Научная статья на тему 'Интегральная оценка психофизической готовности к деятельности в условиях альтернативной неопределенности'

Интегральная оценка психофизической готовности к деятельности в условиях альтернативной неопределенности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / ATHLETES / PSYCHOPHYSICAL FITNESS / ALTERNATIVE UNCERTAINTY / INTEGRAL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Барташ Виктор Анатольевич

Проведен анализ проблем психофизической подготовленности и готовности человека к профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях. Предложены варианты и алгоритмы интегральной оценки психофизической готовности спортсменов к деятельности в условиях альтернативной неопределенности и рассмотрены возможности для их практической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Барташ Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED CRITERION OF PSYCHOPHYSICAL READINESS FOR ACTIVITY IN CONDITIONS OF ALTERNATIVE UNCERTAINTY

The analysis of the problems of psychophysical preparedness and readiness of a person for professional activity in special and extreme conditions. Variants and algorithms for the integrated assessment of the psychophysical readiness of athletes for activities in the conditions of alternative uncertainty are proposed and the possibilities for their practical implementation are considered.

Текст научной работы на тему «Интегральная оценка психофизической готовности к деятельности в условиях альтернативной неопределенности»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

В.А. Барташ

Проведен анализ проблем психофизической подготовленности и готовности человека к профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях. Предложены варианты и алгоритмы интегральной оценки психофизической готовности спортсменов к деятельности в условиях альтернативной неопределенности и рассмотрены возможности для их практической реализации.

Ключевые слова: спортсмены, психофизическая подготовленность, альтернативная неопределенность, интегральная оценка.

Исследование проблем психофизической подготовленности и готовности человека с позиций целостного проявления «психического и физического» находит все более широкое применение в профессиях экстремального профиля и спортивной сфере [3, 5-9, 12]. Методологическим основанием для использования этого понятия стала эволюция условий и содержания профессиональной деятельности человека на современном этапе развития общества, которая характеризуется изменением места и его функциональной роли в производственном процессе в связи с динамичностью развития компьютерных технологий и смене автоматизации на роботизацию. С другой стороны, существенно расширился и ряд профессий, относящихся к экстремальной сфере, эффект деятельности в которых определяется не только уровнем развития физических качеств и фондом двигательных навыков, но в большой мере способностью рационально использовать имеющийся двигательный потенциал [12]. В связи с этим существующее представление о физической подготовленности человека к профессиональной деятельности не в полной мере отвечает требованиям времени, что привело к целесообразности использования понятия «психофизическая (а не физическая) готовность» (подготовленность), как наиболее полно отражающее содержательную суть готовности [12]. В деятельности, проходящей в особых и экстремальных условиях [3, 6, 7], данная терминология уже стала основополагающей, а в настоящее время постепенно находит все более широкое применение и в других сферах, где ранее физические и

психические компоненты подготовленности и готовности рассматривались независимо друг от друга или сравнивались по косвенным признакам.

Вместе с тем проблемы оценки психофизических качеств (в контексте пригодности, подготовленности, готовности) рассмотрены в специальной литературе, скорее фрагментарно, а понимание природы интегральных психофизических проявлений базируется главным образом на эмпирических представлениях о взаимосвязях психики и моторики. Именно поэтому возникает необходимость их рассмотрения как в теоретическом, так и практическом аспекте.

Исследования проблем психофизической подготовленности и готовности человека к профессиональной деятельности с позиций их целостного проявления в последние годы активно проводились в профессиях экстремального профиля (в том числе при определении психофизической готовности к решению различных сенсомоторных задач, связанных с использованием малоразмерных сложных двигательных действий), а также в спортивной и образовательной сферах [3, 5-9, 12].

В указанных работах исследователи преимущественно рассматривают психофизические качества как определенный набор психических и физических компонентов, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности. Как правило, это выделенные ими «основные» или профессионально важные (значимые) физические качества и некоторые психологические характеристики деятельности: быстрота мышления, оперативная память, концентрация внимания, стрессоустойчивость, коммуникабельность, инициативность, ответственность. В исследованиях, проведенных на студенческом контингенте, показано, что при оценке психофизической готовности к профессиональной деятельности необходимо учитывать соматическое здоровье, уровень развития двигательных способностей, профессиональные склонности, специальные профессиональные способности, свойства нервной системы [5, 6, 9].

Прогнозирование успешности профессиональной деятельности нередко основывается на определенных характеристиках психических или психомоторных процессов, которые могут рассматриваться в сочетании с уровнем развития профессионально важных (значимых) физических качеств (ПВФК/ПЗФК). Для решения задач, связанных с оценкой психофизической пригодности и готовности, предлагается использовать несколько групп критериев, которые позволяют выбрать приоритетные профессиональные склонности будущих специалистов, основываясь на математической обработке данных тестирования и различных вариантов анкетных опросов. Например, в работе [5] показано, что наиболее полно управление психофизической готовностью будущих специалистов реализуется при построении математической модели, отражающей связь квалификации и профессионально важных качеств (ПВК). Автор утверждает, что такая модель позволяет учитывать взаимовлияние качеств

и точно описать, при каком уровне квалификации специалиста возможно изменение параметров, характеризующих проявление компонентов ПВК, что в силу широкой размытости критериев оценки вызывает достаточные сомнения.

В ряде работ, относящихся к военно-профессиональной сфере [8], рассматриваемые профессионально важные психофизические качества (ПВПФК) структурируются на сенсорно-когнитивные (психомоторные и интеллектуальные способности), моторно-функциональные (физическое развитие и кондиционные способности) и моторно-координационные (специальные координационные способности, координационная выносливость, комплексные психофизические способности). Ведущими критериями оценки уровня ПВПФК являются количественные (точность, скорость, экономичность и стабильность движений) и качественные (адекватность, своевременность, точность, целесообразность, инициативность). В такого рода подходе выполняется комплексное объединение психомоторного (различные виды моторного реагирования, объем, устойчивость внимания при дефиците времени, распределение и переключаемость внимания) и интеллектуального (долговременная, кратковременная и оперативная память; индуктивное мышление; способность к классификации вербального материала, его обобщению и установлению аналогий между понятиями и др.) компонентов психофизического потенциала.

Следует отметить, что рассмотренные варианты объединения психических и физических качеств вполне уместны, но только в рамках задач, которые ставили перед собой исследователи. В частности, не вызывает сомнений правомерность использования таких подходов при оценке психофизической готовности к решению различных сенсомоторных задач, связанных с использованием малоразмерных сложных двигательных действий (операторская деятельность и др.), где важную роль играют психомоторные способности. В то же время в деятельности, проходящей преимущественно в особых или экстремальных условиях, характеризующихся дефицитом информации, лимитом времени на принятие решения и реализацию двигательной программы, психофизические качества проявляются интегрированно, а их разделение является достаточно условным и может осуществляться только в исследовательских целях [3, 7, 12].

Так, например, в работе [3] показано, что оценивание психофизических качеств может осуществляться на интегральном и дифференцированном уровнях, когда выделение двигательно-координационных компонентов ПВПФК, функционально обеспечивающих решение двигательных задач, сформированных в процессе оценки обстановочной афферентации [1], обусловлено тем, что позволяет получать объективную информацию как о времени принятия решения, так

и об эффективности его двигательной актуализации. При таком построении выделенные двигательно-координационные компоненты психофизических качеств не существуют изолированно, а всегда проявляются системно.

Таким образом, можно констатировать, что в научной практике апробированы и используются различные подходы интегральной оценки психофизических качеств. В этой связи объективное рассмотрение имеющих место противоречий возможно только на основе научных подходов, раскрывающих функциональные особенности деятельности мозга и нервной системы, связанные с принятием решения в различных условиях деятельности.

В основе нейрофизиологического процесса принятия решения лежат сложные взаимодействия первичных проекционных зон анализаторов и лобных долей мозга, играющих роль ведущего интегративного центра в коре мозга. Сознание человека немногозадачно, и в единицу времени, ограниченную 2-3 секундами, способно решать только одну задачу, далее переключаясь на другую (даже если у исполнителя создается иллюзия, что он решает две задачи единовременно). Также общеизвестно, что непосредственная регуляция двигательной деятельностью нервной системой осуществляется на двух уровнях -осознаваемом и подсознательном. После поступления и переработки информации ее передача осуществляется через эфферентные нейроны, которые контролируют мышечную деятельность различного уровня сложности. Простейшие реакции осуществляются в виде простых рефлексов на уровне спинного мозга, регуляция более сложных движений происходит на уровне нижних отделов головного мозга, а управление сложными движениями осуществляется в результате обработки информации и двигательных реакций, протекающих в двигательной коре головного мозга [1, 10].

В планировании, преобразовании и реализации двигательных действий участвуют разные структуры нервной системы, организованные по иерархическому принципу. В простейшем случае ЦНС последовательно посылает команды мышцам (это характерно в быстрых простейших движениях). Более сложные реакции связаны с обработкой сигналов на более высоких уровнях. Полностью осознанная обработка информации, кроме той, что обрабатывается автоматически на более низких уровнях центральной нервной системы, протекает на уровне коры головного мозга и связана с ощущениями, которые представляют собой осознанное восприятие воздействий, принимаемых рецепторами [10].

Непосредственный процесс принятия решения взаимосвязан с неопределенностью условий, в которых он совершается. При полной определенности, когда отсутствует возможность для альтернативных действий, решение принимается однозначно или автоматически, часто

даже не затрагивая сферу сознания. В условиях, для которых характерна неопределенность, меньше оснований для однозначного решения и оно становится в большей степени вероятностным, а увеличение количества логических операций требует более длительного времени для принятия решения. С увеличением числа дифференцируемых сигналов возрастает неопределенность проблемной ситуации, в которой выполняется процедура принятия решения и, как следствие, увеличивается время реакции.

В целом суть процесса принятия решения сводится к нескольким моментам: восприятие, прием и обработка афферентной информации -образование, формирование поля альтернатив (набор возможных вариантов для последующего выбора) - сравнительная оценка альтернативных действий в целях осуществления рационального выбора; непосредственный выбор альтернативы - решение проблемы. Такое представление подтверждает гипотезу о принятии решения как результате и неизбежном итоге интегративного процесса, когда из множества альтернатив мозг стремится выбрать одну единственную, наилучшим образом обеспечивающую решение стоящей перед ним задачи [10]. В свою очередь, меха -низм реализации принятого решения (сформированной двигательной программы) обусловлен многими факторами, но его результирующая эффективность определяется двигательно-координационными способностями, которые определяют не только умение быстро и эффективно решить новую или неожиданно возникающую двигательную задачу, но и быстро найти новое решение в изменившейся ситуации [3, 7, 8, 12].

В проведенных ранее авторских исследованиях [7] с использованием «Устройства для диагностики и развития координационных способностей спортсмена в контактном единоборстве», позволяющего оценивать эффективность действий в условиях альтернативной неопределенности, выявлено, что спортсмены, имеющие более высокие показатели скорости образования реакций прогнозирования, отличаются и большей скоростью принятия решений в сложных тактических эпизодах соревновательного поединка. Учитывая, что эти показатели малотренируемы, рекомендуется учитывать их уже на начальных этапах отбора и спортивной (профессиональной) ориентации.

В серии экспериментов, проведенных на «Тренажерно-исследовательском комплексе «Лабиринт» [7], выявлено, что результаты, показанные курсантами академии МВД в заданиях, требующих проявления комплекса психофизических качеств и специальных двигательных умений, достаточно нестабильны и противоречивы на младших курсах и отвечают требованиям надежности только на завершающем курсе получения образования, что взаимосвязано с расширением общей навыковой базы и формируемыми способностями вариативного выполнения приемов и действий силового задержания правонарушителя.

Одним из информативных и надежных методов подготовки и контроля психофизической готовности военнослужащих к выполнению оперативно-служебных заданий в экстремальных ситуациях является метод, при котором диагностика профессиональных компетенций осуществляется в аналоговых (модельных) условиях, при использовании которого алгоритмы моделирования условий и содержания ситуаций военно-профессиональной деятельности основаны и на экстраполяции наиболее вероятностного развития реальных оперативных ситуаций [11]. В проведенных авторских исследованиях [3] при выполнении заданий в моделях оперативно-служебных ситуаций испытуемый выступал как объект, действующий в многофункциональной динамической системе, а интегральная оценка, характеризующая эффективность его деятельности, основывалась на показателях успешности решения заданий, направленных на оценку действий в ситуациях, предполагающих:

а) быструю двигательную реализацию принятого оперативного решения;

б) смену принятого оперативного решения и перестроения системы движений;

в) быстрое ориентирование в пространстве (обстановке);

г) доминирующее проявление скоростно-силовых компонентов двигательно-координационных способностей;

д) повышенные требования к уровню специальной выносливости.

Выполнение заданий было построено по стандартному алгоритму:

визуальная оценка ситуации - формирование программы действий и принятие решения - двигательная реализация.

Психофизическая готовность оценивалась по показателям, характеризующим: целевую результативность действий; быстроту действий при оперативном решении возникающих двигательных задач; надежности бинарных действий (принятие решения + двигательная реализация); технико-тактической вариативности; тактической рациональности действий. Общая интегральная психофизическая готовность к эффективным действиям в многовариантных ситуациях осуществлялась по 25-компонентной модели психофизической готовности). Проведенные исследования показали, что данный подход позволяет существенно повысить информативность и прогнозную эффективность профессионального отбора, основанного на оценке психофизического потенциала исполнителя.

Одним из перспективных направлений в диагностике психофизических качеств является использование методов айтрекинга (трекинг глаз - определение координат взора) [4]. Среди множества факторов, предопределяющих эффективность этой инструментальной методики, следует выделить:

- возможность увидеть глазами испытуемого обстановочную ситуацию, в которой ему предстоит решать двигательные задачи, что

предоставляет дополнительные возможности последующего анализа и коррекции его деятельности;

- мобильные системы регистрации движений глаз (очки или шлемы) минимально ограничивают свободу перемещений испытуемого, а движения глаз имеют небольшое число степеней свободы, что делает доступным прямое наблюдение и их непрерывную регистрацию;

- системы айтрекинга, являясь аппаратными методами диагностики, обеспечивают высокую достоверность результатов исследования;

- возможности совмещения процедуры регистрации движений глаз с регистрацией других психофизических и психофизиологических показателей, отражающих функциональное состояние испытуемого или его техническую подготовленность (использование трехмерного кинематического анализа в процессе выполнения заданий технико-тактической направленности и др.).

В проведенных пилотных исследованиях айтрекинг применялся с целью оценки: быстроты принятия решения в условиях дефицита времени, способности одновременного слежения за несколькими динамическими объектами. Аналитическая обработка полученной информации расширила возможности объективной оценки действий испытуемых в ситуациях, требующих смены принятого оперативного решения и последующего перестроения системы двигательных действий.

В эксперименте приняли участие 12 спортсменов-единоборцев (7 чел. - высокой квалификации, 5 чел. - разрядники) и 11 сотрудников силовых структур. На рисунке показана общая схема организации одного из этапов эксперимента, в котором ставились задачи по определению времени принятия решения с момента «входа в зону активных действий» до начала «старта фазы активных действий». Алгоритм действий испытуемого (визуальная оценка ситуации - формирование программы действий и принятие решения - двигательная реализация) был апробирован нами в предшествующих работах [3]. В данном случае мы рассматривали возможности повышения объективности оценки и поведенческие особенности испытуемых при выполнении модельных заданий.

В частности, известно, что существует два основных способа принятия решения: алгоритмический и эвристический [2]. Алгоритмический способ принятия решения предполагает наличие у исполнителя значительной информации о проблемной ситуации, что при наличии выработанного рационального алгоритма действий предполагает достаточную гарантию решения проблемы.

Эвристический способ в ситуациях, детерминированных значительным дефицитом информации и ограниченным временем для принятия решения, не гарантирует достаточной надежности в достижении заданного результата, но сами эвристические приемы могут сокращать область поиска и соответственно временные параметры реагирования.

Схема расположения участников экспериментального задания «Выбор цели» с использованием аппаратурной методики «айтрекинг»:

А - испытуемый с системой регистрации движений глаз; объект « Угроза» - участник эксперимента, в задачу которого входит атака А; нейтральный объект - выполняет действия неагрессивного характера; объект ложного внимания - выполняет

отвлекающие действия

На данном основании при проведении исследований была сформирована рабочая гипотеза, в соответствии с которой испытуемые (спортсмены-единоборцы и военнослужащие), обладающие достаточным уровнем специальной тактико-технической подготовленности, преимущественно склонны к алгоритмическому (41,7 %) или смешанному (58,3 %) способу принятия решения, а новички (кандидаты на службу) - к эвристическому (72,7%) и в меньшей степени к смешанному (27,3 %).

Предварительные результаты подтвердили предположения, выдвинутые в гипотезе, и позволили расширить представление об индивидуальных способах выполнения заданий, выполняемых в условиях альтернативной неопределенности. Поиск взаимосвязей между уровнем тактико-технической подготовленности испытуемых, их психофизической готовностью к эффективным действиям в указанных условиях и избранными вариантами выполнения заданий осуществлялся путем мультипараметрического моделирования.

Рассматривая в совокупности гипотезы и результаты, полученные в проведенных исследованиях, следует обратить внимание еще на одну

проблему, без решения которой их практическая и научная значимость существенно нивелируется. Речь идет о сведении воедино неоднородных диагностических данных (особенно многокомпонентных), многие из которых не соотнесены аддитивно, что не позволяет в конечном итоге корректно свести собранную информацию к общему знаменателю.

Проблемным также является вопрос об удельном вкладе рассматриваемых факторов в итоговый результат, а также отдельных показателей, не поддающихся точному исчислению. На практике это привело к появлению множественной совокупности «объективных тестовых батарей», в которых предлагаемые интегральные шкалы оценок позволяют лишь косвенно судить о «должных нормах» или путем интеграции разнородных аппаратных показателей.

С подобными проблемами сталкиваются специалисты и в других областях знаний. Для того чтобы объективизировать результаты различных аналитических отчетов, как правило, эти данные подразделяют на две группы: прямые и косвенные. Прямые данные позволяют непосредственно связать воздействие какого-либо фактора, если же для этого необходима определенная цепь доказательств, такие данные считаются косвенными [2]. Тем не менее, неоднородность как прямых, так и косвенных данных затрудняет их объединение, что предопределяет необходимость разработки аналитических моделей, которые позволили бы связать все эти данные в единое целое. Следует также ориентироваться и на подходы, апробированные во многих смежных областях знаний, в которых существенный прогресс в этом направлении достигнут за счет использования инновационных компьютерных технологий, позволяющих обрабатывать и анализировать структурированные и неструктурированные данные больших объемов и значительного многообразия.

Заключение. В современных научных исследованиях организм человека рассматривается на системном уровне, а важнейшие функции его жизнедеятельности как единый материальный процесс. Вместе с тем, попытки системного анализа и синтеза психофизических проявлений как качественных функциональных характеристик деятельности до настоящего времени не имеют законченного решения, хотя для этого имеются достаточные концептуальные методологические основания. Проведенные авторские исследования показали, что решение ряда вышеуказанных проблем, возникающих при оценивании психофизических качеств, проявляемых в условиях альтернативной неопределенности, может осуществляться на интегральном и дифференцированном уровнях. Такой подход позволяет получать объективную информацию как о целостном проявлении комплекса психофизических качеств, так и о функциональной роли и взаимосвязях их структурных компонентов.

В научной практике апробированы и используются различные подходы интегральной оценки психофизических качеств. Рациональность

такого рода подходов и вариантов объединения психических и физических качеств должна обосновываться целями и задачами, которые ставят перед собой исследователи. В одних случаях это разработка критериев оценки психофизической готовности к решению различных сенсомоторных задач, связанных с использованием малоразмерных сложных двигательных действий, где важную роль играют психомоторные способности (работа операторов и др.). В то же время в сложной двигательной деятельности, проходящей преимущественно в особых или экстремальных условиях, характеризующихся дефицитом информации, лимитом времени на принятие решения и реализацию сформированной двигательной программы, психофизические качества проявляются интегрировано, и их разделение нецелесообразно, или может осуществляться преимущественно в исследовательских целях. Многообразность и противоречивость взаимосвязей между различными двигательно-координационными компонентами психофизических качеств и специфичность их интегрированного проявления в разноплановой по структуре и содержанию двигательной деятельности детерминируют не только сложности их диагностики, но и процессы построения процесса подготовки спортсменов (специалистов), что свидетельствует о практической значимости данной проблемы.

Объективное понимание результатов диагностики различных процессов может быть осуществлено только в результате объединения фрагментарных и многокомпонентных данных, аддитивное объединение которых традиционными методами практически невозможно. Это существенно снижает эффективность их аналитической обработки и, следовательно, дальнейшего использования в системе спортивной (профессиональной) подготовки. Решение данной проблемы в настоящее время становится возможным при использовании технологических возможностей преобразования больших массивов цифровых показателей в аналитическую информацию.

Список литературы

1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Директ-Медиа, 2008. 131 с.

2. Ахо А.В., Хопкрофт Д.Э., Ульман Д.Д. Структуры данных и алгоритмы. М.: Вильямс, 2010. 400 с.

3. Барташ В.А. Содержание и организация психофизического отбора кандидатов на службу в подразделения силовых структур специального назначения: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Минск, 2018. 27 с.

4. Грушко А.И., Леонов С.В. Использование систем регистрации движений глаз в психологической подготовке спортсменов // Национальный психологический журнал. 2013. № 2. С. 106-116.

5. Егорычев А.О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. .. .д-ра пед. наук. Ярославль, 2005. 50 с.

6. Зуев С.Н. Педагогические и психологические основы отбора в специальные учебные заведения (на примере таможенной службы): дис. .д-ра пед. наук. М., 1999. 574 с.

7. Каранкевич А.И., Барташ В.А. Психофизическая готовность курсантов профессиональной двигательной деятельности. Могилев: Могилев. ин-т МВД, 2016. 200 с.

8. Каранкевич А.И., Михута И.Ю. Современный подход к повышению уровня профессионально важных качеств курсантов учреждений образования МВД средствами сопряженной двигательно-координационной направленности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2017. № 15. С. 179-183.

9. Колокатова Л.Ф. Дидактическая система информационной поддержки психофизической подготовки студентов технических вузов: автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 2008. 50 с.

10. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник. Кн. 2. Киев: Олимп. лит-ра, 2015. 52 с.

11. Троян Е.И., Астафьев Н.В. Подготовка сотрудников МВД к решению типовых ситуаций служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3. С. 14-17.

12. Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности человека: автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1998. 48 с.

Барташ Виктор Анатольевич, канд. пед. наук, доц., начальник, bartash. 2012@yandex. by, Республика Беларусь, Минск, Белорусский государственный университет физической культуры, Центр «Высшая школа тренеров»

INTEGRATED CRITERION OF PSYCHOPHYSICAL READINESS FOR ACTIVITY IN CONDITIONS OF ALTERNATIVE UNCERTAINTY

V.A. Bartash

The analysis of the problems of psychophysical preparedness and readiness of a person for professional activity in special and extreme conditions. Variants and algorithms for the integrated assessment of the psychophysical readiness of athletes for activities in the conditions of alternative uncertainty are proposed and the possibilities for their practical implementation are considered.

Key words: athletes, psychophysical fitness; alternative uncertainty; integral assessment.

Bartash Victor Anatolevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head, bartash. 2012@yandex. by, Republic of Belarus, Minsk, Belarusian State University of Physical Culture, Head of the Center "The Higher School of Coaches "

References

1. Anohin P.K. Principial'nye voprosy obshchej teorii funkcional'nyh system [Fundamental questions of the general theory of functional systems]. M.: Direkt-Media, 2008. 131 p.

2. Aho A.V., Hopkroft D.E., Ul'man D.D. Struktury dannyh i algoritmy [Data structures and algorithms]. M.: Vil'yams, 2010. 400 p.

3. Bartash V.A. Soderzhanie i organizaciya psihofizicheskogo otbora kandidatov na sluzhbu v podrazdeleniya silovyh struktur special'nogo naznacheniy [The content and organization of the psychophysical selection of candidates for service in the units of special forces]: author. dis. ...cand. ped sciences. Minsk, 2018. 27 p.

4. Grushko A.I., Leonov S.V. Ispol'zovanie sistem registracii dvizhenij glaz v psihologicheskoj podgotovke sportsmenov [The use of eye movement registration systems in the psychological preparation of athletes] // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal [National Psychological Journal]. 2013. No. 2. P. 106-116.

5. Egorychev A.O. Teoriya i tekhnologiya upravleniya psihofizicheskoj podgotovkoj studentov k professional'noj deyatel'nosti [Theory and technology of managing the psychophysical preparation of students for professional activities]: author. dis. ... dr. ped. sciences. Yaroslavl', 2005. 50 p.

6. Zuev S.N. Pedagogicheskie i psihologicheskie osnovy otbora v special'nye uchebnye zavedeniya (na primere tamozhennoj sluzhby) [Pedagogical and psychological foundations of selection in special educational institutions (for example, the customs service)]: dis. ... dr. ped. sciences. M., 1999. 574 p.

7. Karankevich A.I., Bartash V.A. Psihofizicheskaya gotovnost' kursantov professional'noj dvigatel'noj deyatel'nosti [Psychophysical readiness of cadets of professional motor activity]. Mogilev: Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs, 2016. 200 p.

8. Karankevich A.I., Mihuta I.Yu. Sovremennyj podhod k povysheniyu urovnya professional'no vazhnyh kachestv kursantov uchrezhdenij obrazovaniya MVD sredstvami sopryazhennoj dvigatel'no-koordinacionnoj napravlennosti [A modern approach to improving the level of professionally important qualities of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs by means of an associated motor-coordination orientation] // Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of Polotsk State University. Series E. Pedagogical sciences]. 2017. No. 15. P. 179-183.

9. Kolokatova L.F. Didakticheskaya sistema informacionnoj podderzhki psihofizicheskoj podgotovki studentov tekhnicheskih vuzov [The didactic system of information support for the psychophysical training of students of technical universities]: author. dis. ... dr. ped. sciences. M., 2008. 50 p.

10. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya [The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications]: a textbook. Prince 2. Kiev: Olympus. literature, 2015. 52 p.

11. Troyan E.I., Astafev N.V. Podgotovka sotrudnikov MVD k resheniyu tipovyh situacij sluzhebnoj deyatel'nosti [Training of employees of the Ministry of Internal Affairs to solve typical situations of official activity] // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies]. 2015. No. 3. P. 14-17.

12. Turevskij I.M. Struktura psihofizicheskoj podgotovlennosti cheloveka [The structure of the psychophysical preparedness of a person]: author. dis. ...dr. ped sciences. M., 1998. 48 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.