полное изменение сознания таким образом, чтобы это привело к созданию более совершенной расы. Садхана снисхождения одновременно с садханой восхождения - необыкновенно сложное явление, чрезвычайно трудное и опасное, так как подсознательное абсолютно инертно.

Йога Шри Ауробиндо опирается на три основных принципа - устремленность к Божественному, неприятие всего ложного, самоотдача Божественному. Самоотдача должна быть полной. Все три принципа сочетаются друг с другом. Это активный процесс, а не пассивный, он требует длительного времени. Физическое тело, сердце, ум - все должно отрешиться и навсегда от своей воли, но без принуждения и давления. Самоотдача кажется простым действием, в то время как это необыкновенно сложный волевой акт. Ядром внутренней самоотдачи является вера, желание всецело посвятить себя Божественному, стремление только к этому. И что бы не случилось, не оставлять этой устремленности - таково направление самоотдачи внутреннему «Я».

5 декабря 1950 г. Шри Ауробиндо ушел из жизни. По этому поводу Мать писала, что никто не принуждал его оставлять своего тела, он сам предпочел сделать это. На просьбу Матери вернуться к жизни, в свое тело, от Шри Ауробиндо последовало ответ: «Я не вернусь к нему. Я проявлюсь снова в

первом супраментальном теле, сотворенном супраментальным образом» [1, с. 315]. Шри Ауробиндо покинул внешнюю жизнь, но он по-прежнему оказывает влияние на людей не только через свои книги и учеников. Как говорит Мать, он приобрел вечное пристанище в тонком физическом мире, который является ближайшим к плотному физическому миру и доступ в этот мир возможен всем, кто хочет увидеть Учителя.

По всеобщему признанию Шри Ауробиндо является Аватаром. «Аватар -это тот, кто приходит, чтобы открыть человечеству Путь к более высокому сознанию» [3, с. 14]. Ранние Аватары помогли создать на этой планете высшие формы животной жизни. Шри Ауробиндо пишет: «Следуй моему пути, стань на тропу, которую я открыл для тебя своими собственными усилиями и опытом. Трансформируй свою природу из животной в духовную. Прогрессируй в божественном сознании. Все это ты можешь сделать благодаря личной устремленности, преумноженной Мощью Божественной Шакти. Я открыл этот путь, как когда-то открыли свои пути Христос, Кришна, Будда, Чайтанья и другие» [3, с. 15]. Задача Аватара непосильна для земных существ, потому Бог приходит на эту землю, чтобы самому сделать эту работу. Аватаром является тот человек, который ощущает присутствие и Могущество Божества, рожденного в нем и управляющего изнутри его волей, жизнью и деятельностью. Могущество может быть великим, но сознание человека изначально, т.е. от рождения, может не являться таковым. Божество принимает человеческий вид, присваивает себе его внешнюю природу, чтобы проложить путь и показать его людям, но не перестает быть Божеством. Когда Божество спускается, оно берет на себя бремя человечества, чтобы превзойти его и показать, как стать Божеством. Шри Ауробиндо появился на земле, чтобы ускорить эволюцию человека и подготовить необходимые для этого условия. Любой человек в любом уголке мира может получить помощь и покровительство от Шри Ауробиндо в соответствии с интенсивностью и искренностью своего устремления.

Видимая часть жизненного пути Шри Ауробиндо обозначает только одну, причем самую небольшую грань его духовно проявленной личности. Большая часть деятельности навсегда останется скрытой даже для тех, кто всегда был рядом с ним и кто понимает его великий духовный подвиг перед человечеством.

Список литературы:

1. Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий. - СПб., 1998. Т. 1. - 571 с.

2. Корнеенков С.С. Универсальное сознание человека. Психофизика и психология йоги. Монография. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ 2007. - 324 с.

3. Джордж ван Фрекем. За пределы человека. Жизнь и деятельность Шри Ауробиндо и Матери. - СПб.: Адити, 1999. - 630 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.