Научная статья на тему 'Интегральная психологическая диагностика развития личности во время обучения в вузе'

Интегральная психологическая диагностика развития личности во время обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
230
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнеенков С. С.

Ставится проблема и намечены подходы к интегральной диагностике личности в системе образования. Приводится полифакторная система детерминант и качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральная психологическая диагностика развития личности во время обучения в вузе»

хорошее настроение, вы как всегда приветливы, радостны, улыбка на вашем лице говорит мне о том, что не надо волноваться, переживать, все будет отлично. В аудитории дружеская атмосфера, все спокойны, уравновешены. ... Я сдаю экзамен. Мои ответы очень вам понравились. Вопросы вы мне задавать не стали, вы захотели, что бы я задала вам вопрос, и мы вместе обсудили ответ. Тогда я сказала, что хочу порассуждать на тему «гармония человека». Мне очень интересно, почему человек стремится к гармонии, чем бы ни занимался, почему она является его естественной потребностью? Дискутировали мы с вами довольно долго, рассуждали и на другие темы. Мой ответ вас устроил, и вы мне поставили «отлично». Я, как и в первом классе, с радостью выбежала из аудитории и пошла домой. Я очень довольна собой, что смогла сдать этот экзамен. Вышла из ИСС легко, состояние спокойное, уравновешенное». Пережив это состояние, я успокоилась и не переживаю сильно перед этим экзаменом. Верю, что все получится, мое движение к цели (получить «пятерку») полностью реализовалось. Прогноз сбылся с точностью 100 % (в отношении оценки), в отношении беседы были свои особенности».

Многочисленные исследования показывают, что ИСС могут стать отличным средством по раскрытию творческих способностей человека в любом виде деятельности. Между тем хотелось бы отметить, что проведение тренингов и экспериментальных исследований по раскрытию творческих способностей в ИСС можно доверить только опытным психологам, педагогам, психотерапевтам.

Список литературы:

1. Корнеенков С. С. Интегральная психология и педагогика самопознания: монография. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 412 с.

2. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 1. Биография. Глоссарий. - СПб.: Адити, 1998. - 571 с.

3. Свами Шивананда. Концентрация и медитация. - К.; М., 2003. - 368 с.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© Корнеенков С.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Ставится проблема и намечены подходы к интегральной диагностике личности в системе образования. Приводится полифакторная система детерминант и качеств личности.

* Доцент кафедры Социологии и социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент.

Для всестороннего и полноценного развития человека во время обучения в вузе необходима диагностика не только внешней среды и образовательных услуг, но, в первую очередь, личности преподавателей и студентов, а также диагностика технологий образования, обучения и воспитания. Понятие «человек» включает в себя биологическое тело, личность, индивидуальность, высшее «Я», которые, в свою очередь, имеют множество взаимосвязанных компонентов. В данном случае мы остановим внимание только на проблеме психологической диагностики личности студента. Проблема диагностики и развития личности является одной из сложных и ключевых проблем науки и общества. Актуальность исследования заключается в том, что в процессе обучения в высшем учебном заведении студент не только приобретает знания, но и формирует личность. Личностные качества не постоянны, одни из них актуализируются, другие теряют свою ценность. Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образования.

Для раскрытия данной темы необходимо хотя бы кратко остановиться на таких понятиях как: личность, развитие, миссия, цель жизни, образование, цель образования, обучение, детерминанты, интегральная диагностика. Раскрытие содержания данных понятий необходимо так же для того, чтобы показать, на какой научной, философской, психолого-педагогической и методологической базе строится современная система образования.

Личность - психофизиологическое интегральное образование, сформированное сознанием человека в социальной среде. Программа обучения, по мнению В.И. Байденко, должна отвечать потребностям развития личности, отражать современные достижения и моральные измерения высшего образования, его ключевые интеллектуальные и культурные функции [1, с. 6]. Байденко В.И. справедливо отмечает, что не существует точной научной методики, т.е. корректного способа описания результатов образования. Предполагаемые оценки связаны более с такими философскими категориями, как «будущее», «востребованность», «реалистичность» и т.п. Развитие личности связано с эго, умом, интеллектом и многочисленными социальными, психологическими и духовными качествами, оно имеет позитивную и негативную направленность, значит, и характер деятельность личности носит двойственное направление.

Развитие - объективный процесс внутреннего количественного и качественного изменения физических, умственных, интеллектуальных и духовных сил человека. Применительно к обучению развитие понимается как созревание мозга и динамика формирования психических процессов и состояний. В самом строгом определении развитие человека есть раскрытие качеств души. В психологии развитие понимается как созревание, рост, переход личности от одного уровня сознания к другому, более высокому. Чтобы развитие было эволюционным, оно должно соответствовать миссии че-

ловека. Человек на Земле является представителем, посланником, он наделен определенными полномочиями и силами, чтобы выполнить ответственное задание. «Миссия человека - это его роль, функции, совокупность действий и поступков, которые ему предстоит совершить (или не совершить) на Земле» [3, с. 231]. Миссия отражает первоначальный замысел Творца, разворачивающийся во времени, которому ничто не может помешать. Христианская антропология ясно указывает, что у каждого человека своя миссия, свои цели и задачи, но далеко не все это осознают. Максим Исповедник показывает, что важнейшая миссия человека - исполнить завет Творца - соединить с Богом все мироздание. В человеке вся совокупность тварного мира должна соединиться и достичь обожения, ради которого и был создан мир [4, с. 113]. Особенность миссии в том, что она абсолютно индивидуальна для каждого человека, обязательно выполняется и является сутью движения высшего сознания. Каждый человек имеет свою миссию, которая передается личности в форме целевых установок. «Наше существование исполнено сокровенного смысла; наше рождение, наши тяжкие муки и даже наша смерть преследуют особую цель... Ничто во вселенной не является бесполезным; ничто в нашей жизни не бывает напрасным», - пишет Шри Ауро-биндо [2, с. 98]. Выполнение миссии происходит в разнообразных видах внешней деятельности, хотя это не являются обязательным, но внутренняя деятельность необходима, при этом включаются в действие определенные силы. Между миссией, личностью и видами деятельности существует определенная внутренняя связь. Не зная миссии человека, невозможно дать правильную оценку его внешней деятельности, оценить вклад этого человека в развитие общества. Можно обладать развитой личностью и многогранными способностями и не вписываться в миссию, выходить из рамок своего предназначения, тогда деятельность человека носит деструктивный характер.

Миссия тесно связана с целью жизни, с развитием истинно человеческих качеств: честности, доброты, отзывчивости, любви, скромности, радости, сострадания и т.д. Долг каждого человека - понять цель жизни и использовать отпущенное ему время для выполнения своих обязанностей, чтобы освятить свое существование. Цель образования, ориентированного на гуманистический подход, должна совпадать с миссией и общей целью жизни человечества. Цель образования - помочь индивиду осознать истину. Образование развивает человеческие качества и подтягивает сознание личности к духовному уровню, т.е. к тем слоям сознания, которые находятся за пределами разума. В образовании на первый план выходит развитие свободной, интеллектуальной, нравственной, духовной личности. Образование - это становление гармоничной личности с человеческими качествами, оно имеет два аспекта. Первый относится к знаниям о внешнем мире и соответствует накоплению мирской и научной информации, второй аспект связан с выведением наружу того, что заложено в ребенке божественной природой,

что храниться в его душе. Образование - специально организованная деятельность по созданию внешних и внутренних условий благоприятных для раскрытия сознания, это непрерывный процесс согласования между собой физических, психических и духовных сил человека. Такая трактовка образования учитывает интегральную природу человека.

Обучение связано с накоплением знаний, раскрытием способностей, памяти, ума, чувства, воли, интеллекта, интуиции. Не следует забывать, что помимо внешнего обучение (что мы связываем с образовательной системой, средой. семьей), каждый человек постоянно саморазвивается. Саморазвитие - это раскрытие внутренних сил души направленных на совершенствование своего инструментария - личности, жизни, психики, физического тела.

Развитие человека детерминировано силами, которые можно свести к единству трех факторов:

1. внешние (система образования и социум);

2. внутренние (генофонд);

3. душачеловека.

Сложность, многообразие и противоречие детерминант, по мнению ученых, не поддается анализу и логическому осмыслению. Из всех факторов наиболее значимым является энергия души, которая управляет всеми другими силами и ведет человека по жизни. Но именно ее потенциал совершенно ускользает от внимания исследователей. Диагностика индивидуальной души не может быть осуществлена имеющимся в науке инструментарием. В разные периоды жизни соотношение внешних и внутренних сил различное.

Для объективной оценки развития личности необходима интегральная психодиагностика со своим инструментарием. Крайне сложно разделить результаты образования, полученные студентом в школе и вузе, от влияний социума, генофонда и саморазвития.

Для объективного познания онтогенеза личности, необходимо знание законов развития целого. Целым, неделимым, объективным является высшее «Я». «Игнорирование этой истины - одно из серьезных заблуждений, свойственных всему человеческому знанию», - пишет Шри Ауробиндо [5, с. 196]. Наш ум, не имея связи с высшим «Я», непременно страдает от заблуждений. «Незнание подлинного «Я» есть корень неверия и лжи нашего существования, наше эго - своеобразное форма этого познания» [5, с. 196]. Диагностируя самого себя или другого человека, ум не видит истины, его интерпретации всегда гипотетичны. Ум и его высший уровень развития - интеллект, воспринимают только то, что уже было создано сознанием-силой в материи. Их творческая роль состоит в перегруппировке ранее полученных знаний. Новые знания связаны с интуицией.

Поли факторная система детерминант и формируемые качества личности представлены в табл. 1.

Таблица 1

Внешние факторы Внутренние факторы

Система образования и среда Генофонд и душа

Качества личности

- духовность (нравственность, культура, идеалы, ценности, гармония);

- характер (отношение к себе, к другим, к вещам, к миру; ответственность, честность, дружелюбие, гибкость и т.д.);

- воля (настойчивость, решительность, уверенность, ответственность, дисциплинированность, обязательность, организованность);

- общение и коммуникации (вербальные и невербальные, внутренние, внешние, межличностные и групповые, осознанные и неосознаваемые, цели общения, понимание);

- потребности (физиологические, витальные, социальные, духовные);

- способы удовлетворения потребностей (самостоятельность, зависимость, культура);

- мотивы поведения и деятельности (истинные и ложные; внешние и внутренние, эгоистичные и альтруистичные, самомотивация и т.д.);

- направленность (зрелость, устойчивость, ценностные ориентации, симпатии, вкусы, склонности, сотрудничество, конкуренция, созидание, разрушение и т.д.);

- эмоции (стенические и астенические; амбивалентные, настроение, эмпатия, стресс, депрессия);

- самооценка (адекватная, завышенная, заниженная);

- знания (теоретические и практические, истинные и ложные);

- умения (в теории и практике, полезные и вредные);

- навыки (поступки, поведение, деятельность; полезные и вредные);

- способности (общие, природные, специальные, теоретические, творческие, коммуникативные);

- память (зрительная, слуховая и т.д.; двигательная, эмоциональная; оперативная, краткосрочная, долгосрочная);

- ум, мышление (конкретное, образное, абстрактное; конструктивное и деструктивное;

- интеллект (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, формирование понятий);

- интуиция (прямое знание).

Для интегральной диагностики развития качеств личности необходимо лангитюдное исследование. В этом исследовании невозможно отделить влияние системы образования за определенный период времени (например, за пять лет) от других внешних и внутренних детерминант. Многие из показателей развития личности выражаются только в качественных показателях (например, характер, мотивы и т.д.), другие показатели могут быть представлены в количественном выражении (например, память). Далее предлагается интегральный показатель развития личности (ИПРЛ). Сложность состоит в том, чтобы найти адекватные методики измерения данной совокупности всех показателей и привести их к единой системе.

Интегральный показатель развития личности (ИПРЛ)

ИПРЛ = Д образования + Д среды + Д генофонда + Д души; Д образования = ПД 2 - ПД1;

Д среды = ПД 2 - ПД 1; Д генофонда = ПД 2 - ПД 1; Ддуши = ПД 2 - ПД 1

где Д - диагностика влияния изучаемого фактора;

ПД1 - результаты психодиагностики в начале обучения;

ПД 2 - результаты психодиагностики в конце обучения.

В настоящее время разработаны тысячи методик по диагностике развития личности, среды, генофонда. Но науке пока недоступны прямые эмпирические исследования сил человеческой души. Можно надеется, что со временем интегральная психодиагностика развития личности найдет свои адекватные методы исследования, для этого ведь и существует наука.

Список литературы:

1. Байденко В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 7. - С. 4-9.

2. Джордж ван Фрекем. За пределы человека. Жизнь и деятельность Шри Ауробиндо и Матери. - СПб.: АДИТИ. 1999. - 626 с.

3. Корнеенков С. С. Универсальное Сознание Человека. Психофизика и психология йоги: монография. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. - 324 с.

4. Братусь Б.С., Воейков В.Л., Воробьев С.Л. и др. Начала христианской психологии: учеб. пособие для вузов. - М.: Наука, 1995. - 234 с.

5. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений: в 14 т. Т. 1. Жизнь божественная. - СПб.: АДИТИ, 2005. - 336 с.

ПОНЯТИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

© Невенчанный C.B.*

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва

В статье рассматриваются вопросы определения агрессивного поведения, соотношения понятий «агрессивность» и «агрессия», рассмотрены основные теории агрессивного поведения.

В последнее время тема агрессии стала одной из самых популярных в мировой психологии. Очевидно, это не мода, а скорее, реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию нами сущности агрессивного поведения. Ведь одной из наиболее остро стоящих проблем в этой области является само определение того, что есть «агрессия».

* Соискатель кафедры Социальной и педагогической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.