Научная статья на тему 'Понятие агрессивного поведения в современной психологии'

Понятие агрессивного поведения в современной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16683
1727
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Невенчанный С. В.

В статье рассматриваются вопросы определения агрессивного поведения, соотношения понятий «агрессивность» и «агрессия», рассмотрены основные теории агрессивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие агрессивного поведения в современной психологии»

ПД1 - результаты психодиагностики в начале обучения;

ПД 2 - результаты психодиагностики в конце обучения.

В настоящее время разработаны тысячи методик по диагностике развития личности, среды, генофонда. Но науке пока недоступны прямые эмпирические исследования сил человеческой души. Можно надеется, что со временем интегральная психодиагностика развития личности найдет свои адекватные методы исследования, для этого ведь и существует наука.

Список литературы:

1. Байденко В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 7. - С. 4-9.

2. Джордж ван Фрекем. За пределы человека. Жизнь и деятельность Шри Ауробиндо и Матери. - СПб.: АДИТИ. 1999. - 626 с.

3. Корнеенков С. С. Универсальное Сознание Человека. Психофизика и психология йоги: монография. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. - 324 с.

4. Братусь Б.С., Воейков В.Л., Воробьев С.Л. и др. Начала христианской психологии: учеб. пособие для вузов. - М.: Наука, 1995. - 234 с.

5. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений: в 14 т. Т. 1. Жизнь божественная. - СПб.: АДИТИ, 2005. - 336 с.

ПОНЯТИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

© Невенчанный C.B.*

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва

В статье рассматриваются вопросы определения агрессивного поведения, соотношения понятий «агрессивность» и «агрессия», рассмотрены основные теории агрессивного поведения.

В последнее время тема агрессии стала одной из самых популярных в мировой психологии. Очевидно, это не мода, а скорее, реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и своевременная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию нами сущности агрессивного поведения. Ведь одной из наиболее остро стоящих проблем в этой области является само определение того, что есть «агрессия».

* Соискатель кафедры Социальной и педагогической психологии.

Существуют различные определения агрессии и агрессивного поведения. До сих пор не утихают споры вокруг базового вопроса о статусе агрессии: агрессия - это характеристика поведения или само поведение? Часть авторов рассматривает агрессию как детерминант поведения. Для них агрессия - это драйв (непреодолимое влечение), эмоция, аффект, побуждение, мотив, установка, намерение и т.д. По мнению других исследователей, агрессия - это поведенческая структура, имеющая сложное строение и неоднозначно связанная с эмоционально-волевым комплексом.

Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер [8], например, говорила об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам [13].

Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгаро утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [11].

В то же время многие авторы разводят понятия агрессии, как специфической формы поведения, и агрессивности, как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

Давая определение агрессии, исследователи стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» [6].

Существенным недостатком приведенных определений, не позволяющих вскрыть психологическое содержание агрессии, является то, что конкретные действия как бы отрываются от их мотива. В результате такие действия, например, мечты об избиении кого-либо, не подпадают под определение агрессии, предложенное А. Бассом, хотя их агрессивный характер очевиден [7]. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъект-субъектных отношений.

В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание

людям. В этом плане заслуживает внимания различение агрессии инструментальной и преднамеренной. Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или по субъективному сознанию «было необходимо» так действовать.

Большего внимания заслуживают определения агрессии и агрессивности как врожденной реакции человека для «защиты занимаемой территории» (К. Лоренц, А. Ардри) [10] или как реакции личности на враждебную человеку окружающую действительность (Э. Фромм, К. Хорни) [8]. В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям.

Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является все же необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу [6]. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском соз-нании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, Фишбах разделил агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность) [2]. Психологов более интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких дест-руктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Басс А. считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает

три шкалы: физическое - вербальное, активное - пассивное, направленное - ненаправленное (прямое - непрямое).

Кауфман справедливо возражает против того, чтобы случайное, т.е. непреднамеренное действие, принесшее вред, называть агрессивным [6]. Но он неправ, сомневаясь в необходимости различать агрессию инструментальную и враждебную, или преднамеренную. Правда, в некоторых случаях нелегко установить, является агрессия средством или целью, но это различие весьма существенно.

Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние; знать его феноменологию, выделять познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств».

Некоторые психологи, как, например, Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является уже реакцией на стресс. Следует, однако, отметить, что далеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, а с другой стороны, отнюдь не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой. Вместе с тем в тех случаях, когда агрессия вызывается угрозой, правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка - весьма важные познавательные элементы агрессивного состояния. От этого понимания зависит само возникновение данного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и сознания своего бессилия [5].

Исключительно важен и эмоциональный компонент агрессивного состояния. Здесь, прежде всего, выделяется гнев. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния - при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов - переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Более того, совсем неверно было бы считать каждый гнев провоцирующим агрессию. Существует «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, иногда младшие школьники переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается [6].

Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности. Бываете так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.

Серьезное значение имеет и такой компонент агрессии, как ее волевая сторона. Причем в агрессивном действии имеются все формальные каче -

ства воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость. Дело в том, что агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеназванных волевых качеств [4].

Если не сосредоточиваться на «деталях» и подойти к вопросу глобально, то можно выделить два полярных подхода к феномену агрессии: этико-гуманистический и эволюционно-генетический.

В широких рамках этико-гуманистического подхода агрессия, причинение вреда другому человеку, расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности человека. И соответственно, такое поведение рассматривается негативно.

В рамках эволюционно-генетического подхода внутривидовая агрессия расценивается как биологически целесообразная форма поведения, способствующая выживанию и адаптации [3].

В настоящее время не существует общепринятой теории агрессии. Наиболее фундаментальными и детально проработанными концепциями являются инстинктивная теория агрессии (S. Freud, K. Lorenz), фрустра-ционная теория агрессивного поведения (J. Dollard, N. Miller), теория социального научения (A. Bandura), теория переноса возбуждения (D. Zillmann), когнитивные модели агрессивного поведения (L. Berkowitz). Кроме того имеются многочисленные частные варианты каждой из названных базовых теорий. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Инстинктивная теория агрессии при глобальном рассмотрении может быть подразделена на две модели: психодинамическую (3. Фрейд) и этологическую (К. Лоренц).

Первыми попытались объяснить происхождение агрессивного поведения представители психоаналитического направления. А. Адлер еще раньше своего учителя 3. Фрейда постулировал существование агрессивного мотива как неотъемлемого качества психической жизни, организующего деятельность человека. Возникновение агрессивного мотива по А. Адлеру, обусловлено трудностью получения оргастического удовлетворения [3].

Но все-таки, основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе неизбежно, так как носит инстинктивный характер. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (Тана-тос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (Танато-сом), другие механизмы служат цели направлять энергию Танатоса вовне, в

направлении от «Я». А если энергия Танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других [4].

Современные психоаналитические теории агрессии исходят из того, что агрессия базируется не только на фрустированных либидозных влечениях или на Танатосе, но подчеркивает ее реактивный характер.

Так К. Хорни, представительница неопсихоанализа, в рамках созданной ею социодинамической теории рассматривала агрессивность как невротическую защиту человека в ситуации угрозы неудовлетворения его нужд и потребностей, когда он чувствует унижение, отвержение обман. Постоянный источник такой угрозы - конкурентный характер социальных отношений в сексуальной, семейной, профессиональной и других сферах [7].

Другой представитель неопсихоанализа Э. Фромм предложил теорию человеческой деструктивности, в рамках которой он рассматривал два разных вида агрессии. Оборонительная, доброкачественная агрессия, которая служит выживанию человека, имеет биологические корни (инстинкт самосохранения) и затухает, когда исчезает угроза жизни. Другой вид -злокачественная агрессия - деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются социальными и психологическими факторами. Фромм Э. описал восемь разновидностей агрессивного поведения: игровое насилие; реактивное насилие; враждебность; мстительное насилие; деструктивность, мотивированная потрясением веры; компенсаторное насилие; садизм; архаическая жажда крови [2].

Новое звучание эта тема получила благодаря работам К. Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией 3. Фрейда.

Согласно этологической модели К. Лоренца, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

- количества накопленной агрессивной энергии;

- наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

Лоренц К. отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей

своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового поражения) может привести к уничтожению человека как вида. Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также К. Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления [12].

В отличие от других, теория социального научения (бихевиоральная модель) гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена А. Бандурой. С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

- способов усвоения подобных действий;

- факторов, провоцирующих их появление;

- условий, при которых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций -прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам [10].

Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины:

Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения. Таким образом, может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).

Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Фрустрационная теория, предложенная Д. Доллардом, рассматривает агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

1. фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;

2. агрессия всегда является результатом фрустрации;

3. в отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

- степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

- сила препятствия на пути достижения цели;

- количества последовательных фрустраций.

Таким образом, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы. Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Д. Дол-лард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит «смещение», в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии (оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии) [11].

Фрустрационная модель была существенно дополнена Л. Берковицем, создавшим когнитивную модель агрессивного поведения (теорию посылов к агрессии). Согласно этой модели, фрустрация - один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, отражают готовность к нему. Агрессивное поведение возникает тогда, когда есть посылы к агрессии - средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествующими факторами, провоцировавшими злость, или с самой агрессией в целом. Берковиц Л. постулировал, что:

- фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;

- даже при состоянии готовности агрессия не возникает безнадлежащих условий;

- выход из фрустирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

В своих поздних работах Л. Берковиц подверг ревизии свою предыдущую теорию посылов к агрессии, перенеся акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и познавательные процессы, подчеркивая, что именно последние лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии со своей новой моделью образования новых когнитивных связей, Л. Берковиц утверждал, что фрустрация или другие аверсивные стимулы (боль, неприятный запах, жара и т.д.) провоцируют агрессивные реакции путем формирования агрессивного аффекта. Иными словами, то, как индивидуум интерпретирует негативное воздействие [12].

Зиллман Д., в рамках теории переноса возбуждения, критиковал теории агрессии как инстинктивной потребности за их неопределенность, поскольку потребность - это не более чем гипотетический конструкт, не поддающийся измерению. Поэтому он полагал, что более плодотворно считать, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть конструктом, который можно наблюдать и измерять. Возбуждение имеет отношение к раздражению симпатической нервной системы, что проявляется в вегетативных реакциях (учащение пульса, подъем артериального давления и т.д.). Согласно Д. Зиллману, возбуждение от одного источника может накладываться (переноситься) на возбуждение от другого источника, усиливая или ослабляя силу эмоциональной реакции [10].

Таким образом, приходим к выводам.

Наиболее доказательными, непротиворечивыми и верифицированными на сегодняшний день являются фрустрационная теория и концепция социального научения агрессии.

Основываясь на анализе вышеизложенного определяем агрессию как мотивированное, разрушительное поведение, направленное на одушевленные и неодушевленные объекты, противоречащее нормам сосуществования людей в данном культурном обществе, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Принятое нами определение позволяет не разводить понятия агрессия и агрессивное поведение, рассматривать их как синонимы.

Список литературы:

1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. - М., 2002.

2. Александрова A.B. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. - 1992. - № 1-2.

3. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999.

4. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. - 1976. - № 3.

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.

6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб., 2002.

7. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. - М., 1988.

8. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М., 2003.

9. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.

10. Першанина E.H. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков // Советская педагогика. - 1984. - № 5.

11. Распономарева О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты. - М., 2001.

12. Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 1996. - № 5.

13. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995.

14. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИ ВЫБОРЕ БРАЧНОГО ПАРТНЕРА ПОСРЕДСТВОМ ОБЬЯВЛЕНИЙ

© Нурмухаметов Э.А.*

Башкирский государственный университет, г. Уфа

В статье рассмотрены: тендерные различия, определяющие особенности самопредъявления в объявлениях знакомств, обуславливающие несовпадение презентуемых характеристик и желаемого образа будущего партнера, цели знакомств у мужчин и женщин, а так же динамика изменений, в презентуемых характеристиках желаемого образа будущего партнера у мужчин и женщин.

Психология межличностного познания - область, интенсивно разрабатываемая психологической наукой. Это обусловлено целым рядом причин, основнымыми из которых являются запросы практики, связанные с ростом значимости восприятия и познания людьми друг друга. К данной области социальной психологии относится проблема самопрезентации.

Интерес к проблеме самопрезентации был всегда, но в последнее время значительно возрос. Экономические и политические события в России последних лет повлекли за собой социально-психологические изменения, которые выражаются в частности, в изменении социально-одобряемого поведения. Поворот в сторону капиталистического пути развития общества совершенно изменил жизнь российского общества. Так у значительной части населения возникла необходимость поиска работы. Одновременно с этим появилось большое количество новых профессий, ранее неизвестных россиянам. Все это связано с возникновением рынка и рыночных отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Кафедра Общей психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.