Научная статья на тему 'Интегральная йога Шри Ауробиндо или духовное самосовершенствование человека'

Интегральная йога Шри Ауробиндо или духовное самосовершенствование человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1794
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЙОГА / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА / УЧЕНИЕ / ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попова Надежда Александровна, Ромах Ольга Викторовна

В статье предпринимается попытка рассмотреть учение Шри Ауробиндо, как вариант всецельного преобразования человека, способ его самосовершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральная йога Шри Ауробиндо или духовное самосовершенствование человека»

Интегральная йога шри ауробиндо или духовное самосовершенствование человека.

Попова Надежда Александровна, Ромах Ольга Викторовна ТГУ имени Г.Р. Державина

Аннотация. В статье предпринимается попытка рассмотреть учение Шри Ауробиндо, как вариант всецельного преобразования человека, способ его самосовершенствования.

Ключевые слова: йога, интегральная йога, учение, духовная эволюция, человечество.

Многогранная личность Ауробиндо Гхоша, более известного под именем Шри Ауробиндо (1872-1950), продолжает привлекать к себе внимание исследователей из самых разных стран.

Шри Ауробиндо - человек необычайного таланта, философ и поэт, исследователь, будучи высокообразованным изначально решил вступить на путь йоги, стремясь использовать духовную силу для освобождения своей родины. Это стремление переросло в желание изменить не только свою Родину, но и все человечество.

Разработанное Шри Ауробиндо учение - Интегральная Йога - это сложное синтетическое учение о всецельном преобразовании человека. Это Йога, объединяющая элементы различных практик на основе определенной концепции. Принцип интегрализма имеет в виду объединить древнейшие религиозно-философские идеи с современными научными взглядами.

Суть Учения Шри Ауробиндо состоит в том, что разум является высшим уровнем сознания, который в настоящее время достигла эволюция, но на этом эволюция не завершена. Выше разума находится Супраментальный план или вечное Сознание-Истина, которое по природе своей есть самодостаточный и самопредопределяющий свет и сила Божественного Знания. Разум является неведеньем, которое находится в поиске Истины, но Супраментальное Знание является самосуществующим Знанием, гармоничным проявлением игры своих форм и сил. Единственным путём для того, чтобы достигнуть совершенства, о котором мечтает всё самое высокое в человечестве, является нисхождение супраментального сознания. Существует возможность, с помощью открытия высшему божественному сознанию, подняться вверх к этой силе света и блаженства, совершить открытие нашего истинного сознания, с которым мы можем оставаться в постоянном единстве, в союзе с Божественным, и принести вниз супраментальную Силу для трансформации разума и жизни и тела. Реализовать такую возможность является динамичной целью Йоги Шри Ауробиндо. Подходить к йоге просто с мыслью стать сверхчеловеком будет актом жизненного эгоизма, который разрушит собственную цель. Те, кто ставит эту цель неминуемо придут к беде в духовном или в других отношениях.

По мнению Шри Уробиндо, эволюция настоятельно призывает человека занять позицию сознательного её не только участника, но и сотрудника для постепенного погружения высших сил сознания в материю, которое приведёт к ещё более великому проявлению Силы Божественного Сознания во Вселенной. « В этом тайное значение, - указывает Шри Ауробиндо, - земной эволюции и развития человека. Место человека во вселенной определено, но свобода выбора -принять или не принять его - остается за человеком». [8]

Интегральная Йога есть сложное синтетическое учение о все-цельном преобразовании человека, превращении его в «гностическое существо», богочеловека с помощью методов Йоги. Но что означает «йога»? Буквально: «Единение». Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа.

Существует много форм йоги: йога действия (карма-йога), йога веры и поклонения (бхакти-йога), йога знания (джняна-йога), йога упорядоченного дыхания и правильных поз (хатха-йога), йога пробуждения энергии в позвоночнике (лайя-йога), правильного использования звуков и слов (мантра-йога), йога медитации и созерцания (раджа-йога).

Подразумевается, что Единение и все практики, нацеленные на его достижение, всегда намеренны и сознательны, но никогда не пассивны. Очень важно осознать, что высшие достижения йоги достигаются без понимания происходящего. Объяснения возможны лишь в мелких и подготовительных моментах. В самом себе человек обладает огромным потенциалом,

раскрывающимся только его стараниями. Йога подобна способу, которым ребенок учится ходить, совершенно еще не зная, как это делается.

Единение с Божественным есть конечная цель йоги, но по мере продвижения к ней понятие единения используется в частных формах, поэтому возможно единение со знанием (джняна-йога), единение с мудростью (буддхи-йога), единение с подлинным Я (атма-йога). Термин «йога» означает также различные методики единения, например, путем контроля и силы (раджа-йога; «раджа» — «владыка»); путем веры, преданности и самоотдачи (бхакти-йога), путем науки (санкхья-йога), посредством заклинаний и магических формул (мантра-йога), и т.д.

Йога одна из шести религиозно-философских систем древней Индии. Йога разработала практику достижения высшего состояния сознания, транса. Она гармонизирует и регулирует жизнедеятельность человека, в результате чего тело взаимодействует с духом, происходит их слияние и прижизненное освобождение духа. Полное освобождение духа от материи наступает после смерти тела. Словосочетание «санкхья-йога» означает творческое сотрудничество двух школ. Йога оказала влияние на практики и психотехники всех направлений. Считается, что в ней были собраны, изучены и систематизированы знания и опыт предыдущих поколений подвижников. В отличие от веданты, йога исследовала не три, а пять состояний сознания. Три из них возникают спонтанно, а два высших достигаются в процессе духовной практики. Йога занималась многими проблемами, к которым относятся: подвижничество, аскеза (тапасья), пребывание длительное время в одной позе (асана), техника саньямы (самьяма), контролируемое дыхание (пранаяма), работа с психофизиологическими центрами (чакра) и с силами (вибхути), обретение сверхъестественных способностей (сиддхи) и др.. Термин «йога» применяется в расширительном значении для обозначения любых действий, связанных с изменением состояния сознания. Существуют выражения: йога буддийская, даосская, христианская и т.д. Йогой называют и просто систему физических упражнений. Адептов йоги называют йогами, йогинами, женщин — йогини. [1]

Интегральная йога - Йога, объединяющая элементы различных практик на основе определенной концепции. Интегральная Йога - это йога воплощения божественного сознания на Земле. Различные йоги разделяют медитацию и жизнь, поэтому вы можете находиться в своем возвышенном сознании только находясь в медитации, вдали от мирской шумихи, если же ваш покой нарушался, то вы постепенно теряли свой уровень, то есть, реально привнести в жизнь результаты своей медитации вы не могли, вам приходилось выбирать: йога или жизнь. У Интегральной Йоги свой девиз: "Вся Жизнь есть Йога".

Цель этой йоги - богоосуществление в жизни, переход в качественно новое существование. "Средством достижения этой высшей цели является самовручение всей нашей природы Божественному. Все должно быть отдано Божественному внутри нас, универсальному Всеобщему и трансцендентному Верховному. Полное сосредоточение нашей воли, сердца и мышления на Божественном в Его единстве и разнообразии, безраздельное самопосвящение всего нашего существа одному лишь Ему.[3]

Философия Интегральной Йоги представляет собой синтез философских идей Востока и Запада, прошлого и настоящего. Принцип интегрализма имеет в виду объединить древнейшие религиозно-философские идеи с современными научными взглядами. Существует три аспекта интегрализма Йоги Шри Ауробиндо. Первый связан с тем, что она объединяет и синтезирует множество форм Йоги, эзотерических учений и научных теорий. Второй заключается в том, что она делает попытку внести Йогу в жизнь человека, объединить Йогу и жизнь. Третий состоит в том, что в синтезированной Йоге,— как полагает ее создатель,— «все силы в человеке будут объединены и включены в превращающее средство».

Интегральная Йога оперирует синтетической терминологией, включающей индийские, древнегреческие и европейские понятия. Базовые термины имеют санскритское происхождение и восходят к ведической философии. При этом Интегральная Йога делает попытку наполнить элементами науки традиционные категории ведической философии. Шри Ауробиндо пишет, что в основе всего существующего лежит абсолютная реальность — Брахман. Брахман есть Абсолют, трансцендентальное Сверхкосмическое бытие, служащее опорой космоса, Космическое Я, подпирающее все существующее. Абсолют, Пара-Брахман — это субстанция мира. Единое генетическое начало мира существует в триединстве Сат (бытия), Чит (знания), Анады

(блаженства). Раскрывая сущность категории «Брахман», мыслитель применяет для его характеристики понятия «Атман» (первичное сознание), «Ишвара» (Всевышний Бог), «Пу-руша» (познающий, созерцатель). В понимании Брахмана в Интегральной Йоге есть существенная специфика, связанная с применением для его характеристики идей эволюционизма. [2]

Сущность развития мира составляют два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса инволюции и эволюции мирового генетического начала, Мирового Разума. Инволюция есть «процесс самоограничения Силы Сознания», процесс уплотнения, которым сила Вселенского Сознания «завертывает» себя. При этом она проходит через последовательные стадии, пока не примет вид «плотного Космического Несознания». Эволюция есть противоположно направленный процесс, в котором «Сила Сознания снова появляется, выходя постепенно из видимого Космического Несознания». Из Несознания-Хаоса была организована материя «путем скрытой в нем Силы Сознания». Сила Сознания побуждает материю к эволюции. Так возникает жизнь и «живущие физические существа» — животные и растения. Теория инволюции и эволюции является в Интегральной Йоге базовой концепцией, позволяющей обосновать идею спиритуализации материи, перестройки физического существа человека и последующей сверхразумной трансмутации человеческого существования.

Большинство существовавших и существующих форм Йоги связано со сложившейся еще в глубокой древности практикой поднятия первичной космической энергии в человеке, заключенной в основании позвоночного столба по центральному спинномозговому каналу — Сушумне. По мере достижения восходящим потоком энергии чакр (центров биопсихического поля), лежащих вдоль Сушумны, практикующий Йогу получает различные Сиддхи (сверхспособности). Процесс этот является сложным, многоступенчатым, продолжается многие годы и предполагает существование особых эзотерических знаний и методик. Как правило, он осуществляется под руководством посвященного учителя. По достижении восходящим потоком энергии Сахасрары (тысячелепесткового лотоса мозга), йог входит в Самадхи — особое сверхсостояние психики, когда индивидуальное Я растворяется в Мировом Духе. Самадхи считается большинством форм Йоги конечным итогом и целью йогической практики.

Шри Ауробиндо Гхош разработал иную концепцию самореализации в Йоге. В качестве основного инструмента Йоги он использует медитацию, в ходе которой космическая энергия Шакти начинает мягкое и ненасильственное нисхождение по Сушумне (центральному спинномозговому каналу). По достижении нисходящей Шакти нижнего центра биопсихического поля Муладхары, первичная космическая энергия, заключенная в нем, легко и быстро поднимается по Сушумне, и практикующий Йогу достигает Самадхи.

Однако, достижение Самадхи в Интегральной Йоге не является конечным итогом. «Эта Йога начинается там, где кончили старые Йоги». Используя энергию Самадхи, йог осуществляет новое нисхождение по Сушумне, в процессе которого происходит трансмутация человеческого тела, его преображение. Итогом этой практики должно стать полное преобразование человека, который обретет бессмертное тело и богочеловеческий статус.

Развивая новую концепцию самореализации, Шри Ауробиндо делает попытку синтезировать ее с научными методами. От науки он берет опытный метод познания, применяя его к йогической и спиритуальной практике. Сравнивая методы Йоги и науки, он пишет, что «йогические методы также созданы на основе знания, развитого и подтвержденного правильно поставленным экспериментом, анализом практики и повторяющимся результатом». Все основные йогические практики переосмысляются Интегральной Йогой под этим углом зрения. Однако, как подчеркивает сам Шри Ауробиндо, опытное познание в Интегральной Йоге является только вступлением к сверхчувственному, сверхумственному пониманию трансцендентного.

Интегральная Йога рассматривает человеческую психику как многослойное образование, имеющее сложную структуру. Прежде всего, выделяются внешнее и внутреннее сознание. Внешнее сознание имеет «поверхностное физическое, виталическое и умственное проявления». Но за этим внешним проявлением сознания в человеке существует «намного более, великое, глубокое и сильное внутреннее сознание». Внутреннее сознание многослойно и имеет три основных области: подсознание — «невыраженное, нерасчлененное, невнятное сознание», наследие животной эволюции; засознание, которое «вмещает за наружным умом внутренний ум, более глубокий, обширный и эффективный», чем наружный; сверх-разум — невербальное

надлогическое сознание, не имеющее аналогов во внешнем сознании, эволюционное будущее человека.

В настоящее время человек пользуется только внешней зоной сознания. Это «пробужденное активное сознание», но оно охватывает лишь незначительную часть психики. Одна из основных целей Интегральной Йоги — найти свою подлинную индивидуальность, расширить человеческое сознание, осуществить восхождение к высшим планам сознания, а затем низвести Сверхразумный план в земное бытие, чтобы преобразовать ум, жизнь и тело. Все остальное может быть результатом этих двух целей, а не первым предметом Йоги.[5]

Шри Ауробиндо выстраивает иерархию восходящих планов сознания от обычного человеческого рассудка к Сверхразуму. Первым шагом является подъем из обычного человеческого рассудка в Возвышенный ум. Это «светящийся ум-мысль, ум духа, рождающий концептуальное знание». Здесь нет «логических движений», отношения идеи с идеей, правды с правдой не установлены посредством логики. Следующая ступень — Озаренный ум. Озаренный ум работает не посредством мысли, а посредством видения. Еще более высокая ступень — Интуитивный ум. Шри Ауробиндо определяет интуицию как «мощь сознания, более близко и тесно находящегося к первоначальному знанию». Это «непосредственное сознание», результат «проникающего и обнаруживающего соприкосновения».

Следующий шаг восхождения поднимает к Надразуму, который «есть сила космического сознания, первоисточник глобального знания». Однако, в земной эволюции нисхождение Надразума еще не дает полной трансформации Несознания. Полная трансформация может быть достигнута «только путем опускания Сверхразума в земную структуру». [7]

И здесь мы подходим к фундаментальному отличию йоги Шри Ауробиндо от других йог. Ведь отличительной чертой традиционных йогических систем является то, что после определенного периода занятий практикующие начинают ощущать «восходящую» (а не нисходящую, как в йоге Шри Ауробиндо) силу (называемую в Индии кундалини), которая пробуждается - довольно грубо - у основания позвоночного столба и затем восходит от уровня к уровню до тех пор, пока не достигнет макушки головы, где она «распускается» в некую светящуюся, излучающую пульсацию, что сопровождается ощущением необъятности (и часто -потерей сознания, называемой экстазом), как если бы человек выходил в вечное Потустороннее. Все йогические методы, которые можно назвать термогенетическими (асаны хатха-йоги, все виды концентрации раджа-йоги, дыхательные упражнения или пранаяма и т. д.), направлены на пробуждение этой восходящей силы. Они могут быть опасны и создать глубокие нарушения — здесь необходимы присутствие и защита просветленного Учителя.[4]

Это различие в направлении тока — восходящее — нисходящее — объясняется различием целей этих йог, которое невозможно переоценить. Традиционные йоги и религиозные учения Запада предположительно стремятся, по сути дела, к освобождению сознания: все существо, охваченное стремлением ввысь, устремляется туда; ищущий пытается пробиться за пределы видимого и выйти вверх, в Покой или экстаз. Отсюда как следствие — пробуждение восходящей Силы. Но целью Шри Ауробиндо, как мы видели, является не только восхождение, но и нисхождение, не только найти вечный Покой, но и преобразовать Жизнь и Материю, начав с той маленькой частички жизни и материи, которую представляем собою мы. Отсюда, как следствие — пробуждение или, скорее, «отклик» нисходящей Силы. Переживание нисходящего тока — это переживание преобразующей Силы. Именно эта сила будет делать за нас йогу — делать автоматически (если мы позволим), именно она обновит нашу, быстро истощающуюся энергию и неуклюжие усилия, именно эта сила начнет действовать там, где кончаются другие йоги, озаряя сначала вершину нашего существа, а затем, нисходя от уровня к уровню — мягко, спокойно и неотразимо (она никогда не действует грубо, жестко; сила удивительным образом отмерена, как будто ею руководит непосредственно Мудрость Духа), и именно эта сила сделает универсальным [всеобщим] все наше существо вплоть до самых низших слоев. Таково основное переживание интегральной йоги. Когда устанавливается Покой, эта высшая, или Божественная Сила свыше, сможет низойти и работать в нас. Обычно она нисходит сначала в голову и освобождает внутренние центры разума, затем — в сердечный центр... затем — в область пупа и другие витальные центры... затем — в крестцовую область и ниже. ... Она работает одновременно и ради совершенства, и для освобождения; она берет часть за частью всю нашу природу и работает с ней,

отвергая то, что должно быть отринуто, возвышая то, что должно быть возвышено, создавая то, что должно быть создано. Она все объединяет [integrates], приводит в гармонию, устанавливает новый ритм в природе.

На этой основе будет достигнута супраментализация земного бытия. Новый сверхразумный человек обретет бессмертие и установит божественную жизнь на Земле. «Гностическое сверхчеловечество — следующая отдаленная триумфальная победа, которая будет завоевана духом, спускающимся в земную натуру». Это будет новая совершенная коллективная жизнь «гностических индивидуальностей», образующих новый вид существ. Контуры будущего мира Шри Ауробиндо рисует в самых общих чертах, отмечая, что «единственным правилом гностической жизни будет самовыражение духа, воли Всевышнего бытия».[6]

Список литературы:

1. Аблеев, СР. Историческое развитие йоги: основные этапы и тенденции [Электронный

ресурс]/С.Р.Авдеев. -Режим доступа:http://www.LШRARY.щ

2. История религии. В 2т. Т.2. Учеб./под общей ред. И.Н. Яблокова. - М.:Высш.шк., 2002.-480с.

3. Интегральная Йога Шри Ауробиндо (Отрывки трудов Ауробиндо и Матери). М., Никос. 2000.398с.

4. Ледбитер Ч. Учителя и Путь./Пер. с англ. К.Зайцев. -М.: Амрита -Русь, 2004.-336с.

5. Толковый словарь по эзотерике, оккультизму и парапсихологии/ Автор составитель Степанов

А.М. -М.: Классикс Стиль, 2004.-480с.

6. Шри Ауробиндо и Мать. Духовная Эволюция человека./Пер. с англ. Введение и примечание

Дмитрия фон Мореншильта. Изд. Испр.-Одесса: Весть; Хаджибей, 1992.-76с.

7. Шри Ауробиндо. Практическое руководство по интегральной йоге. М.: И.Д. «Профит Стайл», 2007.-304с.

8. Шри Ауробиндо Гхош, Час Бога, Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарение/Шри Ауробиндо; пер. с англ. В.Г.Баранова, А.Шевченко, А.А.Чеха. -Л.: Институт эволюционных исследований «Савитри», 1991.-94с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.