Научная статья на тему 'Психология йоги в работах Шри Ауробиндо'

Психология йоги в работах Шри Ауробиндо Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
475
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнеенков С. С.

Представлен психологический анализ хатха-йоги, раджа-йоги и интегральной йоги на основании видения Шри Ауробиндо. Показывается, что все виды йоги направлены на познание человеком самого себя, растворение эго и реализацию объективного сознания. Это происходит при слиянии индивидуального сознания человека с универсальным сознанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология йоги в работах Шри Ауробиндо»

ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ В РАБОТАХ ШРИ АУРОБИНДО © Корнеенков С.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Представлен психологический анализ хатха-йоги, раджа-йоги и интегральной йоги на основании видения Шри Ауробиндо. Показывается, что все виды йоги направлены на познание человеком самого себя, растворение эго и реализацию объективного сознания. Это происходит при слиянии индивидуального сознания человека с универсальным сознанием.

На Востоке для реализации в себе универсального сознания сложились конкретные духовные практики или системы йоги, которые акцентируют свою направленность на различные психологические уровни человеческого существа. Все системы йоги основываются на целях природы, т.е. построены на основах и в соответствии с законами развития природы. Цель природы - включить в свою игру божественное и познать его. В самых высоких взлетах йог выходит за пределы материи и постигает божественное в себе самом. Основатель интегральной йоги Шри Ауробиндо отмечает, что для совершения йоги необходимо единство трех ее участников: Бога, природы и человеческой души, на абстрактном языке это единство трансцендентального, космического и имманентного [5, с. 28].

Философия йоги содержит в себе концепцию высшего Я, верховной души, которая дарует контакт с собой при устремлении индивидуального сознания, дает силу и озарение. Йога считает, что не только трансцендентальное необходимо индивиду, но и индивид также необходим трансцендентальному, и оно ищет его любви. Контакт индивидуального сознания человека с универсальным сознанием есть самая суть йоги [5, с. 28]. Встреча может произойти в любой точке человеческого сознания. Выбранный способ встречи определяет тип йоги, который индивид собирается практиковать. Существует множество школ йоги: хатха-йога, карма-йога, крия-йога, бхакти-йога, тантра-йога, раджа-йога, джняна-йога, интегральная йога и т.д. Цель статьи: кратко рассматреть психологические особенности трех видов йоги - хатха-йоги, раджа-йоги и интегральной йоги.

Все йоги стремятся к единению физического ума, души и духа. Это возможно только с «восхождением к высшему уровню напряженности сознания» [5, с. 447]. Таким высшим уровнем напряжения является самадхи. Хатха-йога основана на принципе близкой связи между телом и душой, ее практика направлена на то, чтобы «дать душе могущество в физическом теле» [5, с. 448]. Хатха-йога для встречи сверхсознания и сознания индивида избирает физическое тело и жизненные функции, ее цель состоит в покорении тела. Того рав-

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.

новесия, которое уже установила природа в человеческом существе, вполне достаточно для эгоистического существования, однако недостаточно для достижения высшего сознания. Хатха-йога пытается установить другое равновесие, при помощи которого жизненное тело способно выдерживать напор динамической силы - праны, почти беспредельной в своем количестве. В индивиде эта сила не превышает унаследованных особенностей, переданных родителями. Психофизиологический процесс хатха-йоги вполне научен и основан на практическом опыте познания законов природы, и при правильном их использовании дает проверяемые результаты. Приемы хатха-йоги являются естественными для человека способами познания природы, это наука о психофизической системе. Практика хатха-йоги дает физические, психические и духовные результаты, но для йога особенно важен духовный опыт и результат. Основанием для этого служат асаны и пранаяма. Асаны - неподвижные позы, избавляющие индивида от беспокойства и неспособности удерживать в себе энергию, сообщают телу исключительное здоровье, силу, ловкость, освобождают от привычек, делающих тело рабом физической природы. Пранаяма -управление дыханием или жизненной энергией, что важно для всех функций тела. Пранаяма вместе с асанами, с одной стороны, совершенствует тело, с другой - пробуждает спящую силу кундалини, наделяет человека необычными способностями. Для этого необходим контроль над физической подвижностью, т.е. овладение неподвижностью. Йогическая пассивность тела и ума есть условия величайшего усиления и постоянства энергии [5, с. 450]. Такая пассивность совершенно противоположна обычной пассивности или лености тела и ума. Обычная активность тела и ума, по сути дела есть беспорядочное движение, беспокойство, быстрая и бесполезная трата энергии. Это признак того, что тело и ум неспособны удерживать даже ограниченное количество энергии. Особенно это проявляется в ложных привычках и потребностях, в стрессовых ситуациях, что постепенно приводит к расстройству жизненных функций. Правильно выполняемые асаны и пранаяма очищают психофизиологическую систему, способствуют беспрепятственной циркуляции жизненной энергии по нервной системе, контролю за физиологическими функциями и психическими процессами. Слабость хатха-йоги, по мнению Шри Ауро-биндо, заключается в том, что ее приемы достаточно сложны и трудоемки, и в конечном итоге навязывают человеку полный отрыв от обыденной жизни людей, и польза миру в связи с этим несущественна.

Раджа-йога для встречи избирает ментальное существо, ее цель - освобождение и совершенствование ментального существа, управление эмоциями, ощущениями, мышлением. В раджа-йоге внимание концентрируется в ментальном сознании в целях его очистки и приведения в состояние покоя. Состояние сознания у обычного индивида - это состояние тревоги и беспокойства, он находится в состоянии войны с самим собой и подчиняется ощущениям и эмоциям. Цель раджа-йоги - самоуправление вместо под-

чиненности. Для занятий раджа-йогой вначале необходима строгая самодисциплина в образе жизни, правдивость, отречение от эгоистических устремлений, воздержание от вредных привычек и желания принести вред другим, постоянство медитаций, ясное состояние ума. Это достигается контролем ума, включением в практику асан, пранаямы, но в ограниченном количестве [5, с. 453]. Особое значение она придает мантрам (тайные слова, имена, мистические формулы). Несмотря на то, что в физическом теле есть воплощенная душа со своими почти бесконечными возможностями, психическая активность во многом зависит от тела и нервной системы. Ум и душа присутствуют в жизни тела ровно настолько, насколько это требуется для обычной физической жизни. Вся энергия души не участвует в жизнепрояв-лениях физического тела, поэтому в нем преобладают телесный ум и жизненная энергия. Высшая энергия в физическом теле спит, но ее можно пробудить, что приводит к раскрытию высших способностей. Психология долгое время придерживалась мнения, что все психические процессы порождаются физиологической деятельностью. Эта парадигма приводила к тому, что деятельность тела и его функции невозможно контролировать при помощи ума, а внутренняя жизнь, воспринимаемая в образах или озвученная, есть галлюцинации и болезненные состояния. Йога считает, что устройство и деятельность тела только потому и возможны, что природа еще раньше создала тонкий аналог тела в виде ментально-духовного существа и физическое тело строится на основании этой матрицы. На основании этого положения на Западе возникла наука психосоматика, где указывается прямая зависимость тела от психики (сознания).

Достижение самадхи - конечная цель хатха-йоги и раджа-йоги. Шри Ау-робиндо дает такое определение самадхи: «Самадхи - йогический транс, в котором ум приобретает способность выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования деятельности в высшее и свободное состояние сознания» [1, с. 385]. Кришнамурти Дж.: «Самадхи - состояние совершенного внимания, отсутствие двойственности; неразделенное сознание» [2, с. 312]. После овладения состоянием самадхи йогин уже в бодрствующем состоянии сознания способен получать любые знания и проявлять любое мастерство. В этом состоянии он осознает высшее Я не только в собственном существе, но и во всех существах. Слабость раджа-йоги в том, отмечает Шри Ауробиндо, что она слишком полагается на паранормальные состояния сознания, на транс, и отчуждается от материальной жизни, основы бытия.

Вступление в самадхи - высшая ступень йогической практики хатха-йоги и раджа-йоги. В интегральной йоге Шри Ауробиндо самадхи не является заключительной целью, это только способ пробуждения жизни и активной сознательности. Состояние самадхи основано на истине, что в обыденной жизни человека участвует только малая часть нашего собственного существа, остальное находится по ту сторону, в безднах мирового существа. Мировое су-

щество своим сознанием опускается глубоко в материю и восходит в сверхсознание и только небольшим полем окружает наше просыпающееся Я.

Для интегральной йоги это состояние считается невыгодным, так как после выхода из самадхи душа возвращается во внешнюю жизнь и оставляет только основные воспоминания глубинного опыта. Став хозяином самад-хи, можно пройти без забвения полученного опыта от внутреннего к внешнему, обыденному состоянию сознания. С опытом человек приобретает способность осознанно жить как в своем физическом теле, так и в других более высоких состояниях. Каждое более высокое состояние по отношению к физическому уму есть более расширенное и утонченное сознание. Для низкого состояния сознания все, что воспринимает обыденный ум после таких погружений, кажется грезой, иллюзией. Как правило, обычный человеческий ум не является пробужденным и не воспринимает истины, и когда человек находится в трансах более низкого качества, чем самадхи, то он может это состояние посчитать как истинное.

Каждая из основных йогических школ охватывает своей деятельностью часть сложного человеческого целого и выявляет его высшие способности. Синтез этих школ дает возможность возникновения интегральной йоги. Синтез - это не последовательное применение методов каждой школы или отбор возможно лучших ее элементов. По утверждению Шри Ауробиндо, все учения есть различные фрагменты знаний интегральной истины, и все виды духовной практики различными дорогами ведут к одному и тому же высшему опыту. Для объединения всех школ йоги необходимо выбрать главный, общий для всех школ принцип и главную динамическую силу, способную объединить разнообразные энергии в полезные виды деятельности. Этот главный принцип заключается в знаниях. Сила всех школ в знании, их метод - знания, исходящие из интеллекта и сердца, выраженные в любви и вере, выработанные в процессе правильной деятельности. Эту поставленную цель Шри Ауробиндо реализовал в своей интегральной йоге.

Интегральная йога есть практическая психология, построенная на законах природы, это самоосуществления высшего Я при помощи его энергии. Интегральная йога своей целью избирает трансформацию низшего сознания и слияние его с высшим сознанием. Интегральная йога, отмечает Шри Ауробиндо и Мать, «это битва с очень реальными, непримиримыми, могущественными и чрезвычайно разумными силами, разворачивающаяся главным образом в темных подземельях нашей собственной личности» [1, с. 237].

Различие между йогином и обычным человеком в том, что йогин стремится заменить в себе активность низшей природы, действующую внутри эго и с его согласия, на активность высшей природы, действующую в Боге и с его согласия. Если человек ставит своей целью достижение Бога, то в синтезе всех видов йогических систем нет необходимости, главное - правильно выбрать один из тысячи путей, ведущих к Богу. Если цель состоит в преоб-

ражении всего нашего существа к божественной жизни, то синтез необходим. Метод будет заключаться в том, чтобы привести сознательное существо к прочной связи с божественным началом внутри себя, и чтобы оно преобразовало наше бытие в сверхбытие. Божественное напитывает светом и энергией низшую природу, заменяет своей деятельностью все низшие аспекты человека. Психологически это выглядит как прогрессирующее подчинение эго сверхсознанию для выполнения его заданий.

Шри Ауробиндо назвал свою йогу интегральной еще и потому, что она вобрала в себя суть всех древних йог, ее новизна заключается в ее цели и полноте метода [6, с. 125]. Цель, во-первых, заключатся не в уходе из мира и жизни на небеса, или в нирвану, а в изменении жизни и существования на Земле. Во-вторых, цель, к которой стремится интегральная йога, это не достижение Божественной реализации ради отдельной личности, а нечто такое, что должно быть обретено для всего земного сознания. «Одна-единственная цель, которую мы ставим перед собой, - это привнести в мир супраментальное Сознание и супраментальную Истину», - пишет Шри Ауробиндо [6, с. 138]. Если все виды йоги относятся к этой жизни как к иллюзии, переходящей фазе, то интегральная йога относится к ней как к своей цели и ищет реализации не вне тела, а в теле, в материи. Это значит, что жизнь и тело не должны оставаться невежественными, какими они являются сейчас. Метод, который был выбран для реализации этой цели, такой же тотальный и интегральный, как и сама цель - тотальное изменение сознания природы. Интегральная йога ищет единый принцип, единую энергию, от которой каждый процесс получает свое бытие, свое направление и сохраняет при этом возможность сознательного объединения. Природа самопроявляется в человеке, это и есть то, что называется эволюцией. Интегральная йога показывает, что универсальное сознание действует в двух направлениях. Первое - восхождение с целью обретения высшего Я и духа, второе - это нисхождение в материю с целью привнесения в нее духовного сознания [7, с. 451]. Таким образом, все виды йоги направлены на познание человеком самого себя, на растворение эго и реализацию объективного сознания.

Список литературы:

1. Интегральная йога Шри Ауробиндо. - М., 1992. - 396 с.

2. Кришнамурти Дж. Традиция и революция. - СПб., 1994. - 320 с.

3. Мишра Рамамурти (Шри Брахмананда Сарасвати). Психология йоги: учебник. - М., 2003. - 480 с.

4. Свами Сатьянанда Сарасвати, Свами Муктибодхананда Сарасвати. Хатха-йога Парадипика. - М., 2003. - 672 с.

5. Шри Ауробиндо Шхош. Синтез йоги. - СПб., 1992. - 666 с.

6. Шри Ауробиндо. Письма о йоге. - М., 2005. - Кн. 1. - Ч. 1. - 192 с.

7. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Иша Упанишада. - СПб., 2004. - Т. 4. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.