Научная статья на тему 'Активизация творческого мышления в измененном состоянии сознания'

Активизация творческого мышления в измененном состоянии сознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнеенков С. С.

Рассматриваются особенности проявления и раскрытия творческого мышления в измененном состоянии сознания (ИСС). Показано, что в ИСС возможны переживания, которые с большей точностью передают результаты предстоящих событий и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация творческого мышления в измененном состоянии сознания»

юноши-студенты по сравнению с юношами-учениками. Эти результаты существенно влияют на то, что по общим показателям серии юноши-студенты достоверно успешнее юношей-учеников.

Сравнение в выборках девушек показало, что лицевую экспрессию девушки-модели значительно точнее воспринимают девушки-ученицы, тогда как лицевую экспрессию юноши-модели достоверно лучше распознают девушки-студентки. По общим показателям точности опознания фотографий предложенной серии различия между выборками девушек недостоверны.

Полученные результаты показывают, что факторы пола и возраста в равной степени влияют на способность распознавать мимические проявления окружающих. Фактор пола модели также вносит большой вклад в точность опознания мимики: у модели женского пола лицевая экспрессия считываются точнее, чем у модели мужского пола.

Список литературы:

1. Андерсон М.Н. Экспериментальное исследование успешности распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lib.herzen.spb.ru./text/Anderson_121_17_24.pdf (дата обращения: 23.01.2011).

2. Грошев И.В. Тендерные аспекты эмоциональной архитектуры, интерпретации и опознания ландшафта эмоций и эмоциональных отношений в организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hsb.tsu.ru/ files/grosev%20i.v.pdf (дата обращения: 23.01.2011).

3. Розенберг Е.С. Психофизиологические и нейрофизиологические характеристики опознания эмоций радости, гнева и страха: дисс. ... канд. биол. наук. - М., 2004. - 128 с.

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ИЗМЕНЕННОМ СОСТОЯНИИ СОЗНАНИЯ

© Корнеенков С.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматриваются особенности проявления и раскрытия творческого мышления в измененном состоянии сознания (ИСС). Показано, что в ИСС возможны переживания, которые с большей точностью передают результаты предстоящих событий и деятельности.

Мыслительная деятельность человека, как и вся жизнь, происходит в разных состояниях сознания. Одна из функций ума заключается в способности к

* Доцент кафедры Социологии и социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент.

различению, пониманию того, что правильно и верно, а что есть заблувдение. Для развития личности и творческого мышления необходимы качественные знания, полученные в результате внешнего и внутреннего личного опыта.

Наше сознание в течение суток постоянно меняется, особенно это заметно при переходе от обыденного (бодрствующего) сознания к измененному сознанию. Измененное состояние сознания (ИСС) наступает во время сна со сновидениями и без сновидений. Оно может быть естественными и наведенными, в последнем случае это возможно при использовании многочисленных техник и способов [1, с. 227-228]. В этом случае их называют особым, трансовыми, медитативными состояниями. ИСС сопровождаются разнообразными переживаниями и видениями, что воспринимается как вдохновение, озарение, при этом на ум легко приходят новые мысли и идеи. В такие мгновения, как пишет В. Моцарт в одном из своих писем, ему не было необходимости сочинять музыку, надо было просто записывать готовые произведения. Прозрения Р. Декарта, Т. Эдисона, Д. Менделеева, Н. Бора и многих других великих людей часто были связаны с особым состоянием сознания. Очень часто рождению новых знаний предшествует долгий период напряженной работы ума, и когда утомленный мозг «отключается», утихает, в эти мгновения и приходит более высокое понимание. Психологи предполагают, что творческое мышление совершается в том случае, когда ум перешел на более высокие уровни сознания и чем выше уровень, тем значительнее открытие [1].

В последние десятилетия для раскрытия творческих способностей, самопознания и получения новых знаний все чаще обращаются к внутренней концентрации. Правильно выполненная концентрация приводит к возникновению ИСС, транса, медитации, созерцания, внутреннего видения, что сопровождается соответствующими переживаниям, мыслями, идеями. Шри Ауробиндо отмечает, что «внутреннее видение обладает такой же живостью ощущения, как и физическое зрение, и при этом оно отражает истину и всегда отличается точностью» [2, с. 403]. Истинное внутреннее видение открывается в результате духовной практики. Обычно все видения называются опытом, их не стоит путать с галлюцинациями. «Видение и галлюцинации -это разные вещи. Внутреннее видение представляет собой прорыв к высшим уровням сознания, расположенным выше физического разума; благодаря этому прорыву разум приобщается к высшей истине и опыту» [2, с. 403].

В мировой психолого-педагогической культуре накоплен колоссальный опыт переживаний во время ИСС и медитаций. Традиционно под медитацией понимается интенсивное, проникающее вглубь размышление о какой-либо идее, предмете, явлении. Приведем характерные примеры медитатив -ных переживаний, т.к. в дальнейшем они могут послужить нам одним из ориентиров в правильном понимании данного явления. «При концентрации я часто видел собственное лицо в центре светящегося круга. Иногда там появлялись лица моих друзей, они были очень четкими...». «В медитации я

часто видел роскошные дворцы, реки, горы и сады.». «Однажды, погрузившись в глубокую медитацию, я покинул материальное тело. Я видел его лежащим в стороне, словно груда одежды. Я парил в воздухе. Возникло странное чувство, смесь радости и острого страха. Я оставался вне тела всего пару минут. Страх заставил меня вернуться назад. Я плавно нырнул в свое тело. Это было восхитительно» [3, с. 324-325].

В экспериментальном исследовании творческих способностей мы использовали внутреннюю концентрацию, что выражалось в ментальной настройке на объект исследования. Объектом исследования являлось творческое мышление, выраженное в виде «образов будущего» при выполнении определенных видов деятельности. Во время пребывания в ИСС студентам предстояло настроиться на восприятие (увидеть, пережить) тех событий, которые должны произойти через несколько дней. Одним из главных положений в данном исследовании являлась договоренность о том, что участники перед концентрацией (входом в ИСС) не должны строить модели образов будущего, не заниматься предвидением и прогнозированием. Более того, перед концентрацией необходимо максимально успокоить поверхностный ум, настроиться на волну покоя. Стоит отметить, что все участники эксперимента предварительно прошли теоретический и практический курс АТ и курс вхождения в ИСС с выполнением в этом состоянии конкретных заданийразного характера [1, с. 239-254].

Цель исследования связывалась с изучением особенностей и возможностей проявления творческого мышления в ИСС при решении определенных задач предстоящей деятельности. Такой деятельностью было участие в студенческом КВН (команда из 7 чел.). Время пребывания в измененном состоянии сознания составляло пять минут.

Задачи, которые предстояло решить в ИСС, состояли из трех групп. В первую группу вошли общие вопросы, связанные с предстоящей деятельностью (участие в КВН): максимальное взаимопонимание в команде во время выступления на сцене; максимальная раскованность, проявление находчивости и остроумия во время «разминки»; оптимальный вход в свою роль, выдержка и юмор во время встречи. Во вторую группу вошли задачи индивидуального характера: хорошо помнить слова своего текста; вовремя вступить в диалог или начать песню; чувство непринужденности; раскованность, доброжелательность, отзывчивость и т.д. Например, студента Д. интересовало, как будет выглядеть их игра глазами зрителей. Студента А. интересовал вопрос, выиграет ли их команда, или проиграет. Третий круг задач был связан с проверкой результатов совпадения переживаний полученных в ИСС с наступившей реальностью.

Приведем фрагменты нескольких протоколов написанных сразу после выхода из ИСС. Студентка Е. «... Вход в ИСС плавный. Сначала темно, затем яркий свет вокруг сцены на которой находится наша команда. Каждый играет свою роль отлично, без всяких помех. Я очень боялась за свою

роль, но вот я танцую, у меня все получается. Залу все нравится. Слышу громкие аплодисменты, бурю оваций, крики: «Браво, великолепно, замечательно!». Удивительно то, что в этом состоянии я не вижу зала - я его чувствую всем своим телом. Яркий свет слепит меня. Мне очень нравится ощущение, с которым я стою на сцене и играю свою роль. Я вижу, как команда работает на разминке, как мы сплочены, держимся друг за друга. Я уверена в своих силах и в силах команды.». Позже, после окончания реально проведенного КВН, Е. (капитан команды) напишет: «Интересно было наблюдать, как ребята из нашей команды за несколько минут до игры сели на подоконник, закрыли глаза, сконцентрировались, настроились. Мы играли великолепно, каждый поддерживает каждого своей игрой. Во время разминки мы на несколько секунд «погружаемся» в себя, ищем варианты, как ответить на вопросы и согласовываем их. Вместе мгновенно выбираем лучшую версию, всё делается согласованно и дружно».

Студентка А. «... Вошла в ИСС быстро, без осложнений. Я на сцене, исполняю все то, что надо, все, о чем думаю. Обычно у меня во время репетиции не получается вовремя начать петь. В ИСС исполняю песню безупречно. Мне нравится это делать, мои глаза блестят, в них уверенность, счастье, задор, энергия. Мы нравимся залу. Отчетливо слышу хлопки ладошек. Мы выиграли?.. Где же ответ? Выхожу из ИСС плавно. Чувствую себя замечательно».

Студент Д. «Мягкий голос преподавателя произносит установку, и вот я вижу большой зал, возвышенную сцену. На ней стоит наша группа. Я подхожу к ней, и мы стоим молча. В руках зрителей плакаты с надписью: «СМАК - чемпион». СМАК - это название нашей команды. Мы видим поддержку зрителей и играем великолепно. В разминке нашему остроумию нет предела. Все номера проходят при полной поддержке зрителей. Вот мы поем финальную песню. Зрители поднялись со своих мест, взялись за руки и подпевают нам. На этом видения закончились. Вышел из ИСС легко. На душе спокойно, радостно». Позже Д. запишет: «Что же произошло на самом деле? Существует ли связь с прогнозом во время ИСС и наступившей реальностью? Как это невероятно, но все шло действительно так, как и было предвидено. Все совпадало. Неужели все происходит так, как я предвидел? Невероятно и необъяснимо. В это трудно поверить. В ИСС можно предвидеть и творить свое будущее, видеть его наяву. И, главное, предвидя будущее, можно избежать грубых ошибок. В ИСС человек становится мудрее».

Студент А. «В ИСС . я четко и ясно увидел весь ход нашего предстоящего выступления. Мы выиграли, победили». После КВН он напишет: «Через несколько дней состоялась конкретная встреча с другой командой. В реальности многое происходило так, как мы «видели» во время ИСС. Легкость, непринужденность, полное взаимопонимание в команде во время КВН вылилось в закономерный ее результат: мы выиграли! Я всегда до этого относился к ИСС с некоторой иронией. Но, овладев этой техникой и убедившись в ее возможностях, часто использую ее в домашних условиях

для решения самых разнообразных вопросов. Результаты более чем обнадеживающие, я чувствую себя более уверенным и успеваю сделать значительно больше, чем прежде».

Человек был, есть и будет оставаться загадкой. Его возможности безграничны, это особенно отчетливо осознается во время решения задач в измененном состоянии сознания. ИСС можно использовать для лучшего воспоминания прошлого, для построении оперативных, краткосрочных и долгосрочных прогнозов событий в самых разнообразных видах деятель -ности. Ниже приводится фрагмент одного из протоколов, когда студентка 2-го курса самостоятельно, в домашних условиях, прогнозирует результат предстоящей деятельности в виде сдачи экзамена по психологии.

«... Состояние до концентрации: ощущение дискомфорта (болит голова). Вошла в ИСС быстро. Закрыв глаза, я увидела себя в красивой форме (школьной), белом фартучке, с большими бантами на голове, по-видимому, мне 9 лет. Я заканчиваю первый класс, вот последний урок, на котором я должна узнать свои оценки. Но у меня нет никакого волнения, я спокойна, весела, радостна. Я в своем классе, вокруг меня мои подружки, друзья, мы смеемся. Спустя несколько минут прозвенел звонок, в класс вошла наша учительница. Начинается урок, учитель объявляет результаты, я слышу свою фамилию, сердечко вдруг немного всколыхнулось, слышу: переведена во второй класс, свободна, можешь идти домой. Я собираю свой портфель и бегом домой, чувство радости, удовлетворенности просто словами не передать. Забегаю домой и сообщаю для меня очень важную новость своей маме. Я еще не представляю, что это только начало моих успехов, ну и трудностей тоже.

... Спустя несколько лет, 11 класс, последние экзамены. На лице у себя я вижу не радость, не улыбку, а напряжение, не спокойствие, а тревогу. Я также красиво одета, опрятна, приятна, но. Проанализировав это, я перехожу как бы к другой ступени моей лестницы, уходящей вверх. Моя учеба в институте, опять переживания, терзания, душевные потрясения, повышенная нервозность, слезы. Экзамен по психологии, я не боюсь его, я спокойна, уверена в себе, может быть это потому, что я прочитала книгу преподавателя, читала ее почти без перерыва, многие фрагменты, факты заинтересовали меня, а может еще потому, что я смогу ответить на любой заданный мне вопрос. Просто перед этим надо успокоиться, настроиться и мысленно вспомнить всю информацию, которая с рождения заложена в моей голове. Я спрашиваю преподавателя: «Меня очень интересует вопрос, как вы можете так быстро перестраиваться, менять свое настроение, тембр голоса, и все это спокойно, с любовью. Я бы тоже хотела относиться к любой сложившейся ситуации (плохая она или хорошая) так же спокойно, но у меня пока это не получается в полной мере. Но хочу сказать, что успехи в этом есть, это является результатом занятия концентрацией и релаксацией... Порой перенервничав, мне хочется сесть и расслабиться, подумать о чем-то хорошем, ясном, светлом. Вот и сейчас я представляю экзамен по психологии, вы заходите в аудиторию, у вас очень

хорошее настроение, вы как всегда приветливы, радостны, улыбка на вашем лице говорит мне о том, что не надо волноваться, переживать, все будет отлично. В аудитории дружеская атмосфера, все спокойны, уравновешены. . Я сдаю экзамен. Мои ответы очень вам понравились. Вопросы вы мне задавать не стали, вы захотели, что бы я задала вам вопрос, и мы вместе обсудили ответ. Тогда я сказала, что хочу порассуждать на тему «гармония человека». Мне очень интересно, почему человек стремится к гармонии, чем бы ни занимался, почему она является его естественной потребностью? Дискутировали мы с вами довольно долго, рассуждали и на другие темы. Мой ответ вас устроил, и вы мне поставили «отлично». Я, как и в первом классе, с радостью выбежала из аудитории и пошла домой. Я очень довольна собой, что смогла сдать этот экзамен. Вышла из ИСС легко, состояние спокойное, уравновешенное». Пережив это состояние, я успокоилась и не переживаю сильно перед этим экзаменом. Верю, что все получится, мое движение к цели (получить «пятерку») полностью реализовалось. Прогноз сбылся с точностью 100 % (в отношении оценки), в отношении беседы были свои особенности».

Многочисленные исследования показывают, что ИСС могут стать отличным средством по раскрытию творческих способностей человека в любом виде деятельности. Между тем хотелось бы отметить, что проведение тренингов и экспериментальных исследований по раскрытию творческих способностей в ИСС можно доверить только опытным психологам, педагогам, психотерапевтам.

Список литературы:

1. Корнеенков С. С. Интегральная психология и педагогика самопознания: монография. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 412 с.

2. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 1. Биография. Глоссарий. - СПб.: Адити, 1998. - 571 с.

3. Свами Шивананда. Концентрация и медитация. - К.; М., 2003. - 368 с.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© Корнеенков С.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Ставится проблема и намечены подходы к интегральной диагностике личности в системе образования. Приводится полифакторная система детерминант и качеств личности.

* Доцент кафедры Социологии и социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.