благодаря эффективной и справедливой оценки деятельности, как каждого сотрудника, так и всего коллектива.
Список литературы
1. Бондарчук Н.В., Жильцов С.А. Организационно-экономический механизм управления инновационно -инвестиционными рисками электросетевых предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 638-642.
2. Жильцов С.А. Личность в процессе создания и внедрения инноваций // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2016. № 19. С. 198-206.
3. Игнатьев С.В., Мешков И.А. Мировой опыт интенсивного развития экономики, основанного на национальном сырьевом потенциале (на примере Норвегии) // European Social Science Journal. 2016. № 11. С. 27-39.
4. Полянская Н.А., Шамин А.Е. Актуальные проблемы подготовки кадров для IT-сектора Нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 107-118.
5. Рындин Е.В. Продуктивность труда как основной показатель эффективности функционирования торговых форматов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 4. С. 27-29.
6. Рындин Е.В. К вопросу формирования компоненты стратегии развития персонала организации // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 6. С. 233-238.
Нуждин Р.В.
КЛАССИФИКАЦИЯ БИЗНЕС-ОТНОШЕНИЙ В СТЕЙКХОЛДЕР-МЕНЕДЖМЕНТЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Ключевые слова: АПК; производственные организации; стейкхолдеры; менеджмент; бизнес-отношения; систематизация и классификация, бизнес-цели.
Аннотация: Охарактеризовано понятие «стейкхолдеры». Систематизированы стейкхолдеры по: отношению к организации, воздействию на результаты, уровню важности, степени поддержки. Классифицированы бизнес-отношения производственных организаций АПК по видам бизнес целей.
Keywords: agro-industrial complex (AIC); production organizations; stakeholders; management; business-relationships; systematization and classification, business goals.
Abstract: The content of the term "stakeholders" is disclosed. Stakeholders are systematized by: relation to the organization, impact on the results, significance levels, degrees of support. Business-relationships of industrial organizations of AIC are classified by business goals.
Экономическая деятельность организации как открытой системы характеризуется наличием следующих неотъемлемых атрибутов:
- бизнес-среды (по отношению к организации и её деятельности: внешней, внутренней и сопряжённой) [1];
- субъектов бизнес-среды, действие или бездействие которых приводит к изменениям среды и, как следствие, - деятельности организации [2];
- целевых интересов субъектов бизнес-среды, определяющих группы причастных сторон (стейкхолдеров); пересечение интересов является определяющим при формировании сопряжённой бизнес-среды;
- взаимодействия субъектов, направленных на удовлетворение целевых интересов: формы, способы и инструменты достижения целевых интересов являются основой построения бизнес-отношений;
- результатов взаимодействия субъектов, приводящих к следующему витку изменений (преобразований) в бизнес-цикле.
Содержание каждого атрибута неразрывно связано с субъектами бизнес-среды, в том числе индивидумами [4-6]. В менеджменте субъектов, подвергающихся воздействию организации или оказывающих прямое/косвенное влияние на условия или результаты функционирования организации, традиционно называют причастными сторонами или стейкхолдерами. В «Своде знаний по управлению проектами» (РМОК) используются также понятия «заинтересованная группа», «заинтересованная сторона». Однако, согласно ГОСТ Р 51897-2011/ Руководство ИСО 73: 2009 "Менеджмент риска. Термины и определения": «Stakeholder - «причастная сторона»: Любой индивидуум, группа или организация, которые могут воздействовать на риск, подвергаться воздействию или ощущать себя подверженными воздействию риска».
Таким образом, категория «причастная сторона»является более широкой, включающей в себя как «заинтересованные стороны», так и «незаинтересованные», но способные оказать определённое воздействие, стороны. В целях однозначного понимания и устранения
искажённого восприятия содержания суждений мы будем придерживаться именно этой трактовки понятия «стейкхолдер».
Многообразие стейкхолдеров, а также целей и форм взаимодействия с ними обусловило необходимость их систематизации, в том числе для более результативной оценки, структурирования их интересов и целей для разработки действенных управленческих решений. Традиционно выделяют несколько подходов к классификации стейкхолдеров таблица 1.
Таблица 1 - Систематизация стейкхолдеров производственных _организаций АПК_
Классификаци онный признак Стейкхолде ры Характеристика
По отношению к организации Внешние Субъекты внешней бизнес-среды
Внутренние Субъекты внутренней бизнес среды
По степени влияния на бизнес Первичные (главные) Оказывают прямое влияние на ведение бизнеса и его результаты
Вторичные Оказывают опосредованное (косвенное) влияние на ведение бизнеса и его результаты
По уровню важности Основные Субъекты, обладающие высоким уровнем важности и способные оказать значительное влияние на ведение бизнеса и его результаты
Второстепе нные Субъекты, обладающие низким уровнем важности и неспособные оказать значительное влияние на ведение бизнеса и его результаты
По уровню поддержки Противники Конкуренты, а также иные субъекты, оказывающие негативное влияние на условия и результаты ведения бизнеса
Партнёры Субъекты, оказывающие положительное влияние (поддержку) на условия и результаты ведения бизнеса
Нейтрально астроенные Субъекты, не оказывающие никакого влияния на условия и результаты ведения бизнеса
Вне зависимости от используемого подхода к классификации стейкхолдеров их состав и область интересов практически неизменны: а) внешние стейкхолдеры:
- поставщики заинтересованы в: упрощении процедур выбора поставщиков; росте финансовой состоятельности организации; обеспечении регулярности заказов на поставки, выполнении условий договоров; стабильности заказов; заключении эксклюзивных договоров;
- покупатели заинтересованы в: расширении ассортимента продукции, повышении её новизны и доступности; повышении
качества продукции, гарантии её безопасности; снижении уровня цен; соответствии стратегии организации принципам формирования долгосрочных бизнес-отношений;
- инвесторы заинтересованы в: повышении доходности капитала; ускорении денежных потоков; росте рыночной доли; повышении качества корпоративного управления; обеспечении сбалансированности инвестиционного портфеля-сокращении инвестиций с высоким уровнем риска;
- дистрибьюторы, дилеры, посредники (партнеры) заинтересованы в: оптимизации производственной структуры и повышении эффективности управления; в повышении финансовой состоятельности организации; повышении качества и конкурентоспособности продукции; дисциплине исполнения сроков, бюджета; регулярности поставок, сервисной поддержки и послепродажного обслуживания;
- финансовые организации заинтересованы в: повышении платежеспособности организации; хорошей кредитной истории; повышении эффективности управления денежными потоками;
- СМИ и общественные организации заинтересованы в: развитии и обеспечении стабильной ситуации; экологической безопасности и сохранении окружающей среды; информационной открытости, в том числе бизнеса; реализации социальных и благотворительных проектов; обеспечении социальной ответственности;
- министерства заинтересованы в: выполнении собственных КР1, развитии подответственных видов экономической деятельности;
- население заинтересовано в росте потребления и снижении расходов;
- государство заинтересовано в: обеспечении радиационной, экологической, экономической, энергетической, информационной, общественной и продовольственной безопасностей; развитии инфраструктуры; повышении результативности социальной политики; обеспечении роста занятости; обеспечении профицита бюджета всех уровней: за счет своевременного и полного поступления налоговых платежей; соблюдении законодательства и т.д.
б) внутренние стейкхолдеры:
- акционеры (собственники) заинтересованы в: максимизации акционерной стоимости; росте прибыли; росте размера дивидендов; росте рыночной доли организации; росте цен на акции;
- топ-менеджеры заинтересованы в: росте размера собственных доходов; повышении социального статуса, связанного с работой в
организации; снижении уровня и зоны личной ответственности; сокращении количества и масштаба служебных конфликтов;
Таблица 2 - Классификация бизнес-отношений по бизнес-целям
Классифика ционный признак Вариация признака Вид бизнес-отношений
Цели функционир ования Сопряжение бизнес-интересов Партнёрские
Конкурентные
Объединение усилий Совместное использование имущества
Совместное осуществление операций
Совместная деятельность
Получение доходов (прибыли) Рентабельные
Низкорентабельные
Убыточные
Выполнение основных, вспомогательных и обеспечивающих бизнес-процессов Отношения с поставщиками и подрядчиками
Отношения с покупателями и заказчиками
Отношения с обществом и государством
Отношения с финансовыми институтами
Отношения с прочими контрагентами
Цели усовершенст вования Улучшение бизнес-процессов Связанные с реализацией основных бизнес-процессов
Связанные с реализацией вспомогательных бизнес-процессов
Связанные с реализацией обеспечивающих бизнес-процессов
Совершенствовани е договорных отношений с поставщиками и покупателями Отношения по договорам купли-продажи
Товарообменные отношения
Отношения по давальческой схеме
Отношения по договорам переработки
Смешанные отношения
Обеспечение (повышение) конкурентоспособ ности Конкурентоспособные
Неконкурентоспособные
Цели развития Реализация преимуществ партнёрства Оперативные (текущие)
Тактические
Стратегические
Рост, расширение, интеграция Интра-интеграционные (локальные)
Интер-интеграционные (межотраслевые, региональные)
Группообразующие
Ассоциативные
Самосовершенство вание Оптимальные
Сбалансированные
- сотрудники заинтересованы в: росте заработной платы, поощрений; расширении возможностей карьерного роста; улучшении
условий работы и социальных гарантий; росте полномочий на фоне снижения ответственности; росте удовлетворенности работой; участии в прибылях, интеллектуальной и профессиональной ренте.
- профсоюзные организации заинтересованы в: выполнении и обеспечении социальных обязательств, защищённости сотрудников, условий Коллективного договора, соблюдении норм законодательства.
Успешное позиционирование организации на рынке, по нашему мнению, в значительной степени зависит от результативности бизнес-отношений, которые она выстраивает с внешними контрагентами, образуя сопряженную бизнес-среду (таблица 2).
В данном контексте мы разделяем мнение других авторов и понимаем под «бизнес-отношениями» - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе сопряжения интересов и усилий организации с внешними участниками для реализации потенциала партнёрства и достижения бизнес-целей [3].
Таким образом, систематизация стейкхолдеров и классификация бизнес-отношений не ограничивается приведёнными примерами и должна быть обусловлена, прежде всего, целями, для которых она проводится.
Список литературы
1. Брянцева Л.В., Полозова А.Н., Воронин В.П., Гребнева И.В. Бизнес-анализ состояния и развития перерабатывающих организаций АПК. - Воронеж: ЦНТИ, 2009. - 199 с.
2. Брянцева Л.В., Макушникова Е.С. Теоретические основы эффективного управления развитием организации // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2014. № 1. С. 5-9.
3. Полозова А.Н., Нуждин Р.В., Лохманова И.С. Формирование и развитие бизнес-отношений в промышленных экономических системах: монография. - М.: Изд-во МАИ, 2006. - 172 с.
4. Полозова А.Н., Корниенко А.Е., Горковенко Е.В. Оценка-аттестация как инструмент мотивации управленческой деятельности в системе контроллинга // Экономика и предпринимательство. 2011. № 6 (23). С.186-188.
5. Полозова А.Н., Григорьева В.В. Приоритеты трудовой мотивации снижения производственных издержек // Хранение и переработка сельхозсырья. 2003. № 2. С. 67.
6. Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Нуждин Р.В. Развитие сопряженных отраслей свеклосахарного комплекса: тенденции, возможности, стратегии. - Воронеж: Научная книга, 2006. - 216 с.