Научная статья на тему 'Инструменты управления развитием как ключевой элемент системы организационного менеджмента'

Инструменты управления развитием как ключевой элемент системы организационного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР / УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ / ECONOMIC FACTORS / CHANGE MANAGEMENT / INDUSTRIAL ORGANIZATION / MANAGEMENT DEVELOPMENT ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горковенко Екатерина Вячеславовна

В статье изложена роль факторов, изменений и преобразований среды в ходе управления развитием организаций. Рассмотрены методологические положения формирования инструментария управления развитием производственных организаций. Выделены ключевые элементы системы управления развитием организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management tools of development as a key element of organizational management

The role of factors, changes and transformation environment during development management organization. The methodological principles of forming tools development management of industrial organizations. Highlights the key elements of management development organizations

Текст научной работы на тему «Инструменты управления развитием как ключевой элемент системы организационного менеджмента»

вызванной как криминальной активностью, так и использованием некорректных методов конкурентной борьбы со стороны других бизнес-субъектов данной сферы.

Проанализировав все функциональные составляющие ЭБ, можно сформулировать следующий вывод: для обеспечения экономической безопасности предприятия (организации, фирмы) от влияния субъективных и объективных причин руководству необходимо принимать решения с такой же скоростью, с которой возникают негативные изменения, и уметь их предвидеть. Скорость принятия решений, способность максимально быстро адаптироваться к изменениям рыночной среды являются не просто необходимыми компонентами успешного бизнеса, но и могут выступать решающими факторами достижения конкурентного преимущества малых и средних промышленных предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мак-Мак В. П. Служба безопасности предприятия. Организационно-управленческие и правовые аспекты деятельности. М.: Мир безопасности, 1999.

2. Микадзе С. Ю. Активизация малого предпринимательства как фактор повышения уровня экономической безопасности страны // Известия СПбУЭФ. 2009. № 1. С. 163-166.

Е. В. ГОРКОВЕНКО

Екатерина Вячеславовна Горковенко — старший преподаватель Воронежской государственной технологической академии (ВГТА).

В 2002 г. окончила ВГТА.

Автор 15 публикаций.

Область научной специализации — экономика промышленности, менеджмент, региональная экономика.

^ ^ ^

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА*

Производственная организация является, безусловно, открытой социально-экономической системой [20], которая обладает многообразными возможностями для использования изменений внешней среды на основе изменений через преобразования внутренней среды (см. рис. 1). Изменения в организации как открытой системе являются следствием действия множества факторов среды, влияющих на результаты управленческих воздействий в ходе развития организации.

При этом мы исходим из следующего понимания категории «преобразование»: это следствие необратимых изменений среды под влиянием определенных социально-экономических факторов, вызванные соответствующими управленческими воздействиями [9]. Следовательно, сложные производственные организации, особенно такие, которые перерабатывают сырье сельскохозяйственного происхождения, требуют соответствующих инструментов управления их функционированием и развитием в преобразующем режиме на основе познания и целесообразного использования факторов среды.

ГРНТИ 06.39.41 © Е. В. Горковенко, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, доц. А.Н. Полозовой.

В Н Е Ш Н Я Я М А К Р О С Р Е Д А (изменения)

еде-

о характер или отдельные черты [17]. Как правило, причины явлений (фактов, событий, ситуаций) — направления и характер влияния изменений *ым учет их объективной связи и взаимозависимости^ Ю нашему мнению, трактовка фактора только как причины носит ограниченный характер, поскольку явлен( - — это следственные категории, относительно появления которых существуют определенные объективные причины (источники), но сами причины, в свою очередь, также имеют конкретные объективные источники — результаты управленческих воздействий во внешней и внутренней бизнес-среде. Поэтому фактор следует также понимать как источник, под влиянием которого изменяется уровень какого-либо процесса, в том числе — формируются (создаются, обновляются) инструменты управления развитием организаций.

Иначе говоря, экономический фактор — это источник, т. е. направление, в котором следует изыскивать возможности бизнес-среды для целей формирования соответствующих инструментов управления развитием производственной организации [10]. Таким образом, фактор имеет не только качественный, но и количественный характер, реализуя преимущества эффекта положительной синергии, если проводимые с помощью соответствующих инструментов преобразования в организации имеют должное место и дают возможность ей развиваться. При этом отметим, что в теории управления к настоящему времени сложилось несколько научных подходов к пониманию сущности инструментов управления, обзор которых представлен в таблице.

ляющ вклю

ая его

пред

Таблица

Понимание содержания и природной принадлежности категории «инструментарий управления»

Природная принадлежность Содержательные особенности (комментарий автора статьи) Автор, источник

Управление ресурсами развития организации Отождествляет инструменты с принципами, методами и функциями, что противоречит известным постулатам теории менеджмента, нарушает логику системного восприятия управления, поскольку последние являются элементами системы управления с точки зрения системного подхода Анисимов Ю.П., Коломыцева О.Ю. [1]

Природная принадлежность Содержательные особенности (комментарий автора статьи) Автор, источник

Обеспечение функции управления Акцентирует внимание на составляющей инструментария как методическом обеспечении аналитической функции управления, которую мы разделяем Афонин Н.В. [2]

Акцентирует внимание на использовании инструментов в основном для решения проблем, а не для реализации неиспользованных возможностей, чем суживает круг инструментальных средств, сводя их к типу «аналитических методов». Эвристические методы предлагаются лишь для наглядности, т. е. носят иллюстративный характер, а среди расчетных отсутствуют рекомендации по применению экономико-математических моделей Горшкова Л.А. [11]

Конкурентная деятельность Отождествляет инструменты как универсальные формы организации внешнего воздействия с механизмом — целенаправленно функционирующей системой, т. е. понятие «инструмент» (способ внешнего воздействия) приравнивает к понятию «рычаг», являющемуся неотъемлемым элементом механизма (отражающего внутреннее содержание осуществляемого действия) Боброва Е.В. [4]

Развитие организации Рекомендует в качестве инструментов не сами методы и модели, а их результатно-информационное воплощение — бизнес-план, который он и называет основным инструментом планирования стратегии фирмы и контроля ее реализации, с чем нельзя согласиться, так как бизнес-план — это результат управленческой деятельности Ломакин А.Л. [15]

Акцентируют внимание на инструментах как способах максимизации стоимости бизнеса, позволяющих обеспечивать преобразующее развитие бизнеса, удовлетворять бизнес-интересы. Доказана неотъемлемая взаимосвязь экономических факторов, преобразований и инструментов преобразований в ходе развития организации Хорев А.И., Полозова А.Н., Нуждин Р.В., Брянцева Л.В. [6; 12; 13]

Стратегическое планирование Акцентирует внимание на информационном обеспечении экономического прогнозирования, отмечая его превалирующую роль как одного из самых сложных и ответственных этапов в управлении. Бутакова М.М. [7]

Относит к инструментам управленческие решения, которые, как известно, являются результатом управленческой деятельности, а не способом или средством управления Манасян С.М. [16]

Стратегия управления Рассматриваемые и признаваемые автором в качестве инструментов управления бизнесом маркетинг, стратегическое прогнозирование, стратегическое планирование, анализ сильных и слабых сторон, стратегический контроль представляют собой в большей степени функции управления, а не методы и средства Чуриков Л.И. [19]

Функционирование рынка продукции Авторское видение категории «инструмент» — традиционное, как прием или способ воздействия. Авторы привносят в определение категории существенное дополнение, касающееся признака «переменности» инструментов, что необходимо признать своевременным, учитывая быстро меняющиеся, динамичные условия рыночной среды Воронин В.П., Под-молодина И.М. [8]

Управленческие решения В данной трактовке четко прослеживается взаимосвязь инструментов и функций управления, что необходимо признать соответствующим экономической логике. Можно согласиться с утверждениями авторов условно, в силу того, что хотя применение инструментов графических эталонов, продекларированных авторами, безусловно, освобождает пользователей этих моделей от необходимости проведения трудоемких расчетов, но одновременно сокращает точность результатов и ограничивает круг рассматриваемых показателей Жданов С.А., Денисов А.Ю. [14]

Управление инвестиционной деятельностью Авторская позиция оригинальна по сути и форме, так как апеллирует к инструментарию именно как системе, а не комплексу инструментов, что, безусловно, соответствует современной парадигме управления Овчинникова Т.И., Беляева Г.В. [3]

Развитие менеджмента К числу основных институциональных инструментов (наряду с принципами, стратегией и организационной культурой) относит политику предприятия, что противоречит известным постулатам теории менеджмента, так как перечисленные виды являются элементами системы управления с точки зрения системного подхода Саликов Ю.А. [18]

Базовой основой формирования инструментов, используемых в процессе управления развитием производственных организаций, перерабатывающих сырье сельскохозяйственного происхождения, мы считаем идею продовольственного рынка, представляемого как совокупность отношений обмена не только внутри продуктового комплекса, но и находящихся за его пределами, т. е. между комплексом и потребностями в его продукции. На этой основе регулируемый продовольственный рынок рассматривается как постоянно действующий механизм обеспечения и поддержания сбалансированности и динамичного равновесия производственных возможностей всех сфер комплекса и спроса на конечную продукцию на основе оптимального сочетания государственного регулирования и процессов саморегулирования.

Опираясь на данную теоретическую позицию, мы пришли к пониманию ключевых элементов управления развитием производственных организаций, развивая обозначенный системный подход (см. рис. 2). В качестве ключевых элементов представлены: миссия, видение, интересы, ценности, цели, задачи, стратегия, инструменты. При этом в нашем понимании инструменты — это совокупность приемов и способов, дающих возможность развивающейся организации выполнить свою миссию на основе использования системы ключевых элементов управления.

Объективно возникает необходимость исследования некоторых основополагающих признаков экономической категории «инструменты управления развитием организаций», особенностей системного и ситуационного подходов к ее формированию, использованию в менеджменте и совершенствованию в конкретном производственном бизнесе. При этом само понятие бизнеса складывается на основе тезиса: бизнес — это дело, без которого невозможен прогресс [5, с. 40], т. е. успешно развивающаяся на основе постоянных преобразований бизнес-деятельность.

Как ключевому элементу системы организационного менеджмента инструментам должны соответствовать следующие признаки.

Во-первых, для поддержания организационных ценностей и интересов конкретного производства, без чего невозможно обеспечить конкурентоустойчивую деятельность, считаем необходимым применять инструменты управления развитием, ориентированные на максимизацию стоимости бизнеса. Постоянно увеличивая стоимость бизнеса, можно успешно управлять социально-экономическими факторами, сохранять свободу преобразований в условиях нестабильности факторов среды и сохранять конкурентоустойчивость.

Во-вторых, используемые преобразующие инструменты управления в условиях мобилизации благоприятных факторов бизнес-среды и нейтрализации негативных должны быть гибкими, нацеленными на организационные ценности и сбалансированные интересы собственников, менеджмента и персонала, чтобы предоставить организации возможность развиваться, защищая свои конкурентные преимущества и, как следствие, обеспечивая рост дохода и доходности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов Ю. П., Коломыцева О. Ю., Журавлева Т. Ю. Теория и практика управления ресурсами развития промышленных предприятий. Воронеж: ИСТОКИ, 2009. 169 с.

2. Афонин И. В. Управление развитием предприятия. Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены. М.: Дашков и Ко, 2002.

3. Беляева Г. В., Овчинникова Т. И. Концептуальные основы системы инвестиционной деятельности с учетом накопленного научного потенциала. Воронеж: Изд-во им. Болховитинова, 2009. 136 с.

4. Боброва Е. В. Система принципов и инструментов конкурентной деятельности предприятия // Проблемы региональной экономики. Воронеж: ЦИРЭ, 2006. Вып. 14. С. 56-59.

5. БолоболовА. Проблемы развития и регулирования агробизнеса // АПК: экономика, управление. 2003. № 3.

6. Брянцева Л. В., Лохманова И. С., Полозова А. Н. Сбалансированное управление организационным развитием: концепция, инструментарий. Воронеж: Научная книга, 2007. 144 с.

7. Бутакова М. М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов. М.: КНОРУС, 2008. 168 с.

8. Воронин В. П., Подмолодина И. М., Субхонбердиев А. Ш. Инструменты функционирования рынка химической продукции. Воронеж: ВГТА, 2007. 175 с.

9. Горковенко Е. В., Полозова А. Н. Инструментарий управления развитием перерабатывающих организаций. Воронеж: ЦНТИ, 2010. 291 с.

10. Горковенко Е., Полозова А. Инструменты управления развитием промышленных организаций // Российское предпринимательство. 2010. № 7. С. 36-42.

11. Горшкова Л.А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий. М.: Финансы и статистика, 2003. 208 с.

12. Гребнева И. В., Лохманова И. С., Полозова А. Н., Хорев А. И. Предпринимательские инструменты управления бизнес-развитием. Воронеж: Научная книга, 2007. 228 с.

13. Гребнева И. В., Нуждин Р. В., Полозова А.Н., Хорев А. И. Факторы и инструменты управления организационным бизнес-развитием. Воронеж: Научная книга, 2009. 206 с.

14. Денисов А. Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Дело и Сервис, 2002. 416 с.

15. Ломакин А. Л. Управленческие решения. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2005. 192 с.

16. Манасян С. М. Инструменты стратегического планирования бизнес-деятельности на предприятиях хлебопекарной отрасли: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж: ВГТА, 2009. 24 с.

17. Полозова А. Н. Стратегическое управление развитием промышленных организаций. М.: Изд-во МАИ, 2003. 464 с.

18. Саликов Ю. А. Системно-функциональные факторы развития современного менеджмента и его инструментария. Воронеж: Научная книга, 2008. 324 с.

19. Серебрякова Н. А., Удовиченко А. И., Чуриков Л. И. Экономические стратегии управления бизнесом в рыночных условиях. Воронеж: ВГУ, 2004. 552 с.

20. Тогузаев Т. Х. Основные направления формирования рыночной стратегии предприятий пищевой промышленности // Известия СПбУЭФ. 2009. № 1. С. 67-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.