вызванной как криминальной активностью, так и использованием некорректных методов конкурентной борьбы со стороны других бизнес-субъектов данной сферы.
Проанализировав все функциональные составляющие ЭБ, можно сформулировать следующий вывод: для обеспечения экономической безопасности предприятия (организации, фирмы) от влияния субъективных и объективных причин руководству необходимо принимать решения с такой же скоростью, с которой возникают негативные изменения, и уметь их предвидеть. Скорость принятия решений, способность максимально быстро адаптироваться к изменениям рыночной среды являются не просто необходимыми компонентами успешного бизнеса, но и могут выступать решающими факторами достижения конкурентного преимущества малых и средних промышленных предприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мак-Мак В. П. Служба безопасности предприятия. Организационно-управленческие и правовые аспекты деятельности. М.: Мир безопасности, 1999.
2. Микадзе С. Ю. Активизация малого предпринимательства как фактор повышения уровня экономической безопасности страны // Известия СПбУЭФ. 2009. № 1. С. 163-166.
Е. В. ГОРКОВЕНКО
Екатерина Вячеславовна Горковенко — старший преподаватель Воронежской государственной технологической академии (ВГТА).
В 2002 г. окончила ВГТА.
Автор 15 публикаций.
Область научной специализации — экономика промышленности, менеджмент, региональная экономика.
^ ^ ^
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА*
Производственная организация является, безусловно, открытой социально-экономической системой [20], которая обладает многообразными возможностями для использования изменений внешней среды на основе изменений через преобразования внутренней среды (см. рис. 1). Изменения в организации как открытой системе являются следствием действия множества факторов среды, влияющих на результаты управленческих воздействий в ходе развития организации.
При этом мы исходим из следующего понимания категории «преобразование»: это следствие необратимых изменений среды под влиянием определенных социально-экономических факторов, вызванные соответствующими управленческими воздействиями [9]. Следовательно, сложные производственные организации, особенно такие, которые перерабатывают сырье сельскохозяйственного происхождения, требуют соответствующих инструментов управления их функционированием и развитием в преобразующем режиме на основе познания и целесообразного использования факторов среды.
ГРНТИ 06.39.41 © Е. В. Горковенко, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, доц. А.Н. Полозовой.
В Н Е Ш Н Я Я М А К Р О С Р Е Д А (изменения)
еде-
о характер или отдельные черты [17]. Как правило, причины явлений (фактов, событий, ситуаций) — направления и характер влияния изменений *ым учет их объективной связи и взаимозависимости^ Ю нашему мнению, трактовка фактора только как причины носит ограниченный характер, поскольку явлен( - — это следственные категории, относительно появления которых существуют определенные объективные причины (источники), но сами причины, в свою очередь, также имеют конкретные объективные источники — результаты управленческих воздействий во внешней и внутренней бизнес-среде. Поэтому фактор следует также понимать как источник, под влиянием которого изменяется уровень какого-либо процесса, в том числе — формируются (создаются, обновляются) инструменты управления развитием организаций.
Иначе говоря, экономический фактор — это источник, т. е. направление, в котором следует изыскивать возможности бизнес-среды для целей формирования соответствующих инструментов управления развитием производственной организации [10]. Таким образом, фактор имеет не только качественный, но и количественный характер, реализуя преимущества эффекта положительной синергии, если проводимые с помощью соответствующих инструментов преобразования в организации имеют должное место и дают возможность ей развиваться. При этом отметим, что в теории управления к настоящему времени сложилось несколько научных подходов к пониманию сущности инструментов управления, обзор которых представлен в таблице.
ляющ вклю
ая его
пред
Таблица
Понимание содержания и природной принадлежности категории «инструментарий управления»
Природная принадлежность Содержательные особенности (комментарий автора статьи) Автор, источник
Управление ресурсами развития организации Отождествляет инструменты с принципами, методами и функциями, что противоречит известным постулатам теории менеджмента, нарушает логику системного восприятия управления, поскольку последние являются элементами системы управления с точки зрения системного подхода Анисимов Ю.П., Коломыцева О.Ю. [1]
Природная принадлежность Содержательные особенности (комментарий автора статьи) Автор, источник
Обеспечение функции управления Акцентирует внимание на составляющей инструментария как методическом обеспечении аналитической функции управления, которую мы разделяем Афонин Н.В. [2]
Акцентирует внимание на использовании инструментов в основном для решения проблем, а не для реализации неиспользованных возможностей, чем суживает круг инструментальных средств, сводя их к типу «аналитических методов». Эвристические методы предлагаются лишь для наглядности, т. е. носят иллюстративный характер, а среди расчетных отсутствуют рекомендации по применению экономико-математических моделей Горшкова Л.А. [11]
Конкурентная деятельность Отождествляет инструменты как универсальные формы организации внешнего воздействия с механизмом — целенаправленно функционирующей системой, т. е. понятие «инструмент» (способ внешнего воздействия) приравнивает к понятию «рычаг», являющемуся неотъемлемым элементом механизма (отражающего внутреннее содержание осуществляемого действия) Боброва Е.В. [4]
Развитие организации Рекомендует в качестве инструментов не сами методы и модели, а их результатно-информационное воплощение — бизнес-план, который он и называет основным инструментом планирования стратегии фирмы и контроля ее реализации, с чем нельзя согласиться, так как бизнес-план — это результат управленческой деятельности Ломакин А.Л. [15]
Акцентируют внимание на инструментах как способах максимизации стоимости бизнеса, позволяющих обеспечивать преобразующее развитие бизнеса, удовлетворять бизнес-интересы. Доказана неотъемлемая взаимосвязь экономических факторов, преобразований и инструментов преобразований в ходе развития организации Хорев А.И., Полозова А.Н., Нуждин Р.В., Брянцева Л.В. [6; 12; 13]
Стратегическое планирование Акцентирует внимание на информационном обеспечении экономического прогнозирования, отмечая его превалирующую роль как одного из самых сложных и ответственных этапов в управлении. Бутакова М.М. [7]
Относит к инструментам управленческие решения, которые, как известно, являются результатом управленческой деятельности, а не способом или средством управления Манасян С.М. [16]
Стратегия управления Рассматриваемые и признаваемые автором в качестве инструментов управления бизнесом маркетинг, стратегическое прогнозирование, стратегическое планирование, анализ сильных и слабых сторон, стратегический контроль представляют собой в большей степени функции управления, а не методы и средства Чуриков Л.И. [19]
Функционирование рынка продукции Авторское видение категории «инструмент» — традиционное, как прием или способ воздействия. Авторы привносят в определение категории существенное дополнение, касающееся признака «переменности» инструментов, что необходимо признать своевременным, учитывая быстро меняющиеся, динамичные условия рыночной среды Воронин В.П., Под-молодина И.М. [8]
Управленческие решения В данной трактовке четко прослеживается взаимосвязь инструментов и функций управления, что необходимо признать соответствующим экономической логике. Можно согласиться с утверждениями авторов условно, в силу того, что хотя применение инструментов графических эталонов, продекларированных авторами, безусловно, освобождает пользователей этих моделей от необходимости проведения трудоемких расчетов, но одновременно сокращает точность результатов и ограничивает круг рассматриваемых показателей Жданов С.А., Денисов А.Ю. [14]
Управление инвестиционной деятельностью Авторская позиция оригинальна по сути и форме, так как апеллирует к инструментарию именно как системе, а не комплексу инструментов, что, безусловно, соответствует современной парадигме управления Овчинникова Т.И., Беляева Г.В. [3]
Развитие менеджмента К числу основных институциональных инструментов (наряду с принципами, стратегией и организационной культурой) относит политику предприятия, что противоречит известным постулатам теории менеджмента, так как перечисленные виды являются элементами системы управления с точки зрения системного подхода Саликов Ю.А. [18]
Базовой основой формирования инструментов, используемых в процессе управления развитием производственных организаций, перерабатывающих сырье сельскохозяйственного происхождения, мы считаем идею продовольственного рынка, представляемого как совокупность отношений обмена не только внутри продуктового комплекса, но и находящихся за его пределами, т. е. между комплексом и потребностями в его продукции. На этой основе регулируемый продовольственный рынок рассматривается как постоянно действующий механизм обеспечения и поддержания сбалансированности и динамичного равновесия производственных возможностей всех сфер комплекса и спроса на конечную продукцию на основе оптимального сочетания государственного регулирования и процессов саморегулирования.
Опираясь на данную теоретическую позицию, мы пришли к пониманию ключевых элементов управления развитием производственных организаций, развивая обозначенный системный подход (см. рис. 2). В качестве ключевых элементов представлены: миссия, видение, интересы, ценности, цели, задачи, стратегия, инструменты. При этом в нашем понимании инструменты — это совокупность приемов и способов, дающих возможность развивающейся организации выполнить свою миссию на основе использования системы ключевых элементов управления.
Объективно возникает необходимость исследования некоторых основополагающих признаков экономической категории «инструменты управления развитием организаций», особенностей системного и ситуационного подходов к ее формированию, использованию в менеджменте и совершенствованию в конкретном производственном бизнесе. При этом само понятие бизнеса складывается на основе тезиса: бизнес — это дело, без которого невозможен прогресс [5, с. 40], т. е. успешно развивающаяся на основе постоянных преобразований бизнес-деятельность.
Как ключевому элементу системы организационного менеджмента инструментам должны соответствовать следующие признаки.
Во-первых, для поддержания организационных ценностей и интересов конкретного производства, без чего невозможно обеспечить конкурентоустойчивую деятельность, считаем необходимым применять инструменты управления развитием, ориентированные на максимизацию стоимости бизнеса. Постоянно увеличивая стоимость бизнеса, можно успешно управлять социально-экономическими факторами, сохранять свободу преобразований в условиях нестабильности факторов среды и сохранять конкурентоустойчивость.
Во-вторых, используемые преобразующие инструменты управления в условиях мобилизации благоприятных факторов бизнес-среды и нейтрализации негативных должны быть гибкими, нацеленными на организационные ценности и сбалансированные интересы собственников, менеджмента и персонала, чтобы предоставить организации возможность развиваться, защищая свои конкурентные преимущества и, как следствие, обеспечивая рост дохода и доходности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов Ю. П., Коломыцева О. Ю., Журавлева Т. Ю. Теория и практика управления ресурсами развития промышленных предприятий. Воронеж: ИСТОКИ, 2009. 169 с.
2. Афонин И. В. Управление развитием предприятия. Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены. М.: Дашков и Ко, 2002.
3. Беляева Г. В., Овчинникова Т. И. Концептуальные основы системы инвестиционной деятельности с учетом накопленного научного потенциала. Воронеж: Изд-во им. Болховитинова, 2009. 136 с.
4. Боброва Е. В. Система принципов и инструментов конкурентной деятельности предприятия // Проблемы региональной экономики. Воронеж: ЦИРЭ, 2006. Вып. 14. С. 56-59.
5. БолоболовА. Проблемы развития и регулирования агробизнеса // АПК: экономика, управление. 2003. № 3.
6. Брянцева Л. В., Лохманова И. С., Полозова А. Н. Сбалансированное управление организационным развитием: концепция, инструментарий. Воронеж: Научная книга, 2007. 144 с.
7. Бутакова М. М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов. М.: КНОРУС, 2008. 168 с.
8. Воронин В. П., Подмолодина И. М., Субхонбердиев А. Ш. Инструменты функционирования рынка химической продукции. Воронеж: ВГТА, 2007. 175 с.
9. Горковенко Е. В., Полозова А. Н. Инструментарий управления развитием перерабатывающих организаций. Воронеж: ЦНТИ, 2010. 291 с.
10. Горковенко Е., Полозова А. Инструменты управления развитием промышленных организаций // Российское предпринимательство. 2010. № 7. С. 36-42.
11. Горшкова Л.А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий. М.: Финансы и статистика, 2003. 208 с.
12. Гребнева И. В., Лохманова И. С., Полозова А. Н., Хорев А. И. Предпринимательские инструменты управления бизнес-развитием. Воронеж: Научная книга, 2007. 228 с.
13. Гребнева И. В., Нуждин Р. В., Полозова А.Н., Хорев А. И. Факторы и инструменты управления организационным бизнес-развитием. Воронеж: Научная книга, 2009. 206 с.
14. Денисов А. Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Дело и Сервис, 2002. 416 с.
15. Ломакин А. Л. Управленческие решения. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2005. 192 с.
16. Манасян С. М. Инструменты стратегического планирования бизнес-деятельности на предприятиях хлебопекарной отрасли: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж: ВГТА, 2009. 24 с.
17. Полозова А. Н. Стратегическое управление развитием промышленных организаций. М.: Изд-во МАИ, 2003. 464 с.
18. Саликов Ю. А. Системно-функциональные факторы развития современного менеджмента и его инструментария. Воронеж: Научная книга, 2008. 324 с.
19. Серебрякова Н. А., Удовиченко А. И., Чуриков Л. И. Экономические стратегии управления бизнесом в рыночных условиях. Воронеж: ВГУ, 2004. 552 с.
20. Тогузаев Т. Х. Основные направления формирования рыночной стратегии предприятий пищевой промышленности // Известия СПбУЭФ. 2009. № 1. С. 67-73.